Как ты понимаешь слова соловья разбойника

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (Анализ)

Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Соловей-разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья в ссоре с князем Владимиром», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое». Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, «дородный добрый молодец», стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он «свищет по-соловьему», «кричит позвериному». От этого «травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат».

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает «дорогу прямоезжую». Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, «упирается, на корзни спотыкается». Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук «разрывчатый», натягивает «тетивочку шелковую», накладывает «стрелочку каленую» и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к «стремечку булатному» и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

«Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?»

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

«Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати».3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть «в полсвиста соловьиного» и «в полкрика звериного». Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. «Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат». А Владимир-князь «куньей шубонькой укрывается». Только Илья устоял на ногах. Со словами: «тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!» он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).

Источник

Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

Как ты понимаешь слова соловья разбойника. cropped child4. Как ты понимаешь слова соловья разбойника фото. Как ты понимаешь слова соловья разбойника-cropped child4. картинка Как ты понимаешь слова соловья разбойника. картинка cropped child4. Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

с. 54 — 63. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

Ответы к стр. 54 — 63

? с. 54
— Сначала прочитайте первые три строчки былины, — сказала Евдокия Васильевна. — Старайтесь читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах. Паузы делайте там, где стоят наклонные чёрточки.
— Ну что ты, Маша, подвываешь! — рассмеялся Петя Захаров, слушая, как Маша читает отрывок из былины.
— Былины пелись, — заступилась за Машу Евдокия Васильевна. — И Маша старается это передать при чтении!

Чтение былины «Илья Муромец и С оловей-разбойник» включает работу с Толковым словарём: необходимо выяснить значение слова «заутреня». Такие слова, как «пехотой», «покляпый», «сыть», «косица», объяснены в сносках внизу соответствующих страниц.
Следует учесть, что читать былины современному человеку довольно сложно. Пользуйтесь советами учебника: читайте нараспев, не торопясь, делайте ударение на выделенных слогах, а паузы — в специально указанных местах. Ремарка Пети Захарова и ответ Евдокии Васильевны приведены с целью подбодрить, помочь прочитать былину.

— Именно потому что они пелись, в тексте для связки часто повторяются предлоги, — сказал Сергей Александрович.
А ты заметил(а) повтор предлогов? А повтор начала строк?
Сумеешь нараспев прочитать весь отрывок? Главное, не торопись!

Обратите внимание на повтор предлогов и строк («Из того ли то / из города / из Мурома, // Из того ли села / из Карачарова…»). Такая особенность былины помогает читать текст плавно, нараспев.

? с. 56
— Найдите в этом отрывке такие подробности, которых НЕБЫВАЕТ в сказке, а именно конкретные географические названия мест.
Ты тоже выполни задание Сергея Александровича.

Как уже говорилось выше, былина сочетает в себе и черты сказки, и отголоски исторических событий. Сказочно то, что главный герой, «удаленький дородный добрый молодец» Илья, обладает сверхъестественной силой и скоростью передвижения («Он стоял заутреню во Муроме, / А к обеденке поспеть хотел во Киев-град // Как подъехал он ко силушке великой, / Как он стал её конём топтать да стал копьём колоть, / А и побил он эту силу всю великую!»). Тем не менее сказочный герой действует не в сказочном, а в реальном географическом пространстве: в повествовании упоминаются конкретные города Муром, Киев, Чернигов, село Карачарово. Как известно, для сказки с её условным, сказочным миром такие реальные подробности не характерны — это особенность былины.

— Жители Чернигова объяснили Илье, что на Киев есть две дороги: короткая (прямая) и длинная (в обход), — пересказал продолжение былины учёный. — Они посоветовали Илье ехать длинным путём, потому что по прямой дороге никого не пропускает Соловей-разбойник.
Как ты думаешь, послушался ли Илья этого совета? Прочитайте ещё один отрывок из былины и проверьте своё предположение.

Подумайте, послушался ли (и мог ли послушаться) совета жителей Чернигова Илья Муромец? Мог ли удалой былинный герой проявить трусость и поехать длинным путём, в объезд? (Нет.)

? с. 58
Что же случилось с природой от соловьиного посвиста? Подтверди, что в былине используется приём преувеличения. С помощью какого приёма в былине передаётся ласковое отношение к богатырю и ко всему, что с ним связано, что его окружает? Найди приметы народного юмора в том, как Илья общается со своим конём.

Чтобы подчеркнуть ужасающую мощь Соловья-разбойника, а также молодецкую удаль богатыря Ильи, в былине используется приём преувеличения: «Засвистал тут Соловей по-соловьему, / Закричал злодей-разбойник по-звериному: / Как все травушки-муравы заплеталися, / А лазóревы цветочки осыпалися, / Тёмны лесушки к земле все приклонялися…». Подумайте, с какой целью в былине используется этот приём. Вспомните, что былины — это героические песни. С помощью приёма преувеличения подчёркивалась смелость и доброта положительных героев, сложность тех испытаний и преград, которые им пришлось преодолевать, а также зловещая сила отрицательных героев.

Илья Муромец в былине ласково назван «старым казаком»; руки у него «белые»; вещи, принадлежащие богатырю, упоминаются с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «А как старый-то казак да Илья Муромец / Берёт плеточку шелкóвую в белу руку… / Он берёт-то свой тугой лук разрывчатый, / Во свои берёт во белы он во ручушки, / Он тетивочку шёлковую натягивал, / И он стрелочку калёную накладывал…».

Илья бранит коня за то, что тот начал спотыкаться и отступать от ужасного свиста Соловья-разбойника: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок! / Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного, / Не видал ли ты ударов богатырских?». Как вы считаете: по-настоящему ли разозлился на коня богатырь, или подобным образом он подбадривает, подзадоривает и коня, и себя? В самом ли деле Илья желает коню зла, хочет побить его? В древние времена лошади были больше чем средством передвижения: они были и преданными друзьями, и спасителями своих хозяев-воинов; зачастую от быстроты и выносливости коня зависела жизнь и свобода воина. Хороший хозяин сначала всегда поил коня, а уже затем пил сам; на ночлег прежде устраивал коня и т. д.

Смогжете ли вы обнаружить примеры народного юмора? «Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного…» (богатырь издевается над Соловьём-разбойником, говорит, что ничего особенного в его кошмарном свисте нет). «Не видал ли ты ударов богатырских?» — Илья намекает, что его кнут гораздо страшнее любого разбойничьего свиста.

Прочитай несколько раз выделенное цветом четверостишие: постарайся передать напевность былины. К повтору какой части речи прибегает рассказчик?

Прочитайте строки, маркированные жёлтым цветом. Легко ли удаётся передать плавность, певучесть былинного сказа? Без повторяющихся предлогов и частиц «ко», «да», «ли» было бы так же легко прочитать эти строки нараспев, словно песню? «Подъезжает он ко речке ко Смородине, / А ко той ли он ко Грязи да ко Чёрной, / А ко той ли ко берёзе да покляпой, / К тому славному кресту ко Леванидову».

? с. 61
Подтверди, что Соловей-разбойник в былине — это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо — получеловек-полуптица.

То, что Соловей-разбойник — человек-пленник, нетрудно заключить из его внешнего вида: Соловей-разбойник связан по рукам-ногам, следовательно, у него есть и руки, и ноги. Ведёт себя разбойник вполне
достойно: княжеских приказов не слушается («Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать»), а подчиняется лишь Илье. Богатырь Илья обращается к нему, несмотря на то, что он враг, уважительно, по имени-отчеству: Соловей Рахманович — имя вполне человеческое. Соловей ест и пьёт то же, что и богатыри на пиру у князя Владимира: «сладкое вино, пиво горькое, мёд хмельной да калач крупитчатый». Вместе с тем Соловей-разбойник — сказочный персонаж, чудо-юдо с чертами птицы. Он умеет «свистеть по-соловьиному, рычать по-звериному». Обратите внимание ребят на те строки, в которых Илья Муромец пленил разбойника и везёт его с собой в Киев: «Мимо гнёздышка повёз да соловьиного…». Таким образом, Соловей-разбойник и человек-пленник, и чудо-юдо — получеловек-полуптица.

Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира и над самим князем?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо найти в тексте, как ведут себя дружинники — например, Алёша Попович (высокомерно, надменно; не выслушав, в чём дело, обзывает Илью деревенщиной, нахалом и лжецом, требует, чтобы того прогнали из дворца). А сам князь Владимир? Конечно, он не бранится и не выносит скоропалительных решений, но уважения своим поведением он тоже не вызывает — Соловей-разбойник его не слушается, князь прячется от соловьиного свиста за «крестьянским кафтаном» Ильи; увидев разрушительные последствия свиста, не может достойно наказать разбойника: «Сам князь Владимир еле живой стоит, шатается, у Ильи под кафтаном прячется».

Теперь посмотрите, как ведёт себя Илья Муромец. Бранится ли он с Алёшей Поповичем? (Нет, Илья его не замечает). Он ведёт себя спокойно, почтительно по отношению к князю Владимиру и княгине Апраксии, но с достоинством (поклонившись, разговаривает лишь с князем). Илья приказывает не только Соловью-разбойнику, не только княжеским слугам («Дайте Соловью чару сладкого вина в полтора ведра» и т. п.), он указывает и самому князю, как тому следует поступать.

— Так какой же он, былинный герой? — спросила Евдокия Васильевна. — Должен ли он, как сказочный герой, выходить из дома и встречаться с опасностями? Отличается ли он силой и храбростью? А как он побеждает врага: сам или с помощью волшебных предметов и помощников?
Ты можешь ответить на эти вопросы?

Вопросы Евдокии Васильевны помогают раскрыть общие черты сказочного героя и героя былин, а также найти, чем они отличаются. Как уже говорилось, в былине сильны сказочные моменты: преувеличение, сказочные существа, невероятные приключения, но былина иносказательно повествует о реальных исторических событиях, её герои — исторические личности. Поэтому в былине есть и существенные отличия от сказки — упоминание исторических персонажей и событий, настоящих географических мест.

Как и сказочный герой, герой былины покидает свой дом, встречается с трудностями и опасностями. Былинный герой отличается силой, храбростью и мужеством (таковы многие сказочные герои). Однако, в отличие от сказочного героя, герой былины побеждает врага не при помощи волшебных помощников, а благодаря своей храбрости и силе. Сказка рассказывает о законах общения с волшебным миром или о волшебных предках-животных и о происхождении от них человека; былина же повествует о храбрости богатырей, об их любви к своей земле, о готовности защищать родину до последней капли крови.

Источник

Как ты понимаешь слова соловья разбойника

За песенным преданием об Илье Муромце и Соловье-разбойнике стоят реальные события. Тем более, что приметы места, где Илья захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины, что исследователям не составило особого труда его разыскать.

В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся в одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка.

Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой: Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко. Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно — о победе Ильи над Соловьем, другое — о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.

Кто же такой Соловей-разбойник?

Иногда его изображают в виде демонического существа — получеловека-полуптицы, исходя из его имени и умения свистеть по-соловьиному. Однако это уже поздняя мистификация предания. В былинах облик Соловья-разбойника, вообще, почти не описывается, но можно понять, что он умеет сидеть верхом на коне, что у него есть большая семья, члены которой живут в «гнезде», однако имеющем какое-то покосившееся окно, орудуют рогатинами, употребляют в пищу обычную человеческую еду, сам же Соловей разговаривает с князем Владимиром и пьет вино.

По былинам получается, что Соловей-разбойник — в полной мере человек, а «птичье» имя его — скорее прозвище за умение свистеть, и живет он с семьей в обычном человеческом доме, который просто по аналогии с его прозвищем назван гнездом. На изображениях эпохи Московского государства, ну, и оттуда — на картинах художников Нового Времени, Соловей-разбойник предстает в облике степного кочевника: с характерными монголоидными чертами лица, одетый в тюркский костюм. Но это, скорее всего, отсылка к вековому противостоянию Руси со Степью: с хазарами и печенегами, половцами, затем монголо-татарами. То есть, у художников любые враги Руси ассоциировались в первую очередь со степняками, поэтому соответствующим обликом наделили и былинного Соловья-разбойника.

Соловей явно ни во что не ставит такую властную и грозную фигуру как киевский князь, даже будучи плененным, требует себе чашу вина, и требование исполняется. Таким образом, Соловей-разбойник — это не птица и не какой-то скрывающийся в лесах преступник. Это — человек, обладающий значительной силой и пользующийся значительным уважением в обществе того времени: только такой человек мог высокомерно вести себя с правителем могущественной страны и предъявлять какие-то требования, будучи в плену у князя.

Как значится в русских летописях, территория современных Брянской и Орловской областей России во времена Древней Руси была западным участком расселения восточнославянского племенного объединения вятичей. Киевский князь виделся вятичам чужеземцем и узурпатором, навязывавшим им — вольным жителям лесов, свои порядки, обиравшим их во время сборов дани, а насаждение христианской религии — посягательством на их духовную самобытность. Даже столетие спустя княжеская власть в землях вятичей держалась плохо, и Владимир Мономах, который, по всей видимости, и является тем князем Владимиром, у которого служил Илья Муромец, совершил на них несколько военных походов.

То есть, Илья Муромец, проезжая через Брянские леса, следовал по, говоря современным языком, «горячей точке» — территории, население которой было охвачено сепаратистскими устремлениями, нежеланием признавать верховную власть киевского князя. Подавить сепаратизм вятичей было сложно и потому, что они часто селились первобытным образом в глубине лесов, где составлявшая главную ударную силу княжеского войска конница не могла развернуться в боевом порядке и легко маневрировать среди деревьев.

В культурных и экономических центрах вятичской земли, расположенных в речных долинах, конечно, держалась официальная власть и заседали младшие князья и княжеские наместники, но в более отдаленных, лесистых районах реальная власть находилась у местных вождей, не признававших киевского князя своим правителем. Не зря Соловей-разбойник сидел в лесах у березы на дубу, и там же где-то находилось его «гнездо».

Таким образом, Соловей-разбойник был, вероятно, вятичским (самое восточное древнерусское племя) племенным вождем, как сказали бы сейчас, «авторитетом», отказывавшимся повиноваться центральной власти. Слово «Соловей» в те времена могло быть личным именем человека, могло быть прозвищем, данным за умение свистеть (что и следует из былины), щебетать по-птичьи, петь или красноречиво говорить. Разумеется, убивающий все вокруг его свист — это мистификация, отнесенная к распространенному в мифологии народов мира сюжета о существах, убивающих людей и животных голосом. В действительности сам по себе свист и звериный крик, о которых говорится в летописи, скорее означают условные звуки, с помощью которых враждебные Киеву вятичские отряды, руководимые Соловьем, координировали свои действия в лесах.

Былина сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках — Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.

Источник

Значение слова соловей-разбойник

Энциклопедический словарь, 1998 г.

в восточнославянской мифологии лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Покорен Ильей Муромцем.

Википедия

Солове́й-разбо́йник (Одихмантьев сын, Рахманьевич, Рахматович) — в восточнославянской мифологии и былинном эпосе антропоморфный чудовищный противник героя, поражающий врагов страшным посвистом.

Изображается либо в виде человека, либо в виде загадочного громадного существа с птичьими крыльями, под которым сгибается дуб. Согласно былинам, у Соловья-разбойника крепкий двор и терем, в котором живёт его семья.

В российский прокат картина вышла 22 ноября 2012 года и не предназначена к просмотру для лиц младше 16 лет.

Слоган фильма — «Здесь граблю только я!»

Примеры употребления слова соловей-разбойник в литературе.

В дозор аггелы скорее всего выслали тех, кто не представлял для них особой ценности, иначе чем еще можно было объяснить тот факт, что перед Левой Цыпфом оказался мозглявый паренек, косой, как Соловей-разбойник, который, как известно, одним глазом смотрел на Киев, а другим на Чернигов.

Тут особенно дорог ему Соловей-разбойник, в которого он перевоплотился со всей романтической страстью: Выходи, я тебе посвищу серенаду!

Соловей-разбойник в два пальца дует, слюни на полстены летят, Владимир Красное Солнышко и супруга его Апраксия все забрызганные стоят, аж ладонями прикрылись от отвращения.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: solovey-razboynik
Задом наперед читается как: кинйобзар-йеволос
Соловей-разбойник состоит из 17 букв

Источник

Соловей-разбойник

Как ты понимаешь слова соловья разбойника. 540. Как ты понимаешь слова соловья разбойника фото. Как ты понимаешь слова соловья разбойника-540. картинка Как ты понимаешь слова соловья разбойника. картинка 540. Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Соловей-разбойник — один из самых могучих злодеев русского былинного эпоса. Это лесное чудовище, использующее оглушительный свист для нападения на путников. Илья Муромец изловил лиходея, отвез к князю Владимиру в Киев, а затем предал смерти на Куликовом поле.

Традиционно Соловей изображается разбойником с восточной внешностью. Мы с детства увязываем его прозвище со способностью оглушительно свистеть. Действительно, посвист ассоциируется с птицами. Но достаточно вспомнить, как поет соловей, и тотчас возникает вопрос: за что разбойник получил свое прозвище? И был ли вообще человеком Соловей, Одихмантьев сын?

На самом деле, согласно былинному эпосу, отчеств у Соловья много. Среди самых распространенных — Одихмантьевич, Ахматович и Рахматович.

Крупнейшие специалисты в области славянского языкознания много лет исследовали образ этого былинного злодея. Они выдвинули гипотезу о внешности Соловья, «замершей» в переходе от птицы к человеку. С одной стороны, эта идея хорошо вписывается в традицию эпоса. Природа зла должна быть иной по происхождению, в сравнении с природой доб ра. Это и воплотилось в образах богатырей, полениц и др.

Иное дело чудовище. Оно злобно по сути своей. Оно чуждо по форме своей. В когтях и крыльях, жутком облике отображались внутренние качества: злобность, ярость, кровожадность. Другая гипотеза ученых — идея происхождения имени Соловей от имени царя Соломона. Но данная версия была наголову разбита другими исследователями. Поэтому неясно, стоит ли рассматривать всерьез такую теорию.

Куда более подробна и обоснована следующая гипотеза: аналогия между Соловьём-разбойником и героями иранской мифологии. Например, в ней упоминались богатыри Керсарг и Аулад, а также птица Симург и Белое Диво. Теория подкрепляется тем, что Соловья-Разбойника часто изображали похожим на турка.

Впрочем, существует и немало иных идей. Например, образ Соловья сравнивали с германским Зигурдом и летописным разбойником Могутой.

Знатоки русского народного быта вообще считали, что былинный образ Соловья имеет вполне реальную историческую подоплеку. Якобы во времена князя Владимира в лесах вполне мог укрыться языческий жрец, наводивший ужас на всю округу своим «колдовством». И против него действительно могли послать Илью Муромца.

Как ты понимаешь слова соловья разбойника. 541. Как ты понимаешь слова соловья разбойника фото. Как ты понимаешь слова соловья разбойника-541. картинка Как ты понимаешь слова соловья разбойника. картинка 541. Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

ОТ МИФА К ИСТОРИИ

Наиболее реальной считается теория о том, что ни на каком дереве Соловей не гнездился. Он был обычным князем, правившим землями близ Киевского государства. Не исключено, что он облагал путешественников данью. За это князь Владимир, стремившийся быть единым хозяином русских земель, отправил на борьбу с ним Илью Муромца.

В целом же, увы, ясности в отношении образа Соловья пока нет. Слишком мало о нем известно. Вполне возможно, некогда разбойник являлся вполне конкретным отрицательным персонажем. Но летописи, в которых подробно рассказывалось о нем, просто не дошли до наших дней.

БЫЛИННОЕ ЗЛОДЕЙСТВО

Итак, согласно наиболее распространенным версиям, Соловей представлял собой разбойника, грабившего, а иногда и убивавшего путников ради наживы. Дела свои черные он творил уже 30 лет, не пропуская ни конного, ни пешего. И неизвестно, сколько бы еще продолжались злодейства, если бы не поехал черниговской дорогой до Киева богатырь Илья Муромец.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *