Как татары пришли в россию
Татары: тюркская скрепа России. Часть 1: как они получились
Я татарин на лицо,
Да с фамилией хохлятской…
Ю. Шевчук, музыкант, лидер группы ДДТ
5,5 миллионов человек (около 4% населения современной России), тысячелетняя история, богатые традиции, уникальный социокультурный код… Татары уже много веков играют значимую роль в истории России. Сегодня мы начинаем рассказ о сложном историческом пути и богатых традициях этого народа.
Ствол один, а корней много
У татарского этноса нет единого корня. В татарах течёт кровь гуннов, поволжских булгар, кипчаков, ногайцев и многих других народов. Предки татар никогда не жили в изоляции: они активно передвигались, смешиваясь с различными тюркскими и нетюркскими племенами. На их этногенез оказали влияние финно-угры, населявшие Поволжье до прихода туда тюркских племен, и славяне.
Действительно, не всё так просто с происхождением татарского народа, собственно, как и со многими другими этносами. В современной научной литературе преобладают три теории этногенеза татар. Согласно первой, булгаро-татарской версии, ключевым моментом этногенеза современных татар был период Волжской Булгарии, когда и были заложены основные этнокультурные особенности татарского народа. По этой версии, татары и чуваши (часть 1, часть 2) имеют практически идентичные корни.
Сторонники второй, татаро-монгольской версии считают, что формирование этноса произошло в период Золотой Орды, когда кочевые племена переселились в Восточную Европу, где смешались с половцами и приняли ислам. Причём к татарам тут относят всё население всех государств Чингизидов. В итоге получается причудливая картина: чуваши произошли от булгар, а татары – от монголо-татар. Видимо, родство чувашей нравилось не всем историкам и особенно духовным и политическим деятелям.
Наконец, адепты третьей теории, тюрко-татарской, отмечают комплексный и протяжённый во времени процесс формирования татарского народа. Сегодня именно эта концепция является наиболее распространённой.
Скорее всего, татарский этнос не сформировался в одночасье и имел множество корней.
От гуннов к булгарам
Историки выделяют три стадии формирования татарской идентичности. На первой стадии образовались основные компоненты, которые затем сложились в татарский народ: тюркский компонент в виде булгар, язык половцев (кипчаков) и ислам, благодаря принятию которого тюркские племена получили богатую культурную традицию и письменность на основе арабской графики. Именно религия и письмо стали в последующим тем «клеем», который из разных этнических групп склеил татар.
Второй этап связывается с Золотой Ордой. Считается, впрочем, что он не оказал значительного влияния на культуру и язык татарского народа. Третий этап связывается с укреплением и кристализацией заложенных ранее этнокультурных особенностей в рамках Казанского Ханства и российского государства.
Несмотря на то, что тюркские племена формировались на огромной площади – от Маньчжурии до Боспора Киммерийского, – именно Поволжье стало в итоге родиной современных казанских татар. Волго-Уральское междуречье занимает особое место в средневековой истории Евразии. Эта территория, по мнению казанского историка М.К. Закиева, стала «связующим звеном между двумя континентами, находясь в центре великого и древнего пути многосторонних культурных связей и… грандиозных переселений».
Гуннское нашествие открыло дорогу на Запад тюркским народам, которые в середине I тыс. н.э. проникают в регион Волго-Урала. После распада гуннской империи на её перифериях возникают первые этнополитические образования прототюрков. К середине VI в. тюрки завершили покорение Поволжья и Приуралья, а Тюркский каганат стал включать огромную территорию от Маньчжурии до Боспора Киммерийского (Керченского пролива).
После распада Тюркского каганата часть племен (булгары и сувары) двинулись на Запад и образовали сначала Великую Булгарию. Позже, уже в VII в. их потомки (т.н. «серебряные» булгары) переместились на Дон, а оттуда в Среднее Поволжье, где и создали новое государство – Волжскую Булгарию. Другая часть племён была подчинена хазарами и включилась в Хазарский каганат.
Процесс возвышения государства шёл практически одновременно с укреплением мусульманской религии в Волжской Булгарии. На самом деле с исламом булгары познакомились еще в VIII в., когда арабы начали свои вторжения в Хазарию, а багдадское посольство 921-922 гг. лишь означало формальное признание нового мусульманского государства не севере ойкумены.
В это же время в Волжской Булгарии начинается активное градостроительство и развитие транзитной торговли. Именно поэтому иноземные купцы и путешественники называли Булгарию «страной городов», наиболее крупными из которых были Биляр-Булгар, Сувар, Ошель и другие. Ну а к XIII в. складывается один из основных корней современных казанских татар – булгарская народность, вобравшая в себя тюркские, финно-угорские и даже славянские компоненты.
Именно в Волжской Булгарии формируется этническая основа современных татар, которая дополнилась важнейшей культурной составляющей – исламом в конце I-начале II тысячелетия н.э.
Татары – не монголы
Как известно, огромная Великая Монгольская империя Чингисхана в XIII в. распадается на четыре новых государства: удел Великого хана и улусы Джучи, Чагатая и Хулагу. Именно Золотая Орда подчинила себе Волжскую Булгарию, северо-восточные княжества Руси, огромные степные просторы современного Казахстана и Западную Сибирь. Новых хозяев стали называть монголо-татарами.
Итак, татарами в различные времена звали то отдельные тюркские племена, истреблённые Чингисханом, то все монгольские народы «из-за их чрезвычайного величия и почётного положения». Посол венгерского короля Белы IV Юлиан во время своего путешествия к половцам в XIII в. этноним «татары» связывал с греческим «Tartaros» – «ад», преисподняя. Для некоторых европейских историков «татары» были синонимом слова «варвар». Именно поэтому на некоторых средневековых картах можно встретить обозначение Московии как «Московская Тартария». Этот факт весьма красноречиво характеризует стереотипы общественного сознания как средневекового Запада, которые современные медиа воспроизводят в отношении России и населяющих её народов даже в ХХI в.
В любом случае монголы и татары имеют разные корни, но по иронии судьбы, покорённые монголами более многочисленные тюркские племена, среди которых, возможно, было и племя татары, стали частью общего названия завоевателей. Поэтому после распада Золотой Орды татарами называли правящую мусульманскую верхушку, а вслед за ней всё остальное многонациональное население ханств, исповедующее ислам.
Так появились казанские татары в Казанскам ханстве, астраханские татары в Ногайской орде и сибирские татары в Сибирском ханстве. Отсюда и столь ощутимые различия во внешности современных татар.
Поглощённые Ордой
Волжская Булгария впервые испытала на себе силу монголов осенью 1223 г., когда после битвы на Калке Субедей повернул в степи Поволжья. Однако первый раунд остался за булгарами. Заманив монголов в заранее приготовленные засады, булгары напали на них с тыла и перебили наступавших.
Затем, вплоть до печально известного похода Бату (Батыя) на Русь, Волжская Булгария вместе с присоединившимися к ней кыпчаками, аланами и мадьярами выступала главным форпостом на пути движения монголов на северо-запад. В 1229 г. центром сопротивления стал город Саксин, в 1232 г. эстафету принял Биляр. Но как в первом, так и во втором случае «…Приидоша Татарове и зимоваша, не дошедшее Великого города Булгарьскаго…»
Биляр был сожжён и полностью разрушен. Его участь разделили остальные города Волжской Булгарии. Думается, что после падения центра обороны Булгарии организованное сопротивление прекратилось. Более того, часть булгарской знати и народов, населявших Волжскую Булгарию, перешла на сторону монголов. Так, сообщалось, что «один князь со всем народом и семьёй покорился владыке Татарии, но другой с немногими людьми направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил».
Народы Волжской Булгарии, оказавшись на пути монгольского войска, вынуждены были выбирать между сопротивлением монголам и непременной гибелью и покорностью, которая предполагала дальнейшее участие в походах империи.
Монголы не ограничились одним походом в Булгарию. Уже в 1238 г. монгольские тумены вновь вторглись на территорию Волжской Булгарии, а также подавили оставшиеся очаги сопротивления, прежде всего кыпчаков и их союзников. В итоге, к весне 1239 г. в состав Улуса Джучи вошли Волжская Булгария, территория совремемнной Башкирии, западный Дешт-и-Кыпчак и частично Северный Кавказ.
Золотая Орда уничтожила лишь государственность Волжской Булгарии, однако в конечном счёте малочисленные монголы сами оказались покорены (ассимилированы) более многочисленными тюрками.
Ак-Орда
Вернувшись из европейского похода, Бату как младший сын Джучи был вынужден искать себе другое место для ставки, т.к. отцовская была занята старшим братом – Орду. Центром батыевой части Улуса (Ак-Орды) стал г. Булгар, но сам хан, будучи кочевником, вёл соответствующий образ жизни. Только в 1250-х гг. недалеко от современной Астрахани был основан стольный город Сарай. Так и кочевал Бату с наследники между этими двумя городами.
С 60-х годов XIII в. историки датируют юридическое оформление Улуса Джучи, или привычной всем Золотой Орды. Несмотря на подчинённость власти великого хана, авторитет и влиятельность Бату были исключительными. Так, для вступления ханского приказа в силу на западе империи требовалось его подтверждение от Бату.
Большая часть бывшей Волжской Булгарии составила Булгарский улус Золотой Орды. Причем, по мере расширения усобиц в Орде, зависимость Булгарского улуса снижалась. Историки отмечают, что эта провинция была одной из самых развитых областей
Орды. Самым крупным городом становится Булгар. Выгодное географическое положение на пересечении речных и сухопутных путей делали его важным пунктом мировой торговли. Во второй половине XIII – начале XIV в. Булгар переживает расцвет. Новое дыхание получает бывший булгарский город Казань, который превращается из приграничной крепости в один из заметных экономических и политических центров Среднего Поволжья, а после усобицы 60-х годов именно Казань становится новым центром бывшей Восточной Булгарии.
Достаточное количество ресурсов для ведения многоотраслевого хозяйства, традиции осёдлости, которые существовали здесь с VIII-IX вв., а также укоренившаяся городская культура способствовали экономическому возвышению Булгарского улуса Ак-Орды. Огромное значение имели проходящие здесь торговые пути, прежде всего Волжский торговый путь.
Города Поволжья стали также крупнейшими культурными центрами. Причём основным языком общения в золотоордынских городах и степных районах Улуса Джучи становятся различные диалекты кыпчакского языка. Таким образом, немногочисленные монголы, выступившие завоевателями Волжской Булгарии, Древней Руси и других средневековых государств в целом, не навязали своего языка и религии покоренным народам, а фактически растворились в «тюркском море». Кроме того, популярным в Золотой Орде были персидский и арабский языки.
Золотая Орда с самого начала была многонациональным государством с неизменным преобладанием тюркского компонента. Свидетельством тому является то, что монголы в тюркской и мусульманской среде, а также в Китае упорно именовались татарами, хотя по сути таковыми не являлись. Кстати, именно это тюркское обозначение монголов укоренилось на Руси, в Западной Европе, в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Всё указанное подтверждает указание ал-Омари, что «они (монголы) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их и все они стали точно кыпчаки…»
Побеждённые в военном отношении тюрки стали победителями в этническом, а главное, в культурном плане. Тем не менее, победой монголов стало название многонациональных тюркских жителей Золотой Орды, которых стали именовать не иначе как «татары». Дальнейшая история теперь уже почти единого народа – татар – была почти целиком связана с Казанским ханством и Русью.
Литература:
История татар. В 7 т. Т. 1-3. Казань, 2002-2009.
Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2002.
Откуда произошли татары?
Второй по численности народ Российской Федерации имеет свои специфические особенности и историю происхождения.
Ошибочно думать, что татары в России появились в результате татаро-монгольского игра и являются его прямыми участниками! На самом деле, большая часть татар, а именно татары Казани, пострадали от татаро-монгольского нашествия ничуть не меньше самой Руси.
А происхождение этого народа, весьма необычно!
Традиционно, татары разделяются на три ветви: поволжские татары, сибирские татары и астраханские татары.
Кроме того, генетические исследования показали, что все три группы не имеют общих предков и таким образом, формировались независимо друг от друга, из разных компонентов, объединенных лишь общим этнонимом возникшим поздно, в результате нахождения уже в составе Золотой Орды.
Приволжские татары
Это наиболее европеизированная часть татар.
Известно, что после поражения Великой Булгарии в Причерноморье от Хазарского каганата, часть булгар ушла на юг, в нынешнюю Болгарию, а другая часть на север, основав Волжскую Булгарию, столицей которой стала затем Казань.
Булгары, как этнос имеют смешанное тюрко-иранское происхождение, поэтому свои типажи они принесли и в будущий Татарстан.
Так называемое постсарматское население: народы и племена, которые остались на обломках скифо-сарматского мира, ведущие кочевое хозяйство и являющиеся преимущественно европеоидами палеоевропейского типа, пришли в Булгарию и встретили там своих близких родичей – финно-угорские племена.
Они тоже были представителями палеоевропейского типа, но в результате проживания в холодном климате и метисации с монголоидами еще во временам неолита, аборигены Татарстана были куда менее рослыми и имели легкие монголоидные черты.
Все это характерно и для нынешнего населения Прикамья и Поволжья.
Это население смешалось во времена Волжской Булгарии, а после принятия ислама, а тем паче после вхождения в состав Золотой Орды, стала регулярно получать приток тюркских и монгольских генов от наместников, воинов, проповедников и купцов.
Степень монголоидности у приволжских татар возрастает по мере роста социального положения человека.
Тем ни менее, поволжские татары довольно европеоидны, зачастую их с трудом можно отличить от русских соседних губерний, их выдает лишь некоторая более частая монголоидность ряда признаков: эпикантус века, более широкое лицо, более темный цвет кожи и волос, подавляющая частота астенического и гиперстенического сложения.
Астраханские татары
Здесь, все то же постсарматское население испытало на себе сильнейшею экспансию тюркских народов: хазар, половцев, печенегов, огузов, что сильно отразилось на их внешнем облике.
Астраханские татары имеют скорее южноевропейскую внешность, с сильным влиянием туранидного (тюркского компонента), типичные для приволжских татар североевропейские типажи, пусть и с монголоидной примесью, для них крайне редки!
Но с точки зрения происхождения татар от степных кочевников, астраханские татары имеют больше прав претендовать на это, чем казанские.
Сибирские татары
Наиболее сложные в генетическом плане!
Здесь и мигранты из Восточной Европы – те же приволжские татары, которые по каким-то причинам оказались в Сибири, во времена Орды.
И огромный пласт среднеазиатских тюрок из Узбекистана и Киргизии, которые формировали правящие династии сибирских татар и имели давние связи с регионом.
И потомки аборигенных самодийских и угорских народов Западной Сибири, уралоидной расы и южно-сибирского типа, которых в последствии стали называть остяками.
Сибирские татары по особенностям своего этногенеза очень близки к казахам, оба народа являются европеоидно-монголоидным этносом, с преобладанием монголоидных черт.
Все это вместе не позволяет считать сибирских татар отдельным народом, а скорее этнической группой, имеющие некоторые общие черты, но принадлежащей к разным этносам в основе.
Если татары Татарстана наиболее европеоидны, то сибирские, напротив, наиболее монголоидные.
Общее у татарских народов
Таких разнородных татар, тем ни менее много объединяет: большинство татар-мусульмане суннитского толка, хотя есть и православные, а также язычники.
Есть общая система праздников и кулинарных особенностей, общее самоназвание «татар» или «тадар», которое первоначально возникло в среде западно-монгольских народов.
Общее антропологические черты: средний рост, брафикефалия, доминирование темных глаз, средний и слабый рост бороды у мужчин, умеренно широкое лицо, высокая частота эпикантуса или складки верхнего века.
Но при этом татары не являются однородным этносом с общей генетикой, это скорее культурная принадлежность и общность истории.
Происхождение татар
Всё больше современных историков начинает понимать, что официальная версия истории нашей страны и других народов, написанная под диктовку ватиканских фальсификаторов истории, политиканов, пропагандистов и околовластных шовинистов всех мастей, базируется на многих фантастических домыслах, откровенных вымыслах и попросту ничем не подтверждённой лжи.
Одними из таких исторических мифов является миф о том, что татарский народ якобы появился откуда-то из монгольских степей, просторы Сибири и Центральной Азии якобы являются родиной монголоидов, а европейская раса имеет свои корни якобы в Западной Европе. Все последние находки и исследования категорически опровергают это средневековое мифотворчество.
Современный татарский этнос сформировался на территории Центральной Евразии из народов и племён, проживавших от Европы до Китая.
Современными иследованиями подтверждено, что не менее 2000 лет до новой эры в Центральной Евразии, где был наиболее благоприятный тёплый климат, растянувшись на пространство от Европы до Китая проживал цивилизованный народ тохары с развитой культурой, архитектурой, ремёслами, торговлей, известный своей воинской доблестью, искусным строительством, с жаждой к знаниям и освоению новых территорий, который проложил Великий торговый (Шёлковый) путь и построил вдоль него поселения.
Ряд исследователей считают, что тохары появились более 6,5 тыс. лет до новой эры. Это подтверждают археологические артефакты.
Тохар описывают как людей европейского, нередко северноевропейского расового типа.
О внешнем облике тохар мы можем судить по фрескам из их буддийских святилищ, которые представляют высоких европеоидов со светлыми глазами и волосами, одетых в яркую одежду и вооружённых палашами. Китайские источники именуют тохар «воинами с длинными мечами».
Созданная тохарами культура включала крупные города, центры образования и искусств, пирамиды, астрономические сооружения, крепости и посты вдоль всего Шёлкового пути. В III веке до новой эры тохары основали государство Тохаристан. К началу VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств и подчинялся тюркам. В начале XIII века Тохаристан вошёл в состав Золотой Орды, где тохар называли татарами. Тюрки до сих пор называют эти земли Татаристан.
В V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии получило известность воинственное влиятельное племя Тата, из которого происходили родом многие военачальники татарского государства «Алтын Урта» (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда», а принадлежащих к этому племени называли татан, татар, тартар. «Тата» на старинных языках некоторых народов Центральной Азии означает “тянуть тетиву”.
Воины, торговцы, путешественники, летописцы, бродячие музыканты, поэты и артисты способствовали распространению этнонима татары, который затем укоренился в языках и литературе народов Евразии.
Самое старое письменное упоминание татар встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар». В X-XII веках этноним татары широко употреблялся в Китае, в Северной и Центральной Азии. В азиатских государствах вклад татар в государственное строительство признан очень значительным.
Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство от Северного Китая до Восточного Туркестана.
В ХIII веке персидский учёный Рашид ад-Дин упоминает шесть татарских государств.
Затем в XIII веке Батый завоевал татарские государства и объединил всех татар в одно государство “Золотая Орда” и целый ряд татарских ханств.
У древних греков слово “Тартар” означало бездна, ад, царство холода и тьмы, которое находится на Севере. В XIII веке, после нашествия с востока армии Батыя, жители Европы, знакомые с греческой культурой стали мифологизировать события, и воспринимать войско Батыя, состоящее из “татар” – как народ, вышедший из ада “Тартара”. Затем у народов Европы татары стали названием всех народов, живущих на востоке за границами христианской Европы. В Средние века на картах Европы Татарией (Tartaria) называлась вся “территория татар”, которая начиналась сразу с границы Московии.
В средневековых письменных источниках европейцы, русичи, иранцы назвали татарами всех жителей Золотой Орды. Татарский язык был государственным языком Золотой Орды. Центральные территории Золотой Орды – это татарские территории, там татары живут до сих пор. Сегодняшний татарский народ – это прямые потомки основного населения Золотой Орды.
Вплоть до XVIII века Европейские историки назвали татарами все восточные народы от Волги до Китая: «Татария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе, которая называется Великая Татария. Татары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Татарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Татарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-западе от Китая». (Энциклопедия «Британика», Том 3, Эдинбург, 1771г., с. 887).
Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили татары – орочи и удэгейцы, как считал Лаперуз, который и дал название проливу в 18 веке.
В XVI веке на территории Золотой Орды начало экcпансию Московское царство, и к концу XVIII века все основные места проживания татар вошли в Российскую империю. В Московии, затем и в Российской империи до ХХ века все тюркоязычные народы так же именовались татары.
С конца XIX – начала ХХ века этнологи полагали, что этноним татары возможно укоренился благодаря сочетанию тюркско-персидских слов “тат” – гора, скала, и “ар” – человек, мужчина, житель.
Московское княжество, начиная с эпохи правления Ивана IV, а затем Российская империя проводили политику захвата сопредельных государств с последующей насильственной ассимиляцией, христианизацией, этническими чистками и вытеснением с исконных мест проживания коренного населения – геноцид. Захвачены и разорены были все татарские государства – Казанское Ханство, Астраханское Ханство, Сибирское Ханство, Крымское Ханство, и другие государства, оставшиеся после распада “Великой Татарии” и “Золотой Орды”. Огромное количество татар бежали из Российской империи в соседние государства – Турцию, Афганистан, Уйгуристан, Польшу, Литву, Финляндию. Но даже после всех зверств царского режима на захваченных территориях выжило большое количество татар.
В XX веке на территории Российской империи после переворота 1917 года была провозглашена Российская республика, затем СССР, который вдобавок аннексировал все исконные территории проживания татар в Средней Азии. Кровавые события первой половины ХХ века – 1-я мировая война, гражданская война, чудовищные преступления большевистско-коммунистического режима, фактически являющиеся геноцидом – массовые убийства, голодоморы начала 1920-х и 1930-х годов, массовые репрессии, 2-я мировая война, депортация, сокрытие заражения территорий татар радиацией, ограничение в правах по национальному признаку, запрет национально-культурных организаций и мероприятий, преступная политика властей СССР, особенно до 1956 года – привели к демографической катастрофе для всего татарского народа, две трети всех татар погибли. В 1991 году СССР распался и образовалась Российская Федерация, включившая в себя основные места проживания татар. Большие исконные территории татар оказались в получивших независимость странах Средней Азии. Но именно с конца ХХ века началось возрождение национальной культуры татарского народа.