Как тяжело мертвецу среди людей
Как тяжело мертвецу среди людей
Пляски смерти А.А. Блок
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова.
Пустая улица. Один огонь в окне.
Еврей-аптекарь охает во сне.
А перед шкапом с надписью Venena,
Хозяйственно согнув скрипучие колена,
Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом.
Нашел. Но ненароком чем-то звякнул,
И череп повернул. Аптекарь крякнул,
Сует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.
Тень скользит из-за угла,
К ней другая подползла.
Плащ распахнут, грудь бела,
Алый цвет в петлице фрака.
В ворота’х гремит звонок,
Глухо щелкает замок.
Переходят за порог
Проститутка и развратник.
Воет ветер леденящий,
Пусто, тихо и темно.
Наверху горит окно.
Всё равно.
Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда.
Третий призрак. Ты куда,
Ты, из тени в тень скользящий?
Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,
Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов.
Всё бы это было зря,
Если б не было царя,
Чтоб блюсти законы.
Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
Золотой короны.
Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Как тяжко мертвецу среди людей…
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день труди́тся над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот…
Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор…
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музы́кой заглушон…
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!
Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови…
В её лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви…
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова…
В её ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.
Александр Блок — Пляски смерти: Стих
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей…
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат…
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день трудится над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот…
Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор…
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музыкой заглушон…
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!
Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови…
В ее лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви…
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова…
В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Пустая улица. Один огонь в окне.
Еврей-аптекарь охает во сне.
А перед шкапом с надписью Venena (*Яд),
Хозяйственно согнув скрипучие колена,
Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом…
Нашел… Но ненароком чем-то звякнул,
И череп повернул… Аптекарь крякнул,
Привстал — и на другой свалился бок…
А гость меж тем — заветный пузырек
Сует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.
Старый, старый сон. Из мрака
Фонари бегут — куда?
Там — лишь черная вода,
Там — забвенье навсегда.
Тень скользит из-за угла,
К ней другая подползла.
Плащ распахнут, грудь бела,
Алый цвет в петлице фрака.
Тень вторая — стройный латник,
Иль невеста от венца?
Шлем и перья. Нет лица.
Неподвижность мертвеца.
В воротах гремит звонок,
Глухо щелкает замок.
Переходят за порог
Проститутка и развратник…
Воет ветер леденящий,
Пусто, тихо и темно.
Наверху горит окно.
Всё равно.
Как свинец, черна вода.
В ней забвенье навсегда.
Третий призрак. Ты куда,
Ты, из тени в тень скользящий?
Вновь богатый зол и рад,
Вновь унижен бедный.
С кровель каменных громад
Смотрит месяц бледный,
Насылает тишину,
Оттеняет крутизну
Каменных отвесов,
Черноту навесов…
Всё бы это было зря,
Если б не было царя,
Чтоб блюсти законы.
Только не ищи дворца,
Добродушного лица,
Золотой короны.
Он — с далеких пустырей
В свете редких фонарей
Появляется.
Шея скручена платком,
Под дырявым козырьком
Улыбается.
Анализ стихотворения «Пляски смерти» Блока
Произведение из 5 стихотворений «Пляски смерти» Александра Александровича Блока входит в цикл «Страшный мир».
Квинтет создавался в период с 1912 по 1914 год. Его автору исполнилось 34 года, он женат, много пишет и путешествует. Это время отмечено душевным разладом, творческим кризисом, проблемами в семье. Поэт пересматривает основы своего творчества, происходит ломка мировоззрения. По жанру – аллегория, макабр, по размеру – ямб и хорей с охватной и перекрестной рифмой, в 3 стихе – рифма смежная. «Как тяжко мертвецу среди людей»: лирический герой – мертвый чиновник. Не только душой, но и телом. Навязчивый образ «лязга костей», который заглушается суетой повседневности. На самом деле, его нельзя не различить – но и «живым» нет до этого дела, они находятся в пограничном состоянии. Да и живы ли они? Грязь марает живое и неживое, как единое целое. Город – сквозной образ всего цикла. «Страстным притворяться»: игра страстей, амбиции – тяжкое бремя для того, кому нет покоя в могиле. А ведь его жизнь прошла, как у всех. Что же гонит его из могилы? «Могила холодна». С себе подобной подругой он забыться не может. Нужен обманчивый свет пестрых человеческих занятий. Суета пожирает его и после смерти. В этом стихотворении, его лексике, чувствуется пушкинская интонация.
«Ночь, улица, фонарь, аптека»: лирический герой – сам автор. «Все будет так»: уже спустя 5 лет жизнь в России страшно переменилась, однако, прошло время, и все встало на свои места: опять аптека, ночь, и вроде бы «исхода нет». Мотив переселения душ: повторится все, как встарь.
«Вновь богатый зол и рад»: гротескная история в духе средневековых пародий. А. Блок, такой далекий от социальных и близкий общечеловеческим проблемам, показывает Россию как перевернутый, мертвый, сумасшедший мир. Порядок и незыблемость – только видимость, утверждает он. Что ж, вскоре сам поэт мог в этом убедиться. Сравнения: как свинец. Анафора: вновь, усталый друг. Инверсия: гремит звонок, спешит мертвец. Риторические вопросы и восклицания.
😢 Как тяжко мертвецу среди людей
Стихотворение «Как тяжко мертвецу среди людей» написано Александром Блоком в 1912 году и входит в цикл «Пляска смерти», что соответствует его названию и содержанию.
В произведении нет углубления в таинства смерти и надежду воскрешения, в нём показан обычный обыватель, который мертв, но вынужден притворяться живым. Это у него неплохо получается, благо внешних различий у живого и мертвого в глазах поэта мало.
Мертвец похожий на живых
Что делает мертвец, чтобы походить на живых людей и быть членов современного общества? Он ходит в банк, суд и даже в сенат, не пропуская ни одной светской вечеринки.
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
На светском балу мертвец может даже соблазнить красавицу своими речами.
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова …
От этого у красавицы розовеют плечи и склоняется в знак покорности головка – и живые подвержены воздействию лести от мертвых.
В стихотворении Блок задаёт вопрос – так ли уж мертв лирический герой стиха и так ли уж живы мы? Чем отличается мертвец от живого, кроме лязга костей, если их деяния одинаковы?
В образе мертвеца собраны худшие потуги мира людей, где часто доминируют низменные ценности, деля нас мертвыми ещё при жизни.
Анализ средств выразительности
Рифмовка стиха комбинированная – в первой строфе параллельная (людей – притворяться – втираться – костей), далее перекрёстная (гроба – сенат – злоба – скрипят). Для прорисовки гротеска в картине стихотворения используется фразеология низко-бытового уровня – хозяйка-дура, виляя задом и т д.
Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
В ней Блок передает мертвецу свойства живого человека-чиновника.
Эпитеты – мелкий дождь, приятельские руки, изящный фрак, усталый друг и т д.
В её ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.
На этих средствах выразительности сделаем акцент, хотя их несколько больше у символиста Блока в данном произведении.
Полный текст
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день труди́тся над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрезный анекдот.
Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор.
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музы́кой заглушон.
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!
Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови.
В её лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви.
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова.
В её ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.
Аудио от Читать Модно
Как тяжко мертвецу среди людей (Блок)
Как тяжко мертвецу среди людей
Живым и страстным притворяться!
Но надо, надо в общество втираться,
Скрывая для карьеры лязг костей.
Живые спят. Мертвец встает из гроба,
И в банк идет, и в суд идет, в сенат.
Чем ночь белее, тем чернее злоба,
И перья торжествующе скрипят.
Мертвец весь день труди́тся над докладом.
Присутствие кончается. И вот —
Нашептывает он, виляя задом,
Сенатору скабрёзный анекдот.
Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью
Прохожих, и дома, и прочий вздор.
А мертвеца — к другому безобразью
Скрежещущий несет таксомотор.
В зал многолюдный и многоколонный
Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.
Его дарят улыбкой благосклонной
Хозяйка — дура и супруг — дурак.
Он изнемог от дня чиновной скуки,
Но лязг костей музы́кой заглушон.
Он крепко жмет приятельские руки —
Живым, живым казаться должен он!
Лишь у колонны встретится очами
С подругою — она, как он, мертва.
За их условно-светскими речами
Ты слышишь настоящие слова:
«Усталый друг, мне странно в этом зале». —
«Усталый друг, могила холодна». —
«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена…»
А там — NN уж ищет взором страстным
Его, его — с волнением в крови.
В её лице, девически прекрасном,
Бессмысленный восторг живой любви.
Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова.
В её ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.