можно ли во время коронавируса ходить в церковь
Коронавирус и причастие. Почему очищение лжицы ради каждого стало проблемой
В свете опасности распространения коронавируса в России Священный Синод Русской Православной Церкви принял инструкцию, в которой указал меры, снижающие риск передачи опасной инфекции в храмах Русской Церкви. Одной из таких мер стала практика дезинфекции лжицы при совершении причащения молящихся спиртовыми растворами перед причащением каждого человека.
В Церкви это вызвало ажиотаж и бурные рассуждения. Так, к примеру, скептически к этому нововведению отнеслись протоиерей Георгий Максимов, известный миссионер и проповедник, скептически в своих блогах высказывался популярный ныне блогер священник Николай Бабкин, и многие другие отцы и миряне. Протоиерей Андрей Ткачев вообще назвал всех, кто боится в храме чем-то заразиться, трусами и призвал сидеть дома и не «мутить воду» среди верных и смелых.
Основные тезисы, выдвигаемые скептиками сводятся к следующему:
— в Чаше находится Сам Господь наш Иисус Христос, присутствующий в Теле и Крови Своих, а потому через причащение не может передаваться никакая зараза, Чаша Христова стерильна по вере молящихся;
— во времена всех эпидемий люди ходили толпами в храмы, совершали крестные ходы, и никто не заразился и не умер;
— священник потребляет каждый раз Чашу Христову, не спрашивая у причастников, чем они больны, и если бы через Чашу передавались болезни, то уже давно бы вымерли священники.
Часто дискутирующие на тему нововведений обвиняют несогласных в маловерии, новаторстве, обновленчестве и еще Бог весть в чем.
Я почти 13 лет служу священником, служил в разных условиях, в том числе в качестве тюремного священника в мужской колонии строгого режима и в качестве окормляющего районную больницу. И вот, какие мысли мне бы хотелось адресовать и скептикам, и вообще всему читающему народу.
1. Церковь не имеет никакого догмата, гласящего, что через лжицу невозможно заразиться какой-то болезнью. Нет в Церкви такого учения. И если есть такое частное мнение (пусть даже массовое, поддерживаемое даже канонизированными людьми) вошедшее в быт благодаря тому, что так считают и проповедуют многие отцы, то это не означает, что это мнение — истина и является учением Церкви.
2. В Церкви нет учения о том, что таинство меняет природу его веществ. Вода в крещальной купели физически остается водою, ароматические масла в составе Мира остаются маслами, хлеб и вино в Чаше остаются Хлебом и Вином со всеми вытекающими из этого физическими последствиями. Все эти вещества имеют свойство портиться и становиться рассадниками грибков, бактерий и вирусов. Да, они освящаются, становятся частью мира духовного, несут благодать Божью верующим, однако, сами при этом остаются явлениями нашего земного мира, подверженного тлению. Собственно, так же Церковь учит о своих святых — они святы, но это не мешает им быть подверженными греху, болезням и смерти.
5. Святое Причастие — это не меньше и не больше, чем способ наиболее тесного общения человека с Богом. А храм — это горница для этой встречи. И наше дело, как христиан, приготовить эту встречу для себя максимально чистой. А дело священника — обустроить эту встречу в чистоте для целого прихода. И это именно мы, священники, должны обустроить чистоту и гигиену этой встречи, а не требовать этого от Бога — приди, Боже, сотвори тут нам чудо и простерилизуй все вокруг.
Ветхий Завет свидетельствует о том, что в жертву приносились исключительно здоровые животные, не имеющие увечий и пороков. А это был прообраз Евхаристии, Жертвы Христовой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содержит целый кодекс об обрядовой чистоте, потому что древние очень боялись распространения различных опасных болезней, особенно лютой в тот период была проказа. Потому священникам предписывалось осматривать не только религиозную утварь, но и людей, животных и одежду на предмет проказы.
Однако же, навык требований гигиены почему-то утратили мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священнике: чистая вода, хорошие просфоры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облачений, чистота храмов в целом. Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка?
8. У нас у всех есть супруги, дети и просто близкие люди, и мы друг друга очень любим. Между нами есть общение, отношения есть. Но невзирая на вашу с супругой крепкую любовь, вы с нею соблюдаете определенные принципы гигиены. Неужели соблюдение норм гигиены как-то подрывает любовь между вами? Или ты, муж, будешь целовать супругу, будучи больным ангиной, к примеру? Ну а что, ведь любовь творит чудеса! Давайте не верить в возможность передачи вируса между любящими людьми, ведь по слову апостола Павла, истинная любовь побеждает страх? Будем таким образом измерять силу и глубину нашей любви? Так почему мы именно таким образом вдруг стали измерять силу нашей любви и доверия к Богу?
9. Мы себя ведем очень странно порою, живем по двойным стандартам. С одной стороны, мы направо и налево твердим, что Церковь никогда не выступала против науки, наоборот, мы истинные партнеры науки и боремся с суевериями, мракобесием.
Мы теологию в нашей постсоветской стране смогли ввести в научный мир. Мы вещаем, что труд врача благословен Богом, что нельзя пренебрегать здоровьем и жизнью, как ценнейшим даром Божьим. Но при всем этом тут же размениваем эти постулаты на обрядовые принципы, не имеющие в реальности никакого отношения к вере и Богу.
Лжица, кстати, чисто практическое и довольно нестарое изобретение в литургике, которое, я уверен, обрядоверные предки наши тоже сначала восприняли в штыки, как элемент обновленчества и уступки «духу времени». Давайте все же научимся доверять хотя бы немного медикам, являющим заботу о нашем здоровье, не устраивать паники и не проводить пикеты под лозунгами «Гонения на Церковь и Причастие», «Православие или смерть» и «Последние времена, апостасия».
10. Ну и напоследок, давайте теоретически порассуждаем. Практика причащения в Церкви менялась на протяжении всей истории бытия христианства. Сначала пекли опресночный хлеб, как это и полагается по закону Моисея, преломляли его с благословением и раздавали участникам Вечери Господней, и пускали по кругу Чашу с Кровью Христовой.
Затем в мире Церкви появилось множество изменений, которые коснулись и Евхаристии: появились квасной хлеб, просфоры, Престол и Антиминс, специальные священные сосуды, копие и лжица в конце концов. Все это — исторический путь литургики в Церкви, потому как менялись жизненные обстоятельства. И Церковь вырабатывала новые правила своего бытия, в том числе вела практические разработки в технике совершения Литургии и причастия в частности.
Что мешает Церкви и сегодня изменять эту практику, изменять технические моменты, не затрагивая суть Таинства? Какой догмат это воспрещает? Почему бы, к примеру, не окунать частичку Тела Христова в Чашу индивидуально, и не влагать в уста каждого причащающегося? На постоянной основе, я имею в виду. У нас ведь очень много людей, для которых довольно весомым аргументом против причастия выступает именно антисанитария, «одна ложка на всех». Особенно это касается людей интеллигентных и образованных, ученых, медиков.
Далеко не все люди способны внутренне победить свои страхи, убеждения, да и физически и психологически переступить порог естественной брезгливости. Увы, но это не всем под силу. Что нам мешает пойти навстречу людям? Это все теоретизация, и этими вопросами безусловно необходимо заниматься церковным ученым мужам, священноначалию. Собственно, именно священноначалие Церкви, имея возможность консультироваться с ведущими медиками и санитарными врачами страны, выработало инструкции, принятые на последнем заседании Священного Синода, что как мне кажется — вполне своевременно и актуально.
В завершение хотелось бы сказать, что служа в тюрьме полтора года, я тоже причащал и туберкулезников всяких, и вообще — людей в храме никогда не спрашиваешь, чем они больны. Но это вовсе не означает, что я уверен в своем бессмертии, уверен в невозможности заразиться от лжицы. Это значит лишь то, что я священник, и должен быть готов умереть в любой день от любой болезни и любой смерти, должен быть готов предстать перед Богом. Но это вовсе не повод воспитывать в своей пастве слепую веру в чудеса, пренебрегать жизнью и здоровьем своих прихожан.
Безусловно, Господь творит чудеса, и творит их и посредством Тела и Крови Своих, но это не означает, что мы вправе требовать этого чуда и пренебрегать всеми возможными правилами по сохранению своих жизни и здоровья, и тем более — рисковать жизнью и здоровьем наших ближних. Не искушай Господа Бога твоего — так говорит Господь.
Закрытие церквей из-за коронавируса: как проходят службы, ограничения
Закрытие церквей из-за коронавируса в России не планируется. Но с некоторыми ограничениями верующие действительно столкнулись, правда, в основном они носят рекомендательный характер.
Как церковь относится к коронавирусу
Не существует единой реакции церкви на коронавирус, каждый из батюшек высказывает собственное мнение. Но в среднем позиция православия такова — инфекция есть, и она действительно представляет высокую угрозу. Однако, как и любая человеческая беда, она остается, прежде всего, испытанием, посланным Богом, а, значит, противостоять ей нужно, в том числе молитвой и заботой о душе.
Православная церковь о карантине по коронавирусу отзывается сдержанно. Как отмечают настоятели, храм для верующего человека является домом Божьим. Поэтому даже в минуту тяжелых испытаний трудно представить, чтобы христианин отвернулся от этого дома и перестал верить, что Бог сможет защитить его от болезней. По мнению священников, коронавирус — это причина вспомнить о Боге, а не отвернуться от него. Вместе с тем при ухудшении эпидемиологической обстановки церковные службы можно и пропустить, греха в этом не будет, если христианин уделит время молитве в домашних условиях.
Церковь рекомендует верующим при посещении храма держаться в стороне от других людей
Работают ли церкви в связи с коронавирусом
На фоне стремительного распространения коронавируса в России с 28 марта была объявлена всеобщая самоизоляция. В городах и населенных пунктах временно закрылись рестораны, косметологические и спортивные заведения, торговые центры. Продолжили работу только предприятия непрерывного цикла, медицинские клиники, аптеки и продуктовые магазины.
В связи с этим у многих верующих появился вопрос, не закроют ли на время карантина и церкви. Богослужения в храмах традиционно проходят в многолюдной обстановке, что нежелательно в условиях эпидемии. К тому же отнести церкви к жизненно-важным для горожан учреждениям все-таки нельзя.
В настоящий момент храмы в России работают в обычном режиме. Закрытия на карантин не предвидится, церковь можно посещать во время коронавируса, хотя при этом священники рекомендуют тщательно соблюдать правила профилактики.
Как проходят службы в церкви при коронавирусе
В связи с эпидемией некоторые особенности богослужений изменились. Новые правила в церкви при коронавирусе позволяют не распространять инфекцию среди прихожан:
Как церковь борется с коронавирусом
Во время эпидемии храмы не только меняют правила богослужений, но и предпринимают дополнительные меры профилактики коронавируса в церкви. Среди них можно перечислить:
Меры предосторожности от коронавируса в церкви предусматривают временную приостановку работы воскресных школ, кружков и секций.
Можно ли ходить в церковь при коронавирусе
Запрета на посещение церкви во время коронавируса не существует, при желании верующие могут прийти на богослужение даже в период эпидемии. Но при этом следует помнить, что коронавирус распространяется воздушно-капельным и контактным путями, соответственно, существует риск заразиться в храме, особенно если он хорошо заполнен. Перед походом на службу нужно тщательно взвесить все «за» и «против».
Рекомендации православной церкви в связи с коронавирусом
После объявления нерабочих дней с 28 марта и до 30 апреля патриарх Кирилл выступил с официальным обращением к верующим. В своем воззвании он отметил, что работа церквей при коронавирусе продолжается, но напомнил православным христианам о подвиге Марии Египетской — подвижницы, на протяжении 47 лет прожившей в пустыне в полном одиночестве. Патриарх заявил, что обращаться к Богу и служить ему можно не только в храме, но и дома, и попросил верующих не покидать своих квартир до улучшения эпидемиологической обстановки.
Верующим людям не запрещено появляться в храме, но и врачи, и священники рекомендуют временно оставаться дома
Как вести себя в церкви при коронавирусе
Несмотря на эпидемию и карантин, церкви остаются открытыми и не отказываются принимать прихожан. Однако людям рекомендуют соблюдать дистанцию около 1,5 м друг от друга и не нарушать правил профилактики. Ограничения в церкви в связи с коронавирусом, принятые еще в марте, советуют верующим с симптомами ОРВИ оставаться дома, не только ради собственного здоровья, но и в интересах других прихожан.
Как причащаться в церкви при коронавирусе
Православная церковь однозначно утверждает, что таинство Причастия не может быть отменено ни при каких обстоятельствах. Но традиционная процедура действительно представляет опасность с точки зрения инфицирования. Поэтому в церкви при коронавирусе сейчас причащают очень аккуратно. В частности, санитарные правила вводят:
Правила поведения в церкви при коронавирусе советуют самим причащающимся не целовать руки священника, крест и чашу, а ограничиться поклонами.
Закроют ли церкви из-за коронавируса
Как утверждает Патриархия, закрытие церквей из-за коронавируса в России абсолютно исключено, храмы обладают слишком важным значением. По мнению священнослужителей, предпринимаемых мер профилактики должно оказаться достаточно, чтобы избежать вспышек инфекции среди прихожан.
Большое количество вопросов вызывает Пасха, которая в 2020 году приходится на 19 апреля. Во многих городах России обсуждается вопрос перенесения торжественной службы в онлайн-формат.
Где закрыли церкви из-за коронавируса
Категорическое нежелание России закрывать храмы разделяют не все страны:
А вот греческие храмы открыты до сих пор. Несмотря на то, что правительство попросило приостановить их работу, Синод выступил категорически против такой инициативы.
Заключение
Закрытие церквей из-за коронавируса вряд ли угрожает России. При этом священники признают необходимость гигиены и профилактики, а по возможности просят своих прихожан и вовсе оставаться дома, уделяя время молитве.
Благочестие, Причастие и коронавирус
Эпидемия коронавируса изменила привычный ход жизнь практически на всех континентах. Вполне естественно, что и среди православных вспыхнула дискуссия о том, каким должно быть поведение человека в храме и какой должна быть «техника» причащения, чтобы риск заражения не отталкивал человека от молитвы и таинства Евхаристии? Дискуссию в России можно назвать неожиданной по двум причинам.
Во-первых, обсуждение проблемы среди мирян и священников выглядит гораздо более содержательным и с богословской, и с практической точки зрения, чем сухое заявление официальных церковных властей, более всего напоминающее бюрократическую отписку.
Во-вторых, сторонами дискуссии выступают не привычные уже консерваторы и либералы. По разные стороны баррикад оказались совершенно другие группы, прежде публично себя не проявлявшие. С одной стороны это образованные миряне, монахи и священники, ставшие основной силой церковного возрождения, а с другой — необразованные, для которых всё православие сводится к своего рода «духовной аптечке первой помощи», фиксированному набору правил, где одному вопросу соответствует только один правильный ответ. По меткому наблюдению богослова Владимира Шмалия, этот давний конфликт «городского» и «деревенского» православия впервые проявился столь ярко и очевидно.
Пожалуй, это самое интересное в развернувшейся дискуссии. Дело в том, что православное благочестие постепенно превращается в самостоятельную религию. Одно дело Православная церковь — с богословским, историческим, пастырским и церковно-практическим опытом, и совсем другое — простые верующие, которые зажаты в рамках довольно случайного набора мифологем и церковных правил. И правила, и мифологемы представляются им совершенно незыблемыми, почти святыми. Поэтому разговор о каких-либо переменах — даже если есть угроза эпидемии — свидетельствует только об одном: о слабости веры и никак иначе. В православии ничего менять нельзя!
Вторая группа предлагает трезво и реалистично посмотреть на сложившиеся церковные практики. Эпидемия — это не только угроза как таковая, это еще и хороший стимул критически оценить сложившиеся практики в данном случае не с богословской или исторической, а с чисто практической точки зрения: что не соответствует современным представлениям о гигиене? Как лучше всего защитить прихожан от заражения в храмах? Спокойный и трезвый взгляд позволяет увидеть разные возможности для решения возникших проблем.
Есть три области, где нужно проявить особое внимание. Угроза заражения возникает при передаче:
Рассмотрим все эти проблемы по порядку.
Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»
1. В пространстве храма
Больших храмов в России мало, поэтому храм — это чаще всего небольшое, замкнутое и плохо проветриваемое помещение. Находиться рядом с зараженными людьми на протяжении двухчасовой службы — это уже серьезная угроза. Если зараженный человек кашлянул или чихнул, то все стоящие на расстоянии до трех метров получают от него вирус, если не на кожу и слизистую, то на одежду, где вирус сохраняется многие часы, а иногда и дни.
Что можно сделать? Рекомендация Томаса Пуэйо, создавшего математическую модель распространения вируса, простая: храмы должны оставаться открытыми до тех пор, пока они гарантируют расстояние не менее одного метра между молящимися.
Это слабая мера, и в условиях растущей эпидемии власти Италии просто закрыли все храмы, предложив организовать интернет-трансляции и смотреть их прихожанам не выходя из дома. Никаких протестов решение правительства не вызвало. Более того, все церкви Италии отнеслись к этому запрету с пониманием.
Единственный, кто попытался призвать православных к неповиновению, — протоиерей Димитрий Смирнов, один из лидеров «деревенского православия» в России. «Есть в «Основах социальной концепции» такой пункт — в каком случае должны люди оказывать гражданское неповиновение. В данном случае, если приказ начальства, городского или федерального, о каких-то действиях, которые противоречат нашей вере, мы должны им пренебречь», — заявил он в эфире телеканала «Спас». Чтобы избежать конфликта, он посоветовал православным собираться на ночную службу. «А как евхаристию не совершать? Чума останавливалась от того, что люди начинали причащаться!» — напомнил он. По его мнению, подобные запреты говорят о том, что «правительство совершенно безбожное» и «это начало конца».
Слова отца Димитрия оказались как минимум безответственными и могли привести к серьезным последствиям, так как прямо провоцировали конфликт между РПЦ и правительством Италии. СМИ растащили слова священника на цитаты, но вскоре пришлось дать обратный ход: запись эфира была удалена с официального сайта телеканала без каких-либо комментариев, и даже перепечатку его выступления на «Интерфаксе» удалили, его можно найти только в кэше «Яндекса».
Рекомендации: стараться не посещать переполненные храмы, а людям старшего поколения полностью воздержаться на время эпидемии от посещения храмов. Если вы или ваши дети больны, отказаться от посещения храма на время болезни. Это не слабость, а сознательный поступок ради безопасности ваших ближних. Пусть домашняя молитва будет более напряженной в эти дни.
2. Целование икон, креста, рук священников
Рукопожатие в храме чаще всего соединяется с целованием, а вот целование как поклонение распространено очень широко: это и целование икон, святых мощей, целование края Чаши после причастия, целование креста после Божественной литургии и просто целование руки священника при благословении.
Целование икон — особый случай. Для кого-то это мистическая практика, от которой он отказываться не готов, но большинство прихожан скажут, что это традиция, которой они следуют, или даже привычка. А вот для большинства захожан это важная часть стандартного (почти магического) ритуала при посещении православного храма. В этом нехитром ритуале максимум три составляющих:
— написать записку (кстати, ручки общие — ими пишут все подряд и вряд ли сотрудники храма догадаются о том, что их стоит хотя бы пару раз в день дезинфицировать);
— купить свечи;
— поцеловать иконы и зажечь перед ними свечи.
Практически никаких ограничений на целование икон до сегодняшнего дня нет, и, более того, эта мера даже не обсуждается.
Неожиданное трезвомыслие проявили… казаки. Казалось бы, они должны быть в лагере «деревенского православия», и общая риторика их атаманов это, с одной стороны, подтверждает: «Казаки, как воины Христовы, находятся на переднем рубеже в борьбе с проявлениями Сил Тьмы. Болезни, вирусы — все, что ведет на погибель, — это проделки Сатаны, и очень важно, чтоб Церковь не стала источником их распространения», — говорится в заявлении Казачьего Совета атаманов России
Но, с другой стороны, казачий генерал из Екатеринбурга Геннадий Ковалев совершенно спокойно еще в самом начале марта заявил: «Никаких целований предметов культа, до лучших времен! Нужно и священников привести в божеский вид — обязать иметь медицинские книжки и проходить медкомиссию… Не дай Боже, кто-то там заразится, люди тогда совсем перестанут ходить в храмы. В Италии церкви из-за эпидемии проверяют и даже закрывают на время, и это правильно. Может, нас кто-то и осудит за такое решение, но казаки самостоятельные люди, мы ни на кого не оглядываемся». И далее генерал выразил надежду, что Роспотребнадзор проверит санитарное состояние храмов.
Более системно и последовательно выглядят правила, которые 6 марта опубликовала Греческая Архиепископия в Америке. Эти правила основаны на инструкциях Центра по контролю заболеваний США. Их стоит привести полностью:
1) Все приходы предоставят места в притворе и/или наосе для того, чтобы верующие дезинфицировали руки при входе в церковь.
2) При входе будут размещаться объявления, рекомендующие больным не посещать службы, а участвовать по телевидению или через интернет.
3) Духовенство не будет предлагать свои руки для целования и будет воздерживаться от рукопожатий и объятий с верующими.
4) Будут вывешены объявления, рекомендующие, чтобы крест и иконы чествовали поклонами, а не целованием.
5) Никакие книги, богослужебные или Библии, не будут выдаваться. Прихожанам будет рекомендовано приносить свои собственные книги из дома.
6) Верующие не будут получать Антидор из рук духовенства, а будут брать его самостоятельно, покидая церковь.
7) В случае использования цветов (Крестопоклонное Воскресение, Вербное Воскресенье, Страстная Пятница), Верующие будут брать их самостоятельно, покидая церковь. В Святую Среду (Святое Помазание) каждый священник будет помазывать каждого верующего, используя отдельные ватные палочки.
8) Причастие будет преподаваться как обычно.
9) Во время сослужений «поцелуй мира» между клириками будет осуществляться через поклоны друг другу. В приходах, где миряне обмениваются «поцелуем мира», они также будут избегать контактов, кланяясь друг другу.
10) После каждого богослужения все литургические предметы и поверхности должны быть тщательно очищены.
При этом греческая традиция уже давно имеет отличия от русской: не используется общий плат для обязательного вытирания уст после причастия, нет целования края Чаши, но подробнее об этом немного позже.
Роспотребнадзор никаких инструкций для религиозных организаций не выпустил, поэтому разительным контрастом выглядит позиция РПЦ. Никаких проблем со сложившимися практиками целования рук священников и икон в период эпидемии Синод РПЦ не увидел и ограничился в своем заявлении общими и довольно сухими словами про «последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, особенно в тех регионах, где эпидемиологическая обстановка официально признана тяжелой, в том числе более широкое применение санитарных растворов для дезинфекции кивотов икон, к которым прикладываются верующие».
Лишь один украинский епископ, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан выпустил внятные инструкции, как прихожанам следует изменить свое поведение в церкви:
«Я, недостойный, благословляю тульчинской епархиальной пастве, если придет такая нужда, до времени полного исчезновения опасности эпидемии коронавируса, почитать святыни «по-гречески» — через “лобызание” аэра, — соответственно подальше от стекла киота иконы, и приветствовать друг друга «воздушным» (бесконтактным) поклоном. Так временно поступать подсказывает нам ответственность за жизнь и здоровье наших престарелых прихожан, родных и близких. Ибо береженого и Бог бережет! К сему обращаю внимание духовников: исповедовать следует так, чтобы главой не склоняться под епитрахиль, но стоять, приклонив токмо ухо к кающемуся, дабы слышать его исповедь».
Но это всего один из нескольких сотен епископов Русской православной церкви. Остальные молчат.
Рекомендации: ничего страшного, если вы временно откажетесь от целования икон, креста, рук священников и друг друга и замените это целование на благоговейный поясной поклон или приклонение головы.
Фото: Антон Кардашов/Агентство «Москва»
3. Причащение
Приближаемся к самому сложному и самому деликатному вопросу — о Причастии. Здесь нужно бы написать отдельную статью, но пока придется ограничиться несколькими краткими тезисами.
В Чаше находятся Тело и Кровь Христовы. И эта святыня преподается всем православным христианам как залог вечной жизни. В св. Дарах полнота той жизни, к которой мы стремимся, и поэтому в них не может быть ничего ущербного, болезнетворного или смертоносного. Так верует Церковь, и так верует каждый, кто приступает к Чаше. Здесь нет никаких сомнений.
Священники, которые служат в тюрьмах и туберкулезных больницах, уверены: заразиться, принимая причастие, невозможно, даже если ты принимаешь причастие вместе с инфекционными больными. Они говорят, что все совершается по вере: «По вере вашей да будет вам» (Мф 9, 29). Самая радикальная формулировка мне встретилась недавно в одной из интернет-дискуссий: если веришь и не боишься умереть, то причащаешься; если боишься умереть, то не причащайся. Однако такой подход выглядит как неприкрытый шантаж. Если причастился и не заболел — значит, у тебя крепкая вера. А если заболел после посещения храма, то сам виноват — это подтверждение твоего маловерия.
Однако даже Церковь в Византии, отказавшись VII–VIII веке от раздачи причастия в руки верующим (эта практика сохранилась на Западе) и введя лжицу для того, чтобы вкладывать причастие в уста, сформировала и особые правила и для причащения во время эпидемий.
«И иереям, и архиереям во время чумы следует употреблять для причащения больных такой способ, какой не противоречит этому правилу. Они должны класть Святой Хлеб не в виноград, а в какой-нибудь священный сосуд, из которого могильщики и больные могут брать его лжицей. Сосуд и лжицу следует затем погружать в уксус, а уксус выливать в алтарный колодец. Или же они могут причащать каким угодно другим, более надежным способом, не нарушающим правило».
Да, сегодня мы знаем, что эта мера никак не могла предотвратить распространение чумы. Ее главные переносчики — блохи, но здесь важно, что Церковь задумывалась о том, как в условиях эпидемии можно менять сложившиеся практики.
Естественно, эти практики развивались, и вот что пишет в 1892 году С. В. Булгаков в «Настольной книге для священно-церковно-служителей»:
«После причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем св. лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, напр., дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении чрез лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь (здесь и далее курсив мой. — Прим. автора); в крайнем же случае больных заразною болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу, так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения».
В ХХ веке в Церквах греческой традиции распространилась практика, более соответствующая современным представлениям о гигиене: частицу св. Даров причастник не сам берет с лжицы, облизывая ее, а священник эту частицу «забрасывает» в рот причастнику так, что самой лжицы никто губами не касается. Кроме того, у греков нет обязательного правила целовать край чаши и диакон или алтарник не вытирает губы всем причастникам одним платом.
Запивки в греческих храмах нет, но в русских храмах за пределами России, где следуют той же практике, используются одноразовые стаканчики. Надо сказать, что и в России встречаются храмы, где они используются, но будьте внимательны: слишком часто они превращаются в многоразовые.
В одном из российских монастырей уже размышляют о том, как дезинфицировать лжицу после каждого причастника, и говорят, что это можно делать или спиртом, намочив им часть плата, или кипятком, если рядом с причащающим священником стоит алтарник и держит термос с крутым кипятком.
Неожиданно, я бы даже сказал, очень радикально высказался уже упоминавшийся митрополит Ионафан:
«Что же касается образа вкушения Тела и Крови Агнца Божия — под видом Хлеба и Вина — и потребления оставшихся Святых Даров духовенством, то всё пока следует оставить согласно обычаю Православной Церкви.
В случае же опасного, широкого распространения коронавируса в нашем регионе, о чём должны сообщить официальные власти и медицинские работники, по снисхождению к желаниям неких, благословляю причащать таковых так, как в древности причащались в храмах все христиане, — по образу преподания Святых Даров на литургии святого апостола Иакова — раздельно.
Тело Христово при этом полагать на длань причастников. (В некоторых Церквах Антиохии (Сирия) евхаристический хлеб нарезают “соломкой”, немного омакивают ее край в чашу с евхаристическим Вином и затем преподают причастникам.) Кровь Христову можно преподавать в уста из металлических или одноразовых лжиц, кои приносят с собой причастники. К сему было бы хорошо иметь им с собой одноразовые емкости (стаканы) для пития воды, смешанной с вином, после причастия, и чистые платы или салфетки, дабы ими осушить уста».
То есть иерарх допускает, что причастие может быть без привычной лжицы как таковой.
И уже буквально перед сдачей статьи в редакцию я получил сообщение, что в одном из православных храмов Бельгии начали причащать одноразовыми лжицами.
Еще в нескольких странах власти последовали примеру Италии и на время эпидемии попросили закрыть храмы.
Рекомендации: Эпидемия — это повод усилить молитвы и быть внимательнее к своим ближним. Если есть возможность участвовать в богослужении в том храме, где серьезно отнеслись к эпидемии и предприняли меры безопасности, то уклоняться от посещения храма нет причин. Если же в храме без внимания относятся к проблемам гигиены, то нет ничего страшного в том, что во время эпидемии вы решите не участвовать в литургии. Сегодня в Православной церкви нет правил, регламентирующих частоту/регулярность причащения. Это ваше решение, ваш личный выбор. Никто не заставит вас причаститься и, наоборот, не заставит отказаться от причастия.
О том, что даже в больших храмах еще не осознали всю серьезность ситуации, говорит репортаж о пребывании ковчега с мощами Иоанна Крестителя в Санкт-Петербурге. Сотни людей стоят в очереди к мощам, но далеко не после каждого волонтер протирает стекло, прикрывающее мощи. Но если рядом с мощами есть хотя бы сотрудник, который должен это делать, то рядом, у Казанской иконы Божией Матери поток прикладывающихся к иконе идет, а стекло киота, по мнению авторов репортажа, никто не протирает. Судя по разговорам, не все православные в Санкт-Петербурге верят, что коронавирус существует.
Далеко не все в Православной церкви единообразно или монолитно. Есть целый спектр практик, и некоторые из них приходы могут свободно менять сами (например, прихожане попросили и священник согласился), некоторые — по согласованию с епископом (это касается прежде всего форм причащения мирян). Ситуация вовсе не безвыходная, если только не замыкаться в круге магических представлений о Православии. Общество изменится после эпидемии коронавируса. Изменится и Церковь, но, скорее всего, эти перемены будут более медленными.