Как сэкономить время на уроках
Не хватает времени на уроке? Семь причин нехватки времени, и как их избежать
Молодые учителя часто сталкиваются с проблемой нерационального распределения времени на уроке. Знакомая ситуация: вроде все сделано, все запланированные упражнения дети выполнили, а времени осталось — «вагон и маленькая тележка». Бывает и наоборот: стремясь сделать урок интересным, учитель планирует множество разнообразных заданий. А в итоге на них не хватает времени. Почему так происходит? И что делать в сложившейся ситуации? Попробуем разобраться.
Излишняя торопливость,
точно так же как и медлительность,
ведет к печальному концу.
В. Шекспир
Причина 1: Неправильно составленный план урока
Это довольно частая ошибка молодых педагогов, которые не всегда грамотно могут составить план урока, соотнести его с целями и задачами, правильно распределить время для каждого этапа.
Варианты решения проблемы:
То есть, при составлении плана урока заранее готовьте дополнительные задания к каждому виду работы.
Причина 2: Незнание психологических особенностей класса
Проводя один и тот же урок в параллельных классах, учитель может столкнуться с проблемой, что ученики одного класса работают быстрее, а для другого класса пришлось сокращать количество заданий, чтобы успеть уложиться во времени хотя бы с основным этапом урока.
Как решить эту проблему? Варианты решения:
Причина 3: Опоздания на урок
Иногда учитель никак не может начать урок, так как из-за опозданий учеников затягивается начальный этап урока, а значит, придется сокращать и остальные этапы.
Как бороться с опозданием? Способов много, главное условие одно — ваша требовательность и умение строить урок интересно (чтобы ученики бежали на ваш урок, а не плелись длинной очередью). Читайте статью Как бороться с опозданиями учеников.
Причина 4: Неподготовленное оборудование
Драгоценные минуты теряются, когда учитель начинает настраивать компьютер, проектор и т.д., долго писать задания на доске или выводить мелом дату, тему урока, эпиграф и т.д.
Причина 5: Неподготовленность учащихся
Знакомая ситуация: учитель планирует, что дети справятся с заданием минуты за 3, а они уже «битый час» корпят над упражнением.
Что делать? Желательно при подготовке к уроку дублировать каждое задание в двух вариантах: более легком и более сложном. Тогда, если ученики «засиделись» над заданием — предложите им облегченный вариант. И обязательно проанализируйте — в чем возникло затруднение? Возможно, по этой теме у класса остался пробел в знаниях.
И наоборот, ученики быстро справились с заданием — предложите более сложный вариант.
Причина 6: Незнание учениками техники приемов и методов обучения
Это чаще случается тогда, когда учитель пытается вводить новые методы и приемы на уроке. Например, запланировали прием «уголки», но ученики теряются, путаются, не могут начать выполнять задание.
Варианты решения проблемы:
Причина 7: Плохая дисциплина
Конечно, если учитель большую часть времени занят установлением рабочей дисциплины на уроке — львиная доля такого урока проводится впустую.
Как наладить дисциплину на уроке — это тема для отдельного разговора. Но общие рекомендации едины: постарайтесь занять каждого ребенка, особенно тех, кто больше всех «буянит». Можно прибегнуть к системе «фоновых заданий»: когда задание дается общее для всего класса, а учитель в это время может работать индивидуально с каждым из учеников, привлекая к работе наиболее шумных и гиперактивных. Читайте также: Как успокоить возбужденный класс и начать работать.
Мы обрисовали лишь самые популярные причины, которые приводят к нерациональному использованию времени на уроке. Хотелось бы услышать мнение коллег — а как вы справляетесь с проблемой нехватки или избытка времени на уроке?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Управление временем: как преподавателю всё успевать?
Артем Морозов
18 июля 2018 • 14:11
Хороший преподаватель — всегда трудоголик со стажем. Но от любой работы нужно отдыхать, даже если это дело жизни, даже если оно доставляет вам невероятное удовольствие. Загнанная лошадь не может победить в скачках. Вы не можете воспитать победителей, когда сами хотите только есть и спать.
Преподаватель английского языка(сертификат CAE) Артем Морозов прошёл стажировку в Стэндфордском университете в Пало-Альто (США), профессионально готовит ко всем популярным Кембриджским экзаменам (YLE Starters, Movers, Flyers, KET, PET, FCE, CAE), а также ведет блог для учителей английского. Сегодня Артем делится с нами секретами по оптимизации времени.
Это важно: спите не меньше 8 часов в сутки. Зевающий преподаватель не мотивирует студентов.
Выберите для себя время отхода ко сну и подъема и придерживайтесь режима даже в выходные дни. Как только пробил нужный час, закрывайте ноутбук и идите спать. Всего в этой жизни, все равно, не успеете. Успевайте главное.
Что бы ни случилось, когда пришло время обедать, отложите учебники в сторону и получайте наслаждение от приема пищи. Искушение совместить проверку почты и поглощение бутерброда велико. На самом деле, процесс от этого не становится намного быстрее, а организм лишается драгоценных минут отдыха.
Продумывайте время прогулок в течение дня. Например, дойдите до дома пешком. Или сходите за обедом в соседнюю булочную. Почему бы и нет?
Выйдя с работы, забудьте об ее существовании. Сложно, но возможно.
А вы пробовали перенести задачи, которые выполняете дома за компьютером (проверка домашнего задания, подготовка к урокам) на утро следующего дня?
★ Определитесь с целью. Если есть правильная цель урока, то 80% плана уже написано.
★ Установите лимит времени на подготовку к уроку. На секундомере заметьте, сколько времени занимает написание одного плана. Например, это два часа. В течение недели постарайтесь тратить на написание всех планов не более 120 минут. Начиная со следующей семидневки сократите время на 10 минут. Продолжайте в том же духе, пока не сможете готовиться за час.
Почему не почитать в свободное время хорошую книгу по методике, не поискать в сборнике игр новые классные идеи для занятий, не сходить на полезный семинар, не посетить урок более опытных коллег из других школ?
«У меня нет времени, я должен писать планы!»
★ Копите интересные идеи в одном месте так, чтобы всегда легко иметь к ним доступ. Например, в телефоне. Смотрели фильм и увидели момент, который удобно было бы использовать на введение Present Perfect? Запишите название. Потом скажете себе спасибо.
★ Никогда не пишите планы на огрызках бумаги. Тщательно все конспектируйте, создавайте отдельную папку для каждого урока. Это упрощает обмен опытом, но главное другое.
Каждый раз, когда мне встречается что-то новое и необычное на отработку, скажем, Present Continuous, я нахожу нужную папку на компьютере и копирую все туда. Через какое-то время снова нужно будет проводить такой урок, и я это использую.
Как успевать запланированное на уроке?
К чему такое приводит? Урок перепланирован, его цель не достигнута. Провал.
Если был задуман ввод новой темы или грамматики, то он смещается. Не так редко бывает, что какой-нибудь Future Perfect Continuous вводится на последнем издыхании за 15 минут до конца.
Если у Вас есть эта проблема, то делайте так: когда вам кажется, что задание займет 5 минут, накидывайте сверху еще 2-3. Если 10, то прибавляйте еще 5. Так получится более или менее адекватный план.
★ Используйте таймер. Засекайте ровно то количество минут, которое Вы хотели потратить, и старайтесь придерживаться плана.
Таймер понадобится и студентам. Всегда предупреждайте их, сколько времени дается на обсуждение или чтение. Для наглядности можно использовать песочные часы или выводить на экран электронные.
★ Только полезные задания. Спросите себя: «Если я выкину это упражнение, то что будет с уроком?» Ничего? Перед вами типичный «якорь», смело вырезайте ненужный хлам.
Иногда полезное само по себе задание не стоит свеч, если использовать его не по уровню, не на той лексике или грамматике. Оно может отнять до 30 минут урока, но не принести никакой ощутимой пользы.
Не путайте «якоря» с «flexistages», которые помогают в достижении цели, но которые можно удалить, если не успеваете. Они нужны, когда какое-то из заданий пройдет гораздо быстрее, чем планировали.
★ Старайтесь не задавать слишком много. Пусть выполнение упражнений дома не занимает у ребенка больше 30 минут, а проверка в классе 10 минут. Если на это заведомо уйдет больше времени, то обязательно продумывайте, как будете их исправлять и проверять. Вариант, где студенты зачитывают вслух свои сочинения, вызывает не умиление, а недоумение и раздражение.
Когда требуется получить feedback от студентов, часто эксплуатируется формат ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ: преподаватель спрашивает студентов по очереди. Это имеет смысл, если проверяется задание на отработку грамматики и нужно оценить общее понимание на этапе controlled practice.
Проверку диктантов, заданий на чтение и аудирование можно доверить им самим. Попросите их поменяться учебниками, выдайте ключи. Пусть ищут ошибки у своего одногруппника и выставляют балл. Так занята вся группа, они понимают, как происходит оценка, вы тратите меньше энергии – все в выигрыше.
И, наконец, хорошо подготовьтесь к занятию.
Какие из слов в этом аудио или тексте будут для них новыми? Как будете их объяснять? Как ввести новую грамматику? Подготовили ли презентацию? Техника работает исправно? Настоящие профессионалы думают об этом заранее.
Как сэкономить время на уроках
GenerationR — это сообщество для детей и их родителей. Среда для социализации и полноценного личного, а также профессионального развития нашего подрастающего поколения. Здесь каждый каждому учитель и ученик, 1+1 — сообщество равных партнеров.
На традиционной встрече 7 февраля обсудили с Денисом Васильевым, как выделить время для любимых занятий без вреда для учебы.
Денис — мастер ускоренного обучения детей и взрослых, автор программ по скорочтению и развитию памяти в возрасте от 7 лет.
На мероприятии выяснили следующее:
Мозг мыслит не словами, а образами. Мы запоминаем, когда представляем.
Мозгу требуется 30 минут на разгон. Поэтому сначала работа будет идти медленно. Чтобы сэкономить время, можно 10-15 минут порисовать предметы. Мозг включится. После этого садитесь за учебу.
Очень важно задавать вопросы, чтобы мозг начал обрабатывать информацию и делать ее своей.
Перед попыткой запомнить материал следует понять, что вы будете с ним делать. Как только вы осознаете, что информация для вас полезна, запомнить ее будет гораздо проще.
Существует закон времени: работа занимает ровно столько, сколько вы на нее отвели.
Можно чередовать предметы: гуманитарные и точные науки. Это повлияет на скорость выполнения в лучшую сторону.
Чтобы ребенку было легче усвоить материал, он может изображать то, что слышит на уроке. В этом случае мозг увидит картинку и она отложится. Если объем информации большой, важно сначала запомнить правильную последовательность. И после этого — создать якорь, чтобы впоследствии вытащить картинку из памяти и по ней рассказывать.
В этом поможет технология под названием «римская комната». Ей пользовался ещё Цицерон. Он использовал для запоминания ту комнату, в которой чаще всего находился.
Именно этот метод Денис подробно разобрал на встрече, объяснив маленьким участникам и их родителям, как быстро выучить материал с его помощью.
Хочешь создать развивающую среду для своего ребенка, вступай в сообщество GenerationR.
Выступление на педагогическом совете по теме “Эффективное использование учебного времени».
«Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет
ничего более трудного, чем быть результативным»
Ален Маккенз
Важнейшее условие рационального использования времени – расстановка приоритетов, или глобальных целей. Ведь это именно то, на что вы хотели бы эффективно потратить время. Поэтому вначале составьте план важнейших дел: на год, месяц, неделю, и, наконец, на день. Что мы с Вами и проделываем в начале года составляя календарные, поурочные и др
«Рациональное использование времени урока, это важное условие получения качественных знаний по предмету», поскольку в массовой школе урок – это основная организационная форма, в рамках которой и строится творческая работа педагогов.
Есть еще одна причина, осознание которой в полном объёме пришло с годами опыта: классы, ученики в них чрезвычайно неоднородны, уровень успешности различен, вот и возникла потребность в технологичной, а значит сменной, гибкой, функциональной модели, которая быстро настраивается и позволяет не допустить снижения уровня успеваемости и качества ЗУН. А еще это позволяет решать не мене важную задачу: эффективное использование рабочего времени учителя.
Эффективное использование учебного времени заключается в анализе и целенаправленном распределении времени учебной деятельности
Причины дефицита времени
1. Неверная расстановка приоритетов в учебе
2. Неумение планировать учебное время
Вопросы, помогающие учителю сделать учебное время эффективным
На чем я должен сконцентрироваться в первую очередь на этом уроке? (какова центральная задача)?
Какая задача на этом уроке самая существенная и требует наибольших затрат времени?
Какие другие дела на этом уроке необходимо завершить, подготовить к завершению или начать (обязательные задачи)?
К каким нерешенным вопросам следовало бы приступить (возможные задачи)?
Что было бы еще целесообразно, желательно или уместно сделать?
Эффективность использования учебного времени для учителя определяется:
Фиксацией результатов вместо действий.Фиксируйте в планах результаты или цели, а не просто какие-либо действия.
Определением резервов времени
1. Оставляйте определенный процент своего времени в качестве резерва для неожиданных заданий или на случай недооценки продолжительности отдельных этапов урока
2. Старайтесь сократить количество и объем «помех» вашего времени
Выделением свободного времени
1. Планируйте и используйте с толком свое свободное время. В этом вам поможет дневник, в котором вы фиксируете все самое важное, что необходимо сделать, в том числе и в рамках учебной деятельности
2. Резервируйте часть времени для творческой работы, это способствует саморазвитию.
Нужно знать что существуют «Поглотители» времени
1. Недостаточно четкая постановка цели, которую вы как учитель хотите добиться.
2. Отсутствие приоритета в заданиях.
3. Попытка слишком много сделать за один урок.
4. Нерациональное планирование урока.
5. Отсутствие представления о предстоящих учебных задачах и путях их решения.
7. Отсутствие дисциплины.
8. Неумение довести дело до конца.
9. Недостаточная подготовка к урокам.
10. «Болтовня» на частные темы во время занятий.
11. Синдром «откладывания на завтра».
Отдавайте себе отчет в том, что вы не можете и не должны делать!
Устанавливайте приоритеты и начинайте с важных дел!
Ваше время на уроке – в ваших руках…
Рациональная организация урока
Физкультурные минутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или подготовленного ученика. Проводят их в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкульминутки проводятся на 27 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений.
Какие предъявляются требования к уроку с позиций здоровье сбережения
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
13. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
— быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания(очень характерно для наших );
— спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
— задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).
Рассмотрим прием, который играет значительную роль в экономном и эффективном использовании рабочего времени на уроке.
«Говорят, природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать»
«Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем».
Одной из распространённых форм, применяемых широко на уроках, контроля и проверки знаний, умений, навыков, на уроках совершенствования знаний, является тестирование. Споры о тестировании не прекращаются, как и их активное использование. Подготовка к ЕНТ требует ознакомления школьников и уверенного использования различных тестовых форм. В применении к нашей теме тестирование, охватывающее всех участников образовательного процесса, позволяет проводить этапные, тематические, итоговые проверки, с высокой продуктивностью и экономией времени.
Тест, как элемент мониторинга, позволяет постоянно держать под контролем вопросы: уровня знаний, устранения пробелов, выбора методики (слабые знания не позволят провести урок-конференцию, выбрать в качестве приема «мозговой штурм» или выполнить творческую работу на высоком уровне), дифференциации заданий и тд.
Естественно тест не отражает всей полноты освоенного школьниками комплекса знаний, умений (умения говорить, аргументировать, вести диалог, планировать), не охватывает всех освоенных школьниками видов умственный действий ( хотя, основные – анализа синтеза, сравнения, сопоставления и тд. позволяет оценить), но проверить сформированные базовые ЗУН, представляется возможным.
К тому же ошибки и негативные моменты стали исправляться. Тесты составляют всё более квалифицированные коллективы авторов. Элементы случайности остаются, но их уровень понижается. Сам учитель в условиях разнообразия тестового материала, способен выбрать или создать сам комплексный тест и соблюдать системность и периодичность при использовании этой формы.
Средство, позволяющее экономно и эффективно распоряжаться временем урока.
В условиях современного преподавания очень эффективно применение компьютеров.
1) Происходит охват всех учащихся деятельностью, в которой практические навыки работы на компьютере переплетаются с приобретением знаний.
2) Позволяет задействовать видео- и аудио- каналы получения информации.
Наглядность на высоком уровне.
3) значительно экономить время.
4) проводить работу по готовым электронным пособиям
5) позволяют уч-ся самим составлять тесты, в том числе опираясь на образцы.
6) позволяет готовить эстетически оформленные материалы для выступлений.
7) готовит к практическому применению знаний об особенностях тестирования в условиях ЕНТ.
8) позволяет действовать с индивидуальной скоростью.
А еще «конкуренция» между учителями за право использовать технику.
Значит, остаётся внеурочное время и использование множительной техники для выполнения тестовых заданий в письменном варианте, что активно используется.
Прием, способствующий в условиях ограниченного времени урока появлению полных распространённых ответов.
Значительную роль в организации процесса обучения играет эффективное использование кратких адаптированных лекций, особенность в том, что лекция содержит не материал учебника, а освещение учебного материала.
Эффективным приёмом, решающим задачи темы, является творческая работа по выбору уч-ся. Данная работа предусматривает, что это, этап, завершающий тему или раздел. Осуществляется она во временных рамках урока, что проявляет компетенцию уч-ся во многих аспектах деятельности:
Анализ «поглотителей» времени
Попытайтесь в заключение идентифицировать пять причин временных потерь, которые повторяются.
Просмотрите следующий список, состоящий из 30 самых существенных «поглотителей», или «ловушек», времени, и наметьте «свои» пять важнейших:
1. Нечеткая постановка цели.
2. Отсутствие приоритета в делах.
3. Попытка слишком много сделать за один раз.
4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях решения.
5. Плохое планирование трудового дня.
6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол.
7. Чрезмерное чтение.
8. Скверная система досье.
9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).
10. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
11. Недостатки кооперации или разделения труда.
12. Отрывающие отдел телефонные звонки.
13. Незапланированные посетители.
14. Неспособность сказать «нет».
15. Неполная, запоздалая информация.
16. Отсутствие самодисциплины.
17. Неумение довести дело до конца.
19. Затяжные совещания.
20. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
21. Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь.
22. Болтовня на частные темы.
23. Излишняя коммуникабельность.
24. Чрезмерность деловых записей.
25. Синдром «откладывания».
26. Желание знать все факты.
27. Длительные ожидания (например, условленной встречи).
28. Спешка, нетерпение.
29. Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел.
30. Недостаточный контроль над перепорученными делами. Задумайтесь над этим.
Одолев свои пять важнейших «поглотителей» времени, вы сможете добиться значительного повышения своей продуктивности. В процессе чтения вы получите целый ряд импульсов, для того чтобы подступиться к комплексам проблем.
И если у вас якобы нет времени, чтобы предпринять что–либо для вашего самосовершенствования, то возьмите у себя время, чтобы больше иметь его! В этой связи небольшая история (притча).
А как обстоит дело у вас? Когда вы собираетесь «заточить свою пилу»?