Как тренды влияют на бизнес
Перемены и вызовы: за какими трендами нужно следить бизнесу
За последние несколько лет мир столкнулся с вызовами, которые повлияли не только на повседневную жизнь человека, но и на то, как должен строиться современный бизнес. Компании одними из первых реагируют на развитие технологий, социальные и экономические изменения.
Самой актуальной темой обсуждения на сегодняшний день все еще остаются перемены, возникшие из-за пандемии коронавируса. Именно она усилила тренды, за которыми компаниям необходимо следить, чтобы не упустить свой шанс остаться на рынке в будущем.
Рассказываем о том, что нужно сделать бизнесу, чтобы не отстать от этих трендов.
Гибкая работа: эффективен ли домашний офис
Даже несмотря на то, что многие корпорации все еще пытаются сохранить режим работы из офиса, удаленная работа уже стала частью нашей повседневности. Некоторые люди даже освоили цифровое кочевье.
На самом деле одно из первых исследований эффективности домашнего офиса появилось еще в 2015 году благодаря ученым из Стэнфорда во главе с Николасом Блумом. Результаты эксперимента показали, что переход на удаленную работу положительно влияет на производительность сотрудников — по данным исследования, она выросла на 13%. Но если сотрудник решает все-таки вернуться в офис, его эффективность поднимается на 22%. Оказалось, самое важное — предоставить человеку возможность выбора.
Многие уже сейчас могут перестроить свою работу так, чтобы им было комфортно работать и из дома, и из офиса. Но, например, сотрудники магазинов, почты, логистических компаний и многих других профессий вряд ли смогут работать удаленно. Один из вариантов — сделать и их рабочий график гибким, воспользовавшись возможностями современных технологий, рассказал на конференции «Умные решения — умная страна» Филипп Генс, президент группы компаний ЛАНИТ.
По словам Генса, WFM-система Goodt Time от ЛАНИТ, разработанная на основе анализа данных о клиентопотоке, историй операций, чеков и действующих нормативов, прогнозирует трафик, производительность персонала и позволяет планировать смены. С помощью таких моделей магазинам X5 Retail Group удалось на 2–4% поднять выручку, при этом до 10% снизив текучку кадров и сэкономив от 5% на оплате труда.
Цифровизация: в чем сила новых бизнес-моделей
Ключевая задача для компании сегодня — уже не переход к цифре (это само собой разумеется), а выбор модели ведения бизнеса. И тогда в фокусе внимания ИТ-специалистов окажется процесс перестроения автоматизации компании под новую модель.
Кстати, исследователи бизнес-школы университета Санкт-Галлен проанализировали 250 революционных бизнес-моделей, которые применили в разных компаниях за последние 25 лет, и выяснили, что 90% из них — результат творческого воспроизведения, рекомбинации и синтеза 55 базовых паттернов бизнес-моделей.
Человек-человеку: новый способ взаимодействия
Раньше взаимодействие в обществе строилось по двум принципам: Государство-Человек или Компания-Человек. В современном мире все более востребованы прямые коммуникации Человек-Человек. Вместо отеля для отдыха в другом городе (и даже в другой стране) мы снимаем квартиру напрямую у хозяина, покупаем вещи не в магазине, а с помощью мобильных устройств, интернета и специальных приложений у конкретных людей. Для нас такой вариант потребления вполне комфортен, но для компаний модель Человек-Человек представляет угрозу — им важно остаться участниками прямого взаимодействия между людьми и развивать коммуникационные платформы для разных отраслей.
Например, в сфере финансов модель прямого взаимодействия называется краудлендинг. Она позволяет привлекать в проект как институциональных, так и частных инвесторов. И ИТ-компании по заказу банков стали стали разрабатывать краудлендинговые платформы.
Сверхавтоматизация: сделать невозможное
Автоматизация, сверхавтоматизация, гипероавтоматизация — все эти слова характеризуют один и тот же тренд: автоматизировать все, что может быть автоматизировано. Благодаря гиперавтоматизации бизнес сейчас делает то, что еще несколько лет казалось нереальным. Например, компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм» удалось сделать так, чтобы в Сбербанке процесс кредитования бизнеса занимал всего семь минут. На основе платформы low-code (системы на базе простого кода) и искусственного интеллекта специалисты создали алгоритм, который учитывает все нюансы кредитной заявки и самостоятельно принимает решение по кредиту (в том числе кредитование на ₽2 млрд).
Интернет поведения: единая база «умных» устройств
«Умные» устройства изменили наше представление о том, какой может быть современная жизнь. Мы точно знаем преимущества роботов-пылесосов, голосовых ассистентов, часов, измеряющих пульс во время тренировок, и оплаты с помощью Face ID, но зачастую даже не представляем, что происходит с данными, которые сохраняют эти технологии и устройства.
«Умные» гаджеты собирают много персональных данных. Это повлияло на то, что мы все чаще стали говорить об интернете поведения (IoB), то есть о способности машин лучше понимать и прогнозировать поведение людей. Такие технологии особенно актуальны для компаний, которые стремятся полностью автоматизировать рабочие процессы.
Стартап от компании ЛАНИТ — SOLUT — создал систему на стыке искусственного интеллекта и индустриального интернета вещей. Она может мониторить физическую активность сотрудников компании, контролируя качество ручного труда. Каждому сотруднику выдают часы, которые за счет нейронных сетей «следят» за движением рук и распознают другие действия, произведенные работниками в течение трудового дня. Отчеты с часов позволяют работодателям выявить уязвимые места в рабочем процессе (например, простои), нормировать процессы, контролировать выполнение всех поставленных задач и отслеживать качество работы.
Конфиденциальность и безопасность: не нужно закрывать интернет
Мир стал более открытым, данных тоже стало гораздо больше, поэтому сейчас приоритетным направлением для многих является развитие систем защиты.
Современный подход к киберзащите устроен так: чтобы предотвратить кибератаки, нужно научиться думать как хакеры. Эта модель называется «пентест» — тестирование на проникновение. Сейчас уже существуют инструменты, позволяющие проверить системы защиты. Например, платформа PCYSYS PenTera на базе машинных алгоритмов может моделировать мышление и поведение хакеров. Это своего рода виртуальный злоумышленник, который в режиме реального времени пробирается в информационную инфраструктуру компании и применяет новейшие техники взлома, тем самым выявляя слабые места системы.
Козырь в рукаве: форсайт-радар «джокеров» и возможностей десятилетия
Анализ событий, способных повлиять на планы по освоению зарубежных рынков, выводу продуктов или привлечению инвестиций, уже стал обязательным не только для крупного бизнеса, но и для средних и даже малых компаний. Пандемия, резкие колебания цен на нефть, последствия тотальной цифровизации, изменение климата, растущие рынки синтетической и органической пищи, усиление роли экологических и этических стандартов — все это наглядно продемонстрировало, что заниматься изучением глобальных трендов необходимо серьезно, на научно обоснованной базе.
Авторитетные международные организации регулярно публикуют доклады о глобальных трендах в социальной, демографической, экономической и научно-технологической сферах. Но как генералы всегда готовятся к прошлой войне, так и подобные доклады всегда имеют временной лаг от идентификации тренда экспертами до появления его в печати. Выявлению трендов в реальном времени могут помочь предикативные системы интеллектуальной аналитики, использующие большие данные, такие как отечественная разработка iFORA, опирающаяся более чем на 450 млн документов и вошедшая в топ-5 мировых ИТ-систем в области стратегической аналитики (по версии Организации экономического сотрудничества и развития).
Необходимо учитывать, что тренд — это стабильно растущее направление, тенденция, которая заметна сейчас и сохранит свою динамику в будущем.
Часто даже глобальные тренды рассматривают в узком контексте, по принципу «кто в чем разбирается». Но на практике мы видим, что важно учитывать социальные, демографические, научно-технологические, экологические, политические, этические, ценностные и правовые тренды как по отдельности, так и вместе. Для такого исследования приглашаются эксперты с разными компетенциями, которые обсуждают глобальную повестку в рамках форсайт-сессий. Но определить тренд — это полдела, дальше надо оценить его эффект. Даже в рамках одного сектора один и тот же тренд для одних компаний может стать тотальной угрозой, для других — окном возможностей.
Прошедший год продемонстрировал несколько интересных изменений. Ключевые выводы вы найдете в таблице в конце материала.
Ускорение развития трендов и адаптации к новому
Глобальные тенденции, о которых многие знали, но относили их эффекты к долгосрочным («ну, когда еще до нас дойдет. »), стали проявляться буквально на глазах. Например, изменение климата, по разным оценкам, уже влияет на маржинальность агробизнеса на уровне 10–15%, причем как в сторону убытков, так и возможностей (расширение агроклиматических зон). На очереди — разворачивающаяся история с углеродным налогом, ускоренный отказ от пластика и нефтегазовых энергоресурсов (что, в свою очередь, может открыть колоссальные рынки для биоразлагаемых материалов, биоэтанола, в том числе на основе продуктов глубокой переработки зерна).
Возможно, восстановление биоразнообразия на планете станет следующей идеей мирового масштаба, а вслед за ней и регуляторные последствия — как в виде поддержки, так и наказаний и ограничений. «Зеленые» и ESG-стандарты, которые несколько лет назад приходилось расшифровывать и объяснять практически каждому бизнесмену, сейчас находятся в топовой повестке. Еврокомиссия провозгласила «зеленую» тему флагом восстановления экономики после пандемии. Рынки «зеленых» финансовых инструментов растут потрясающими темпами, заставляя ряд консервативных экспертов уже говорить о «зеленом» пузыре.
Та же роль уготована социальным и этическим стандартам: конечный потребитель стал гораздо чувствительнее и уже не только смотрит на товар или услугу сквозь призму «цена/качество», но и хочет прослеживать всю историю своей футболки, пакета молока или куска мяса. Благо цифровые технологии позволяют делать это с минимальными для него издержками. А вот бизнесу придется адаптироваться к новой реальности очень быстро.
Замена людей машинами и безусловный базовый доход
Ускоренное проникновение передовых технологий в промышленность и расширение цифровых практик населения бросили вызов незыблемому советскому правилу «быстро, качественно, дешево — выберите два из трех». Похоже, что мы переходим к возможности получить «все и сразу», по крайне мере в таких областях, как аналитика, мониторинг, ретейл.
У этих процессов есть и другая сторона. Развитие цифровых двойников, продвинутых систем мониторинга и аналитики ускоряют вытеснение человека из многих так называемых традиционных профессий.
По крайней мере ВЭФ, прогнозируя еще пару лет назад сокращение 78 млн рабочих мест в мире к 2022 году, обновил в 2020-м свой прогноз до 87 млн к 2025 году.
Будут ли готовы компании к быстрому росту производительности и безлюдному производству, а страховые, медицинские и пенсионные системы к резкому росту живущих на безусловный базовый доход — большой вопрос.
Человек подключенный и экосистемный подход
Концепция «человек в центре Вселенной» начинает обретать вполне приземленные очертания. Сам он становится подсоединенным к информационным системам и базам традиционным способом или в скором времени — с помощью биоэлектронных интерфейсов. Он пользуется предиктивной медициной, позволяющей выявлять заболевания на ранней стадии (в противовес принципу «вот заболеете, тогда и приходите») и лечить сложные заболевания, такие как онкология или — в отдаленном будущем — старость. Живет в «умных» доме, городе, деревне, регионе, которые раскрывают его креативный потенциал и обеспечивают устойчивую, дружественную природе инфраструктуру для того, чтобы каждый мог найти свой баланс «работа — частная жизнь» и, как следствие, иметь шансы дожить до 120 лет, ведя активный образ жизни, а не доживая свой век (в противовес депрессивному традиционному старению).
Вокруг такого человека, его привычек, ценностей, паттернов поведения компании и разворачивают свои экосистемы: сначала — из сфер, где накапливаются персональные данные: банки, ретейл, медицина, страхование; чуть в отдаленном будущем — из b2b-направлений, от металлургии до энергетики.
Экосистемный подход к ведению бизнеса, таким образом, становится не просто лозунгом или флагом развития компании, но условием для выживания и дальнейшего развития.
По каким принципам он будет организован, увидим ли мы битвы экосистем друг с другом или с государствами и сможем ли избежать экосистемного крепостничества — покажет будущее.
Переход от эпохи трендов к эпохе «джокеров»
Мы наблюдаем фундаментальную трансформацию: «джокеры» (события с низкой вероятностью, но масштабными эффектами) начинают играть ключевую роль в глобальной повестке. Пока ученые и футурологи спорили, можно ли к таким отнести пандемию, о которой многие из них предупреждали заранее, контейнеровоз перекрыл Суэцкий канал, показав миру, насколько чувствительны хорошо отлаженные транспортные потоки.
В очереди таких возможных «неожиданных» событий — бактерии, питающиеся пластиком или электричеством, природные и техногенные катастрофы, обнуление всех цифровых следов и данных и дискриминация по генетическому признаку или иммунному статусу.
Стоит ли в срочном порядке перечитывать всех фантастов XX века — решать каждому, но Еврокомиссия уже запустила специальный проект по идентификации мировых «джокеров» во всех сферах.
Основываясь на данных ведущих мировых прогнозов и форсайтов, прогнозе научно-технологического развития России до 2030 года, тренд-картах iFORA и экспертных интервью, мы отобрали 24 глобальных тренда, которые окажут наибольшее влияние на бизнес, науку, образование и управление в ближайшие 10–15 лет.
Прогноз на 2021 год: шесть главных трендов в разных отраслях
О рынке труда, офисах и удаленке
Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил»:
Сейчас заметен тренд на все, что связано с удаленкой, причем коснется это как работы, так и повседневной жизни. Продолжится рост доставки, люди будут меньше ходить в физические магазины и больше потреблять различные услуги дистанционно.
Антон Кушнер, основатель платформы корпоративного благополучия «Понимаю»:
Безусловный тренд 2021 года — это пересмотр системы льгот и компенсаций. Все больше компаний осознает, что такие устаревшие инструменты, как ДМС мало того, что не работают в полной мере, так еще и дорого обходятся.
Привлечь талантливых специалистов, особенно в современных секторах экономики с уже растущим кадровым дефицитом, мотивационными методами 10-летней давности теперь все сложнее.
Настоящим катализатором стала ситуация, когда страховые компании отказались оплачивать медицинские услуги, связанные со вспышкой коронавируса. Получилось, что бизнес потратил сотни миллионов, но взамен не получил ничего. Уверен, что в следующем году значительно снизится число предприятий, приобретающих ДМС для персонала в том виде, в котором он есть сейчас.
Вадим Шаповалов, CEO сервиса Работа.ру:
Все больше компаний будут внедрять удаленную работу и активнее использовать проектный подход: такой формат, с одной стороны, помогает работодателям снизить затраты на содержание офисов, инфраструктуру и прочее, с другой — открывает широкие возможности для привлечения сотрудников и экспертов, которые доступны не только локально.
Мы увидим также тренд на быстрый вход в профессию. Компании, которые сталкиваются с наймом в большом объеме, особенно с привлечением персонала в массовых профессиях, будут работать над эффективностью HR процессов, быстрым онбордингом с элементами переквалификации.
Компании таким образом расширят воронку кандидатов, а те получат возможность выбора из большего количества потенциальных работодателей и в итоге найдут работу быстрее.
Михаил Коноплев, генеральный директор WeWork в России и странах Центральной и Восточной Европы:
Компаниям по всему миру пришлось переосмыслить свои потребности в офисах. На этом фоне самой ценной валютой стала гибкость. Мы считаем гибкость трендом последних десяти лет, но для многих он стал очевиден только в этом году из-за пандемии.
Предприятиям больше чем когда-либо нужны краткосрочные гибкие обязательства по аренде, офисные пространства, которые можно с легкостью масштабировать или реконфигурировать.
Все больше компаний задумываются над распределением команды в разных частях города или в разных городах. И хотя работа из дома стала частью новой нормы, сотрудники хотят иметь безопасное «третье пространство», которое позволит встречаться с коллегами и даст возможность сотрудничать оффлайн.
По мнению многих отраслевых экспертов по всему миру, будущее за гибридной моделью офисной и удаленной работы. Офис при этом будет перепрофилирован в «хаб» для совместной работы, а у сотрудников будет больше возможностей выбирать, как и где они работают. В России и во всем мире компании любого размера будут стремиться повысить уровень гибкости своей бизнес-модели, а также возобновить связи между сотрудниками, чтобы добиться максимальной продуктивности.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
Еще одна тенденция — гиперлокальность. Логистика будет переходить в режим «где живу, там и работаю». Если в прошлом году человек искал работу курьером, то ему приходилось ездить на другой конец города. Сегодня вакансии дают возможность работать рядом с тем местом, где живешь, работаешь и учишься. Это очень важный тренд, потому что он меняет структуру рынка труда и курьерской доставки. Эти изменения привлекут много новых сотрудников на рынок, сделают его масштабнее.
Ольга Августан, руководитель некоммерческих образовательных проектов Mail.ru Group:
Будет усиливаться миграция людей между сферами. Увеличивается количество навыков, которыми должен обладать сотрудник. На первый план выходят профессионалы, обладающие знаниями в смежных отраслях и способные участвовать в кросс-командах. Накопленные навыки дополняют друг друга и позволяют быть более адаптивным к изменяющимся ролям. Например, в образовательную сферу приходит все больше людей из бизнеса, что позволяет эффективно управлять и быстрее запускать сложные проекты.
Будет также усиливаться борьба за руководителей в технических командах и требовательность к качеству кандидатов как при найме, так и при их росте внутри компании. Недостаточно уже быть экспертом в своем направлении, нужно приносить бизнес-результат, менять технологии. Плюс навык, который добавился сейчас — это работа с распределенной или гибридной командой: умение мотивировать, сохранять продуктивность, развивать. Со стороны команды существует тренд на сокращение времени на обучение и погружение, поэтому лидируют кандидаты, которые уже имеют профессиональные «скиллы» и готовы быстро включаться.
Борьба за сотрудников перемещается в школы. Половина школьников после 9 класса выбирают среднее специальное образование. Молодежь стремится как можно раньше определиться со сферой деятельности и использует все возможности для этого. Так, все больше компаний идут знакомиться с будущими сотрудниками в школах, рассказывая им о себе. Другие готовы брать на стажировки даже совсем молодых ребят. Этот тренд будет усиливаться.
О трендах в FoodTech и продуктах будущего
Андрей Зюзин, генеральный директор «ЭФКО Инновации»:
Мы находимся на пороге самой быстрой и серьезной трансформации отрасли в истории. Эти изменения происходят под влиянием современных технологических трендов в FoodTech, которые будут активно развиваться в 2021 году.
Альтернативные белки, а именно замена белков животного происхождения на их растительные источники. Например, биотехнологический молочный белок уже используют в растительном мороженом «Brave Robot», не содержащем лактозы, холестерина, гормонов и антибиотиков. Также это растительное мясо, повторяющее внешний вид, вкус и текстуру обычного мяса. В этом сегменте уже идет конкуренция между разработками из США, Израиля и России.
Альтернатива классическому сахару. Стоит следить как за редкими сахарами, аллюлозой и тагатозой (они идентичны по вкусу сахарозе, обладают низкой калорийностью, гликемическим индексом и не разрушают зубы), так и за сладкими белками, которые в будущем окажут еще больший эффект на здоровье человека.
Персонализированное питание. Растет количество людей, сдающих тесты, чтобы определить свою предрасположенность к пищевой аллергии. Доступные ДНК-тесты и тесты микробиомы все больше двигают нас в сторону персонализации. Например, стартап «DayTwo» уже разработал алгоритмическую диету с рекомендациями блюд на основании персонального анализа микробиома кишечника.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
В течение ближайших лет усилится разнообразие продукции, которую рынок FoodTech предлагает своим клиентам. Покупатели очень устали от однообразного ассортимента сетевых ритейлеров. Потребность уже сформировалась, и сейчас она переходит в активную фазу роста. Собственные торговые марки забирают все большую долю в продаже. Даже классические ретейлеры в будущем обратятся в сторону DTC-брендов.
Уже в следующем году появятся новые игроки на рынке FoodTech. Увеличится и размер инвестиций в это направление, от которых выиграет сам клиент. Если раньше ритейлеры в это не вкладывались, то сегодня ситуация меняется в лучшую сторону.
О квантовых вычислениях
Руслан Юнусов, глава проектного офиса госкорпорации «Росатом» по квантовым вычислениям:
Российские тренды в области квантовых технологий схожи с мировыми, хотя и идут с некоторым отставанием.
Во-первых, в России сейчас анонсируются государственные программы, и как раз через год-два мы начнем получать первые результаты. Как и в мире, на рынке труда образуется еще больший дефицит — мы его чувствуем, квалифицированных специалистов не хватает.
Во-вторых, бизнес начинает активнее вовлекаться в государственные программы — как раз это происходит сейчас в американской системе. Наряду с госпрограммой Quantum Initiative мы видим активность крупных игроков: IBM, Google, Intel, Honeywell и др.
Несмотря на соперничество, компании дополняют усилия друг друга в разных областях. То же начинает происходить и в России — например, в разработку отечественного компьютера вкладываются как бюджетные, так и внебюджетные средства.
И, наконец, сейчас в мире идет фаза быстрого роста венчурных квантовых проектов: помимо хардверных, запускается огромное количество софтверных компаний. Думаю, что если не в 2021-м, то в 2022-м мы станем свидетелями схожего тренда и в России.
О e-commerce, маркетплейсах и супераппах
Илья Криворот, генеральный директор Sinteza:
Рынок значительно консолидируется. Мы видим, что практически во всех отраслях лидеры укрепили свои позиции и показали растущие результаты, даже в тех направлениях, которые сильнее пострадали от пандемии — например, в ретейле. Успех крупных игроков связан еще и с тем, что они успели уделить должное внимание диджиталу, а не бросились внедрять формат, сделанный «на коленке».
Будущий год станет золотым периодом для маркетплейсов, и они действительно показывают значимый рост оборотов: к концу этого года, по расчетам аналитиков, их доля в объеме онлайн-продаж может достигнуть 70%. Изоляция продлилась достаточно долго, чтобы у людей сформировалась привычка. Это очень показательно, хотя речь идет только об объеме денежных операций: на текущий момент даже крупным маркетплейсам еще необходимо работать над прибыльностью.
Виктория Абдрашитова, директор по развитию категорий Lamoda:
Для e-commerce пандемия стала толчком к росту и масштабным изменениям. За неполный год индустрия зафиксировала рост онлайн-продаж, эквивалентный росту за последние 5-6 лет. Сейчас идет бурный всплеск по всем бизнес-моделям: от открытия собственных интернет-магазинов до выхода на маркетплейсы, и это позитивно сказывается на развитии индустрии.
Настоящие революции, связанные с e-commerce, происходят сейчас у люкс- и премиум-брендов, а также на рынке косметики и парфюмерии. Самое главное — мы все научились быть гибкими и пересматривать планы буквально на ходу, считывая сигналы рынка и находя новые креативные решения. Это очень увлекательное время, от которого мы в Lamoda получаем огромное удовольствие.
Родион Шишков, основатель сервиса экспресс-доставки «Самокат»:
По нашим прогнозам, в будущем произойдет ослабление агрегирующих форматов: маркетплейсов и супераппов. В 2021-м и 2022 году эти форматы начнут сдавать позиции в пользу игроков, которые самостоятельно справились с управлением ассортиментом и его расширением. В скором времени аудитория начнет обращаться к специализированным ретейлерам.
Виталий Бедарев, исполнительный директор «Ситимобил»:
Еще один тренд — это экосистемы. Компании пытаются повысить лояльность пользователей, упростить их привлечение за счет комплексных предложений разных продуктов, иногда из разных сфер. В текущем году между основными экосистемами (Сбербанк, Mail.ru Group, «Яндекс») конкуренция усиливается, но в этом направлении будут развиваться и другие компании. Частные проявления этого тренда — подписки, объединяющие различные продукты иногда сторонних компаний, и супераппы.
О цифровизации бизнеса
Александр Зарецкий, генеральный директор СберНПФ:
Продолжится тренд на дальнейшую цифровизацию бизнеса негосударственных пенсионных фондов. Они будут переводить в онлайн все бизнес-процессы, включая возможность оформления продуктов и пост-продажное обслуживание. Это коснется не только продуктов для физлиц, но и для корпораций.
Мы ожидаем, что цифровая трансформация затронет самый консервативный с точки зрения оформления пенсионный продукт — обязательное пенсионное страхование (ОПС). Оно должно стать полноценно доступным для дистанционного оформления.
На базе стандартизированных индивидуальных пенсионных планов, ориентированных на массовых клиентов, фонды будут создавать новые модификации для разных клиентских сегментов, ИПП станут более персонализированными.
Уже сегодня все больше клиентов интересуются различными долгосрочными инструментами накоплений, при этом растущий интерес мы наблюдаем как в розничном, так и в премиальном сегментах.
Цифровой формат становится все более востребованным и в развитии корпоративных пенсионных программ (КПП). Наши исследования и кейсы показывают, что клиенты уже достаточно много знают об этом продукте.
Вадим Шаповалов, CEO сервиса Работа.ру:
Диджитализация для повышения эффективности. Во время локдауна привычные точки роста многих бизнесов перестали работать, а маржа оказалась под давлением. Поэтому компании увеличивают внутреннюю эффективность, автоматизируют часть процессов. Это вынудило (в хорошем смысле) диджитализировать бизнес процессы в очень динамичном темпе. Внедрение IT технологий позволит удержать маржу и драйвить рост. Борьба за IT-специалистов продолжится, уже сейчас по итогам III квартала 2020 года среди работодателей спрос на специалистов в IT и телекоме вырос на 73% по сравнению со II кварталом 2020-го.
Об онлайн-образовании
Сергей Козлов, генеральный директор Мегаплан:
Чтобы предугадать тренды 2021 года, надо понять, что с наступлением 1 января ситуация с пандемией не изменится. Весь год карантинные меры будут то усиливать, то ослаблять.
Отсюда и тренд, который был раньше и останется в следующем году: онлайн-обучение. В этой сфере произошел огромный сдвиг. До многих дошло, что не только работать можно удаленно, но и учиться. Открылся простор для онлайн-курсов. Однако не все люди потратят освободившееся время на образование. Популярными останутся всевозможные онлайн-развлечения: сериалы, ролики на YouTube и TikTok, посты в Instagram, контент на стриминговых платформах и т.д.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.