можно ли воевать христианину

Православная Жизнь

Системный анализ этого вопроса попробовал сделать протоиерей Игорь Рябко.

можно ли воевать христианину. 8 40. можно ли воевать христианину фото. можно ли воевать христианину-8 40. картинка можно ли воевать христианину. картинка 8 40. Системный анализ этого вопроса попробовал сделать протоиерей Игорь Рябко.

I. Ветхий Завет

Впервые в истории человечества звучат слова о ценности человеческой жизни: «Не убивай» (Исх. 20:13). До этого такого понятия не было. Человек для греков – это гражданин полиса. Другие – или рабы, или животные, что, по сути, одно и то же. Никто и никогда в дохристианскую эпоху не считал, что человек – это существо, жизнь которого имеет какую-то ценность, кроме как для него самого. Даже в раннем иудаизме понятие «ближнего» ограничивалось соплеменником.

Зло, которое живет в человеческих сердцах, эгоцентрично, и одно из его проявлений – выживание за счет других жизней, уничтожение себе подобных, паразитирование на жизни других людей.

Бог вводит систему защиты от распространения насилия и зла людей по отношению друг к другу. Страх становится механизмом, ограничивающим его действие. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Здесь речь идет, в первую очередь, об учреждении государственной власти, которая призвана ограничивать всесилие зла в мире. Эту мысль подтверждает и апостол Павел: «Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание, делающему злое» (Рим 13:4).

II. Новый Завет

Идеал

Эти бескомпромиссные заповеди Спасителя нередко перетолковываются, чтобы как-то подгонять их под шаблон этого мира. Радикализм Евангельских слов не вмещается в систему ценностей падшего человечества. Что предлагалось в качестве исключения?

А) Защита Родины. У христианина нет Родины. «Царство Мое (а, значит, и наше), не от мира сего» (Ин. 18:36). Мы перехожане в земной реальности, наш Град – Небо, наш Царь – Христос, наше гражданство – Небесное.

Б) Защита семьи и собственности. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:37–39). Христос приносит не мир, а меч, который разделяет самых близких людей (Мф. 10:34–36). Христианину предлагается взять крест и идти за Христом, даже если для этого нужно оставить отца, жену, детей (Мк. 10:29).

Так понимали учение Спасителя святые, которые отдавали свое здоровье, подобно преподобному Серафиму Саровскому, или жизнь, как это делали мученики, чтобы не нарушить заповедь Божию.

Ориген еще в IІІ веке писал, что христиане воюют добрыми делами и молитвой, а не мечом и луком. Даже тот, кто воевал в императорской армии и должен был в силу своей профессиональной деятельности убивать людей, на три года отлучался от Причастия по канонам Церкви.

Компромисс

Стать на защиту семьи, своей жизни, близких людей – это возможная система поведения христианина, которая все равно должна быть изглажена покаянием и епитимией, если в результате было нанесено увечье или лишение жизни нападающих. Священник, жизнь которого должна являться для верных идеалом (1 Тим. 4:12), даже в случае неумышленного убийства, например в ДТП, при полной его правоте, с точки зрения закона, навсегда извергается из сана. Мирянин лишается права причащаться в течение определенного количества лет.

Что касается традиции, введенной еще в Ветхом Завете, т. е. в пенитенциарной и военной системе государственных институтов, то сегодня она все больше претерпевает метаморфозы в сторону противоположную. Коррупция, несправедливость и фальсификации стали обычным делом в уголовно-исполнительной системе. Армия все чаще выполняет не функцию защиты Родины, а роль агрессора. Война Советской армии в Афганистане, американской в Ираке, Вьетнаме и других странах однозначно говорит о том, что сама армия сегодня чаще становится носителем зла, а ее солдаты, будучи формально невинными, выполняя приказы своего командования, становятся орудием.

Какая справедливость и оправдание братоубийственной войне в Украине, на которой гибнут ни в чем не повинные люди как с той, так и с другой стороны? Геополитические интересы «супердержав» сделали наш народ игрушкой в руках «сильных мира сего», и вся это бойня покрывается лживыми патриотическими лозунгами с обеих сторон.

Мир, который лежит во зле (1 Ин. 5:19), в силу своей динамической апостасии все меньше и меньше имеет общего с Миром Божиим, а, следовательно, чем меньше точек соприкосновения с первым будет иметь христианин, тем это будет для него полезнее и спасительнее.

Протоиерей Игорь Рябко,
профессор кафедры богословия Классического приватного университета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *