можно ли во время месячных ездить по святым местам
Почему нельзя в церковь с месячными?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Почему в церковь нельзя с месячными?
Ответ:
Как православной христианке вести себя во время менструаций? Можно ли считать женщину «нечистой» в эти дни? Может ли женщина в этом состоянии приходить в храм, прикладываться к святыням, приступать к Таинствам?
Ответ дает решение Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, проходившего в феврале 2015 года. «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии». Таким образом, главное ограничение, которое накладывает период менструации на православную женщину — невозможность приступить к Причастию. Все остальное — приходить в храм, прикладываться к иконам и мощам, пить святую воду, вкушать просфору — можно.
Почему же нельзя причащаться? Дело в том, что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже.
Некоторые священники более радикальны в этом вопросе и приводят аргументы, почему нельзя в церковь с месячными. Так, до сих пор популярна «Настольная книга священнослужителя», написанная более 100 лет назад. Ее автор, протоиерей Сергий Булгаков, в частности, пишет, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации не только причащаться, но и приходить в храм.
Чтобы разобраться в сути вопроса и в том, почему возникают разные мнения на этот счет, обратимся к истории. В ветхозаветной книге Левит написано о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33). Согласно этой книге, не только сама женщина в период месячного очищения считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся ее (Левит 15:24). При этом подобный взгляд был в древнем мире довольно распространен. Языческие культы также включали подобные запреты, связанные с заботой о «ритуальной чистоте».
Проповедь Иисуса Христа изменила ветхозаветные представления о благочестии. Спаситель сказал, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:15). Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» обрели не физический, а духовный смысл. Кроме того, Христос беседовал с самарянкой, что среди иудеев того времени считалось «оскверняющим», исцелил крoвоточивую женщину и даже хвалил ее веру (Мф, 2:20-22).
Вопрос о том, почему нельзя в церковь с месячными, мы попросили прокомментировать священников Максима Бражникова и Виктора Никишова.
«В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты», отделяющей человека от Бога. Человека от Бога отделяют грехи, — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода города Орска. — А в менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в связи с этой темой необоснованно. Есть много версий относительно происхождения этого предубеждения, и одна из распространенных — что в древности не было надежных гигиенических средств, поэтому женин просили не приходить в храм во время месячного очищения, чтобы не проливалась кровь (есть правило, запрещающее проливать кровь в храме, ибо там совершается Бескровная жертва). Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. С другой стороны, есть канонические правила, в которых говорится, что женщины в таком состоянии не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности). Но нет оснований для запрета приходить в храм и прикладываться к святыням».
«Уже во времена раннего христианства люди понимали, что Господь изменил отношение к «нечистоте», не осудив кровоточивую, прикоснувшуюся к Нему, — подчеркивает руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора города Могилева иерей Виктор Никишов. — Позднее у христиан появился вопрос о нахождении в Храме во время «очистительных женских дней». И в середине III века ответ на него дал священномученик Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:
«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
В VI веке на этот вопрос отвечает святитель Григорий Двоеслов: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?»
В том же ключе на этот вопрос отвечает наш современник Патриарх Сербский Павел (1914-2009), который написал статью «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»? Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься». Исходя из сказанного мы понимаем, что женщина может приходить в Храм в любое время».
Свято-Николаевский храм с.Нижние Пены
«Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша.»
«Женская нечистота»… идти в храм или нет?
До сих пор в народе бытует поверие, что женщинам во время месячных нельзя посещать храм.
До сих пор в народе бытует поверие, что женщинам во время месячных нельзя посещать храм.
Давайте разберемся так ли это?
Вот те вопросы, возникающие у женщин по поводу критических дней:
1.Можно ли ходить в храм?
2.Можно ли прикасаться к святыням: кресту, иконам, помазываться святым елеем?
3.Можно ли пить святую воду, вкушать просфорки, антидор?
4. Можно ли присутствовать при крещении или крестить ребенка?
5. Можно ли причащаться?
Начнем по порядку, а вернее с краткой справки откуда появились такие «правила» у нас в Церкви.
Для начала хочу разъяснить, откуда пошло само понятие о «Женской Нечистоте».
Правила древней Церкви.
Современная ситуация.
Первое: Гигиеническая революция взяла верх, в былые века не было ни душа, ни нижнего белья. Кровавым же метам в храме никак не место. Плюс к этому, простите, запах. В четвертом веке преп. Макарий Египетский так перелагал слова пророка Исайи: «И вся праведность ваша — как тряпки женщины в ее месячных». С появлениям средств гигиены женщинам теперь нет причины беспокоиться, что зайдя в храм из неё может что-то истечь.
Сейчас в Новозаветной Церкви жертвоприношения животных не совершаются, но зато совершается бескровная жертва Евхаристии. Поэтому так же пролитие в храмах всякой крови запрещается. Если допустим у человека пошла кровь из носа, то он должен с храма выйти, пока не остановит кровь. Так же и со священником, если священник порезался в алтаре или из носа пошла кровь, он должен остановить кровь, а потом продолжать богослужение.
Второе: Что касается «Нечистоты».
То в Новом Завете, Бог дает человеку совершенный закон Любви, отменяя древни правила.
Что Бог очистил, то не почитай нечистым сказал Господь апостолу Петру (Деян.10.15)
Хождение в храм.
Давайте вспомним эпизод с женщиной находящийся в «нечистоте»,которой запрещалась даже прикасаться к людям Ветхого завета. Женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась в краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее (Мф. 9;20). Господь не осудил её, да же не сделал никакого упрека, а наоборот похвалил её за её веру.
Простой вопрос : Почему же, если женщина с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню. Раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?
Поэтому Женщина находящиеся в нечистоте может приходить в храм Божий.-это ответ на наш 1. Вопрос.
Прикосновения к различным святыням.
Говорят, что нельзя прикладываться ни ко кресту ни к иконам, ни присутствовать при таинстве крещения и т.п.
Хочу задать встречный вопрос: Чем наш нательный крестик, который мы носим на своей груди и крестное знамение, которым мы себя осеняем хуже храмовых икон и священнического креста? — По совей святости они равнозначны!
Поэтому можно заходя в храм Божий, прикладываться ко всем святыням, так же помазываться святым елеем, принимать антидор и просфорки, присутствовать при таинстве крещения. Верующему человеку это не возбраняется.-это ответ на вопросы 2,3,4.
Что Касается Таинства Причастия.
По общему мнению и согласию святых отцов, ради благоговения, женщине находящиеся в телесной нечистоте лучше воздержаться от Причастия, подобно тому, как евангельская женщина находящиеся в нечистоте, прикоснулась не к самому Христу, а всего –лишь к Его одежде. Это повторюсь вопрос РЕКОМЕНДАЦИИ, а не правил.
Подтверждения моих слов Святыми отцами.
Хочу сказать, что все святые, которые высказывались на эту тему говорили, что женщина в таком состоянии может присутствовать в храме, прикасаться к иконам, вкушать просфорки и т.д. Но лишь некоторые из них, говорили о том, что Причащаться не рекомендуется.
1. св. Климент Римский, ученик ап.Павла в сочинении «Апостольские постановления» допускал даже и причастие в таком состоянии: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность… рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
2. Св.Григорий Двоеслов(автор литургии Преждеосвященных даров) так же допускает в таком состоянии Причащение, но и приветствует воздержание по благочестию от Причастия.
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню.
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
3. Св. Дионисий Александрийский советовал не приступать к таинству Причащения
«Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежд. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
4. Св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался так же. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».
5. Патриарх сербский Павел
женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься
Вывод из всего сказанного таков, что при женской нечистоте можно посещать храмы, вкушать и пить святыни, но лишь воздерживаться от Причастия ради благоговения.
Поездка в Дивеево: что нужно знать, и как вести себя женщине?
Есть целый ряд вопросов о том, как вести себя в Дивеево, которые задают именно женщины. Возможно это связано с тем, что Серафимо–Дивеевский монастырь является женским, а может быть по тому, что это святое место очень полюбилось прекрасной половине человечества. Так или иначе, но нам захотелось кратко ответить хотя бы на некоторые их них.
Можно ли поехать в Дивеево в критические дни?
Как бы деликатной ни была эта тема, но она занимает часть жизни каждой женщины. И многие даже далекие от церкви дамы хоть раз да краем уха слышали, что вроде бы в храм в «эти» дни не ходят…
Это действительно так. По церковным правилам женщина, находящаяся в нечистоте (еще эти дни называют днями очищения), не должна находится в храме, прикасаться к святыням (свечам, иконам, Крещенской воде) и тем более дерзать подходить к Причастию. Нельзя во время месячных ходить по Канавке.
Но планируя паломническую поездку, многие остаются в недоумении, как быть, если…. вдруг досадная женская неожиданность меняет всё?
Можно ли заходить на территорию монастыря во время месячных?
Большинство глубоко православных и воцерковлённых женщин поездку не отменяют, но принимают решение посвятить это время не посещению Дивеевских святынь, а послушанию на благо обители. Проще говоря, едут в монастырь поработать. И это сознательная смена желаний идет на пользу, так как не ведет к глобальным разочарованиям.
Работ в монастыре много, есть и много сезонных, так что всегда можно подобрать себе по вкусу. Единственное, женщине в критические дни стоит отказаться от послушаний в храме и на Канавке.
Что касается церковной службы, то здесь есть приятная новость. В летнее время в Дивеево все богослужения транслируют через микрофоны на улицу. Это делается из-за большого притока паломников. Соборы просто не в состоянии вместить всех желающих, а кому-то и не по силам стоять в переполненном храме в жару. Так что даже если женщине на данный момент нельзя войти в церковь, она может услышать богослужение на улице возле храма.
Можно ли купаться в Дивеево с месячными?
И последний вопрос, который волнует женщин, оказавшихся в паломнической поездке в такое неудобное «женское» время: можно ли купаться в источниках в критические дни.
Ответ будет двойственным: и да, и нет! Как такое может быть?
В общей купальне источника купаться в критические дни нельзя категорически! И по духовным причинам, и по гигиеническим. Просто рассудите логически сами, насколько это неприемлемо и неэстетично.
А вот обливаться в стороне из ведра можно. Но тут вопрос в том, что среди большого количества народа, на территории источников и сопредельной с ними земли не всегда можно найти укромное местечко для обливания. И вам скорее всего понадобится помощница, которая поможет облиться и переодеться так, чтобы это было не смутительно для других.
Что же касается самой воды с источника, то пить ее в критические дни, в отличии от Крещенской воды, можно. Но опять же! Зачерпнуть ее из колодца вам придется кого-то попросить.
Можно ли ехать в Дивеево беременной
Иногда непонятно, откуда и почему рождаются те или иные «мифы» в народе. Например, непонятные «ограничения» для беременных.
На самом деле, беременным женщинам необходимо посещать храм, причащаться и делать это как можно чаще. На примере житий святых мы видим, как их мамы старались с утробы прививать своим детям любовь к Богу и храму.
Поэтому с духовной точки зрения никаких противопоказаний быть не может. Но они могут возникнуть с медицинской стороны.
Дело в том, что интересное положение женщины не всегда протекает благополучно на сто процентов. Иногда течение беременности бывает осложненно какими-то обстоятельствами или сопутствующими заболеваниями. Или просто элементарно, беременную женщину начинает сильно укачивать в транспорте.
В этом случае дальняя поездка может не принести пользы. Поэтому к паломничествам беременным женщинам стоит подойти разумно, посоветовавшись со своим врачом.
Если же вы чувствуете себя прекрасно, ваш врач не против, и священник благословляет, то вы можете приехать в Дивеево нисколечко не смущаясь.
На всякий случай сообщаем, что в селе находится, вполне современная районная больница. А также имеется роддом! Где в крайнем случае врачи акушер-гинекологи примут у вас роды.
Можно ли венчаться в Дивеево и крестить детей?
Между приходской (не монастырской) церковью и монастырской есть существенная разница. Во всех монастырях без исключения не совершаются три церковных таинства: Венчание, Крещение и Отпевание.
Это связано с тем, что в монастырь уходят из мира, отрекаясь от мирской жизни. Здесь не женятся и не рождают детей, а отпевают только своих усопших монахинь по особому чину.
Когда в 90-года Серафимо–Дивеевский монастырь только открывался, то эти таинства для мирских людей совершали в Казанской церкви в северном поселке (на северной окраине села). Сейчас же, в Дивеево построен приходской храм в честь преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой. В этом храме теперь венчают, крестят и отпевают местных дивеевцев.
Но точно такие же приходские храмы есть и во всех городах России. Поэтому здесь уже вам решать о целесообразности совершения данного таинства в Дивеево.
Как женщине одеваться в Дивеево, и можно ли приехать в монастырь в брюках?
Очень прискорбно, что этот вопрос поднимается вновь и вновь, хотя практически повсеместно известно, что в православной церкви не положено носить женщинам брюки вообще, а не только в храме.
Мы сейчас не будем вдаваться в богословские споры и рассуждать о том, что вот такой у нас сейчас современный мир. Скажем одно: если вы планируете поездку в православный монастырь или храм заранее, то возьмите с собой юбку!
Для случайно зашедших в храм есть юбочки-фартучки, которые можно обвязать вокруг себя, скрыв брюки, и Дивеево – не исключение. Но гораздо разумнее будет привезти с собой (если путешествовать вы можете только в брюках) полноценную, свою юбку. И вам будет комфортно и приятно, и выглядеть это будет прилично! И чувства монахинь вы не заденете, которым и так тяжело видеть весьма неэстетичный,и далеко не духовный вид большого количества паломников на своей монастырской территории.
Как вы видите, все эти вопросы не так страшны, как кажутся по неведению. Почти все они вполне решаемы для каждой женщины. А это значит, что любая женщина сможет спланировать свою паломническую поездку в Дивеево тогда и так, как ей будет удобно! Главное – приезжайте сюда!
Можно ли женщине в дни ее “нечистоты” ехать в паломническую поездку?
Извините за деликатный вопрос. Женщинам, когда она «нечиста», можно ехать в паломническую поездку? Просто зайти в храм и постоять на службе побеседовать со священником. Естественно, не купаясь в святых источниках. Спасибо
Значительную часть паломников составляют женщины, у которых иногда поездки в святые места совпадают с «критическими днями». В этом случае на них налагается ряд ограничений. Существуют разные мнения в отношении возможности присутствия женщин в таком состоянии на богослужении. Одно из них, на мой взгляд, неоправданно строгое, заключается в том, что в такой период ей нечего делать в храме. На деле канонических препятствий к посещению женщинами храма «в нечистоте» не существует: Вселенские Соборы эту тему никогда не обсуждали. Согласно Апостольским постановлениям, зафиксировавшим раннехристианскую практику, естественное месячное истечение у женщин не делает ее недостойной или не способной к участию в церковной молитве. В таком же духе высказывались некоторые Святые Отцы, например, святитель Афанасий Афонский.
На мой взгляд, практика возбранять женщинам в «критические дни» посещать храм, существующая в некоторых наших приходах, сложилась во многом под влиянием традиций иудейского законничества. Святейший Патриарх Сербский Павел, который, бесспорно, является одним из авторитетнейших богословов современности, подробно и аргументировано разобрал этот вопрос в одной из своих статей.
Убежден, что в обычных условиях нет никакого препятствия к участию женщин таком состоянии в храмовом богослужении. Можно посещать храм, молиться, но не прикладываться к иконам, не вкушать просфоры и не причащаться. Брать свечи в руки и возжигать их также можно.
Что касается паломничества то, считаю, что нет никакого греха, если человек будет не только находиться в храме, но и прикладываться к святыням. Если кто-то приехал в Святую Землю, возможно, единственный раз в жизни, он может прикладываться к святыням, ничуть их не оскверняя. Более того, если у женщины, находящейся в «нечистоте» есть только одна возможность причаститься у Гроба Господня в таком случае можно допустить ее и ко Причастию. Если есть риск оказаться в такой ситуации, паломнице лучше заранее согласовать эту возможность со своим духовником. Конечно, желательно выбрать срок поездки, не совпадающий с «критическими днями», но если такой возможности нет, то можно причаститься, разумеется, только по благословению священника.
архиепископ Егорьевский Марк (Головков)