что такое вариативная среда в детском саду
Вариативность предметно-пространственной среды
Светлана Цымбаленко
Вариативность предметно-пространственной среды
Вариативность
Вариативность среды в соответствии с ФГОС предполагает:
1. Наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
2. Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
3. Согласно рабочей программы под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комарова, М. А Васильева «От Рождения до Школы»проводятся тематические недели: «Осень», «Я и моя семья», «Мой дом»;
При организации вариативной развивающей среды мы учитывали следующие факторы
— особенности развития игровой деятельности
— скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка
— особенности контингента детей группы
Развивающая среда нашей группы предусматривает различные пространства,условно можно их назвать зонами: активная, рабочая, спокойная.
Активная зона включает в себя
— центр сюжетно-ролевых игр («Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Магазин» «Строители»)
-центр конструирования (крупный строительный материал, различные виды конструкторов)
— театрализованный центр (масочный театр, теневой театр, пальчиковый театр, настольный театр)
— центр двигательной деятельности (кегли, обручи, мячи, ленточки, флажки, кольцеброс, скакалки, наглядно – дидактическое пособие «Виды спорта»
Спокойная зона включает в себя
— уголок уединения (место где ребенок может побыть на едине с собой)
— уголок природы (растения, инструменты по уходу за растениями, природный материал, дидактические игры)
— уголок художественной литературы (находятся книги с крупными иллюстрациями, книжный доктор, портреты писателей)
Рабочая зона включает в себя
— Центр познавательно – исследовательской деятельности
(эксперименты, наблюдения, беседы)
— Центр продуктивной и творческой деятельности (лепка: пластилин, тесто, кинетический песок;аппликация: цветная бумага, цветной и белый картон, клей;рисование: карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты.)
Индивидуализация предметно-пространственной среды «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ» Подготовила воспитатель Г. Б. Абдулкадырова Все дети, как известно, разные, и каждый.
Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда моей возрастной группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься.
Анализ предметно-пространственной развивающей среды Анализ предметно-пространственной развивающей среды в группе «Гномики» МБДОУ «Детский сад «Колосок» города Заозерного» в соответствии с.
Анализ предметно-пространственной среды старшей группы Анализ предметно-пространственной среды старшей группы «Гном-Гномыч» МАДОУ № 75 г. Красноярска в соответствии с ФГОС ДОУ (Журавлева Виктория.
Презентация «Индивидуализация предметно-пространственной среды» Индивидуализация – это учет в процессе обучения и воспитания индивидуальных способностей воспитанников, повышение их способности к самореализации,.
Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию.
Описание предметно пространственной среды группы Предметно –пространственная среда группы Для передачи своего отношения к изображаемому предмету или явлению, дети, как и художники, используют.
Организация предметно-пространственной среды в старшей группе Организация предметно-пространственной среды в старшей группе 5-6 лет. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи,.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.
Вариативность развивающей предметно — пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности.
юлия решетова
Вариативность развивающей предметно — пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности.
Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста. (слайд2)
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Вариативной
Безопасной. (слайд 3)
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ,
• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
• двигательную активность детей,
• возможность для уединения,
• возрастные особенности детей,
• национально-культурные и климатические условия
Подробнее остановимся на ВАРИАТИВНОСТИ развивающей среды.
Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. (слайд 4)
Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (большой энциклопедический словарь). В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения.
Вариативность среды предполагает:
• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. (слайд 5)
При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе,мы учитывали следующие факторы:
-возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
-особенности развития игровой деятельности (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);
-скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);
-особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);
-специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи в рамках инновационной деятельности);
-особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).
Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОО.
Вариативность развивающей среды нашей группы обеспечена за счет включения в «традиционную предметную среду» (наличие уголков, закрепленных зон и т. п.) дополнительных элементов или схем ее организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике дошкольного образования. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штайнера (Вальдорфская педагогика, а также отечественными – М. Н. Поляковой, Н. М. Крыловой, Н. А. Коротковой, Т. Н. Дороновой и др.
В нашей группе, мы применили разработанную Н. А. Коротковой и Т. Н. Дороновой рамочную конструкцию целостной полифункциональной предметно – пространственной среды групп старшего дошкольного возраста. Развивающая среда в нашей группе предусматривает три сектора:
Активный, спокойный и рабочий. (слайд 6)
Активный сектор,включающий в себя:
— центр сюжетно – ролевых игр (слайд 7)
— центр двигательной деятельности (слайд 8)
— центр конструирования (слайд 9)
— центр музыкальный (слайд 10)
— театрализованной деятельности (слайд 11)
— уголок художественной литературы (слайд 12)
— уголок уединения «Разноцветный зонтик» (слайд 13)
— уголок природы (слайд 14)
-центр познавательной и исследовательской деятельности (слайд 15)
— центр продуктивной и творческой деятельности (слайд 16)
— речевой уголок «В гостях у Говоруши» (слайд 17)
Требование вариативности в этой концепции обеспечивается трансформацией пространства и наполнением зон, их расширением или удалением при необходимости.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в нашей группе становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда нашей группы является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Прикреплённые файлы:
Особенности предметно-развивающей среды в работе с детьми в группе компенсирующей направленности и логопедическом кабинете Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, ставит важным критерием оценки деятельности дошкольной организации.
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на.
Индивидуализация предметно-пространственной среды в старшей группе общеразвивающей направленности ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 8 «НЕЗНАЙКА» Роганова Г. В. Все дети, как известно, разные, и каждый.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.
Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной группе «Центр познания».Деятельность по расширению представлений детей об окружающем мире Проектная деятельность. Максимальный уровень.
Представление развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы Возраст детей с 2 до 3 лет – является важнейшим этапом в развитии ребенка. В этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми,.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Предлагаю вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду нашей старшей группы «Подсолнухи». Вопрос организации развивающей.
Представление группы на конкурсе развивающей предметно-пространственной среды В нашем детском саду состоялся конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды». Наше представление РППС. Воспитатели:.
Доклад на тему «Вариативность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №15»
г.Артемовского Свердловской области
Вариативность развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Автор: воспитатель 1 кв. категории
Ильина Оксана Сергеевна
Согласно ФГОСДО содержание ОП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.
Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности.
Создаваемая среда должна удовлетворять потребности в отобразительной и сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов.
Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе на интегративной основе.
В группе д/с должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли взять необходимое и также легко убрать всё на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учётом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.
При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников.
При наполнении развивающей среды также крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В письме Минобразования России от 17.05.1995 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» прописано, что игрушки должны обладать следующими качествами:
Возможность применения игрушек в совместной деятельности;
Принадлежность к изделиям художественных промыслов.
Согласно ФГОСДО одна из важнейших характеристик развивающей предметно-пространственной среды – вариативность – предполагает наличие в ДОУ или группе различных пространств, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы:
Возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства;
Особенности развития игровой деятельности детей;
Скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка;
Особенности контингента детей группы;
Специфика педагогических задач в тот или иной период;
Особенности индивидуального стиля деятельности педагога группы.
Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в «традиционную предметную среду» дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике ДО. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М.Монтессори, Ф.Фребеля, Р.Штайнера, а также отечественными – М.Н.Поляковой, Н.М.Крыловой, Н.А.Коротковой, Т.Н.Дороновой и т.д.
Таким образом, вариативность среды можно обеспечить на основе знания положений существующих концептов развивающей среды и её обновления, а также гибкого использования собственного педагогического опыта.
Принципы вариативности и полифункциональности образовательной среды в ДОУ
Воротова Наталия
Принципы вариативности и полифункциональности образовательной среды в ДОУ
Реализуемая общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в нашем детском саду строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников.
Основными требованиями в организации пространственной среды являются:
принцип доступности среды
принцип вариативности среды
принцип трансформируемости и полифункциональности среды
принцип насыщенности среды
принцип безопасности среды
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Групповое помещение состоит из раздевальной, игровой и туалетной комнат, которые оснащены мебелью и игровым оборудованием. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает санитарно-гигиеническим нормам, технике безопасности, гендерному различию и принципам психологического комфорта и расставлена таким образом, чтобы максимально освободить центр помещения для игр детей, развития их двигательной активности.
В оформлении группового помещения соблюдается единый стиль по названию группы «Звездная страна» используются теплые тона окраски стен, яркое освещение, что оптически расширяет пространство.
Все оборудование и наполнение развивающей среды в ДОУ безопасно для детей.
На прогулочном участке имеются разнообразные постройки: домик, кораблик, самолёт, мотоциклы, машина, песочница, столы и скамейки для творческой игровой активности детей, на веранде имеются скамейки по периметру.
Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.
В развивающей среде нашей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
Основной целью является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм.Мной используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Поэтому в группе оборудован центр «Игротеки». Он предполагает наличие пространства для игр девочек и мальчиков. Так,например:
• на одном ковре, мальчики с увлечением играют конструктором «Лего» разных размеров, включая в игру фигурки животных, людей, машинки. Играют в сюжетно – ролевые игры «Поход», «Автошкола» и др. ;
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.
В нашем детском саду нет отдельных спален для детей, поэтому я постаралась максимально передать трансформируемость и полифункциональность среды. Так, например, «Уголок уединения» может быть и палаткой для похода, и жилищем народов крайнего севера и вигвамом у индейцев. Стол для сюжетно –ролевой игры может быть использован в разных играх: «Семья», «Кафе», «Гости». Медицинскую ширму, изготовленную родителями, дети используют в игре «Поликлиника» и «Ветеринарная клиника».
В группе так же имеются предметы,которые дети могут использовать в разных видах своей деятельности:
• разноцветные палочки для коктейля (используется детьми в качестве дыхательной гимнастики, для игры «Кафе», для нетрадиционной техники рисования,
• предметы- заместители овощи и фрукты (можно использовать в сюжетно –ролевых играх: «Супемаркет», где используется детьми в качества товара, а в игре «Кафе» можно приготовить из них интересные блюда,
• прищепки (применяются в изучении счёта, цвета, формы, в сюжетно – ролевых играх и играх малой подвижности,
• ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.
Реализация полифункциональности пространства в группе требует дальнейшего пополнения предметно – пространственной среды.
При организации образовательной среды в группе необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса, так как развивающая среда постоянно меняется и не может быть построена окончательно.
Пополнение образовательной среды вязаными муляжами продуктов для сюжетно-ролевых игр Знакомство дошкольников с миром вязанных вещей А это для сюж-ролевых игр «Семья». «Кафе». «Повар». Цель: Закрепляем с детьми с формой.
Организация образовательной среды в разновозрастной группе (фотоотчет) Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться своей образовательной средой. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства.
Персональный блог педагога как часть информационно-образовательной среды Два года назад в детском саду нам предложили создать каждому педагогу персональный сайт. А так как я еще веду кружок по рисованию, то и.
Персональный сайт педагога как часть информационно-образовательной среды Хочу поделиться приятной новостью. 30 января 2020 года были подведены итоги муниципального этапа конкурса «Лучший образовательный сайт –.
Пополнение образовательной среды развивающими играми К началу учебного года, как и в каждой группе, образовательная среда была пополнена развивающими играми и пособиями. Часть пособий приобретена.
Прогулочный участок как часть образовательной среды Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации.