Как у чувашей называется рубаха
Народный костюм Чувашии
Суваз — одно из тюркско-булгарских племен средневекового государства Волжско-Камская Булгария. Видимо, оно и дало имя чувашам, одному из российских народов Поволжья, который с XIII в. входил в состав Золотой Орды, а с XV в. — Казанского ханства. Чуваши делятся на три группы: вирьял (т. е. верховые) проживают на севере и северо-западе Чувашии, анатенчи (средненизовые) — в центре и на северо-востоке, а анатри (низовые) — на юге. Вирьял сохранили связь с финно-угорскими традициями (их костюмы схожи с марийскими), а анатри — с традициями тюркских булгар. Костюмы анатенчи близки к костюмам анатри.
Женский костюм
Праздничные костюмы чуваши изготавливали из домотканины: сукна и холста белого цвета. По вышивке на чувашской рубахе можно было многое «прочитать» о ее владельце: мужская она или женская, сколько хозяину лет, женат он или холост, есть ли у него дети, богат он или беден, где живет.
Основной частью костюма была узкая рубаха-платье туникообразного покроя — кепе. Вирьял обильно покрывали ее вышивкой и носили с напуском. У анатри кепе была широкой, расширенной книзу и с оборками, как у татарок. Поверх рубах носили передник: вирьял — с высокой грудкой, анатри — из красной пестряди и без грудки. Анатри надевали один пояс, а вирьял — три. Первый повязывали на кепе, второй и третий — поверх напуска и фартука. Все чувашки носили узорчатые поясные и набедренные украшения с бахромой. Верхней одеждой вирьял был кафтан шубор из белого холста, анатри — сахман из сукна. Зимней одеждой служила овчинная шуба керек.
Головные уборы и украшения. Полотенчатое покрывало чувашек анатри — сурпан из белого полотна длиной 2,5 м, украшенный на концах вышивкой, позументом и кружевом, носили с пустутри — повязкой, закрепляющей сурпан на голове. Сурпаны вирьял — узкие и не такие длинные (1,2 м), с двухсторонней вышивкой, бисером, бахромой, носили с узкой повязкой масмак. Анатенчи поверх сурпана надевали хушпу — шапочку с наспинной лопастью, украшенную монетами, бисером и кораллами. Ее головную часть сплетали из бисерных узоров, а по бокам подвешивали ряды монет, мелодично звенящих при ходьбе. Девушки носили тухью — шлемовидную шапочку с острием. Чувашки носили чересплечные перевязи (тевет) и много нагрудных, наспинных, шейных, поясных украшений.
Мужской костюм
Мужской костюм включал белую холщовую рубаху кепе, носимую навыпуск с поясом; штаны йем; легкий белый кафтан шупар (по праздникам с шелковой вышивкой и нашивками); теплый суконный сухман, подпоясанный кушаком и лаптей.
Чувашский костюм
Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).
Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).
Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).
Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный-это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные «картины» сотворения мира.
В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.
Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.
В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На «ушах», наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.
Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.
Сугубо девичьим головным убором была тухъя, ее уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими-шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек-это сара, тевет, ама и др.
Чувашский национальный костюм
В народных одеждах – сочетании цветов и применении орнаментов, декоративных деталях и функциональности кроя – мы находим информацию о менталитете народа, о его условиях жизни и деятельности, ценностях и культурных традициях. Чувашский национальный костюм богат разнообразными головными уборами, славится нарядностью одежд, обильно украшенных вышивкой, бисером, монетами и ракушками.
Чуваши – тюркоязычный этнос с древней историей. Принято выделять три этнографические группы: верховые, средненизовые и низовые (обитающие на юге и за пределами Чувашии) – по течению реки Волги. Раньше по деталям одежды можно было определить, откуда человек родом. Имелись свои региональные особенности узоров, принятый для той или иной области цвет платья. Безусловно, всегда и для всех народная одежда и украшения имели обереговые функции. Костюм согревает в холод, лёгкие ткани защищают от жары. А орнамент – это красочная демонстрация неразрывных связей человека и природы, родных мест, корней.
Основа чувашского костюма – белая рубаха. Для женщин – длинная, до щиколоток. Поверх надевали фартук или передник, кафтан или халат. Зимой – суконные штаны и шубу из овчины. Мужская рубаха была до колен и подвязывалась поверх брюк пояском. Вышивкой украшали только праздничную мужскую одежду, чем богаче узор – тем праздничнее.
Отдельные элементы чувашского национального костюма были в ходу до начала прошлого века. Сейчас бережно сохранённые традиции и мастерство рукодельниц позволяют нам любоваться красочными нарядами в музейных коллекциях, этнографических музеях, на концертах фольклорных коллективов, во время национальных праздников. Не зря Чувашию называют «краем ста тысяч песен и вышивок». Традиции здесь чтут, а рукоделием занимаются с самого раннего детства.
Национальная одежда немыслима без вышитого орнамента. И у чувашей наиболее распространён геометрический орнамент. В символах, образующих узоры по канту одежды, нагрудной части и рукавах, можно рассмотреть образы природы (солнце, дерево, поле), человеческих взаимоотношений (семья, род, сила, верность, трудолюбие). Одним из самых простых и при этом главных всегда считался солярный знак: солнце как источник жизни вышивалось в форме круга с лучами, креста и квадрата. Сложными и самыми красивыми узорами передавались понятия вечности (связь неба с землёй), памяти прошлого, мудрости предков и диалога поколений.
Самая ценная вышивка была двусторонней – без швов и узелков. Чёрным выполнялись основные элементы узора, красный использовался для заполнения. Сочетание белого (полотно) с красным (цветом благополучия и счастливой полнокровной жизни) – сакральная гамма. Но вообще вышивальщицы использовали все цвета: зелёный – цвет природы, жёлтый – солнца, синий – неба.
Головные уборы и украшения
Эти шапочки – настоящие шедевры народного искусства. По головному убору можно было определить, замужем девушка или нет. До свадьбы носили тухья, после – только хушпу. Повседневная облегчённая, но всё так же нарядная ленточка для головы называется масмак.
Круглая тухья как правило имела бисерное навершие-шишечку, а по бокам и на ушах украшения делались из монеток. Женщины в повседневности повязывали белый шарф сурпан с вышивкой на концах. Богатую хушпу надевали только по праздникам, верх у такой шапочки открыт, а сзади до пояса идёт широкая полоска ткани, обильно украшенная монетами и бисером.
В комплекс украшений женского чувашского национального костюма входят также нагрудные и шейные наряды (шуклеме и ама), браслеты и кольца, поясные подвески с кошелёчками и зеркальцем. Перевязь через левое плечо (тевет) девушки носили во время больших праздников и надевали на свадебное торжество (полное обмундирование невесты могло весить около 20 кг!), эта широкая полоска холста была вышита бисером, рядами монет и ракушек.
Путешествие по России: Республика Чувашия
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света» расположилась уникальная галерея «Путешествие по России», прогулка по которой познакомит гостей ЭТНОМИРа с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России.
Совершив кругосветное путешествие по Восточному и Западному полушарию внутри самого павильона, пройдитесь вдоль его внешней стороны. Вы увидите экспозицию, призванную отразить богатство и многообразие России. Остановившись возле того или иного инфощита (а их 85 – по числу субъектов Федерации), вы узнаете много интересного о крае, автономном округе, республике, области или достопримечательности отдельно взятого города России.
Каждый информационный щит рассказывает, чем славен регион: музеями, памятниками знаменитым людям и событиям, народными ремёслами и блюдами традиционной кухни, редкими растениями и животными, заповедниками, национальными парками и многим другим.
Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран! В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!
Церковно-исторический музей «Христианское просвещение чувашского народа»
Чувашский национальный костюм
Чувашский народный костюм прошёл в своём развитии долгий путь. Он тесно связан с происхождением, историей и художественно-эстетическими воззрениями этноса. До начала III тысячелетия дошли основные традиции и приёмы его покроя, орнаментации, украшения. Для чувашского костюма характерны высокие декоративные качества, праздничность, способность к видоизменениям.
Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка (сурпан) с перевязью (масмак), а также платок (пус тутри) с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относится покрывало невесты (пёркенчёк).
Украшение сурпанов и способы их ношения в этнографических группах имели свою специфику. У низовых сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть делалась из белого полотна, а концы сурпанов украшались узорноткаными полосками, лентами (хаю), позументом (ука), кумачом (сентел), кружевами (шатакла). Узорнотканые полоски выступали на сурпанах в виде таких узоров, как квадраты, ромбы, кресты и т. п. Сурпан низовых закреплялся головной повязкой (пус тутри).
Сурпан чувашек анат енчи был короче, украшения были несколько уже — это тканые или кумачовые полоски, вышивка, белые кружева. Сурпан одевался по-другому, с помощью повязки масмак.
Сурпаны верховых чувашек были недлинные (120-150 см), узкие. Их изготовляли из тонкого полотна с двусторонней вышивкой. Геометрические узоры вышивок, как и у анат енчи, размещаются ярусами. Концы сурпанов украшались бахромой (сусе, ярапа), разноцветным бисером (шарса).
Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у анат енчи и анатри они широкие с крупными узорами, у вирьял-узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани. Орнамент узоров на масмаках очень разнообразный — это фигуры коней, птиц, драконов, целые орнаментированные «картины» сотворения мира.
Женщины анат енчи и анатри в прошлом носили чалму — косынку из тонкого белого холста, ею закрывалась вся голова (у чувашских женщин бытовал обычай не показывать волосы). По краям чалмы размещалась вышивка.
В чувашский женский наряд входили поясное и набедренное украшение — сара и яркач. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивками. Длинная бахрома обогащала эти наряды, а при движении оживляла весь костюм женщины. Орнамент узоров — геометрический, связанный с представлением о модели мира. Использовались и стилизованные изображения деревьев, цветов, листьев.
В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Возникли они разными путями, претерпевали изменения, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность их носителей. В чувашских женских украшениях содержатся не только народные понятия о красоте, сложившиеся в течение тысячелетий, но и следы миропонимания наших предков. Древнейшей функцией украшений было, без сомнения, их магическое предназначение (обереги), защита от злых духов и других опасностей.
Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.
В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных металлов и камней, входят головной убор девушки тухъя, головной убор женщины хушпу, нагрудные и шейные наряды (ама, шўлкеме, алка, мая, суха), перевязь (тевет), подвески (сарка), браслет (сула), кольцо (сере), поясные подвески-нахвостник (йёс хўре), поясной кошелек (енчёк), поясное зеркальце (тёкер) и др. Головные уборы встречаются трех типов: в виде широкого обруча с расширяющимися кверху сторонами, полусферические (с закрытым верхом) и в форме шапки с открытым навершием. Хушпу имеет твердый остов, наспинную часть (хўре), украшена она монетами, бисером, раковинами каури, кораллами. Головная часть убора покрывалась семью или девятью рядами бляшек или нухраток, центральная часть украшалась узорами из ромбиков и крестиков (числом по девяти) из красных, желтых и зеленых бисеринок. На «ушах», наспинной части, по краям хушпу вешали монеты, которые при движении (пляске) издают легкий звон. В хушпу явно ощущается стремление его создателей подчеркнуть связь красоты формы с музыкальностью.
Тухьи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухьи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев. Красиво оформлялся козырек убора-красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухья не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.
В одном ряду с тухьёй и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения — шўлкеме и ама. Девичье шўлкеме, в отличие от женского, не имело трехугольной детали в верхней части и было одноярусным. Шўлкеме верховых чувашек состояло из двух одинаковых частей: собственно шўлкеме и сурпан сакки, соединенных в два яруса, и имело квадратную форму, а у низовых и средненизовых — соответственно полуовальную и прямоугольную.
По своей конструкции ама (другое название — хёрес сакки) существовал в двух видах: ама из отдельного нагрудника и нагрудник ама с наспинной частью пус xысё. Шўлкеме и ама украшали серебряными монетами, рядами разноцветного бисера, бусами, раковинами.
Среди шитых бисером, украшенных серебром нарядов особое место занимает женское и девичье украшение в форме перевязи — тевет. Надевали перевязь через левое плечо. Женщины носили ее на свадьбах, девушки — во время весеннего обряда девичья пашня, на хороводах и осенних праздниках, посвященных молотьбе, первому хлебу или льну. Тевет представляла собой широкую (до 10-12 см) полосу, сшитую из холста с подкладкой. Она украшалась узорной тесьмой (по краям) с нашитыми на ней рядами бисера и раковин, рядами монет, бисера. На концах тевети вышивались узоры — изображения светил, очертания гор, деревьев.
Девушки носили шейные ожерелья ука, на холщовую или кожаную основу которых нашивали бусы, бисер, монеты. Суха (май шарси) изготовлялась также в виде густой сетки, составленной из бус, нанизанных на нитки; нижний ряд их составлялся из монет. Ожерелья низовых чувашей состояли главным образом из монет и назывались тенкёллё мая.
Очень важна была знаковая функция одежды — она показывала отличия по возрасту, семейному положению, имущественному состоянию, ритуальному назначению (свадебная одежда, одеяние предводителей религиозных обрядов и т. д.). Знаковые различия проявились прежде всего в головных уборах и украшениях. Так, сурпан, масмак, хушпу, головной платок пус тутри являлись уборами замужних женщин. В свадебном обряде существовал специальный обряд одевания сурпана.
Сугубо девичьим головным убором была тухья, её уже не могла носить женщина. Женскими украшениями считались сурпан сакки, пус хысё, сурпан хысё, девичьими — шўлкеме, шейные украшения и ушные подвески (их носили также молодые женщины), украшения из лент. В то же время некоторые украшения были общими для женщин и для девушек — это сара, тевет, ама и др.
Свадебная одежда (туй тумě). Жених носил на свадьбе красиво расшитую рубашку (подарок невесты), суконный кафтан (чаще синего цвета), подпоясанный кушаком, серую смушковую шапку, сапоги, черные перчатки. Поверх кафтана у верховых чувашей жених надевал особое оплечье — украшение из разноцветного бисера на нитках, составлявших сетку, с раковинами по краям; ворот и передние края обшивались красным кумачом. В руках или за кушаком имелась нагайка.
Жених и дружки повязывали перекинутое через плечо или обернутое вокруг талии полотенце — подарок невесты.
Свадебная одежда невесты состояла из вышитой рубашки, передника, суконного пустава или особо разукрашенного шубора пуçтăрлă шупăр, сапожек либо кожаных ботинок с чулками. На свадьбе в доме своих родителей невеста вначале надевала девичьи украшения и тухью, а также свадебное покрывало. По древнему обычаю невеста дважды сбрасывала с головы покрывало и лишь на третий раз одевала его. Во время обряда «сурпан сырни» в доме жениха молодую одевали в костюм замужней женщины, голову обертывали сурпаном, надевали хушпу и все женские украшения.
Выделялись своими одеяниями туй пуçě (предводитель свадьбы), или мăн кěрÿ (старший дружка) и туй арăмě (сваха). На свадьбу дружка являлся в верхней одежде туй шупăрě (свадебный халат). Это распашная одежда из белого холста — длинная, прямая, без застежек. Свадебный кафтан украшался богатой вышивкой, нашивками из шелковых лент. Туй арăмě поверх костюма с украшениями или кафтана накидывала на спину специальный шелковый или расшитый платок — знак ее особого положения на свадьбе.
Среди свадебных предметов ярко выделялись орнаментированные платки и покрывала — это çулăк, кěрÿ тутри (наспинный наряд жениха), ташă тутри (плясовой платок), сăра тутри (покрывало на чиряс с пивом).
Во время языческих религиозных обрядов и жертвоприношений участники моления старались одеваться в белое. Белый цвет был освящен, как отмечалось, традицией. Старики-юмзи, руководившие церемонией, надевали белые прямоспинные халаты. При совершении семейных ритуалов пожилая женщина — глава церемонии надевала мужскую шапку.
Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых. Но в ее комплексе не имелось принадлежностей ритуального характера, по своей форме и покрою она приближалась к костюму стариков. В то же время костюм девочек обнаруживал сходство с одеждой не пожилых женщин, а девушек.
Сравнительный анализ одежды и нарядов чувашей, проведенный А. А. Трофимовым, показал, что их древние корни и традиции связываются с Передней Азией. Так, согдийские скульпторы (II в. до н. э. — IV в. н. э.) на фигурах людей изображали рубахи с медальонообразными узорами — как кěскě на чувашских рубахах. Женские богини «одеты» в покрывала (чув. пěркенчěк), тюрбаны (сурпан), а их головные уборы, состоящие из монет и раковин, повторяются в конструкции чувашских хушпу.
В произведениях, скульптурах мастеров Пенджикента (V-VII) вв. н. э.) встречаются почти все виды украшений, характерных для женского костюма чувашей. Точки соприкосновения с ними обнаруживаются в одежде народов Индии и Ирана.
Чувашская народная одежда имеет сходства с костюмами народов Средней Азии и Казахстана. Выявлено много общего с нарядами этнографических групп туркмен, в частности, племени нохурли. Так, форму чувашской тухьи повторяет тухья девушек нохурли, шерстяные онучи долак близки к тăла и т. д. Параллели наблюдаются с одеждой ногайцев, авар, этнографической группы греков — урум и других народов Кавказа.
Типологическое сходство наблюдается в традиционной одежде народов Урало-Поволжья — это покрой одежды, орнаментация, стиль украшений, общность названий предметов народного костюма.
Общую структуру имеют рубашки луговых марийцев и анат енчи, головные полотенца шарпан марийцев и сурпан вирьял и анат енчи, налобные повязки, поясные подвески солык и сěлкě, женские украшения из бисера и монет почкама (мар.) и ама (чув.), ошпу и хушпу с открытым верхом, такия и тухья и т. д. Пласт параллелей, существующий в одежде и украшениях луговых марийцев и чувашей анат енчи и анатри, относится, надо полагать, к болгарскому времени. К более позднему времени следует отнести сходство между одеяниями вирьял и горных марийцев.
Сходства выявляются при сравнении костюмов чувашей, с одной стороны, татар (казанских, кряшен, мишарей), башкир, удмуртов (особенно этнографической группы бесермян), мордвы, с другой.
Чувашская народная одежда и украшения — богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.
Тухья анат енчи — средненизовых чувашей. XIX в.
Казанская губ., Цивильский у., д. Мусирма (ныне Урмарского р-на)
Девичий головной убор тухья низовых группы (анатри). 19 в. Наиболее распространенный тип этого головного убора — круглая и богато орнаментированная шапочка, с заостренным коническим навершием наверху. Наушники — кожаные или холщовые, треугольной формы (как на снимке) или в виде ремешков, как у самарских чувашей. Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.
Костюм девушки низовой группы (анатри). 19 в. Лесная подгруппа (хирти). Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.
Костюм девушки низовой группы (анатри), степная подгруппа (хирти).
19 в. Местный вариант шапочки тухья (из селений т.н. Убеевского куста) отличается наличием кораллового «козырька». Это выступающий налобник с округлой передней кромкой (обычно края шапочки тухья — ровные). Чересплечное украшение — подвеска теветь — имеет довольно простую форму (на плотную полосу холста нашито 2 ряда монет).Из кн. «Чувашский костюм от древности до современности». 2002.
Костюм замужней женщины с нагрудной подвеской ама.
19 в. Богато орнаментированная празднично-обрядовая рубаха, по шее и вдоль спины проходит женская повязка сурпан (местн. сорпан). С ушей свисают хăлха çакки — подвески с монетами 15 и 20 коп., на серебрянном проволочном каркасе. Странно, но волосы оставались непокрытыми. Экспонаты ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.
Одевание женского костюма верховой группы (вирьял, тури). На груди — украшение из четырехугольных кожаных пластин с монетами — сурпан çакки/шýлкеме или йĕкĕрлĕ шýлкеме. Эти украшения из серебряных монет 18-19 вв. не имеют ничего общего с т.н. доспехами амазонок. Экспонаты — ЧНМ, Чебоксары.
Ама — основное женское украшение верховых чувашей (вирьял, тури). 19 в.
Тяжелая нагрудная подвеска с серебрянными монетами 1 руб, 50 коп. Нашивается на полосы (кожаные или матерчатые), соединенные внизу какой-либо перемычкой.
Поверх ама спускается ажурная цепочка чепчушка. Фото: Г.С. Самсонова.
В саду. Мать с тремя детьми. Девочка слева — в народном костюме, подобном женскому, с минимальным количеством орнамента и украшений. Чуваши Казанской губ., Ядринского уезда. 1915. Научный архив Чув. гос. института гуманитарных наук. Отд. VIII.
Çуха (ворот) — девичье шейно-наплечное украшение. 19 в. Диам. ок. 45 см. Холст, шитье бисером, бусами, серебряные монеты, жетоны, раковины каури. Дмитровоградский краеведческий музей, Ульяновская обл.
ОРНАМЕНТ чувашской вышивки. Фрагменты предметов костюма 18 — 20 вв.
Археологическая находка — фрагмент шерстяной ленты с орнаментом из золотой позументной тесьмы ука и шнура. Вероятнее всего, это часть головного убора или повязки.
Снимок с девушкой в традиционном платье 18 — нач. 19 вв. Ассиметричный грудной разрез обрамлен богатым вышитым узором.
Традиционная девичья рубаха. 19 в. У девушки типичная чувашская внешность — овальное лицо, скромный взгляд, щеки здорового цвета.
Девичья рубаха. 19 в. Верховые чуваши (вирьял, тури). На груди — ассиметричный узор.
Девушка верховой группы (вирьял, тури) в богато орнаментированной рубахе 19 в., с обрядовым платком в руках. Экспонаты: ЧНМ, Чебоксары. Фото: Г.С. Самсонова.
Женская рубаха кĕпе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев.
Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Модель: Аня, ЧГХМ. Фото: М.А. Костарев
Нагрудные узоры кĕскĕ на женской рубахе. 19 в. Средненизовые чуваши (анат енчи). Скан (с геометрич. искажениями). ЧГХМ.
Подол женской рубахи. Нашивки, домотканая тесьма шарач. ЧГХМ.
Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).
Орнамент поясной подвески. 19 в. Верховые чуваши (вирьял).
Сурпан — женская головная повязка с украшенными концами. Нач. 20 в. Вышивка двухсторонняя. Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.
Узор на конце женской шейно-головной повязкисурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя, ленты, бахрома. Казанская губ., Чебоксарский уезд (ныне Чебоксарский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял). Из колл. Г.Н. Иванова-Оркова.
Узор на конце женской шейно-головной повязки сурпан. Кон. 19 в. Холст, вышивка двухсторонняя. Казанская губ., Козьмодемьянский уезд (ныне Моргаушский р-н Чувашской Республики). Верховые чуваши (вирьял).
Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. Кон. 19 в. Кумач, вышивка, бисерные подвески. Средненизовые чуваши (анат енчи). ЧГХМ.
Свадебный платок (жениха, свахи). Фрагмент, угол с двухсторонним вышитым орнаментом. 19 в. Верховые чуваши (вирьял). ЧГХМ.
Узор женской головной повязки сурпан тутри. Нач. 20 в. Чуваши Самарской Луки. Самарская губ., д. Севрюкаево. Эспед. 1993 г.
Женская поясная подвеска, прикрывающая тыльную часть фигуры. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).
Узор поясной подвески. 19 в. Холст, вышивка. Верховые чуваши (вирьял).
Девичья нагрудная фигура сунтăх. Кон. 19 в. Ситец, вышивка.
Хултăрмач — относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.
Хултăрмач — относительно простой наплечный узор, чья симметричная форма близка к овалу. Вышивался на большинстве рубах. В некоторых случаях узоры вышивались без черной контурной обводки. Скан выполнен с некоторым искажением.
Узор обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Фрагмент обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Узор поясной подвески типа сарă, сар или яркăч. 18 в. Двухсторонняя вышивка на холсте, нити шелковые и шерстяные, обшивка лентами. Верховые чуваши (вирьял).
Центральный орнамент поясной подвески сар. 18 в.
Поясная подвеска сарă, сар. Конец 19 в. Самарская Лука. Двухсторонняя вышивка шерстью, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995 г.
Центральный орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Самарская Лука. ЧГХМ.
Поясная подвеска сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши). Двухсторонняя вышивка, обшивка лентами, бахрома шерстяная. Экспедиция ЧГХМ 1995
Орнамент поясной подвески сар. Кон. 19 в. Казанская губерния (закамские чуваши).