что такое виват в музыке
ВИВАТ
Полезное
Смотреть что такое «ВИВАТ» в других словарях:
Виват — Виват, гардемарины! «Виват, гардемарины!» Жанр Приключения Режиссёр Светлана Дружинина … Википедия
виват — да здравствует, ура Словарь русских синонимов. виват 1. см. да здравствует. 2. см. ура Словарь синонимов ру … Словарь синонимов
ВИВАТ — и ВИВАТ (лат. vivat) (книжн. устар.). Да здравствует!, ура! Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВИВАТ — Выставка исторической и военной автомототехники например: ВИВАТ 2013 авто, муз., техн. Источник: http://www.museum ic.ru/vivat … Словарь сокращений и аббревиатур
ВИВАТ — ВИВАТ, межд. Восклицание в знач. «да здравствует». В. Россия! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ВИВАТ — лат. да здравствует, здравствуй, многая лета; будь здоров, живи, воздравье, на твое здравие (пью): исполать, ура. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
виват — междометие Несмотря на то что слово «виват» имеет значение «да здравствует» и в соответствии со значением не требует постановки после себя знаков препинания, на практике после слова «виват» часто ставится запятая. Виват дружба! А. Чехов, Леший.… … Словарь-справочник по пунктуации
Виват — (vivat, да здравствует, многие лета) немцы, господствовавшие в нашем управлении во время Бирона, заменили Петровское ура словом В., и наши войска принуждены были приветствовать императрицу Анну Иоанновну этим возгласом. С воцарением Елисаветы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Конспект урока по музыке для 3 класса по теме урока: «Виват, Россия!»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по музыке для 3 класса по теме урока: «Виват Россия!»
1. Познакомить со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В.Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;
2. Показать использование музыки разных жанров.
· Закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.
· Закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;
· Продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);
· Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.
· Воспитание гражданско-патриотических чувств (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)
1. Кант «Радуйся, Росско земле»
2. Кант «Виват, Россия!»
3. Кантата «Александр Невский»
1. Организационное начало (2 мин.)
2. Вступительная беседа (5 мин.)
3. Первичное восприятие (10 мин.)
4. Художественный анализ произведения (15-20 мин.)
I. Организационное начало (1 мин.)
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.
Пение с движением «Утром рано» (приветствие)
Утром рано мы проснулись (потягиваются)
До донышка, донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Вступительная беседа (5 мин.)
Цель: познакомить учащихся с новым видом музыкальных произведений
Россия — великая держава.
-Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров.
— Давайте прочитаем название нашей темы на с. 12 в ваших учебниках.
— Как вы понимаете слово «Виват»?
-Подумайте, а можно ли заменить их на русские слова «да здравствует», «славься», «песня»? Изменится ли от этого музыкальное произведение?
— Прочитаем текст в рамочке на странице 12.
-Когда появились канты?
-Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.
-Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.
-В каком характере нужно исполнять канты?
-Торжественно, празднично. Ведь эта музыка напоминает фанфарный зов трубы.
— Общее в кантах, с которыми мы познакомимся, определяется их трехчастной формой: крайние части – слава царю Петру, средняя часть – сострадание к погибшим.
III . Первичное восприятие ( 10мин.)
Цель: познакомить учащихся с кантами «Радуйся, Росско земле!» и «Виват Россия!»
— Послушайте внимательно первый куплет канта и попробуйте определить жанр, характер музыки.
— А как вы думайте русская она или зарубежная?
— В какое время она сочинена?
— Кто и в какой момент может ее исполнить?
Родился 30 мая 1672 в Москве. Воспитывался Петр бессистемно; в юности его интересовало плотницкое дело и судостроение. Другим его увлечением было обучение солдат и разыгрывание потешных сражений. Первым опытом вождения войск стала для него война с Турцией, которая владычествовала в Крыму. Петр рассчитывал отвоевать выход к Черному морю. Он понял, что Россия еще недостаточно сильна, чтобы прочно обосноваться на юге. Петр отправился в путешествие по Англии, Голландии и Германии; он был первым русским монархом, появившимся за границей.
Царь возвратился на родину, чтобы расправиться с бунтовщиками. Покончив со стрельцами, Петр вознамерился ослабить власть бояр. Далее он повелел всем подданным, кроме крестьян и священства, обрить бороды и распорядился, чтобы все придворные одевались на немецкий или французский манер и курили трубки. Царь поощрял обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей к западному стилю жизни и труда. Война со шведами В 1700 был заключен мир с Турцией. В союзе с Данией и Саксонией он начал войну со Швецией (Северная война 17001721). Шведский король Карл XII воевал в глубине Европы с Саксонией и Польшей и пренебрегал угрозой со стороны России. Петр не терял времени: в устье Невы возводились крепости, на верфях, оборудование для которых было привезено из Архангельска, строились корабли, и вскоре на Балтийском море возник мощный российский флот. Карл XII, заключив в 1706 мир с Польшей, предпринял запоздалую попытку сокрушить российского соперника. Поначалу его наступление шло успешно, однако отступавшая русская армия обманула его хитрым маневром и нанесла серьезное поражение. Карл повернул к югу, и его армия была полностью разгромлена в битве под Полтавой.
Отношения с церковью Петр оставляли желать лучшего. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество, позволял себе кощунственно глумиться над церковными обрядами и обычаями. Его церковная политика вызывала массовые протесты. Строились флоты, военный и торговый. Для финансирования своих проектов царь ввел множество новых налогов, в том числе подушную подать. Были введены арабские цифры, гражданский шрифт, учреждались типографии, появилась первая российская газета. Науки всемерно поощрялись: открывались школы, переводились книги по науке и технике, была основана Академия наук.
В возрасте шестнадцати лет Петра женили на Евдокии Лопухиной, но он прожил с ней едва ли неделю. Она родила ему сына Алексея, наследника престола. В 1718 Алексея заставили отречься от права на престол. В том же году его судили, обвинив в заговоре против государя, признали виновным и умертвили. В 1712 царь объявил о своем разводе и венчался с Екатериной. В этом браке родилось 8 детей. В 1724 Екатерина была коронована как императрица. Умер в Санкт-Петербурге 28 января 1725.
— А мне вот интересно, что означает итальянское слово « кантаре»? ( Пою).
— Кантата — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.
Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.
-Каким событиям посвящено это произведение?
-Битве на Чудском озере в 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.
-Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портрете нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя — олицетворение защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.
-В кантате «Александр Невский» есть очень известный хор «Вставайте, люди русские».
-В какой форме написан этот хор? В трехчастной.
— I и III часть надо исполнять энергично в сочетании с напевностью, постараться передать героический характер музыки.
— II часть — широкая, распевная, это ее сближает с русской народной песней и придает ей эпический характер.
4. Художественный анализ произведения (20 минут)
Цель: определить характер и смысл музыкальных произведений.
Канты «Радуйся, Росско земле!» и «Виват Россия!»
-Что же передает хор?
-Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.
-Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
V . Обобщение (7 минут)
-Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.
-Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.
-Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.
VI . Итог урока (3 минуты)
Цель: узнать, как усвоен материал учащимися.
— О чем вы узнали сегодня на уроке?
— Кто такой композитор?
-Кто такой исполнитель?
— Кто такой слушатель?
— Кто может быть исполнителем?
-Кто может быть слушателем?
-А композитор может быть слушателем?
-С какими кантами сегодня познакомились?
-Как звучат канты? Как догадаться, что мы слышим именно кант?
-В честь чего их исполняли?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
виват
Смотреть что такое «виват» в других словарях:
Виват — Виват, гардемарины! «Виват, гардемарины!» Жанр Приключения Режиссёр Светлана Дружинина … Википедия
ВИВАТ — (лат. vivat, от vivere жить). Да здравствует! Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИВАТ восклицание: да здравствует!. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М.,… … Словарь иностранных слов русского языка
виват — да здравствует, ура Словарь русских синонимов. виват 1. см. да здравствует. 2. см. ура Словарь синонимов ру … Словарь синонимов
ВИВАТ — и ВИВАТ (лат. vivat) (книжн. устар.). Да здравствует!, ура! Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВИВАТ — Выставка исторической и военной автомототехники например: ВИВАТ 2013 авто, муз., техн. Источник: http://www.museum ic.ru/vivat … Словарь сокращений и аббревиатур
ВИВАТ — ВИВАТ, межд. Восклицание в знач. «да здравствует». В. Россия! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ВИВАТ — лат. да здравствует, здравствуй, многая лета; будь здоров, живи, воздравье, на твое здравие (пью): исполать, ура. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
виват — междометие Несмотря на то что слово «виват» имеет значение «да здравствует» и в соответствии со значением не требует постановки после себя знаков препинания, на практике после слова «виват» часто ставится запятая. Виват дружба! А. Чехов, Леший.… … Словарь-справочник по пунктуации
Виват — (vivat, да здравствует, многие лета) немцы, господствовавшие в нашем управлении во время Бирона, заменили Петровское ура словом В., и наши войска принуждены были приветствовать императрицу Анну Иоанновну этим возгласом. С воцарением Елисаветы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ВИВАТ
Смотреть что такое «ВИВАТ» в других словарях:
Виват — Виват, гардемарины! «Виват, гардемарины!» Жанр Приключения Режиссёр Светлана Дружинина … Википедия
ВИВАТ — (лат. vivat, от vivere жить). Да здравствует! Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИВАТ восклицание: да здравствует!. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М.,… … Словарь иностранных слов русского языка
виват — да здравствует, ура Словарь русских синонимов. виват 1. см. да здравствует. 2. см. ура Словарь синонимов ру … Словарь синонимов
ВИВАТ — и ВИВАТ (лат. vivat) (книжн. устар.). Да здравствует!, ура! Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВИВАТ — Выставка исторической и военной автомототехники например: ВИВАТ 2013 авто, муз., техн. Источник: http://www.museum ic.ru/vivat … Словарь сокращений и аббревиатур
ВИВАТ — ВИВАТ, межд. Восклицание в знач. «да здравствует». В. Россия! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
виват — междометие Несмотря на то что слово «виват» имеет значение «да здравствует» и в соответствии со значением не требует постановки после себя знаков препинания, на практике после слова «виват» часто ставится запятая. Виват дружба! А. Чехов, Леший.… … Словарь-справочник по пунктуации
Виват — (vivat, да здравствует, многие лета) немцы, господствовавшие в нашем управлении во время Бирона, заменили Петровское ура словом В., и наши войска принуждены были приветствовать императрицу Анну Иоанновну этим возгласом. С воцарением Елисаветы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Методическая разработка урока музыки. Тема «Виват, Россия!» 3-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 3
Цель:
Ход урока
Музыкальное приветствие
– Ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображённую на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества» (Слайд 1), которая висит в настоящее время в приемной президента России. Что на ней изображено? (Гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены).
— Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента? (На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…)
— Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам? (женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик). Какие качества больше всего ценятся в женском характере? (доброта, нежность, красота) А в мужском? (отвага, сила, выносливость)
— Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)
— Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать? (Нужно воспитывать)
— И вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества? (беседа с детьми)
— Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев? (Слайд 2)
Александр Невский – жил тысячу лет тому назад. Был самым молодым полководцем, в 20 лет вел полки против шведских, немецких захватчиков. Его воска не потерпели ни одного поражения. За подвиги Александра Невского причислили к лику русских Святых.
(Слайд 4) А.В.Суворов – национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений). (Щелчок) Орден им. Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.
(Щелчок) Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, одержавший победу над французами 200 лет назад.
— Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)
— Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.
— Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)
— Давайте прочитаем, что такое кант по учебникам стр. 12 (работа по учебнику)
— Итак, что же такое Кант? (ответы учащихся)
— Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.
Школьники выполняют задание.
— Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле». Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.
Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного (трехголосного) хора без сопровождения.
— Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой. Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит.
— Итак, кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей? (Три) Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? (Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно)
— Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? (Потому что третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно)
— Ребята, как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях? (Воспевалась, ведь песни помогали солдатам воевать, они поднимала им настроение)
— Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра первого мы сегодня разучим. Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20-25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности.
Вывод: Итак, мы с вами отметили особенности канта.
Анализируют музыку, отмечая энергичные интонации, чёткий ритм, звучание мужского хора без музыкального сопровождения.
Физкультминутка.
— Давайте вспомним особенности жанра русской народной песни.
— Вывод: Итак, мы с вами вспомнили особенности жанра русской народной песни.
— Давайте исполним русскую народную песню «Солдатушки» хором, добавив к нашему исполнению музыкальные инструменты. (Раздаю музыкальные инструменты.)
— Текст вы видите на слайде. Слайд.
— С этим заданием все справились.
— Что такое кантата мы узнаем, прочитав определение в учебнике на странице 16 самостоятельно.
— Итак, что вы узнали про кантату?
— Давайте запишем определение в тетрадь.
Итог
— Ребята, что нового вы узнали на уроке?
Отвечают (узнали, что такое кант, кантата, выучили русскую народную песню «Солдатушки»).
Отвечают (учились работать в группах, находить сходства и различия в жа Рефлексия.
— У вас на парте лежат две нотки зеленого и жёлтого цвета. Если на уроке вам было интересно и всё понравилось, то поднимите зелёную нотку. Если возникли трудности в выполнении задания, то поднимите жёлтую нотку.
— А теперь запишите домашнее задание в дневники: выучить все определения.