можно ли вернуть деньги за зеленую карту если поездка не состоялась
Общие вопросы по «Зеленой карте»
Международная система страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» функционирует с 1951 г. Основная цель – организация урегулирования претензий пострадавших в ДТП, совершенных при участии иностранных автомобилистов, в соответствии с национальным законодательством страны происшествия.
В систему «Зеленая карта» входит 48 стран: вся Европа, Израиль, Марокко, Тунис, Иран и Азербайджан.
По решению Генеральной Ассамблеи Совета Бюро РСА принят в систему со статусом переходного члена «Зеленая карта» с правом начала работы в системе с 1 января 2009 г. Функции российского бюро «Зеленая карта» возложены на Российский Союз Автостраховщиков.
Страховые сертификаты «Зеленая карта» Вы можете приобрести в офисах и у агентов следующих страховых компаний:
1. АО «АльфаСтрахование»
2. АО СК «Двадцать первый век» (в т.ч. Зеленые карты на ТС, зарегистрированные в Казахстане и Грузии).
4.ПАО СК «Росгосстрах»
6.АО «Юнити страхование»
8.АО СГ «Спасские ворота»
Для заключения договора страхования Вам необходимы следующие документы:
• Для физических лиц – документ, удостоверяющий личность
Для юридических лиц – свидетельство о регистрации юридического лица
• Заполненное заявление о заключении Договора страхования (скачать и заполнить заявление Вы можете по этой ссылке).
По соглашению сторон Вы вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора страхования.
Формы однослойных бланков нового образца:
Форма однослойного бланка российского сертификата «Зеленая карта» для всех стран системы (включая Азербайджан)
Форма однослойного бланка российского сертификата «Зеленая карта» для Украины, Белоруссии, Молдавии и Азербайджана
Выписка из Положения о сертификатах
Выписка из Положения по урегулированию требований в рамках международной системы страхования «Зеленая карта»
Верховный суд разъяснил, как вернуть деньги за отложенную турпоездку
Вот главная мысль, которую озвучил Верховный суд: если вы купили туристическую путевку, но не смогли поехать в назначенное время, это совсем не означает, что ваши деньги сгорели. Когда потраченную на отдых сумму можно вернуть обратно, разобралась коллегия по гражданским спорам Верховного суда.
Гражданка поняла, что от поездки в забронированные даты ей придется отказаться, и попросила турагента перенести даты поездки с доплатой в 20 000 рублей. Но в компании на это не пошли. Турагент отправил гражданке письмо с отказом. В этом письме было сказано, что за перенос тура ей надо доплатить не 20 000, а 45 000 рублей. А еще добавил, что минимизировать расходы у туроператора без заявления об аннулировании тура невозможно.
А еще представитель ответчика заявил, что оператор не получал заявлений об аннулировании тура, а заявление о расторжении договора истица направила уже в период турпоездки. Все эти аргументы ответчика и были указаны в отказном решении суда.
Вот главные мысли, которые высказал Верховный суд по этому спору. Он заявил, что отношения между сторонами спора регулирует закон о защите прав потребителя. А еще Верховный суд подчеркнул, что основную ответственность перед туристом действительно несет туроператор.
Возврат зеленой карты
Досрочное прекращение действия договора страхования осуществляется согласно Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта», утвержденных Коллегией “Зеленая карта” и одобренных Правлением “Российского союза автостраховщиков”.
Досрочное прекращение действия договора страхования
Действие договора страхования прекращается до окончания срока, на который он был заключен, если возможность наступления страхового случая отпала, и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай
Страхователь вправе досрочно прекратить действие полиса:
в случае отзыва у страховщика лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
в случае прекращения права страховщика осуществлять операции в рамках системы «Зеленая карта» (право страховщика осуществлять операции в рамках системы «Зеленая карта» прекращается с момента исключения страховщика из перечня страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, ведение которого в соответствии с Законом об обязательном страховании осуществляется Союзом)
в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Досрочное прекращение действия договора страхованияне влечет за собой освобождение страховщика от обязанности по осуществлению страховых выплат по произошедшим в течение срока действия договора страхования страховым случаям.
Досрочное прекращение действия зеленой карты
В случае прекращения действия зеленой карты по одному из оснований, предусмотренных вышесказанными пунктами, страхователю подлежит возврату часть страховой премии пропорционально не истекшему сроку страхования.
В случае досрочного прекращения действия договора страхования по одному из оснований, предусмотренных предусмотренных вышеуказанными пунктами после наступления страхового случая страховая премия страхователю не возвращается.
При отказе от зеленой карты до начала срока страхования
Страхователю подлежит возврату часть страховой премии за вычетом расходов страховщика в размере 30 % (Тридцати процентов) от размера уплаченной по договору страхования страховой премии.
Страховщик обязан возвратить часть страховой премии страхователю в течение 14 календарных дней с момента предъявления соответствующего заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора страхования.
Дата досрочного прекращения действия зеленой карты
Это дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора страхования. Заявление составляется в свободной форме и должно содержать отметку страхователя об отсутствии или наличии страховых случаев, произошедших по договору страхования до даты составления заявления. Вместе с заявлением о досрочном прекращении договора страхователь возвращает страховщику оригинал страхового сертификата (при его наличии).
Исчисление неистекшего срока страхования начинается со дня, следующего за датой досрочного прекращения действия договора страхования.
Вопросы по урегулированию убытков в рамках системы «Зеленая карта»
В случае если Вы попали в ДТП, Вам необходимо предпринять следующие действия:
1. Включите сигнальные огни и выставите предупредительные знаки перед местом ДТП.
2. Если есть пострадавшие, вызовите скорую медицинскую помощь по номеру 03 или 112 и полицию по номеру 02 или 112.
3. Если вред причинен только имуществу, в ДТП участвовало два транспортных средства, оба участника имеют действующий полис ОСАГО и страховой сертификат «Зеленая карта», а также между участниками отсутствуют разногласия в отношении характера и перечня повреждений и обстоятельств причинения вреда имуществу — документы о ДТП могут быть оформлены без участия сотрудников полиции.
4. Если в ДТП участвовало более двух транспортных средств или повреждено иное имущество, либо характер и перечень повреждений, а также обстоятельства причинения вреда имуществу вызывают разногласия участников ДТП — вызовите полицию по номеру 02 или 112 и следуйте указаниям сотрудников полиции.
5. Зарегистрировать случай и получить информацию о порядке получения страхового возмещения Вы можете по тел. +7 (495) 641-27-87 с понедельника по пятницу с 9.00 до 21.00 часа, кроме выходных и праздничных дней.
В случае если Вы признаны виновником, урегулирование происходит в соответствии с законодательством об ОСАГО.
Это важно знать. В случае ДТП — прочтите, пожалуйста, внимательно!
1. Включите сигнальные огни и выставите предупредительные знаки перед местом ДТП.
2. Сообщите о ДТП в дорожную полицию (Для стран ЕС единый номер для звонков в чрезвычайных случаях — 112).
3. Если есть пострадавшие:
а. Вызовите скорую медицинскую помощь (для стран ЕС — аналогично пункту 1);
б. До прибытия экипажа скорой помощи окажите посильную помощь пострадавшим.
4. По возможности получите контактные данные (телефон) очевидцев, прежде чем они покинут место аварии.
5. Постарайтесь взять у другого участника/участников европейскую форму Извещения о ДТП (Accident statement) и заполните ее (рекомендации по заполнению см. ниже).
6. Не подписывайте документы, смысл которых Вам непонятен!
7. В случае, если не удается заполнить европейскую форму Извещения о ДТП (Accident statement) или получить ее копию, запишите номерной знак (знаки) и марку (марки) транспортных средств (и прицепов, п/прицепов) — участников ДТП.
8. Передайте другим участникам ДТП, намеренным предъявить требование о возмещении вреда, отрывную копию своей Зеленой карты, а при ее отсутствии сообщите номер Зеленой карты, адрес и номер телефона национального бюро «Зеленая карта» страны, на территории которой произошло дорожно-транспортное происшествие. От другого участника ДТП получите аналогичным способом информацию о его полисе обязательного страхования владельцев ТС.
9. Рекомендуется сфотографировать место происшествия, транспортные средства — участники ДТП, их повреждения, а также полис другого участника ДТП.
10. Получите документ дорожной полиции, подтверждающий факт ДТП (если выдача такого документа предусмотрена законодательством страны, в которой произошло ДТП).
11. Проинформируйте о факте ДТП иностранное Бюро «Зеленая карта» (случаи, когда этого не надо делать, а также телефоны и адреса Бюро смотрите на оборотной стороне Вашей Зеленой карты).
12. Сообщите о факте ДТП в свою страховую компанию.
13. Сохраните документы, подтверждающие расходы, понесенные в связи с ДТП (В ряде стран, в случае если Вы признаны пострадавшим, Вы сможете требовать возмещения расходов на основании этих документов).
Дополнительную информацию Вы можете узнать в информационном центре РСА по тел. +7 (495) 641-27-87
Водители из стран системы «Зеленая карта» имеют форму Извещения на их родном языке. Воспользуйтесь их формой заявления, сверяясь с данной памяткой.
Предпочтительно используя шариковую ручку, заполните либо голубую, либо желтую часть Извещения о ДТП (Например, водитель-француз может заполнить свою часть формы заявления на французском языке, оставив незаполненной часть Извещения о ДТП, которую Вы заполните латиницей. Вы поймете смысл вопросов, сверяя со своей памяткой).
а. четко отметить (в пункте10) место первоначального удара;
б. поставить крестик (X) в каждом соответствующей клетке на Вашей стороне (пункт 12)
и установить общее число клеток, отмеченных крестиком.
в. нарисовать схему ДТП (пункт 13), указав всю заявленную информацию.
Когда Вы убедитесь в точности изложения фактов, подпишите это Извещение сами и получите подпись другого водителя (пункт 15).
Возьмите себе копию заполненной формы извещения о ДТП.
Отправьте ее любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, вашему страховщику в течение 15 дней с момента ДТП.
В соответствии с данным решением:
1) Урегулирование претензий по иностранным «Зеленым картам» в связи с ДТП на территории Крыма осуществляет РСА.
2) Владельцы транспортных средств, не зарегистрированных на территории России или Украины, должны иметь иностранную (не российскую или украинскую) «Зеленую карту», действительную одновременно для территории России и Украины (определяется по наличию незачеркнутых ячеек с буквенным обозначением стран – RUS и UA).
ДТП на территории Крыма с участием транспортных средств с регистрационными знаками Украины рассматриваются как страховые случаи, регулируемые российским законодательством об ОСАГО, и не могут считаться претензиями в рамках системы «Зеленая карта» (действие Внутреннего Регламента Совета бюро – основного документа, устанавливающего правила системы «Зеленая карта» – на урегулирование таких претензий не распространяется).
В связи с этим «Зеленые карты», выданные украинскими или российскими страховщиками, на территории Крыма не действуют. Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в Украине, должны приобретать российский полис ОСАГО. Аналогичный порядок применяется при ДТП на территории Крыма с участием транспортных средств с российскими регистрационными знаками.
В случае отсутствия российского полиса ОСАГО потерпевшим рекомендуется следующее:
— если вред причинен жизни и/или здоровью – необходимо обращаться в РСА за получением компенсационных выплат;
— если вред причинен только имуществу – обращаться к виновнику ДТП – владельцу транспортного средства в судебном порядке.
Потерпевшим в результате ДТП по вине держателей иностранных (кроме украинских) «Зеленых карт» следует обращаться в информационный центр РСА по «Зеленой карте» +7 (495) 641-27-87 для регистрации сообщения о ДТП.
Вам необходимо обратиться по телефону +7(495) 641 27 87 в call-центр «Зеленая карта» (работает с 9 до 21ч., понедельник – пятница) и сообщить данные Зеленой карты виновника, ФИО участников ДТП, информацию о вреде жизни, здоровью или имуществу потерпевшего/потерпевших. В течение двух дней оператор call- центра «Зеленая карта» перезвонит Вам и сообщит номер, под которым зарегистрировано Ваше событие и контакты ближайшего филиала российской страховой компании, которая в качестве представителя российского бюро (агента) или иностранного страховщика (корреспондента) будет урегулировать Ваш убыток.
Зеленая карта страхует Вашу ответственность от причинения Вами вреда третьим лицам в результате ДТП. Если же Вы — потерпевший, то Вам необходимо обратиться в страховую компанию виновника ДТП (если у виновника есть полис ОСАГО страны, в которой произошло ДТП). Если у виновника отсутствует такой полис ОСАГО либо если его личность не установлена, Вам нужно обратиться в местное бюро «Зеленая карта» за информацией о возможности получения выплаты из гарантийного фонда Бюро страны ДТП — аналога российского фонда компенсационных выплат. Контактные телефоны бюро стран указаны на оборотной стороне Вашей «Зеленой карты».
Передайте другим участникам ДТП отрывную копию своей Зеленой карты, а при ее отсутствии – сообщите её номер, а также адрес и номер телефона национального бюро «Зеленая карта» страны ДТП. О действиях на месте ДТП более подробную информацию вы можете найти здесь.
Урегулирование требований осуществляется в полном соответствии с российским законодательством. По общему правилу срок составляет 20 календарных дней со дня подачи полного пакета документов за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае проведения восстановительного ремонта направление на ремонт должно быть выдано не позднее 30 календарных дней за исключением нерабочих праздничных дней. Данные сроки могут быть продлены до момента получения представителем по урегулированию информации от иностранного бюро «Зеленая карта» о действительности «Зеленой карты», предъявленной виновником, но не более чем на 2 месяца с даты подачи заявления о страховой выплате (при условии, что подан полный пакет документов). Это связано с тем, что в силу правил системы «Зеленая карта» выплата может быть произведена только по действительному договору «Зеленая карта».
В соответствии со ст. 9 Внутреннего регламента Совета бюро «Зеленая карта» бюро «Зеленая карта» страны гарантирует все «Зеленые карты», выданные с санкции данного бюро. Выплата по недействительной «Зеленой карте» может быть произведена в случае, если бюро страны признает такую «Зеленую карту» фальсифицированной, для чего необходимо представить страховой организации-урегулировщику копию «Зеленой карты». В случае, если ДТП произошло за пределами указанного в «Зеленой карте» срока/территории действия, то виновник ДТП считается незастрахованным, а потерпевшему следует обращаться за возмещением ущерба либо напрямую к виновнику в судебном порядке, либо (если вред был причинен жизни и здоровью) – в РСА в рамках процедуры компенсационных выплат.
Как вернуть уплаченные за путевку деньги, если поездка не состоялась из-за коронавируса?
Для начала отделим мух от котлет — поясним, что в статье речь пойдет о готовых турах, купленных у туроператоров и турагентов. Если вы сами приобретали авиабилеты или бронировали номер в гостинице и теперь хотите вернуть деньги, имейте в виду, что это другие ситуации.
Что касается возврата денег за путевки, в которые уже включены перелет, проживание в отеле и другие услуги, то вопрос этот урегулирован двумя законами — «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О защите прав потребителей». Второй закон является общим и в данном случае дополняет первый.
Итак, путешествие не состоялось. Тут возможны две ситуации: 1) въезд в страну был закрыт; 2) въезд не был закрыт, но вы не полетели, потому что не смогли по не зависящим от вас обстоятельствам, например заболели, или просто не хотели рисковать.
Ситуация первая: въезд в страну закрыли
В таком случае деньги возвращаются на основании ст. 14 Закона «Об основах туристской деятельности». В ней указано следующее:
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.
Наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями (рекомендациями) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Если добровольно деньги вам не возвращают, нужно обращаться в суд, — причем как можно быстрее, чтобы туроператор не успел обанкротиться.
Ситуация вторая: въезд в страну не закрыли, но вы все равно отказались от тура
В таком случае деньги возвращаются на основании ст. 10 Закона «Об основах туристской деятельности». В ней указано следующее:
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
Но в таком случае турист возмещает туроператору фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 3 ст. 781 Гражданского кодекса РФ). Правда, расходы эти туроператор еще должен доказать.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь