Как убрать агрессию у ребенка
Агрессия у ребенка
Причины агрессии у детей и советы психолога что делать родителям: как правильно реагировать на проявления агрессивного поведения.
В нашей культуре слово агрессия имеет ярко выраженную негативную окраску.
Агрессивный, агрессор – чётко отрицательные характеристики.
Однако, в более широком смыслеагрессия – естественная реакция человека, позволившая выжить виду.
Первичная агрессия
Человек рождается с набором инстинктов и импульсов.
В том числе и с первичной агрессией.
Не будь её, младенец просто не смог бы выжить. Его плач, громкий призыв обратить на себя внимание – по сути агрессивен. С его помощью малыш вторгается в личные границы своей семьи, чем нарушает установленный до его появления порядок.
Чуть позже он пробует кусать материнскую грудь – источник питания. Это первые неосознанные попытки внести свою агрессию в окружающее поле, проявить себя.
Затем развивается хватательный рефлекс, чем малыш с интересом и настойчивостью пользуется. Он хватает всё, что попадается ему на пути, не будучи способным осознавать, что причиняет боль. Матери, окружающим, домашним животным. Наносит урон предметам обстановки.
Исследовательский инстинкт
Ребёнок – маленький разрушитель.
Новоиспечённые родители вынуждены изменять пространство, чтобы обезопасить малыша и ценные предметы. Таким образом, поведение ребёнка, исследующего окружающий мир, вполне можно назвать агрессивным. Ведь он вторгается в границы других, его поведение ещё не опосредовано социальными нормами, и он не понимает, какие его действия приемлемы, а какие – нет.
И задача окружения в этом случае – справляться с такой агрессией, адаптироваться, становиться контейнером для агрессии малыша.
Как должны реагировать родители
Правильным для родителей в этом случае является понимание того, что ребёнок не способен фильтровать, какие его действия могут нанести урон.
Заботиться о том, чтобы ценные предметы не попадались на пути маленького исследователя. Оберегать младших членов семьи и животных от могущего быть разрушительным контакта.
Ласково и нежно объяснять ребёнку, что собачку нельзя тягать за хвостик, и стараться переключить внимание на более подходящие предметы.
Как формируется травма
Такое поведение пугает ребёнка. Он ещё не в состоянии осознать, что совершил преступление локального масштаба. Для него не существует отличия между паспортом и книжкой, которую можно трепать.
Понимать это – задача родителя.. Подробнее как ребёнок справляется со своими агрессивными чувствами, если родители ему не помогают.
Крик действует на младенца намного более травматично, чем мы можем предположить. Это сигнал опасности.
Ребёнок ещё не понимает всех слов, но отлично читает эмоции. Видя перекошенное от ярости мамино лицо, он впадает в ужас. Такую ситуацию смело можно считать ранней травмой.
Остановленная агрессия
Малыш делал обычные действия – исследовал мир посредством манипуляции с предметами. Раньше ему это разрешалось. В один момент ситуация поменялась – мир стал другим для него – небезопасным, агрессивным, карающим. Он не способен понять, за что его наказали.
Почему мама кричит и на её лице ярость.
Почему в ответ на его плач, мама не успокаивает и не берёт на руки?
Ребёнок испытывает сильную фрустрацию.
И бессознательное может считать эту ситуацию следующим образом: исследование мира небезопасно. Оно приводит к агрессии окружающих. Моя исследовательская агрессия может привести к наказанию. И тогда формируются адаптивные способы поведения – не исследовать, не хватать предметы.
Ребёнок начинает плакать, оказываясь без мамы. Мир несёт угрозу.
Так, в приведённом примере, взрослый не смог удержать свои эмоции, причинив ребёнку психологическую травму и остановив его агрессию, направленную на исследование мира. Тем самым остановив поисковый инстинкт и интерес к познанию.
Агрессия развивается вместе с малышом
По мере роста ребёнок продолжает исследовать мир другими способами. Его действия становятся более осознанными. Он начинает социализироваться и усваивает правила поведения. Но в его картине мира пока нет полного понимания своих границ и границ окружающего мира, в том числе и других людей. Поэтому ребёнок совершает действия, которые позволяют ему получить эти знания.
Его поведение может казаться достаточно агрессивным. Взрослый должен понимать, что, проявляя физическую агрессию по отношению к предметам, людям, животным, малыш устанавливает границы, и мягко сообщать ему, какие способы не годятся для этого.
Не стоит ругать ребёнка за сломанную машинку или куклу. Такое поведение является способом исследования. Изучения устройства предметов.
Если малыш бьёт своего брата или сестричку, других детей или взрослых, стоит для начала разобраться, что стоит за его поведением. Это может быть ревность по отношению к родителям, попытка защитить свою территорию, охрана своих границ при угрозе.
Роль родителей в воспитании здоровой агрессии
Задача родителя – сопровождать малыша в процессе познания мира, контейнировать его агрессию, удерживая при этом свои агрессивные реакции.
Не позволяя собственным эмоциям остановить ребёнка в этом важном процессе.
Позволить маленькому человеку в специально созданном для него безопасном пространстве получать знания об окружающих предметах, людях и животных.
Останавливать агрессию ребёнка – значит лишить его возможности полноценного развития, отобрать у него возможность получить ценный опыт.
Задача взрослых – контролировать и ограждать, подсказывать, ласково переключать на подходящие объекты, демонстрировать собственным примеров адаптивные способы обращения с предметами.
Не наказывать, не ругать, не кричать.
И тогда вы можете быть уверены, что агрессивные тенденции сгладятся постепенно, а ребёнок вырастет любознательным и будет познавать мир в более приемлемых формах.
Чувствуете, что не справляетесь, реагируете, не выдержали и затем жалеете о сделанном. Не корите себя, отзываются ваши детские травмы, запишитесь на консультацию для родителей: агрессия ребенка. Пусть ваш ребенок растет счастливым и успешным!
Как убрать агрессию у ребенка
К агрессивному поведению относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, жестокость.
Бесплатные занятия с логопедом
Одной из серьезных проблем, с которой часто сталкиваются родители детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), является детская агрессивность.
В психологическом словаре приводится следующее определение агрессии:
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
— стремление привлечь к себе внимание сверстников;
— стремление получить желанный результат;
— стремление быть главным;
— желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.
Первая форма – недеструктивная агрессивность – проявляется в механизме удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая форма – враждебная деструктивность – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.
Среди психологических особенностей, провоцирующих деструктивную агрессию детей, обычно выделяют:
— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
— сниженный уровень саморегуляции;
— неразвитость игровой деятельности;
— нарушения в отношениях со сверстниками и взрослыми, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
— нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства, низкая ответственность.
Причинами агрессивного поведения детей могут быть:
эмоциональное отвержение ребенка родителями (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
чрезмерная терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым;
суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
авторитарное поведение родителей со стремлением к полному контролю;
агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления;
влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, уровень их агрессивности, недостаток педагогической культуры;
влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.
Работа с детьми (коррекция), ведущими себя агрессивно, может осуществляться по четырем направлениям:
Первое направление – обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным в раннем возрасте является амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Кроме того, агрессия ребенка обычно усиливается в периоды возрастных кризисов (первого, второго и третьего года жизни). Агрессия – показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому абсолютный запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием – неспособность ребенка проявлять инициативу. Выходом из такой ситуации может стать обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.
Второе направление – обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Применительно к раннему возрасту это заключается в выборе занятий и игр, в которых дети могли бы расслабиться и тем самым снять ведущее к агрессии напряжение. Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют также рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.
Третье направление – развивать у детей навыки общения с другими ребятами, учить их конструктивным способам общения друг с другом, правилам выхода из конфликтной ситуации. Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми. Кроме того, помочь в формировании навыков общения может инсценировка взрослым различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.
Четвертое направление – развитие позитивных качеств личности – осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним. Те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства детей раннего возраста. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются. В том случае, если ребенок проявляет агрессию достаточно часто, и она носит деструктивный характер, стоит с большим вниманием отнестись к ребенку, постараться как можно скорее выявить причины такого поведения и как можно раньше устранить их.
Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления
Причины, последствия и пути преодоления детской агрессии
Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления
Сегодняшняя статья посвящена проблеме детской агрессии.
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо.
Какие могут быть проявления агрессии у детей?
Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет.
Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к поведению ребенка, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье; непослушание, упрямство и др.
Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет могут быть связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта», с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
Драчливость у мальчика, плач, визгу девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
Чем полезна агрессия?
В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни – это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее разрушительных, асоциальных форм, и поощрение ее положительных проявлений, таких как целеустремленность, настойчивость, умение постоять за себя, сказать «нет» тому, что неприятно или вредно для ребенка
В чем причины детской агрессивности?
Агрессия может возникать в следующих случаях:
как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (чаще всего поведение родителей или значимых взрослых, литературных, кино- и телегероев).
Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).
Специального вмешательства требуют следующие типы агрессивности ребенка:
1. Ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой проявление встречается редко, но всегда требует специального лечения у психотерапевта и психолога.
2. Агрессивность гиперактивного ребенка. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все задевает его, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение его отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным, а регулирование его – предметом забот врача.
3. Ребенок проявляет немотивированную, ничем не обусловленную агрессию, а воспитательные меры не помогают.
4. Агрессивное поведение детей с особенностями психофизического развития.
Как предотвратить разрушительное проявление агрессивности у ребенка?
Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
Не прибегайте к физическим наказаниям!
Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т.п.
«Лечение» агрессивности
Для коррекции агрессивного поведения детей годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка «испорченным». Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, неприятия ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет еще более трудным.
Если вам сложно справиться с агрессией ребенка, попробуйте обратиться за помощью к специалистам: врачам-психотерапевтам и психоневрологам, психологам, педагогам.
Основные выводы
От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, и чаще всего в страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.
*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»
Как справиться с детской агрессией: советы психологов
30 сентября 2021 года
В сложных ситуациях дети иногда ведут себя агрессивно. Со временем такая реакция может стать привычной и привести к неумению управлять эмоциями. Задача взрослых — вовремя предупредить агрессивное поведение, выявить его причины и помочь ребенку. О том, как это сделать, рассказывают специалисты столичного центра содействия семейному воспитанию «Маяк».
Откуда берется агрессия
«Частые драки, конфликты с одноклассниками и учителями — это проявления агрессии. С ними можно и нужно работать», — говорит педагог-психолог центра «Маяк» Рената Чишкина.
Частое и неконтролируемое выражение враждебности в итоге приводит к снижению успеваемости у ребенка, а в более старшем возрасте — к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, игромания) и проблемам с законом.
Среди причин детской агрессии специалисты выделяют две наиболее распространенные. Первая — проблемы в семье. Ребенок не учится управлять своими негативными эмоциями, если его родители часто открыто ссорятся. Также в зоне риска дети, живущие сами по себе, когда родители не проявляют интереса к их жизни, не демонстрируют заботу и поддержку или же оценивают детей критически, подчеркивая неудачи и игнорируя достижения.
Кроме того, дети интуитивно стараются копировать взрослых: если мать или отец очень эмоционально реагируют на свои неудачи, то и ребенок перенимает такое поведение.
Вторая группа причин детской агрессии связана с окружением ребенка — детским садом, школой, друзьями, а также с информационным полем.
«Если ребенку не удалось завязать дружеские отношения с одноклассниками, он чувствует себя отверженным, испытывает тревогу. И такое состояние может провоцировать вспышки агрессии», — поясняет Рената Чишкина.
Дети, которых не приняли в школьном коллективе, иногда попадают в так называемые проблемные компании, где агрессивное поведение поощряется.
Свою роль могут сыграть и низкие оценки. Многие дети воспринимают их как критику. Ребенок может почувствовать несправедливость, обиду на учителя, и тогда его захлестнут эмоции, проявится агрессия.
Как помочь ребенку справиться с агрессией
«Если человек в детстве не научится контролировать свое агрессивное поведение, то во взрослой жизни агрессивное поведение будет контролировать человека», — говорит Рената Чишкина.
Специалистами разработано немало методик, повышающих навыки управления гневом. Так, снятию агрессивных состояний, в особенности у детей младшего возраста, способствует работа с тестом, пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки — все это помогает ребенку избавиться от излишнего напряжения.
Не менее эффективны и активные физические игры. Они снижают агрессивность, учат соблюдать правила и адекватно реагировать на свои проигрыши.
Кроме того, специалисты центра «Маяк» советуют родителям контролировать взаимодействие детей с гаджетами. «Будьте в курсе любимых игр, фильмов, каналов на YouTube и TikTok, а также того, как много времени они занимают в жизни ребенка. Это поможет вам вовремя среагировать и предотвратить формирование агрессивного поведения. И не бойтесь спросить у ребенка, что он чувствует. Часто дети держат переживания в себе. Простые вопросы („Как прошел день?“, „Кажется, ты расстроен?“) позволяют начать разговор, который не только поможет решить проблемы, но и покажет ребенку, насколько он для вас значим», — советует педагог-психолог Илья Верпаковский.
Если же самостоятельно справиться с агрессией ребенка не получается, не бойтесь обратиться к специалистам. Приемные родители смогут найти поддержку в службах сопровождения замещающих семей. Узнать подробно об их работе можно на портале «Моя новая семья».
Если вы хотите получить поддержку, лучше понять себя, свои личные и профессиональные ориентиры, рекомендуем записаться на бесплатные вебинары в Московскую службу психологической помощи населению на сайте www.msph.ru или прийти на бесплатную очную консультацию к психологу в одно из подразделений службы.
Также в круглосуточном режиме работают телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки. Подробности на сайте www.msph.ru
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Агрессивный ребенок: рекомендации родителям
Агрессия – довольно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Малыши могут кусаться, драться, ломать чужие вещи, обзываться. При этом агрессия бывает направлена, как на других детей, так и на взрослых, а иногда и на самого ребенка. Каковы причины агрессивного поведения у детей? В чем заключаются особенности агрессии у дошкольников? Что делать родителям, если малыш ведет себя агрессивно и чем ему можно помочь? Именно об этом и будет идти речь сегодня.
Особенности проявления агрессии у дошкольников
Агрессия – это целенаправленное деструктивное поведение, которое причиняет вред объекту агрессии (физический ущерб или психологический дискомфорт). П. Бейкер и М. Алворд выделили следующие критерии агрессивного поведения у детей:
Ребенка можно назвать агрессивным, если в течение полугода систематически будут проявляться 4 из 8 приведенных признаков. В этом случае необходимо обязательно начать решать проблему совместно с детским психологом.
Проявление агрессии у дошкольников обусловлено возрастными особенностями психического развития. В большинстве случаев она возникает спонтанно в ответ на какой-либо раздражитель. Объектами агрессии чаще всего становятся сверстники или близкие люди. Дошкольники с большей легкостью прибегают к физической агрессии (бьют, кусают), чем старшие дети. При этом, согласно психологическим исследованиям, мальчикам более свойственно открытое проявление агрессии, в то время как девочки чаще прибегают к вербальной (обзывательства, ирония, сарказм) и пассивной (игнорирование, обесценивание) агрессии. Также малыши, имеющие братьев или сестер, обычно более склонны к межличностной агрессии, чем единственные дети в семье.
Чего ребенок может хотеть добиться при помощи агрессивного поведения?
Агрессивность дошкольника практически всегда воспринимается обществом негативно, в результе чего у него возникают проблемы в общении со сверстниками. Нельзя сказать, что малыши не осознают своих действий, однако дети дошкольного возраста еще не совсем хорошо могут оценить последствия агрессии. Также только к 7 годам ребенок начинает понимать моральные нормы.
Причины агрессии у малышей
Если единичный случай агрессии у ребенка может быть просто прямой и естественной реакцией на происходящее, то систематически проявляющееся агрессивное поведение всегда имеет более глубокую причину. Во многом, на формирование агрессивности у детей влияет пример родителей и стиль семейного воспитания:
Гиперопека. Всё дозволяющие родители, которые выполняют любой каприз ребенка, чтобы предвосхитить его недовольство, оказывают малышу медвежью услугу. Малыш, осознав выгоду такого положения, будет прибегать к агрессии, чтобы добиться желаемого. Затем эта ситуативная агрессия может перерасти в свойство личности.
Перечисленные крайности семейного воспитания (излишняя забота и ее недостаток) приводят к тяжелым психологическим последствиям, которые оказывают сильное влияние на восприятие малышом себя и окружающих людей.
Подавление агрессии. Одной из распространенных ошибок воспитания является запрет на открытое выражение негативных эмоций ребенком. В результате они накапливаются и рано или поздно выходят наружу, но уже в более крупных масштабах. Вместо подавления агрессии, необходимо обучать детей конструктивным способам выражения гнева.
Пример поведения, который подают ребенку родители, является для дошкольника образцом для подражания. Поэтому если кроха наблюдает за агрессивным поведением своих самых близких людей (в том числе воспитание путем наказания), он неизбежно будет копировать его. Такая модель поведения очень быстро закрепляется в сознании ребенка, в результате чего формируется агрессивность. Чаще всего малыши сильнее идентифицируют себя со взрослыми того же пола.
Многие дети, которые склонны к агрессии, воспитываются в благополучных семьях. Помимо семейных факторов формирования агрессии у детей дошкольного возраста, нужно учитывать психологические особенности малышей:
Агрессивное поведение у детей дошкольного возраста может иметь различные причины. Наиболее распространенные из них – это ошибки воспитания, недостаток самоконтроля, незнание приемлемых форм выражения гнева, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.
Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей
Чтобы предотвратить возникновение у ребенка устойчивой агрессии по отношению к себе или окружающим, специалисты рекомендуют родителям придерживаться следующих принципов:
В отличие от подростков, дети дошкольного возраста склонны обращаться к взрослым за помощью в разрешении конфликта. Это является хорошей возможностью помочь ребенку найти конструктивное решение проблемы.
Агрессивное поведение у детей, безусловно, нуждается в коррекции. В дошкольном возрасте справиться с агрессий гораздо легче, чем в подростковом и тем более взрослом, так как психические процессы ребенка пластичны и изменчивы. Если Вы замечаете за своим малышом частые вспышки гнева и агрессивность, предложите ему поиграть в сюжетно-ролевую игру. Вместе выберите подходящие игрушки и смоделируйте ситуацию конфликта. Пусть один из вас будет в роли агрессора, а другой в роли жертвы. Затем пожно поменяться ролями. В процессе таких игр можно научить ребенка конструктивным способам разрешения конфликтов, обсудить чувства обоих сторон. Справиться с агрессией поможет чтение тематических сказок и их обсуждение. Также эффективным методом коррекции агрессивности считается арт-терапия. В широком смысле слова, к арт-терапии относится музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия – в общем, деятельность, связанная с каким-либо видом искусства. В узком смысле, арт-терапия представляет собой рисуночные техники. Использование данного метода помогает ребенку выразить агрессию в приемлемой форме, а также сформировать навыки самоконтроля.
Выводы
Детям дошкольного возраста бывает очень трудно справиться с переполняющими их чувствами и эмоциями, в том числе с гневом. Данная особенность психики малышей в совокупности с другими внутренними и внешними причинами (ошибками воспитания) зачастую приводит к агрессивному поведению. В этой статье мы описали принципы, придерживаясь которых можно предотвратить возникновение этой проблемы, а также рассказали Вам о том, как помочь малышу скорректировать агрессвное поведение.
Заключение
С агрессивностью ребенка дошкольного возраста не всегда легко справиться собственными силами. Разобраться в причинах агрессии и найти пути решения проблемы помогут психологи детского Монтессори-центра «Созвездие». Наши специалисты проводят индивидуальные занятия с детьми от 2 лет, а также в рамках психологических консультаций дают рекомендации родителям по поводу развития их малышей. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария