чуйский тракт кафе лучшие
Где пообедать на Чуйском тракте по дороге к Горному Алтаю. Дешево и вкусно
Отправляясь в дорогу, всегда встает вопрос, где перекусить. Кто-то предпочитает брать еду с собой, а кто-то выбирает обед в столовой или кафе по пути следования. Когда путешествуешь в какое-то место уже не единожды появляются постоянные, любимые места для перекуса.
Место, которое мы для выбрали, находится в Бийске, не доезжая Сростов около 40 км. В сторону от дороги уезжать не нужно, столовая расположена вдоль трассы.
Здесь всегда прохладно, чисто, вкусно пахнет и большой выбор блюд. В обеденное время приходят много местных, да и туристы есть всегда, но больших очередей ни разу не видели.
А еще мы покупает в этой столовой пирожки в дорогу. Жаренный пирожок с печенью 35 рублей, с капустой 30, и беляши по 50 рублей.
Раньше здесь было больше туристов, но как открыли объездную вокруг города, основными покупателями стали местные жители. Мы объездной воспользовались только раз и поняли, что расстояние гораздо больше и найти достойную замену, полюбившейся нам столовой не смогли.
Поэтому в Горный Алтай мы ездим через Бийск и обязательно останавливаемся на обед в столовой «Чуйский трак».
Крайний наш обед: 2 борща, плов, тушеная капуста с порцией тефтелек, компот и кофе обошелся нам в 278 рублей. Все свежее и вкусное. Кстати, столовая работает 24 часа.
Ставьте лайки, оставляйте комментарии, ведь нам интересно Ваше мнение. Не забывайте подписывается на наш канал 2X2TRIP на Пульсе и на YouTube.
Чуйский тракт на машине — путешествуем по главной дороге Алтая
Рассказываю о самом популярном маршруте для первого знакомства с Алтаем — путешествии по Чуйскому тракту на машине. Вы узнаете, как отправиться в Республику Алтай и проехать по тракту до Монголии, какие достопримечательности нужно обязательно увидеть по пути, как посетить родину Шукшина, подняться в облака на высоту 3000 м и побывать на Марсе.
Горный Алтай — это гора Белуха, ледники Северо-Чуйского хребта, заповедные плато, горные перевалы, многочисленные озера, водопады и слияния горных рек. Для туристов здесь разработаны маршруты разной сложности: пешие, конные, комбинированные от 1 до 12 дней. Так, поход к горным Шавлинским озерам занимает 8 дней, тур к подножью Белухи — 10 дней. Несмотря на многообразие туров, исследовать за одну поездку Горный Алтай невозможно.
Если Вы планируете поездку впервые, достаточно прокатиться прямо по Чуйскому тракту до Кош-Агача, далее уже пограничный с Монголией пункт Ташанта.
Эта дорога отмечена National Geographic как одна из красивейших в мире.
Чуйский тракт — участок федеральной трассы Р 256 Новосибирск — Ташанта, протяженность которой 940 км. Исторически он начинался в Бийске, но вести километраж принято от Новосибирска. Это и будет отправной точкой нашего маршрута. Дорога идет по Новосибирской области, Алтайскому краю и приводит в Республику Алтай.
Весь маршрут я проехала за 6 дней. Этого достаточно для осмотра основных достопримечательностей Чуйского тракта.
Карта Чуйского тракта
Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля
Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.
По ссылке вы узнаете, что посмотреть в Новосибирске
Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.
Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.
Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.
Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.
Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.
Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.
Бийск
Бийск называют воротами Горного Алтая. Отсюда начинается путешествие по Чуйскому тракту.
Для того, чтобы познакомиться с культурой Горного Алтая, рекомендую посетить Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки. Здесь увидите саркофаг, предметы культа алтайских шаманов, ознакомитесь с коллекцией пазырыкской культуры скифов. Воспользуйтесь услугами экскурсовода при музее и послушайте историю о стране Беловодье, которую искал Николай Рерих в горах Алтая. Поверьте, интересно.
Проезжая Бийск остановитесь рядом с памятником нулевому километру Чуйского тракта. Он расположен перед мостом через реку Бия у музея Чуйского тракта. Загляните сюда, если интересна история Великого Шелкового пути. Чуйский тракт — северное ответвление этого пути, по которому происходила не только торговля со Средней Азией, но и коммуникация цивилизаций, обмен культурным опытом.
Сростки
На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.
Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.
Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.
К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.
В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».
Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.
Алтай — сердце Евразии
На 428 км Чуйского тракта, границы Алтайского края и Республики Алтай, установлен памятник туристу «Пилигрим». Мужчина в туристическом обмундировании и собачка с рюкзаком уже много лет встречают туристов, чвъезжающих на территорию Республики. Местное поверье — чтобы поездка прошла удачно, нужно потереть собачке нос, а на обратном пути бросить монетку в рюкзак или карман путнику.
Здесь же расположен памятный знак «Алтай — сердце Евразии». Стела с шестью дугами, символизирующими аил — традиционное алтайское жилище, была установлена в честь вхождения алтайского народа в состав России. На девяти языках написано послание потомкам о том, что Республика Алтай — есть центр мироздания и призывающее чтить память древних народов.
Манжерок
На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.
С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.
Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.
Цены:
Подробнее про Манжерок и горнолыжный отдых на Алтае, мы писали на Dorogi-ne-dorogi.ru вот в этой статье
ОЭЗ Бирюзовая Катунь
В 7 км от Манжерока, на 477 км Чуйского тракта, находится Особая Экономическая Зона «Бирюзовая Катунь». С дороги сворачиваем направо на мост через Катунь. Стоимость проезда легкового автомобиля — 100 руб., пеший проход бесплатный. Перед мостом есть бесплатная парковка, но я рекомендую проехать на территорию комплекса на автомобиле. На участке в 3000 га расположено искусственное озеро с аквапарком, горнолыжный комплекс, пасека, рыболовный пруд, археологический парк, пещеры, а также отельные комплексы и точки питания.
Здесь можно прыгнуть с тарзанки, покататься на квадроциклах,сплавиться на рафтах по реке Катунь. Ежегодно на территории «Бирюзовой Катуни» проводятся туристические фестивали: «Цветение маральника», «Because of the Beatles», «Алтайская зимовка».
Участок пути в 70 км от начала Республики Алтай застроен базами и отелями на любой бюджет. Вы можете остановиться здесь на пару дней для отдыха и посещения экскурсионных объектов, а далее отправиться вглубь Алтая за природными красотами.
Мы же сразу проезжаем туристический Алтай. На 495 км дороги в районе Усть-Семы будет развилка, пересечение Чемальского и Чуйского трактов. Необходимо повернуть направо на мост через Катунь и продолжить путь по Чуйскому тракту. Каждый раз в этом месте я выдыхаю и предвкушаю свое большое путешествие по настоящему Горному Алтаю.
Дорога петляет через десятки колоритных деревушек и рек, вы заметите как горы становятся выше, а пейзажи более захватывающими.
Зубровый питомник
В питомнике 50 особей, среди них чистокровные беловежские зубры. Летом на них можно полюбоваться издалека, а зимой зубры подходят к ограде, где их можно покормить, погладить.
Чтобы добраться в питомник нужно на 510 км Чуйского тракта, не доезжая села Черга, повернуть направо и проехать еще 2 км. Указатели есть.
На заметку: в селе Черга есть одноименный маслосливочный завод. Советую купить там сыр и масло. Вкусно и качественно.
Семинский перевал
На 583 км мы проезжаем самую высокую точку Чуйского тракта — Семинский перевал. Его высота — 1715 м.
Это уже среднегорье Алтая. В июне и сентябре, когда кругом тепло и зелено, я видела здесь снег.
На вершине перевала установлен обелиск в честь 200-летия включения Республики Алтай в состав Российской Империи. Здесь же кафе, туристический базар с дарами Алтая: брусника, кедровые орехи, вяленое мясо марала, медовуха и предметы одежды из верблюжьей шерсти. Не торопитесь покупать сразу, впереди еще будут сувенирные рынки, а в Кош-Агаче можно посетить местный базар.
Перевал Чике-Таман
По пути к следующему перевалу дорога проходит через крупный поселок Онгудай, где можно отовариться в крупном (по алтайским меркам) магазине и заправиться. Следующая хорошая заправка — через 150 км.
Высота перевала Чике-Таман — 1295 м. Это ниже, чем высота Семинского перевала, но подъем воспринимается более экстремально. Дорога серпантинная, с резким набором высоты. На вершине оборудована автомобильная парковка и смотровая площадка с панорамой Теректинского хребта. Вид шикарен.
Наверное, каждый, кто был на перевале, пробовал чебуреки. Их манящий аромат разносится по всей вершине. Лепят и жарят при вас. Разные начинки, а еще хворост, беляши, калачи. Обязательно пробуем все с травяным чаем. Также здесь череда сувенирных лавок, ассортимент, что и везде.
Пройдите вглубь базарчика и увидите старую дорогу. Посмотрите, поблагодарите горных духов и правительство Республики Алтай за новую дорогу. Памятник строителям Чуйского тракта установлен здесь по праву. По старому пути прогуляйтесь пешком, найдете красивые локации для фото.
Спускаясь с перевала, наблюдается смена природных зон. Смешанные леса остаются позади, впереди каменные горы. Возможно, они не поражают своей красотой, но несут сильную энергетику, которой нет в начале пути. Чтобы скрасить первые эмоции от нового Алтая, рекомендую заехать на кордон Кур-Кечу.
Кордон Кур-Кечу
После села Купчегень на 678 км автодороги поворачиваем налево к реке и едем до базы. Это самая крупная база в Онгудайском районе. Разместиться можно в аиле, в двухэтажных коттеджах или в отдельно стоящих домиках.
Осенью 2018 г. я останавливалась на этой базе в домике под горой. Внутри дома: 4 кровати, стол и дровяная печь, которую мы топили. Все аскетичное, но уютно. Треск печи, шум реки и вокруг ни души. На основной территории базы есть беседки, баня, столовая. Сотовой связи почти нет.
Кур-Кечу примечателен Ильгуменскими порогами, которые образует слияние рек Б. Ильгумень и Катунь. Мощь водной стихии во всей красе, часами можно наблюдать за бурлящим потоком горных рек. Проверено, здесь ловится хариус.
Песчаная скала на 687 км / фото автора
Далее на 687 км Чуйского тракта встретится природный феномен — отвесная песчаная скала, расположенная вдоль дороги. Фотографируемся, наслаждаемся панорамой на Катунь и движемся дальше.
Чуй-Оозы
Смотровая площадка с видом на слияние рек Чуя и Катунь расположена на 713 км Чуйского тракта. Завораживающее место, где четко видны границы переплетения вод серой Чуи с бирюзовыми водами Катуни. Алтайцы почитают это место. Здесь все имеет свою легенду или историю.
Горнолыжный Шерегеш – как добраться, трассы, отели, развлечения
Петроглифы урочища Калбак-Таш
Алтай — кладезь культурного наследия древних народов. На 723 км расположен археологический комплекс наскальных рисунков, средний возраст которых 5000 лет. Рисунки относят к эпохе неолита, бронзового века, скифской и древнетюркской эпохам. Их значение расшифровано частично. Они изображают быт народов, мифологических существ и необычные объекты. Всего порядка 5000 изображений.
Отправляясь дальше, мы вновь видим смену природных зон. Появляются таежные леса и Северо-Чуйский хребет.
Акташ
Крупный поселок на 788 км Чуйского тракта.
Акташ —перевалочный пункт для туристов. Здесь удобно останавливаться, чтобы делать радиальные выезды к другим маршрутам.
Я останавливалась на базе «Красный лис». Комфортные новые домики с отоплением. Удобства на территории базы, но есть добротная баня. Владеет базой добродушная алтайская семья, которая расскажет про достопримечательности в округе, а при необходимости, и доставит туда на собственной буханке. Это самый популярный вид транспорта в Горном Алтае.
С базы можно пройти к Гейзеровому озеру бесплатно.
Гейзеровое озеро
Гейзеровое озеро — водоем насыщенного бирюзового цвета с причудливыми узорами, которые постоянно меняются. Аналогичные озера есть только в Йеллоустонском заповеднике в Америке. Озеро не предназначено для купания, можно нарушить экосистему.
Озеро расположено в 7 км от поселка Акташ. Основной проход лежит через базу «Маленький рай». Вывески вдоль дороги укажут путь. Проход: 50 руб.
Акташский ретранслятор
Одна из самых впечатляющих смотровых площадок Алтая. Высота — 3038 м.
Отсюда открывается вид на Северо-Чуйский хребет и Курайскую степь, а при ясной погоде видно Белуху.
Добраться можно самостоятельно на полноприводном автомобиле с высоким клиренсом. От Акташа двигаемся по указателям на Улаган. После выезда из села главная дорога пойдет налево, нам нужно повернуть направо и двигаться вдоль реки Ярлыамры. 5,5 км дороги идет вверх по большим камням, трубам до заброшенного рудника, где остались хозяйственные постройки и заваленные штольни.
Для проезда через рудник нужно заплатить охраннику 100 руб. Далее до ретранслятора 1,5 км крутого подъема по серпантину.
Я рекомендую поберечь автомобиль и приобрести экскурсию. По селу расклеены объявления о заброске, также можно взять экскурсию с базы «Красный лис».
Цена заброски: 1500 рублей с человека в обе стороны. Возят на УАЗах и подготовленных джипах.
На экскурсию лучше заложить целый день и подольше побыть на вершине. Следует взять с собой теплые вещи, термос и солнцезащитный крем.
Расстояние от Акташа до Кош-Агача — 103 км. Включайте видеорегистратор, Курайская и Чуйская степи — это самые живописные участки Чуйского тракта. По пути будут съезды к смотровым площадкам с видом на Северо-Чуйский хребет с его заснеженными вершинами. Дух захватывает, в прямом смысле слова.
Рекомендую перед поездкой установить на свой смартфон приложение Maps.Me, которое работает офлайн. Там отмечены смотровые площадки и другие туристические объекты.
Урочище Кызыл-Чин
Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.
Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.
Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.
Кош-Агач
Последний крупный населенный пункт перед границей с Монголией и конечная точка нашего путешествия. Горы остались в стороне, мы оказались посреди Чуйской степи.
Местное население, в основном, казахи и алтайцы, живет за счет животноводства и торговли. По пути встречаются лошади, яки и верблюды. На местном рынке продаются товары из верблюжьей шерсти и кожи, которые везут из Монголии, ремесленные поделки и алтайские продукты. Цены ниже, чем в туристических местах.
В Кош-Агаче есть несколько кафе. Самое популярное — «Юлдуз», кафе узбекской кухни. Средний чек: 300 руб. Готовят вкусно, порции большие, а внешний вид заведения пусть не настораживает. Это уже нетуристические места.
Далее 50 км по прямой и попадаете на пограничный пункт Ташанта. Еще 20 км и Монголия, которую граждане РФ могут посетить по действующему заграничному паспорту.
Здесь завершается наше короткое, но насыщенное автопутешествие по Чуйскому тракту.
Туризм, доступный каждому: едем по Чуйскому тракту
В прошлый раз мы рассказывали о Горном Алтае. Сегодня наше путешествие продолжится по Чуйскому тракту.
Этот пост доступен
только для авторизованных пользователей.
Что интересного было в группе ВашГород Продвижение в октябре
Мы подготовили дайджест материалов. Вдруг вы пропустили что-то интересное?
1. Группы на ВашГород: как пользоваться их возможностями для привлечения потенциальных клиентов. Комментирует руководитель ВашГород Михаил Капустников — https://vashgorod.ru/news/1311130
2. Нативная реклама: почему мы достаточно часто используем её на ВашГород и какая от этого польза нашим партнёрам и читателям https://vashgorod.ru/news/1318413
3. У всех постов во всех группах на нашей платформе мы замеряем вовлечённость. Зачем и как повышать этот показатель — https://vashgorod.ru/news/1323897
4. Как отвечать на негатив в комментариях ( без «сам дурак») — https://vashgorod.ru/news/1325306
5. Немножко жуткого маркетинга к Хэллоуину — https://vashgorod.ru/news/1326264
7-дневный автобусный тур по Алтаю «Шелковый путь». Стоит ли тур своих денег? Подробно о каждом дне. Вопросы быта и проживания
Республика Алтай. это было самое насыщенное и незабываемое путешествие в моей жизни!
В отзыве расскажу о программе тура «Шелковый путь» от туристической компании «Узнай. ру».
О туре «Шелковый путь»
Тур по красивейшим местам Горного Алтая. В этой поездке мы посетим самые красивые и знаменитые на весь мир достопримечательности Республики Алтай!
Вас ждут: природные достопримечательности Горного Алтая, археологические артефакты, одна из красивейших дорог нашей планеты Чуйский тракт (входит в ТОП 10 по версии NATGEO), чистый горный воздух, и положительные эмоции.
Продолжительность тура: 7 дней (мы отдыхали с 14 по 20 августа).
Особенности тура: автобусный
Стоимость тура: 33,500 руб. / 1 чел.
Что входило в стоимость тура:
А вот к сопроводительной части тура есть небольшие претензии. О них подробней расскажу ниже.
Наше путешествие началось с города Новосибирска.
По дороге остановились у кафе, чтобы пообедать (около 14:00) и отправились дальше.
Первой остановкой стало местечко близ села Сростки, где установлен памятник писателю Василию Шукшину.
В районе 17:00 мы прибыли к Тавдинским пещерам, вход в которые, к сожалению, был закрыт из-за дождя.
Наш гид-водитель пообещал, что пещеры мы в любом случае посетим, но на обратном пути, когда прибудем в «Манжерок». Забегая вперед, скажу, что в тот день тоже шел дождь. Поэтому пещеры остались неизведанными.
Далее, после неудачи с пещерами прогулялись до памятника Николаю Рериху. Сам памятник я не успела сфотографировать, т.к. сосредоточилась на природе.
Здесь я впервые увидела красавицу Катунь. Жаль только, что пасмурная погода помешала сделать более удачные фотографии.
Далее мы отправились заселяться в гостиничные номера всесезонного курорта «Манжерок».
Пребывание в «Манжероке» оказалось самым комфортным за все семь дней путешествия.
Размещение в «Манжероке» дало нам право бесплатно прокатиться по канатной дороге.
Так как шел небольшой дождик и ему сопутствовал густой туман, виды нам оценить не удалось. Однако я осталось довольна этой поездкой, пусть и в тумане.
Поужинали пельменями в ресторане «Горный» и отправились по своим номерам.
Фото номера, к сожалению, не сделала. Но еще раз повторю, что он был чистым, комфортным и имел все необходимое (типа фена, полотенец, геля для душа, мыла, холодильника, телевизора, кондиционера) для гостя.
Отдельно отмечу балкон.
Он очень уютный и весь засажен цветами.
Пары, к нашей большой радости, расселили в двухместные номера. Остальных случайным образом распределили также по двухместным. Нашим попутчикам по группе это дало возможность сдружиться и впоследствии они даже свободное время проводили вместе.
На обратном пути, в предпоследний день путешествия, нам также предстояло заночевать в «Манжероке». Стоит ли говорить, что мы были безмерно рады этой новости.
Ну а окончательно «Манжерок» влюбил нас в себя после завтрака, который был организован в формате «шведский стол». Потрясающей вкусноты сырники, омлет, выпечка, кофе. Ммм. Вот после завтрака мне стала в голову закрадываться мысль, что я была бы не прочь отдохнуть здесь просто так. А после из гостиничного буклета мы узнали, что из «Манжерока» также организуются многодневные туры на ключевые туристические точки Горного Алтая. Так что, возможно, это желание будет исполнено в ближайшие пару лет.
Второй день путешествия дал возможность насладится красотой Чуйского тракта, отметить, как меняется ландшафт, воздух, температура, жизнь и быт людей по мере продвижения в горные районы Алтая.
Кстати, о горах. Горы просто вырастали на глазах. От них так и веяло древностью, величием, силой. Я люблю горы, и горные пейзажи для меня в сто крат краше любой равнины.
Чуйский тракт не зря входит в рейтинг 10-ти красивейших дорог мира (по версии Нэшнл Джеографик Россия).
Первой запланированной остановкой стал Семинский перевал. Он был так сильно затянут туманом, что я даже не стала доставать камеру. Позже выяснилось, что это был не туман, а облако. Нам дали пол часа времени: прогуляться по сувенирным лавкам, перекусить (кто хотел), справить нужду.
Все туалеты, что попадались нам в пути, довольно ухоженные, откровенно загаженных не было.
В платных всегда есть туалетная бумага, мыло, сушилка для рук. Ценник на «пописать» от 15 до 40 рублей.
Мне было приятно отметить эту, далеко не последнюю для туриста, деталь. Сама живу в туристическом регионе, но у нас, к большой грусти, стыду и позору, вопрос с уборными на туристических локациях никак не решается. Их просто нет.
Меня поразило огромное количество пасущихся вдоль дороги копытных животных: коров, овец, коз, лошадей.
Перевал находится на высоте 1460 м над уровнем моря.
Подъем на перевал начинается на 665 км Чуйского тракта. Подъем и спуск имеют длину по 4 км.
Хороший сувенирный городок. Большую часть сувениров я купила именно здесь, но уже на обратном пути.
Присмотрелась, сравнила цены (Манжерок, Семинский перевал и Чике-Таман), и в итоге здесь и носочки из Монголии дешевле, и мелочь типа магнитов.
На перевале 2 платных туалета: по 25 и 40 рублей.
Мы погуляли 40 минут и отправились дальше.
Спустя время мы заехали в небольшой кармашек недалеко от основной трассы, чтобы полюбоваться на Катунь.
Катунь завораживала меня своей красотой все больше и больше.
Здесь мы задержались на 40 минут. Я бы с удовольствием провела здесь и час, и два, и три. Ибо виды, как модно сейчас говорить, душезахватыващие.
Цвет рек, кстати, не статичен. Например, бирюзовый оттенок Катунь приобретает по мере наступления осени.
Близ смотровой можно было сходить в платный туалет.
В киоске продавали чебуреки и домашний компот.
Спустя 40 минут мы отправились дальше.
Красивое сооружение, созданное в 1936 г. по проекту С.А. Цаплина. Является памятником архитектуры.
Чтобы добраться до водопада, нужно было совершить небольшой подъем в гору.
У достопримечательности было людно.
Это было последнее место, которое мы посетили во второй день путешествия. Стоит ли говорить о том, что все были переполнены впечатлениями, устали и проголодались.
Примерно в 18:00 мы прибыли на базу «Хуторок», которая расположена недалеко от села Акташ.
Впечатления и эмоции этого дня можно измерять тоннами. Столько природы, да еще и такой разной, я за один день не наблюдала ни разу (учитываю также виды, что открывались в пути, из окна автобуса).
Водитель-гид-экскурсовод, конечно, большой молодец, водит хорошо, информацией владеет, места знает не понаслышке, т.к. сам исходил / изъездил Алтай вдоль и поперек. Общаться с ним было интересно. Но сам подход фирмы к этому вопросу мне не понравился.
Слышала, что такое у них впервые. Форс-мажорная ситуация. Нет человека. Ну, блин, ищите лучше и будет вам процветание, благодарные туристы, и сарафанное радио на нужной и выгодной вам волне.
База насчитывает несколько жилых домиков с разной степенью удобств. Все домики маленькие, рассчитанные на то, чтобы заночевать и с утра сняться с якоря.
Пары получили по домику на двоих.
Оставшиеся 4 человека заняли четырехместный домик. В номере: кровать, стол, розетки, крючки для одежды на стене, два обогревателя.
Последние, кстати, пригодились, поскольку к ночи заметно холодает.
Кровать оказалось удобной, подушки мягкими.
Вопрос с отсутствием резиновых тапок мы решили пакетом: постелили на пол душевой и молились за здоровье своих стоп. Другого выхода не было.
На этом моменте меня второй раз за день подогрело в адрес организатора: а что, нельзя было предупредить и добавить эти вещи в список необходимых для путешествия? Это же гигиена, ребята.
Вернемся к быту.
На территории базы имелась кухня. Она представляла собой открытую веранду, под крышей которой расположен необходимый минимум: раковина, посуда, плита, микроволновка, холодильник, чайник, стол и стулья.
Я была рада выпить чашку кофе с утра, пусть и растворимого.
В «Хуторке» мы провели две ночи.
На ужин был плов, весьма вкусный и порция большая.
За весь день я так и не отважилась на чебурек, поэтому плов буквально проглотила.
Вообще, накануне можно было нас предупредить, мол, ребята, завтра по пути кафешек не будет. Готовьтесь к деревенскому стрит-фуду или запасайтесь едой загодя. Я бы прикупила нормальный перекус в «Манжероке».
День 3. Каменные грибы
Завтракали мы в том же кафе.
На завтрак была овсянка (из пяти завтраков в этом кафе, только один раз был омлет, в остальные дни она, овсяночка).
Вообще, был выбор: овсянка или каша «Дружба» (кажется, это рис и пшенная крупа на молоке). Я стабильно ела овсянку: вкусно и сытно. Сама я ее не готовлю, ибо не любитель каш на завтрак, а вот раз в пятилетку скушать можно, не ходить же голодной.
Были в группе лица, которые возмущались такому однообразию и даже высказали претензию нашему гиду-водителю, чем его глубоко расстроили.
Поэтому мы с мужем решили, что обедать за свой счет в кафе не будем (напомню, что завтраки и ужины входили в стоимость тура), так как это чревато несварением и моим психозом. Я люблю мясо и не могу видеть, когда его таким образом уродливо готовят.
Обеды, между тем, у нас были вкусные и сытные: брали в «Мария-Ра» окорочка-гриль, готовые салаты, овощи, выпечку.
Меня очень интриговала эта природная достопримечательность, которую я уже успела вдоль и поперек изучить по фотографиям на тур. сайтах.
Путь к Грибам (туда и обратно) занял у нас практически весь световой день. Обед брали с собой: заказали в кафе гречку с котлетой.
Комфортабельный автобус пришлось сменить на жесткий, но проходимый отечественный автомобиль:
Позже опишу нюансы дороги, они действительно требовали такой пересадки.
Остановка № 1. Красные ворота, недалеко от села Акташ
Остановка № 2. Озеро Киделю
Очень спокойное, словно замершее во времени-пространстве, озеро.
Да и само местечко тихое, а природа будто заснувшая. Возможно, дело в накрапывающем дождике, а может быть здесь так всегда.
Через 20 минут мы отправились дальше.
Остановка № 3. Вид на озеро (название не помню. ).
Остановились на обочине трассы минут на 15, чтобы пофотографировать пейзаж.
Это единственный гидроним, который у меня напрочь вышибло из памяти. Вообще, топонимы и гидронимы Алтая не просты для восприятия и запоминания. Для собственного удобства (и чтобы потом проще было восстановить в памяти хронологию путешествия) я под каждую природную достопримечательность / локацию создавала отдельный альбом на смартфоне: подписывала название, номер дня путешествия, дату. Это действительно удобно! Но вот это озеро я проворонила))
Остановка № 4. Перевал Кату-Ярык, долина реки Чулышман
О-о-о. это место никого не оставит равнодушным!
Величественные горные хребты словно подпирают небо, а внизу течет река Чулышман.
Здесь было очень тепло. Все мы разделись до футболок, хотя на двух предыдущих остановках пришлось утепляться: и дождик накрапывал, и температура была около 12-13 градусов.
Гуляли около часа. Отведенного времени было мало! Хотелось задержаться здесь подольше.
Для туристов на перевале есть бесплатный туалет, маленькое кафе с домашней кухней.
У меня в горле застрял вопрос, который я так и не решилась задать во время спуска: «А срывались ли машины с этого серпантина?». Когда волнение прошло, вопрос все-таки задала. Да, да, да, срывались и срываются по сей день.
После спуска наш путь пролегал по равнине. Ехали мы меж горных хребтов, которые наблюдали с высоты перевала ранее. Дорога не асфальтирована и довольно ухабиста. Вообще, в тот день мы все немного отбили себе мягкие места.
До пункта назначения тряслись примерно 40-50 мин.
Остановка № 5. Урочище Ак-Курум, Каменные грибы
В урочище Ак-Курум мы так же наблюдали течение реки Чулышман и цепь горных хребтов.
С погодой нам очень повезло. Было тепло и даже жарко. В связи с эти при подъеме пришлось попотеть в прямом и переносном смысле.
Маршрут мне не показался сложным. Однако не все члены нашей группы преодолели этот путь.
Как такое могло случиться? Время, вода и ветер. Это они сформировали облик горных останцев. «Шляпки» и «ножки» состоят из разных видов горных пород. Поэтому одни истончились, а другие приняли форму лепешки. Между «ножками» и «шляпками» даже невооруженным глазом видны отличия.
Порода «шляпки» визуально более однородная и крепкая. Как большой булыжник. Чего не скажешь о «ножках» Грибов. Видно, что их порода хрупкая и находится в процессе активного разрушения.
Сразу признаюсь, эта локация впечатлила меня больше всего (ну почти)!
После любования Грибами нас ждал спуск и обед на открытом воздухе, а потом мы отправились в обратный путь.
На базу приехали затемно. Поужинали и легли спать.
День 4. Акташский ретранслятор, прогулка по селу Акташ
К сожалению, удалось лишь первое.
У ретранслятора нас ждал густой туман.
Было холодно, около 3-4 градусов.
Погуляли буквально минут 10 от силы. Смотреть не на что, ничего не видно. Замерзли. Решили спуститься ниже, в надежде, что там туман хоть немного рассеется.
Здесь тумана не было, однако горы вдали прятались под облаками, в том числе гора Белуха.
Рассвета ждали в машине из-за холода.
Это самое настоящее чудо, наблюдать, как оно постепенно озаряет помрачнелый от темноты горный пейзаж.
Волшебство длилось недолго, солнышко взошло и в его лучах мы возвращались обратно.
Примерно к 9:00 утра мы приехали в кафе, позавтракали овсянкой и стали планировать день. Он был свободным! Мы были очень рады немного отдохнуть.
В 12:00 мы переехали на другую базу, туда, где находится наше кафе.
Нас с мужем заселили в двухместный номер на втором этаже. Гостиница новая, ремонт внутри свежий. Номер небольшой: две односпальные кровати, тумбочка, вешалки.
Тем не менее, я наконец-то помыла волосы и была этому рада.
За обедом мы пошли в центр села Акташ, где располагается супермаркет «Мария-Ра».
Село небольшое, и какое-то по-своему самобытное.
За четыре дня пребывания здесь мне несколько раз приходила в голову мысль: «Как же здорово, наверное, жить в этом месте. Вокруг горы! Высокое синее небо! Вкусный воздух! Безмятежность и покой».
После обеда мы отправились изучать лесок, что располагался неподалеку от нашей базы.
Повстречали несколько белок, которые позволили себя разглядывать с близкого расстояния.
Завтра нас ждали цветные горы Кызыл-Чина.
День 5. Цветные горы Кызыл-Чина (Марсианские горы)
После завтрака мы отправились в путь на нашем уютном белом микроавтобусе.
Остановка № 1. Гейзеровое озеро
Буквально через 15 минут мы сделали первую остановку. Нас ждало Гейзеровое озеро:
Озеро находится примерно в 6 км от села Акташ у подножья Северо-Чуйского хребта. Название озера обманчиво. Гейзеров здесь нет. Дело в том, что поверхность озерного дна устлана песком и голубой глиной, которые постоянно движутся благодаря подземному роднику (он питает озеро). В результате движения образуются причудливые узоры, напоминающие те, что остаются на земле после извержения гейзера.
Локация очень популярная! Озеро, безусловно, необычное! Но толпа отбила всякое желание задержаться здесь подольше.
Остановка № 2. Вид на Северо-Чуйский хребет
Где-то спустя 20 минут нас ждала следующая остановка:
Чтобы полюбоваться на Северо-Чуйский хребет мы свернули с автомобильного шоссе. Очень живописно, не правда ли? В этом путешествии я стала всерьез мечтать о профессиональном фотоаппарате.
Остановка № 3. Цветные горы Кызыл-Чина (Марсианские горы)
Примерно к 13:00 мы прибыли к Марсианским горам
Примерно в 130 км от локации заканчивается граница РФ и начинается Монголия.
У местечка довольно увлекательная история, которая, кстати, объясняет это разноцветное великолепие.
Несколько миллионов лет назад Марсианские горы находились под водой и являлись чашей реликтового Чуйского озера. Тысячелетия спустя, под воздействием времени и ветра, озеро высохло. Ветер делал свое дело, обнажая горные породы.
Нам было дано 2 часа, чтобы погулять по холмам. У подъема на холмы продают напитки и выпечку. Есть бесплатный туалет. За плату можно покататься на верблюдах (вроде около 1500 с чел.).
Марсианские горы впечатлили. Особую зрелищность им придавало синее небо с белоснежными облаками. Контраст потрясающий!
Обратно мы вернулись около 18:00. Завтра нам предстояло покинуть с. Акташ, где мы провели 4 дня и отправиться в обратный путь.
Путешествие подходило к концу.
Решили устроить прощальный вечер на летней кухне нашей гостинцы и пожарить шашлыка.
Отъезжали около 10 утра после завтрака.
Грустно было покидать эти места! И прощаться с горами Алтая.
Остановка № 1. Памятник строителям Чуйского тракта
Установлен не просто так, ибо прокладка дороги была делом тяжелым и унесшим жизни людей.
Куда ни кинь взгляд, всюду красивый вид. Алтай прекрасен. Слева можно разглядеть участок старой дороги.
Остановка № 2. Святилище Адыр-Кан. Оленный камень
Остановка находится между Чуйско-Катунской долиной и с. Иодро у подножья горы Иодро.
Это археологический памятник, представленный разными объектами. Вот, например, стела, изображающая скифского воина:
А на стенах скал можно увидеть петроглифы эпохи энеолита (где-то указано, что энеолита-бронзы):
И снова меня удивило, что прямо в поле, поодаль от скал и воина, стоит туалет. Пусть и не самый чистый из тех, что мне встречались.
Ближе к вечеру мы прибыли в Манжерок, который, если помните, был самым комфортным местом для ночлега.
В 8:00 утра мы позавтракали, а в 9 уже отъезжали.
Честно говоря, я уже настолько вымоталась и, казалось, пресытилась видами, что перспектива ехать куда-то еще виделась невыносимой. Однако оказавшись на пунктах назначения все сожаления и «не хочу» мигом улетучились.
Остановка № 1. Ороктойский мост
Тащились мы туда больше часа по грунтовой дороге. Было жарко и пыльно.
Но виды Катуни отбили мое раздражение:
Остановка № 2. Урочище Че-Чкыш
Со смотровой площадки открывается потрясающий вид на Катунь:
На «Речной вокзал» мы прибыли около 18:00. Путешествие подошло к концу.
Я до сих пор полна впечатлений, хотя прошло почти 2 месяца. Сюда хочется вернуться еще раз. Проехать от и до весь Чуйский тракт и задержаться в горных районах Алтая. Хочется исследовать его лучше, так как он запал мне в душу и останется там навсегда.
Перейду к разбору тура. Буду максимально краткой и конкретной.
Что понравилось:
2) Уровень комфорта.
3) Доброжелательный гид-водитель. Приятный, знающий и, главное, любящий этот край, человек. Отзывчивый к нашим просьбам.
Что не понравилось:
1) Совмещение двух функций одним человеком: водитель + гид.
2) Информационное сопровождение накануне тура.
Это я о списке вещей в дорогу, где не было полотенец, резиновых тапок и пр. (важных для меня) мелочей. Для меня такое путешествие было в новинку. Поэтому прочитав, что нас будет ждать проживание в комфортных номерах, я и не могла подумать, что может возникнуть проблема с полотенцами.
3) Информационное сопровождение в процессе тура.
И все же, поставить меньше 4-х звезд у меня не поднимается рука. Природа Алтая сгладила мое недовольство.
Что могу посоветовать вам?
Какие интересные покупки можно сделать на Алтае:
Приятных вам путешествий! Спасибо, что дочитали до конца