что такое в пятерочке инаут
Разбираемся с «Инаутами» (IN-OUTS).
Наша практика в кругах ритейла и около-ритела показывает, что назрела острая необходимость разобраться с очередным заморским косноязычием. Понятие “Ин-Аут” плотно вошло в наш обиход по причине краткости его произношения.
Наша практика в кругах ритейла и около-ритела показывает, что назрела острая необходимость разобраться с очередным заморским косноязычием. Понятие “Ин-Аут” плотно вошло в наш обиход по причине краткости его произношения. Англиские слова быстро прилипают к ленивому цифровому поколению. Для начала — перевод. В применении к торговле In-Out означает товар вне регулярного ассортимента (дословно “вошел-вышел”), продаваемый ограниченное время. Нам предстоит раскрыть полный смысл этого явления, поскольку за ним прячется целый ворох интересных проблем. Для простоты восприятия представим, что у нас есть ИП Саркисян и мы владеем ларьком возле метро, в постоянном ассортименте которого присутствует 100 СКЮ. Наш продавец и закупщик Армен самостоятельно сформировал матрицу из 100 СКЮ, имея опыт работы в оптовой торговле более 20-ти лет. Представим, что Армен обладает приемлемым уровнем знаний в закупке и продаже товара — выше среднего. Матрицу он сформировал грамотно — в пределах своего города, в котором находится ларёк (т.е. продажи и доход нас устраивают). Армен также самостоятельно делает Промо в разумных пределах методом перекладывания товаров поближе к кассе и снабжения их жёлтым ценником. Допустим, доля Промо составляет 20% оборота, и не представляет для нас проблемы в плане доходности. Всё идёт хорошо, но в какой-то момент мы перепродаём этот бизнес вместе с ларьком и Арменом другим хозяевам. Другие хозяева больше времени проводят за границей, и посещают нашего Армена регулярно от раза к разу с целью проверки и раздачи ценных указаний. Через непродолжительное время перед Арменом возникают два вопроса, сформулированные новыми хозяевами примерно следующим образом (формулировка аутентична в каждом слове), — “Нам тут говорят, что ассортимент не очень, и с такого бизнеса зарабатывать можно больше. Давай-ка ты переработай ассортимент в плане интересности и большей доходности. Через месяц покажешь.” Уже на этом этапе имеем сбой в системе, инициированный сверху. Это важно, поскольку все системные проблемы всегда идут сверху. В этом сбое 2 непобедимых фактора, носителями которых всегда являются либо владельцы бизнеса, либо топ-менеджеры.
Первый — это смещение доверия в сторону мнений таких же космонавтов, как и они сами. При вращении в этом кругу, “гениальные идеи” живут в ускоренном времени, и возможность их воплощения в жизнь всегда представляется значительно более реальной, чем есть на самом деле. Поэтому любого мало-мальского посыла от “друзей-атлантов” типа — “Вчера в Париже пил отличное вино, — че, вы его привезти не можете, что ли? Вот у меня тут у Васи есть своя дистрибьюторская компания — он за 3 дня всё привезёт” — достаточно чтобы создать проблему. Наш Армен “попал”, — ему надо найти это “классное французское вино”, поставить его на полку, и перебрать ассортимент в плане повышения доходности. Армен тратит большую часть времени на обзвон поставщиков и поиски вина. Его текущие бизнес-процессы начинают давать сбой. Поскольку Армен уже не успевает качественно спрогнозировать заказ, принять товар, разложить на полку, развесить ценники и следить за кассиром и пацаном, который помогает по мелким делам. У Армена падают продажи, растут списания (с непонятной классификацией), и падает доходность. Тем не менее, приказ есть приказ, и Армен летит на выставку во Францию за этим вином, находит его, и начинает долгую процедуру организации его доставки до ларька.
Второй фактор, который всегда бьёт вдогонку первому, — если “друзья-атланты” высказали “гениальную идею”, а в нашем бизнесе её не наблюдается, то у наших владельцев и топов возникает ощущение, что мы недорабатываем. Ведь можно лучше, больше, прибыльней и круче — прям как на “успешных примерах” наших знакомых. На этой стадии летят советы типа “Че ты этого Армена держишь, — он даже в винах не разбирается! Вот у моей жены сестра — знатная сомелье, жила во Франции 5 лет, и к тому же знает финансы, а у тебя, похоже, проблемы с доходностью. Вина можно дороже продавать”. Предположим, что наш Армен не уволен сразу на этом этапе, а имеет нелицеприятный разговор по поводу качества высокого сегмента матрицы и малой доходности. Армен теперь находится под психологическим страхом увольнения и обычные дела у него получаются ещё хуже. Но тем не менее, он привозит это вино, а также ещё парочку на всякий случай, чтобы не промахнуться. И вот тут начинается опера с “инаутами”.
Что делать нашему Армену, если его матрица продаётся хорошо вся без исключения в соответствии с конкретными категориями. Куда поставить это гребаное вино? Убрать из ларька 1 скю грузинского вина за 300 рублей и поставить новое французское за 1500? Слишком рискованно. Убрать спички, один из трёх видов хлеба или, наконец, самый относительно плохо продающийся вкус жвачки? Но за жвачку поставщик платит фиксированные деньги за размещение на кассе. Уберёшь спички — не привезут и зажигалки, — такое условие у поставщика. Убрать 1 вид хлеба — и не будут бесплатно менять чёрствый хлеб на новый каждые 2 дня, — иначе поставщику не выгодно. За что не возьмись — одно тянет другое по цепочке. Чтобы делать такие кульбиты с изменениями при одновременном анализе доходности каждого скю в динамике, Армену нужно ещё пару работников, знающих эксель, для того чтобы очень быстро пересматривать параметры всех 100 скю при изменении одного. И в конце концов, наш многострадальный Армен приходит к единственно правильному и оптимальному решению в этой ситуации — он ставит 3 скю вина сверх возможного полочного пространства. Ставит одно, которое просили, и ещё 2 похожих, на всякий случай. Ничего страшного, что они немного закрывают собой бутылки с грузинским вином, которое часто покупают (спросят, даже если не увидят, ведь оно популярное), ведь объем партии ограничен — посмотрим как продастся. Обводим эту картину маслом в рамочку и наблюдаем классическое зарождение “инаута” в нашем маленьком ларьке.
Что происходит дальше? Вино, конечно же, не продаётся, поскольку его знают и пьют только люди с доходом от 10 млн рублей в год, и в его “неповторимом вкусовом оттенке” разбираются только люди, проживающие на солнечном побережье Франции. На этом этапе включается вторая стадия проникновения “инаута” в систему. Поскольку наш Армен понимает, что с такой ценой он от этого вина не избавится — он ставит его ближе к кассе с жёлтым ценником и снижает цену до 999 рублей. Это называется “инаут” попал в Промо. Народ всё равно не понимает, зачем нужно вино по 999, если есть вино по 300, и на вкус не сильно отличается, когда заедать Дошираком. В итоге цену приходится опускать до 299 и объяснять покупателям — “Берите, берите — оно дешёвое не потому, что плохое, просто не очень известное, и привкус у него доселе не испробован в нашем заводском районе”.
Мы описали схему классического появления “инаутов”, которая работает в 90% случаев. Возможны следующие основные вариации:
Необходимо сказать, что “инаутами” не являются товары сезонного ассортимента. И путать это нельзя, поскольку в пылу борьбы с “инаутами”, можно не заметить и чисто процедурно побороть новогодние подарки или арбузы. Отключить им случайно логистические цепочки поставок например.
“Инаут” — это товар вне регулярной ассортиментной матрицы, заведённый с экспериментальными целями по разным причинам, без точного понимания на момент ввода его дальнейшей вероятности постоянного присутствия в матрице, как органичной части ценовых или ассортиментных сегментов. Говоря по-народному, товар без определённой идеологической и экономической основы. При падении качества “категорийного менеджмента”, такие товары с лёгкой руки бестолкового баера могут попадать в постоянную матрицу. Поэтому идеологическая граница между инаутом и некачественной постоянной матрицей достаточно условна. Но это уже совсем другой разговор.
Напоследок скажем, что при правильной организации торгового и закупочного дела никакого понятия “инаут” существовать не может. Это все признаки ментального блуда. Или ты знаешь, что тебе нужно для успешной торговли, или ты не знаешь, что тебе нужно. Или ты заводишь СКЮ в ассортимент, который априори постоянный, включая сезонный, или ты не заводишь его. Понятие “я попробую, и вот тогда…” — здесь совершенно неприменимо. Или ты регулярно спишь с супругом, или ещё забегаешь налево на пару часов. Что тут пробовать?! По-нашему, тут всё ясно. Жить можно и так и так, но правильный способ только один.
In-Out в торговле: проблемы толкования
Большинство терминов, которыми в России оперируют специалисты ритейла, заимствованы из английского языка. Как правило, при употреблении иностранных слов, давно вошедших в профессиональный обиход, разночтений не возникает, чего нельзя сказать о понятиях-новичках. Показателен в этом плане термин «In-Out».
Дословно In-Out переводится как «вход-выход». Представители ритейла применяют этот термин по отношению к товарам, которые вошли в ассортиментную матрицу торговой сети или магазина, а через непродолжительное время были выведены из нее.
Проблема в том, что войти в матрицу и выйти из нее продукт может по разным причинам. И поэтому возникают вопросы, что же на самом деле следует называть термином «ин-аут» и не является ли он просто новым названием старых явлений.
1. Товары сезонного спроса
Одно из определений термина In-Out гласит, что это товар вне регулярного ассортимента, продаваемый ограниченное время. Под это понятие подходят товары сезонного спроса, из-за чего часть специалистов стали именовать их ин-аутами.
2. Тестовые продажи
Попасть на полку к топовым ритейлерам – задача не из простых. Производителю или дистрибьютору после продолжительных переговоров могут разрешить начать тестовые продажи одного продукта или нескольких позиций. Значит, в течение нескольких месяцев эти товары должны будут показать хорошие продажи. В противном случае – после ввода в ассортимент неминуемо последует вывод неинтересных потребителю позиций из матрицы.
Вот эти два действия – in и последовавший за ним out – позволили ряду специалистов причислить тестовые продажи к ин-ауту. Однако очевидно, что при тестовых продажах цель поставщика – задержаться на полке и остаться в матрице, а не наоборот.
3. Маркетинговые акции
Ряд специалистов предлагает считать ин-аутами товары, реализуемые в ходе маркетинговой промоакции, которая направлена на ускорение их оборачиваемости (возможно, со значительной скидкой до 50%). В этом случае товар закупается в определенном объеме и после реализации этого количества автоматически выводится из ассортиментной матрицы.
Также позиции могут закупаться на определенный срок, после которого поставки прекращаются и реализуются только остатки. При этом маркетологи предлагают использовать такую схему In-Out в промоутировании сезонного ассортимента и новинок, что возвращает нас к двум вышеперечисленным пунктам.
Пожалуй, кроме товаров сезонного спроса сложно представить категорию, которую ритейлеры бы вводили в матрицу, заранее зная, что она будет выведена. Цель ритейлера и поставщиков – получить прибыль, а не устраивать чехарду на полочном пространстве. Получается, что при правильной организации закупок и торговли понятия «ин-аут» существовать не может.
«Пятерочка» автоматизирует управление доступностью товаров
Система прогнозирует вероятность продажи товаров с точностью до часа.
Источник: «Пятерочка»
Торговая сеть «Пятерочка» внедряет новую автоматизированную систему управления товарной представленностью. Пилот проводился на базе 600 магазинов сети в разных регионах и был направлен на увеличение товарной доступности, повышение розничного товарооборота и экономию ресурсов на администрирование процессов. Проект является одним из элементов масштабной цифровой трансформации «Пятерочки».
Система работает на основе чековой аналитики за последние шесть месяцев: автоматически прогнозирует вероятность продажи товаров с точностью до часа и информирует при выявлении отклонений. Так, если товар с большой вероятностью уже должен был быть реализован, но числится на остатках, то система формирует сигнал, который транслируется в конкретный магазин. Информация обрабатывается администрацией магазина: сотрудники перепроверяют ситуацию и оперативно решают ее. Например: дополнительно выставляют товар на полку, проверяют ценники или актуализируют данные по остаткам. При этом для пользователей системы также работает портал поддержки, который позволяет сопровождать их на всех этапах — от проверки до устранения проблемы.
Ранее управление товарной доступностью осуществлялось в ручном режиме — непосредственно ответственными сотрудниками конкретных магазинов торговой сети. Внедрение автоматизированной системы управления товарной доступностью направлено на повышение доступности товаров и позволяет разгрузить сотрудников магазина. В ходе пилота рост доступности топовых товаров составил порядка 1%, ресурсная потребность на администрирование процессов сократилась на 0,83%.
Сейчас система анализирует весь ассортимент, формируя оповещения в среднем по 60 PLU (код идентификации товара) в день — по наиболее вероятным кейсам. В планах расширить каналы коммуникации для удобства сотрудников и увеличения скорости реагирования. До конца года решение планируется масштабировать на всю сеть.
Ранее «Пятерочка» запустила пилот по продаже мелкой бытовой техники.
Метод ФИФО (FIFO) в торговле и складском учете
Метод FIFO, основная информация
При использовании обычного метода, бухгалтером не производятся допущения, а лишь учитываются объемы 1-ых, 2-ых, 3-их и так далее поступлений, которые израсходовали в процессе производственной деятельности. Итог: сложности в расчете и остатки за прошедший месячный, либо другой период отчета из 1-ой партии с одной стоимостью и из 2-ой с отличающейся ценой.
Преимущества принципа ФИФО
У данного метода имеются свои положительные свойства или плюсы:
Недостатки принципа ФИФО
Кроме положительных свойств, метод обладает также и минусами, к ним можно отнести:
ФИФО обязательно учитывают в процессе финансового планирования и разработки ведения политики предприятия на последующие периоды.
Способы расчета себестоимости по принципу FIFO
FIFO является самым часто встречаемым способом рассчитывания стоимости, за основу берется принцип очередности. Как говорилось выше, в начале списывают материалы, поставленные первыми, отсюда и строится аббревиатура. Исключительными считают случаи, именуемые допущением, при которых важнее сроки годности, а не более раннее время проставления товаров. Таким образом, стоимость ресурсов, проданных в первую очередь высчитывается по показателям цен оставшихся продуктов из наиболее ранней поставки. При количественном исчерпывании происходит списывание ТМЦ по другой стоимости – следующая поставка и далее также.
Подробнее механизм расчета себестоимости по FIFO можно рассмотреть на следующем примере:
Магазин музыкальных инструментов ведет продажу гитар. Имеется 20 гитар по 10 000 рублей и последующие поставки в две партии по 30 гитар – первая за 9500 рублей, вторая за 9000 рублей. Продано 70 гитар по 15000 рублей. Расчет прибыли.
В начале списываются 20 гитар по 10000 рублей = 200000 рублей. Затем – 30 гитар по 9500 рублей = 285000 рублей. Осталось 20 гитар по 9000 рублей = 180000 рублей.
60 Х 15000 – (200000+285000+180000) = 235000 (рублей).
Этот показатель обычно меньше показателя средней стоимости, поэтому и сумма налога на прибыль значительно ниже.
Метод списания по принципу FIFO
Согласно законодательству, можно производить списывание денежных средств на затраты в процессе их выбывания несколькими способами. Давайте рассмотрим все для лучшего понимания. По «Учету материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) бухучет может использовать несколько методик:
Методику ФИФО часто именуют конвейерным способом, то есть выбывает тот товар, что поступил первоначально.
Списание по ФИФО производится по прежней схеме, а именно, выбывание однородных запасов производится последовательно, в очередности их поступления на склады. Поэтому, товары из следующих поступлений не выводят, пока в полной мере не израсходуют ранее поступившие.
Метод ФИФО предполагает списывание на хознужды или для производства по стоимости МПЗ по факту, которые поступили 1-ми по очередности. Следовательно, себестоимость товаров из запаса, которые поступили позднее и не израсходовались, включают в цену остаточных товаров при конечном периоде.
Автоматизация складской логистики в 1С
Метод ФИФО в 1С УТ
При этом размеры и цены на остаток продуктов выстраивают в очередность: от крайней партии, потому что, следуя логике ФИФО, первоначально поступившие товары уже списали.
Далее определяют объемы выбывших товаров со склада в течение месяца. Определяют цену поступивших товаров, учитывая цену начальных товаров из остатка, потом из этого показателя вычитают цену остаточных товаров в конце месяца, которую вычислили по принципу FIFO. Этот показатель является стоимостью списания месячной продукции.
Также используются следующие формулы:
Метод ФИФО в WMS системе
Система-WMS помогает решать задачи по управлению складских помещений и производит автоматизацию операций по складам.
Основные функции WMS:
Одним из методов, которым пользуется рассматриваемая система, является ФИФО.
Согласно этому методу, сначала отгружается товар из первой партии, затем последующие, таким образом, открытие доступа к первым категориям из списка происходит после анализа всех последующих товаров. Этот принцип работает и касательно клиентов, то есть обслуживают клиента, подошедшего ранее других.
Как и зачем «Пятёрочка» помогает искать пропавших людей
Ежегодно в России, по данным МВД, пропадает не менее 120 тыс. человек. К сожалению, не всех из них удается быстро найти и вернуть домой — многих ищут месяцами и даже годами. Иногда поиски заканчиваются трагедией, но этого можно избежать, если создать специальные пункты, куда каждый, кто потерялся, дезориентирован и растерян, сможет обратиться за помощью.
Предпосылки и мотивация
Долгое время волонтеры «ЛизаАлерт» искали пропавших людей по горячим следам, опрашивая очевидцев, заходя в магазины, аптеки и кафе в надежде, что тот, кого они ищут, был там, и его смогут опознать. И таких случаев, действительно, было много. Дезориентированные люди заходили в «Пятерочку», грелись, осматривались. Но сотрудникам торговой точки не всегда удавалось распознать в растерянном человеке того, кому действительно нужна помощь. А даже если и удавалось, никто не знал, как именно ему помочь. Человек уходил из магазина, постояв там какое-то время, а волонтеры были вынуждены продолжать его поиски, снова «идти по пятам».
Подготовка и первые шаги
С ростом количества обращений в «Пятерочку» насчет пропавших без вести людей стало очевидно, что нужно системное решение, которое помогло бы возвращать их домой даже до начала городских поисков. Важно было решить как минимум две задачи:
Идея «ЛизаАлерт» о сотрудничестве торговой сети и волонтерской организации быстро нашла отклик в компании. В «Пятерочке» понимали, что благодаря масштабной географии и высокому уровню узнаваемости бренда, можно помочь тысячам людей по всей стране снова вернуться домой, где ждут и волнуются их семьи. Так и родилась идея создания «Островков безопасности» — уникального по своей сути проекта.
«Островок безопасности» представляет собой специальную зону в магазине, оборудованную отличительным знаком в виде оранжевого геолокационного пина, который является ориентиром для всех потерявшихся людей. Зайдя в магазин, заблудившийся человек может обратиться к сотруднику магазина или дождаться, пока ему предложат помощь.
Потеряться может любой. Хотя зачастую люди думают, что это что-то далекое и не важное, что-то не из их жизни, что никогда их не коснется. Конечно, в первую очередь в зоне риска дети, люди с ментальными заболеваниями и пожилые люди с деменцией. Но бывает так, что у ментально здорового пожилого человека страдает память, например, на фоне сильного повышения температуры. Бывают последствия травм, дезориентация в пространстве на фоне высокого или, наоборот, критически низкого давления. И в каждом из этих случаев человеку можно и нужно помочь. С момента начала работы «Островков» насчитывается немало случаев, когда человек оказывался там в критическом состоянии, и если бы не было этого проекта, его история могла бы закончиться трагично.
Реализация
Человек может попасть на «Островок безопасности» несколькими способами. Первый — самый простой и очевидный — прийти в магазин самостоятельно, подойти к специальной зоне и попросить сотрудника магазина помочь ему. Второй — дезориентированного человека приводят в «Пятерочку» прохожие, которые знают о проекте, и передают потерявшегося сотрудникам магазина. И третий — самый сложный, но и самый распространенный — человек сам не осознает, что ему нужна помощь, приходит в магазин погреться или потому что проголодался, но не обращается к сотрудникам. В этом случае от директора магазина требуется не просто связаться с «Центром поиска пропавших людей», но сначала понять, правда ли человек потерялся, не бездомный ли он, требуется ли искать его родственников.
Все сотрудники торговой сети прошли полное обучение и четко знают, как вести себя при обнаружении потерявшегося человека, как оказывать ему помощь, как разговорить и выяснить, что с ним произошло, а главное — как понять, что перед вами человек, которому в эту минуту нужна ваша помощь. Существует несколько признаков, в том числе и внешних, которые отличают дезориентированного человека от, например, бездомного, которому тоже, безусловно, нужна помощь, но уже другая. Проблемы с памятью можно выявить, задав простые вопросы. Часто случается, когда пожилой человек сообщает, что ему 20 лет. Прояснить ситуацию помогают тщательные расспросы. История человека может казаться очень складной, но на деле оказаться выдумкой, с верой в которую он живет.
После того, как на «Островок» попадает потерявшийся человек, ответственный сотрудник магазина связывается с «Центром поиска пропавших людей» по горячей линии, выделенной специально для проекта. По сути, именно специалисты «ЦППЛ» полностью курируют процесс возвращения потерявшегося человека домой, «ведут ситуацию». С позиции профессионалов они оценивают действия сотрудников и состояние найденного человека, опрашивают всех участников, принимают решение о вызове волонтеров «ЛизаАлерт», скорой помощи или полиции.
После обращения в «ЦППЛ» сигнал передается в «ЛизаАлерт». В рамках этого проекта волонтеры не ищут пропавших людей, они работают с найденными и дезориентированными, и помогают вернуть их домой. На месте волонтеры устанавливают личность, место проживания, оперативно ищут родных. Иногда волонтеры сопровождают человека домой и дают рекомендации родственникам, как можно избежать таких ситуаций в будущем.
Самое сложное и для сотрудников магазина, и для волонтеров — это осознать, что после возвращения человека домой, они уже не смогут ему помочь. Если пожилой человек живет один и страдает проблемами с памятью, такая ситуация может повториться вновь, и чаще всего, действительно, повторяется. Именно поэтому так важно, чтобы «Островков безопасности» становилось все больше.
Результаты
«Пятерочка» стала первой российской торговой сетью, которая начала сотрудничать с «ЛизаАлерт» и принимать активное участие в возвращении потерявшихся людей домой. «Островки безопасности» заработали весной 2019 года в тестовом режиме. Специальные зоны сначала появились в более чем 2,6 тыс. магазинах «Пятерочка» в Москве и Подмосковье, а уже к концу года открылись во всех регионах присутствия торговой сети.
За первые пять месяцев с момента запуска пилота помощь была оказана 118 людям, 13 из которых были госпитализированы в тяжелом состоянии. Стало очевидно, что проект работает и оказывает реальную помощь обществу, и он был масштабирован на все регионы присутствия «Пятерочки».
В 2020 году «Островки безопасности» помогли вернуться домой еще 987 людям, среди которых было 76 детей. А с момента запуска и по сегодняшний день это уже более 1,4 тыс. найденных.
Планы и перспективы
«О проекте знают, и это помогает. Неравнодушные прохожие приводят найденных на улице людей на «Островки», где им оказывается помощь. Родители рассказывают детям, что в случае, если они потеряются, нужно всего лишь найти ближайшую «Пятерочку», и все будет хорошо. И это работает. Дети действительно приходят к нам, потому что знают, что тут помогут», — рассказывает директор по маркетингу торговой сети «Пятерочка» Михаил Ярцев.
Глобальная цель проекта — чтобы все знали об «Островках», а сам проект «вышел за пределы магазина», стал доступнее. Это позволило бы не просто помочь тысячам людей снова встретиться со своей семьей, а избежать 20% случаев от общего числа городских пропаж. Вслед за «Пятерочкой» к проекту стали присоединяться и другие ретейлеры, и это внушает оптимизм, что у нас в стране будет теряться как можно меньше людей.
«Пятерочка» — крупнейшая в России торговая сеть формата «магазин у дома», входит в X5 Retail Group, ведущую продуктовую розничную компанию России. На сегодняшний день в стране работают более 16,7 тыс. магазинов в 66 регионах. Доля сети в чистой розничной выручке Х5 в 2020 году составила 81%.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.