что такое верить в чудо
Практика успеха: вера в чудо — это правильные настройки разума
17 декабря 2020 181
Что такое вера в чудо и как правильно настроить разум, чтобы чудес в жизни было больше? Разбираемся в статье.
Есть две темы, по которым я хотел написать книгу, но пока не знаю, одну общую или две отдельные. Их крайне сложно разделить. Эти темы можно назвать «искусство свободы» и «искусство мечтать». В искусство свободы я вкладываю, прежде всего, способность реализоваться, осознавая свои внутренние ценности и побуждения, неуклонно следуя им и принципам Со-Творения. Это осознанная ответственность за все, что происходит с нами и в мире вокруг нас, преодоление обусловленности, шаблонов и ограничений.
Но я бы хотел остановиться на второй теме. «Искусство мечтать» принципиально отличается от «искусства фантазировать». Не бойтесь мечтать, наоборот – нужно мечтать. Фантазия – это свободный полет мысли, в то время, как мечта – это проекция нашей миссии в реальный мир.
Многие боятся слова «цель», хотя цель – это лишь один из кадров реализации пути в отдельно взятый момент. Цель – это детализированная мечта в срезе времени. Будущего не ждут – будущее выбирают из множества возможных вариантов, и живут им.
Каким же образом вышесказанное относится к индивидуальному развитию? Визуализируя мечту, определяя большие и малые вехи в ее осуществлении, мы задаем свой вектор развития. Не бойтесь мечтать – мечта должна быть большой, значительно больше вас! Расскажу на примере праздника Хануки.
Вера в чудо и Ханука
Ханука в еврейской традиции — это праздник Веры, Света и Чуда. Почти 22 века назад благодаря вере Маккавеи победили в войне со значительно превосходящими их силами Селевкидов. И когда очистили Храм, они не смогли найти ритуально чистое масло, которое годилось бы для того, чтобы зажечь храмовый светильник и освятить Храм для возобновления богослужения.
Вера, Свет и Чудо всегда вместе и одно невозможно без другого. Свет без Веры угаснет. Вера без Света станет сектой. Чудо не произойдет без Веры и без Света.
Что такое чудо?
Что же такое чудо? Заглянем в Википедию.
« Чудо – в мировоззрении теизма нарушение по воле всемогущего Бога естественного хода вещей – той же волей установленных законов природы».
Согласно другой формулировке, чудом является «сверхъестественное событие, явление или действие, не поддающееся рациональному объяснению, выходящее за грань законов природы».
Что же такое чудо? Действительно ли это нарушение естественного хода вещей? Или наше ограниченное рациональное мышление не способно воспринять некоторые события? Всего 200 лет назад электрическая лампочка и радио были чудом. Про мобильные телефоны вообще говорить не стоит. На самом деле мир полон чудес: бабочка, рождение ребенка, человеческий разум. Ведь все это тоже не поддается рациональному объяснению. Для меня чудо — это естественное проявление процесса Творения.
И я не приглашаю вас к теистическому или, тем более, религиозному восприятию мира. Наоборот, чудо материально. Я приглашаю перенастроить свой основной инструмент взаимодействия с миром — ум.
Про веру в чудеса на личном примере
Один верит, что все случайно, другой, что ничто не случайно. Самое интересное, что оба правы. Случайность описывается статистикой, причинность описывается законами природы. В тех случаях, когда есть выбор, человек может принять разные решения.
27 лет назад я стоял на автобусной станции в Тель-Авиве. Мне не хватало полтора шекеля на проезд, а водитель не захотел меня пускать. Я ходил по станции, уверенный, что решение найдется. И я нашел кошелек. Там был копеечный браслет и 2,5 шекеля.
26 лет назад я уже был на машине (старый зеленый форд 72-го года). Я остановился в старом квартале, куда приехал по работе и вышел из машины. Вам наверняка знакомо это ощущение, когда рука автоматически толкает дверь, а мозг уже понимает, что случилось непоправимое… Я захлопнул дверь вместе с ключом внутри машины.
Что было дальше? Я закончил свои дела, и я точно знал, что, если пройдусь вокруг домов, то найду ключ. Трудно поверить, но я нашел старый ключ и открыл машину. Да, новую машину не откроешь так просто, но дело не в этом. Я хочу обратить ваше внимание на состояние ума, готового к восприятию решения.
Продолжая линию транспорта. Лет 12 назад я поехал в лес на машине. Просто подышать. Зимы в Израиле нет, но иногда идут дожди, и тогда глинистая почва становится непроходимой. Проще говоря, я застрял. Торопиться некуда, я решил приготовить себе кофе и ждать решения. Как только я допил кофе, сзади подъехал огромный джип. Водитель почти без слов понимающе кивнул, размотал трос лебедки, приделанной на передке и без усилия вытянул мою легковушку из грязи.
Уверенность, что в любой ситуации есть решение, предопределяет результат. И я могу привести десятки и даже сотни случаев из жизни. Это вовсе не слепая вера, что будет хорошо, это активное состояние поиска и готовности. В этом мире все случайно, и каждая случайность имеет свою причину.
Что мешает появлению чуда в жизни?
Давайте поговорим о том, что может препятствовать притяжению чудес в нашу жизнь? История для примера.
В городе наводнение. Один человек сидел на крыше своего домика и молился о спасении. К нему подплывает лодка спасателей, предлагают ему залезть в лодку.
— Нет, я верю, что Бог спасёт меня.
Чуть позже человек услышал над собой вертолет. К нему спускают лестницу.
— Нет, — кричит человек, Бог спасёт меня!
Вскоре вода скрыла крышу, и человек утонул. Он приходит к Богу и спрашивает:
— Как же так, я верил, Бог, что ты спасёшь меня, а ты меня не спас?
— Я за тобой лодку посылал, ты не захотел спастись. Потом я вертолёт послал, ты опять отказался, что же ты ещё возмущаешься?
Все эти стены можно описать двумя словами: гордыня и страх. Страх жизни.
Как притягивать чудеса?
Есть такая детская игра Симорон. Через нее вы можете приобрести положительный опыт притяжения чуда. Я называю это детской игрой, потому как, с одной стороны, симорон задействует простые механизмы, простые настройки ума, но не приводит к серьезным трансформациям и изменениям сознания.
Почему я говорю «притягивать», а не «творить»? Это важно — настроить свой ум не на очередную стену «Я все могу», а на доверие Миру, что решение уже существует, ресурсы уже есть. Эго — это одна из самых труднопроходимых стен. Поэтому я говорю со–творить. Я не создаю, а выбираю реальность.
Как настроить ум на чудо?
Очень важен запрос, желание, которое мы направляем в мир. Как мы его представляем, визуализируем. Есть такая притча про человека, который хотел стать богатым и все время представлял, как он считает деньги. Кончилось тем, что он стал кассиром.
Другая ошибка — это говорить о том, чего нет. Или о том, что обусловлено. Как говорил Паниковский: «Я бедный! Я старый. Меня девушки не любят». Люди часто говорят: «Когда у меня будут деньги, время…»
И самое важное — это единство души, сердца и ума по отношению к своей цели или мечте. Давая своему уму противоречивые посылы, вы сбиваете его с толку. А какую цель он построит из обрывков противоречий – никому не известно. Скорее всего, вовсе не то, что бы вам хотелось.
Я хочу снова обратить ваше внимание на то, что я говорю не об эзотерических образах, а об абсолютно материальных настройках ума и нейронных связях.
Неделю назад у одного моего хорошего знакомого был день рождения. Я написал ему: «Пини, каждый раз, когда я благодарю, я вспоминаю о тебе». И это правда. Много лет назад он создал пространство благодарности вокруг себя. Это были еженедельные встречи у него дома, куда люди приходили учиться благодарности. Благодарность – это один из важнейших ключей к Со-Творению.
Стараясь учиться у любого, я помню каждого, научившего меня, даже на первый взгляд самым незначительным вещам. Благодарю за все мои удачи и успехи, ведь они сделаны не только мной, но и теми силами, что помогают мне. Людьми, которые научили меня всему, что я знаю и умею, Вселенной, что предоставила все ресурсы.
Нужно говорить «да» возможностям, которые предоставляет Вселенная. Вокруг нас много дверей, которые можно открыть. Каждый новый опыт расширяет нашу вселенную, и там проявляются новые двери. Но иногда их слишком много и нужно выбирать, фокусируясь на том, кто вы. Соотносясь со своей главной мечтой, целью, задачей, будьте внимательны к возможностям.
Вера в чудо и жизненные убеждения
Многое зависит от восприятия и мировоззрения. Я сказал, что для меня чудо — это естественное проявление процесса Творения. Как пошутил кто-то: «Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях Богом».
Убеждения — это полезная вещь. Они помогают нам выстраивать более или менее понятную картину мира. Но те же убеждения могут быть ограничивающими. Более того, я утверждаю, что любое убеждение ограничивает.
«Под тем, что мы думаем, лежит то, во что мы верим, — это и есть верхний покров нашего душевного состояния».
Когда я читал книгу Тони Роббинса «Разбуди в себе исполина», много размышлений пришлось на тему ценностей и убеждений. Наши ценности — какими бы они ни были — являются компасом, направляющим нас к заветной мечте. Каждое решение направляется этими ценностями, но в большинстве случаев они у нас не определены.
Не обстоятельства жизни формируют нас, а наши убеждения относительно того, что означают для нас эти обстоятельства. Проблема состоит в следующем:
Задайте себе несколько вопросов:
Доверяйте миру, что найдется решение. Должна быть не слепая вера, а настройка ума.
Что такое вера в чудо и как настроить разум для принятия чудес?
Подведем резюме статьи, чтобы в мышлении остались главные выводы.
Я упоминал религиозные, теистические и эзотерические образы. Но я хочу, чтобы вы заглянули в суть этих образов и увидели, что за всем стоят прежде всего настройки вашего ума – как воспринимать, как думать, как принимать.
Настройте свой ум и пригласите чудеса в свою жизнь!
Живой вебинар по статье прошел 14.12.2020 и опубликован на моем канале в Инстаграм
Разве это правильно — верить в чудеса?
Приблизительное время чтения: 12 мин.
«Объясните, пожалуйста, почему многие так помешаны на чудесах?..»
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.
Письмо в редакцию:
Объясните, пожалуйста, почему многие так помешаны на чудесах? Зачем эти бесконечные рассказы, в том числе в журнале «Фома», как неверующий вдруг как будто с помощью мистического фокуса, внезапного исцеления, спасения от беды и т. п. превращается в верующего, как невероятным образом все меняется? Разве мы должны не своими сознательными усилиями менять себя, пробиваться к Богу? Разве Бог хочет, чтобы мы стали христианами, чтобы уверовали по-настоящему не в результате своего труда, а в результате какого-то посланного с небес чуда? Тем более что с большинством-то людей никаких чудес не случается… Или я чего-то не понимаю в том, чего Бог ждет от человека и как ведет Его к Себе?
Отвечает Александр Ткаченко:
Дорогой Михаил, полностью солидарен с Вашими вопросами и не соглашусь лишь с одним утверждением. Я уверен, что чудеса случаются с каждым человеком, но многие люди их просто не могут или не хотят увидеть в своей жизни.
Одно и то же событие может быть воспринято как чудо или как странное стечение обстоятельств — в зависимости от духовного настроя человека.
Очень точное описание чуда я с удивлением обнаружил… в фильме Квентина Тарантино «Криминальное чтиво»! Причем чуда не в обыденном, а в самом что ни на есть христианском смысле этого слова. Вернее даже будет сказать, что там, в фильме, показан как раз конфликт между христианским и нехристианским взглядом на чудо.
Сразу хочу сделать оговорку в адрес читателей-христиан, которые еще не смотрели это кино: друзья, а и не надо! Честное слово, ничего не потеряете. И простите меня за то, что этот рассказ — для тех, кто видел «Криминальное чтиво» и помнит его содержание.
Итак, вот тот самый разговор о чуде, когда два друга-бандита Джулс и Винсент странным образом уцелели после того, как на очередной разборке конкурент-отморозок в упор выпустил в них семь пуль, но ни одна из них не попала в цель.
ДЖУЛС: Я сижу и думаю.
ДЖУЛС: О чуде, свидетелями которого мы были.
ВИНСЕНТ: Это ты был свидетелем чуда. Я был свидетелем странного события.
ДЖУЛС: А ты знаешь, что такое чудо?
ВИНСЕНТ: Деяние Бога.
ДЖУЛС: А что такое — деяние Бога?
ВИНСЕНТ: Я думаю — это когда Бог делает невозможное возможным. И мне жаль говорить это, Джулс, но я не считаю, что случившееся сегодня утром подпадает под это определение.
ДЖУЛС: Неужели ты не понимаешь, Винсент, — я совсем не об этом говорю. Ты судишь о вещах с неверной точки зрения. Не в этом смысл. Бог может остановить пули, Он может превратить кока-колу в пепси-колу или найти ключи от моей машины. Нельзя судить о таких вещах, основываясь только на их значительности. Совершенно несущественно, является ли происшедшее с нами чудом по определению. Существенно другое: я почувствовал присутствие Бога и, значит, Он был там.
ДЖУЛС: Да что ты пристал ко мне! Откуда мне знать почему? Но успокоиться и забыть об этом я не могу.
ВИНСЕНТ: То есть ты серьезно решил уйти?
ДЖУЛС: Серьезней не бывает.
Такой вот «богословский» диалог двух убийц. Кстати, в семинарском фольклоре есть анекдот на аналогичную тему. Экзаменатор-епископ спрашивает семинариста: «Вот смотри: звонарь упал с высокой колокольни и не разбился. Это чудо?» «Везение, владыка!» — отвечает семинарист. «А второй раз упал и не разбился — это чудо?» «Случайность», — отвечает семинарист. «Ну, а если в третий раз упал и не разбился — это что?» «Это уже привычка!»
Чудо в странном событии способен увидеть лишь тот, кто ищет и ждет Бога, жаждет Его обрести. Так, для бандита Джулса пули, выпущенные в упор, но не задевшие его, стали прямым свидетельством Божественного вмешательства в привычный ход событий. И он решает уйти из банды, потому что после чуда не может дальше жить так, как жил раньше. Он даже оставляет в живых налетчика, пытавшегося его ограбить, и отдает ему свой кошелек, заметив, что на эти деньги он покупает жизнь незадачливого грабителя. И уходит, как он сам сказал, — искать волю Божью о себе.
— И как долго ты намерен бродить по Земле? — иронизируя, спрашивает его напарник.
— Пока Бог не приведет меня туда, где мне предназначено быть.
— А если этого никогда не произойдет?
— Если для этого потребуется вся жизнь, я буду ждать всю жизнь.
Больше Тарантино не рассказывает нам об этом своем странном герое ничего. Зато история его коллеги-скептика показана в фильме полностью, до самого ее бесславного финала: Винсент, считавший, что все в жизни происходит случайно, гибнет от «случайной» пули в туалете с книжкой комиксов в руке.
Там, где Иисус творит чудеса явно, они вовсе не становятся для всех видевших их людей железным аргументом в пользу Его божественности.
Нередко бывает, что люди, с которыми чудо произошло, сначала восхищаются им, но спустя какое-то время могут найти ему вполне рациональные объяснения: совпадение, случайность, непознанная закономерность.
Именно поэтому Христос, будучи всемогущим Богом, не творил чудес направо и налево. Напротив, многие описанные в Евангелии чудеса совершались Им очень прикровенно, так, что знали о них лишь те, с кем они совершались. Да и то не всегда.
Первое чудо в Кане Галилейской — претворение воды в вино на свадьбе у Симона Кананита. Кто о нем знал? Да вообще никто, кроме Иисуса, Его Матери, попросившей Его об этом чуде, и тех служителей, кто непосредственно зачерпывал воду из водоносов и разливал ее по кувшинам. Остальные просто решили, что хозяин приберег хорошее вино напоследок. Даже ученики Иисуса узнали об этом лишь потом, а на свадьбе просто пили, веселились и благодарили хозяина за изысканный вкус и аромат припасенного им вина.
Другой пример — насыщение пяти тысяч пятью хлебами. Ну что там могли увидеть те, кого накормили апостолы? Вот их рассадили на траве рядами. Вот прошли по рядам ученики Иисуса, каждому дали хлеба и рыбы. И всем хватило. Как? А непонятно. Если смотреть на это со стороны, чудесная природа происходящего очевидна любому. Именно так мы воспринимаем это, читая Евангелие. Но субъективно, изнутри, каждый, с кем это чудо свершилось, воспринимал его как самое обычное действие: подошли апостолы, дали кусок хлеба, кусок рыбы, пошли дальше по рядам.
Плакальщики над телом умершей дочери Иаира слышат от Него: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит (Мф 9:24). Слепорожденный не исцеляется Им тут же, но обретает зрение лишь после похода на Силоамскую купель и омовения.
А самое главное и удивительное чудо — воскресение Христово — происходит вообще без единого свидетеля. Хотя, казалось бы, разве не мог Владыка неба и земли сделать так, чтобы тысячи людей увидели, как с гулким стуком падает каменная плита, затворяющая вход в погребальную пещеру, и оттуда в ослепительном сиянии нетварного света выходит воскресший Мессия? Разве не убедило бы такое чудо всех без исключения? Увы, зная текст Евангелия, можно с уверенностью сказать: нет, не убедило бы.
Исцеления неизлечимых болезней, публично произведенные Иисусом в день покоя, становятся для ревнителей закона Моисеева лишь еще одним поводом осудить Его как нарушившего закон субботы.
Изгнание легиона бесов из несчастного бесноватого в стране Гадаринской привело лишь к тому, что весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их (Мф 8:34).
Они знали, что делают. Через пять дней те же люди, что торжественно встречали Мессию, будут кричать «Распни Его!». А потом, когда их пожелание окажется исполнено, станут требовать от уже распятого, страдающего на кресте Иисуса нового чуда: Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем (Мк 15:29–32).
Чудо — это откровение Бога о Себе, некое свидетельство о бытии Божием, призванное умножить в человеке веру. Но такое откровение всегда предполагает в человеке встречную готовность принять это свидетельство и в его свете переосмыслить, изменить свою собственную жизнь.
Если этой готовности не будет, тогда и никакого чуда для человека не произойдет, хотя он будет наблюдать абсолютно те же самые факты, что и свидетели чуда. Даже глас, ответивший Иисусу с неба, не был воспринят как чудо всеми услышавшими его: …Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа (Ин 12:28–30).
И теперь наконец пришло время ответить на вопрос, для чего в журнале «Фома» публикуются многочисленные свидетельства о чудесах, которые сотворил с людьми Бог и благодаря которым они уверовали?
Вы совершенно правы в том, что Господь ждет от нас определенного труда души в поисках веры. И лишь там, где этот труд был, лишь в той душе, которая жаждала встречи с Богом, необычное стечение обстоятельств воспринимается как чудо Божие. Чудо всегда — плод ожидания, пускай иногда и неосознанного. А не простое желание увидеть некий удивительный мистический фокус.
Чудо происходит с человеком, который очень хочет встретиться с Богом, ждет этой встречи и готов изменить свою жизнь после того, как встреча произойдет. Так человек, ищущий настоящей любви, уже заранее готов отказаться от всех девушек мира ради той одной, которой он отдаст свое сердце. Он еще не знает, кто она, как она будет выглядеть, какой у нее будет цвет глаз, как будет звучать ее голос. Но он точно знает, что, когда она появится в его жизни, все другие женщины ему будут уже не нужны. Потому что именно появление этой, единственной и неповторимой, и будет для него подлинным чудом.
То же самое происходит и с людьми, ожидающими, когда Бог откроет им Себя. Они еще не веруют. Но их душа уже проделывает определенную работу, в ней уже возникло напряжение, создающее повышенную чуткость ко всему, что происходит с ними и вокруг них. Они ждут Встречи. И для таких людей чудо становится этой Встречей даже в тех случаях, когда они не сразу осознали это. Вот зачем невыдуманные истории о чудесах в журнале «Фома»: чтобы человек мог поделиться радостью этой Встречи с теми, кто все еще ждет ее и для кого подобные истории становятся еще одним свидетельством, что искреннего ожидания Бог не оставляет без ответа.
В Евангелии описан удивительный случай, когда чудеса именем Иисуса Христа совершал человек, не принадлежавший к апостольской общине. И Господь благосклонно отнесся к этой его деятельности именно потому, что чудеса были для этого человека мостиком, по которому он мог в конце концов прийти к настоящей вере в Сына Божия. Но, думаю, ровно то же самое можно сказать и про людей, ожидающих чуда. Именно таким, сомневающимся в бытии Божием, но жадно хотящим убедиться в нем, чудеса становятся тропой, ведущей уже к осознанной вере. Вот как трактует это место из Евангелия священномученик Григорий (Лебедев):
«При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас (Мк 9:38-40).
Как бесконечно Божественное милосердие! Когда человеческая душа, эта христианка по природе, сбитая с толку и сбитая с пути своим грехом и злом мира, все же ощупью тянется к Свету и дотягивается до Бога и Христа, когда она еще не познала Христа в совершенстве и не ходит по Его пути и за Его учениками, Господь все же бережно ласкает ее и благословляет ее путь. Даже такую душу, еще не сподобившуюся полноты благодатных дарований, Господь, ради признания Его имени, удостаивает Своей поддержки вплоть до явления в ее жизни Своих чудес. Эту же бережность Господь заповедует ученикам: не отпугивайте ее, не насилуйте узостью требований, не требуйте, как обязательного сейчас, “единого пути”, которого пока она не понимает, и не заставляйте вот сейчас повернуть и идти за вами. Богатый юноша ведь тоже не шел за Христом, не понимал и не принял Христова пути (“опечалился и отошел”), а как ласково обошелся с ним Господь и с какой зовущей ласковостью сказал ему: “Не далек ты от Царствия Божия”! Так и душа, ищущая Христа, Божественным милосердием и помощью придет к Нему, если она честно ищет Его. Она неминуемо придет к Богу и Христу, потому что путей только два: или путь с Богом и Христом, против зла, или путь со злом против Бога и Христа. И третьего пути нет… Вот почему и сказал Господь: “Никто, сделавший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня”. Потому, не возбраняйте ищущим ходить своими путями в поисках истины и Бога. Сегодня они не примут полностью Божия пути, а завтра, Божиим озарением выросши духовно, они поймут единый путь и станут на него и пойдут только за Христовыми учениками. Третьего нет… Или с Богом, или против Бога. И нейтральности нет… Вот почему и последний вывод: «Кто не против вас, тот за вас». Или, как дополнено в другом месте: “Кто не со Мной, тот против Меня”. Внимай! Здесь мудрость».