что такое вертикаль власти в ссср
Общее представление о ветвях власти
В советском правоведении обычно анализировались три ветви власти: административная, представительская и контрольная. Административная ветвь была образована государственными органами управления производством, распределением, потреблением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами. Представительская ветвь была образована Советами народных депутатов и их органами управления. Контрольная ветвь была сформирована государственными органами, в функцию которых входит законо- и нормоохранительная деятельность (прокуратура, народные суды, Государственный арбитраж, Комитет народного контроля, Госатомнадзор и аналогичные общегосударственные контрольные институты), а также структурными подразделениями министерств и ведомств), осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил (санитарно-эпидемиологические станции Минздрава, охотинспекции и др.).
Должности в ветвях власти были строго фиксированы, как в служебных телефонных справочниках. Перечни должностей для функционеров системы управления выступали схемами поведения, они указывали, к кому и по какому вопросу необходимо обращаться для решения конкретных вопросов.
Этот уровень образован четырьмя ветвями: административной, политической, представительской и контрольной, строение которых было воплощено в иерархизированные списки должностей.
Рисунок 8. Список должностей на высшем уровне руководства СССР
Совмина СССР
председатели Бюро
министры Обороны, иностранных дел
председатель КГБ
Верховного Совета СССР
генеральный прокурор, председатель Верховного Суда
председателя Совмина СССР
Верховного Совета СССР
заведующих отделами ЦК КПСС
руководителей правоохранительных органов
республиканских комитетов партийного контроля
Субординационные связи в политической ветви власти задавались самой иерархией должностей. Координационные же связи осуществлялись Секретариатом ЦК КПСС (высшим органом координирующей деятельности в политической ветви) и через заседания отделов ЦК. Координирующие отношения в рамках ветви политического руководства необходимы были прежде всего потому, что она была сильно разветвлена: руководителю секретариата было субординировано 12 секретарей ЦК КПСС, каждый из которых курировал деятельность 3—10 отделов ЦК.
По формальным критериям первые заместители министров иностранных дел, обороны и председателя Комитета государственной безопасности по рангу и месту в иерархии административной власти могли быть соотнесены с заместителями Председателя Совета Министров. Это значит, что их фактическое положение существенно выше, чем то, которое задается наименованием их должностей. Такие соотношения наблюдались и во многих других случаях. Казалось бы, бюро Совета Министров должно было курировать отрасли народного хозяйства, представленные совокупностями министерств н ведомств. В реальности это было далеко не так. В частности, Госстрой СССР контролировал не более 51 % капиталовложений в строительство в стране.
Председателям бюро Совета Министров СССР были подчинены их первые заместители в ранге министров СССР, членов Совета Министров и заместители председателей. Административная ветвь на этом уровне макроструктуры завершалась главами союзных министерств и ведомств, председателями Госкомитетов Совета Министров СССР. Необходимо различать Госкомитеты в ранге бюро Совета Министров (такие, как Государственный комитет по образованию) и в ранге министерств (Госкомтруд). Министрам СССР и председателям Госкомитетов были подчинены их первые заместители и заместители.
Контрольная ветвь в этом блоке макроструктуры специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. Уже на самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты (Госатомнадзор, Госархконтроль, Государственный комитет по стандартам, Главное управление по охране государственных тайн в печати, и др.). К этой же ветви относились подразделения министерств и ведомств, осуществлявшие ведомственный контроль: санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, службы охотнадзора и рыбнадзора и др.
Отсутствие высшего руководителя контрольных служб страны и их разно ведомственность затрудняют соотнесение должностей в иерархиях. Высшими руководителями являлись Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного суда СССР, председатель Комитета народного контроля, в то время как ранги руководителей других контрольных служб несколько ниже (в частности, руководителей ведомственных инспекций, заместителей министров соответствующих министерств). Подчиненные им должности, такие как заместитель Главного санитарного врача СССР, выходят за границы высшего уровня макроструктуры. Руководителям контрольных служб были подчинены первые заместители и заместители. Субординационные связи задавались самой структурой ветвей власти, в то время как координационные связи реализовались в форме коллегий, президиумов, заседаний. Общего координационного органа для всех структурных единиц контрольной ветви власти не было. В какой-то степени координирующие функции осуществлялись в таких органах, как сессии Верховного Совета СССР, принимающие или отменяющие законы и нормы.
Координационные связи на высшем уровне формировали структуру из административной, политической, представительской и контрольной ветвей. Высшим координирующим органом для всех ветвей было Политбюро ЦК КПСС. Перед распадом КПСС в него входили Генеральный секретарь ЦК КПСС, часть секретарей ЦК, Председатель Совета Министров СССР и его первый заместитель, министры обороны и иностранных дед, Председатель Президиума Верховного Совета СССР и его первый заместитель, председатель Комитета партийного контроля, впервые секретари Московского горкома, Ленинградского обкома партии и первый секретарь ЦК партии Украины, председатели Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. Таким образом, Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и правоохранительных органов в функционировании системы управления обществом. Координирующая роль Политбюро ЦК КПСС, если говорить о тактике управления, осуществлялась Пленумом ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и партии, а также руководители республиканских и областных парторганизаций, деятели науки и культуры.
Функционирование системы управления обществом на высшем уровне макроструктуры в основных своих особенностях определялось съездом КПСС, который задавал Цели развития и средства их достижения на пять лет. Решения съезда конкретизировались в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР», которые принимались сессией Верховного Совета и становились законами государственного функционирования. Сессия Верховного Совета утверждала назначения на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях власти.
Высшему уровню управления страной был субординирован уровень «Союзная республика». В нем в принципе сохранялись все отношения, описанные применительно к уровню «Государство в целом»: иерархии административной, политической, представительской и контрольной ветвей власти были устроены так же, как и на высшем уровне управления. Единственное отличие касалось административной ветви, где существовали предприятия и организации, подчиняющиеся непосредственно союзным министерствам и ведомствам. Управление такими организациями координировалось партийными органами республики, да и то не всегда.
Области (края) как территориально-административная единицы были в структуре РСФСР, Казахстана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Киргизии. В других союзных республиках этот блок макроструктуры отсутствовал, и районы непосредственно были подчинены республиканским органам власти. Система управления в этом блоке принципиально отличалась от описанных выше уровней управления. На уровне страны в целом и союзной республики ветви власти были структурно разделены, хотя по функциям административная и контрольная ветви пересекались. В системе управления областью (краем) происходило дальнейшее ветвление административной, представительской и контрольной ветвей с последующим их слиянием в специфические для этого и нижележащих уровней комплексные ветви власти.
Рисунок 9. Список должностей на уровне области (края).
Последняя жизнь административного рынка
Административная система без предрассудков
Административную систему можно рассматривать только как изначально функциональную. Фантазировать на тему, какой она должна быть, сравнивать ее с образцами и схемами – сомнительное в интеллектуальном смысле занятие. Нравится нам или не нравится, административная система неслучайно такова, какая есть, – это самый сильный общественно-политический институт современной России, и он не был бы таковым, если бы был просто фантомом.
Нынешняя система может повторять ошибки, но это для нее не смертельно: даже когда в начале 1990-х она потеряла часть страны, все равно сама выжила и воспроизвелась. Сейчас в кризисе находится все: образование, ЖКХ, наука, здравоохранение, армия, суды, милиция, но система все же функционирует.
Другое дело, из соображений внешних по отношению к внутренней жизни системы можно говорить, что ее агония – или, наоборот, счастливая жизнь – уже сильно затянулась. Симон Кордонский еще в начале 1990-х говорил, что содержание необходимых реформ – в разделении власти и экономики, то есть сломе основного механизма поздней советской системы – административного рынка. Это произошло лишь частично, можно сказать, административный рынок был оденежен, но нельзя сказать, что появился институт свободного рынка, отдельный от административной системы. В настоящее время мы имеем дело с процессом частичной регенерации советской системы, и некоторые вопросы 1980-х снова актуальны.
В начале 1980-х годов в интеллектуальных кругах шли широкие дискуссии о том, как именно рухнет советская система. Классик советской экономической науки Юрий Яременко говорил, что система имеет большой запас внутренней прочности и будет реагировать на внешние вызовы (например, проблемы с ресурсной обеспеченностью) постепенным «снижением содержания мяса в колбасе». Мяса реально не было, но его нормативное количество оставалось тем же самым. И так могло продолжаться очень долго.
Юрий Левада тогда сделал прогноз, который оказался самым точным. Он предсказал, что когда нынешнее поколение управленцев начнет умирать, возникнет кризис при передаче власти. И действительно, те, кому было 75 лет, жили представлениями 30-х годов, а следующее поколение уже съездило за границу, привозя рассказы о благополучии жизни на Западе. Придя к власти, эти люди стали строить здесь ту жизнь, которую увидели там, трансформируя ресурсы административного рынка в конвертируемые капиталы.
Нынешняя административная система по некоторым параметрам хуже, чем советская: она умеет реагировать на возникающие кризисы, но не может работать на упреждение, создавать продуктивные конфликты и противовесы.
Структура власти в СССР
В Советском Союзе было четыре вертикали власти: партийная (главная), промышленная (отраслевая), представительская – от совета народных депутатов разного уровня – и контрольная. Была развитая система сдержек и допусков, так, например, генпрокурор и министр МВД никогда не были членами (и даже кандидатами в члены) Политбюро, но кандидатом или членом Политбюро мог быть председатель Комитета Народного Контроля.
Уровни административно-территориального деления были пронизаны вертикалями власти, и на каждом пересечении был орган, согласующий интересы отраслей на данной территории. Этим занимались члены бюро обкома или горкома партии: максимум 12-13 человек, включая третьего секретаря по идеологии, начальника местного КГБ, главу строительной организации, директора самого крупного оборонного завода, первого секретаря горкома партии столицы региона, председателя исполкома и др.
Разные вертикали власти обладали разными скоростями прохождения сигналов по вертикали, причем партийная вертикаль была самой быстрой – за три дня (в Госплане, скажем, – минимум полгода).
Также существовал мощнейший партийный механизм исследования общественного мнения, который был организован иным образом, чем это принято на Западе (и у нас сейчас). Во-первых, это придумывавшиеся и запускавшиеся КГБ анекдоты, сводки по которым попадали на стол первым лицам каждую неделю. Во-вторых, это анализ писем и «обращений трудящихся» в газеты и журналы. В-третьих, это целевые партсобрания (аналог современных фокус-групп): орготдел ЦК КПСС давал директиву провести целевое партсобрание по определенному вопросу, во всех парторганизациях они проходили под стенограмму.
1990-е: инкапсуляция частей системы
Когда в начале 1990-х была уничтожена партийная вертикаль, естественно, все остальные существующие вертикали начали сыпаться. Вместо них образовались локальные общности в пределах субъектов федерации, которые отчасти воспроизвели советскую структуру. Кроме того, практически полную независимость приобрели не только территории, но и некоторые вертикально интегрированные части системы: армия, Академия наук, от опеки отделилась Церковь. Такие ведомства, как Прокуратура, сейчас существуют достаточно автономно, но все-таки реагируют на определенные сигналы.
Иными словами, из системы был выкинут скрепляющий стержень, но она не прекратила существование, а инкапсулировалась по частям. Причем инкапсуляция власти в регионах шла по двум моделям: в одном случае власть захватили «советские», во втором – «партийные» руководители, и сейчас в зависимости от этого на территориях существуют разные хозяйственные уклады. Поскольку Советы были больше ориентированы на территории, на сельское хозяйство, то там, где они пришли к власти, регион в большей степени сосредоточился на сельском хозяйстве, на добывающей экономике. А там, где к власти пришли бывшие партийные руководители (например, в Кемеровской области), они занялись тяжелой промышленностью.
До 2000 года, в отсутствие таких институтов, как парткомы, функции согласовательных органов пытались выполнять представительные органы власти и неформальные механизмы (коррупция). Согласование шло с трудом, многие конфликты (например, между мэрами и губернаторами, между центром и регионами) стали публичными и очень жесткими. Инкапсуляция, независимость частей системы, слабость новых институтов вызвали к 2000 году потребность в усилении государства, которое стало происходить на основе регенерации административной системы.
Вертикаль: частичная реформа власти
В Советском Союзе была шестиуровневая административно-территориальная структура: СССР, республики, области (края), столичные города, районы и поселения. В результате преобразования один уровень (СССР) исчез, а пять сохранились. Примечательно, что в мире больше нет ни одного стабильного государства с пятиуровневой структурой территориального управления, устойчивыми оказываются трех- и четырехуровневые структуры. Возможно, в этом один из мотивов построения «вертикали».
Были предприняты два незаконченных действия по реформе структуры: образование федеральных округов и интеграция трех уровней административно-территориального деления – городского, районного и поселкового – в один, муниципальный. Иначе говоря, это попытка создать четырехуровневую структуру управления.
У системы появились новые элементы (федеральные округа и муниципальный уровень), не имеющие ни нормативной базы, ни продуманного финансирования. При этом из поля зрения власти исчезло большое количество типов поселений: закрытые города, военные базы, города бывшего союзного подчинения (которые спонсировались из федерального бюджета) – всего несколько сотен единиц учета, которые в результате попали в финансовую, административную и организационную дыру.
В логике четырехуровневого управления есть и другие дыры: так, федеральные округа не имеют представительской системы власти, этот уровень является недостроенным.
Но кроме того, совершенно не построены механизмы согласования интересов и микширования конфликтов, какие были при СССР или в 1990-е: в настоящее время система представительной власти не является механизмом решения конфликтов. Так что регенерация административной системы даже по формальным признакам неполна.
Три вертикали
Интересно, что на сегодняшний момент в России существует три относительно независимых вертикали, в разной степени развитых, что можно описывать как естественную попытку восстановления сдержек и противовесов советского (а не парламентского) типа.
Первая вертикаль власти включает руководителей, которые назначаются личными указами президента. Вертикаль простроена и персонально огромна: полпреды, силовые министры, мэры Москвы и Санкт-Петербурга, первые замминистра обороны, командующие округами, начальники оборонных агентств, федеральные инспектора и т.д.
Есть вертикаль премьер-министра – в нее сейчас вписываются главы государственных корпораций и представители Центробанка. Губернаторы тоже делятся на губернаторов президентского и премьерского уровня. Есть еще третий и четвертый уровень, в зависимости от значения территории (так было и при Советском Союзе).
Третья вертикаль создана под национальные проекты и Дмитрия Медведева, который по статусу старше премьер-министра, поскольку непосредственно подчиняется президенту. У Медведева есть начальник секретариата, у Фрадкова есть свой – таким образом, у них практически одинаковый статус, и они пишут бумаги с равным правом. По 12 департаментам правительства расходятся бумаги с совершенно несогласованными списками рассылки.
Интересно, что в результате последней административной реформы у нас исчезло два министра в аппарате правительства – и произошел технический разрыв в вертикали. Подчиненные региональные структуры есть, а самих министров в структуре власти нет, и бумагам некуда идти, возникают проблемы с документооборотом, что влечет трудности в выполнении решений.
У третьей вертикали есть советский прототип – Госплан. После провала реформ появилась идея «накормить» самую бедную часть населения вне бюджета, потому что это способ провести деньги вниз – создать отдельный бюджет под национальные проекты, так как с существующим аппаратом это оказалось невозможно сделать.
Самая благополучная ситуация – в медицине, потому что там формально работает система обязательного медицинского страхования. Деньги врачам в рамках национальных проектов идут через этот фонд, и на каждого человека заводятся персональные счета. А в сельском хозяйстве, образовании и строительстве нет таких фондов, и люди вынуждены крутиться на местах, чтобы донести деньги до населения. Дело в том, что отчетность очень строгая, и на каждого получателя нужно завести карточку – оказался необходим новый государственный институт. И это несмотря на то, что современная казначейская система достаточно эффективна.
Соответственно, в стране существует три бюджета: оборонный, бюджет национальных проектов и федеральный. Расходы федерального бюджета – 4,3 триллиона, оборонного – чуть больше 1триллиона, а нацпроектов – всего около 200 млрд.
Реформы как катастрофа
Система содержит в себе внутренний механизм порождения кризисов – это реформы и сложившаяся традиция реформаторства. В 1990-е годы этот фактор имел существенные противовесы. Команда реформаторов создавала проект закона, но потом он попадал в Думу, где его в лучшем случае сильно резали. В 2003 году была создана Дума, которая пропускает любые законы, и в этот момент конвейер, порождающий социальное напряжение и нестабильность системы, заработал в полную силу.
Проблема в том, что идеология реформаторства в том виде, в котором она существует сейчас, основана на представлениях о том, как должно быть. А на практике это приводит к попытке реализовать новую организационную схему без оглядки на неформальные способы жизни и воспроизводства в стране. Каждая такая реформа создает разрывы и несоответствия, которые компенсируются коррупционными механизмами и административной системой, причем одновременно происходит борьба с коррупцией.
Настоящие проблемы решаются вне административной системы (хотя и с ее использованием), они решаются локально. Но как только мы начинаем описывать это самый локальный уровень, например, отношения чиновника и бизнесмена, мы не можем это обозначить никак иначе, кроме как словом «коррупция», хотя это быт. А коррупция отвергается принципиально, так что оказывается, что реформы – это борьба с бытом, с реальной жизнью.
Интересно проанализировать, почему именно административная система порождает самоубийственную реформаторскую деятельность. На самом деле, у нее есть внутренний здоровый рефлекс: прекратить разговоры о реформах, любые проблемы переводить в бессмысленный бюрократический язык, а в случае недовольства внесистемной оппозиции – воздействовать силовыми методами.
Но в эту ловушку попала и система при СССР: она давала политические обещания, которые не могла выполнить: улучшение производства товаров народного потребления, выполнение «Продовольственной программы», каждой советской семье – по квартире. Нынешняя система тоже дает обещания: с 1991 года, как только реформаторы пришли к власти, она непрерывно «проводит» реформы армии, образования, здравоохранения, науки, ЖКХ, судебной системы, которые на самом деле не способна сделать.
Можно было бы объявить, что реформы больше не нужны, и с точки зрения логики системы – это разумно. Но в действительности так сделать не получится, потому что однажды выданные обещания не возьмешь обратно. В этом смысле административная система как воспроизводящаяся машина стремится к минимизации внешних факторов, но фундаментально зависима от сферы политики и идеологии. Реформы – это существенная часть системы, такая же, как коммунистическая идеология в позднем СССР, с примерно таким же уровнем внутреннего лицемерия.
КПСС – памятник коммунизму, ушедший в историю
После окончания Второй Мировой войны коммунистическая идеология стала одной из самых распространенных в мире, оказывающей влияние на жизнь и судьбы миллионов людей. Советский Союз, одержав победу в кровопролитном противостоянии с империализмом, подтвердил жизнеспособность социалистического пути развития гражданского общества. Образование в октябре 1949 года Китайской Народной Республики, где у руля многомиллионной страны стали китайские коммунисты, только утвердило правоту марксистко-ленинской идеологии в контексте управления многочисленным гражданским обществом. Новые исторические реалии создали благодатную почву для парадного шествия коммунизма по планете во главе с КПСС.
Что такое КПСС и ее место в истории
Ни в одной стране мира, ни в одной части света ни до, ни после не было, и нет до сих пор мощной партийной организации, которая может сравниться по своему влиянию на экономическую и социально-общественную жизнь с коммунистической партией Советского Союза. История КПСС – это яркий пример политического управления государственной системой на всех этапах развития гражданского общества. В течение 70 лет огромной страной руководила партия, контролируя все сферы жизни советского человека и оказывая влияние на мировое политическое устройство. Постановления ЦК КПСС, Президиума и Политбюро, решения пленумов, партийных съездов и партконференций определяли экономическое развитие страны, направления внешнеполитического курса советского государства. Такого могущества партия коммунистов достигла не сразу. Коммунисты (они же большевики) вынуждены были пройти долгий и тернистый путь, часто зигзагообразный и кровавый, чтобы окончательно утвердиться в качестве единственной руководящей политической силы первого в мире социалистического государства.
Если история коммунистической партии Советского Союза насчитывает почти столетие, то аббревиатура КПСС – Коммунистическая Партия Советского Союза возникла относительно недавно, в 1952 году. До этого момента руководящая партия в СССР называлась Всесоюзной Коммунистической Партией. История КПСС берет свое начало с Российской Социал-демократической рабочей партии, основанной в Российской Империи в 1898 году. Первая российская политическая партия социалистической направленности стала базовой платформой для революционного движения в России. Позже, уже в ходе исторических событий 1917 года в рядах РСДРП произошел раскол на большевиков – сторонников вооруженного восстания и силового захвата власти в стране – и на меньшевиков – крыло партии, которое придерживалось либеральных взглядов. Сформировавшееся в партии левое крыло, более реакционное и военизированное, попыталось взять революционную ситуацию в России под свой контроль, приняв активное участие в Октябрьском вооруженном восстании. Именно РСДРП большевиков под руководством Ульянова-Ленина сыграла ключевую в победе социалистической революции, взяв на себя всю полноту власти в стране. На XII съезде РСДРП было принято решение об образовании Российской Коммунистической Партии большевиков, получившей аббревиатуру РКП (б).
Включение в название партии прилагательного «коммунистическая», по словам В.И. Ленина, должно указывать конечную цель партии, ради которой затеваются в стране все социалистические преобразования.
Придя к власти, бывшие российские социал-демократы во главе с В.И. Лениным провозгласили свою программу о построении первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян. Базовой платформой для государственного устройства была использована партийная программа, главным акцентом которой являлась марксистская идеология. Пережив тяжелый период Гражданской войны, большевики принялись за государственное строительство, сделав партийный аппарат основной политико-административной структурой в стране. Партийное руководство опиралось на мощную идеологию, стремясь получить главенствующую роль в государственном устройстве. Наряду с советами, которые формально выполняли представительские функции, большевики организовывают свои руководящие партийные органы, которые со временем начинают выполнять задачи исполнительной власти. Советы и КПСС, которой в последствие стала называться партия большевиков, сохранили тесную связь в руководстве страной, формально демонстрируя наличие представительской власти.
В СССР удалось искусно замаскировать главенствующую роль партии в выборном процессе. На местах действовали поселковые и городские советы народных депутатов, которые выбирались в результате всенародного голосования, однако на самом деле практически каждый народный избранник – это член КПСС. Советы были полностью поглощены партийными структурами коммунистической партии, выполняя на местах сразу две функции, представительства партии и функции исполнительной власти. Решения высшего партийного руководства сначала выносилось на Президиум ЦК, после чего требовалось его утверждение на Пленуме Центрального Комитета. На практике часто постановления ЦК КПСС являлись предпосылкой для последующих законодательных актов, выносимых на заседания Верховного Совета и Постановления, принимаемые Советом Министров СССР.
Можно смело утверждать, что большевикам удалось реализовать свои усилия по достижению гегемонии политической власти в Советской России. Вся вертикаль власти, начиная с Наркоматов и заканчивая советскими органами, становится полностью подконтрольной большевикам. Центральный Комитет партии определяет внешнюю и внутреннюю политику страны в тот период. Растет вес партийного руководства на всех уровнях, которое опирается на мощный репрессивный аппарат. Красная Армия и ВЧК становятся инструментами силового влияния партии на социально-общественные настроения в гражданском обществе. В компетенции коммунистического руководства находятся военная отрасль, экономика страны, образование, культура и внешняя политика, которая находилась в ведении Политбюро ЦК КПСС.
Коммунистические идеи по созданию рабоче-крестьянского государства реализовались в 1922 году, когда на месте Советской России образовался Союз Советских Социалистических Республик. Следующим шагом трансформации коммунистической партии стал XIV партийный съезд, принявший решение о переименовании организации во Всесоюзную коммунистическую Партию большевиков. Название партии ВКП(б) продержалось 27 лет, после чего новое название Коммунистическая Партия Советского Союза утвердилось в качестве окончательного варианта.
Главной причиной смены названия коммунистической партии стал растущий вес Советского Союза на политической арене. Победа в Великой Отечественной войне, экономические достижения сделали СССР ведущей мировой державой. Главной руководящей силе страны требовалось более респектабельное и звучное название. К тому же исчезла политическая необходимость в разделении коммунистического движения на большевиков и меньшевиков. Вся партийная структура и политическая линии были заточены под основную идею, построение в СССР коммунистического общества.
Политическое устройство КПСС
Первым в послевоенное время стал XIX съезд партии, созванный после длительного 13 летнего перерыва. На форуме с речью выступил Сталин – Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Это было его последнее появление на широкой публике. Именно на этом съезде были приняты основные направления будущего политического и экономического устройства страны в послевоенный период, намечен курс во внутренней и внешней политике коммунистической партии. Коммунисты, представленные всеми слоями советского общества, собравшиеся на 19 –м съезде партии, единогласно поддержали предложение руководства партии о внесении изменений в партийный Устав. Одобрением участников съезда была встречена идея о смене названия партии на КПСС. В Уставе партии снова закреплена должность первого лица партии – Генеральный Секретарь ЦК КПСС.
На заметку: Следует отметить, что кроме партийного билета, свидетельствующего о членстве в партии, других знаков отличия среди коммунистов не существовало. Неофициально было принято носить значок – знамя КПСС, на котором вместе с аббревиатурой КПСС и ликом В.И. Ленина были изображены основные символы советского государства, красное знамя и перекрещенные серп и молот. Официальной символикой коммунистического движения в СССР со временем становятся значок участника очередного партийного съезда и участника конференции КПСС.
Роль коммунистической партии в начале 50-х годов для СССР трудно переоценить. Помимо того, что партийная верхушка осуществляет выработку внутренней и внешней политики советского государства на протяжении всего его существования, органы партийной власти присутствуют во всех сферах жизнедеятельности советского народа. Партийная структура построена таким образом, что в каждом органе и организации, на производстве и в культурно-общественной сфере без участия и контроля со стороны партии не принимается ни одно решение. Главным инструментом проведения партийной линии в гражданском обществе является член КПСС – человек, который обладает непререкаемым авторитетом, высокими моральными и волевыми качествами. Из нескольких членов на базе производственной или профессиональной идентичности формируется первичная партийная ячейка, самый низший партийный орган. Все что выше – это уже профильные и региональные организации, объединяющие обычных граждан на местах по идейному принципу.
Классовый состав также отражался при пополнении рядов партии. Представляя интересы правящего класса, Коммунистическая Партия Советского Союза на 55-60% состояла из представителей пролетарской среды и советского крестьянства. Причем доля коммунистов, вышедших из рабочей среды, всегда в два, три раза превышала число колхозников. Эти квоты были негласно утверждены еще в 20-30 годы. Остальные 40% приходились на представителей интеллигенции. Причем эта квота сохранилась и в новое время, когда в стране стремительно увеличилось городское население.
Партийная вертикаль
Что представляет собой КПСС в новое, в послевоенное время? Это уже крупная марксистская партия, политическая воля которой и последующие действия направлены на создание в стране доминирующего положения пролетариата. Генеральные секретари ЦК КПСС, как и прежде, выполняют функции высшего руководства страны. Главный руководящий орган партии Центральный Комитет практически являлся в СССР правительственным органом.
Высшим партийный органом партии являлся съезд. За всю историю состоялось 28 партийных съездов. Первые 7 мероприятий носили легальный и полулегальный характер. С 1917 по 1925 год партийные съезды проводились ежегодно. Далее уже ВКП(б) собиралась на съезды каждые два года. Начиная с 1961 года, съезды КПСС проводились раз в 5 лет. На новом этапе Коммунистическая Партия Советского Союза провела 10 своих крупнейших форумов:
Решения и постановления принятые на съездах являлись основополагающими для последующих решений Центрального Комитета, советского правительства и других органов законодательной и исполнительной власти. На съезде определялся состав Центрального Комитета ЦК. В период между съездами основную работу по линии партийного управления выполнял Пленум Центрального Комитета КПСС. На пленумах избирался Генеральный Секретарь ЦК КПСС из состава членов Президиума ЦК. В пленумах участвовали не только члены высших партийных органов, но и кандидаты в члены Центрального Комитета. Полномочия в принятии решений в перерывах между пленумами лежали целиком на Политбюро ЦК КПСС, которое состояло из членов Центрального Комитета. На вновь созданный коллегиальный орган возлагались административные функции по управлению партии и страной, которые раньше возлагались на другой руководящий орган – президиум Центрального Комитета КПСС.
В СССР сложилась уникальная ситуация, когда основную роль в управлении государством играли решения партии. Ни Совет Министров, ни профильные министерства, ни Верховный Совет не принимали ни одного закона без одобрения партийной верхушки. Все решения, распоряжения и постановления ЦК КПСС, решения Пленума ЦК негласно имели силу законодательных актов, на основании которых уже действовал Совет Министров. В новое время эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась. Однако, несмотря на тотальное доминирование в политической и общественной жизни страны коммунистической партии, требовалось внести в структуру партийной организации некоторые изменения, вызванные новыми политическими веяниями и мотивами. Центральный Комитет и Политбюро ЦК КПСС в период между пленумами и съездами играли роль теневого правительства.
После вхождения в состав Советского государства прибалтийский стран на правах союзных республик, требовалось изменить структуру партии по национальным и региональным признакам. Организационно КПСС состояла из коммунистических партий союзных республик, входящих в состав Советского Союза, 14 вместо 15. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика не имела своей партийной организации. Секретари республиканских партий входили в состав Президиума Центрального Комитета КПСС и политбюро ЦК КПСС, который был коллегиальным и совещательным органом.
Высшая партийная должность в ЦК КПСС
В структуре высшего партийного руководства всегда сохранялся коллективный и коллегиальный стиль управления, однако Генеральный Секретарь ЦК КПСС оставался самой значащей и знаковой фигурой партийного Олимпа.
Это была единственная в структуре Коммунистической партии неколлегиальная должность. По полномочиям и правам первое лицо в партии являлось номинальным Главой советского государства. Ни Председатель Верховного Совета СССР, ни Председатель Совета Министров не имел таких полномочий, каким обладали в Советском Союзе генсеки. Всего политическая история советского государства знала 6 Генеральных Секретарей. В.И. Ленин хоть и занимал в партийной иерархии самую высокую ступень, оставался номинальным главой советского правительства, занимая пост Председателя Совета Народных Комиссаров.
Совмещение высшего партийной должности и Председателя Совнаркома продолжил И.В. Сталин, который стал главой советского правительства в 1941 году. Далее, после смерти вождя традицию совмещать высший партийный пост с высшей исполнительной властью продолжил Н. С. Хрущев, который был Главой советского правительства. После смещения Хрущева со всех постов, было принято решение формально разделить должности генсека и Главы советского правительства. Генеральный Секретарь ЦК КПСС выполняет представительские функции, тогда как вся исполнительная власть возлагается на Председателя Совета Министров СССР.
Должность генсека после смерти Сталина занимали следующие лица:
Последним генсеком стал М. С. Горбачев, который параллельно с должностью главы партии занимал пост Председателя Верховного Совета СССР, а после стал первым Президентом СССР. Постановления ЦК КПСС с этого момента носят рекомендательный характер. Основной упор в руководстве страны делается на представительство власти. Полномочия партийного руководства в сфере управления страной на внутренней и внешней арене становятся ограниченными.
Коллегиальные органы управления КПСС
Основной особенностью деятельности Коммунистической партии Советского Союза является коллегиальность структуры управления. Начиная с В.И. Ленина, в партийном руководстве важную роль в принятии решений играет кворум. Однако, несмотря на видимую коллективность и коллегиальность в управлении партии, с приходом И. С. Сталина на высшие партийные посты, намечается переход к авторитарному стилю управления. Только с приходом на пост Генерального Секретаря Н. С. Хрущева снова происходит возврат к коллегиальному стилю управления. Политбюро ЦК КПСС снова становится высшим партийным органом, принимающим решения и отвечающим за реализации программных пунктов, принятых на пленумах и съездах.
Роль этого органа в сфере управления государственными делами постепенно растет. Учитывая, что все руководящие посты в советском государстве занимали только члены КПСС, можно говорить, что в Политбюро ЦК КПСС представлена вся партийная верхушка, обладающая всей полнотой власти. В состав бюро входили помимо генсека, секретари республиканских ЦК партии, первые секретари Московского и Ленинградского областных комитетов, Председатель Президиума ВС СССР и Верховного Совета РСФРС. В качестве представителей исполнительной власти в состав политбюро ЦК КПСС обязательно входили Председатель Совета Министров, Министр Обороны СССР, Министр Иностранных дел и Глава Комитета Государственной Безопасности.
Такая тенденция в системе управления сохранялась до самых последних дней существования Советского Союза. После последнего XXVIII партийного съезда в Коммунистической партии наметился раскол. С введением в 1990 году поста Президента СССР роль Политбюро в управлении государственными делами резко снизилась. Уже в марте 1990 года из Конституции СССР была исключена статья 6-я, в которой было закреплена руководящая роль КПСС в управлении государственными делами. На последнем съезде был положен конец гегемонии Коммунистической Партии в жизни страны. Внутри партии на самом высоком уровне наметился раскол. Появились сразу несколько фракций, каждая из которых проповедовала свою точку зрения относительно последующей судьбы партии, ее места в руководстве страны.
Постановления ЦК КПСС носят уже форму внутрипартийных циркуляров, которые косвенно отражают основные направления работы советского правительства. Начиная с 1990 года, партия теряет нити контроля над системой управления страной. Деятельность Президента СССР, функции Верховного Совета СССР и Кабинета Министров СССР становятся определяющими и решающими в жизни государства. Распад СССР как единого государства положил конец существованию Коммунистической Партии Советского Союза, как крупной организационной политической силы.
Сегодня только партийные знамена, сохранившиеся партийные билеты и значки партийных съездов напоминают нам о былом величии Коммунистической партии, которая бессменно оставалась у руля государства в течение 72 лет. По данным статистики, в рядах КПСС на 1 января 1991 года состояло 16,5 млн. членов и кандидатов. Это самый большой показатель для политических партий в мире, если не считать численный состав КП Китая.
- в каком году появилось электричество в америке
- периодичность поверки счетчиков горячей воды в квартирах в 2021 году