Как трактора тонут в болоте
Как трактора тонут в болоте
. Сейчас 252 гостей на сайте
Один месяц в грязи, или Как поиcковики «АРЬЕРГАРД» вытаскивали из болота Тверской области уникальный военный тягач «Сталинец»
Репортаж КП (орфография сохранена)
На столе нехитрый завтрак. Кусок ветчины, хлеб да кофе. Корреспондентам «КП» за столом рассказывают историю машины, над подъемом которой уже 28 дней трудятся эти люди.
То что осталось в кабине «Сталинца». Молот, ключи, запасные детали
— Зимой 1942 года здесь, на озере Усодице, был советский аэродром. Чтобы поддерживать взлетные полосы зимой в хорошем состоянии, нужно было постоянно их расчищать от снега, – рассказывает Вадим Горбачев. – Вот трактор и выполнял эту задачу. Пока в один день не провалился под лед. То ли он выехал за пределы взлетной полосы на болото, где лед был тоньше, то ли проехал по тому месту, где из дна бил ключ. Это останется навсегда загадкой.
Добраться до места, как и в годы войны, можно лишь на тракторе. Трясясь в прицепной телеге корреспонденты «КП» узнавали новые подробности подъема.
Оказалось, поисковики сначала надеялись вытащить машину, подогнав к ней плавающий танк с платформой. Лебедкой поднять трактор и затянуть его на платформу. На все про все отводилась неделя. Но, увы, не вышло. Помните кадр из фильма «А зори здесь тихие», где Лиза Бричкина тонет в болоте? Так вот, топи там точно такие же.
Трактор создал перед собой настоящий остров из мха и торфа
— Чтобы тянуть трактор из болота его нужно зацепить, – рассказывает «КП»руководитель научно-исторического и военно –патриотического центра «Подвиг» Сергей Титков, показывая рукой на трясину. – Псковский водолаз Константин Отчаянный восемь раз погружался на девять метров в болотную топь, чтобы зацепить машину за фаркоп. Пожалуй, это самый сложный подъем, который проводили на территории России.
Отважному Отчаянному благодарны все поисковики. Он совершил маленькое чудо, на ощупь нашел место, где можно закрепить трос. Теперь трактору предстоял долгий путь по дну болота. 860 метров до большой земли.
«Сталинец» в хорошем состоянии
Еще один небольшой подвиг совершили поисковики, растянув стальные тросы по болоту. В качестве тягловой силы использовали трактор Т-130. Первые рывки показали, что тросы тонкие. Стальные жилы рвало, словно подгнившие нитки. Пришлось менять их на более толстые.
Поисковики работают с полиспастами
После того как тросы пошли через два полиспаста, трактор начал потихонечку двигаться по дну болота.
В первые дни подъема поисковикам удалось извлечь из топи останки механика-водителя. При солдате был смертный медальон, но время и вода успели уничтожить записку. Поисковики надеются найти имя этого человека в военных архивах.
Останки солдата обнаруженные в тракторе
Приехав на 28-й день подъема, корреспонденты «КП» застали тягач в 100 метрах от суши. Трактор уже вынырнул из трясины и двигался по поверхности, собирая перед собой остров мха земли и торфа.
— Назовем остров именем Кости Отчаянного или тебя Вадим, – шутят поисковики. – Детей сюда за клюквой водить будем.
Подъемная группа делиться на две части. Одна часть работает непосредственно около «Сталинца». Другая обслуживает полиспасты и Т-130.
Трактор Т-130 используют в качестве тяги
— Осторожно, потяжка! Все от тягача! – говорит по рации Вадим Горбачев.
Корреспонденты «Комсомолки» находятся около «Сталинца».
-Отходим, отходим ребята, поживее! – торопит нас Юра Пузыня. – Нет у вас расторопности. Если трос порвет, стальные концы не то что человека, деревья спокойно срезать могут.
Военный тягач «Сталинец»
Мы почтительно убираемся подальше от трактора.
— Это уникальный подъем, уникальной машины, – прокомментировал «КП» Александр Коновалов. – Впервые нам удалось найти «Сталинец» необычной модификации с кабиной. С завода они обычно выходили без нее. Все узлы и агрегаты тягача находятся в хорошем состоянии. Жаль, что после того как трактор прошел 700 метров по дну, кабину сорвало, но остались металлические крепления и контур кабины. Поэтому ее удасться восстановить. Реставрация машины будет вестись в Пскове. После чего тягач будет выставлен в Музее Отечественной Военной Истории Красногорского района Московской области.
Поисковики работают и в дождь, и в заморозки
В такой грязи поисковики проработали месяц
Приборная панель военного тягача
Рычаги управления машиной
На некоторых агрегатах даже сохранились таблицы надписями
На некоторых агрегатах даже сохранились таблицы надписями
Поисковики работают с полиспастами
В Тверской области с 9-метровой глубины озера подняли артиллерийский тягач «Сталинец».
Об утонувшем зимой 1942 года в озере Усодица Западнодвинского района тракторе «Сталинец» знали многие поисковые отряды, и многие даже пытались его поднять. Однако, как выяснилось, прав был классик: «Ох, нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота!». В течение месяца тверские поисковики совместно с Министерством обороны РФ, поисково-реставрационным центром «Арьергард» (Москва) и псковскими водолазами и специалистами по подъёму тяжёлой техники доставали из болотной трясины её добычу.
Несмотря на то, что трактор утонул в озере, вокруг него на несколько километров тянутся труднопроходимые болота, ближайшая жилая деревня называется Хорланово, где и располагался в одном из домишек поисковый лагерь. «Сталинец» лежал на глубине 9 метров, водолазам пришлось работать в абсолютно непроницаемой жиже, чтобы сначала достать останки тракториста, а потом обмотать тросами саму машину.
Планировалось, что трактор, весом около 12 тонн, поможет достать огромный гусеничный плавающий танк, высотой 3 метра, который специально военные пригнали в Тверскую область из Санкт-Петербурга. Он способен перевозить даже КАМАЗы.
— Мы думали, что нагрузим танк лесом, доберёмся на нём до озера, построим из брёвен плот, кран, вытащим трактор лебёдкой и погрузим его на этот же самый танк. Машина специально приспособлена для езды по болотам, поэтому мы, конечно, возлагали на неё большие надежды. И вот, отъехав на 400 метров от деревни, эта громадина погрузилась в трясину, ушла на 2,5 метра. Поэтому нам сначала пришлось в течение 2 дней доставать этот вездеход и отправлять его обратно, а потом уже думать, как же нам вытаскивать «Сталинец», — рассказывает Сергей Титков, руководитель ВПЦ «Подвиг».
И придумали-таки башковитые псковские военные инженеры, разработали целую конструкцию из полиспастов и толстых стальных, неподъёмных тросов, которые тянули поисковики на себе все 1,5 километра. Общий вес составил 8 тонн. Посильную помощь оказывало и местное население. Фактически вручную, с помощью этой полиспастной системы и одного трактора Т130, и был вытащен артиллерийский тягач.
По болотам суровые мужики продвигались только по узкой натоптанной местными тропинке: шаг вправо, шаг влево – провалишься в трясину. Затем во время нескончаемых каждодневных дождей (за месяц только 5 денёчков были солнечными) вырубали просеку для трактора, делали деревянные настилы, и тянули-тянули на плечах стальные тросы.
— Так и продвигались: трактор отъедет метров на 100, а мужики на руках потом перетаскивают полиспасты, вшестером, по этой непролазной жиже. А «Сталинец» продвинется метров на 10. Тросы аж «визжат» от напряжения, мы в такие моменты за большие деревья прятались метрах в 20. Если трос оборвётся, он всё вокруг как масло срежет. Труд, конечно, титанический. Так за день наломаешься, думаешь – сейчас приедем в лагерь, печку затопим, горяченького чего-нибудь сготовим, поедим и спать. А как приезжали в 9 часов вечера – да ну её эту печку, и это горяченькое. Сухпаёк – и сразу отрубались, потому что в 7 часов был подъём.
Ещё в первые дни операции по подъёму тягача водолазам удалось поднять останки водителя, которые передали в Ильинскую поселковую администрацию для перезахоронения. Кстати, место, где утонул «Сталинец», указала поисковикам ещё лет 15 назад местная жительница. Погибший парень был её ухажёром, жителем то ли города Белый, то ли Бельского района. И утонул он у неё на глазах. В 1942 году на льду озера Усодица располагался временный аэродром «подскока» для маленьких лёгких самолётиков: Ан-2, например. Солдат-тракторист на тягаче расчищал взлётную полосу о снега. И то ли не рассчитал, то ли лёд оказался не столь крепким, но вдруг машина начала заваливаться и уходить под лёд. Одна из дверей в кабине трактора не открывалась, она была заблокирована канистрой. Поэтому парень и не смог выбраться. Вот такая трагическая история.
— Останки мы подняли, их обязательно перезахоронят. А потом на поверхность всплыл деревянный медальон, правда, записка с личными данными бойца в очень плохом состоянии, практически разложившаяся. Но всё равно попытаемся хоть что-то прочесть, чтобы установить имя. А медальон передадим в местный музей.
Трактор «Сталинец», поднятый из тверских болот, отправили на реконструкцию в Великие Луки. Кстати, машина в очень хорошем состоянии: нет ржавчины, механика исправна, у него даже рычаги все действуют, в целости и приборы, в баках были топливо и масло. По словам Сергея Титкова, тягач этот уникальный. Их вообще в мире насчитывается в музеях штук 6-7, не больше, но все они без кабины. А вот тверской трактор с заводской кабиной. И хотя она во время подъёма сложилась, реставраторы смогут её восстановить. И поедет уже своим ходом «Сталинец» в какой-нибудь музей. Это уже будет решать Министерство обороны.