что такое вертеп рождественский в православии

Все о рождественском вертепе: от истории до традиций современности

Значение слова «вертеп»

На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Сегодня под этим словом понимается театральное, художественное или скульптурное олицетворение рождения Христа. Чаще всего действо представлено именно кукольным театром, где главные роли играют артисты из народа. Однако у слова существуют и другие значения, например, «бедное жилище».

История вертепа

По мнению историков, первое вертепное представление было показано в XIII столетии. Автором сего действа был монах Франциск Ассизский, который позже был причислен к рангу святых. Чтобы напомнить людям о Рождестве Христовом, он воссоздал события давно минувших дней посредством живой панорамы. Со временем такие вертепы распространились по всему Старому Свету, став просветительским инструментом для малограмотного народа.

На Руси рождественские театральные представления стали популярными спустя три века после Крещения. Зачастую они представляли собой кукольные спектакли, где герои рассказывали людям об истории рождения Спасителя. Они пользовались таким успехом, что спустя некоторое время стали появляться целые династии вертепщиков. К концу XIX столетия основной сюжет стал дополняться бытовыми сценками и юмором, которые вскоре оттеснили на второе место главную идею представления.

Популярность таких спектаклей пошла на спад только с приходом коммунистической власти. Православие в Советском Союзе не приветствовалось, церкви уничтожались, а все, что было связано с религией, каралось законом. Возрождение вертепных представлений началось только к концу ХХ века.

Вертепное представление

Реаниматором рождественского театра стал режиссер Виктор Новацкий, который по крупицам собрал, а затем воссоздал прежние традиции вертепов. С тех пор именно его сценарий стал основой для современных представлений.

Устройство

Кукольный вертепный театр – это большой ящик с двумя отверстиями, где участники водят прикрепленных к шестам персонажей. Празднично украшенное сооружение поделено на три зоны, каждая из которых имеет свое значение:

Устройство является настолько простым, что раньше бродячие артисты с легкостью путешествовали с ним по всей Руси. Чтобы начать представление, им достаточно было разложить ящик и устроить импровизированный зрительский зал.

Куклы

Персонажей для рождественского представления, как правило, делают своими руками из подручных материалов. Все они дополнены длинной палкой для более удобного управления.

Образ Богородицы делают по особым правилам, а потому она отличается от других кукол вертепа. Часто вместо нее можно увидеть настоящую икону Царицы Небесной.

Герои театрального представления, в отличие от традиционных кукольных спектаклей, практически неподвижны во время рассказа. Этот прием используется для того, чтобы сделать больший акцент на ведущем персонаже. Со времен создания вертепа герои остаются неизменными:

Есть еще один персонаж, который был придуман специально для придания вертепу большей зрелищности – Пономарь. Именно он зажигает и тушит свечи, а также может перемещаться по этажам, чего не могут делать другие герои. Чтобы Пономарь смог выполнять свои функции, ему делают длинные руки или оборудуют куклу особым механизмом.

Вертепное действо

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа. Начинается представление с зажигания свечей, что погружает зрителей в волшебную, сказочную атмосферу.

Изначально вертеп состоял только из одного акта, однако позже добавился второй, где актеры показываются бытовые сценки из обычной жизни людей. В первом акте герои рассказывают о появлении на свет Сына Божьего. Ангел разносит всем благую весть, а к новорожденному младенцу приходят Пастухи, которых привела к пещере Вифлеемская Звезда. Туда же являются и три Волхва со святыми дарами (смирной, ладаном, золотом). Они ведают, что сообщили радостную новость царю Ироду, однако Ангел строго предостерегает их от такого поступка.

что такое вертеп рождественский в православии. vertep 05. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-vertep 05. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка vertep 05. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками. Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа

Видео «Рождественский вертеп своими руками»

В этом видеосюжете показано, как сделать вертепный театр.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Малыши, родившиеся в верующей семье, с детства учатся почитать Бога и познавать Библию. Чтобы наглядно показать малышу историю рождения Христа, дома часто устраивают вертепы, участниками которых становятся сами родители, иногда вместе со старшими детками. Такое сказочное представление помогает лучше усвоить знания, а личное участие дает возможность глубже понять смысл происходящего.

У малыша с ранних лет закладываются понятия рая и ада, он узнает об Иисусе Христе, ангелах, а также становится свидетелем того, что зло никогда не остается безнаказанным.

что такое вертеп рождественский в православии. vertep 03. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-vertep 03. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка vertep 03. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками. Рождественский вертеп играет важную роль в христианском воспитании

Рождественский вертеп имеет богатую историю. На протяжении многих веков действо вбирало традиции разных времен и народов, обретая форму, в которой мы видим представление сегодня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Вертеп. Искусство, рожденное верой

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь.

Что такое вертеп?

Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для последующих вертепов, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения миру Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую, как бы мы сейчас сказали, инсталляцию вертепа (по итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор в Италии существует традиция устанавливать презепе в церквях и домах верующих. В 2005 году в Москве, в Храме Христа Спасителя, прошла выставка итальянских презепе. Сюда были привезены вертепы со всех районов современной Италии. Образы младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в современную Италию с ее живописными улочками и колоритными жителями. Кстати, в Неаполе есть улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. В храмах и по сей день над иконой Рождества сооружают небольшой шатер из еловых веток, украшая его часто блестящей мишурой. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль.

Но каким бы ни был вертеп — статичным, механическим, живым — для зрителя он остается чудесным знаком, указывающим на ту самую, вифлеемскую, пещеру.

История вертепа

Как пишет в своем «Очерке истории вертепа в России» Борис Голдовский, вертеп — одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений, отражавших идеи мироустройства, характерные для разных эпох. Еще древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

Если же говорить о сценках Рождества, то, по мнению Бориса Голдовского, появились они куда ранее 1223 года, примерно в V веке, во времена папы Сикста Третьего. Последний разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческого, ни латыни, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был панорамой. Тем не менее первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с датой изготовления на нем —1591 год.

К XVII веку механические вертепы стали популярны по всей Европе и, конечно же, в России. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Правда иногда местные архиереи запрещали вертепы, боясь католического влияния. Но так как вертеп стал в большей степени народным представлением, и, как следствие, бесцензурным, традиционным рождественским увеселением, то такие распоряжения мало помогали.

Вплоть до конца XIX в. вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с сюжетом из Священной Истории в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом.

Как устроен вертеп?

Вертеп — двухэтажный ящик-домик с прорезями для вождения кукол, который по традиции изнутри живописно украшен. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью, в них последние строго ориентировались на иконы, иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Как пишет Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Где посмотреть?

В самом центре Москвы, на Варварке, находится музей «Кукольный дом». Это на самом деле дом, в котором куклы чувствуют себя свободно. Они сидят лежат, летают, танцуют и пьют чай, играют на музыкальных инструментах, — словом, обитают где им угодно и удобно, не будучи скованными стеклом витрины.

Кукольный музей был открыт в 1992 году Ольгой Окуджавой, которая собрала в своем «Доме» весьма пестрое население: куклы от античных до антикварных, от магазинных до авторских, а также куклы-артисты, время от времени играющие для посетителей музея небольшие спектакли. Именно к последнему семейству — кукол театральных — принадлежат вертепные герои.

Традиции праздновать Новогодние и Рождественские вечера в «Кукольном доме» уже более 15 лет. В музее находится один из вертепов Виктора Новацкого и огромный чемодан, в котором хранятся до Рождества кукольные герои. Ведь вертеп Новацкого — больше, чем музейный экспонат. Каждый год Рождественский спектакль исполняют ученики фольклориста, семейная пара Владимир Плоских и Наталья Маркова. Напевно, как церковную молитву, рассказывают они перед детьми библейскую историю. Как говорит сотрудница музея Наталья Жаворонкова, больше двух актеров управлять куклами не смогут, ведь театр крохотный. Хотя в старину бывало, что в представлении участвовала вся семья: отец управлял куклами, мать подпевала, а дети создавали шумовые эффекты.

И хотя музею сравнительно немного лет, многие его посетители, как говорит Наталья, выросли на этих спектаклях. Впервые пришли маленькими детьми и были так впечатлены, что смотрят вертеп из года в год. Даже повзрослев, не разочаровываются.

Конечно, кто-то может возразить: разве поверит взрослый — кукле? Но Наталья уверена, что секрет вертепа в том, что это не обычный кукольный театр. «Нельзя сказать, для кого разыгрывается рождественское действо — для детей или для взрослых, — рассуждает экскурсовод. — Оно универсально. Его завороженно смотрят и те, и другие. И хотя драма идет от силы минут 15-20, но находящемуся в зале кажется, что посмотрел полноценный спектакль, а не короткую рождественскую сценку. Да и привлекает вертепное действо не только воцерковленных детей. Как раз наоборот, в большинстве своем наши зрители — люди от церкви далекие. Часто приглашаем на спектакли детдомовцев, — говорит Наталья. — Однажды к нам пришли мама с ребенком, которые не то что о вертепе, о Рождестве Христовом имели весьма смутные представления. Для них этот спектакль стал настоящим открытием. И вновь семья пришла к нам ровно через год».

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Редакция благодарит музей «Кукольный дом» за помощь в подготовке материала.

Источник

Вертеп как часть жизни

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4387. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4387. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4387. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Анна Теплова. В 1988 г. окончила исторический факультет МГУ, отделение истории искусств, специализировалась по народному костюму. Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Тема научных интересов (и всей жизни) — русская традиционная культура. Музыкант, искусствовед, фольклорист-практик, педагог.

— Вертеп – это часть моей жизни. Я начала им заниматься с 80-х годов прошлого века, когда его начали восстанавливать как театральное явление. На тот момент ни о каком религиозном подтексте мы не говорили, время было другое. Возрождали вертеп два искусствоведа: Ирина Павловна Уварова и Виктор Исаевич Новацкий. Саму идею восстановить вертеп подал Дмитрий Викторович Покровский, который руководил ансамблем, где я работала еще маленькой девочкой. Поэтому восстановление вертепа происходило буквально у меня на глазах.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4691. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4691. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4691. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

О вертепе существовала память, были упоминания у Куприна, сначала нашли тексты и воспоминания, как играли вертеп, потом тексты собственно самого представления. Сохранились подлинники вертепов, сами коробки, которые вертепщик носил на спине. И вот с этого мертвого наследия все воссоздалось.

Как это театральное действо играли? Есть коробка, есть разрозненные куклы, есть картинки, есть текст, есть воспоминания… Как этот текст заживет, как это все соединится в мистерию Рождества? Мистерия – западное слово, а по-русски – Таинство. Чтобы понять, как разговаривают куклы в вертепном театре, как они двигаются, Виктор Исаевич Новацкий организовывал этнографические экспедиции. Мы ездили в Юго-западную Россию, на Западную Украину, туда, где еще играли вертепы, пели колядки.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4432. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4432. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4432. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Русская христианская традиция – это пасхальная традиция. В нашей культуре главный праздник – это Воскресение Христово. А на Западе традиция другая, там культурная традиция Рождества намного сильнее. Мы можем наблюдать, как праздник Рождества «раскручивается» буквально у нас на глазах. Он всегда, естественно, был, и значимость его была велика для русских. Но именно в контексте общей пасхальной культурной традиции.

Для нас, для нашей культуры, Рождество – это начало нашего Спасения. Это самый большой подарок, который Бог мог подарить людям.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4378. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4378. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4378. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Вертеп, пришедший с Запада, очень красиво обрусел. Принял очертания, соответствующие нашей пасхальной культуре. На Западе вертеп – это никакая не мистерия, а инсталляция. Традиция вертепа стала приобретать наши национальные черты, нашу национальную конструкцию. Куколки оделись в национальные костюмы и постепенно заговорили о своем. И статичный вертеп стал театральным явлением.

В чем это выражается?

Во-первых, конструкция. Очевидно, что она не похожа на те вертепы, которые мы видим в любом магазине, храме, на улице в Европе, там, где эта традиция до сих пор жива, и где она зародилась. Там вертеп горизонтален, и часто представлен только тем, что происходит в русском вертепе на верхнем этаже. У нас же есть особый мир Небесный, где находятся Святое Семейство и те, кто пришел поклониться Младенцу Христу. Этот мир расположен на верхнем этаже вертепа.

Сюда приходит ангел, чтобы сказать:

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4607. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4607. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4607. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Второй этаж – это мир земных страстей, дворец Ирода, где убивают младенцев, где плачет Рахиль. И где в итоге нечистый утаскивает Ирода в преисподнюю, которая еще ниже. То есть, там даже три яруса.

Когда мы делали реконструкцию своего вертепа, мы взяли за основу псковский вертеп, который находится в театре Образцова. Мы брали оттуда украшение сцены, куклы наши – копии тех кукол.

Во-вторых, вертеп – это профессиональное действо. Вертепщик носит на себе вертеп, который был поменьше нашего и был единой конструкцией, с ним ходит его жена и дети, которые помогают ему во время представления. Жена и дети поют во время действия в верхнем этаже, а вертепщик говорит во время действия в нижнем ярусе.

В этом месте у нас было много вопросов: как ходят куклы в стержневом вертепном театре, как произносится текст? Оказывается, текст действия, происходящего в верхнем этаже, произносится без интонации, монотонно.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4498. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4498. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4498. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Это еще одно отличие. В русской традиции невозможно передать слова Ирода, Ангела с интонациями, невозможна профанация. Невозможна и материализация священного. Например, у русских не было игрушек-ангелов. Потому что нельзя взять ангела в руку – что ты с ним потом сделаешь? Ты прижмешь его к себе? Научным языком это называется профанация сакрального. Так же у нас не делали игрушек-леших, домовых, которые сейчас в каждом магазине продаются.

Наша культура убирала и священное, и злое из быта. Поэтому и вертепщики старались не изображать Святое семейство.

С куклами Младенца или куклой Богоматери невозможно было играть (а такие куклы есть в западных вертепах). Вместо Девы Марии была или икона Рождества, или какая-то картинка из календаря, изображающая Рождество. По возможности старались не использовать изображений священных, это у нас так получилось, что икона Богородицы с младенцем. А вообще в театре это было недопустимо.

То же самое с игрушками. Какая игрушка в верхнем этаже может изобразить Христа? Какая кукла может изобразить Марию? Какое у нее может быть лицо? А вот баба Рахиль, которая не может утешиться после смерти младенца, одета в русскую поневу. Потому что каждый народ слышит весть о Рождестве и принимает ее для себя.

Верхняя часть вертепа – очень строгая, там даже не разговаривает никто. Действие происходит под песнопения канонические и церковные. Вся жизнь и все разговоры появятся внизу, во дворце Ирода. Потому что здесь — страсти и катастрофы.

Таким образом, русский вертеп – это такая модель мироздания: мир верхний, мир земной и сама преисподняя.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4663. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4663. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4663. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Итальянский вертеп «презепе», — безумно красив, в отличие от наших. Там – целые огромные города, раскинувшиеся широко; в городах идет жизнь, люди живут, ругаются, милуются. Иногда это бывают огромные композиции из необыкновенно красивых фигурок, изящных домов, деревьев, деталей, и ты ищешь, — где же, где ясли с Младенцем? А они оказываются где-то в гуще этой жизни, будничные и незаметные для остальных. Мало того, презепе очень горизонтально. Вся жизнь – она здесь и сейчас.

На мой взгляд, идея всего этого заключается в «Христос такой же как мы». Та самая рождественская культура, в которой Господь стал человеком, и Он вместе с людьми. Поэтому действо происходит в одной плоскости. Иногда там какая-то машинерия происходит, летают ангелы, овечки двигают головами и так далее.

Русский вертеп – всегда вертикаль, увенчанная крестом. Это стремление вверх – характерная черта русской культуры.

Кроме того, русский вертеп всегда стремится закрыться. В нем есть занавесы, которые то открываются, то закрываются. В этот таинственный ящик зрителя приглашают заглянуть, приблизиться, вертеп невозможно смотреть из зала. Он очень личный, интимный. Русский вертеп — для нового переживания того события, которое происходит – вновь – днесь, сегодня, с каждым из нас.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4367. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4367. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4367. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Помимо вертепа, есть и другие признаки у традиционного для русских празднования Рождества. Елка пришла к нам из лютеранской традиции и довольно долго оставалась элементом дворянской культуры. Потому что елка у русских всегда считалась деревом, связанным со смертью. Когда рождественская елка все же укрепилась в традиции, то ее украшали фонариками из соломы, из мертвой травы. Солому стелили и под скатерть на рождественский стол, кидали на пол. Солома – не только символ яслей, но и символ Ветхого завета, который уже ушел. Отсюда появляется и еще один символ – зерно, которым посыпали родных, друзей, соседей: «Сею, вею, посыпаю, с Новым годом поздравляю! Сколько зернышек – столько детушек…».

Зерно, чтобы вырасти, должно быть похоронено в землю. И это опять же символ будущей пасхальной радости, часть пасхальной культуры. В частности, кутью ели на рождественский сочельник, и только ее можно было есть до первой звезды. Кутья — поминальная еда, как мы знаем. И это тоже связано с умиранием-воскресанием. Подарки – как дары волхвов. Пряники, которые давали детям только после отгаданной загадки, а загадки были очень образные, они готовили детей к будущим испытаниям, ведь мы же помним тех 14 тысяч невинно убиенных Иродом младенцев.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4379. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4379. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4379. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Утром после службы христославы ходят по домам, потом колядовщики, и начинаются Святки до Крещения. И – в прорубь все, особенно те, кто в масках ряженые ходили о Святках.

Поэтому я считаю, что нынешняя мода на вертепы из куколок или изображений – привнесенная с Запада после падения железного занавеса. И поэтому у нас толком нет понимания, что с этим делать, со знаками и символами, которые были перемешаны и спутаны при советской власти. Русскую национальную рождественскую традицию практически уничтожили. Но она изначально была довольно слабой.

Вот обходы дворов остались — у нас было принято праздновать общиной, разделять радость праздника с близкими и дальними, каждому нужно было прийти и сказать: «Христос родился и воплотился!». И на Пасху так же ходили, и на Троицу. Коляду в дом не пускали, ей давали подношение в окошко, и напоминали колядовщики скорее о календарном событии, чем о религиозном. О сакральном пели христославы и клир, которые ходили по домам, по дворам со звездой и пели кондаки. Это то, что было принято именно между людьми, а вертеп показывал человек не из общины, профессионал.

Мы в своей семье каждый год делаем вертеп, дети с детства знают текст, пытаются проигрывать действо, они живут в этой традиции. Обязательно поем христославия, посыпаем зерном гостей.

что такое вертеп рождественский в православии. IMG 4377. что такое вертеп рождественский в православии фото. что такое вертеп рождественский в православии-IMG 4377. картинка что такое вертеп рождественский в православии. картинка IMG 4377. На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Однажды мы играли вертеп в одной «элитной» гимназии. Они остались очень довольны, благодарили. Когда через год мы предложили им повторить, они страшно удивились, что, оказывается, вертепное представление будет то же самое: «Мы это уже видели!». Я поразилась: тридцать лет я занимаюсь вертепом, каждый раз расстраиваюсь, если играю и не могу сама посмотреть. Ведь я расту и прихожу сюда через год уже другим человеком, и Рождество этому новому человеку иначе открывается.

На одном из наших домашних праздников у меня было такого рода открытие, даже откровение. К нам на Рождество пришли дружочки, которые держали на руках спеленутого новорожденного младенца.

Я играла вертеп, и вдруг увидела, какая это была жертва Бога – оказаться таким беспомощным, беззащитным, зависимым от всего. Я никогда об этом не думала, при том, что у меня самой уже пятеро детей было.

Но вдруг этот младенец привел меня к Тому Младенцу, с абсолютно реалистичным проживанием его младенчества. Величие Бога, повесившего солнце и звезды, вместилось в маленький сверточек.

Праздник Рождества – это возвращение, возможность еще раз прожить, прочувствовать то, что происходило две тысячи лет назад. Прийти с волхвами и пастушками поклониться Христу, рыдать с Рахилью и проводить Ирода проклятого в преисподнюю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *