Как тренер переживает за спортсмена

Есть ли место конфликту между тренером и спортсменом?

Как тренер переживает за спортсмена. l94494ebbdecun8v6yhv. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-l94494ebbdecun8v6yhv. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка l94494ebbdecun8v6yhv. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Возможно, у многих существует мнение, что конфликты для спортсменов неприемлемы, и они относятся к какой-то особенной касте народа, которой не ведомы конфликты и все связанные с ним последствия.

Придется развеять иллюзии. Спортсмены – такие же люди, как и другие, у каждого свой темперамент и характер, как у всех обыкновенных людей.

Только ведут они исключительно здоровый образ жизни, занимаются спортом и соблюдают правильный режим питания. День спортсмена расписан буквально по минутам. Большую часть своего рабочего времени спортсмены проводят на спортивных площадках, и зачастую общение с тренером становится основным. Как и везде, при общении тренера со спортсменом может возникать недопонимание, обостряющее конфликтные ситуации.

Все согласятся, что скандальная характеристика не подобает спортсмену. И понятно, что им приходится как-то справляться и достойно выходить из различных ситуаций, чтобы не слыть скандалистами.

Возможно, не все читатели знакомы с моей предыдущей статьей, поэтому сделаю вводную часть.

Конфликтная ситуация и конфликты

Что же такое конфликтная ситуация и собственно конфликт? Как отличить их друг от друга.

Конфликтная ситуация возникает при простых беседах, спорах и дискуссиях. И носит уважительный характер с проявлением такта. При этом существуют некоторые правила, которых рекомендуется придерживаться.

Конфликт – отрицательное взаимодействие двух сторон, столкновение желаний, интересов, мнений с переходом на взаимные унижения и субъективную оценку друг друга в нелицеприятных определениях.

Чтобы не перейти в споре на конфликт, необходимо понимать суть обсуждаемых вопросов, не выясняя, кто что из себя представляет и кто чего стоит.

Существуют определенные фазы развития конфликта: конструктивная и деструктивная.

Мы уже говорили, спортсмены такие же люди, как и все, и ничто человеческое им не чуждо. Если конфликтное поведение направлено на проявление протеста против тренера, то тренер будет противодействовать, упорствовать в достижении своих намерений. Отчего вызовет еще большее сопротивление у спортсмена.

Ситуация может зайти в тупик и перерасти в хроническую форму. В таких случаях самостоятельно вернуться к конструктивной фазе конфликта сложно. Процесс приобретает необратимый характер.

В лучшем случае, произойдет разрыв, в худшем кто-то просто уйдет из спорта. Как правило, ввиду молодости и неопытности уходит спортсмен. Чтобы этого не происходило, следует разобраться с причинами возникновения конфликта тренера и спортсмена.

Причины конфликта

Одной из основных причин является невыполнение намеченных планов тренировок и соревнований, низкий уровень волевой сферы спортсмена, завышенный уровень притязаний, плохая дисциплина.

Часто тренер не может объяснить причину, отчего спортсмен ведет себя неподобающим образом. Ему не понятно, что он сам делает не так. Ведь он старается для спортсмена, тратит свои опыт, знания и время, не осознавая, что причинами конфликта со спортсменом могут быть:

Существуют и субъективные причины возникновения конфликта:

Могут быть и другие причины конфликтов, например;

Типы поведения в конфликте

Чтобы было понятнее, почему так происходит, следует поговорить о типах поведения в конфликте: они делятся на «практиков», «собеседников» и «мыслителей». Все определения сами говорят за себя.

Типы отношений тренеров к конфликтам

Отношения тренеров к конфликтам мало отличаются от основной массы людей.

Исходы конфликтов между тренером и спортсменом могут быть разные. Тренеру необходимо всегда помнить, что он является, прежде всего, наставником, и он, как правило, старше по возрасту, у него за плечами жизненный и профессиональный опыт. А значит от него зависит предупреждение конфликтной ситуации и назревающего конфликта.

Для этого необходимо:

Как погасить разгоревшийся конфликт?

Иногда предотвратить конфликт не удается. Тогда перед тренером встает другая задача – погасить конфликт, чтобы он не перешел в хроническую стадию. Самым приемлемым способом погашения конфликта является поиск консенсуса – принятие сторонами добровольно и открыто претензий друг друга с равными правами и обязанностями.

И самое главное, что хочется пожелать тренеру.
Конфликты были, есть и будут. Какой бы характер конфликт ни имел, задача тренера не бояться его, а разобраться в ситуации, вникнуть в ее суть и профессионально найти способы и пути решения.

Помните, господа тренеры, в ваших руках успех спортсмена,
а, следовательно, здоровье, счастье самого спортсмена и его семьи, имидж страны, которую он представляет.

Ваш профессиональный уровень зависит и от ваших отношений со спортсменами, от вашего творческого подхода к работе. Вы можете развить талант у спортсмена, а можете его «закопать в землю», если позволите какой-либо незначительной конфликтной ситуации взять верх над разумом и мудростью.

Искренне хочется пожелать всем тренерам разных видов спорта понимания и уважения к своим воспитанникам, уверенности в том, что они в самый нужный момент вспомнят всё, чему вы их научили, и выдадут наивысшие результаты в спорте!

И тогда вы точно будете знать, что места для конфликта между тренером и спортсменом нет и не должно быть. А быть творческим тренером – это выгодно! Верьте в это!

Источник

Межличностные отношения между родителем, тренером и спортсменом

Межличностные отношения между родителем, тренером и спортсменом часто называют «спортивным треугольником» или «треугольником отношений»

Как тренер переживает за спортсмена. 5fe4af771ef38. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-5fe4af771ef38. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 5fe4af771ef38. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Модель является отличным примером всех сторон, которым необходимо позитивно сотрудничать в детском спорте, чтобы улучшить спортивный опыт для всех:

Спортивный треугольник — это четкая модель, которая уверенно ставит спортсмена на первое место, во главу треугольника.

Тренеры и родители должны выстраивать свои роли, ожидания и требования не с точки зрения своих потребностей, а учитывая намерения юного спортсмена.

Идеальный треугольник «: «ВСЕ разделяют и принимают общие цели и прилагают усилия, чтобы достичь их» и обязательно, их стили поведения сходятся иНЕ ПРОТИВОРЕЧАТдруг другу.

На пути спортивного становления ребенка общение в коммуникативном «треугольнике» должно происходит на всех уровнях открытым способом, то есть быть двунаправленное и открытое.

ОТНОШЕНИЯ «ТРЕНЕР-РОДИТЕЛИ»

Тренер является лидером команды. Это не подлежит обсуждению.Роль тренера многогранна. Его роль не заключается только в развитии навыков, необходимых для достижения успехов в спорте. Тренер также должен быть хорошим КОММУНИКАТОРОМ.

Тренер будет самой важной частью в «треугольной» коммуникации, которая должна быть сформированным в стадии инициации и формирования игрока. Таким образом, тренер будет осью, через которую вращаются различные отношения, которые могут быть включать: отношения «тренер-игрок» и «тренер- родители».

Тренер должен взять на себя обязательство и дать родителям понять значение и ценность спорта для их ребенка. Чтобы родители понимали, что спорт должен быть направлен не столько на формирование «чемпиона», сколько на развитие ребенка как ЛИЧНОСТИ.

«Треугольник отношений» должен меняться.

Но, важно, чтобы эти две фигуры :Тренер и Родитель в разное время и в соответствии со спецификой их роли всегда стояли рядом со спортсменом. Каждый в своей роли. Поэтому так же, как тренер не должен вмешиваться в деятельность семьи в своей конкретной области, так и семья не должна вмешиваться в деятельность тренера в своей конкретной области.

3-6 лет Как тренер переживает за спортсмена. 5fe4af77272a5. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-5fe4af77272a5. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 5fe4af77272a5. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Жирная черная линия начальных стадий Треугольника, когда Ребенок очень юн, показывает, что должно быть больше общения, понимания, обратной связи и диалога между Родителем и Тренером (рис 2).

Даже дома, когда Тренера нет, Родитель работает с информацией и навыками, которым обучает Тренер. Да, между Ребенком и Родителем существует связь, и у Ребенка не так много самостоятельного мышления.

Большое влияние во время тренировочного занятия оказывают РОДИТЕЛИ ребенка, которые параллельно с тренером пытаются руководить его действиями.

Эмоциональные переживания подталкивают родителей к действиям, которые проявляются в виде указаний, замечаний, оценок. При этом ребенок-дошкольник нуждается в последних. Именно они являются стимулом к действию, вопреки указаниям тренера.

Таким образом, негативно оцениваемая высокая активность родителей, проявляющаяся во время тренировочного процесса в группах детей дошкольного возраста, есть ЕСТЕСТВЕННОЕ поведение, которое надо учитывать при организации тренировочного процесса.

7-10 лет Как тренер переживает за спортсмена. 5fe4af77370ea. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-5fe4af77370ea. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 5fe4af77370ea. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Обратите внимание, что по мере развития Ребенка и здорового развития Треугольника происходит более равномерное общение. Несмотря на то, что эти возрасты приблизительны, по моему опыту, дети начинают проявлять инициативу и принимать решения о своей игре очень рано. Тем не менее, родитель все еще вовлечен и тренер играет роль центральной и значимой фигуры.

11-12 и старше Как тренер переживает за спортсмена. 5fe4af77372b2. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-5fe4af77372b2. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 5fe4af77372b2. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

По мере того, как Ребенок становится все более независимым, отношения начинают меняться. Ребенок и Тренер со временем становятся основными участниками тренировок (рис.4.). Но родитель на этом этапе не должен быть полностью исключен. Некоторым родителям на этом этапе тяжело. К сожалению, если этого изменения не произойдет, «молодой человек» не будет чувствовать себя частью процесса. Этот возраст сложен, но так важен. Если спортсмены хотят продолжать осмысленно продвигаться и развиваться, они должны проявлять все большую инициативу.

Это означает, что Родитель должен воздерживаться от активного вмешательства в процесс отношений » тренер-ребенок».

Источник

Профессиональный тренер — о мотивации, успехе и ошибках

Как тренер переживает за спортсмена. proigryvat i oshibatsya eto normalno 16318832451041565515. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-proigryvat i oshibatsya eto normalno 16318832451041565515. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка proigryvat i oshibatsya eto normalno 16318832451041565515. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Практикующий тренер рассказывает, как относиться к поражениям и мотивировать учеников.

Благодаря развитию технологий нам стало проще получать информацию и учиться, достаточно иметь доступ в интернет. Другой стороной медали стали перенасыщение и недостоверность этой информации. Иногда среди потока одинаковых советов мы находим уникальные локальные проекты, которые достойны особого внимания.

Сегодня хотим познакомить вас с основными тезисами одного из выпусков подкаста «Зачем я это делаю». Гостем выпуска стал профессиональный тренер по сквошу Игорь Трифонов. Он рассказал про путь к победе, мотивацию и различия между тренировками мальчиков и девочек.

Как тренер переживает за спортсмена. 1631783375458616545. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-1631783375458616545. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 1631783375458616545. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Уже 15 лет готовит профессиональных спортсменов с самого начала их пути.

Про успех и путь спортсмена

У нас на постсоветском пространстве все любят говорить, что психология — это самый важный аспект. Это слово немного отпугивает. Мне нравится говорить «ментальные навыки». Когда ты произносишь: ментальные навыки, тактические навыки, технические навыки, то понимаешь, что ментальные навыки точно так же тренируются, как и техника, как тактика, как физическая подготовка.

Как тренер переживает за спортсмена. 16318750671819334699. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-16318750671819334699. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 16318750671819334699. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Успех — это не победа. Это когда ты, несмотря на результат битвы, можешь положа руку на сердце сказать, что я абсолютно точно выложился на все 100%, я продолжаю двигаться дальше, несмотря на результат.

Пока ты жив, ты в борьбе, ты всегда совершенствуешься, ты задаешь себе вопрос «что я могу сделать, чтобы стать лучше?», «что я должен сегодня сделать, чтобы стать лучше, чем был вчера?»

Твой друг — это я завтрашний, твой враг — это я вчерашний. Ты всегда должен быть в этом процессе.

Проигрывать — это нормально, слово «ошибка» — это тоже нормально. Ошибаться можно, потому что ошибка — это часть образовательного процесса. Нельзя сказать, что проиграть — это ошибка. Ошибка — это моментальное действие, а проигрыш — это всё-таки комплекс определённых ошибок. Поражение — это часть тренировочного процесса, без него никак. Очень важно научиться работать с этим поражением.

Ошибка — это учитель. Она тебя учит быть лучше, чем до того, как ты её совершил.

Когда ты состязаешься, твое ментальное состояние должно быть таким, чтобы ты не забегал в будущее и не оглядывался в прошлое. Ты должен быть в настоящем, в моменте. В спорте очень важно то, как мы мыслим. Потому что, когда мы гонимся за результатом, мы часто забываем о вещах, которые должны постоянно поддерживаться в рабочем состоянии. Фокус на процесс важнее результата.

Про стресс и выгорание

Самая простая базовая техника состоит из трёх шагов: ты должен распознать стресс, принять его и только после этого решать, что с ним делать. Есть два пути для дальнейших действий: это от тела к разуму и от разума к телу. Самый простой — первый. Например, сделать глубокий вдох и на три счета выдох. Звучит просто, но физиологические процессы, которые запускаются благодаря этой технике, дают свои результаты. Другой путь — это путь визуализации. В процессе представления определённых ситуаций ты используешь все свои рецепторы: ты должен это почувствовать, ты должен это как будто бы даже услышать.

Как тренер переживает за спортсмена. 16318751411757142089. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-16318751411757142089. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 16318751411757142089. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Нужно давать телу и разуму отдыхать. Нужно правильно распределять нагрузку. Это делается для того, чтобы спортсмен восстановился и физически, и морально. Это тоже работа тренера — вычислять такие моменты, потому что бывает, что физически игрок находится на пике, но он показывает плохие результаты, и всё потому, что он ментально перегорает. Я всегда своим учениками говорю:

Когда ты уже отчаялся и чувствуешь, что руки опускаются, помни, что твой соперник находится в таком же состоянии. Точь-в-точь. И победит тот, кто на секунду больше потерпит.

Нет одной мантры, которая подойдёт всем. Исходя из своего жизненного опыта человек сам найдёт нужные слова. Но задача тренера — подвести его к этому, помочь их найти.

Как тренер переживает за спортсмена. 1631875207917699675. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-1631875207917699675. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 1631875207917699675. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Про мотивацию

Против своей воли ты не заставишь игрока выступать, как и солдата идти в бой. Задача тренера в процессе тренировки — создать такую атмосферу, в которой игрок видит, что он растёт, что он становится лучше, чем был вчера.

Как тренер переживает за спортсмена. 16318758721159807570. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-16318758721159807570. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 16318758721159807570. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.

Нас ценят не за то, что мы когда-то были хорошими спортсменами, а за то, как мы заботимся об учениках.

Опытный тренер готовится к этому этапу, он вычисляет, подбирает определённые техники. Я порой планирую разговор с учениками. Беру файл, пишу. Если мне надо немного замотивировать, это один формат общения, если нужно создать прессинг, показать, что я недоволен определёнными вещами, я тоже должен чётко планировать, чтобы это не ударило по личности игрока, только по его каким-то действиям.

Можно ли самому воспитать в себе чемпиона? Я считаю, что можно, но, к сожалению, это будет более долгий путь, чем если у вас будет наставник.

Источник

Я ухожу.

Каждый тренер независимо от преподаваемого вида спорта сталкивался с ситуацией, когда его ученик говорил ему эту короткую фразу: «Я ухожу». И речь идет здесь не об уходе с одной тренировки по причине плохого самочувствия, а об окончательном уходе спортсмена из секции. В этой статье мы попробуем разобраться в причинах такого действия со стороны ученика, проанализируем необходимые меры, которые мог бы предпринять тренер, чтобы такого не случилось, а также выделим возможные реакции на данное событие со стороны тренера.

В первую очередь следует сразу успокоить тренерское сообщество, указав, что большинство причин ухода учеников-спортсменов никак не связаны с тренером или с секцией. К таковым могут относиться: переезд на другое место жительства с невозможностью преодолевать расстояние до места тренировки, чрезвычайная загруженность по учебе, неподходящее расписание работы (если спортсмен уже взрослый), желание родителей отдать ребенка в другую секцию (когда ребенок не может повлиять на решение родителей) и т.д. Также всегда нужно учитывать такие варианты, как банальное нежелание спортсмена оставаться в спорте в принципе, выбор им иного жизненного пути, который не связан с тренировками, возможное нежелание оставаться именно в данном виде спорта, которое не имеет отношения к тренеру (например, спортсмен посетил секцию конного спорта и решил оставить плавание, т.к. мечтает осваивать новые дисциплины) и т.д.

Однако действительно существуют причины ухода подопечных, которые так или иначе связаны с деятельностью тренера. И, к сожалению, их список тоже достаточно длинный. Следует здесь уточнить, что причины ухода могут быть общими для любых учеников, а могут отличаться в зависимости от проведенного в определенной секции и с определённым тренером времени. Это значит, что новички и старожилы уходят в основном по разным причинам.

На наш взгляд, общими для всех спортсменов причинами ухода являются следующие: потеря тренером интереса к своей деятельности (профессиональное выгорание, которое неминуемо влечет за собой ухудшение качества тренировок, и, как следствие, уход учеников к другим тренерам); недобросовестное отношение к своей работе (опоздания, срыв мероприятий, трудности в обращении с документацией (например, откладывание подачи заявления в Министерство спорта на присуждение звания Мастера спорта своему ученику) и т.д.); несоответствие тренировочных условий необходимым стандартам (плохое напольное покрытие зала, сломанные снаряды, отсутствие отопления в помещении в холодное время года) и т.д.

Мы относим к причинам ухода новичков из секции следующие: недостойное отношение тренера по отношению к своим ученикам (оскорбления, нецензурные выражения, рукоприкладство и т.д.) (хочется пояснить, что этот пункт не попал в общие причины из-за того, что существуют спортсмены, которых такое отношение тренера устраивает, и они продолжают с ним взаимодействовать, несмотря ни на что); невнимательное отношение тренера к новеньким (часто бывают ситуации, когда тренерский состав целиком и полностью увлечен прогрессом давно занимающихся спортсменов, а новички в секции предоставлены сами себе); нерациональные требования к выполнению тренировочных упражнений (тренер может заставлять новичка выполнять такие виды упражнений, которые последнему еще не под силу из-за недостаточной подготовленности, что приводит к истощению спортсмена и нежеланию продолжать тренировки) и т.д.

Нам видятся причины ухода спортсменов-старожилов следующими: переход от одного тренера к другому из-за того, что спортсмен взял у первого тренера все, что только мог (закончился рост спортсмена в силу ограничений тренера); спортсмен хочет продолжать спортивную карьеру, выходить на новые уровни соревнований, а тренер не может ему этого дать по причине, например, отсутствия должного уровня связей и знакомств.

Проанализировав предложенный ряд причин ухода спортсменов из секции, мы подготовили следующий список рекомендаций для тренеров для того, чтобы постараться максимально избежать подобных ситуаций у себя на тренировках. В первую очередь необходимо избегать такого явления, как профессиональное выгорание. Если тренер перестал уважать свой труд, свое спортивное направление, то нужно срочно предпринимать меры вплоть до обращения к психологу. Следует найти причины изменения отношения к своему роду деятельности и устранить их. Это приведет к нормализации тренировочного процесса и улучшению качества тренерской деятельности.

Одно из сильных качеств личности спортсмена – это организованность. И тренер должен подавать пример в этом своим ученикам. Тренерам следует обратить особое внимание на такие личностные качества, как пунктуальность, ответственность, собранность, планирование времени и т.д. Это положительно повлияет не только на ход тренировочного процесса, но и на качество жизни в целом.

Тренер обязан обеспечивать достойные условия тренировки для своих спортсменов. Он отвечает за качество инвентаря и помещения, т.к. именно он является посредником между своими учениками и администрацией заведения, где находится тренировка, а также другими властями, причастными к спортивной среде. Он должен добиваться замены снарядов, ремонта и улучшения условий тренировки. Видя это, ученики будут довольны своим тренером и рады находиться в такой секции.

Неуважительное отношение тренера к своим ученикам совершенно неприемлемо. Тренер всегда должен следить за своей речью, подбадривать и выделять сильные стороны своих спортсменов, а не бранить их. Естественно, тренер должен осознавать недопустимость использования физической силы (рукоприкладства) при взаимодействии со своими учениками.

Тренеру следует уметь распределять свое время и внимание между всеми учениками, а не только посвящать себя определенному кругу избранных. Будучи в состоянии сделать это, количество успешных спортсменов в его секции однозначно возрастет, а отток новых учеников сократится.

Также тренеру необходимо осознавать тот факт, что новички в секции не всегда способны выполнять те упражнения, которые делают с легкостью подготовленные спортсмены. Следует дозировать нагрузки, давать некоторое время для привыкания к очередной ступени физподготовки. И это обязательно позволит через некоторое время новым спортсменам дотянуться до уровня старожилов.

Особое внимание тренер должен уделять саморазвитию. Выйдя на определенную ступень спортивного мастерства, не стоит прекращать развитие в данной области. Следует посещать методико-практические семинары, участвовать в конференциях, рассматривать новые взгляды на уже существующие спортивные программы тренировок и т.д. Иначе не минуемо последуют устаревание знаний и, как следствие, уход учеников к более современным и адаптивным тренерам.

Хороший тренер всегда должен заботиться о спортивной карьере своих спортсменов. Видя талант своего ученика, нужно суметь раскрыть его полностью, предоставляя спортсмену возможности участия в разноуровневых соревнованиях. Тренеру следует вращаться в кругах организаторов спортивно-массовых мероприятий, взаимодействовать с различными спортивными федерациями и с другими тренерами в частности, налаживая необходимые для выставления своих спортсменов контакты.

Но как следует поступать, если к вам все-таки подошел ваш ученик и заявил, что собирается уходить из секции? В первую очередь следует помнить, что это, как бы то ни было, личное право каждого человека, и не следует его за это осуждать. Попробуйте для начала поинтересоваться у спортсмена о причинах его ухода. Возможно, они никак не связаны с вами и вашей тренерской деятельностью. Потом обязательно попробуйте проанализировать самостоятельно, что могло заставить человека покинуть вашу секцию. И если вы не хотите повторения сложившейся ситуации, постарайтесь изменить все факторы, заставившие человека уйти. И, быть может, он узнает о положительной динамике в вашей тренерской деятельности и захочет к вам вернуться.

Источник

Переживание поражения в спорте
Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

Как тренер переживает за спортсмена. 498533. Как тренер переживает за спортсмена фото. Как тренер переживает за спортсмена-498533. картинка Как тренер переживает за спортсмена. картинка 498533. Предыдущая моя статья была на тему конфликтов между людьми. Хочу продолжить эту тему. Только теперь мы поговорим о спортивных конфликтах между тренером и спортсменом.Переживание поражения в спорте

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».

Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта.

Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.
Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.

После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия.

Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

«Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов. Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена…

Например, фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист (да и представитель любого другого вида спорта) невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть. тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, спортсмен стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, спортсмен, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм? Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Также снижается способность анализировать ситуацию. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *