Как товароведение связано с экономикой
Задачи товароведения на современном этапе
Место и роль товароведения в удовлетворении потребностей населения в условиях рыночной экономики. Задачи товароведения в формировании и оценки ассортимента и качества товаров на основных стадиях жизненного цикла. Стадии и этапы технологического цикла.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.05.2011 |
Размер файла | 22,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии, имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».
В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее определение: «Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров».
Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.
Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.
Эти знания необходимы как технологам предприятий-изготовителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т.п.), поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.
1. Место и роль товароведения в удовлетворении потребностей населения в условиях рыночной экономики
Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.
Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.
Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента.
Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами.
Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось. По данным Госторгинспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров.
Несмотря на спад отечественного производства, насыщенность рынка товарами постоянно растет не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса.
Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим, важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.
Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др. Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности, в свою очередь, стимулируют разработку новых товаров и услуг как средств их удовлетворения. Эти новые товары обладают модифицированной потребительной стоимостью за счет использования достижений научно-технического прогресса в области промышленной обработки сырья и материалов, изменяющей их естественные свойства, формирующей новые свойства и характеристики, а также за счет применения упаковки и маркировки.
Потребительная стоимость товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение при этом имеют три основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная и количественная, обусловливающие степень удовлетворения потребностей. Так, пищевые продукты с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях.
Определение степени удовлетворения потребностей адекватно оценке потребительной стоимости товаров и невозможно без учета рыночной конъюнктуры, которая может быть выявлена с помощью маркетинговых исследований сегментов рынка конкретных ассортиментных групп товаров.
Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.
Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью. Все товароведные характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, однако характер этих связей неодинаков. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирования цены как меры стоимости товаров. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь как один из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы. основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.
Среди значительной части потребителей бытует представление о прямой зависимости между ценой и качеством. Об ошибочности такого мнения свидетельствует значительный разброс цен на одни и те же товары в различных регионах и торговых организациях.
Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомащины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.). Высокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми товарами качественными характеристиками (например, эстетическими, эргономическими свойствами).
Однако дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах на отдельные товары повседневного спроса устанавливаются дотации (картофель, детское питание и т.п.). Подобные дотации существовали в доперестроечный период и в нашей стране.
Благодаря мерам государственного регулирования поддерживаются низкие цены на такие товары. Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров. Эта тенденция характерна для современного состояния российского рынка потребительских товаров.
2. Задачи товароведения в формировании ассортимента и качества товаров на основных стадиях жизненного цикла
Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.
Принципами товароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.
Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.
С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.
Таким образом, принцип безопасности является важнейшим в товароведной деятельности.
Этот принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.
Совместимость,- принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время это позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение в первую очередь для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.
Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.
С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.
Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование.
Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения пищевых продуктов» и «Товароведения непродовольственных товаров».
Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
3. Задачи товароведения, связанные с оценкой, формированием и управлением ассортиментом и качеством товаров в сфере обращения
Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары. Различия между указанными видами деятельности заключаются в широте охвата объекта. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские; но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и т.п.).
Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и услуги (основные и вспомогательные), ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, а также работу по организации товародвижения.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
При планировании и осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров. На разных этапах единого технологического цикла приоритетны разные группы факторов: формирующие или сохраняющие.
К этой группе факторов относятся проектирование, разработка продукции; сырье; конструкция; технология производства.
При проектировании и разработке продукции предусматриваются определенные требования к ее качеству и количеству. Эти требования должны устанавливаться на основе маркетинговых исследований рынка, конечным результатом которых является определение запросов потребителей к уровню качества, а также к наиболее приемлемым количественным характеристикам (размерам изделий, массе упаковочных единиц и т. п.).
Этот фактор является определяющим для всех остальных формирующих факторов.
В связи с этим необходимо четко представлять основные стадии и этапы технологического цикла, их влияние на формирование и сохранение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий.
Ниже показаны основные стадии и этапы технологического цикла:
Таким образом, на предтоварной стадии проектируется, разрабатывается и производится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей других производителей или конечных потребителей. Не вся произведенная продукция становится товаром. Часть ее может быть отбракована на 5-м этапе при окончательном контроле как дефектная и отправлена на промпереработку или уничтожение.
Этапы Предтоварной стадии с 1-го по 5-й предназначены для изготовления единичных экземпляров продукции и/или ее товарной массы (особенно для нефасованной продукции).
Товарная стадия начинается с формирования товарных партий из единичных экземпляров. Этот этап осуществляется на складе готовой продукции или в экспедиции предприятия-изготовителя. Признаки, по которым формируются партии, были указаны ранее, но порой применяются и случайные признаки. Например, иногда недобросовестные изготовители или продавцы при необходимости реализовать залежавшийся товар включают его в товарные партии вместе с продукцией, изготовленной в более поздние сроки.
Последующие этапы товарной стадии до реализации обеспечивают товародвижение партии в целом и предназначены для сохранения ее целостности по количеству и качеству. Даже на этапе предреализационной товарной обработки, несмотря на нарушение целостности единой товарной массы в ходе разупаковывания, фасования, образовавшиеся части (фасованные изделия или отдельные экземпляры) принадлежат определенной товарной партии.
При реализации товарных партий оптовыми организациями происходит их разделение на более мелкие партии, обладающие своей целостностью. При реализации в розничной торговле целостность товарной партии полностью и безвозвратно утрачивается, так как потребитель приобретает один или несколько единичных экземпляров товара и/или товар определенных массы или объема (100 г. масла, 1 л. молока, 1 кг. гвоздей и т. п.).
В результате этого из-за отсутствия признаков, позволяющих идентифицировать товарную партию, трудно, а порой невозможно, установить принадлежность купленного товара конкретной товарной партии. Дата покупки, указанная на товарном или кассовом чеке, не является достаточно надежным признаком для идентификации товарной партии. Особенно остро проблема стоит при предъявлении претензий покупателем по поводу недоброкачественности товаров, в том числе скоропортящихся пищевых продуктов.
Не случайно на некоторых видах консервов, особенно для детского питания, указывают предельные сроки хранения продукта после вскрытия банки. Покупателей необходимо проинформировать, если товары имеют многоразовое использование и при хранении потребительские свойства их могут значительно изменяться.
Использованные товары, частично или полностью сохранившиеся, но утратившие потребительские свойства, переходят в категорию отходов (ликвидных или неликвидных) и подлежат повторному использованию (промпереработке) или уничтожению. Стадия утилизации отходов завершает технологический цикл товаров. Списание товарных отходов и контроль за их отправкой в специализированные организации по уничтожению отходов осуществляют представители органов санитарно-эпидемиологического надзора. Товароведы торговых организаций также принимают участие в этой работе.
товароведение ассортимент качество товар
На современном этапе товароведение изучает товары народного потребления, то есть продукты труда для непроизводственного, прежде всего личного, потребления.
Мерой потребительной стоимости является качество товаров. В связи с этим важнейшей задачей товароведения является исследование закономерностей формирования качества на всех этапах движения товаров (при их проектировании, производстве, реализации и потреблении), разработка методов испытания и оценки уровня качества товарной продукции.
К числу основных задач товароведения относится также разработка систем классификации и кодирования товаров, исследование закономерностей формирования и путей оптимизации ассортимента товаров, определение оптимальных условий ухода за товаром в процессе хранения, транспортирования и потребления, обоснование нормальных показателей качества и другие вопросы, связанные с формированием, оценкой, сохранением и доведение до потребителя высококачественных товаров.
Величина (значение) потребительной стоимости товара постоянно меняется в зависимости от изменения структуры и уровня потребностей. Следовательно, актуальной задачей товароведения является изучение потребностей людей, характера и степени их изменения, определение факторов, влияющих на полноту удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, товароведение в настоящее время выступает как наука о потребительной стоимости, качестве и ассортименте товаров народного потребления, закономерности их формирования и изменения, методах оценки, путях оптимизации и сохранения. Изучая и оценивая потребительную стоимость и качество товаров, товароведение базируется а диалектическом методе познания. Специфическим методом товароведения является комплексная оценка свойств товаров, сопоставление их качеством с уровнем потребности и с оптимальным по качеству (базовым) образцом. Такую оценку осуществляют по результатам лабораторных исследований или опытной эксплуатации изделий.
Для достижения этой цели товароведение должно решать следующие задачи:
четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
управление ассортиментом организации;
определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;
выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;
информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
товароведная характеристика конкретных товаров.
1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988.
2. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 1990.
3. Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
4. Николаева М.А., Карташова Л.В., Положишникова М.А. Средства информации о товарах. М.: Экономика, 1997.
5. Николаева М.А. Товарная экспертиза. М.: Экономика, 1999 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика товароведения, его развитие. Предмет, метод и содержание товароведения как науки. Анализ потребительной стоимости товаров как мера их полезности. Качественные и количественные характеристики товара ключевые принципы товароведения.
курсовая работа [117,0 K], добавлен 19.06.2012
История появления товароведения как науки. Роль и место физики, химии и биологии в товароведении. Работы Г. Бургаве, К. Линнея, Ж. Бюффона, Б. Жюсье и их значение для развития научного направления товароведения. Развитие науки о товарах в СССР.
реферат [29,1 K], добавлен 17.01.2015
Роль и значение формирования ассортимента товаров в удовлетворении покупательского спроса населения. Особенности проведения ассортиментной политики на торговых предприятиях. Основные стадии жизненного цикла товаров. Анализ покупательских предпочтений.
дипломная работа [2,8 M], добавлен 12.11.2012
Понятие, этапы жизненного цикла товара. Особенности применения маркетинговых стратегий предприятия на различных стадиях жизненного цикла. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации. Практическое применение концепции жизненного цикла товара.
курсовая работа [715,1 K], добавлен 03.09.2019
Объект и предмет товароведения. Потребительная стоимость, виды потребительной стоимости, диалектика формирования потребительной стоимости. Химические свойства товаров, сущность и практическое значение показателей свойств, методы их определения.
контрольная работа [42,6 K], добавлен 15.04.2008
История возникновения классификации продуктов человеческого труда. Необходимость выделения особой науки из системы наук о торговле. Причины создания товароведения и тенденции его развития. Научный подход к проблемам классификации в товароведении.
реферат [30,7 K], добавлен 28.04.2011
Этапы жизненного цикла товаров. Влияние рекламы на кривую жизненного цикла товара. Разработка нового товара. Стадия зрелости и угасания. Сокращение лидирующих позиций. Анализ жизненного цикла товара: «Бэби Джоггер» в компании «Рэйсинг Строллерс».
курсовая работа [65,0 K], добавлен 30.10.2013
Коммерческое товароведение в условиях рыночной экономики
Предмет, объекты и задачи коммерческого товароведения, его значение в условиях рыночной экономики. Методы оценки показателей качества товаров. Классификация и ассортимент промышленных товаров. Особенности химического состава и пищевой ценности продуктов.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.01.2013 |
Размер файла | 53,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Российский государственный торгово-экономический университет
по дисциплине «Коммерческое товароведение»
Выполнила студентка 3 курса
Проверила: Ст. пр. Нощенко В.П.
г. Ростов-на-Дону 2012
1. Предмет, объекты и задачи коммерческого товароведения. Значение коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики
2. Пластмассы: классификация, общие свойства, достоинства и недостатки, ассортимент. Отличительные признаки изделий из разных пластмасс
3. Методы оценки показателей качества товаров. Преимущества и недостатки различных методов
4. Рыбные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение
Список используемой литературы
1. Предмет, объекты и задачи коммерческого товароведения. Значение коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики
Предметом дисциплины «Коммерческое товароведение» является изучение конкурентоспособности товаров и средств повышения этой конкурентоспособности, включая вопросы повышения качества товаров и расширения их ассортимента, классификации, кодирования и экспертизы товаров, а также их информационного обеспечения.
Основными категориями в рамках дисциплины «Коммерческое товароведение» являются следующие понятия: «продукция», «товар», «товароведение».
Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности).
Коммерческое товароведение базируется на следующих принципах: безопасность, эффективность, взаимозаменяемость, систематизация, соответствие и совместимость.
Предметом коммерческого товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
— четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;
— установление принципов и методов товароведения, обуславливающих его научные основы;
— систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
— изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной и торговой организации;
— определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
— выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
— информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
— обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
— установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению.
Объекты коммерческого товароведения.
Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги. При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительские, но и промышленного назначения. В последние годы сфера товароведения расширилась и стала включать услуги и их материальный результат.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную.
Первые три характеристики удовлетворяют реальные потребности человека, определяя потребительную ценность товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных потребителей и становится товаром.
Все товароведные характеристики товара непосредственно, но по-разному связаны со стоимостью. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. товароведение коммерческий ассортимент качество
Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирования цены. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь одним из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество товара и его упаковка.
Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостными характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими. Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (например, ювелирные изделия, натуральные меха, мясные и рыбные деликатесы и т.п.). Высокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми товарами качественными характеристиками (например, эстетическими или эргономическими свойствами).
Однако дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен и торговых надбавок. Отсутствие государственного регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров повседневного спроса.
Основной задачей «Коммерческого товароведения и экспертизы» является решение важнейших вопросов положения товара на рынке, его эластичности, конъюнктуры спроса и предложения на предлагаемый товар, товарной и ценовой политики. При формировании задачи дисциплины работают и изучаются такие аспекты товароведения, как: сам товар непосредственно, его ассортимент, классификация и кодирование товаров, качество товара, его конкурентоспособность, информационно обеспечение, а также экспертиза товаров.
Основные принципы товароведения:
1. Первый принцип товароведения безопасность. Это принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу людей (данный принцип должен соблюдаться в процессах упаковывания, транспортировки, хранения товаров).
Значение коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики.
Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.
Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.
Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента.
Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами.
Во-первых, — это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо налаженных каналов распределения, повышенных цен.
Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось. По данным Госторгинспекции, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров.
Несмотря на спад отечественного производства, насыщенность рынка товарами постоянно растет не только за счет импорта товаров, но и вследствие падения платежеспособного спроса.
Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим, важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.
Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др. Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности, в свою очередь, стимулируют разработку новых товаров и услуг как средств их удовлетворения. Эти новые товары обладают модифицированной потребительной стоимостью за счет использования достижений научно-технического прогресса в области промышленной обработки сырья и материалов, изменяющей их естественные свойства, формирующей новые свойства и характеристики, а также за счет применения упаковки и маркировки.
Потребительная стоимость товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение при этом имеют три основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная и количественная, обусловливающие степень удовлетворения потребностей. Так, пищевые продукты с различными характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в энергии, биологически ценных веществах и органолептических ощущениях.
Определение степени удовлетворения потребностей адекватно оценке потребительной стоимости товаров и невозможно без учета рыночной конъюнктуры, которая может быть выявлена с помощью маркетинговых исследований сегментов рынка конкретных ассортиментных групп товаров.
Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.
Взаимосвязь товароведных характеристик со стоимостью. Все товароведные характеристики товара непосредственно связаны со стоимостью, однако характер этих связей неодинаков. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между количественными и стоимостными характеристиками. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара.
Между качеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирования цены как меры стоимости товаров. При этом в условиях конкурентной среды качество выступает лишь как один из критериев ценообразования. В зависимости от стратегии ценообразования фирмы. Основное влияние на формирование цены могут оказывать себестоимость продукции, издержки, имидж фирмы-изготовителя или продавца, сервисное обслуживание, состояние спроса и предложения, каналы распределения, рекламная поддержка, а также качество самого товара и его упаковки.
Среди значительной части потребителей бытует представление о прямой зависимости между ценой и качеством. Об ошибочности такого мнения свидетельствует значительный разброс цен на одни и те же товары в различных регионах и торговых организациях.
Самая слабая зависимость прослеживается между ассортиментной и стоимостной характеристиками. Товары одних и тех же наименований могут быть дешевыми и дорогими (например, одежда, обувь). Вместе с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп (ювелирные изделия из драгоценных металлов, натуральные меха отдельных видов, автомашины, мясные и рыбные деликатесы и т. п.). Высокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми товарами качественными характеристиками (например, эстетическими, эргономическими свойствами).
Однако дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Не следует забывать, что на ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенные ограничения в области цен или торговых надбавок. Более того, в некоторых развитых странах на отдельные товары повседневного спроса устанавливаются дотации (картофель, детское питание и т.п.). Подобные дотации существовали в доперестроечный период и в нашей стране.
Благодаря мерам государственного регулирования поддерживаются низкие цены на такие товары. Отсутствие регулирования приводит к «вымыванию» из ассортимента дешевых товаров. Эта тенденция характерна для современного состояния российского рынка потребительских товаров.
2. Пластмассы: классификация, общие свойства, достоинства и недостатки, ассортимент. Отличительные признаки изделий из разных пластмасс
При сегодняшней жесткой конкурентной борьбе на рынке переработки пластмасс одними из ключевых факторов успеха являются технологии и оборудование, применяемые переработчиками.
В состав пластмасс входят наполнители, красители, пластификаторы, стабилизаторы и другие добавки.
Полимеры играют роль связующего вещества, это синтетические смолы (полиэтилен, полиамиды, полипропилен и др.).
Наполнители придают пластмассам механическую прочность, твердость, химическую стойкость. Наполнителями могут быть мел, бумага, ткани и др. Красители применяются для окрашивания пластмасс в различные цвета.
Пластификаторы делают пластмассы пластичными, уменьшают хрупкость, повышают морозоустойчивость. Пластификаторами могут быть глицерин, камфара, касторовое масло и др.
Пластмассы, в зависимости от состава имеют различные свойства: механическую прочность, химическую стойкость, красивый внешний вид и др. Они могут быть жесткие и мягкие, пористые, твердые, прозрачные, пропускать ультрафиолетовые лучи; расплавы и растворы некоторых пластмасс обладают клеящей способностью.
Недостатки пластмассы: старение, высокая электризуемость и др. В результате старения пластмасс уменьшается их эластичность, увеличиваются жесткость, хрупкость, изменяется цвет, появляются трещины, выделяются вредные вещества.
Пластмассы классифицируют по отношению к нагреванию: термопластичные и термореактивные.
Термопластичные при нагревании размягчаются, их можно перерабатывать несколько раз (полиэтилен и др.). Термореактивные пластмассы при первом нагревании под давлением принимают определенную форму и необратимо теряют способность плавиться и растворяться (фенопласты, аминопласты и др.).
Пластмассы классифицируются также по природе связующих веществ, по типу наполнителя, по наличию пластификаторов, по характеру макроструктуры (однородные, неоднородные), по типу химических реакций (на основе полимеризационных смол и на основе поликонденсационных смол).
Полиэтилен — в тонком слое прозрачный, может быть полупрозрачным, окрашивается в разные цвета, стоек» к ударам, изгибам, морозоустойчив. По внешнему виду и на ощупь похож на парафин. Различают полиэтилен высокого давления (ВД) и низкого давления (НД). Полиэтилен ВД отличается эластичностью, мягок, не содержит токсичных примесей, обладает теплостойкостью до 80°С [4, 318].
Недостатки полиэтилена: под воздействием солнечных лучей быстро стареет, сообщает жирной пище неприятный привкус.
Полиэтилен применяется для изготовления труб, пленочных материалов, посуды и др.
Полипропилен — по внешнему виду сходен с полиэтиленом, отличается высокой теплостойкостью (170°С), механически прочен, устойчив к загрязнению. Недостатки: склонность к старению, низкая морозоустойчивость.
Применяют полипропилен для изготовления ведер, термосов, фляг, волокон и нитей, труб, галантерейных изделий и др.
Винипласты отличаются высокой стойкостью к ударным нагрузкам, из них вырабатывают плиты, трубы, листы, галантерейные изделия.
Из пластиката изготовляют шланги, трубы, пленки, линолеум, скатерти и др.
На основе поливинилхлорида получают пено- и поро-пласты, применяемые для упаковки и термоизоляции мебели, холодильников, телевизоров и др.
Из хлорированного поливинилхлорида получают перхлорвинил, который применяется для получения клеев, лаков, эмалей, а также волокна хлорин.
Полистирол — прозрачный, бесцветный или окрашенный в яркие цвета, химически стойкий, при ударе издает металлический звук. Применение полистирола ограничено из-за токсичности. Применяется для галантерейных товаров, радиодеталей, корпусов авторучек и др.
Фторопласты — широко применяется фторопласт тефлон с жирной на ощупь поверхностью, химически стоек, прочен, гибок, эластичен, имеет высокую теплостойкость.
Из фторопласта изготовляют детали машин, волокно (фторлон), внутренние покрытия кастрюль, сковородок и другой посуды.
Фенопласты — механически прочные, твердые, теплостойкие, имеют электроизоляционные свойства. Изделия из фенопластов окрашивают в черный и коричневый цвет. Под действием горячей воды фенопласты выделяют токсичный фенол. Фенопласты применяют для изготовления электроустановочных и галантерейных изделий.
3. Методы оценки показателей качества товаров. Преимущества и недостатки различных методов
Основные элементы пригодности товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость изделия.
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей:
— Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
— Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.
— Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
— Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
— Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.
— Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
— Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
— Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
— Показатели безопасности характеризуют особенности продукции обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.
— Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.
В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:
— превосходит мировой уровень;
— соответствует мировому уровню;
— уступает мировому уровню.
Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.
Этапы оценки технического уровня продукции включают:
1. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки. Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Оценочные показатели применяются непосредственно для сопоставления оцениваемого образца с базовыми и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.
2. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. В группу входят:
3. Выделение базовых образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:
— Аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу, хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по каким из остальных;
В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.
4. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам, и техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу. На втором этапе сопоставляют оцениваемую продукцию с каждым базовым образцом по значениям оценочных показателей на основе метода попарного сопоставления. При этом сопоставление может привести к одному из следующих результатов:
— Оцениваемая продукция выступает базовым образцом, если она уступает ему хотя бы по одному из показателей;
— Оцениваемая продукция превосходит базовый образец, если она превосходит его хотя бы по одному показателю, не уступая ему ни по одному из оставшихся показателей;
— Оцениваемая продукция равноценна базовому образцу, если значения всех его показателей совпадают со значениями базового образца.
Результат сопоставления оцениваемой продукции совокупностью базовых образцов на этом этапе формируется следующим образом:
— Продукция превосходит мировой уровень, если она превосходит каждый образец;
— Продукция соответствует мировому уровню, если она равноценна хотя бы одному базовому образцу;
— Продукция уступает мировому уровню, если она уступает каждому базовому образцу.
В приведенных выше ситуациях продукцию относят к одной из трех градаций. В случае, когда оцениваемая продукция:
В том и другом случае имеется неопределенность отнесения к одной из трех градаций. Если в результате сопоставления оцениваемой продукции с каждым базовым образцом и с совокупностью базовых образцов выявлена неопределенность отнесения продукции к градациям, то проводят последующие этапы сопоставления. По итогам проведения этих этапов оценки технического уровня продукции дают заключение о принадлежности продукции к одной из трех градаций.
Преимущества и недостатки различных методов.
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Управление качеством на предприятии является одним из звеньев описываемого цикла управления. Иначе говоря, это круговой цикл, который вверен группе предварительного контроля и анализа конструкций изделий и является основой в управлении качеством.
Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключается в использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе и учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение уровня качества изделий.
Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами пригодность товара подтверждается посредством сбыта.
Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.
Коммерческие условия. К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности товаров, относятся:
— показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
— показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
— показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
Уровень цены производства непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.
Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки.
Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
Организационные условия приобретения и использования товара потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей его конкурентоспособности. К ним относятся:
— обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к покупателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
— доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономичной доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
— расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
В настоящее время покупатель предъявляет продавцу товара обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой промышленной фирмы, желающей успешно выступить на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей.
В современных условиях обострения конкуренции, превращения ее в глобальную основу выживания и успеха предприятия, основой устойчивого положения предприятия на рынке является своевременное предложение продукции, соответствующей мировому уровню качества. При этом конкурентоспособность любого предприятия, независимо от размеров, формы собственности и других особенностей, зависит в первую очередь от качества продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, т.е. от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.
Эти обстоятельства приводят к закономерному росту роли системы качества предприятия как универсального инструмента повышения конкурентоспособности предприятия, позволяющего достичь цели снижения себестоимости производимой продукции при абсолютном удовлетворении требований потребителя, т.е. добиться такого уровня качества и себестоимости, который делает продукцию конкурентоспособной в мире.
Кризисное состояние отечественной экономики обуславливает исключительную актуальность проблемы создания систем качества для российских предприятий с целью обеспечения конкурентоспособности предприятий. Для большинства предприятий нашей страны характерна ситуация, когда не конкурентоспособность продукции по качеству усугубляется не конкурентоспособностью по цене из-за чрезмерной затратности производства. Поэтому одним из обязательных условий выведения российской экономики из кризисного состояния является внедрение эффективных систем качества, способных обеспечить конкурентоспособность выпускаемых изделий по цене и качеству.
С позиций качества сравнимы лишь однородные товары. Группы продуктов классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и существенные конструктивные и технологические особенности. Это значительно сужает рамки классификации.
С позиций оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, коль скоро они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности.
Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и, в целом, рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И, поскольку, маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
4. Рыбные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение
Химический состав рыбы зависит от вида, пола, возраста, физиологического состояния, времени лова, места обитания, условий среды.
Жир рыбы имеет высокую усвояемость (96-97 %). В его состав входят ценные биологически активные вещества: жирорастворимые витамины (A, D), а также фосфатиды, линолевая, линоленовая и арахидоновая кислоты. В жире рыб преобладают высоконепредельные жирные кислоты, поэтому он при хранении легко окисляется и прогоркает, резко снижая качество рыбных товаров.
Экстрактивные азотистые вещества в свежем мясе большинства рыб содержатся в количестве 1,5-4,0%. При хранении их содержание возрастает, некоторые распадаются с образованием ядовитых веществ, приводят к снижению качества и порче рыбы. По концентрации летучих азотистых оснований устанавливается степень свежести рыбы.
Витамины в тканях и органах рыб распределены неравномерно. Витамины А и D сосредоточены преимущественно в печени. Печень трески, макруруса, акулы и других рыб используется как сырье для получения медицинского жира. В мясе и других органах рыбы также содержатся витамины Е, К, Н, РР, группы В и др.
Минеральных веществ в рыбе содержится не более 3%, но их состав очень разнообразен. Основную массу минеральных веществ рыбы составляют фосфор, натрий, калий, кальций и магний. В тканях морских рыб по сравнению с пресноводными концентрируется больше калия, кальция, фосфора, магния, марганца, бора, железа, лития, меди, фтора, йода. По содержанию микроэлементов морские рыбы превосходят мясо животных в 40-70 раз.
Тканевые ферменты рыбы, особенно протеазы (при гидролизе белков), значительно активнее, чем ферменты мяса животных.
Воды в мясе рыб содержится от 46 до 92 %, она находится в свободном и связанном состоянии. Потеря воды (3-5и/о) свежей рыбой вызывает ухудшение ее вкусовых свойств.
Энергетическая ценность мяса рыбы в зависимости от ее вида составляет в среднем от 251 до 1393 кДж. Оно легко усваивается организмом человека, так как в состав входит мало соединительной ткани, а жидкий жир не затвердевает при низких температурах. Таким образом, рыба может широко использоваться для диетического и лечебного питания.
Пищевая ценность рыбы- определяется всей полнотой полезных свойств, включая степень обеспечения физиологических потребностей человека в основных пищевых веществах, энергию и органолептические достоинства. Характеризуется химическим составом рыбы с учётом её потребления в общепринятых количествах.
Таблица 1. Аминокислотный состав белка рыбы и эталонных белков.