Как убрать глазурь с керамики
Снять глазурь с керамического изделия
http://forum.xumuk.ru/index.php?showtopic=94540
http://otvet.mail.ru/question/77794467
народ, вы бы сначала поиск делали =))
Но зачем снимать с поверхности глазурь?
Да, вот с этого вопроса и надо начинать.
А то вот сейчас плавиковую кислоту посоветовали, но если это для себя, для дома, то лучше не стОит.
В общем, атвор, давай подробности!
8-05772 >да я могу и в большой ёмкости промыть, обеспечить проточную воду. Это не проблема
По некоторым источникам как раз для приготовления пищи (мяса, теста) желательна керамика с открытыми порами.
Потому как глазурованная керамическая ёмкость совершенно нейтральна как нержавейка или стекло. Даже чугун более «душевный» и «энергетический» материал.
В этой связи вопрос: а возможно ли сделать керамическую посуду в кустарных условиях, стойкую к подобной эксплуатации в печи (запекание, тушение)?
Форма не вопрос, глину можно купить готовую фирменную смесь, обжечь у керамистов или на предприятии в муфельке.
Именно поэтому и глазируют.
ПАВ пролезут еще дальше загрязнений, вымытьих хоть и полегче, чем грязь, но тоже непросто и небыстро.
Да не, никакой природной энергетики.
Про чугун всё очень хорошо написали.
Но хорошо приготовленное блюдо в казане не залежится))
Как убрать глазурь с керамики
Ни в коем случае ничего не выбрасывать!
Если объем засохшей глазури немаленький, ее надо реанимировать: размочить в воде, прогнать через сито. Это часто удается безо всяких проблем. Возможный дефект поверхности – сборка. Так что, может быть, глазурь будет нужно наносить чуть тоньше.
Если глазурей много и каждой мало, складывайте их все вместе в одну емкость. Перед использованием – возьмите, сколько надо, перемешайте, размочите в воде, а лучше – смелите в водой, пропустите через сито. Готовая смесь пригодится в следующих интересных случаях:
Глазурование внутри. Никто не видит или мало обращает внимания на цвет глазури внутри узкой вазочки, на тыльной стороне тарелки, брелока, изразца, внутри горшка для цветов. Так что ваша серо-зелено-матовая глазурь – как раз!
Затирка снаружи. Вы можете отдекорировать получившейся смесью жмотины шамота, например.
Черно-серая глазурь. Этот вариант хорош, если у вас более-менее постоянный состав отходов глазури. Смесь ваших отходов на полпути к черному цвету! Если в нее добавить чуть-чуть черного красителя (пигмента или оксида меди, например), вы почти с 100%-ой вероятностью получите черную глазурь почти постоянного оттенка. Используйте ее обычным образом.
Флюс для ангобов и масс. Добавьте эту смесь глазурей в вашу любимую глину – 5-10% хватит, чтобы получить очень плотный звонкий черепок, а если повезет, то и черепок интересного цвета! ИЛИ добавьте эту смесь в темный ангоб, у которого не хватает плавкости или адгезии к черепку. ИЛИ просто смешайте глазурную смесь пополам с глиной, добавьте 10-15% оксида марганца – получится замечательный рельефный контур!
Сделайте из смеси лапшу, прокалите ее при 400 градусах, разомните. Вы получите удивительно простой и эффективный гранулят. Добавьте его в массу или глазурь для получения цветной точки.
Если соблюдены все условия нанесения и глазурь выбрана правильно, остается обжечь чашку на правильную температуру.
Сложнее, если чашки изготавливаются для продажи. В этом случае готовое изделие нужно отдать на испытания в лабораторию, которая в вашем регионе имеет лицензию на проведение этих тестов.
Дефекты глазури при обжиге керамики
Глазурь для керамики представляет собой стекловидное покрытие, которое тонким слоем наносится на поверхность глиняного изделия перед обжигом. Отделка проводится путем политого обжига. Основные типы глазури – легко и тугоплавкая. Различаются между собой они по температуре плавления. Тугоплавкие глазури применяют для политого обжига изделий из фарфора, полуфарфоровых предметов, тонкостенных товаров. Ее основная составляющая – фритта.
Глазурь для керамики бывает прозрачной и непрозрачной. Непрозрачную получают путем смешивания прозрачной с нерастворимыми или полурастворимыми соединениями либо за счет образования газовых, кристаллических, тонкодисперсных фаз в самом составе. Также глазури для керамики делятся на цветные и бесцветные, матовые и блестящие. Ими можно поливать изделия, распылять состав на поверхность либо окунать предмет перед обжигом в емкость с глазурью.
Причины появления дефектов при обжиге
Дефекты обжига определяют создание безвозвратного брака, сортность и качество продукции. Появляться они могут после политого или утельного обжига и будут разными. Главные дефекты утельного обжига:
Они возникают в результате несоблюдения технологии производства керамических изделий – чрезмерного или недостаточного, слишком медленного обжига, игнорирования необходимости охлаждения глазурованных изделий.
При политом обжиге чаще всего возникает такой дефект как цек. Причина – разница ТКЛР между глазурью и черепком или недожог черепка в ходе утельного обжига. При этом технология может быть нарушена на первом этапе (утельном), а брак появляется на финальном (политом).
Подверженность к образованию наколов во многом зависит от состава печной атмосферы. Повышенное количество наколов, вспучивание глазури начинается в результате избытка в печных газах пара, водорода, сернистого газа и оксидов углерода (наиболее пагубное воздействие на качество глазурного слоя оказывает при этом именно сернистый газ). Пережог вызывает вскипание глазурного состава – и образуются характерные пузырьки.
Также вероятность появления дефектов обжига определяется с учетом толщины полуфабриката (монолитные изделия с толстыми стенками обжигать сложнее), его состава, дисперсности и прочих показателей. Имеют значение и показатели перепада температур по печному сечению в зоне садки. Если это необходимо, температурное поле можно «выровнять» за счет создания герметичного входного затвора, снижения разрежения на начальном участке печи, применения перемешивающих вентиляторов, увеличения сечения зазоров внизу садки, использования футеровки вагонеток с малой теплопроводностью и небольшой аккумулирующей способностью.
Основные дефекты обжига: обзор
Поскольку дефекты обжига бывают разными, и причины у них тоже различные, каждый нуждается в отдельном рассмотрении. И помните, что только строгое соблюдение технологии и знание причин появления дефектов позволяет избегать брака в дальнейшем или сводить его объемы к минимуму.
Другое название цека – волосяные трещины. Глазурь склонна к трещинообразованию, но их появления можно избежать, если:
Важно! Для художественно-декоративной керамики едва заметная сеточка из тонких волосков не всегда брак, а для утилитарной – всегда.
Главная причина образования цека – несогласованность коэффициентов теплового расширения глазури и черепка, которая дает о себе знать при остывании уже обожженного изделия. А все дело в том, что коэффициент расширения у глазури всегда выше, чем у черепка. В ряде случаев дефект можно убрать, если просто пережечь глазурь (перед помещением в печь образовавшиеся трещинки обязательно заполняются подготовленным глазурным составом).
Отслаивание глазури
Нередко на уже обожженном изделии глазурь начинает отслаиваться. Это происходит в тех случаях, когда:
Вопрос-ответ
Если среди информации, представленной на сайте нашего интернет-магазина, вы не нашли ответа на свой вопрос о товаре, воспользуйтесь нашей формой обратной связи, позвоните нам по телефону +375(29)690-10-90 или отправьте свой вопрос на адрес нашей электронной почты: admin@ceramist.by, и мы обязательно ответим.
1) Как наносить глазури BOTZ?
2) Как долго можно хранить глазури BOTZ?
Совет: после использования хорошо почистить край баночки, добавить немного воды в баночку, и только при последующем использовании перемешать.
3) Какая температура при бисквитном обжиге?
4) Можно ли смешивать глазури BOTZ друг с другом?
Вы достигните весьма превосходных результатов, нанеся одну глазурь на другую. Хорошо подходят непрозрачные глазури без эффектов, а особенно также глазури для каменных масс BOTZ (см. указания в советах для глазурей для каменных масс).
Красные и золотистые тона в керамике часто очень чувствительны. Красные глазури BOTZ 9601, BOTZ 9602, BOTZ 9603, BOTZ 9604, BOTZ 9610, синяя BOTZ 9590 и золотая BOTZ 9541 очень стабильны, если соблюдать 3 правила обращения:
1. наносить толстым слоем,
2. обжигать при низкой температуре (т.е. до 1040°C)
3. организовать приток кислорода в печи или, соответственно, не ставть слишком тесно в печи, чтобы обеспечить хорошую циркуляцию воздуха.
У глазурей «лава» BOTZ 9606 и «коралловая» BOTZ 9607 обжиг можно производить при более высокой температуре, однако при притоке кислорода. Белые края у этих глазурей являются составной частью их внешнего вида.
6) Можно ли уже обожженную глазурь покрывать новым слоем глазури?
8) Глазури BOTZ «совместимы с пищевыми продуктами»?
Понятие «совместимы с пищевыми продуктами» в керамике не применяется. Важно не использовать содержащие свинец и, по возможности, только полностью нетоксичные глазури для столовой и питьевой посуды. Некоторые глазури не стабильны при воздействии кислот, т.е. при контакте со слабой кислотой ингредиенты из обожженной глазури могут растворяться. Хотя все жидкие глазури BOTZ нетоксичны, мы рекомендуем на всякий случай для столовой и питьевой посуды использовать только те глазури, которые характеризуются особенной стойкостью и имеют в каталоге пиктограмму „рекомендуется для столовой посуды“. По гигиеничным соображениям, например, глазури с эффектами или матовые глазури к ним не относятся, так как здесь могли бы откладываться также остатки пищи.
9) Существует ли оптимальный режим обжига для глазурей BOTZ?
10) Морозостойки ли глазури BOTZ?
Морозостойкость определяется преимущественно не глазурью, а глиной. Если глина «агломерированная», т.е. плотна и не может пропускать воду, то она морозостойка. Запросите у поставщика глины температуры агломерации глины. Жидкие глазури можно наносить также на продукты, обоженные на «бисквит» при высокой температуры, см. вопрос 3.
11) Имеются ли паспорта безопасности для глазурей BOTZ?
Вы всегда можете обратиться к нам и мы охотно проконсультируем вас и отправим требуемые паспорта безопасности.
12) Глазурь сильно потекла при обжиге глазури, в чем причина этого?
В нашем каталоге есть потечные глазури (см. пиктограммы в каталоге), в этом случае нижнюю область объекта покрывать очень тонким слоем глазури. Если другие глазури стекают, то это может быть вызвано слишком толстым слоем, увеличенной выдержкой или же слишком высокой температурой. Если необходимо, следует проверять фактически достигнутую температуру печи при помощи конуса Зегера.
СЕКРЕТЫ ГОНЧАРОВ
ЧАСТЬ 2
После того как изделие снято с гончарного круга и осторожно установлено на подставку прогладьте влажной поролоновой губкой или мокрыми руками все неровности, накройте его влажной тряпочкой и поставьте сохнуть в закрытый оцинкованный ящик. Ни в коем случае не сушите керамику на сквозняке и вблизи источников тепла, так как глина будет высыхать неравномерно и обязательно потрескается.
Через сутки изделие выньте из ящика, зачистите мелкой наждачной бумагой и приступайте к отделочным работам. Довольно часто керамику декорируют по сырому материалу.
Выглаживание, или лощение. Подсохшее изделие потрите каким-либо гладким предметом, при этом верхний слой глины уплотняется, начинает блестеть и становится влагоустоичивым. После обжига такая керамика блестит еще сильнее. Лощеную посуду подвергают чернению: перед обжигом в печь бросают какое-нибудь дымящее топливо, керамика впитывает углеродистые частички дыма и приобретает черный цвет, оставаясь блестящей.
Эффектную отделку пластичного черепка можно выполнить при помощи текстурной орнаментики. Из дерева, резины (ластика) или другого материала вырежьте штамп. Вдавливая его в определенной последовательности в сырую глину, можно получить уникальную отделку. Иногда вместо штампов используют грубую мешковину.
Следующим видом декорирования является процарапывание. Рисунок наносят шилом, ножом или другим предметом на слегка подсушенное изделие, а затем с помощью кисточки заполняют окрашенным шликель-жижелем. Когда он подсохнет, излишек соскребают.
Тонкая вязь ангоба
Роспись ангобами (специально приготовленными глинами жидкой консистенции) производят по сырому, высохшему и даже обожженному изделию. Если оно изготовлено из красножгущейся глины, ангобы приготавливают из беложгущейся глины с добавлением солей или окислов металлов, мела, песка и т. п.
Ангобирование может быть частичным или сплошным. Декорирующие составы (ангобы, соли, глазури, эмали и т. п.) наносят пульверизатором, кистью, окунают изделие в емкость с раствором или поливают им, другими способами.
Перед росписью поверхность, предназначенную для обработки, очищают от пыли, жирных пятен и слегка увлажняют губкой.
Чтобы ангоб лег равномерно, изделие после окунания или полива быстро встряхивают.
Толщина ангоба должна составлять около 3 мм: толстый слой отскочит при сушке или обжиге, а тонкий может исчезнуть.
Приготовленный раствор ангоба нужно постоянно перемешивать, поддерживая определенную густоту раствора. Если он будет чрезмерно разбавлен водой, рисунок получится слабым, нечетким, густой ангоб неравномерно покроет поверхность.
Окрашенные глинистые растворы, растекаясь по поверхности, образуют четкие концентрические радужные кольца, которые, если немного наклонить изделие, сливаются в причудливые узоры.
Расписывая изделие, следует держать его левой рукой, упирая дном в колено, а правой с помощью пипетки наносить узоры.
Изделия, декорированные ангобами, обычно покрывают бесцветными глазурями.
Перед нанесением рисунка ангобы нужно опробовать на кусочках глины. Главное условие, которое нужно выдерживать при изготовлении ангобов, заключается в том, чтобы коэффициент усадки глины изделия при сушке и обжиге был одинаков с коэффициентом усадки ангобов.
С помощью окислов металлов белые ангобы окрашивают в разнообразные цвета.
Синий цвет: оксид кобальта (1-3 %), гидрат оксида кобальта (1-3 %), углекислый кобальт (1-4 %), фосфорнокислый кобальт (2-6 %).
Серо-голубой цвет: оксид никеля (1-4 %), оксид кобальта (0,5-2 %).
Зеленый цвет: оксид хрома (0,3-3 %) в смеси с кобальтовыми (0,1-0,5 %) или медными (0,2-0,5 %) соединениями.
Бирюзовый цвет: оксид меди (2-8 %).
Желтый цвет: оксид железа (1-3 %) с добавлением рутила (1-3 %) или оксид сурьмы (2-8 %).
Коричневый цвет: оксид железа (3-10 %) или перекись марганца (5-10 %).
Черный цвет: смесь оксидов железа (4-8 %), марганца (2-5 %), хрома (около 1 %) и кобальта (1-2 %).
Оксиды перед добавлением в ангобы и глазури нужно прокалить в муфельной печи, нагретой до 600-800 °С, и тщательно растереть до дисперсного состояния.
Помимо указанных материалов при окраске белых ангобов применяют железистые легкоплавкие глины. Они дают цвета от светло-терракотового до почти черного. Широкий диапазон процентного содержания компонентов указан здесь в связи с разнообразием оттенков, которые можно получить от соединения тех или иных количеств исходных материалов.
Коричневый цвет: глина красножгущаяся (50-70 %), песок кварцевый (5-20 %), глина высокопластичная (до 30 %).
Черный цвет: глина красножгущаяся (40-60 %), песок кварцевый (до 10 %), глина высокопластичная (20-35 %), перекись марганца (4-6 %), оксид железа (5-8 %).
Кроме указанных выше, существуют фриттовые ангобы, имеющие в своем составе легкоплавкие материалы. Такие ангобы при обжиге сильно спекаются и приобретают довольно красивую глянцевую фактуру. Они дают следующие цвета.
Черный цвет: глина пластичная (25-40 %), оксид железа (20-25 %), перекись марганца (2-5 %), бой стекла (30-40 %).
Светлый цвет: глина беложгущаяся (70-90 %), бой стекла (10-30 %).
Белый цвет ангоба можно еще изменить гуашевыми красками. Гуашь кобальт добавляют, если хотят получить голубой цвет, окись хрома дает зеленый цвет. Эти краски при обжиге хорошо сохраняют первоначальный цвет.
Очень оригинальной и привлекательной техникой росписи ангобами по глине является флиндровка, довольно широко применяемая у нас на Украине. Этот метод заключается в следующем: изделие устанавливают на вращающуюся подставку и с помощью кисточки наносят концентрические пояса из цветных ангобов. Тонко заточенной палочкой или спичкой проводят через все пояса вертикальные, ритмично чередующиеся линии. Ангоб тянется за острием и образует зигзагообразные линии, расположенные симметрично по всей поверхности изделия.
Керамические изделия, расписанные ангобами, обжигают при температуре 700-800 °С. При этом нужно учитывать, что открытое пламя и дым могут исказить цвет ангобов, поэтому изделие следует поместит), в закрывающуюся металлическую коробку и т. п. При обжиге в электрической муфельной печи эти предосторожности не нужны.
Чудесные свойства солей металлов
Нередко изделия расписывают раствора ми солей тяжелых металлов по сырой, т обожженной глине и ангобам. В связи с тем, что растворы солей бесцветны, к ним добавляют анилиновый краситель, чернила и т.п. Во время обжига краски выгорают, и проявляется цвет соли.
Азотнокислые соли хорошо растворяются в воде и дают после обжига чистые тона. В таблице приведены данные о некоторых из них.
Расписывают обычно насыщенными растворами солей. Поскольку такой раствор содержит постоянное количество соли, приготовить его можно без взвешивания компонентов. Прежде чем использовать, испытайте раствор на действие высоких температур. На сухую глиняную пластинку нанесите мазки растворов солей: сначала насыщенных, а потом разбавленных водой в соотношении 1: 2; 1 : 4; 1:6; 1:8; 1:10; 1:15; 1:20. Пронумеруйте и опишите все пробы. Пластинку прокалите в муфельной печи при 700-800 °С
Изменение цвета азотнокислых солей после обжига
Кобальт азотнокислый
Никель азотнокислый
Серовато-коричневый
Железо азотнокислое
От светло-серого до красного
От серого до бирюзового
Серебро азотнокислое (ляпис)
Уранил азотнокислый
От серого до черного
Во время обжига одни цвета выгорят, другие изменят цвет, третьи приобретут сочность и блеск.
Для достижения хорошей вязкости раствора соли в него вводят 10-15 % декстрина, для повышения интенсивности цвета добавляют соду. Однако делать это нужно очень осторожно, так как избыток щелочи может вызвать пятна. Соду растворяют водой в тех же соотношениях, что и соль, затем растворы смешивают.
Расписанное изделие обжигают, потом покрывают глазурью и обжигают вторично.
Цвет глазури
Введение приведенных ниже окислов уменьшает расширение глазури (от Na 2 О к М g О) и может быть полезным при подгонке глазури к черепку:
Соответствие глазури черепку проверяют на опытных образцах, обжигая их в печи.
Прозрачная глазурь: свинцовый глет (75 %), кварцевый песок (около 25 %). Добавка сырой беложгущейся глины (1-2 %) уменьшает ее текучесть и поддерживает раствор глазури во взвешенном состоянии. Эта глазурь плавится при температуре 750 °С и даже ниже. Если к ней добавить 0,5 % извести (Са(ОН) 2 ), ею можно покрывать гончарные изделия.
Свинцовые соединения придают глазурям ряд ценных свойств: блеск, эластичность, способность хорошо «развивать» окраску почти всех керамических красителей, малую чувствительность к колебаниям температурного режима обжига и стойкость к расстеклованию (кристаллизации).
Для получения свинцовых соединений нужно расплавить свинец и подержать его некоторое время на огне. Образовавшиеся на поверхности окислы снять.
Однако, несмотря на то, что свинцовые соединения в составе глазурей сообщают им ряд ценных качеств, они в настоящее время запрещены для декорирования кухонной посуды и других бытовых керамических изделий, так как очень ядовиты и используются только при изготовлении декоративной керамики.
Фриттованные глазури. Если состав с растворимыми в воде материалами смешать с водой, а затем нанести эту смесь на черепок, то некоторые растворимые компоненты этой смеси (сода и др.) проникнут в черепок и изменят соотношение материалов в сыром глазурном слое, что повлечет за собой изменение плавкости глазури. Чтобы этого не произошло, все растворимые компоненты глазури фриттуют, т. е. сплавляют, обычно при температуре 1200-1300 °С. Вследствие этого они переходят в нерастворимые силикаты и другие соединения. Фриттованная глазурь становится после этого легкоплавкой. Компоненты глазурной смеси, которые будут фриттоваться, нельзя размалывать слишком тонко, однако нужно хорошо перемешать в сухом состоянии. После плавления фритту выливают в емкость с водой, где она остывает, затем высушивают и тщательно растирают в ступке. Ниже приводятся составы фриттованных легкоплавких бессвинцовых глазурей.
Полевой шпат (29,8 %), кварц (33,6 %), технический карбонат стронция (12,3 %), бура (18,6 %), сода (2,3 %), магнезит (3,4 %). Для составления глазури берут 94-95 % фритты и 5-6 % огнеупорной глины. Состав фриттуют при температуре 1300 °С.
Полевой шпат (27,8 %), кварц (32,2 %), карбонат стронция (12,3 %), борная кислота (2,6 %), бура (22,1 %), магнезит (3 %). Эта глазурь, по сравнению с предыдущей, имеет меньший коэффициент расширения. Для глазури берут 94-95 % фритты и 5-6 % огнеупорной глины.
Полевой шпат (27 %), кварц (27 %), углекислый стронций (12 %), бура (30 %), магнезит (4 %). Для глазури берут 93 % фритты и добавляют 7 % каолина.
Жемчужный блеск эмали
Эмаль является непрозрачной (глухой) разновидностью глазури. Применяется она в основном в качестве грунта под керамические краски.
Для «глушения» глазури применяют оксид циркония (9-14 %), оксид олова (7-12 %), оксид сурьмы (9-12 %), оксид цинка (5-6 %), криолит и др. Для получения белой и чистой эмали в состав глазури нужно ввести селитру и поваренную соль, которые при фриттовании выделяют в большом количестве газообразные вещества, что способствует лучшему перемешиванию массы. Полученную фритту необходимо тщательно промыть горячей водой и освободить от остатков поваренной соли, которая при обжиге может вступить в реакцию с серой и привести к браку.
Наносят эмаль методом поливания. После того как она подсохнет, изделие расписывают керамическими красками. Обжигать изделие можно только после высыхания красок, при этом линии рисунка будто бы тонут в эмали, остаются только нежные и глубокие контуры.
Глиняные изделия отделывают также конторским силикатным клеем. Обожженное изделие покрывают несколькими слоями клея, высушивают и опять обжигают. После этого на нем образуется прозрачная и бесцветная стекловидная пленка. Если клей был положен толстым слоем, покрытие получится непрозрачным.
После нанесения клея изделие можно припудрить через сито толченым бутылочным стеклом, а потом обжечь при температуре
900-950 °С и медленно охладить.
Силикатный клей можно окрасить кобальтом или окисью хрома и полить или расписать им обожженную глину, а затем снова обжечь ее в печи.
После того как снятое с круга изделие слегка подсохло вдали от сквозняков и источников тепла, а потом было зачищено мелким наждаком, декорировано ангобами, солями и снова подсохло, его помещают на 1,5-3 часа в муфельную печь для дополнительного просушивания при температуре 150 °С (как сделать муфельную печь, будет рассказано ниже). Сначала температуру в печи нужно повышать медленно, пары воды в это время должны свободно выходить через смотровые и другие отверстия. Если печь не имеет реостата для постепенного повышения температуры, придется включать и выключать ее в течение 1-3 часов, с интервалами в 5-10 минут. Как только влага исчезла, нужно каждые 30-40 минут повышать температуру на 50 °С, и так до 400 °С, когда изделие начнет краснеть. Это означает, что из глины вышла химически связанная вода. Теперь можно поднимать температуру в печи на 100 °С через каждый час и довести ее до 800-900 °С. Выдержите эту температуру в течение часа и отключите плитку. В первые часы охлаждение должно быть замедленным, пока температура не упадет до 450-400 °С. Этот период называется закалом, или томлением. Электрические печи начинают остывать сразу же после отключения от электросети, поэтому нужно время от времени включать их. Когда температура понизится до 200 °С, дверцы печи можно приоткрыть и, когда температура в ней сравняется с комнатной, вынуть изделие. В общей сложности керамика должна остывать 10-12 часов.
После первого обжига керамическое изделие расписывают глазурями. Низ керамики нужно очистить от капель глазури мокрой тряпочкой.
Второй раз изделие обжигают, чтобы растопилась глазурь. Последовательность обжига та же.
Чтобы обжигать в домашних условиях небольшие глиняные изделия, потребуется муфельная печь. Печь с температурой нагрева до 950 °С можно сделать из бытовой электрической плитки. Главной частью печи является муфель, в котором и производят обжиг. Устройство печи показано на рис. 11.
Из картона сделайте форму, пропитайте ее парафином или воском и нанесите на внутреннюю поверхность глиняную массу слоем 10 мм. Теперь глина, когда слегка подсохнет, сама отскочит от формы. Наносить глину на наружную поверхность коробки нельзя, так как во время сушки глина сильно сжимается, а картонная коробка не позволит ей этого сделать, и муфель покроется трещинами.
Когда муфельная чашка высохнет, обработайте ее поверхность наждачной бумагой или напильником, обратив особое внимание на то, чтобы нижняя часть ее плотно прилегала к электроплитке. Досушите муфель на электроплитке в течение двух-трех часе при температуре 100 °С (время от времен включая плитку) и произведите окончательный обжиг, как рассказывалось выше.
ВНИМАНИЕ! Все работы с включенной электрической плиткой нужно производить соблюдением правил техники безопасности. В связи с тем, что обжиг керамических изделий длится долго, электроплитка, чтобы не произошел пожар, должна стоять на не сгораемом основании (толстой асбоцементной плите, кирпичах) вдали от легковоспламеняющихся предметов. Работать во время обжига изделий нужно в сухих рукавица и пользоваться исправным инструментом.