Как тренировать внимательность у подростка
Упражнения на развитие внимания у подростков
Школа Юрия Окунева
Здравствуйте, дорогие читатели. С вами Юрий Окунев.
Хочу спросить: переходный возраст – как он проявляется у вашего ребенка?
Поставьте галочку против тех пунктов, которые соответствуют вашей действительности. Если их больше одной — это серьезный повод для беспокойства. Знаете ли вы, что одна из причин этих трудностей – недостаток внимания у сына или дочери. Взяв на вооружение упражнения на развитие внимания у подростков можно избежать подобных ситуаций.
Ох уж этот переходный возраст!
Наш ребенок уже не тот «белый и пушистый зайчик», которым был в начальной школе. Он резко повзрослел и вытянулся. Если раньше учеба в школе стояла на первом месте, теперь – на пятом-шестом-последнем…Нормальное явление, господа хорошие, не стоит падать в обморок!
Ваш ребенок –
ЛИЧНОСТЬ!
Именно теперь он это
ОСОЗНАЕТ.
В чем это выражается?
Что делать?
Хороший вопрос. Ребенок не стал плохим – он углубился в изучение себя.
Внимание его никуда не делось и не ухудшилось – оно стало устойчивее и увеличилось в объеме. Окончательно сформировалось произвольное внимание.
Сила воли тоже на месте – она теперь используется подростком избирательно, для достижения своих целей.
Переходный возраст – это:
И не факт, что всю свою волю и упорство подросток приложит к учебе. Он «выложится» там, где ему интересно. Например, в компании. В том, чем старшеклассник увлечен, он применит все свое внимание и силы, в остальных областях будет пассивным и вялым.
Занимайтесь с ребенком
Ваша цель, родители, помочь ребенку научиться управлять своим вниманием. Не развивать (оно уже развито), а именно
УПРАВЛЯТЬ.
В этом блоге уже есть статья, посвященная диагностике внимания. Загляните туда, пройдите тесты и – за работу.
Список упражнений для развития внимания подростков.
Конспект
Данное упражнение служит для повышения концентрации внимания. Возьмите любую газету.
Хобби
Постарайтесь увлечь своего ребенка каким-либо видом творчества, например, резьба по дереву (вышивание). Это важное условие для формирования послепроизвольного внимания. То есть умению любое дело выполнять с удовольствием и без напряжения. Делайте что-нибудь вместе – такие занятия повысят ваш авторитет в глазах ребенка и побудят его находить новые полезные увлечения.
Спрятанные имена
Прочитать имена людей в следующих фразах (например: «Что- то м не сегодня грустно», имя: «Том»)
ЛЕТНИМ ДНЕМ ПОД ТРУХЛЯВЫМ ПНЕМ ПОДОСИНО ВИК ТОР ЧИТ
НА, БЕР И РА СКРАСКУ И РА СКРАШИВАЙ
ИНДУС ЗАПИВ АЛ ЛА ВАШ РОМОМ
Таблицы Шульте
Хороший метод улучшения периферийного зрения и повышения объема внимания. Благоприятно влияет на работу мозга, способствует увеличению скорости восприятия информации.
На столе перед старшеклассником кладется таблица следующего вида. Требуется найти все числа от 1 до 25 как можно быстрее.
В процессе тренировок задание можно усложнять, добавляя колонки и столбцы из цифр, постепенно приводя таблицу к такому виду:
Цветные карточки
Упражнение для развития концентрации внимания. Сделайте карточки размером примерно 8 Х 20 см. Напишите на каждой по одному слову (одним цветом пишется слово, другим цветом закрашивается фон). Все карточки заполняются разными цветами. Затем быстро показываем подростку по одной карточке и просим называть цвет букв, а не фона.
Второй вариант. На столе лежит карточка с написанными названиями цветов такого вида:
Требуется как можно назвать изображенные цвета по порядку, ни разу не сбившись. На первый взгляд, задание кажется простым, но это не так.
Фокусировка
Упражнение выполняется в группе 3-6 человек, развивает степень концентрации и объем внимания.
Сесть удобно на стул, расслабиться, закрыть глаза. Ведущий подает команду «Тело», участники пытаются ощутить свое тело. Затем подается команда «Локоть» – внимание присутствующих переводится на локоть правой руки. По команде «Ладонь» все фокусируют внимание на ладони и так далее. Команды подаются не быстро, в среднем темпе. После упражнения участники обсуждают свои ощущения и трудности, с которыми пришлось столкнуться при выполнении.
Муха
Это упражнение, развивающее способность переключения внимания, также проводится в группе, состоящей из 2 и более человек. Чертится квадрат 3 х 3 клетки, в центр ставится фишка, изображающая муху. Участвующие в игре, не подглядывая на поле, по очереди подают команды ВПРАВО, ВЛЕВО, ВВЕРХ, ВНИЗ. В соответствии с командами перемещается «муха». В случае, если кто-то из участников сбился или понял, что «муха» вышла за пределы поля, он подает команду «Стоп!» и «муха» снова ставится в центр.
Тренажер для развития внимания Викиум
На сегодня это все. Занимайтесь с детьми, пробуйте, обязательно пишите отзывы в комментариях. Подписывайтесь на обновления блога, приглашайте друзей и знакомых.
Развитие внимания у младших школьников и подростков
– Опишите себя тремя словами.
– Смышленый, активный, ответственный, внимательный.
Героем похожего юмористического диалога в современном мире может стать почти каждый. Но внутри такой ситуации чаще всего никому не до шуток. Взрослые, сталкиваясь с собственной невнимательностью, закономерно стараются уберечь своих детей от того же. Ведь рассеянность бывает причиной различных серьезных последствий, и кроме угрозы безопасности, влияет на многие сферы жизни. Поэтому существует множество приёмов и упражнений для развития внимания и концентрации у ребенка. Однако, приступая к ним, обязательно нужно учитывать возрастные особенности психики малыша, школьника или подростка.
Что такое внимание?
Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область. А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.
Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость. Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.
Развитие внимания у детей
Процесс отбора информации, которая попадает в поле внимания, бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае сознание непреднамеренно реагирует на сильные раздражители, движение и незнакомые объекты в поле зрения. Здесь речь идёт об эмоциональном восприятии, которое человек не контролирует. Такой вид внимания ещё называют пассивным или вынужденным, ведь закладывается оно генетически и возникает как рефлекс. Произвольное же – является результатом волевого усилия и формируется не сразу.
У детей внимание развивается в несколько этапов:
И затем, только в возрасте 6-7 лет, когда основные функции психики сформированы и начинается процесс совершенствования навыков концентрации, считается, что ребёнок готов к обучению.
Развитие концентрации внимания у школьников
Едва сев за парту, дети младшего школьного возраста сталкиваются с необходимостью долгой концентрации внимания на уроках и учебном процессе. В классе ученикам нужно в течение нескольких часов внимательно слушать учителя, письменно и устно обрабатывать информацию и держать дисциплину, ни на что не отвлекаясь.
В возрасте 6-10 лет непроизвольное внимание всё еще преобладает над произвольным. А утомляются дети достаточно быстро, поэтому для сохранения энергии и ресурсов организм может переключать сознание с предметной деятельности на другие объекты. Так что ребёнок может не запомнить материал, который сегодня проходили в школе, но в ярких красках рассказать о нюансах, которые вместо того завладели его интересом. Объем внимания в эти годы остаётся небольшим, а навык распределять его между задачами – несовершенным. Оттого школьники, занимаясь классной работой, регулярно забывают держать осанку и сидеть за партой ровно. Однако дети уже осознают, что рассеянность мешает им достигать результата, и стараются использовать силу воли, чтобы сосредоточиться на предмете урока.
Если на этом этапе не заниматься развитием концентрации и внимания у младших школьников, то впоследствии приучить их быть сосредоточеннее будет сложнее.
Развитие концентрации внимания у подростков
В 11-12 лет подросток уже может сосредотачиваться на скучном занятии сознательно. Но как долго он способен удерживать свой фокус на объекте, зависит от его истинной заинтересованности: чем интерес выше, тем проще концентрироваться. Также быть внимательным подростку помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться. Подобная мотивация в целом улучшает внимание подростка, способствует увеличению объема и позволяет хорошо контролировать остальные его свойства.
Осложняет управление вниманием характерная подросткам эмоциональность и неустойчивый гормональный фон; быстрая утомляемость и раздражительность, которыми сопровождается созревание в возрасте 13-15 лет. Любое влияние извне, плохие отношения с родителями или преподавателями, а также слабая внутренняя мотивация к обучению могут негативно влиять на умение подростка самостоятельно развивать свои навыки, в том числе и произвольное внимание.
Как улучшить внимание у детей
Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества. Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок.
У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.
Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели. Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении.
Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.
Упражнения на внимание для подростков и школьников
Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм. Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них.
Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях. Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.
Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.
Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.
Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.
Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.
В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.
В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.
На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.
Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т.д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.
Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.
Развитие внимания и усидчивости у детей – это важнейшая задача. Отлично способствуют этому курсы скоростного чтения, ведь в основе этой техники лежит умение быть максимально сосредоточенным на тексте. Обучение быстрому чтению происходит по методике, состоящей из комплекса упражнений, которые направлены на развитие всех свойств внимания. Пройдя курс Либерики в Академии развития интеллекта AMAKids, дети уже через 6 месяцев увеличивают скорость чтения в 5 и даже в 10 раз. Инновационная авторская методика учит детей не просто быстро читать, полностью понимая смысл прочитанного, а ещё и прививает любовь к книгам и литературе.
Упражнения для развития внимания у подростков
Anna Ivanova
Детская рассеянность — нормальное явление: ребёнок сосредотачивается только на том, что ему интересно. Играл, услышал мультик из другой комнаты, побежал смотреть — игрушки, естественно, не прибрал ни сразу, ни потом. Дал другу в детском садике машинку поиграть, пришёл папа — счастье, праздник, про машинку вспомнил только дома. Это нормально: ребёнку сложно удерживать внимание на том, что его в данный момент не интересует. С возрастом проблема исчезнет сама собой… или нет?
К сожалению, в школьные годы ситуация только усугубляется. Подростку, который не умеет концентрировать внимание, сложно учиться: он не сможет сосредоточиться на материале, а значит и понять его. А ещё ребёнок продолжает забывать про уроки и вещи, опаздывать. Потому что чем старше класс, тем больше моментов требуют внимания, а школьник и так уже не справлялся.
Что делать, если подросток невнимательный?
Работать над развитием способности концентрироваться. Ведь это такой же навык, как и любой другой. Тем более, что для его тренировки существуют простые, понятные и эффективные упражнения. Главное, поймите: подросток уже умеет быть внимательным, просто сейчас этот навык находится под контролем эмоций.
Простой пример: попросите ребёнка рассказать о компьютерной игре, в которую он сейчас играет или о фильме, который недавно посмотрел. Вы удивитесь, как много запомнил «невнимательный» подросток.
Дело в том, что люди от природы легко концентрируются на интересных вещах. Это называется непроизвольным вниманием. Наша задача — научить ребёнка контролировать внимание, сделать его осознанным. В этом помогут регулярные тренировки, а чтобы подросток занимался с удовольствием превратите скучные занятия в интересную игру.
Стремление играть на службе образования
Прежде чем начать развивать внимание, подготовьтесь. Превратите занятия в подобие компьютерных RPG: составьте шкалу прогресса, разбейте её на «уровни персонажа», введите систему достижений и ключевые точки с наградами.
Такой формат тренировок мотивирует и помогает добиться результата. Игровая система подходит и для других занятий, и для обычных уроков.
Упражнения для развития внимания
Но одной системы мало, вам нужны уровни — упражнения для развития внимания. Мы выбрали для вас пять базовых, каждое из которых не требует ничего или практически ничего (кроме чуточки вашего времени и желания).
Главное, принимайте участие в занятиях. Ребёнку (в любом возрасте) важно видеть, что родители его поддерживают. А стремление получить от вас похвалу — еще один отличный стимул.
Упражнение 1: Запомни картинку
Классическое упражнение на развитие внимания: открываете перед подростком книгу с какой-нибудь иллюстрацией и просите запомнить, что на ней изображено. Через 30 секунд берёте книжку так, чтобы ребёнок не видел, а он пересказывает картинку. Чем больше элементов запомнил, тем лучше.
Кстати, у этого упражнения много разных вариантов — чтобы ребёнок не заскучал, советуем их чередовать. Например, можно вместо книги дать подростку на запоминание какой-нибудь обычный предмет: пенал, наушники, вазу с полки — что угодно. А потом спрашиваете о деталях: какого цвета рисунок на вазе? Молния на пенале металлическая или пластиковая?
А еще, если вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, можно подбирать картинки по его увлечениям. Например, разбирать детально костюмы супер-героев или персонажей любимой игры. Скорее всего, ему это понравится больше, чем абстрактные картинки или наушники, а пользы от этого будет столько же.
Упражнение 2: Что вокруг?
Теперь переводим внимание ребёнка с картинки на реальный мир. Попросите подростка запомнить, что лежит на столе — дайте на это около минуты. Потом отверните его от стола, и пусть ребёнок расскажет, что и где находится. Постепенно упражнение можно будет усложнять: добавлять новые предметы, запоминать не только саму вещь, но и её расположение и т. д. За каждую новую ступень выдавайте «достижение» и награду.
А если дома скучно, можно перенести упражнение на улицу. Запоминайте детали в кинотеатре, музее, кафе или магазине. Можете соревноваться в том, кто заметит больше интересных вещей.
Упражнение 3: Чего не хватает или что изменилось?
Следующая ступень: ребёнок запоминает, что лежало на столе, а потом вы — так, чтобы он не видел — убираете один или несколько предметов. Нужно как можно быстрее назвать, чего не хватает. Усложнённые варианты: указать, где лежал отсутствующий предмет, описать его более подробно.
К этому упражнению можно подключить и мужа: пусть попробует заметить, что изменилось в вашей внешности, и вспомнить цвет лака на ногтях, который был на прошлой неделе. Мальчикам-подросткам такая тренировка тоже пойдет на пользу.
Упражнение 4: Скоростной опрос
Это занятие помогает развить способность концентрироваться не на каком-то физическом предмете, а на определённом занятии. Правила просты: вы готовите вопросы, на которые ребёнок точно знает короткий ответ, а потом быстро их задаёте. Ответил? Сразу следующий вопрос, без пауз.
Вопросы могут быть самыми разными — главное, старайтесь учитывать и школьную программу, и интересы подростка. Например, вот так:
И так далее. Вам нужно добиться того, чтобы ребёнок полностью сконцентрировался на игре и отвечал максимально быстро.
Чтобы вам было проще тренироваться, мы собрали упражнения в один файл. Вы можете его скачать, распечатать и начать совершенствовать внимание.
[/aligned-text]
Это упражнение можно сделать еще более полезным, если модернизировать его под школьную программу. Вместо абстрактных вопросов, подготовьте вопросы по параграфу, который нужно выучить к следующему уроку.
Вы просматриваете параграфы самостоятельно и делаете по ним викторину: готовите несколько вопросов, на которые можно ответить в одно слово. Например, если учили географию, то получится: «Самая известная гора Японии? — Фудзияма!».
За каждый правильный ответ выдаёте бонусные баллы. А баллы потом обмениваете на что-нибудь важное и ценное: карманные деньги, сладости или разрешение пойти на концерт любимой группы.
Упражнение 5: Из песни слова не выкинешь
Рассказываете подростку короткое стихотворение или поёте песню. Потом повторяете, но убрав из текста одну строчку. Задача ребёнка в том, чтобы понять, какой именно строчки не хватает и где она была. Начать можно с хорошо знакомых произведений, постепенно переходя на всё более сложные задачи.
Как построить занятия?
Чтобы ребёнок не переутомлялся, занимайтесь по 15–20 минут в день — этого вполне достаточно. Через несколько недель вы увидите, что подросток стал более внимательным.
Можно начинать с упражнений на развитие внимания домашнюю работу, можно встраивать их в будничные дела — например, играть в «запомни картинку», пока едете домой. А еще упражнения можно комбинировать с упражнениями для тренировки памяти и заниматься не каждый день, а 2–3 раза в неделю по 25–35 минут.
Главное, не заставляйте ребёнка работать над собой, а увлекайте тренировками.
Упражнения на развитие концентрации внимания у подростков и детей
Концентрация внимания – это осознанная направленность восприятия на предмет, информацию или явление. Для того, чтобы ребенок мог сосредоточиться на заданиях, которые выполняет, необходимо развивать способность концентрироваться. Одним детям это дается легко, а другим необходимо помогать. На изучение языка отводится всего несколько часов в неделю, поэтому мы не можем выделить целый урок на развитие концентрации, но мы можем выделить 5 минут на одно упражнение на уроке.
В статье мы поделимся упражнениями, которые развивают сосредоточенность и внимание.
Какое бывает внимание?
Существует два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Если мы сидим на онлайн-уроке, и в это время в комнату к ученику кто-то заходит, например, мама, то он непроизвольно обращает на нее внимание и перестает думать о занятии. На такое внимание мы не всегда можем повлиять, особенно если говорить о подростках.
Произвольное появляется когда мы включаем на занятии видео на интересную для ученика тему, и он смотрит его, не отрываясь. Этим вниманием мы можем «управлять». Именно поэтому оно появляется не сразу, и его нужно развивать, так как в мире много отвлекающих факторов, которые сбивают детей с толку. Если ребенок не может усидеть на месте долгое время, отвлекается при любой возможности, часто забывает что-то и тяжело запоминает материал, то ему необходимо помочь развить сосредоточенность.
Как развить концентрацию внимания?
Для развития внимания отлично подходят следующие задания:
— найди различия между картинками;
— исправление ошибок в тексте;
— описание картинки по памяти;
— раскраски с мелкими деталями;
— соединение точек по номерам;
— поиск мелких предметов на картинке
Прежде чем выполнять данные упражнения, необходимо учитывать несколько важных правил:
— заранее четко и ясно объясняйте, какая перед ребенком стоит задача, чтобы не отвлекать его подсказками во время выполнения;
— выбирайте задание, которое будет соответствовать уровню языка, чтобы не уменьшить мотивацию;
— соблюдайте регулярность выполнения упражнений
Первое время постарайтесь создать атмосферу, в которой не будет никаких отвлекающих факторов, чтобы ученик полностью погрузился в учебу. Со временем, когда вы будете понимать, что у ученика хорошо получается выполнять данные задания, введите несколько отвлекающих факторов: откройте окно, включите фоновый шум, когда ученик отвечает на вопросы или договоритесь провести занятие с учеником в кафе. В повседневной жизни не существует идеальной тишины. Во время экзамена или в аэропорту, где нужно будет разговаривать с иностранцами всегда будет фоновый шум, поэтому важно объяснять уже в подростковом возрасте, что не существует идеальных условий для общения в жизни, чтобы потом это не мешало.
Восемь упражнений на развитие концентрации внимания
Цвета
Одна из первых тем, которую изучают новички – цвета. Поэтому для них будет актуально данное упражнение. Задача подростка посмотреть на слово и назвать цвет слова, а не тот, что написан. Ребенок должен сконцентрироваться на цветах, а не на словах. Упражнение кажется очень легким, однако иногда «ломает мозг» даже взрослым.
Red. Green. Blue. Yellow. Violet. Orange. Brown. Blue.
Red. Black. Green. Blue. Yellow. Brown. Black. Green. Blue.
Yellow. Brown. Black. Green.Red. Black. Green. Blue.
Red. Green. Blue. Yellow. Violet. Orange. Brown. Blue.
Что изменилось?
Если вы работаете в офлайне, то такое упражнение лучше делать, используя предметы: ручки, карандаши, игрушки или карточки. Разложите на столе перед учеником предметы в определенном порядке. Дайте 20 секунд на то, чтобы ученик запомнил расположение, и затем попросите его закрыть глаза. Передвиньте предметы или уберите несколько и попросите ребенка расставить или рассказать, как было.
Если вы работаете в онлайне, то сделайте таблицу со словами, цифрами или картинками. Покажите ее ребенку и попросите запомнить в каком порядке и что изображено на распечатке. Затем отключите камеру и покажите вторую распечатку, где будут переставлены местами слова, цифры или некоторые из них будут отсутствовать.
Найди отличия
Для онлайн и офлайн работы условия одинаковые. Покажите ребенку две картинки и дайте 5 минут, чтобы найти все отличия. Можно заранее указать, сколько всего отличий есть на картинке. Пусть он обведет эти места и потом расскажет о них на английском. Например: There is an apple in the first picture, but there is not in the second one.
Запрещенный цвет
В данном упражнении мы тоже будем работать с цветами, однако тут необходимо строить уже полноценные ответы. Вы задаете вопросы ученику и его задача не называть цвет, который вы указали в качестве «запрещенного». Допустим, нельзя называть цвета синий и красный. Вы спрашиваете у ученика:
What color is the sky?
What color is grass?
What color is the sun?
What color is a strawberry?
Задача ученика ответить на вопрос так, чтобы не использовать напрямую запрещенный цвет. Например: It is the same color as the sea/ It is the same color as a tree / It is almost brown etc.
Опиши картинку
Покажите ученику картинку с множеством различных деталей. Дайте 2 минуты на запоминание и закройте картинку. Попросите описать все, что он запомнил на картинке. Если сложно сразу описывать полностью, то покажите список и попросите отметить предметы, которые были на картинке, а потом уже описать их.
Опиши свой день
Дайте ученику пару минут подумать и вспомнить, что он делал вчера. Попросите в четкой последовательности описать свои дела по порядку с утра и до вечера. Если тяжело вспомнить все дела, то предложите пока только вспомнить, что он ел в течение дня или в какой последовательности шли уроки. А потом через несколько занятий попробуйте воспроизвести весь день.
Отлично подойдет, когда на уроке изучаем новую лексику. Загадайте ученику слово и установите правило не использовать в описании слова, в которых есть буква B или L. На первый взгляд задание может показаться очень простым, но когда необходимо обдумывать, как пишется каждое слово, это концентрирует внимание на речи. Если ученик называет слово с буквой-табу, то произнесите Taboo, чтобы подросток по другому описал слово. Меняйтесь ролями, затем ученик пусть загадает букву-табу, а ваша задача объяснять слово.
Ассоциации
Предложите ученику соединить в цепочку два слова. К примеру, вы говорите слова clock — cloud. И ребенок должен составить ассоциативный ряд, например: clock – time – sun – sky – cloud. Можно называть слова, которые тесно связаны друг с другом (knife — kitchen), и ученик сможет быстро провести аналогию между словами: knife — dinner — hunger — cooking — kitchen. Или, наоборот, противоположные слова white — black, которые требуют творческого мышления, чтобы соединить их. Пример данной цепочки: white — painting — repair — house — roof — black. Можно установить правило использовать только одну часть речи, если хотите усложнить задание. Первое время можно использовать любые части речи в одной цепочке.
Я встречаю сложность сконцентрироваться на одном задании не только у подростков, но и у взрослых. Из-за этого мы не можем выполнять задачи вовремя, забываем важные детали и не можем расставить правильно приоритеты в работе. Чтобы такого не происходило, помогайте подросткам как можно раньше развивать умение концентрировать внимание на важных моментах, чтобы в будущем нам не приходилось сталкиваться со сложностями.