что такое vas услуги в мтс
VAS для вас. Часть первая: интеграция мобильной связи и виртуальной АТС
Векторы и тенденции развития рынка телеком-услуг практически не изменились еще с момента появления первой телефонной линии: любая новая технология постепенно захватывает рынок, масштабируется, совершенствуется, становится неким стандартом и так продолжается до тех пор, пока не начинает замедляться ее развитие. Следующий и логичный этап в жизни инновации — этап снижения взрывного спроса и появления VAS (Value-added service), дополнительных сервисов, дополняющих, а иногда и серьезно меняющих саму базовую услугу. Появление VAS — это почти всегда “хорошо” и почти никогда “плохо” и для сервис-провайдера и для пользователя. Сегодня мы поговорим о том, какое светлое VAS-будущее ожидает сервисы облачной АТС на примере стремительно набирающей популярность технологии FMC.
Непреодолимое и взаимное влечение мобильной связи и облачной телефонии существует уже давно. Сотовый телефон — это мобильное устройство, умеющее делать не только “Алло”, это устройство для универсальных коммуникаций, а облачная АТС — это не только программный аналог Большого Железного Брата, это еще и голосовые меню, умная переадресация звонков, запись разговоров или онлайн-статистика. Если к виртуальной АТС добавить мобильную составляющую, то такой, конвергентный, облачный телефонный сервис тут же приобретает совершенно новый, интеграционный, вид. Фиксированный офисный телефон, научившийся ходить или ездить на метро, способен решить большинство офисных задач, возникающих там, где сотрудники не сидят на месте, а много и интенсивно перемещаются. Конвегрентная схема связи, при которой мобильные и стационарные телефоны становятся частью единой телефонной сети компании буквально “на раз” меняет все бизнес-процессы.
Сама по себе технология FMC существует уже несколько лет, но все эти годы она была уделом крупного бизнеса с огромной филиальной сетью и большим количеством сотрудников и использовалась только из соображений экономии на мобильной связи. Последние два-три года FMC активно внедряется и в сегменте SMB, во многом благодаря тому, что на рынке появились облачные АТС, поддерживающие FMC как дополнительный сервис облачной телефонии, пользователю ВАТС необходимо лишь подписать договор с оператором мобильной связи или его партнером-реселлером. Облачная PaaS-платформа ITooLabs — одна из первых облачных операторских платформ, обеспечивших такую поддержку на уровне коммуникационного ядра.
Типовое использование FMC в сочетании с ВАТС выглядит следующим образом
Сотрудника офиса для внутренних и внешних коммуникаций используют и стационарные и мобильные, существующие в едином номерном пространстве. Это означает, что короткие внутренние номера присвоены и сотовым и офисным телефонам, а исходящие вызовы со всех устройств маршрутизируются в АТС и только потом в ТфОП, правда, при соблюдении определенных правил набора.
На первый взгляд никакого прорыва в коммуникациях не происходит, но это только на первый взгляд. При более детальном рассмотрении становятся очевидными сразу множество плюсов.
Внедрение FMC на стороне клиента виртуальной АТС силами самого клиента — процедура не из простых, требуется организация транка с оператором мобильной связи, требуется реализация нескольких служебных сценариев для корректного прохождения сигнализации, требуется правильная передача caller ID, как при входящих, так и при исходящих звонках с сотовых, требуется адаптация правил набора. Мы, поняв однажды всю полезность интеграции мобильных и офисных телефонов, решили включить базовую поддержку FMC в нашу платформу. После нескольких месяцев разработки в интерфейсе супер администратора появилась заветная кнопка
Теперь наш партнер-оператор, при необходимости, может включать поддержку FMC на стороне клиентской АТС одним кликом мышки и это означает, что жизнь клиента существенно упрощается: минимум шаманства и технических экспериментов. Надо заметить, что уже несколько операторов связи успешно используют коробочную интеграцию ITooLabs+FMC при продвижении своих облачных сервисов на базе нашей платформы.
С точки зрения оператора, основная сложность — это реализация корректного разделения всего пула FMC сим-карт на группы, по сути являющиеся отдельными субдоменами (клиентскими АТС). Понятно, что короткая нумерация у разных клиентов будет неизбежно пересекаться и требуется обеспечить корректную работу множества сим-карт в глобальном номерном пространстве. Сделать так, чтобы короткий набор классического внутреннего номера «100» на разных АТС маршрутизировался на нужную АТС, т.е. поделить сим-карты на неперескающиеся группы добавлением уникального ID для каждой группы (клиента).
При классическом FMC-транке с оператором мобильной связи, от коммутатора ОСС приходят уникальные идентификаторы SIM-карт, зачастую являющиеся их мобильными номерами вида 79ХХХХХХХХ, что превосходно работает, если транк организован с одной единственной виртуальной АТС, а вот если таких АТС много, то нужно написать сценарий подмены номеров, который преобразует короткий набор на стороне клиента в идентификатор сим-карты с префиксом группы (субдомена) понятный оператору мобильной связи и наоборот — маршрутизировать входящий вызов на определенную сим-карту в АТС определенного клиента.
В процессе разработки интеграции ITooLabs и FMC нам удалось найти оптимальный способ решения такой задачи — при наборе номера ТфОП или короткого внутреннего номера, к набранному номеру добавляется уникальный 2-х или 3-х значный префикс, который однозначно идентифицирует ВАТС клиента. При отправке набора уже в транк с мобильным оператором происходит конвертация короткого номера с префиксом в формат, понятный “мобильщику” и вызов уходит по назначению. Справедливости ради следует отметить, что разработка такого служебного скрипта не включена в базовую конфигурацию ITооLabs, но мы с удовольствием готовы помочь в разработке и внедрении этого решения всем желающим.
Бизнес, выбравший интеграцию FMC и облачной АТС, получает совершенно прозрачное, с точки зрения использования, решение. От бизнес-клиента не требуется ничего, кроме выбора оператора сотовой связи, предлагающего услуги на базе FMC-платформы и типовой настройки внутренних линий, абонентскими окончаниями которых могут быть с равным успехом и софтфоны и IP-телефоны и сим-карты. Логика ВАТС совершенно не меняется и работает по единым правилам и для фиксированных и для мобильных пользователей. Настоящее торжество технологий и унификация двух различных технологических решений.
Все звонки попадают в статистику, могут прослушаны и включены в отчеты по выбору клиента. Для клиента FMC сим-карты — это обычные внутренние номера, которые могут быть использованы во всех стандартных сценариях или отчетах облачной АТС.
Одна из востребованных функций нашей платформы — возможность сопоставления caller ID из списка разрешенных для клиента и внутренней линии сотрудника или подразделения компании. В сочетании с FMC сим-картами эта опция позволяет реализовать множество “умных” сценариев при которых звонок с мобильного телефона происходит с подстановкой определенного номера: курьеры звонят с одним CID, менеджеры с другим, администрация с третьим и т.д. Это очень удобно, когда есть необходимость разделять исходящие звонки по группам с последующей возможностью ответного звонка на пропущенный вызов или когда вызовы отправляются в региональные сети и должны быть выпущены в ТфОП как звонки с местным номером. При этом, все вызовы с сотовых и офисных тарифицируются по тарифам единого провайдера голосовых услуг, т.е. по тарифам нашего партнера-оператора. Таким образом трафик, генерируемый сотрудниками компании-пользователя виртуальной АТС, существенно возрастает за счет мобильных пользователей, что приводит к существенному величению ARPU. Часть затрат клиента на мобильную связь перетекает в карман оператора фиксированной телефонии.
Интеграция мобильной связи и облачной телефонии — безусловный тренд последних двух-трех лет, описание возможностей которого, вполне способно стать темой для нескольких объемных постов. FMC как Value-added service для облачной АТС — яркий пример того, как объединение двух коммуникационных технологий способно стимулировать спрос на услуги на высоко конкурентных рынках. ITooLabs Communications Server на сегодняшний день одна из очень немногих операторских PaaS-платформ, поддерживающих FMC-технологии “из коробки” и обеспечивающих быстрое и легкое разворачивание сервиса, спрос на который растет очень быстрыми темпами и будет расти еще долгое время. Внедрение передовых VAS в облачных сервисах становится одной из значимых точек роста телеком-отрасли.
Мы планируем и дальше продолжать публикации, описывающие все преимущества использования облачных АТС в сочетании с различными VAS.
VAS-продукты
Value Added Services (VAS) – термин, часто употребляемый в отношении сферы телекоммуникаций для обозначения тех сервисов, которые предоставляются не основным ядром сети, а дополнительными платформами. Подобные варианты ворвались в современную жизнь, предлагая каждому обладателю высокотехнологичного устройства все больше возможностей и интересных сервисов. В российской действительности подобные услуги называются «дополнительными видами обслуживания». Новые возможности, конечно, интересуют, прежде всего, операторов мобильной связи.
Что такое VAS?
Любой оператор хочет повысить свой доход со среднестатистического абонента, рассчитывая на дополнительную прибыль – это очевидно. Но как это сделать, если стоимость услуг связи постоянно снижается и это является устойчивым трендом в современной жизни? Действенным вариантом станет предоставление пользователю ряда дополнительных услуг – например, игр, заставок, ряда сервисов и пр. Захотев принять в чем-то участие, ознакомиться с информацией, следует оформить подписку и отдать за услугу собственные деньги со счета мобильного телефона.
Необходимо отметить, что доходы операторов от VAS постоянно растут, и достаточно быстро. Рынок развивается пропорционально техническому оснащению смартфонов. Условно их можно разделить на несколько групп – таковыми являются услуги:
Предоставлением VAS-услуг занимаются контент-провайдеры. При этом операторы готовы поделиться частью выучки с подобными компаниями, исходя из условий заключенного договора. Контент-провайдеры заняты разработкой и продвижением услуг.
Подобные предложения крайне востребованы среди пользователей мобильных телефонов. По данным ряда исследовательских агентств, объем российского рынка с данной сфере переваливает за насколько миллиардов долларов и, несмотря на общемировой кризис, продолжает расти.
Следует отметить и еще одну дань времени – услугу, набирающую обороты, а именно мобильный банкинг. Теперь смартфон можно использовать не только согласно общепринятому назначению, но и для совершения покупок, сделок и пр. Оплата товаров и услуг с использованием «мобильника» — это уже больше, чем реальность, значительно упрощающая жизнь. Такая опция также является одним из вариантов VAS.
Дополнительные услуги операторов мобильной связи показывают устойчивый рост. Можно выделить несколько перспективных направлений, по которым может развиваться данная сфера, а именно:
Перечень VAS-услуг с каждым днем становится все шире, делая удобнее жизнь рядового пользователя услуг оператора сотовой связи.
VAS-услуги являются перспективным направлением и с точки зрения маркетинга. Как уже было сказано выше, современные технологии открывают новые горизонты тем компаниям, которые желают привлечь дополнительных клиентов и проинформировать потенциальных покупателей об акциях, скидках, интересных предложениях. Отношения «продавец – покупатель» выстраиваются по-новому.
Что такое vas услуги в мтс
VAS (англ. Value Added Services — услуги, приносящие дополнительный доход) — популярный в телекоммуникационной индустрии термин для обозначения сервисов, предоставляемых не ядром сети, а дополнительными платформами. В разных отраслях телекоммуникаций под термином VAS могут подразумеваться разные понятия. Например, в мобильной телефонии обычно под этим термином подразумеваются все неголосовые услуги и услуги, не связанные с передачей CSD-данных и факсов (включая такие распространённые, как SMS, MMS, GPRS и пр.)
Содержание
Рынок VAS в СНГ
Предоставлением дополнительных услуг в сетях мобильной связи занимаются контент-провайдеры. Операторы связи делятся частью выручки с такими компаниями в зависимости от условий работы каждого оператора. Контент провайдеры в свою очередь занимаются разработкой и продвижением подобных услуг. Кроме продажи контента для мобильных телефонов, перспективными направлениями считаются голосовые услуги IVR, информационные услуги и микроплатежи.
Темпы кажутся неплохими — если забыть, что с 2001 по 2004 год рынок дополнительных услуг сотовой связи демонстрировал среднегодовой рост в 176 %. Такой рост происходил за счет сервисов доставки рингтонов и картинок, которые в последние годы переживают период стагнации в связи с появлением новых технологий доставки, хранения и прослушивания музыки, равно как и увеличения скоростей у мобильного Интернета.
По данным группы компаний Streamline, в Беларуси рынок VAS-услуг в 2006 году насчитывал 11,7 млн долларов, в 2007 году — 26,6 млн долларов.
Структура рынка VAS 2008—2009
$4,4 млрд не пожалели абоненты на sms друг другу, на замену скучных гудков в своем телефоне популярной песней, на приобретение игр, мелодий и многого другого.
Остальные 50 %объема рынка дополнительных услуг поделили такие сферы как WAP, Internet и мобильный контент.
Расстановка сил здесь выглядела следующим образом: примерно поровну — по 15 % каждый — принесли WAP и Internet. Большая часть мобильных устройств российских абонентов — около 80 % поддерживают технологию GPRS, 60 % — технологию EDGE. В настоящее время число пользователей приближается к 30 млн человек. В Европе уровень проникновения мобильного интернета равен 30 %, в России же количество его пользователей составляет порядка 40 миллионов.
Особым успехом на рынке VAS пользуется RBT — 30 % от прибыли на рынке мобильного контента. RBT является одной из самых развивающихся услуг на контент-рынке России. Затем следуют микроплатежи — 20 %; музыка, картинки и т. п.- 15 %; игры также −15 %; у видео — 5 %, другие услуги принесли 15 % прибыли.
Основными sms — агрегаторами на сегодняшний день выступают компании:
Кто звонит?
Преимущества
Услуга покажет, кто звонит, даже если номера нет в контактах. На экране отобразится название организации и сфера деятельности, а также предупреждение при спам-звонке. Это поможет вам решить, отвечать или нет.
Дополнительные приложения не нужны, услуга работает на сетевом уровне и определяет номера с помощью технологии Big Data МТС.
Подробности
Услуга работает на большинстве телефонов и не требует доступа к вашим контактам и подключения к интернету. Также вам не нужно устанавливать дополнительные приложения или загружать базу номеров, потому что определение номеров происходит на сетевом уровне.
Бесплатный период — 7 дней. Он действует при первом подключении услуги. Если вы отключите услугу в указанный период, бесплатный период повторно предоставляться не будет.
Бесплатный период — скидка 100% на услугу в течение первых 7 дней.
Услуга «Кто звонит?» недоступна на тарифах «Коннект», «Онлайнер», «Планшет», «Умное устройство», «МТС Авто», «Автосекретарь», МТС iPad, IoT, Cloud, 8-800 и их модификациях.
Услуга «Кто звонит?» несовместима с услугой «Интернет-звонки».
Некоторые модели телефонов могут не поддерживать получение уведомлений услуги «Кто звонит?».
На некоторых Android-смартфонах услуга работает некорректно из-за технических ограничений этих устройств — уведомления при звонках появляются с задержкой.
На iOS 13.0-13.3.1 услуга не поддерживается.
МТС: VAS-достижения и ценный бренд
МТС по праву гордится своими успехами в сфере продажи дополнительных услуг. Нас с вами эти успехи тоже радуют, хотя и по несколько иным причинам. В любом случае достижения оператора в этой области достойны всяческого уважения.
Мне нравится «полуофициальный» формат пресс-конференции в виде встречи-беседы за столом с топовыми руководителями компании. Если не ошибаюсь, из операторов «Большой тройки» первыми внедрили такую форму общения с журналистами именно МТС. Главное преимущество – сравнительно короткая официальная часть (она же презентация) и щедро отмеренное время на сессию вопросов и ответов. Очень выигрышный формат для всех участников: компания «доносит» до аудитории то, что хочет донести и получает искомую публикацию по теме, а мы за свой неблагодарный труд получаем бесплатную кормежку и, (что намного важнее), возможность обсудить самые разные вопросы напрямую и без цензуры пресс-службы.
Павел Ройтберг, Директор Департамента по развитию продуктов и услуг. Тема разговора – «Лидерство МТС по VAS. Ключевые достижения и перспективные инициативы». Оговоримся сразу: вопросы и перспективы развития дополнительных услуг, а также особенности продажи мобильного контента мы детально обсуждали в нашей февральской публикации. В ней же вы найдете более подробные описания и более откровенные профессиональные высказывания на эту тему. Представленная на этой встрече презентация скорее представляла собой приглаженную и «причёсанную» версию, ориентированную на широкую публику. А потому мы не станем повторяться и остановимся только на новом и том, что удалось выяснить в процессе обсуждения.
Возвращаясь к подзаголовку: почему нас с вами должны радовать возросшие доходы оператора от продажи дополнительных услуг? Следует понимать, что оператор сотовой связи не является благотворительной организацией, компания хочет и будет зарабатывать деньги. И если у нее это хорошо получается на ниве продажи виртуальных кисок и комедиклабных видеороликов по wap-расценкам, то у нас с вами появляется шанс получить дешевле минуты связи или действительно нужные и полезные дополнительные услуги. Выглядит эгоистично, но такова жизнь и у всех свой шкурный интерес. И покуда оператор держится в разумных рамках и не пытается облегчить кошельки абонентов с помощью обмана, возмущаться и грозить пальчиком смешно и наивно. Хотя в деле продажи контента грань тонка и удержаться от откровенного жульничества не всегда удается.
На слайде – видение МТС ситуации с долями рынка дополнительных услуг в динамике. По расчетам компании, по итогам года доля МТС на рынке VAS составляет 30,9%. В принципе, показатели всех трех операторов достаточно близки, но за 2007 год МТС и Билайн фактически поменялись местами.
А вот этот слайд намного интереснее. Заявлено, что по итогам года компания МТС получила 40,8% доходов рынка мобильного контента в России и лидирует со значительным отрывом от конкурентов. Ключевые достижения 2007 года по мнению Павла Ройтберга:
Некоторые дополнительные данные по отдельным услугам
GOOD’OK. За 2007 год продано более 10 миллионов мелодий, на апрель 2008 года абонентами услуги стало более 10 млн. человек. В МТС гордятся самой большой коллекцией хитов на рынке (более 10 тысяч единиц) и утверждают, что во многом этого удалось добиться благодаря выгодной для правообладателей схемой работы.
LBS-услуги (услуги на базе определения местоположения абонента). Доход МТС от услуг на базе LBS за 2007 год вырос на 100%. С полным пакетом LBS-услуг можно ознакомиться здесь. Интересно, что в Билайн так и не запустили ничего подобного в коммерческую эксплуатацию, ограничившись первой пробной версией услуги с довольно сложным и запутанным SMS-интерфейсом. Посчитали, что услуга не будет востребована на рынке или из иных соображений?
Специальные приложения для работы с контентом – RED Box и J-Dрайв. Оба апплета по своему интересны: RED Box позволяет разнообразить SMS-общение и выручает при отсутствии фантазии, а J-Dрайв реализует принцип открытого прайс-листа: виджет работает строго через internet-APN и на каждой предлагаемой для скачивания киске-мелодии присутствует четкий ценник. На мой взгляд, честнее и симпатичнее не очень вразумительного «вы оплачиваете только WAP-трафик».
Проект SMS-спонсор, о котором мы недавно писали, в изложении господина Ройтберга коренным образом отличается от того, что мы пока наблюдаем в реальной действительности. Цитата: «… абонент соглашается получать рекламные «хвосты» к SMS-сообщениям peer-2-peer (т.е. SMS-сообщениям между людьми), и за это получает определенный бонус. У проекта сотни тысяч подписчиков и пилот на данный момент мы считаем очень успешным, будем продолжать его развивать». Наводит на мысли о том, что в ближайшем будущем проект приобретет обозначенные очертания.
Второй проект – своего рода вещательный MMS-канал. Предложили абонентам подписаться на эту бесплатную рассылку (одно MMS-сообщение в день). Сообщение содержит пять страниц текста, на каждой странице присутствует реклама и определенная полезная информация. В том числе погода, гороскопы, анекдот, новостная лента. Размер целевой группы – 50 тысяч подписчиков, MMS-сообщения исправно приходят и регулярно радуют неожиданными гороскопами. Не совсем понятно, что имели в виду под «Все слайды объединены удобной внутренней навигацией» в описании, нет там никакой навигации ни внутренней, ни внешней. Ладно, зато фраза красивая.
В области мобильной коммерции интересным выглядит проект по разработке универсального SIM-апплета, с помощью которого можно будет «привязать» к лицевому счету кредитную карту любого банка, сейчас соответствующие апплеты работают только с картами МБРР и Сбербанка. Когда это событие произойдет, неспособность биллинга работать с кредитными картами наконец-то потеряет актуальность. Не мытьем, так ката… извиняюсь, апплетом.