Как танцуют в турции мужчины
Никаких предрассудков: в Турции исполняют мужской танец живота
Если вы думаете, что танец живота исполняют исключительно женщины, то будете удивлены. Верите вы или нет, но мужской танец живота — это вполне реальная вещь в Турции. И более того, это модно.
Танцоры-мужчины, одетые в юбки, украшенные монетами и блестящими кистями, встряхивают бёдрами под турецкие мелодии, привлекая внимание аудитории своими экзотическими движениями.
Что характерно, зенне — мужчины, исполняющие танец живота, — явление далеко не новое. При дворе султана Османской империи зенне были вполне обычным явлением, поскольку в то время мусульманским женщинам не разрешалось выступать на сцене. Но после распада империи общество постепенно изменилось, и женщины стали примерять на себя всё больше общественных ролей.
Количество исполнительниц танца живота увеличилось, а зенне почти исчезли. Долгое время никто о них и не вспоминал, но в наши дни интерес к этому древнему искусству воскрес. Началось всё с попыток турецкого правительства возродить некоторые традиции османского прошлого. Энтузиазм проявляло и население Турции, что также способствовало росту популярности мужского танца живота.
«Тот, кто любит танцевать на сцене и срывать аплодисменты, должен это делать»
Теперь зенне приглашают танцевать в клубах и на частных мероприятиях, таких как свадьбы, дни рождения, а иногда даже на «празднование» разводов. Их костюмы очень похожи на те, что носят женщины-танцовщицы — атласные юбки, украшенные драгоценностями пояса и прозрачные накидки. Различие лишь одно: мужчины не надевают бюстгальтеры.
«Мужской танец живота не является чем-то новым, однако в течение последних трёх лет спрос на него значительно вырос. Куда ни посмотришь, везде зенне, словно интерес к исполнительницам-женщинам идёт на спад», — сказал Сегах, 26-летний исполнитель танца живота.
Он настаивает на том, что этот вид искусства предназначен не только для женщин:
«Тот, кто любит танцевать на сцене и срывать аплодисменты, должен это делать».
«Зенне — это сейчас модно, и мы видим их выступления во многих клубах. Это больше не хобби, сейчас люди могут сделать этот танец своей профессией», — сказал режиссёр Мехмет Бинай, снявший в 2012 году фильм под названием «Танцор зенне».
По словам ветерана зенне Алекса, который, возможно, является самым известным исполнителем танца живота в Турции, в прошлом году спрос на услуги зенне вырос вдвое. Сейчас он тратит немало времени, обучая новых зенне, которые хотят войти в этот бизнес. «Если человек в хорошей форме и может научиться танцевать, он может быть привлекательнее, чем женщина. Когда-то это было табу, но сейчас это вызывает всеобщий интерес», — говорит Алекс, которому 38 лет.
Сегах настаивает, что предрассудки существуют и что геям по-прежнему тяжело в патриархальном турецком обществе. Он говорит, что отцу было очень нелегко принять род его занятий, а некоторые знакомые огорчаются, когда смотрят его выступления: «Танцующий мужчина, одетый в юбку, вызывает у них недоумение. Но после того как они посмотрят моё выступление в течение 10 минут, они начинают понимать, что это просто искусство. Они видят, что их жёны и женщины восхищаются и наслаждаются, после чего их отношение к танцу становится лучше».
Сегах говорит, что с детства был очарован исполнительницами танца живота, поэтому и сам стал изучать это искусство в одном из клубов Стамбула. Потом он начал выступать и смог заработать хорошие деньги, выступая в самых престижных столичных клубах.
Танец настоящих мужчин
Только один раз в году в Турции можно увидеть настоящие пляски суфийских дервишей. Поверьте, это того стоит.
[CUT]
Увидеть настоящие пляски суфийских дервишей не так просто. Нас всех «закормили» клоунадой, которой заполнены летние курорты этой страны. Когда мужчина кружится в юбке – это что угодно с точки зрения любого специалиста-сексолога, но к настоящим дервишам это действо точно отношения не имеет. 10 декабря, каждый год дервиши съезжаются в город Конья, на могилу основателя своего ордена, поэта Джалаледдина Руми.
После ритуальной процессии начинается трансовое действо: под барабаны и флейты дервиши начинают все быстрее и быстрее кружиться на месте. Все движения выверены, их значение свято. Поднятая правая рука помогает получить благословение с небес, а опущенная левая передает его земле.Танец продолжается около 10 минут, но за это время в транс успевают впасть не только танцоры, но и публика.
Ни у какого другого танца нет столь странного костюма. Дервиши танцуют в высоких красных шапках, белых длинных платьях с очень широкой юбкой, а черную накидку сбрасывают в начале танца. Но вот каков смысл наряда: белое одеяние символизирует саван, шапка – могильную плиту, а накидка – гробовые покровы. Танец дервишей – это размышление о мире, смерти и возрождении.
Крутящиеся дервиши
Эта «головокружительная» история началась очень давно, в XI веке. В то время мусульмане заняли господствующее положение во многих регионах Среднего Востока и Северной Африки. В награду за успешные походы воины получали власть, земли и золото. Кто-то принимал это как должное, а кто-то — наоборот. И тогда возникла так называемая духовная реакция на богатство и комфорт. Многие обеспеченные люди стали принимать земные блага за искушение, вынуждающее человека забыть о его истинном предназначении. В знак того, что им ничего не нужно и они добровольно отказываются от богатств, эти люди начали носить грубые шерстяные рясы, сшитые вручную. Так появилось новое аскетичное религиозное течение суфизм (в переводе с арабского «суф» — «шерсть»). Его приверженцев называли дервишами, что с персидского переводится как «бедняк», «нищий». Течение не противопоставляло себя общепринятым канонам мусульманства. В суфизме просто появились обряды и церемонии, доселе не свойственные исламу. Одной из таких мистических церемоний был завораживающий головокружительный танец, о котором речь пойдет ниже.
В определенное время в мусульманском мире возникло множество орденов, каждый из которых отличался своим сводом правил, своими сложными ритуалами и собственными порядками. Одно из суфийских сообществ, которое появилось на раннем этапе турецкой истории и очень популярно до сих пор — орден крутящихся дервишей Мевлеви. Это религиозная группа, члены которой — последователи великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми. Орден обосновался в Центральной Турции, в городе Конья, где существует и по сей день.
Главным и основным условием вступления в орден считалось отсутствие у человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения Богу дервиш отказывался от всех мирских соблазнов. Для него категорически неприемлемо было называть вещи «своими». У него не имелось ничего своего — ни дома, ни обуви, ни одежды, ни еды. Некоторые из дервишей жили в общинах, но в основном они бродяжничали и обитали вдали от людей. Дервиши раз и навсегда выбрали себе вечные скитания, долгие дороги и чужие города.
Такой образ жизни снискал им славу приближенных к Богу, аскетов и мудрецов. Сегодня дервишами называют вечных странников, главное богатство которых — открытая душа. Многие почитали за честь и счастье встретить где-нибудь на пыльной дороге дервиша: такая встреча сулила большую удачу во всех делах.
Поэта Мевляну — Джалаледдина Руми, чьими последователями считают себя дервиши, еще называют «Наставник с сияющим сердцем». Он родился в Персии, в городе Балхе (нынешний Афганистан), много странствовал, учился в Ираке, Иране и Сирии, а потом приехал на территорию современной Турции, в Конью, где и прожил до конца своих дней. Отец его был суфием и отдал сына в учение суфийскому мастеру. К концу жизни Руми основал орден крутящихся дервишей Мевлеви. Поэт покинул материальный мир в 1273 году и был похоронен в Конье. Его тело покоится в мавзолее, к которому ежегодно приезжают тысячи туристов и паломников.
Небольшой город Конья 700 лет назад был прибежищем писателей, философов и поэтов, колыбелью турецкой архитектуры и изящных искусств. Творческие люди, спасаясь от татаро-монголов и крестоносцев, нашли в Конье покой и пристанище. Где, как не здесь, мог зародиться суфизм и где, как не здесь, могли придумать дервиши свой таинственный танец? В легендах описывается, как Руми, услышав ритмичное постукивание молотка о дно починяемой кастрюли, даже на площадях и базарах был способен на секунду замереть, а потом начать кружиться в вихре магической пляски.
Завораживающее кружение дервишей (Сема) — один из самых мистических и удивительных танцев на свете. Впрочем, это больше, чем танец, это ритуал, искусство, которое постигается годами. Кстати, дервиша не сразу допускают к исполнению Сема. Перед этим будущий танцор проходит трехгодичное испытание: 1001 день новичок проводит в монастыре, посвящая первый год служению ближнему, второй — монастырю, а третий — заботе о своей душе.
Танец крутящихся дервишей начинается с чтения гимна в честь Пророка. Гимн написал сам Руми. Существует переведенная версия, которую, как правило, и слушают туристы. Потом под звуки музыки появляются танцоры. Каждый предмет одеяния дервишей символичен: юбка в пол — это саван, черная накидка — гроб, конический головной убор — надгробная плита.
Танцоры по одному проходят мимо шейха и кланяются ему, держа на груди скрещенные руки — этим они показывают, что готовы к сближению с Богом. Шейх дает им тайные указания, и под звуки флейты и барабана дервиши начинают кружиться на месте. Для облегчения движения их головы наклонены набок. Члены ордена вертятся слева направо все быстрее и быстрее, завораживая зрителей. Во время танца одна рука у дервиша поднята к небу, а вторая опущена к земле: это означает, что он принимает энергию из космоса и, пропуская ее через себя, отдает земле и людям. Всю без остатка.
Музыка играет все громче, люди вращаются все быстрее. Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей. Они не издают ни звука, не производят ладонями или головой никаких движений.
Во время ритуала дервиши четырежды останавливаются. Эти паузы называются «селями» (приветствия). Первая символизирует познание существования Создателя. Вторая совершается в знак восхищения Вселенной. Третья — в честь любви, рожденной этим восхищением, и перехода в состояние бесконечного творения. Четвертое приветствие посылается душе, покинувшей тело для слияния с Богом. Во время ритуала шейх символизирует Солнце, а остальные вращаются вокруг него, подобно Луне и звездам.
Эта магическая пляска продолжается несколько часов подряд. В конце концов наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто вращаются не они сами, а весь мир вокруг них. Это и есть измененное состояние сознания, мистический транс. Считается, что, находясь в нем, можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать далекие планеты.
Когда звучит последний музыкальный аккорд, дервиши падают на колени. Этим танцоры показывают, что вновь вернулись к людям из своего удивительного путешествия.
Сегодня крутящиеся дервиши — визитная карточка Турции. Каждый год с 10 по 17 декабря в Конье проходит Фестиваль танцующих дервишей. Выбор даты не случаен: так последователи чтят память Руми, отмечая день его смерти этим таинственными представлениями.
В середине декабря в Конью приезжают тысячи паломников и туристов. Во всех магазинах и сувенирных лавках вывешиваются огромные плакаты с символикой фестиваля. На каждом шагу продаются маленькие фигурки танцующих дервишей, которые гости с удовольствием покупают на память. Всю праздничную неделю вход в мавзолей Мевляны (он был преобразован в музей в 1927 году) свободный. Многие мусульмане приезжают к гробнице, чтобы помолиться своему святому, для большинства же туристов это посещение — скорее познавательная экскурсия.
Вообще, на фестивале стараются не раскрывать религиозную подоплеку красочного действа. Представления проходят не только в главном зале музея Мевляны, но и на стадионе. Часть торжеств переносится на обширные площадки, потому что с каждым годом все больше людей приезжает посмотреть магическое шоу, и прежнее место уже не способно вместить всех желающих.
Представление не оставляет равнодушным ни одного зрителя, будь то мусульманин, христианин или атеист. Танец дервишей — прежде всего искусство, одинаково зачаровывающее всех, независимо от веры и расы. Конечно, большинство публики воспринимает это как красочное представление, хотя есть и такие впечатлительные зрители, которые вместе с танцорами входят в транс.
По инициативе правительства Турции и решению ЮНЕСКО 2007-й год был объявлен годом Руми в честь его 800-летия. И тогда же ЮНЕСКО причислило Сема ордена Мевлеви к мировым шедеврам.
Турецкий танец жениха и невесты на свадьбе
Музыка на свадьбах была и остается даже более важной, чем свадебный торт и некоторые другие аксессуары, которые были переняты с Запада. В старые времена свадебные церемонии проводились в двух разных местах. Раньше женщины праздновали отдельно, в сопровождении слепого скрипача, чтобы не стесняться демонстрировать свои танцевальные навыки, не будучи замеченными мужчинами. Мужчины обычно проводили церемонию на открытом воздухе в саду в сопровождении группы из двух частей «Zurna» (деревянный инструмент, немного похожий на кларнет) и большого барабана.
Отметим с самого начала, что следующая информация о свадебных церемониях относится к старым, сельским и консервативным традициям в Турции. Свадьбы сегодня в городах и более современных кругах намного больше похожи на свадьбы в западном стиле, со свадебным банкетом или приемом, объединяющим семью и гостей.
Турецкий национальный свадебный танец и халай
В ночь с хной невеста и жених танцуют не так, как свадьба. Они танцуют друг напротив друга, играя традиционную музыку. После ухода жениха вечер хны продолжается традиционными танцами. Самый популярный турецкий традиционный народный танец «халай» является обязательным во всех видах праздников, таких как помолвки, свадьбы и вечера хны. Как вы видели на видео, группа людей танцует с одинаковыми фигурами, держа руки в кругу. В Турции халай можно танцевать с разными фигурами под разную музыку в разных регионах. Даже способ, которым люди держатся за руки, может отличаться в разных регионах. Особенно Черноморский регион, Фракия, Восточная и Юго-Восточная Анатолия имеют различные типы халая, чем другие регионы.
Хна ночи не длятся долго. Это обычно заканчивается после танцев, так как невеста не должна сильно уставать и должна готовиться к свадьбе. В Турции обычно нет особого праздника для жениха перед свадьбой. Иногда можно увидеть, как жених празднует со своими друзьями, как «мальчишник», но в Турции это не обычный ритуал.
Халай – самый распространенный танец во всей Анатолии. Почти каждая деревня в большинстве частей Центральной Анатолии, Восточной Анатолии и Юга имеет собственный танец (галау) со своей особой мелодией. Танцоры обычно ставят себя в линию или полукруг, держа друг друга за руки или за плечи. Один танцор выступает в качестве их лидера. Он регулирует шаги и направляет фигуры, а иногда он отрывается от линии и исполняет сольные танцы лицом к линии. Там танцуют мужчины и женщины вместе; Тем не менее, есть праздники, которые выполняются только мужчинами или женщинами, и они меняются по манере, стилю и фигурам.
В основном турецкие свадьбы основаны на большом количестве народных танцев. Всю ночь все танцуют как сумасшедшие. В деревнях семья жениха традиционно предоставляет обед для гостей, но в большинстве городских браков – обеда нет, только чипсы и орехи. Почти ни в одном турецком браке не подают алкоголь. Есть две причины отсутствия алкоголя: большинство турецких людей не пьют, а алкоголь очень дорогой в Турции. Кто-то, кто хочет выпить, идет в бар, чтобы купить алкоголь, если свадьба организована в отеле.
В основе каждой турецкой свадьбы лежит турецкий танец жениха и невесты. Хотя музыканты обычно исполняют музыку из любого региона, откуда родом жених и невеста, в данном случае с Черного моря, в репертуаре группы, тем не менее, есть около десятка песен, которые все знают. Хотя часто будут электрический саз (гитара в анатолийском стиле) и клавиатура, всегда присутствуют зурна, трубчатый кларнет с упорами вместо клавиш и давул, без которых многие не могут обойтись без турецкой свадьбы. Музыканты (зурне и давул) сопровождают невесту из ее дома в свадебный салон, и есть даже истории об отмене свадеб, потому что музыканты не появлялись по каким-то причинам.
Конечно, турецкий свадебный и народный танец имеет давнюю традицию. Однако в последние годы набирает популярность относительно молодой вид танцев под названием «Колбасти», появившийся в 1930-х годах в городе Трабзон. Колбасти воодушевляет, и в этом танце традиционные и современные движения гармонируют друг с другом, поэтому танец стал настолько популярным среди молодежи.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
ДЛЯ ДЕВУШЕК ДЛЯ ПАРНЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ СЪЕМКИ Как встать, сест.
У воды нет волос. Хороший человек видит хорошие знаки. Для того, что.
вНочьФонариковое.. Виктор Низовцев ранее был здесь //s017.radikal.ru/i416/1201/5c/87a0b1.
вКоллекциюРусалковое.. Виктор Низовцев ранее был здесь //i007.radikal.ru/1201/db/b446dcad.
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Турецкие танцы ченгис и кёчекс
Турецкие классические танцы — это восточные танцы, исполняемые танцовщицами «ченгис» и «кёчекс». Они дали начало танцу живота в том виде, в котором мы его знаем сейчас.
Ислам запрещает женщинам открыто танцевать перед мужчинами, потому что это считается аморальным, но, конечно же, если это происходит тайно, за закрытыми дверями, то нет никаких ограничений. Не смотря на религиозное давление, жители Оттоманской империи всегда хотели разделить веселье праздников и пикантность танца с женщинами. Они попытались найти решение с помощью мужчин-танцовщиков, называемых «кёчекс». Мы находим упоминание о них в летописях, начиная с 15 века. Иностранные путешественники, описавшие их, представили их нам как обольстительных танцоров, которые разжигали зрительскую страсть и которые были очень любимы публикой.
В своей книге «Книга путешествий» Ивлия Челеби так описывал группы Кёчекс в Стамбуле: «Всякий раз, будь то свадьба султана или празднование завоевания новых территорий, свадьба знати или церемония обрезания в Стамбуле, певцы, танцоры, барабанщики, клоуны, подражатели собираются вместе и танцуют днем и ночью, или в течение 2 или 5 дней, и получают от хозяина в качестве чаевых полный кошель курушей за каждую ночь. Есть мастера, которые отправляют участников с бубном, ищущих удовольствий, и собирают тысячу курушей на свадьбе за одну ночь. Группы насчитывают порядка трехсот человек, и называются отделением. На них стоит посмотреть. Эта группа профессионалов имеет 12 отделений».
Ивлия Челеби написал о каждом отделении, а мы приведем ниже описание двух из них: «Отделение ‘Зумрут? (изумруд) насчитывает 300 мужчин. Греки, армяне и юноши из турецких городов Едикуле, Нарликапи и Сулуманастир собрались вместе, чтобы организовать отделение. Что касается танцоров, то юноши по именам Димитраки, Нефераки и Янаки из Хиоса с их кудрявыми волосами, длинными ресницами и глазами как у лани — лучшие из кёчекс. Они «воспламенили» Стамбул и растратили состояния многих своих поклонников, став причиной их глубокой нищеты.
«Отделение Челеби» (изысканное). Начитывает 200 мужчин. Самые лучшие танцоры: Канн Меми, Залим Шах, Хюррейм Шах, Фитне Шах и Юсуф Шах. А черкес Мирза Шах превосходит даже ангелов в красоте. Эти юноши стали известными в Стамбуле, и даже танцевали перед султаном Муратом IV, щедро заплатившим им золотом.
Танцоры кёчекс выступали в женских костюмах.
Кёчекс были женоподобны и всегда обладали чувственной красотой. Их тщательно отбирали и обучали. Они начинали обучение в очень юном возрасте, изучали музыку и танцы и перенимали секреты профессии у своих опытных наставников. Они были любимцами в мире развлечений Оттоманской империи. Они выступали в общественных садах, на праздниках, фестивалях и в присутствии султанов.
Кроме тех, кто танцевал в женской одежде, были кёчекс, которые носили шаровары во время танца. Их называли «Юноши-Зайчики», они носили шаровары из черного тонкого сукна, шелковые рубашки и повязывали на пояс кушак. Наряды всегда скрывали их фигуры. Даже наложницы гарема, когда хотели развлечься, надевали подобные шаровары и изображали этих танцоров.
Танцоры кёчекс обычно носили бархатные рубашки, расшитые золотом, или шелковые рубашки с нашитой подходящей к поясу бахромой. У них были длинные волнистые волосы, они душились экзотическими духами и красились как женщины.
Кёчекс танцевали с кастаньетами и стучали ими в такт музыки. Сагатами они стали пользоваться позже. Танцоры исполняли возбуждающий страсть танец под восточную музыку или под быструю композицию под названием «кёчекче».
То, как они двигали животами, отбрасывали назад волосы, прыгали на мысках, трясли плечами и даже то, как они имитировали сексуальные отношения в своих танцах, вызывало чувство желания у зрителей.
Кёчекс, перед тем, как начиналась музыка, ходили по залу и бросали манящие взгляды на своих поклонников. Их женственная манера и кокетливое выражение лиц заставляли трепетать сердца зрителей. Иногда они танцевали полностью одетые как женщины, так, что нельзя было различить, и, в таких случаях воздух переполняли вздохи, а дуновение страсти окутывал каждого из присутствующих. Эти красивые кокетливые мужчины сводили гостей с ума своими вздохами и восточным танцем.
Привычным делом для аудитории было бить стаканы, ругаться и даже приставать к танцорам во время особо страстных танцев. Те, кого восточный танец опутал своими чарами, не могли освободиться от притягательности кёчекс. Красота юношей становилась самой важной темой разговоров в городе; люди сплетничали об их других талантах, посвящали им стихи и сочиняли песни.
Некоторые кёчекс постоянно выступали в больших кофейнях Стамбула. Особенно старались приглашать кёчекс для своих клиентов питейные дома в Галатее. Юноши, работающие там, одевались как «Юноши-Зайчики». Они специально разносили напитки с неприступным выражением лиц, чтобы мертвецки напоить клиентов.
Танцоры «кёчекс» были обычно цыганами, евреями, армянами, греками или уроженцами острова Хиос. Большинство из них приняли Ислам и взяли себе турецкие имена, и почти у всех были псевдонимы, в которых был намек на их особые таланты. Существование кёчекс — это отличный пример соединения восточного танца и сексуальности.
Профессия танцоров кёчекс устарела во время правления султана Махмута II (1808-1839). Окончательно она была запрещена в 1856 году указом султана, изданном по настоянию Главного визиря Решита Паши. Начиная с той даты, большинство танцоров кёчекс перебрались в Египет, где правил Мехмет Али Паша.
Традиции кёчекс в наши дни.
Танцовщики, переодетые женщинами до сих пор существуют в таких местах как Зонгулдак, Бартин, Чанкири, Болу и Сафранболу на северо-западе Анатолии. Они выступают только на свадьбах или в особые праздничные дни. Уже не существует трупп танцовщиков как во времена Оттоманской империи. Эта профессия потеряла налет чувственности и приобрела характер популярной игры.
Мальчики 12-13 лет, обучаемые старшим танцовщиком кёчекс, учатся танцевать и показывать свои таланты на некоторых особых вечерах. Учителя помещают молодых мальчиков в корзину, подвешивают ее под потолком и крутят их очень быстро, так, чтобы они привыкали к самым сложным фигурам. Барабанщики, которые аккомпанируют танцам кёчекс, также совершают быстрые повороты, играя и танцуя одновременно. Тот восточный танец, когда мужчины переодевались женщинами, сейчас лишь народное шоу и ничего более.
Незабываемых танцовщиц Востока называли «ченгис», и они были звездами Оттоманского мира развлечений. Существует две гипотезы объясняющие корень слова «ченги»: одна из них говорит, что слово образовалось из слова «чанг» — инструмента наподобие арфы, а другая относит его к слову «чингене», означающего цыган в Турции, с тех пор ченгис в основном были цыганками.
Обе гипотезы могут быть правдой: несомненно, что слова «инструмент» и «танцовщица» взаимосвязаны. Цыгане обосновались в Стамбуле после того как в 1453 году султан Мехмет II завоевал город. Поскольку большинство танцовщиц были цыганками, название «ченги» могло произойти от них. Цыгане приняли мусульманство, но неохотно подчинялись мусульманским законам.
Вместо этого они оберегали свои собственные традиции. Ченгис работали в организованных группах и были оплотом мира развлечений. Группа ченгис называлась «кол» (труппа). Каждая труппа состояла из руководителя, ее помощницы и 12 танцовщиц. Группа музыкантов, называемая «сирачи» аккомпанировали танцовщицам. 4 музыканта, которые играли на 2х бубнах, скрипке и маленьком двойном барабане с палочками, также были женщинами.
Руководитель группы была ченги и обычно женщина, которая прошла многое в жизни. Руководительница обычно была представительницей однополой любви и получала наслаждение в своей группе. Молодые и привлекательные девушки, которые хотели стать ченгис и те, которые хотели достичь совершенства в своей профессии, обучались руководительницей — лесбиянкой. Весьма правдоподобно, что помощницей руководителя была женщина средних лет. Обычно помощница танцевала первый танец, называемый «медленный танец».
Дом руководительницы труппы ченгис был достаточно приятным местом, полным красивых молодых девушек. Из окон доносилась веселая музыка. Это место всегда привлекало внимание соседей. Молодые люди в поисках развлечений и состоятельные ценители женщин толпились около таких домов. Но только в редких случаях ченгис встречались с мужчинами. Девушки ченгис имели любовные отношения только с представительницами своего пола, и лишь немногие из них наслаждались обществом, как женщин, так и мужчин. Обычно они предпочитали женщин с их щеками цвета «персик с молоком» и розовыми губами. В общем, оттоманские ченгис были знамениты из-за своей однополой любви.
Самые известные ченгис ждали приглашений на работу в Тантакале (район к югу от крытого базара) и в цыганском квартале на берегах бухты Золотой Рог.
Женщины, организующие вечеринки в общественных банях и те, кто вел мероприятия подобного рода, договаривались с руководительницей ченги и приглашали группу на работу. В договоре также указывалось, смогут ли ченгис собирать чаевые после того, как представление завершится. Некоторые старые и богатые хозяйки не разрешали собирать чаевые, считая, что это может побеспокоить гостей. Но женщины, которым нравились девушки, их выступление и которые танцевали вместе с ченгис во время представления, давали им чаевые или прикрепляли золотые монеты ко лбу танцовщиц. Эта традиция до сих пор жива, танцовщицы ходят мимо столиков и собирают чаевые. Раньше хозяйка вечера была обязана сама давать им на «чай».
Прогулка ченгис по улицу было мероприятием, которое все хотели посмотреть. Впереди процессии шла руководительница группы. На ней была одета паранджа, желтые туфли, прикрывающие щиколотку и веер. Позади нее шла ее помощница. А за ними шли красивые изящные девушки, одетые в красочную одежду (чаршаф) с тонкой чадрой. За ними следовали музыканты, которые нести инструменты в чехлах, служанки и женщины-носильщики, отвечающие за костюмы.
Во время прогулки кокетливые красавицы бросали манящие взгляды на мужчин, следующих за ними, подмигивали поклонникам. Раздавался серебристый смех. Ченгис и люди, идущие за ними, обменивались сигналами, замечаниями и таким образом подходили к дому, где ченгис показывали свои таланты. У хозяйки дома для ченгис всегда была комната на втором этаже. Танцовщицы удалялись туда для переодевания.
Было абсолютно запрещено входить в комнату танцовщиц, но некоторые любопытствующие женщины не могли удержаться от того, чтобы не подсматривать в замочную скважину.
Люди много сплетничали о танцовщицах. Говорили, что они пили крепкие алкогольные напитки перед выступлением. Также считалось, что дверь в их комнату закрывали, чтобы скрыть этот факт. Танцовщицы переодевались, надевали свои сценические костюмы, пудрили лица, подводили черным глаза и прикрепляли к лицам «мушки».
После того, как они заканчивали свой макияж, их костюмерша расчесывала их волосы, надевала на них тюлевые юбки, бархатные безрукавки и широкие юбки, сшитые из тафты. Их юбки были украшены золотой бахромой. Костюм завершался поясом, украшенным золотом. Танцовщицы носили специальные тапочки, называемее «филер» и завязывали их вокруг белых носков.
Руководительница группы была одета в более женственный наряд. Она принимала участие в танце, только если была одета в танцевальный костюм. После того, как ченгис были одеты и готовы к выступлению, музыканты входили в комнату и занимали свои места. Гости, в нетерпении ожидавшие начала, сидели на стульях или на полу, опираясь на большие подушки. Обычно музыканты «разогревали» публику, исполняя вступительные песни. Руководительница труппы и ее помощница здоровались с гостями и ходили по комнате, приветствуя остальных гостей. Это хождение было названо «медленный ритм». Женщины, исполняющие «медленный ритм» делали это достаточно медленно, держась прямо, вытянув руки вперед, а в руках держали бубны. Они обходили комнату четыре раза, что означало: «мы получаем так много хорошего от этого» (Турецкое идиоматическое выражение: мы стали четырехугольными от удовольствия).
Вся церемония была начальной частью выступления.
Во время второй части выступления танцовщицы исполняли танцы с сагатами, одетыми на пальцы. Руководительница и ее помощница не участвовали в этой части, но танцы исполнялись под их присмотром. Это была самая яркая часть представления. Ченгис делали волны животами, трясли бедрами и плечами, прыгали, быстро бегали, притоптывали каблуками, покачивали шеями, как в группе, так и по одной, заставляя публику вздыхать от удовольствия.
Третья часть называлась «танец кролика». Для этого танца ченгис переодевались. Они надевали мужские шаровары с подходящей по цвету безрукавкой, повязывали шарф на талию и надевали феску без тюрбана на голову. Сагаты оставались на пальцах. В этой части выступления было много прыжков, которые напоминали движения кролика, и эта хореографическая манера и послужила названию этой части представления.
У некоторых богатых дам среди ченгис были свои любимицы. Во время танца эти дамы и танцовщицы обменивались тайными взглядами, знаками и вздохами, и пока дамы прикрепляли ко лбам своих возлюбленных золотые монеты, обменивались секретами. Люди, сидящие вокруг, видели эту близость, и многие отношения были затуманены ревностью. Соперничество между женщинами возрастало по мере того, как все больше и больше монет прикреплялось ко лбам ченгис. Они показывали свою ревность глубокими вздохами и тонкими замечаниями.
Импровизация сменялась песнями, а девушки танцевали как птицы. Движения их ножек были так стремительны, что невозможно было уследить за ними. Как только музыканты подбадривали девушек возгласами, наступал новый всплеск веселья.
С аплодисментами темп музыки ускорялся. Ченгис заканчивали третью часть выступления, танцуя в парах. В четвертой части представления танцев не было. Ченгис с приятными голосами исполняли напевы музыки труппы. Они выбирали обольщающие песни. Зрители в комнате теряли голову от эротичных голосов ченгис, а также от эротичных слов песен. Они заканчивали четвертую часть сценками, например, надевая мужскую одежду и изображая моряков.
Подражание мужчинам веселило и очаровывало публику. Программа выступления заканчивалась игрой в общественную баню. Ченги, переодетая в мужчину-купца делала вид, что она идет мимо бани и зовет оттуда свою возлюбленную, поющую грустные любовные песни. Эта сцена восхищала дам. Представление ченги обычно начиналось ранним вечером и длилось до рассвета.
Ченгис обычно выступали в общественных банях для женщин, если последние организовывали «женский день». Их работой было гарантировать женщинам приятное времяпрепровождение в бане. Полуобнаженные ченгис заставляли женщин испытывать головокружение от лихорадки, вызванной их танцами.
Множество стихотворений и рассказов было написано о ченгис, которые были звездами в Оттоманском мире развлечений. Об известных ченгис были сложены песни и таким образом они завоевали множество сердец.
Ченгис также отождествлялись с Оттоманскими дворцами. В Оттоманской империи, которая считалась одной из могущественных в истории, наложницы, купленные в гарем султана обучались пению и музыке. Талантливые девушки обучались танцу. Преподаватели, приехавшие из-за границы, обучали девушек не только танцам ченгис, но также и андалузским танцам.
Многих наложниц держали только из-за их таланта. Они были украшением уединенных вечеров султана и пытались завоевать его сердце своими самыми чувственными танцами. Некоторым из этих танцовщиц удалось стать султанскими женами. И все же султан приглашал известных в городе ченгис во дворец на особые вечеринки и одаривал их горстями золота после выступления.
Также существовали Ченгис, которых отправляли в столицу из принадлежащих империи земель — Египта, Палестины, Северной Африки. Эти девушки не только становились танцовщицами во дворце, но и наложницами в домах богатых людей. Достигнув зрелого возраста, эти наложницы становились руководительницами групп ченгис. Женщины гарема тоже приглашали ченгис для развлечения, и для танцовщиц было приятно танцевать перед привилегированным населением гарема.
Историки говорят, что труппы ченги выступали с красочными представлениями на Оттоманских празднествах, проводимых по случаю свадьбы султана или церемонии обрезания наследника. Турецкие ченгис танцевали даже на фестивале, организованном итальянцами в 1524 году. Ченгис также присутствовали на торжествах в 1530 и 1539 годах. Но хотя в те времена все танцоры назывались ченгис, танцоры, выступающие публично на торжествах были мужчинами, а не женщинами. Вкратце, мы можем сказать, что все слои общества любили и наслаждались магией восточного танца.
Ченгис начали украшать своим присутствием вечеринки для мужчин только к концу 19 века. Ахмет Митхат Эфенди так реалистично описывал выступление группы ченгис из 3х человек на частной вечере: «Одна из ченгис по имени Сюмбюль была одета в костюм из розового шелка. Наряд Арифы был из голубого шелка, Назли надела наряд из черного шелка, который, как она прекрасно знала, очень ей шел. На костюмах Сюмбюль и Арифы были симметрично нашиты маленькие блестящие кружочки, на костюме Назли они были разбросаны в произвольном порядке, и это выглядело действительно прекрасно.
Когда они начали танцевать, полностью в такт с музыкой, не быстрой и пронзительной, но и не лишенной мягкой гармонии, все зрители не могли оторвать взгляд от артистичных движений этих трех женщин. Когда они приближались к мужчинам, которым они хотели понравиться, их плечи, руки, кисти и грудь начинали дрожать (как и другие части их тел) так, как будто они были привязаны к месту нитями. В это же время волосы, которые спускались ниже пояса, не могли быть укрощены из-за движения тел. Закрывая волосами свои лица от взглядов своих возлюбленных, мечтающих о них, они держали их своими маленькими пальчиками, которые едва могли удержать сагаты, и перекидывали их за плечи с таким очаровательным и притворным гневом, что от этого сердца влюбленных трепетали больше, чем от всего остального.
Ченгис исполняли эти особые движения перед своими поклонниками лишь несколько мгновений, не дольше. Потом, как только они понимали, что разгоряченный возлюбленный готов их обнять, эти кокетки в мерцающих нарядах поворачивались вокруг своей оси как вращающиеся сферы и немедленно убегали. После некоторого отсутствия, они с очень вежливой, но немного непристойной улыбкой выходили и аплодировали своим бедным влюбленным.
Но нужны были и другие хитрости, чтобы удержать возлюбленного в состоянии между грустью и надеждой. И это и было мастерством ченгис. Этих трех женщин, несомненно, трудно превзойти в этом. После того, как она выполнила все мельчайшие детали этого ремесла, она почти закрыла лицо ладонью правой руки, как будто ей было стыдно за ее недавнее бессердечие (сагаты оставались у нее на пальцах), а затем, открывая лицо, смотрела на своего возлюбленного. Двигая правой рукой по направлению к животу и покачиваясь, она послала воздушный поцелуй своему поклоннику. Бедный возлюбленный простил ей ее притворное нерасположение и капризы и делал это постоянно, даже если они не претендовали на это.
Затем гости попросили танцевать одну Сюмбюль.
Зазвучала ее музыка, она сняла свои старые сагаты и одела специальные. Сюмбюль стала танцевать под быструю музыку. Она начала вращаться в такой манере, про которую говорят: „Те, кто хочет увидеть, как летает человек, должен посмотреть на Сюмбюль“, потому что высказывание „это то, что называется танцем“ не достаточно.
В ее танце тряски животом выглядели бы дешево и уродливо, и если бы она снизошла до того, чтобы показывать это, то не было бы ни одного человека, который бы ее похвалил. Ее маленькие ножки, которые белое, до колен платье не могло скрыть, касались пола исключительно носками. Но, как только она быстро меняла позиции, ее ножки не касались пола, и, казалось, что она танцует в воздухе. Вам не следует думать после нашего описания, что взволнованное трепетание охватило ее тело выше пояса, и что ее выступление не было приятным зрелищем.
Тело Сюмбюль как бы состояло из верхней части и отдельно нижней, которые, возможно, были связаны животом. Может ли такое быть возможным? Хотя она и касалась земли носочками своих ног со скоростью несколько тысяч раз в секунду, но выглядело это так, как будто она этого не делала, и каждое движение ее „верхнего“ тела сводила всех с ума. Одна ее нога была центром круга, в то время как другая продолжала чертить окружность в медленном повороте. Это артистичное шоу, которое вряд ли сможет описать даже самая талантливая рука, ошеломило всех присутствующих в комнате».
В начале 20 века профессия ченги потеряла свою бывшую славу. Начало нового столетия ознаменовало период заката Оттоманской империи. Войны, поражения, экономические проблемы и общий пессимизм подорвали моральный дух общества и, следовательно, предыдущие виды развлечений.
Экономический упадок стал препятствием для трупп ченги, в которых работало много танцовщиц. Такие группы уменьшились до трех или четырех танцовщиц и нескольких музыкантов под управлением руководителя. Обвал экономики, в общем, также привел к экономическому росту левантийской и христианской общин, которые требовали не традиционных, а западных видов развлечений. В результате этого, звезды европейского шоу начали заменять традиционных танцовщиц.
Певицы и приглашенные звезды стали любимицами публики в Пера, которая была центром мира развлечений на стыке веков. Даже султан обратил на них свое внимание, и не прошло много времени, прежде чем они стали героинями многих любовных приключений. Оргии с распитием спиртных напитков, танцовщицами и развлечениями.
До сих пор в некоторых частях Анатолии и сейчас существует другой тип танца, похожий на классические ченгис и кочекс. Этот вид встреч в Кони назывался «отурак» (оргия с распитием спиртных напитков и участием девушек-танцовщиц) и приобрел название «кюмбюш» (развлечение) в Анкаре и близлежащих районах. Те выступления тайно организовывались мужчинами и были похожи на современный беллиданс в том виде, в котором мы его знаем сейчас.
Как правило, торговцы и администрация городов собирались вместе для развлечения в доме, находящемся далеко от центра. Они обычно приглашали одну женщину-танцовщицу на эту встречу. Она предлагала напитки зрителям, пела песни и затем танцевала с сагатами на пальцах. У танцовщицы всегда был охранник, называемый «эфе», и он также присоединялся к гостям, если хозяин его приглашал.
У вечеров «отурак» и «кюмбюш» были строгие правила, самое главное из которых гласило: «Не приставать к танцовщице». Во время вечеров «кюмбюш» было даже запрещено смотреть на танцовщицу выше пояса. Некоторые гости на таких вечерах сочиняли музыку.
Хозяин предпочитал танцовщиц, которые хорошо владели сагатами и умели играть на инструменте, называемом «кюмбюш», похожем на банджо. Танцовщица начинала выступать в достаточно большом количестве одежды, но затем медленно раздевалась, по мере увеличения веселья, и к концу вечера она выглядела практически раздетой.
Подобные развлекательные мероприятия проводились тайно из-за общественного неприятия. Это представление, которое уходило корнями к Вакханальным праздникам античной Анатолии, проходило в тайне из-за моралистического контроля мусульманского общества, и чувственная манера подобных вечеров не акцентировалась. Но разрешение мужчинам смотреть на танцовщицу только до пояса во время вечеров «кюмбюш» являлось достаточным свидетельством того, что женщину рассматривали только в качестве сексуального объекта.
Мастера турецкого танца живота.
Большое число критиков признают таланты некоторых исполнительниц, которые танцевали на турецкой и мировых сценах. Было бы совершенно не справедливо не упомянуть их имена, сладкие как «турецкие сладости». Они воплощали мировую мечту своих почитателей каждый раз, как только начинали двигать бедрами. Не было бы ничего названного «Турецкий танец живота» без этих звезд, которые выступали в концертных залах и танцевальных театрах.
Самая известная танцовщица, в течение первых лет после становления турецкой республики, основанной 1923, была Эммин Адалет Пии. Она родилась в 1909 году и начала танцевать, как только ей исполнилось 14 лет. Эммин вышла замуж за немца, сменила свою девичью фамилию и переехала в Германия для того, чтобы сделать карьеру танцовщицы. Она работала в Америке, Египте и Англии, и выступала перед такими известными людьми как Ататурк, Король Георгий 5 и Адольф Гитлер. Она была настолько известна и любима в Германии, что когда ей предстояла поездка из Венны в Берлин, в ее распоряжение был предоставлен целый вагон поезда.
Многие американки научили своих мужей «быть султанами» после окончания школы Озел Тюркбас и после прочтения ее книги о восточном танце. Она также выпускала кассетные записи с восточной музыкой и обучала своих учениц двигать бедрами под ритм этих мелодий. Она обладала безупречной фигурой и представляла Турцию заграницей.
Никла Атес шокировала Истамбл своими длинными, черными, красивыми волосами, гармоничной фигурой и пухлыми губами. На мюзикле «Фани» на Бродвее она привнесла восток на сцену Нью-Йорка. Она стала самой известной танцовщицей в США и получала роли для участия в фильмах в Голливуде. Ее называли «Турецкая сладость» и она была лучшей, кто работал с огнем, и стала первой танцовщицей в конце 50 г. Она была первой, кто внес элементы стриптиза в танец, заставляя зрителя почувствовать учащение пульса. Никла Атес была вынуждена переехать в Италию из-за постоянных скандальных публикаций в европейской периодике. Она соединила танец живота и стриптиз и продолжала долгое время работать в Италии.
В конце 60 годов были известны такие имена как: Лейла Сайар, Бирзен Айда, Нилюфер Айдан, Тэхайе Салем, Седеф Туркай, сестры Гулай и Занубия, ей была написана известная песня.
В 80 года большим талантом отличились Нэсрин Топкапи, Сухер Зенис и Принцесса Бану. Нэсрин Топкапи первая выпустила шоу на турецком телевидение в то время, когда танец живота был под запретом. Сухер Зенис отличилась своим мастерством делать из танца настоящее искусство. В 90 годы она явилась организатором школы в Германии, где и преподавала. Она была очень красива и смогла приукрасить танец элементами секса. Как и Никла Атес объединила танец живота и стриптиз в единое целое. Участвовала во многих фильмах, которые очень нравились публике.
Принцесса Бану отличалась изяществом и красотой линий тела. Она была действительно звездой и выступала в основном в зарубежных странах. Она сама так отзывалась о своем искусстве: «Я танцовщица, которая живет и занимается любовью с музыкой».
Она хорошо владела азами египетской школы танца. Была любима в Европе, Ближнем Востоке и Северной Африке. Она также работала по просьбе Министерства туризма.
Многие другие танцовщицы, которые не были упомянуты, также были узнаваемы и любимы у себя на родине и за ее пределами. источник
Рубрики: | традиции, религии, этно бэлли-дэнс, танцы история, археология Турция |
Метки: история этно традиции турция бэлли-дэнс
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю