что такое ваи в армии
Военная автомобильная инспекция
Военная автомобильная инспекция (ВАИ) — структурное подразделение (до 2010 года) Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Министерства обороны Российской Федерации. Ныне — самостоятельное подразделение, подчинённое органам военного управления центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации. С 1 декабря 2011 года подчиняется Главному управлению военной полиции Минобороны России.
Содержание
Задачи
Основными задачами ВАИ являются:
История
Первое упоминание о военной автомобильной инспекции в РККА встречается в приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы № 0101 от 26 августа 1942 года. В нем предусматривалось «…провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы…, отделы: военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский отдел слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог. Военным автоинспектором назначить военинженера 2 ранга Румянцева И.Е….» Приказом начальника Главного автомобильного управления Красной Армии № 130 от 31 августа 1945 г. предусматривалось «…в помощь начальникам автомобильной службы гарнизонов организовать внештатные военные автомобильные инспекции».
Директива Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2005 г. «Об организационных мероприятиях, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации» предусмотрела формирование к 1 марта 2006 г. 9 региональных и 87 территориальных ВАИ, подчиненных ВАИ Минобороны России и входящих в состав ГАБТУ Минобороны России.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Военная автомобильная инспекция» в других словарях:
Военная автомобильная инспекция (ВАИ) — орган Министерства обороны СССР, иа который возложено проведение мероприятий по предупреждению дорожно транспортных происшествий с воинским автомобильным транспортом, контроль за соблюдением военными водителями дисциплины, правил движения и… … Словарь военных терминов
Военная полиция России — Главное управление военной полиции Минобороны РФ Страна … Википедия
Военная полиция — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
ВАИ — военная автомобильная инспекция Всероссийская ассоциация инженеров (до 1925 г.) Всесоюзный арктический институт … Словарь сокращений русского языка
1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Министерство обороны Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство обороны (значения). Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) … Википедия
коэффициент световозвращения — 3.6 коэффициент световозвращения : Характеристика видимости разметки водителем из транспортного средства в темное время суток при освещении ее фарами транспортного средства. Источник: СТО НОСТРОЙ 2.25.43 2011: Автомобильные дороги. Устройство… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
коэффициент световозвращения (R’) — 3.17 коэффициент световозвращения (R ): Результат деления силы света R на плоскости световозвращающей поверхности А на ее площадь: R = R/A. Коэффициент световозвращения R выражается в кд · м 2 · лк 1 [1]. 3.16, 3.17 (Введено дополнительно, title … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Индекс автомобильных номеров России — У этого термина существуют и другие значения, см. Индекс автомобильных номеров. Регистрационные номерные знаки Российской Федерации специальный символический знак (№), изготовленный (нанесённый) на металлические (или из другого материала)… … Википедия
Коды регионов — Регистрационные номерные знаки Российской Федерации используются для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой и строительной техники, прицепов. Устанавливаются на передней и задней частях автомобиля. Содержание 1 Формат 2 Типы регистрационных… … Википедия
ВАИ Военная автоинспекция.
В приказе по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии № 0101 от 26 августа 1942 года предусматривалось провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы, а отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слить в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог.
К чему сводились функции автоинспекторов времен войны, понятно из названия новообразованного отдела: инспекция дорог на предмет проходимости тех или иных видов техники, при необходимости – определение оптимального маршрута движения колонн, а также проверки на дорогах.
Конечно, всем хорошо знакомы фотографии, на которых запечатлены одетые в солдатскую форму девушки-регулировщицы. Фотография военной регулировщицы Марии Лиманской на фоне Бранденбургских ворот в Берлине стала классикой военной фотожурналистики. Между тем, на деле все выглядело отнюдь не столь «празднично», как было принято изображать в советской прессе послевоенных лет. осеннюю распутицу и зимнюю стужу на разбитой колее, по которой в одну сторону идет колонна грузовиков с боеприпасами, а в противоположную – колонна с ранеными, стоит девочка-регулировщица, на хрупких плечах которой лежит организация движения. Со слезами на глазах, трясясь от холода и превозмогая страх, она мужественно несет свою службу, не выпуская из рук непременный служебный атрибут: два флажка – красный и желтый. Красный флажок – всем стоп, желтый – проезд свободен.
Никакого специализированного транспорта у фронтовой ВАИ, конечно же, не было. Дорожные батальоны передвигались в общем порядке, как и все прочие подразделения: железнодорожными эшелонами, на грузовиках, а где и пешком. Первым военным инспекторам верой и правдой служили вездесущие полуторки и «Захары», возможно, начальству посчастливилось поколесить на ГАЗ-67 или «Виллисах». Ни о какой целенаправленной моторизации ВАМ в ту пору речи не было.
Победа в Великой Отечественной войне позволила «расслабиться» практически всем родам войск, но не военной автоинспекции. Бесконечные колонны двинулись с Запада на Восток, и это движение необходимо было организовать и упорядочить. Не утратили актуальности и проверки на дорогах. Если в годы войны основными нарушителями, которых задерживали военные инспектора, были дезертиры, то теперь появилась новая проблема – мародеры. Кроме того, за годы войны автопарк Вооруженных сил, по сравнению с довоенными показателями, существенно расширился. На 22 июня 1941 года его численность составляла 2726 единиц, а уже к середине 1945 года «в строю» насчитывалось 664 500 автомобилей различных типов, «32,8% из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% – трофейная». Какую-то часть мобилизованных машин предстояло вернуть народному хозяйству, но и оставшаяся «армада», как показала фронтовая практика, нуждалась в организации своих перемещений.
Чтобы понять, по какому «сценарию» происходила автомобилизация ВАИ, достаточно ознакомиться с основными задачами этого ведомства, актуальными на сегодняшний день:
1) проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках (силах);
2) контроль за организацией дорожного движения транспортных средств Вооруженных сил;
3) руководство деятельностью ВАИ (службами безопасности дорожного движения видов, родов, войск Вооруженных сил, военных округов, флотов, объединений, гарнизонов) в области обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по повышению эффективности их работы;
4) организация регистрации и контроля технического состояния транспортных средств Вооруженных сил РФ;
5) организация экзаменационной и разрешительной деятельности в системе подготовки и допуска к управлению транспортными средствами водителей и исполнению обязанностей начальниками контрольно-технических пунктов (КТП);
6) организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств Вооруженных сил РФ;
7) осуществление взаимодействия с государственными и ведомственными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Все это, за вычетом военной специфики, настолько близко к задачам ГИБДД, что вполне очевиден и принцип формирования оперативного гаража ВАИ: качественно (но, разумеется, не количественно) он близок к номенклатуре автопарка Госавтоинспекции. Поскольку столь обыденный, с точки зрения современного автомобилиста, реестр функций в послевоенные годы формировался постепенно, то и моторизация ВАИ проходила по мере роста потребностей ведомства в технике.
1959 году в распоряжение военных автоинспекторов поступили мотоциклы. 60-х – первые автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А с надписью «ВАИ» на передних дверях. 70-х компанию им составили УАЗ-452А, УАЗ-469 и ГАЗ-24.
Автомобили и мотоциклы, «работающие» в автоинспекции, практически не отличаются от своих военных собратьев, за исключением, пожалуй, внешней атрибутики. С 1960 года согласно Приказу Министерства обороны сбоку на автомобили или коляску мотоцикла наносилась голубая полоса с черными буквами «ВАИ».
Помимо специальной окраски, автомобили военной автоинспекции в обязательном порядке получали спецсигналы: проблесковые маячки синего цвета и установку громкой связи (СГУ) для предупреждения других участников движения о прохождении военной колонны. Количество и форма проблесковых маячков и СГУ, установленных на крыше автомобиля, жестко не регламентировались, поэтому на машинах они встречались в различном сочетании, но чаще всего использовался следующий вариант: два проблесковых маячка по краям и два динамика громкой связи в центре. К специальному оборудованию автомобилей ВАИ можно отнести и имеющуюся на борту радиостанцию, и дополнительно устанавливаемые фары-искатели.
Надпись «ВОЕННАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ» наносится на боковые двери легковых и грузопассажирских автомобилей, маломестных автобусов, а также задние части грузопассажирских автомобилей и маломестных автобусов; надпись «ВАИ» – на капот и крышку багажника легковых машин и на боковые двери кабины грузовых автомобилей. На передние боковые двери легковых автомобилей и маломестных автобусов ВАИ, под информационной надписью, допускается нанесение геральдического знака – эмблемы Вооруженных Сил Российской Федерации или иной структуры, которой данное подразделение ВАИ принадлежит: МЧС, МВД и т. п.
Что такое ВАИ и имеют ли они право останавливать водителей?
Что означает аббревиатура «ВАИ»? Вправе ли сотрудники этого ведомства останавливать машины и проверять документы?
ВАИ или Военная автомобильная инспекция является структурным подразделением полиции Министерства обороны. Представители этой службы несут ответственность за безопасность колонн с военной техникой, а также принимают участие в разборе причин ДТП с участием автомобилей, принадлежащих военной структуре.
Сейчас инспекторы ВАИ имеют право останавливать и проверять документы только у водителей военных автомобилей. Но в 2019 году правительство планирует выпустить новый закон, наделяющий ВАИ правами гаишников.
По неподтвержденным данным, представители военной полиции смогут:
останавливать любые автомобили;
проверять документы у гражданских;
фиксировать нарушения на камеру.
Источник изображения: motorpage.ru
Однако ВАИ не сможет выписывать штрафы гражданским водителям. В случае выявления правонарушения доказательная база будет направлена в ГИБДД, где составят протокол и отправят «письмо счастье» на адрес нарушителя.
Правда, в правительстве пока не рассказали о том, как они будут бороться с коррупцией на дорогах. Ведь инспекторы ВАИ получат право проверять документы и обязательно появится повод дать взятку. Если же исключить коррупционную составляющую, то цель нового закона — повышение безопасности дорожного движения и уменьшение количества нарушений ПДД.
История ВАИ в персонифицинированных знаках и эмблемах
29 мая в России отмечают День военного автомобилиста. В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая учебная автомобильная рота. В 1942 году учреждена Военная автомобильная инспекция (ВАИ), которая в тесном сотрудничестве с комендантской службой отвечала за дорожный порядок в местах дислокации и передвижения войск.
В начале XXI века в ВАИ округов стали поступать значки нового дизайна. Однако, и они считались экспериментальными, не имели официального утверждения соответствующими приказами МО. Но это вовсе не означало, что требования инспектора ВАИ, выполняющего обязанности по организации дорожного движения, должны были водителями игнорироваться.
Окончательный дизайн жетона ВАИ стал очень схож с современными знаками ДПС ГИБДД. Он учрежден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июля 2005 г. № 315 «О персонифицированном знаке различия инспектора военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации».
На кожаной подкладке носится знак различия инспектора военной автомобильной инспекции Министерства обороны Российской Федерации меньшего размера.
У ВАИ ВС РФ появилась и своя эмблема, базирующаяся на эмблеме автомобильных войск, к которой были добавлены горящие факелы. С геральдической точки зрения так обозначаются органы управления и в нашем случае в сфере обеспечения безопасности эксплуатации автомобильной техники.
В состав ВАИ Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня входят: ВАИ Министерства обороны Российской Федерации, региональные и территориальные автоинспекции. А гарнизонные ВАИ в настоящее время упразднены.
Советское деление на военные округа тоже кануло в лету: в рамках реорганизации вооруженных сил в 2010 году количество административных округов было сведено до четырех. Теперь бывший СибВО территориально вошел в Центральный военный округ (ЦВО). На территории нашего округа размещена и действует 173 Военная автомобильная инспекция (территориальная).
В 2016 году ВАИ дислоцированные на территории ЦВО получили свою собственную эмблему. Ещё одно кардинальное новшество.
Современная ВАИ в соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2015 № 161″Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»- это органы и подразделения военной полиции.
В соответствии с этим документом, военная автоинспекция предназначена для планирования, строительства, развития системы обеспечения безопасности дорожного движения и реализации государственной политики в этой области в Вооруженных Силах.
Приложение. Положение о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 23.04.2019 N 134
Положение
о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, порядок организации деятельности военной автомобильной инспекции 1 войск национальной гвардии Российской Федерации 2 и полномочия должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии.
2. ВАИ войск национальной гвардии предназначена для обеспечения безопасности дорожного движения в войсках национальной гвардии.
3. В своей деятельности ВАИ войск национальной гвардии руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Росгвардии и настоящим Положением.
II. Задачи ВАИ войск национальной гвардии
4. ВАИ войск национальной гвардии выполняет следующие задачи:
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 34, ст. 4446; 2018, N 43, ст. 6601.
б) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 ;
в) сопровождение с применением автомобилей ВАИ войск национальной гвардии передвижения воинских колонн войск национальной гвардии и транспортных средств войск национальной гвардии, осуществляющих перевозку особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов оборонного назначения;
г) проведение технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ВАИ войск национальной гвардии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 550 «О проведении технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» 2 ;
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3608; 2015, N 24, ст. 3478.
д) регистрация транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования 3 и иных организаций войск национальной гвардии, а также транспортных средств, являющихся опытными (испытательными) образцами военной и специальной техники, изготавливаемыми предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд Росгвардии, на срок проведения испытаний в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» 4 ;
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 17, ст. 1999; 2017, N 42, ст. 6156.
е) организация и проведение в войсках национальной гвардии мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
III. Функции ВАИ войск национальной гвардии
5. ВАИ войск национальной гвардии в целях реализации своих задач осуществляет следующие функции:
а) в отношении поднадзорных управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, выполняющих работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, а также водителей транспортных средств войск национальной гвардии:
проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
анализировать исполнение требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
б) возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 23.77 КоАП;
в) привлечение лиц, не уплативших административный штраф, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 КоАП, в пределах компетенции;
г) реализация дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования;
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 4, ст. 525; 2016, N 49, ст. 6914.
е) проведение технического диагностирования транспортных средств и оформление диагностической карты о прохождении технического осмотра транспортного средства;
ж) постановка на регистрационный учет и снятие с регистрационного учета транспортных средств, внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
з) выдача регистрационных знаков «ТРАНЗИТ», государственных регистрационных знаков и свидетельств о регистрации транспортного средства на транспортные средства территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
и) пропаганда безопасности дорожного движения;
к) учет дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств войск национальной гвардии;
л) разработка проектов правовых актов Росгвардии по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
IV. Организация деятельности ВАИ войск национальной гвардии
6. Руководство деятельностью ВАИ войск национальной гвардии осуществляет ее начальник.
7. Состав ВАИ войск национальной гвардии определяется штатами центрального аппарата Росгвардии, управлений оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, ВООВО войск национальной гвардии и штатными расписаниями территориальных органов Росгвардии.
2 Приказ Росгвардии от 3 декабря 2018 г. N 620 «Об утверждении образца и описания нагрудного знака инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации и образца служебного удостоверения инспектора военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2018 года, регистрационный N 53087).
11. Организация несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется на основании ежегодно издаваемых распоряжений:
12. В распоряжении на несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии указываются:
а) границы районов ответственности;
б) периодичность и порядок проведения инструктажа и подведения итогов несения службы с должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии;
в) состав наряда ВАИ войск национальной гвардии;
г) специальная одежда и экипировка должностных лиц ВАИ войск национальной гвардии при несении службы;
д) формы и способы несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии.
13. Несение службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с ежемесячным графиком несения службы должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии, утвержденным начальником ВАИ, в котором указываются дата, время и место несения службы и подразделения ВАИ войск национальной гвардии (должностные лица ВАИ войск национальной гвардии), заступающие на службу.
15. Контрольные посты ВАИ выставляются в местах интенсивного движения транспортных средств войск национальной гвардии и местах дислокации управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии.
17. В карточке контрольного поста ВАИ указываются:
а) границы района ответственности;
б) пункты дислокации и телефоны управлений оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии, управлений соединений, воинских частей, ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии;
в) места расположения и телефоны медицинских организаций и взаимодействующих органов;
д) аварийно-опасные участки;
е) схема маршрута патрулирования.
18. Контрольные посты ВАИ могут быть подвижными и неподвижными.
19. Остановка транспортных средств войск национальной гвардии осуществляется должностными лицами ВАИ войск национальной гвардии с помощью громкоговорящего устройства или жеста руки, направленной на транспортное средство войск национальной гвардии.
20. Основаниями для остановки транспортных средств войск национальной гвардии являются:
а) нарушение Правил дорожного движения водителем транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления;
в) нахождение транспортного средства войск национальной гвардии в розыске, а также наличие данных об использовании его в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя транспортного средства войск национальной гвардии и (или) его пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, очевидцами которого они являлись;
д) выполнение решений об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя транспортного средства войск национальной гвардии или транспортного средства войск национальной гвардии для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо должностному лицу ВАИ войск национальной гвардии.
21. При необходимости предотвращения или пресечения административного правонарушения, задержания лица по подозрению в его совершении либо в случае непосредственного обнаружения таких событий остановка транспортного средства войск национальной гвардии может быть осуществлена должностным лицом ВАИ войск национальной гвардии независимо от его местонахождения в районе ответственности ВАИ войск национальной гвардии и от времени.
22. Основанием для остановки транспортного средства войск национальной гвардии на контрольных постах ВАИ и маршрутах патрулирования является проверка документов на право пользования и управления транспортным средством войск национальной гвардии, документов на перевозимый им груз.
24. При получении информации о нахождении в транспортном средстве войск национальной гвардии военнослужащих и (или) сотрудников, подозреваемых в совершении преступления, или водитель транспортного средства войск национальной гвардии скрылся с места дорожно-транспортного происшествия, либо своими действиями подвергает опасности жизнь и здоровье других участников дорожного движения, либо не выполняет требования должностного лица ВАИ войск национальной гвардии об остановке, должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии осуществляет преследование этого транспортного средства.
25. Должностное лицо ВАИ войск национальной гвардии оставляет контрольный пост ВАИ только с разрешения или по указанию начальника ВАИ, которому он подчинен по службе, в случае:
а) применения соответствующих мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении водителей транспортных средств войск национальной гвардии;
б) преследования водителей и транспортных средств войск национальной гвардии, совершивших нарушения Правил дорожного движения;
в) оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии, несчастных случаях;
г) охраны места дорожно-транспортного происшествия;
д) принятия мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;