что такое вибрато в музыке
Вибрато
И. M. Ямпольский.
Полезное
Смотреть что такое «Вибрато» в других словарях:
ВИБРАТО — (итал. vibrato, от лат. vibrare дрожать). В музыке: брать ноты так, чтобы звуки выходили дрожащими. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИБРАТО ит. vibrato, от лат. vibrare, дрожать. В музыке: брать… … Словарь иностранных слов русского языка
ВИБРАТО — (итал. vibrato от лат. vibro колеблю), периодические изменения высоты звука (частотное вибрато) или громкости (амплитудное вибрато). Применяется в пении, игре на струнных смычковых и духовых инструментах, в электроорганах. Звук с вибрато… … Большой Энциклопедический словарь
вибрато — прием, колебание Словарь русских синонимов. вибрато сущ., кол во синонимов: 2 • колебание (59) • прием … Словарь синонимов
вибрато — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Вибрато — Обозначение Вибрато в нотной записи. Вибрато периодические изменения высоты, громкости или тембра музыкального звука. В струнных инструментах вызывается колебаниями пальца, в духовых инструментах и у вокалистов пульсацией воздушного давления. Как … Википедия
вибрато — (итал. vibrato, от лат. vibro колеблю), периодические изменения высоты звука (частотное вибрато) или громкости (амплитудное вибрато). Применяется в пении, игре на струнных смычковых, духовых и электроинструментах. Звук с вибрато становится… … Энциклопедический словарь
Вибрато — вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio колебание), 1) приём исполнения на струнных музыкальных инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне. Периодически изменяя в небольших пределах высоту звуков … Большая советская энциклопедия
Вибрато — (Vibrato) см. Вибрация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
вибрато — I нескл. ср. Кратковременные и незначительные колебания высоты тона какого либо звука (голоса, музыкального инструмента и т.п.), придающие ему особую окраску и выразительность. II нареч. качеств. обстоят. Извлекая звук особым колебанием струны… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
вибрато — См. vibrato … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
Что такое вибрато в музыке
Для начала, давайте разберёмся, что такое вибрато и как научиться это вибрато петь. Для чего вообще делать вибрато голосом.
Что такое вибрато? Вибрато – это периодические изменения высоты, силы или громкости, тембра звука, пения. У вокалистов вибрато вызывается колебанием воздушного давления, как и у духовых инструментов, у струнных вибрато получается при колебании струны пальцем. Итак, какую роль играет вибрато в пении? Вибрато в вокале – это своего рода украшение, инструмент, которым пользуются для придания голосу теплоты, создания индивидуальной тембральной окраски, голос как будто льётся, когда вокалист использует вибрато. Вибрато различается по частоте колебаний и по амплитуде звуковой волны. По частоте обычно вибрато бывает с частотой 6-7 колебаний в секунду, но если вибрация получается более частая, мы слышим тремоло, а если менее частая, то это звучит как качание звука. У вокалистов вибрато бывает природным, а бывает искусственным, его можно развить и усовершенствовать.
Как возникает вибрато? Вибрато бывает правильное и ложное. Ложное возникает при вибрировании гортани, а правильное – образовывается в резонаторах. Исполнитель может остановить вибрато по своему усмотрению, а также увеличить или уменьшить по амплитуде или высоте. Спокойное вибрато говорит нам о свободе голосового аппарата и о правильном певческом дыхании.
Если вокалист от природы не награждён умением делать вибрато, то это достигается путём упражнений, способствующих снятию напряжения в гортани. В вокальных школах, обычно, вибрато не учат. Опытные хорошие педагоги знают, что когда голос будет звучать ровно и на опоре, в резонаторы, тогда вибрато появится само собой.
Таким образом, чтобы научиться петь вибрато, нужно сначала научиться правильно петь вообще: научиться правильному дыханию, избавиться от зажимов в голосе, научиться правильному вокальному дыханию. Для развития этих навыков существуют упражнения. Вот лишь несколько из них.
Регулярные занятия вокалом в скором времени принесут долгожданные результаты, главное помнить, что в пении главное – это свобода!
Вибрато в голосе: как делать вибрато в вокале
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Слово «Вибрато» происходит от итальянского слова Vibrato или латинского Vibratio – колебание музыкального звука. Подразумевается, что исполнение может быть как инструментальное, так и голосовое. Мы разберём этот вопрос с точки зрения вокала. Чтобы понять, что такое вибрато в голосе и как делать вибрато в вокале, нужно начать с самого начала.
Во-первых, колебания в голосе должны быть ровными, точными и исполнены чистыми нотами основного тона голоса. Поэтому овладеть этой техникой может далеко не каждый. Вибрато – это один из показателей профессиональной постановки голоса вокалиста.
Во-вторых, зачастую педагоги учат искусственной имитации вибрато, и это очень странный и даже абсурдный процесс. Это непрофессиональный подход к обучению. Если вы учитесь петь правильно, то вибрато обязательно возникнет естественным путем. Это физический результат правильной техники и правильного владения голосом. Для того чтобы вибрато родилось в исполнении, оно должно быть выработано в первую очередь с помощью правильного дыхания, затем расслабленности тела и голосового аппарата, а также правильной работы гортани.
Разница между вибрато, трелью, вибрацией и тремоло
Многие преподаватели вокала даже не понимают разницы (на слух и в теории) между трелью, вибрацией и тремоло. Вполне возможно, что вас обучат одной из трех техник, а не вибрато.
Трель – это «блеяние козы». Наверное, это самая распространенная ассоциация. Потому что звук трели достаточно резкий, отрывистый и быстрый. Так происходит из-за неумения правильно дышать и равномерно распределять воздух. В итоге он просто рассеивается.
Вибрация – это не вибрато, а отклонение от ровной скорости. Голос начинается с более медленного и глухого исполнения и, вдобавок, съезжает с основного тона. Так происходит из-за недостаточного развития музыкального слуха, сосредоточенности на тональности и, конечно же, плохого управления дыханием.
Тремоло по технической составляющей похоже на вибрацию в голосе. Только если вибрация медленная по темпу, то тремоло, наоборот, слишком быстрое. Технически тремоло появляется от избытка гортанного давления, которое приводит к напряжению у корня языка.
Маленький факт. Вы знали, что вибрато снимает напряжение с голосовых связок? По очень простой причине: за счет свободного пульсирования гортани.
Итак, теперь мы примерно понимаем, что такое вибрато в голосе, так что давайте ответим на вопрос, как делать вибрато в вокале, и перейдем к упражнениям.
Работа диафрагмы и правильное дыхание
Упритесь подушечками пальцев в солнечное сплетение и произнесите самый простой для вас слог или гласную букву, например, «А». Выпускайте звук спокойно, на умеренной громкости и равномерном потоке воздуха, пальчиками надавливайте на живот с частотой 3-4 раза в секунду.
Работа гортани
Это мышца, которая управляет давлением воздуха. Как нам известно, связки – это тоже мышцы. Как и при любой физической нагрузке на тело в спортзале, если заучить упражнение неправильно, то переучиться в дальнейшем будет очень сложно.
Положите пальчики на гортань (женщины) или кадык (мужчины). Возьмите слог из предыдущего упражнения и выполняйте движения вверх-вниз с частотой колебаний 3-4 раза в секунду. Внимание, давить на горло сильно не нужно!
Распевки
Несложные распевки на удобной для вас тесситуре помогут освоить вибрато.
Просто наиграйте себе полутона. Начните петь медленно, если у вас есть проблемы с музыкальным слухом, и постепенно набирайте темп. Если же с интонированием все в порядке, можете сразу начинать со средней скорости.
Это упражнение раскачает ваш голос и «ленивую» гортань.
Вибрато в голосе: как использовать в песне и делать вибрато в вокале
Всегда помните о том, что вибрато должно быть уместным. Применяйте эту технику только в подходящих местах песен, чтобы ваше исполнение не было похоже на испорченную грампластинку.
Вибрато – это стильная вокальная фишка, оно должно соответствовать характеру песни. Его можно использовать на протяжении всей фразы или слова, в начале строки, затем стоит перейти на ровный звук, или, наоборот, сначала спеть ровно и перейти на вибрато. Сочетайте с вибрато субтона, крещендо, диминуэндо – они отлично подчеркнут этот вокальный прием.
Пример Уитни Хьюстон
У Уитни Хьюстон есть своя особенность исполнения вибрато: ритмичная раскачка нижней челюсти.
Я часто встречаю пародии на это характерное движение Уитни. Конечно, не стоит повторять вслед за известной певицей: это выглядит смешно и неестественно.
Уитни Хьюстон навсегда останется легендой эстрадного исполнения. Раскачка нижней челюсти при вибрато – это ее неповторимый стиль, манера пения, которая смотрится органично при ее исполнении. Еще раз повторю: такой ход копировать не нужно, лучше прислушаться к себе и помочь своему голосу естественно и индивидуально исполнять те или иные вокальные приемы.
Мы научим вас, как как делать вибрато в вокале: если вы хотите изучить технику вибрато в голосе, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
gela_guralia
ГЕЛАКТИКА
Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа
Немало вопросов вызывает и природа вибрато у вокалиста.
Мы попытаемся разобраться, что же это такое, для чего оно нужно, какие встречаются разновидности вибрато и как его достичь.
Начнем, пожалуй, с самого неожиданного:
ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭФФЕКТА ВИБРАТО в голосе так и не ясна до сих пор. Да, как это ни покажется странным, специалисты так и не выработали пока единого мнения о том, почему возникает вибрато.
Вибрато- достаточно необычный эффект. Его необычность проявляется хотя бы в том, что вибрато «включается» или «запускается» только на длительных вокальных гласных звуках. По этой причине вибрато никогда не услышать в обычном разговорном голосе, ему просто негде там включиться!
Вот что говорит профессор Морозов В.П. о происхождении вибрато:
«Очевидно вибрато возникло, образно говоря, по заказу слуха и является отражением повышенной физической и эстетической чувствительности слуховой системы человека к амплитудно-частотной модуляции с частотой 4-8 Гц.
Слух же эти свойства приобрел в свою очередь в результате адаптации к восприятию речевого сигнала. Известно, что длительность гласных в пении, достигающая подчас 3-7 и более секунд (а также длительность музыкальных звуков), значительно превосходит длительность речевых гласных, которая почти в точности укладывается в длительность периода вибрато (150-200 мс). Это обстоятельство, по-видимому, и потребовало дробления протяжных певческих и музыкальных звуков на сегменты, равные по длительности оптимальной длительности речевых сегментов (слогов).
Таким образом, есть основание связать эволюционное происхождение вибрато в пении и музыке с амплитудно-частотно-модуляционными характеристиками речи и слуха. Такая гипотеза в общей форме согласуется с представлениями психологов о происхождении музыкальных ритмов в связи с ритмами рабочих движений и ритмами физиологических функций человека».
Всякий процесс обязательно имеет свои границы.
Для «правильного» вибрато эти границы заключены в коридоре 4-7 Гц (колебаний в секунду).
Фониатрия выделяет 3 типа вибрато:
-вибрато низкой частоты (3-4 колебания в секунду) с модуляциями-изменениями высоты и переменной интенсивности, наблюдаемое у некоторых афроамериканских певиц популярной музыки, джаза и соула. В академическом пении такая частота вибрато считается неэстетичной и приравнивается к «танцующему голосу», «качанию»;
-вибрато промежуточной частоты (между 4 и 7 колебаниями в секунду) и с модуляцией тональной высоты в пределах полутона, типичное для профессиональных оперных певцов;
-вибрато высокой частоты (7-10 колебаний в секунду и более) и с широкими контрастами вокальной интенсивности, называемыми тремоло. Тремоло, кроме случаев, когда оно является специальным украшением, нежелательно и представляет чрезмерную форму вибрато (козий голос)
Причинами мелкого вибрато чаще всего являются скованность и мышечные зажимы в гортани. Любое паразитирующее напряжение, любое форсирование в фонации и любой технический дисбаланс в звукообразовании могут трансформировать вибрато в тремоло.
Причины же слишком широкого вибрато обобщены понятием «перегрузки»: это может быть рабочее переутомление репертуаром, слишком тяжелым по тесситуре и вокальной интенсивности для конкретного голоса
Вибрато очень тесно связано с пением «на опоре».
Если вы «нашли опору», то есть оптимизировали работу своего вокального аппарата, вибрато не заставит себя ждать. Очевидно, что пение вполголоса, фальцетирование не вызовут вибрато при любых стараниях.
Вообще вибрато характеризует именно «ПРАВИЛЬНОСТЬ» работы вокального аппарата, выражающуюся в его расслабленности при пении, отсутствии «зажимов».
Таким образом, вибрато можно выработать, если делать упражнения, снимающие излишнее напряжение с гортани, то есть устраняющие зажим.
Изолированных упражнений для вызывания вибрато не существует пока в принципе.
Наличие в голосе эффекта вибрато является неотъемлемым свойством голоса, поставленного по академической модели. В голосе классического певца вибрато НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ. Прямой голос считается в классике вокала просто неразвитым.
Кстати, помимо частотного вибрато, есть еще и амплитудное (громкостное).
Конечно, вибрато амплитудное встречается значительно реже и имеет другие характеристики. В этом случае голосообразование характеризуется периодическими изменениями интенсивности во время фонации.
Этим типом вибрато обладают далеко не все вокалисты, оно не всегда присутствует и в том же самом голосе, и с точки зрения колебаний в секунду его характеристики не всегда одинаковы.
У вокалиста, обладающего хорошим уровнем вокального образования и профессиональной подготовки, отлаженным механизмом косто-абдоминального дыхания и не поющего «мясом» (то есть толкая голос мускулатурой гортани), вибрато становится автоматическим и может находиться под влиянием высших нервных центров, в частности может сознательно регулироваться корой головного мозга, хотя и испытывая влияние стресса и эмоционального напряжения».
Что такое вибрато и для чего этот приём нужен в музыке
Скорее всего, музыка родилась тогда, когда человек понял, что звуки природы бывают очень красивыми и чистыми. И научился находить то, что помогло ему извлекать такие звуки самостоятельно. Но эффект вибрато в музыке и вокале появился позже – когда человек научился петь и управлять звуками.
Что такое вибрато: игра звучания
В древние времена люди использовали музыку и пение не столько для развлечения, сколько для обрядовых вещей. Музыкой радовали богов, сопровождали праздники, свадьбы и проводы в мир иной. Изначально вибрато в музыке, да и в вокале тоже, не существовало. Звуки народной музыки и песен – долгие, чистые и однообразные. Поэтому народная музыка зачастую кажется скучной, от неё иногда просто тянет в сон. Но такое звучание вполне оправдано – народное пение основано на хоровом исполнении. То есть, все голоса фактически сливаются в один, создавая силу, а тональность каждого должна быть такой же, как и другие.
Что такое вибрато? Можно сказать, это особая звуковая краска, которая помогает сделать длительное звучание разнообразнее и интереснее, придать ему красоту. Достигается этот эффект сменой тональности, причём, вибрато возможно как в вокале, так и в музыке. Особенно эффектно оно звучит в романтических композициях, а также у рок-исполнителей.
Украшаем музыку: для чего нужно вибрато
Для того, чтобы уметь петь, нужно покачивать слух и голос. Иногда и то, и другое даётся от природы. Но чаще всего голос нужно развивать, работать над ним постоянно. Чистота звучания – это, безусловно, хорошо, но хороший исполнитель должен уметь гораздо больше. Для чего нужно вибрато певцу?
Обычно если детей в школах обучают музыке, то вокал преподаётся достаточно однобоко: детей учат петь исключительно в хоре. Да, безусловно, это учит многому – развивает единство звучания, чистоту тона, учит сохранять силу голоса… Но, если человек, привыкший петь в хоре, без тренировок попытается петь самостоятельно, сольно, скорее всего, покажется, что он звучит очень скучно и однообразно. Дело в том, что в хоре требуется как раз единая сила голоса у всех. А «изюминки» в отдельно звучащем голосе не будет, потому что только хорошо натренированное сольное исполнение может дать ощущение какой-то уникальности. Потому что вибрато в вокале – это и есть та самая «изюминка», которая даёт голосу неповторимость. Именно поэтому солистами становятся далеко не все.
То же самое можно сказать и о музыке. Если звучит оркестр – все музыкальные инструменты должны сливать звуки в нечто единое. И только сольное звучание отдельного инструмента может дать неповторимый эффект вибрато.
Как сделать вокал уникальным
Конечно, в разных жанрах исполнения есть разные требования. Но профессионал может справиться с многими вокальными заморочками. И помогают ему в этом разные упражнения. Что касается вибрато, то оно есть не у всех. Но развить его может каждый. Каким образом?
Лучше всего, конечно, обратиться к учителю вокала. Самостоятельно выявить ошибки довольно сложно. Вот есть вибрато. Виды его разнообразны – причём, большая часть этих видов – виды ошибок. Их много, и лучше, если вам поможет поставить голос профессионал. Основных же видов вокального вибрато два – ложное и правильное. Правильное возникает при работе голосовых резонаторов, а ложное формируется в гортани, причём, по-разному. Самостоятельно не только сложно разобраться в ошибках, но и понять, как их исправить. Причём, как ни парадоксально, больше всего «ошибаются» молодые, сильные и чистые голоса. Поэтому работа требуется большая.
Что ещё можно посоветовать? Тренируйтесь на тех песнях, которые близки вам по звучанию. Если вы не смогли найти себе такую композицию, но знаете, чего хотите, лучшим вариантом будет заказать свою уникальную песню у автора Татьяны Агаповой, которая имеет большой опыт создания эстрадных песен.
И не бойтесь трудностей. Путь к славе тернист. Но старания и труд над собой помогут вам добиться любых успехов!