Как творчество влияет на мозг

Как искусство влияет на мозг человека

Искусство есть в нашей жизни — хотим мы этого или нет. Мы вынуждены слушать музыку, грохочущую у соседей, невольно узнаем из новостей премьерах кинопроката, в Новый год смотрим «Иронию судьбы» — потому что это уже традиция…

А теперь разберемся, как воздействуют на нас эти и другие формы искусства. Но для начала стоит определить самое понятие.

Как творчество влияет на мозг. shutterstock 1120402346. Как творчество влияет на мозг фото. Как творчество влияет на мозг-shutterstock 1120402346. картинка Как творчество влияет на мозг. картинка shutterstock 1120402346. Искусство есть в нашей жизни — хотим мы этого или нет. Мы вынуждены слушать музыку, грохочущую у соседей, невольно узнаем из новостей премьерах кинопроката, в Новый год смотрим «Иронию судьбы» — потому что это уже традиция…
Феномен Онегина

Искусство — это отражение в художественных образах внешней действительности и внутреннего мира людей. Образы бывают динамическими (фильмы, танцы), статическими (живопись, скульптура, архитектура); а также звуковыми (песни), визуальными (картины) или аудиовизуальными (кино, клипы).

Столь же разнообразны и пути воздействия искусства на человеческую психику. Прямой вариант — это когда люди копируют повадки киногероев, плачут при просмотре мелодрам, пускаются в пляс под зажигательные мелодии.

А вот более сложное воздействие в двух словах не опишешь. Например, как влияет на психику и поведение «Евгений Онегин»? Тут множество полутонов, нет алгоритмов для слепого подражания. Однако произведение сразу разобрали на цитаты. Это — пример опосредованного воздействия искусства на сознание.

Однако это вовсе не означает, что прямолинейно воздействует плохое искусство, а косвенно — хорошее. В искусстве нет правильного ответа — «хорошее» оно или «плохое», «сильное» или «слабенькое». Зато есть богатейшая гамма полутонов и оценочных суждений.

История знает массу случаев, когда шедевры были признаны лишь после смерти их создателя. Например, Винсент ван Гог за всю жизнь продал лишь одну картину. А потом сами знаете, что началось. Получается, то, что современникам художника казалось слишком примитивным и «крестьянским», у потомков как раз очень отозвалось! А то, чего не можем понять мы, вероятно, оценят наши потомки.

Моцарт как шпаргалка

Искусство влияет на подсознание любопытнейшим образом. Даже если сознание человека занято чем-то другим, подсознание все равно «бурлит». Мы запросто скажем, нравится ли нам какая-то песня, даже если не будем вникать в строй рифм и гармоничность мелодии.

Точно так же мы сразу понимаем, нравится ли нам картина — для этого не нужно знать ни названия, ни имени художника, ни разбираться в техниках живописи. Это все работа нашего подсознания.

А вот дофамин, гормон удовольствия, у нас усиленно производится всегда при прослушивании любимой музыки.

Ну а познавательный и образовательный аспект, который несет в себе искусство, вообще не вызывает никаких сомнений. Такой бэкграунд делает нас мудрее, опытнее, интеллигентнее. Поэтому не упускайте возможностей прикоснуться к миру прекрасного, а также постигайте самих себя. У Викиум есть курс «Детоксикация мозга» — он позволит лучше понять механизмы влияния окружающей действительности на вашу психику и научит осознанно регулировать собственное психическое состояние.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Наука

Scientific American (США): у творческих людей работают особые части мозга

Дети в возрасте пяти лет придумывают себе вымышленных друзей, подростки пытаются представить себе, как будет выглядеть их возлюбленная, а взрослые люди планируют добиться успехов в работе, купить дом или направиться в путешествие по миру. Воображение — это та способность, которой мы все обладаем и используем в нашей повседневной жизни. Но когда мы пытаемся представить себе ситуацию, которая будет далека от нашей реальности с точки зрения времени и пространства, — может быть, мир в 2500 году, или какой будет жизнь на Луне или на Марсе, — то нередко сталкиваемся со сложностями, пытаясь визуализировать подобного рода сценарии.

В течение десятилетий нейробиологи и психологи пытались понять, что именно происходит в нашем головном мозге, когда мы отпускаем на волю воображение, и что ограничивает способность многих из нас представить себе отдаленные от нас варианты ситуаций. В новом исследовании, опубликованном в прошлом месяце в «Журнале психологии личности и социальной психологии» (Journal of Personality and Social Psychology) исследователи указывают, что творческие работники, судя по всему, лучше других преодолевают мыслительные проблемы и получают доступ к периферическому, т. е. отдаленному от себя, воображению. И это их качество, вероятно, можно частично объяснить тем, что они способны подключаться к той части головного мозга, к которой имеют доступ только они.

Используя дорсомедиальную (dorsomedial) часть того, что ученые называют «сетью по умолчанию» или «дефолтной сетью» головного мозга, творческие люди способны распространить свое воображение на более отдаленное будущее, на местности, на разного рода варианты и гипотетические реальности. Подобного рода дефолтная сеть состоит из группы связанных между собой участков головного мозга, включая медиальную префронтальную кору (medial prefrontal cortex), угловую извилину (angular gyrus) и гиппокамп (hippocampus). Эти участки головного мозга общаются друг с другом, когда мы мечтаем, когда о чем-то вспоминаем или думаем о намерениях других людей. В опубликованной ранее литературе высказывается мысль о том, что эти участки, возможно, используются при попытке человека представить в своем воображении будущее.

Ученые полагают, что некоторые из этих участков дефолтных сетей могут помогать нам использовать наш опыт, когда мы представляем себе ситуацию, близко расположенную к нам во времени и в пространстве. Так, например, мы можем представить себе зрительные образы и запахи кафе, которое мы посещали в последнее время, и делать этот как раз в тот момент, когда мы думаем о другом месте, которое мы начнем посещать на следующей неделе. Однако, профессионалы с творческим мышлением подключают другие дефолтные подсистемы, когда пытаются представить себе более отдаленные сценарии, которые не могут быть реконструированы за счет сопоставления различных возникающих воспоминаний. Возьмем, к примеру, писателей. «Они представляют себе точку зрения другого человека внутри ландшафта, который не является непосредственной реальностью самого писателя», — отмечает Меган Мейер (Meghan Meyer), одна из главных авторов опубликованного исследования, доцент кафедры психологии и науки об интеллекте исследовательского университета Дартмутский колледж (Dartmouth College).

Контекст

Как творчество влияет на мозг. 242150658. Как творчество влияет на мозг фото. Как творчество влияет на мозг-242150658. картинка Как творчество влияет на мозг. картинка 242150658. Искусство есть в нашей жизни — хотим мы этого или нет. Мы вынуждены слушать музыку, грохочущую у соседей, невольно узнаем из новостей премьерах кинопроката, в Новый год смотрим «Иронию судьбы» — потому что это уже традиция…

Джазовая импровизация

Физические нагрузки способствуют творчеству

Эрик Хесли: ‘Мы учимся у русских нестандартности подходов и творческому мышлению’

Затем исследователи повторили эти тесты со 100 участниками, продемонстрировавшими наличие определенного опыта в использовании творческих способностей — писателей, актеров, режиссеров и художников с наградами в своих областях. Они попросили также членов похожей группы, составленной из столь же успешных финансистов, юристов и врачей, ответить на те же вопросы. Творческие работники превзошли своих соперников в письменных ответах и в собственных рассказах о том, насколько живо они могут представить какую-то ситуацию в своем воображении.

Мейер и члены ее команды предложили такое объяснение: возможно, творческие работники просто обладают более сильными «мышцами воображения», как игроки в бейсбол обладают более сильными руками (они постоянно выполняют броски) в сравнении с теми людьми, которые не занимаются спортом. Чтобы увидеть эти мускулы воображения в действии, организаторы попросили 27 творческих работников и 26 контрольных участников выполнить имитационные задания, лежа в функциональном магнитно-резонансном томографе (functional magnetic resonance imaging). Активность головного мозга у работников творческих профессий и у представителей контрольной группы оказалась одинаковой при попытке представить события следующих 24 часов, однако, к удивлению исследователей, только представители творческой группы подключили дорсомедиальную дефолтную сеть (dorsomedial default network) при попытке представить себе события более отдаленного будущего.

Как оказалось, дорсомедиальная дефолтная сеть совершенно не использовалась представителями контрольной группы. Однако эта сеть оказалась включенной даже в тот момент, когда представители творческих профессий отдыхали. «Это большой шаг вперед в понимании работы творческого разума, — говорит Роджер Бити (Roger Beaty), психолог Пенсильванского университета (Penn State University), не принимавший участия в эксперименте. — Полученные результаты позволяют взглянуть на то, как головной мозг человека создает зрительные образы различных ситуаций, и что отличает творческих работников при попытке представить себе картины отдаленного будущего», — отмечает он.

Полученные результаты повлияют также на то, как мы представляем себе других людей. Поскольку дорсомедиальная дефолтная сеть подключается в тот момент, когда мы пытаемся представить себе нечто значительно отличающееся от нашего собственного опыта, люди, способные активировать эту сеть, могут обладать большим сочувствием и способностью представлять, как государственная политика повлияет на будущие поколения, — подчеркивает Дэниел Шактер (Daniel Schacter), психолог из Гарвардского университета, не принимавший участия в эксперименте.

По мнению Шактера, следующий большой вопрос формулируется так: Можно ли с помощью тренировки улучшить процесс активации дорсомедиальной дефолтной сети? Если это поддающаяся воздействию способность, то, возможно, уроки рисования или нечто подобное позволят усилить наше воображение, а также помогут нам лучше контактировать с другими людьми.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Творческий мозг: наука — о том, как тренировать креативность

Науке мало известно о биологической основе творчества. Однако ученым удалось выяснить, какие именно участки мозга отвечают за креативное мышление, а также — что его можно тренировать. Как работает мозг творческого человека и как научиться мыслить нестандартно, на Aeon объясняет доцент кафедры психиатрии Калифорнийского университета Джоти Мишра.

Десять лет назад психологи из Нидерландов выдвинули теорию, что оригинальные идеи возникают тогда, когда когнитивная гибкость сочетается с когнитивной выносливостью.

Когнитивная гибкость — это умение быстро переключаться с одной идеи на другую, а также обдумывать несколько идей одновременно.

Когнитивная выносливость — это способность размышлять над трудной задачей до тех пор, пока она не будет решена.

Творческий ум можно сравнить с ансамблем, в котором флейтист, виолончелист и тромбонист должны синхронно играть каждый свою партию и слушать друг друга. Музыканты этого нейроансамбля — три мозговых сети, которые формируются при одновременном активировании участков мозга, не являющихся смежными: центральная исполнительная сеть (ЦИС), сеть выявления значимости (СВЗ) и дефолтная система мозга (ДСМ, или сеть пассивного режима работы мозга).

Центральная исполнительная сеть. Исследования с применением методов нейровизуализации показывают, что ЦИС задействуется при принятии спонтанных решений и выполнении нескольких задач одновременно. Ученые из Университета Вандербильта и Квинслендского университета обнаружили, что многозадачность воспринимается мозгом не как одновременная обработка нескольких потоков информации, а как быстрое переключение с одного потока на другой. Исследователи также выявили, что, научившись обрабатывать каждую задачу быстрее, можно повысить свою эффективность в режиме многозадачности.

Сеть выявления значимости. СВЗ обеспечивает продолжительную концентрацию на одной задаче. Передняя поясная кора, где расположена эта система, также отвечает за принятие решений и саморегуляцию, то есть за процессы, требующие когнитивной выносливости.

Дефолтная система мозга. ДСМ сосредоточена в средней префронтальной коре и задней поясной коре. Она задействуется, когда наше внимание не сконцентрировано ни на какой определенной задаче.

Грезы наяву, блуждание ума, прокрастинация, размышления о прошлом и будущем — все эти процессы контролируются ДСМ. Когда мы заняты чем-то, что требует концентрации на объектах окружающего мира, активность дефолтной системы подавляется, чтобы мы не отвлекались на посторонние мысли.

Но именно такие посторонние мысли и фантазии служат источником креативности. Нужно лишь уметь обуздать их и направить в нужное русло.

Как творчество влияет на мозг. Kreativnost 2. Как творчество влияет на мозг фото. Как творчество влияет на мозг-Kreativnost 2. картинка Как творчество влияет на мозг. картинка Kreativnost 2. Искусство есть в нашей жизни — хотим мы этого или нет. Мы вынуждены слушать музыку, грохочущую у соседей, невольно узнаем из новостей премьерах кинопроката, в Новый год смотрим «Иронию судьбы» — потому что это уже традиция…

Последние исследования показывают, что во время занятий творчеством участки мозга, в которых сосредоточены ДСМ, ЦИС и СВЗ, активируются одновременно.

В обычных условиях исполнительная сеть и сеть выявления значимости подавляют дефолтную систему, однако в процессе творчества все три системы функционируют взаимосвязано: дефолтная система обеспечивает спонтанное генерирование идей, а исполнительная система и система выявления значимости используют эти идеи для достижения конкретной цели.

Теперь, когда мы понимаем, какой механизм лежит в основе творческого мышления, возникает естественный вопрос: можно ли научиться креативности?

Известно, что отчасти креативность передается по наследству. Например, однояйцевые близнецы Давид и Питер Ойенс оба стали успешными художниками. Но не спешите отчаиваться.

Исследование, проведенное в 2014 году учеными из Стэнфордского университета, показало, что участники популярного курса развития креативности имели лучшие результаты в задачах на дивергентное мышление, чем участники контрольной группы. В другом исследовании объединенная группа нейробиологов и психологов из Даляньского технологического университета и Орегонского университета измерила способность участников к дивергентному мышлению до и после недели получасовых сеансов медитации и обнаружила, что медитация существенно повышает креативность.

Любопытно, что эти два эксперимента использовали диаметрально противоположные подходы. Участники стэнфордского эксперимента использовали для генерирования новых идей когнитивную гибкость, тогда как от участников даляньско-орегонского эксперимента требовалась когнитивная выносливость.

Эти эксперименты показывают, что креативность можно развить разными способами.

Люди, занимающиеся творчеством профессионально, нередко описывают творческий акт как спонтанный процесс. Их как будто несет волной. В таком состоянии всё тело человека напрягается, а зрачки расширяются.

В проведенном недавно эксперименте исследователи из Центра коллективного интеллекта Массачусетского технологического института попросили творческих людей в течение дня носить умные часы, настроенные на измерение сигналов тела. Они обнаружили, что высокая интенсивность и устойчивость сигналов может служить предиктором креативности.

Несмотря на то что ученые достигли определенного прогресса в понимании механизмов креативности и средств ее развития, она по-прежнему остается уникальным и загадочным состоянием, в котором ум и тело действуют в унисон.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Наука

Как общение с искусством влияет на интеллектуальные возможности

«На первый взгляд кажется, что искусство — это нечто вроде глазури на кексе. Когда мы разобрались со всеми другими делами, тогда мы можем подумать и об искусстве», — пишет в книге «Суть человечества» профессор психологии из Калифорнийского университета Майкл Газзанига (Michael S. Gazzaniga). Большинство из нас разделяет эту точку зрения. В качестве рождественского подарка мы, скорее, купим (в зависимости от толщины кошелька) носки или iPad, чем альбом с картинами мастеров Ренессанса. Дополнительные занятия по английскому или математике кажутся большинству родителей более удачным выбором, чем художественный, музыкальный или театральный кружок. Ведь какой прок в игре пятилетнего ребенка на пианино кроме развития слуховой коры мозга и подпитки снобизма его родителей?

Между тем нейробиологи утверждают, что общение с искусством, особенно в областях, связанных с выступлением на сцене, подстегивает работу мозга и прекрасно готовит его к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию. Неслучайно, «центр прекрасного» располагается в префронтальной коре головного мозга — самой молодой в эволюционном отношении его части, которая отвечает также за аналитическое мышление.

Когнитивные механизмы

Когда мы разглядываем картины вне зависимости от того, кем они написаны — голландскими мастерами XVII века или французскими импрессионистами, в мозге активизируется затылочная часть коры головного мозга. Когда мы слушаем Девятую симфонию Малера или альбом Тома Уэйтса, мы стимулируем височные доли, а когда читаем Чеслава Милоша (Czesław Miłosz) — нейронные сети лобных долей. Мозг работает еще интенсивнее, когда мы сами играем на пианино, рисуем или пишем стихотворение. Ученые выяснили, что сочинение, исполнение и прослушивание музыки задействует все наши когнитивные механизмы. Когда вы берете в руки гитару, «восприятие, память, внимание, моторика, эмоции, абстрактное мышление и понимание чужого сознания — все эти механизмы включатся в сложную работу», — подчеркивает Майкл Газзанига.

Все виды искусств, особенно те, которые связаны с выступлением на сцене, активизируют познавательное внимание, то есть, как объясняет в своем эссе «Мозг и искусство» нейробиолог профессор Ежи Ветулани (Jerzy Vetulani), «способность избирательно сосредотачиваться на интеллектуальных импульсах в течение времени, которое необходимо для их кодирования и записи в рабочей памяти».

Контекст

Как творчество влияет на мозг. 240239140. Как творчество влияет на мозг фото. Как творчество влияет на мозг-240239140. картинка Как творчество влияет на мозг. картинка 240239140. Искусство есть в нашей жизни — хотим мы этого или нет. Мы вынуждены слушать музыку, грохочущую у соседей, невольно узнаем из новостей премьерах кинопроката, в Новый год смотрим «Иронию судьбы» — потому что это уже традиция…

Важен ли в жизни интеллект?

Технологии притупляют интеллект?

Какие гены отвечают за интеллект?

Американцы показывают темную сторону человеческого интеллекта

The Frontier Post 05.10.2009 Согласно определению психолога Роберта Стернберга (Robert Sternberg) (который прославился как создатель трехкомпонентной теории любви, но занимается также изучением креативности и интеллекта), благодаря вниманию мы активно перерабатываем ограниченный фрагмент информации среди того огромного объема, который мы получаем при помощи органов чувств. Мы способны выбрать источник информации, изучить перцептивное поле в поисках того, что нам требуется, продлить состояние концентрации, скоординировать задачи и переключиться между ними. Все эти умения необходимы для обучения, в чем мог убедиться каждый, кто наблюдал за семилетним ребенком, садящимся за домашнее задание. Но что же такого исключительного в этом искусстве, что оно помогает учиться? Красота и удовольствие, отвечают ученые.

Аффекты и эффекты

Николас Хамфри (Nicholas Humphrey) из Кембриджа, который изучает эволюцию человеческого интеллекта и сознания, заинтересовался тем, как мы совершаем эстетический выбор. Как и зачем мы называем что-то прекрасным, а что-то уродливым? Хамфри полагает, что «источником эстетических преференций служит наблюдающаяся у животных и людей склонность к поиску опыта, на основе которого можно научиться классифицировать объекты окружающего мира. Красивые структуры в природе или искусстве — это те, которые облегчают задачу классифицирования». Психолог считает, что умение выносить эстетические оценки очень важно для процесса обучения.

По мнению Джона Туби (John Tooby) и Леды Космидс (Leda Cosmides) из Центра эволюционной психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, в процессе эволюции мы научились различать прекрасное и стремиться к нему (когда мы видим нечто уродливое, в коре мозга активизируется двигательная зона, будто центр управления подает нам сигнал к бегству), чтобы искать и собирать разнообразные впечатления, которые помогают максимально развить адаптационные возможности. Как подчеркивает профессор Газзанига, «усиление положительного аффекта — это желательное воздействие, вне зависимости от того, что становится его источником: слуховой, зрительный импульс или другие ощущения. Хорошее настроение увеличивает познавательную гибкость и помогает творчески решать проблемы».

Туби и Космидс пишут, что занятия искусством кажутся нам бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения изменений, которые появляются в итоге во внешнем мире, между тем, важнее всего то, что происходит в мире внутреннем — в мозге. Кажется, что изображать пейзажи акварелью, это не так полезно, как решать уравнения с двумя неизвестными, потому что именно последние появятся на экзаменах. Отказываться от математики, конечно, не стоит, но одновременно ненужно недооценивать искусство, потому что благодаря ему мозг, возможно, научится быстрее и успешнее концентрироваться. Как утверждают Тооби и Космидс, инвестиции в искусство, это инвестиции в нейрокогнитивную организацию. Они особенно полезны в первые годы, и приносят эффект на протяжении большей части жизни.

Скрипка Эйнштейна

В том, что занятия искусством идут в паре с научной карьерой, убеждает не только пример Леонардо да Винчи, которого мы назвали бы сейчас одновременно художником, архитектором, философом, музыкантом, математиком, механиком, анатомистом и геологом. Психофармаколог, нейробиолог и биохимик Ежи Ветулани, один из наиболее цитируемых польских ученых, был одним из основателей «Подавала под баранами» (созданный в 1956 году в Кракове театр-кабаре, ставший клубом для творческой молодежи и сценой для выступления артистов разных жанров, – прим.перев.) и долгое время выступал там в качестве конферансье, заменяя находящегося тогда в Париже Петра Скшинецкого (Piotr Skrzynecki) (актер, режиссер, сценарист, — прим. перев.). Его коллега по Институту фармакологии Польской академии наук профессор Рышард Пшевлоцкий (Ryszard Przewłocki), который изучил новый механизм появления страха, много лет выступал в краковском экспериментальном «Театре 38». Американский физик-теоретик Ричард Филлипс Фейнман (Richard Phillips Feynman), один из создателей квантовой электродинамики и лауреат Нобелевской премии по физике в 1965 году, играл на барабане и занимался живописью. Микробиолог Хилари Копровский (Hilary Koprowski), который создал вакцину против полиомиелита, тоже занимался музыкой: он играл на пианино и сочинял. Как и, например, изобретатель телефона Александр Грейам Белл (Alexander Graham Bell).

Альберт Эйнштейн с четырехлетнего возраста играл на скрипке. Эльза, супруга Эйнштейна, вспоминала: «Я влюбилась в Альберта еще маленькой девочкой, потому что он прекрасно исполнял Моцарта на скрипке. (…) Еще он играл на фортепиано. Музыка помогала ему размышлять о своих теориях. Он шел в кабинет, играл несколько нот, что-то записывал, снова возвращался в кабинет».

Кишки и разум

Гленн Шеленберг (Glenn Schellenberg) из Торонтского университета наблюдал за шестилетними детьми в нескольких группах: одни занимались игрой на синтезаторе, другие пением или театром, у других таких занятий не было. Исследование показало, что уроки музыки незначительно, но стабильно повышали коэффициент умственного развития. В свою очередь, группа под руководством Хелен Невилл (Helen Neville) из Орегонского университета изучала детей в возрасте от трех до пяти лет, принимавших участие в программе Head Start, нацеленной на удовлетворение образовательных и культурных потребностей детей из малообеспеченных семей. Невилл выяснила, что дети, которые занимались искусствами, в частности, музыкой, значительно улучшили свои показатели, связанные с концентрацией, зрительно-пространственными функциями и даже… умением считать.

Знания о влиянии искусства на интеллектуальное развитие использует на практике центр Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) в американском Геттисберге, основанный в 1992 году наследниками прославленного дирижера и композитора. Разработанный там метод «artful learning» внедрили, в частности, в Начальной школе Moffett в Лос-Анджелесе, большинство учеников в которой происходят из сложных, отсталых в образовательном и культурном плане семей. Дети изучают физику (например, равновесие, принципы конструкции) на примере 17 башен района Уоттс, национального исторического памятника, сравнивая его с Эйфелевой башней и размышляя о временах создания этих построек. Благодаря методу соединения искусства с получением знаний, учебному заведению удалось переместиться с конца рейтинга американских школ, в его середину. «Огромный недостаток польской системы образования состоит в том, что там очень мало уроков, связанных с искусством», — отмечает профессор Ветулани.

«Не странно ли, что овечьи кишки способны так вытягивать из человека душу?» — задается вопросом Шекспир в пьесе «Много шума из ничего». Как выясняется, кишки могут гораздо больше: они пробуждают не только душу, но и разум.

Катажина Срочиньска — главный редактор журнала Coaching, руководитель раздела «Психология» журнала Focus.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *