Как убрать монотонность в речи
Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?
Правило первое
Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.
Правило второе
Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.
Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.
Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.
Правило третье про интонации голоса в вопросах
Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:
– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?
Интонация голоса почти не повышается.
А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:
«Мимозы Мила маме купила»
Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?
Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.
Правило четвёртое
Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.
Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!
Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно — нужно просто придерживаться некоторых правил.
Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?
Подумайте сами: основные функции пунктуации — это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания — это указатели пауз! Это правило первое. И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.
Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.
Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.
Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения — от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.
Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.
Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:
— Откуда ты, молодость?
— А кто твои, молодость,
В жизни герои?
— Чем в мире дороги
Твои знамениты?
— А песня какая
С тобой неразлучна?
Интонация голоса почти не повышается.
А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».
Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?
Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье.
Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
— Ну, не безобразие ли это?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.
Помимо этого, правило четвёртое: даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.
Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!
Как избавиться от монотонности в голосе: советы эксперта
Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов. Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.
Светлана Василенко, эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ», на страницах rabota.ua рассказала о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям, пишет health info.
Она рассказала, как бороться с монотонностью речи и научиться выражать эмоции голосом.
Почему мы звучим равнодушно и скучно
Монотонность – проблема многих людей. Когда они начинают говорить, то напоминают равнодушного чтеца детских и очень скучных сказок. Однако каждый из нас сталкивается с необходимостью проявить себя на публичном выступлении, во время деловых переговоров или при необходимости сделать выговор/похвалить. Если мы не можем управлять своим голосом, то любая информация, которую мы хотим донести, утрачивает свою важность для собеседника и проходит мимо его внимания.
Важно понимать, что монотонная речь – проявление внутренних зажимов и нежелания коммуницировать с внешним миром. Но если перед вами стоит задача вызвать эмоцию в других, то вы вынуждены участвовать в общении. Если вы не дадите эмоцию, то и не получите ее в ответ. Те, кто сегодня не проявляет чувства, с трудом выстраивают карьеру и реализовывают личные амбиции.
Как избавиться от монотонности
Монотонность хорошо прорабатывается на интересных скороговорках, особенно на т.н. закольцованных, которые можно повторять до бесконечности. Это очень удобно, потому что вы не утруждаете себя запоминать новые слова и полностью концентрируетесь на тренировке. Вот пример закольцованных скороговорок, на которых можно тренироваться: «Море, на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот …».
Тренироваться на таких скороговорках можно сколько угодно. Чем больше практики, тем больше шансов, что вы выйдете из порочного круга монотонности.
Упражнения для тренировки
Эффектные паузы
Чтобы привлекательно звучать, необходимо научиться делать паузы в речи.
1. Медленно прочтите несколько раз скороговорку по слогам, четко проговаривая каждый из них: «Мо-ре, а на-мо-ре-су-ша, а-на-су-ше паль-ма….».
Так вы синхронизируете работу мозга и артикуляционного аппарата, приучаете «серое вещество» не сопротивляться при тренировках.
2. Не спеша прочтите фразу, разбивая ее на смысловые фрагменты и отделяя каждый из них паузами. Обязательно фиксируйте паузу, произнесенным вслух звуком «и» – тогда временные интервалы между смысловыми фрагментами будут одинаковой длины, и вы будете говорить без ускорения: «Море (заметная пауза с проговариванием звука «и»). А на море суша («и»). А на суше пальма («и»). А на пальме кот («и»). Сидит и видит («и»). Море («и»). А на море суша («и»)…».
Не заменяйте паузу с «и» на хлопок или другое движение для ее обозначения. Сначала мозг необходимо приучить делать остановки в речи, и только потом переходить на более высокий уровень самоконтроля.
3. Усложните упражнение, как только привыкнете произносить «и» после каждого фрагмента. Делая паузу после каждого смыслового фрагмента, произносите звук «и» только после двух текстовых кусочков: «Море (пауза), а на море суша (пауза с «и»), а на суше пальма (пауза), а на пальме кот (пауза с «и»), сидит и видит (пауза), море (пауза с «и»)…».
4. Быстро произнесите всю скороговорку без пауз. Так вы натренируете артикуляционный аппарат на быструю работу и одновременную паузацию: «Море, а на море суша, а на суше пальме, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и…».
Игра в эмоции
Проявление любых чувств можно и нужно тренировать. Составьте список личных базовых эмоций, которые нужно проработать: удивление, эмоция убедительности, искренность похвалы, злость, страх и пр.
Выберите любую эмоцию из списка и постарайтесь проявить ее во время чтения скороговорки. Например, прочтите скороговорку с удивлением, т.е. задавая вопрос каждому фрагменту текста отдельно: «Море? А на море суша? А на суше пальма? А на пальме кот? Сидит и видит? Море? … ».
Чтобы упростить процесс, попытайтесь прожить эту эмоцию, помогайте себе жестами, представьте ситуацию, где кто-то удивлялся, проанализируйте, что вы чувствовали в этот момент, скопируйте актера. Точно также проработайте и эмоции чувства из списка.
Разнообразие тембра
Монотонность характеризуется одинаковым тембром голоса на протяжении всего процесса говорения. Окрасить речь эмоциями и сменить тембр голоса поможет искусственное переживание определенных ситуаций и эмоций.
1. Прочтите закольцованную скороговорку пять раз:
— шепотом, не подключая связки;
— тихо, будто рассказывая засыпающему ребенку сказку;
— привычным голосом;
— громко, будто практически кричите, когда вы очень недовольны, но при этом слишком воспитаны, чтобы перейти на крик;
— яростно прокричите фразу.
Даже если вы в жизни не используете такие эмоции, вы должны уметь их отыгрывать, чтобы применить при необходимости. Во время выполнения вы можете почувствовать повышение уровня адреналина.
2. Прочитайте любимый стих или текст, растягивая губы в широкой улыбке. Мозг понимает, что вы получаете удовольствие во время тренировки и успокаивается, не противится вашим усилиям. Так вы сами в себе вызываете положительную эмоцию.
Как правильно тренироваться
1. Тренируйтесь каждый день столько, насколько у вас хватает желания.
2. Тренируйтесь с помощью этих упражнений и практикуйте эмоции в жизни: читайте сказки детям, ругайте/хвалите кошку, к примеру.
3. Не говорите на повышенных тонах, т.е. на связках. Ультразвук не избавит от монотонности.
4. Помните, что привычка вырабатывается 21 день, а приживается – 90! Только по истечении трех месяцев (при условии регулярных занятий) можно с уверенностью сказать, что мозг полностью осознал проблему, решил ее и «прописал» поверх нее то, что вам надо. При отсутствии результатов через три месяца, нужно идти к специалисту за коррекцией ваших действий.
Как избавиться от монотонности речи: подготовка к собеседованию или выступлению
В нашем Instagram-аккаунте прошел уже второй прямой эфир с участием Ольги Ходаковой — педагога и коуча по публичным выступлениям с 17-ти летним стажем. В этот раз весь эфир был посвящен монотонности — главной убийце интереса любой аудитории. Ольга показала как решить проблему монотонности, поделилась несколькими эффективными техниками и как всегда ответила на все вопросы зрителей прямого эфира. В этой статье мы составили для вас пошаговую инструкцию для тех, кто хочет избавиться от монотонности в своих выступлениях.
К чему приводит монотонность?
Один человек — это тоже аудитория, особенно если этот человек решает, достанется ли вам работа вашей мечты или нет. Для успешного выступления необходимо уметь захватить внимание слушателя и не отпускать его до самого конца. Вашим зрителям должно быть интересно слушать вас, они должны чувствовать вашу любовь к тому, о чем вы рассказываете.
Пожалуй, главный враг любой аудитории — монотонная речь. Она способна вызвать в зрителях лишь зевоту и скуку, а заодно и подозрение того, что не так уж и сильно вам нужна работа, на которую вы собеседуетесь. Монотонность говорит о равнодушии оратора, она снижает внимание аудитории и мешает выделиться на фоне других соискателей.
Рассказывать о себе и отвечать на вопросы работодателя нужно эмоционально — вы должны с энтузиазмом показать, что действительно хотите работать и, более того, гордитесь своей работой и своими способностями. Даже если речь идет о монотонной работе, рассказывать о ней нужно увлекательно. Найдите в ней то, что вам нравится. Если же таких аспектов нет, то вам стоит задуматься о встрече с карьерным консультантом.
Мы же разберем несколько простых, но эффективных практик, способных помочь вам добавить красок в вашу речь.
Пункт 1: Работаем над дикцией
Это упражнение должно быть знакомо тем, кто смотрел наш первый эфир или читал этот текст. Все очень просто: отыщите у себя дома обычную пробку от вина. Ее нужно зажать между зубами и начать проговаривать простенькие скороговорки, например «Петя на паркете». Проговорите эту фразу сначала один раз медленно, потом несколько раз быстрее. По началу, возможно, будет трудно, но вы обязательно приноровитесь. Далее, пробку можно вытащить и повторить скороговорку несколько раз уже без нее — ваша дикция автоматически станет четче. Повторять это упражнение можно в любое время дня: например, совмещая с домашними делами.
Пункт 2: Расставляем эмоции и акценты
Для этого упражнения подойдет любая фраза, в которой содержится сразу несколько типов информации. Например «Оля, сегодня мы с тобой идем в кино». Попробуйте произнести ее вслух максимально монотонно и задумайтесь, какую именно информацию несет в себе эта фраза?
А теперь попробуйте несколько раз произнести эту же фразу вслух, каждый раз выделяя интонацией разные типы информации:
По сути, каждая из этих фраз сообщает собеседнику разную информацию. Помните: сперва должна быть мысль, а уже потом — слово. Если вы понимаете главную мысль того, о чем говорите, то вы без труда научитесь расставлять акценты в своей речи.
Далее, чтобы поработать над эмоциональной составляющей вашего рассказа, обратимся к другой фразе подобного рода: «Петр пень пилил пилой». По уже знакомой вам схеме, в зависимости от поставленного акцента, эту фразу можно произнести совершенно по-разному:
Но давайте усложним задачу: представьте, что данная короткая фраза — это полноценный рассказ. Попробуйте обратиться к своему воображаемому собеседнику и пересказать ему эту историю с разными эмоциями: вы можете удивляться, восторгаться, жаловаться на этого Петра, распускать про него слухи и так далее. При этом обязательно представлять перед собой собеседника — это поможет проработать четкость речи, визуальный контакт, жестикуляцию и, самое главное, работу с посылом. Со временем вы научитесь четко понимать, что именно вы хотите донести до человека через эти слова.
Пункт 3: Сбрасываем адреналин
Быть напряженным или скованным перед собеседованием — это нормально. Я очень часто советую применять вышеописанные упражнения еще и для того, чтобы раскачаться, сбросить адреналин и таким образом лучше подготовиться к собеседованию. Возьмите любой знакомый вам текст, например классическое:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом
Ваша задача — рассказать этот текст вслух как можно больше раз с разными намерениями. Представьте, что этими словами вы должны кого-то замотивировать, или вы рассказываете страшную тайну, или трагическую новость и так далее. Слова не меняются — меняться должны только ваши эмоции.
Пункт 4: Учимся слышать себя.
Умение слышать себя и, соответственно, следить за качеством своей речи — это, по сути, мышца, которую можно натренировать. В этом смысле, собеседование — это показательное выступление, к которому нужно готовиться заранее. Для того, чтобы избавиться от монотонности, а заодно и от слов-паразитов, нужно внимательно слушать себя в бытовой каждодневной жизни. Очень внимательно следите за тем, что и как вы говорите своим близким, детям и друзьям. Если вы ловите себя на словах-паразитах, старайтесь избегать их. Если понимаете, что ваш рассказ монотонен — добавьте эмоций. Благодаря каждодневным тренировкам, вы сможете подойти к собеседованию во всеоружии.
Пункт 5: Репетируем.
Все на самом деле очень прозаично: чтобы научиться хорошо говорить, нужно много репетировать и тренироваться. Для этого не обязательно выкраивать время — все вышеописанные предложения можно делать во время прогулок с собакой, в пути от машины до подъезда, во время генеральной уборки и так далее.
Главное, помните: хорошая речь помогает в любой ситуации быть на коне. Более того, она способна оказывать колоссальное влияние на собеседника и аудиторию. Ваша речь — это ваша визитная карточка.
Ольга Ходакова еще обязательно вернется в прямые эфиры нашего Инстаграма. Если вы хотите, чтобы мы провели один из них на интересующую вас тему, обязательно расскажите нам об этом в комментариях!
Интересно послушать: как избавиться от монотонности в голосе
Когда нет различий в качестве и бренде костюма, когда поведение и реакции типичны и адекватны, когда продукт и маркетинг одинаков, как выделиться среди прочих профессионалов и экспертов? Голос – идеальное решение. Он восхищает, воодушевляет, заставляет взлететь. Он может сломать, обезоружить, испугать. Говорят, человек пользуется возможностями мозга на 10%. Еще меньше достается возможностям голоса.
Редакция сайта rabota.ua продолжает спецпроект «Сила голоса», который откроет вам уникальные возможности вашего голоса, поможет развить силу убеждения, научит правильно дышать и получать удовольствие во время длительных выступлений и самого процесса говорения.
Наш эксперт – Светлана Василенко, эксперт-консультант по технике речи и риторике, автор и ведущая talk-проектов радио «Київ 98 ФМ», рассказывает о том, как бороться с главными проблемами голоса, дыхания и речи, как увеличить словарный запас, о постановке всех звуков, севшем горле, работе с микрофоном и подготовке к публичным выступлениям.
Предыдущие выпуски спецпроекта:
В этот раз мы разберемся, как бороться с монотонностью речи и научиться выражать эмоции голосом.
Почему мы звучим равнодушно и скучно
Монотонность – проблема многих людей. Когда они начинают говорить, то напоминают равнодушного чтеца детских и очень скучных сказок. Однако каждый из нас сталкивается с необходимостью проявить себя на публичном выступлении, во время деловых переговоров или при необходимости сделать выговор/похвалить. Если мы не можем управлять своим голосом, то любая информация, которую мы хотим донести, утрачивает свою важность для собеседника и проходит мимо его внимания.
Важно понимать, что монотонная речь – проявление внутренних зажимов и нежелания коммуницировать с внешним миром. Но если перед вами стоит задача вызвать эмоцию в других, то вы вынуждены участвовать в общении. Если вы не дадите эмоцию, то и не получите ее в ответ. Те, кто сегодня не проявляет чувства, с трудом выстраивают карьеру и реализовывают личные амбиции.
Как избавиться от монотонности
Монотонность хорошо прорабатывается на интересных скороговорках, особенно на т.н. закольцованных, которые можно повторять до бесконечности. Это очень удобно, потому что вы не утруждаете себя запоминать новые слова и полностью концентрируетесь на тренировке. Вот два примера закольцованных скороговорок, на которых можно тренироваться:
1) Вариант для русскоязычных занятий: «Море, на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот …».
2) Вариант для украиноязычных занятий: «Ліз лис лисим лісом, ніс хвіст низом-низом, хвіст об терен обдер, в лісі кажуть тепер, ліз лис лисим лісом..».
Тренироваться на таких скороговорках можно сколько угодно. Чем больше практики, тем больше шансов, что вы выйдете из порочного круга монотонности.
Упражнения для тренировки
Эффектные паузы
Чтобы привлекательно звучать, необходимо научиться делать паузы в речи.
1. Медленно прочтите несколько раз скороговорку по слогам, четко проговаривая каждый из них: «Мо-ре, а на-мо-ре-су-ша, а-на-су-ше паль-ма….».
Так вы синхронизируете работу мозга и артикуляционного аппарата, приучаете «серое вещество» не сопротивляться при тренировках.
2. Не спеша прочтите фразу, разбивая ее на смысловые фрагменты и отделяя каждый из них паузами. Обязательно фиксируйте паузу, произнесенным вслух звуком «и» – тогда временные интервалы между смысловыми фрагментами будут одинаковой длины, и вы будете говорить без ускорения: «Море (заметная пауза с проговариванием звука «и»). А на море суша («и»). А на суше пальма («и»). А на пальме кот («и»). Сидит и видит («и»). Море («и»). А на море суша («и»)…».
Не заменяйте паузу с «и» на хлопок или другое движение для ее обозначения. Сначала мозг необходимо приучить делать остановки в речи, и только потом переходить на более высокий уровень самоконтроля.
3. Усложните упражнение, как только привыкнете произносить «и» после каждого фрагмента. Делая паузу после каждого смыслового фрагмента, произносите звук «и» только после двух текстовых кусочков: «Море (пауза), а на море суша (пауза с «и»), а на суше пальма (пауза), а на пальме кот (пауза с «и»), сидит и видит (пауза), море (пауза с «и»)…».
4. Быстро произнесите всю скороговорку без пауз. Так вы натренируете артикуляционный аппарат на быструю работу и одновременную паузацию: «Море, а на море суша, а на суше пальме, а на пальме кот, сидит и видит море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот, сидит и…».
Игра в эмоции
Проявление любых чувств можно и нужно тренировать. Составьте список личных базовых эмоций, которые нужно проработать: удивление, эмоция убедительности, искренность похвалы, злость, страх и пр.
Выберите любую эмоцию из списка и постарайтесь проявить ее во время чтения скороговорки. Например, прочтите скороговорку с удивлением, т.е. задавая вопрос каждому фрагменту текста отдельно: «Море? А на море суша? А на суше пальма? А на пальме кот? Сидит и видит? Море? … ».
Чтобы упростить процесс, попытайтесь прожить эту эмоцию, помогайте себе жестами, представьте ситуацию, где кто-то удивлялся, проанализируйте, что вы чувствовали в этот момент, скопируйте актера. Точно также проработайте и эмоции чувства из списка.
Разнообразие тембра
Монотонность характеризуется одинаковым тембром голоса на протяжении всего процесса говорения. Окрасить речь эмоциями и сменить тембр голоса поможет искусственное переживание определенных ситуаций и эмоций.
1. Прочтите закольцованную скороговорку пять раз:
– шепотом, не подключая связки;
– тихо, будто рассказывая засыпающему ребенку сказку;
– привычным голосом;
– громко, будто практически кричите, когда вы очень недовольны, но при этом слишком воспитаны, чтобы перейти на крик;
– яростно прокричите фразу.
Даже если вы в жизни не используете такие эмоции, вы должны уметь их отыгрывать, чтобы применить при необходимости. Во время выполнения вы можете почувствовать повышение уровня адреналина.
2. Прочитайте любимый стих или текст, растягивая губы в широкой улыбке. Мозг понимает, что вы получаете удовольствие во время тренировки и успокаивается, не противится вашим усилиям. Так вы сами в себе вызываете положительную эмоцию.
Как правильно тренироваться
1. Тренируйтесь каждый день столько, насколько у вас хватает желания.
2. Тренируйтесь с помощью этих упражнений и практикуйте эмоции в жизни: читайте сказки детям, ругайте/хвалите кошку, к примеру.
3. Не говорите на повышенных тонах, т.е. на связках. Ультразвук не избавит от
монотонности.
4. Помните, что привычка вырабатывается 21 день, а приживается – 90! Только по истечении трех месяцев (при условии регулярных занятий) можно с уверенностью сказать, что мозг полностью осознал проблему, решил ее и «прописал» поверх нее то, что вам надо. При отсутствии результатов через три месяца, нужно идти к специалисту за коррекцией ваших действий.