Как торговать на озоне самозанятому
Озон запустил сотрудничество с самозанятыми: требования, условия, нюансы
Ранее с самозанятыми работали только Wildberries и Aliexpress Russia. Недавно к ним присоединился Ozon – один из самых крупных мультикатегорийных маркетплейсов в РФ. Теперь самозанятым предпринимателям доступны гораздо большие возможности в плане развития, нежели при торговле через соцсети или свои сайты.
Главные преимущества – доступ к огромной, многомиллионной аудитории, эффективные инструменты продвижения, которые помогают увеличить продажи. Маркетплейс может стать отличным источником дополнительного дохода для начинающих предпринимателей. При этом поначалу даже не обязательно бросать основное место работы на полную ставку.
В нашем новом материале расскажем об условиях и требованиях, которые выдвигает «Озон» к самозанятым.
Основные условия Ozon для самозанятых
Ozon сотрудничает с продавцами, у которых есть официально оформленный статус самозанятости. Данный факт строго проверяется модераторами на этапе регистрации. Заявки одобряют только уже действующим плательщикам НПД.
Если у вас еще не оформлен статус, займитесь этим вопросом прежде, чем регистрироваться на маркетплейсе. Обратите внимание, что спецрежим доступен не всем.
На нем не могут работать:
В основном ограничения для самозанятых касаются самой продукции и способов ее реализации.
То есть, эта категория может продавать на маркетплейсе товары собственного производства:
Исключение – продукция, подлежащая обязательной маркировке и сертификации. Даже, если она изготовлена собственноручно. Например, детские игрушки, лекарства, обувь, шубы, молочная продукция, торты. Такие товары от самозанятых «Озон» не примет.
Полный перечень подакцизной и маркируемой продукции можно посмотреть на сайте «Честный Знак».
Единственная загвоздка в том, что с 2024 года в РФ, скорее всего, будут маркироваться все товары. Тогда реализация на режиме НПД, в том числе и продукции, сделанной своими руками, станет проблемой.
Доступные модели работы на платформе
Продавать на маркетплейсе пользователи спецрежима могут только с собственного склада. Схема FBO для них недоступна.
Им предлагается 2 модели продаж на выбор:
В стандарт-доставке на схеме RFBS можно выбрать нескольких перевозчиков сразу. Их указывают в методах доставки. Работа с некоторыми организациями на Ozon автоматизирована. Но в большинстве случаев продавцу нужно будет следить за процессами самостоятельно.
Для интегрированных перевозчиков в кабинете указаны актуальные тарифы, география и сроки доставки в разные регионы/города. Чтобы обновить статус отправленных через них заказов, достаточно добавить соответствующие трек-номера в кабинет. После этого система обновляет данные автоматически.
В список интегрированных компаний входят:
Сотрудничая с неинтегрированным перевозчиком, продавец должен сам указывать географию и сроки доставки. По поводу тарифов нужно договариваться напрямую. Также придется отслеживать статус посылок на сайте транспортной компании и менять его в личном кабинете.
Стоимость стандарт-доставки определяется тарифами выбранной логистической службы. В основном это зависит от способа отгрузки, скорости и варианта доставки.
Экспресс-метод предусматривает самостоятельную отправку, через курьера или такси. О стоимости логистики на разных моделях работы расскажем в одном из следующих разделов.
Особенности регистрации и пользования личным кабинетом
Чтобы начать работать на маркетплейсе, самозанятым необходимо выполнить обычную регистрацию. После завершения процедуры платформа даст доступ к личному кабинету для управления продажами.
Там нужно будет указать расчетный счет. Важно, чтобы он принадлежал именно плательщику НПД. Выплаты на него будут приходить 15-го и 25-го числа каждого месяца.
Также предполагается, что самозанятые смогут пользоваться гибким графиком выплат. Это новый финансовый инструмент, в рамках которого чистая прибыль за продажу начисляется ежедневно буквально по нажатию двух кнопок. Он доступен для партнеров, прошедших специальную оценку маркетплейса.
Условия подключения:
В процессе регистрации следует указывать достоверные данные и документы. Договор для самозанятых такой же, как для ИП и ООО.
Если при проверке выяснится, что у продавца нет статуса самозанятого, ему откажут в заключении договора. Проверку делают через ФНС. Если такой факт выяснится в будущем, платформа может приостановить продажи или полностью расторгнуть договор с партнером.
Тем, кто уже раньше регистрировался на «Озон» в качестве самозанятого, необходимо повторить регистрацию с другой электронной почты. Это связано с тем, что на маркетплейсе нельзя изменить информацию в уже созданных личных кабинетах.
Страница регистрации на маркетплейсе
Самозанятым продавцам доступны лишь те услуги и товарные категории, которые не запрещены налоговым режимом. Все остальное в личном кабинете скрыто для того, чтобы селлерам было проще соблюдать законодательство.
Поскольку плательщики НПД продают уникальный товар собственного производства, им придется создавать карточку для каждой позиции самостоятельно. Прикрепиться к чужой в данном случае невозможно.
Оформлять карточки необходимо в соответствии с правилами платформы. Перед этим стоит изучить требования к названиям, фотографиям, описанию.
Желательно указать в карточке, что это уникальное изделие ручной работы:
Работая на маркетплейсе, важно выполнять все требования закона по отношению к самозанятости:
Для отгрузки продукции нужно будет готовить стандартные акты и транспортные накладные. Их можно загрузить с личного кабинета.
«Озон» подчеркивает, что ответственность за соблюдение законодательства и нарушение правил – на предпринимателе.
Если по какой-то причине продавец теряет статус самозанятого (прекращает самостоятельно, теряет право на применение режима), он обязан немедленно сообщить об этом маркетплейсу и приостановить продажу товара по договору. При смене режима налогообложения придется создать новый личный кабинет.
Комиссия для самозанятых
Размер комиссии для продавцов со статусом самозанятости не отличается от тарифов для остальных селлеров. С каждой продажи высчитывается определенная сумма в зависимости от категории продукции. Комиссия в разных категориях составляет от 4% до 15%. С февраля 2021 года ее значительно уменьшили.
Текущие тарифы на некоторые категории:
С полной таблицей комиссии за продажу по категориям можно ознакомиться в разделе базы знаний маркетплейса «Комиссии и тарифы».
На «Озон» бывают случаи, когда в момент оформления заказа товарная категория не определяется. В таких ситуациях берется комиссия в размере 9%.
Сумма оплаты за доставку при работе по схеме FBS формируется с учетом следующих критериев:
Механизм формирования стоимости логистики для продавцов на схеме FBS
К примеру, из Москвы в Казань нужно доставить посылку с одеждой по цене 1 500 рублей. Ее объем – 1,5 литра. Вес – 1,1 килограмм. Расходы за обработку и доставку составят 215,70 рублей:
Селлеры, работающие на RFBS, из Москвы, Подмосковья, Питера и Новосибирска могут выполнять экспресс-доставку по методу «Партнерами Ozon». Это перевозка посылок от склада продавца до конечного потребителя.
В данном случае действует несколько тарифов в зависимости от расстояния:
При отказах от получения посылки к полной стоимости доставки добавляется еще половина суммы тарифа.
Рассчитать потенциальные расходы и ожидаемую прибыль с конкретного товара можно в специальном онлайн-калькуляторе:
Заключение
Раньше «Озон» работал только с самозанятыми курьерами. В последнее время количество запросов на подключение обычных предпринимателей со статусом самозанятости превысило несколько десятков в месяц. Поэтому маркетплейс добавил возможность сотрудничества и с данной категорией продавцов.
Это сделано с целью поддержки начинающих предпринимателей и расширения ассортимента платформы за счет уникальной продукции. Сейчас в России около 2 500 000 самозанятых. По данным аналитиков в 2024 году эта цифра превысит 8 000 000.
Обязательные условия Ozon для пользователей спецрежима:
Процесс регистрации, размер комиссии за продажу и тарифы логистики для плательщиков НПД на «Озон» такие же, как для ООО и ИП.
Задать любые дополнительные вопросы по поводу работы самозанятых на маркетплейсе можно в службу поддержки. Доступ к ней есть в личном кабинете каждого селлера. Все сотрудники службы предварительно прошли специальный курс по оказанию помощи самозанятым. Поэтому селлер может рассчитывать на профессиональные, компетентные ответы по теме.
Как начать продавать на Озоне: самое полное руководство
На Postium есть руководство, как продавать на маркетплейсе Вайлдберриз. Озон — его прямой конкурент с посещаемостью более 4 миллионов человек в день. В Озоне можно купить практически любой товар, у него есть удобные постаматы и доставка курьером. Часто продавцы сотрудничают сразу с несколькими маркетплейсами, чтобы увеличить объем продаж, хотя может быть достаточно сотрудничества только с Озоном.
В данной статье расскажем, как начать продавать на Ozon: как зарегистрироваться продавцом, какие есть модели работы с площадкой, что закладывать в расходы, плюсы и минусы продаж на Озон.
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Как начать продавать на Озоне: пошаговая инструкция
Разбираем самые важные моменты сотрудничества.
Как стать продавцом на Озоне
Чтобы продавать на маркетплейсе, нужно иметь один из трех статусов:
Важное для самозанятых:
— нужно быть официально зарегистрированным, как самозанятый — модераторы вручную проверяют статус в ФНС;
— можно продавать товары только собственного производства;
— запрещены товары, для которых нужны сертификаты и маркировка (например, торты или детские вещи);
— возможна модель сотрудничества FBS и RFBS. О моделях подробнее расскажем ниже, но суть в том, что отправлять товары самозанятый может только со своего склада. Просто в первом случае товары доставляет Озон, а во втором — самозанятое лицо;
— выплаты производятся 2 раза в месяц: 15-го и 25-го числа;
— как и другим продавцам самозанятым нужно подписать договор оферты и готовить накладные и акты для отгрузки товаров (скачиваются в личном кабинете);
Модели сотрудничества с Озон
Для начала стоит оговориться, что можно не только быть продавцом на Озоне, но также стать прямым поставщиком товаров (Озон будет выступать в качестве ритейлера), открыть точку выдачи или зарегистрироваться в реферальной программе маркетплейса и получать % с продаж.
Непосредственно для продавцов товаров предусмотрено 3 модели сотрудничества (на выбор):
FBO. Продавец только возит свой товар на склад Озона. Маркетплейс сам размещает товары на сайте, принимает заказы и оплату, упаковывает товар и доставляет его покупателю.
FBS. Продавец хранит товары на своем складе. Когда покупатель делает заказ, Озон сообщает об этом продавцу через личный кабинет. Продавец упаковывает товар и готовит его к отправке. Либо передает его курьеру Озона либо доставляет в пункт приема. Доставкой до конечного покупателя занимается Озон.
Важно: работать по этой модели могут только продавцы из Москвы и Санкт-Петербурга.
RFBS. Продавец хранит товары на своем складе. Доставлять может как своими силами, так и через службу доставки Озон.
P.S. Некоторые товары можно продавать только со своего склада. Например, стройматериалы. Некоторые можно доставлять только своими силами. Обычно это касается быстропортящихся, вредных и хрупких товаров, например, живых цветов или пестицидов.
Какие расходы учитывать при сотрудничестве с Озон
Озон дает продавцам просмотры и заказы, но за это нужно платить. Типичная ошибка новичков — не учесть все расходы при выборе товара и формировании цены. Расходы, которые нужно закладывать при ценообразовании:
Комиссия. Озон берет от 4% до 15% с продаж. Размер комиссии зависит от категории. Комиссия автоматически рассчитывается и отображается в личном кабинете в списке товаров после добавления карточки товара и прохождения модерации.
Полную таблицу можно найти в базе знаний маркетплейса на seller-edu.ozon.ru. Раздел «Комиссии и тарифы Ozon».
Оплата за доставку. Цена отличается при отправке со склада Озон или при отправке со своего склада, но через службы доставки Озон.
Если со своего склада, в стоимость доставки входит:
Если товар с вашего склада, а доставка производится службой Ozon Rocket (при модели FBS) в стоимость входит:
Расходы при доставке со своего склада, но партнерами Ozon (модель RFBS) — зависит от километража.
Здесь уже нужно платить за отказ покупателя забрать товар или ваш отказ выдать товар курьеру и отвезти его до пункта приемки.
*Доставлять заказ таким способом можно только из Москвы, Подмосковья (до 30 км от МКАД), Санкт-Петербурга и Новосибирска.
Возвраты. Нужно учитывать, что практически нет товаров, которые бы выкупали в 100% случаев. И дело не только в качестве товара. Например, покупатель может взять 4 товара разного цвета и размера, чтобы посмотреть на них вживую, а в итоге забрать только 2. Оставшиеся 2 поедут назад. Соответственно, придется платить частично за «холостую» доставку, а также упаковку этих товаров.
Программа электронного документооборота. Это одно из условий сотрудничества с площадкой, особенно если работать по модели фулфилмента. Соответственно, добавляем расходы на программу.
Дополнительные расходы. Обработка излишков, оплата работы упаковщика, штрих-коды, материал для упаковки (если упаковываете самостоятельно).
Совет: кроме денежных расходов нужно учитывать трату времени на работу с маркетплейсом. Чтобы не перескакивать из окна в окно, обрабатывая заказы, выгружая товары и формируя отчеты, советуем выбрать CRM для бизнеса, у которой есть интеграция с Озоном.
Окончательная сумма расходов зависит от модели сотрудничества, типа и веса товара, склада, с которого отправляется товар, расстояния до покупателя. Учитывайте, что тарифы, указанные в данной статье, могут меняться со временем.
У Ozon есть калькулятор, позволяющий рассчитать заработок с учетом расходов. Находится на calculator.ozon.ru. Нужно подставить данные в форму и нажать «Посчитать».
Как зарегистрироваться продавцом на Озоне
Шаг 1. Сама регистрация. Нужно зайти на портал OZONSeller (seller.ozon.ru) и нажать на кнопку «Войти» в правом верхнем углу.
Либо прокрутить чуть ниже и найти на странице описания преимуществ сотрудничества с Озон кнопки «Зарегистрироваться», «Хочу участвовать», «Я в деле». Страница может меняться и ее содержимое тоже в зависимости от времени года, праздников.
Если нажали «Войти» то откроется форма для входа уже действующих покупателей. Чуть ниже находим кнопку «Зарегистрироваться».
Указываем страну (РФ или другая) и жмем «Далее». От выбора страны зависят доступные модели сотрудничества.
Если продавец с РФ можно зарегистрироваться по номеру телефона, если нет — через почту.
Нужно заполнить дополнительные данные — ФИО (если ИП), название компании (если ООО), город, организационно-правовую форму (ИП, ООО, самозанятый), тип и категорию товаров.
Шаг 2. Заполнение данных в личном кабинете. После регистрации продавец попадает в личный кабинет, где нужно пройти еще 3 этапа:
1.Заполнить данные о компании.
2.Приложить сканы документов (ИНН, ОГРН, зависит от организационно-правовой формы).
3.Указать платежные реквизиты.
После этого аккаунт уходит на проверку модераторами. Срок проверки — 1 рабочий день плюс-минус.
После одобрения аккаунта можно начинать полноценно работать с площадкой — выбирать модель сотрудничества, выгружать товары, оформлять карточки.
Товары можно добавлять вручную, импортировать из XLS файла или загружать через сервисы.
Как добавить и оформить товар на Озон — инструкция
Разбираемся пошагово. Для начала советуем взять любую карточку на Озон (лучше из главной страницы) и посмотреть внимательно, из чего она состоит. В ней есть название, характеристики, фото и цена.
Чем подробнее описание и характеристики и чем больше фото, тем лучше.
Как уже было сказано, товар можно добавить одним из трех способов — вручную, из файла, через сервисы. Рассмотрим вариант ручного добавления.
У Озона есть полезная фишка — если у вас неуникальный товар, который уже продается на маркетплейсе другим продавцом, можно скопировать чужую карточку, а не создавать новую. С добавлением своей цены и артикула.
Расписываем кратко оба варианта добавления товара:
Добавление неуникального товара на Озон
Шаг 1. Находим товар на Озоне. Можно найти по названию. Тут важно изучить все фото и описание, так как они автоматически подтянутся в нашу карточку и после их нельзя будет изменить. Если на фото товар чуть отличается или есть фото упаковки (а у вас такой упаковки нет), надо выбрать другую карточку. Иначе могут быть плохие отзывы на тему того, что на фото один товар (или определенная упаковка), а прислали другое.
Шаг 2. Заходим в личный кабинет Озон. Аккаунт должен быть подтвержден. Находим раздел «Товары» — «Добавить товар».
Шаг 3. Озон предлагает 2 варианта. Нас интересует «Товар уже продается Ozon». Здесь можно ввести название товара, код или конкретную ссылку.
Шаг 4. Выбираем карточку товара из списка. Тут нужно быть внимательными — если искали по названию, а не по коду или ссылке, выпадает много вариантов. У товара может совпадать фото, но не совпадать название. Или совпадать название, но не совпадать категория. То есть не надо кликать на первый попавшийся в списке, ищем именно нужную карточку. После чего жмем «Выбрать».
Важно: карточка появится в списке, если продавец разрешил копирование данных. Если нет — нужно найти аналог в списке, но опять-таки внимательно смотрим, чтобы он соответствовал вашему товару.
Шаг 5. Поднимаемся наверх, в окошке справа будет написано «Выбрано товаров: 1» (если выбирали один). Жмем «Завершить добавление».
Можно выбрать сразу несколько товаров. Но стоит учитывать, что у каждой вариации (цвет, размер, комплектация) должен быть свой артикул.
Шаг 6. Все, что останется — добавить артикул (можно взять в своей системе учета товара), назначить цену и указать, облагается ли данный товар НДС. Жмем «Добавить товар».
При таком варианте товар модерируется за несколько минут и его сразу можно продавать. Это самый простой способ выкладывать товары на Озон.
Плюсы и минусы такого способа:
Плюсы:
Минусы:
Добавление уникального товара на Озон
Если размещаете товар, который еще не продается на Озон, например, вещь собственного производства, нужно создавать новую карточку.
Шаг 1. Первые шаги, такие же, как при добавлении неуникального товара. Идем в «Товары» — «Добавить товар». Но теперь уже выбираем «Новый товар».
Шаг 2. Вводим основную информацию по товару. Поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению. Но лучше заполнить максимум информации, которая у вас есть. Чем больше данных — тем лучше ранжируется товар.
— Название. Чем четче сформулировано название, тем лучше.
Требования к названию:
Примеры, что можно указать в названии:
Бренд + название в оригинале (если товар не российского производства) + перевод + количество.
Тип товара + бренд + название + самые важные характеристики.
Не обязательно указывать длинное название, как в примере с БАДом. Это зависит от типа товара. Если вы, например, продаете несколько видов витаминов под разными брендами, логично прописать более точное название, так как люди ищут конкретные витамины с определенным составом.
*Если не заполнить название, оно подтянется из других полей карточки.
— Бренд. Указываем название бренда. Если вы продаете товар чужого бренда, у вас могут запросить документы, разрешающие продавать этот товар.
— Штрихкод. Указываем свой или генерируем в карточке.
— Категория. Выбираем категории и подкатегории. Чем точнее указана категория, тем лучше.
— Артикул. Еще один обязательный к заполнению пункт.
— Цена. Тут есть 3 типа цены. Просто цена — это основная цена, которая может отображаться с учетом скидки. Цена до скидки — это цена без скидок, цена с Ozon Premium — для клиентов Премиум.
— НДС. Указываем ставку НДС, если есть.
— Вес и Габариты. Эта информация влияет на стоимость доставки.
— Описание. Даем подробную информацию о товаре.
— Основные характеристики. Это целевая аудитория, размер, страна-изготовитель, пол, цвет, материал. Точные характеристики зависят от типа товара.
— Дополнительные характеристики. Они тоже зависят от типа товара.
Шаг 3. Загрузка медиа. Это фото и видео о товаре. Медиа влияет на восприятие товара покупателями и может стать мотивирующим фактором для совершения заказа.
Озон серьезно относится к качеству медиа и не пропустит карточку с плохими фото и видео.
Минимальные требования к фото:
Пример удачных фото:
*Лучше добавить несколько фото, чтобы можно было рассмотреть товар с разных сторон. Также позаботьтесь об изначально высоком качестве фото. Если навести мышку на фотографию товара в карточке Озон, она увеличивается и можно рассмотреть детали.
Видео можно загрузить только через добавление ссылки с YouTube.
Шаг 4. Предпросмотр. На данном этапе можно посмотреть, как увидят карточку покупатели и проверить корректность ввода данных. Жмем «Добавить товар», и он отправляется на модерацию. Проверка уникальных товаров занимает больше времени, чем одобрение существующих карточке, так как проводится вручную. От 1 до 3 дней.
Список товаров со статусами отображается в разделе «Товары» — «Список товаров».
*Если товар не прошел модерацию — его можно отредактировать. Исправить характеристики или загрузить новые фото. После чего нужно отправить товар на модерацию еще раз. Только если вы не нарушили правила площадки, добавляя товар (например, запрещенный). В данном случае карточка будет удалена, а сотрудничество расторгнуто.
Плюсы и минусы сотрудничества с Озон
У площадки есть достоинства и недостатки. Объективно говоря, не всем продавцам выгодно сотрудничать с площадкой. Например, если вы продаете не свой товар и у вас маленькая маржа, она может не покрыть комиссии Озона. Лучше обстоят дела у производителей товаров — они более свободны в ценообразовании и не зависят от поставщиков.
Плюсы сотрудничества с Озон:
Минусы:
Заключение
Итак, если угадать с товаром и правильно рассчитать цены, можно хорошо зарабатывать на продажах через Озон. Но стоит помнить и о нюансах, особенно о расходах. Озон не обязательно использовать как единственный канал сбыта. Площадка может стать дополнительным каналом продаж и способом привлечь внимание к бренду (если продаете под своим брендом).
Также Озон позволяет получить опыт в продажах. Для упрощения работы с маркетплейсом советуем использовать CRM с интеграцией с Озоном, а также сервисы аналитики для поиска удачных товаров и анализа конкурентов.