Что такое антитеза (противопоставление) в русском языке
Что такое антитеза
Приём противопоставления относится к синтаксическим выразительным средствам и основывается на соотнесении контрастных образов, событий. Антитеза использует антонимы, но создаёт контраст на уровне не слов и словосочетаний, а предложений, абзацев, крупных отрывков текста.
Использование антонимов прослеживается на примере народных пословиц:
В последнем варианте представлены сразу две пары слов противоположного значения: под силу – невмочь, со смехом – со слезами. Это пример сложной антитезы.
Художественная литература использует эту стилистическую фигуру с античных времён в качестве базы для построения сюжета частей, глав, произведения целиком. Наглядный пример антитезы из художественной литературы – рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Две части произведения, одна из которых описывает события на балу, а вторая – после его завершения, контрастируют друг с другом. Сталкиваются в сознании главного героя, а с ним и читателя действия полковника, то галантно ведущего красавицу-дочь в танце, то жёстко руководящего наказанием беглого солдата. Контрастны танцевальные, лёгкие звуки мазурки в первой части и режущие слух барабан и флейта, сопровождающие наказание беглеца. Противопоставлена цветовая окраска событий: белый цвет преобладает в облике Вареньки, чёрный и красный создают картину наказания. Противоположно душевное состояние рассказчика: восторг на балу и стыд во время проведения «сквозь строй» виновного. Меняется даже его отношение к дочери полковника: романтическая влюблённость не превращается, правда, в ненависть, но сходит на нет после увиденного. При этом антитезой становится любовь и её отсутствие.
Виды антитезы
Анализ применения приёма в рассказе Л.Н. Толстого выявляет разнообразие объектов, на которых реализуется антитеза в литературе. Варианты противопоставлений, используемых в художественных произведениях, представлены в таблице.
Объекты противопоставления
Примеры
Два одушевлённых персонажа, образа. В литературоведении носят название антагонистов.
Ариэль и Калибан (В. Шекспир, «Буря») Иван и Чудо-Юдо (русская сказка «Бой на Калиновом мосту»)
Неодушевлённые и отвлечённые объекты: состояния, явления, предметы.
Лето и зима (И. Крылов, «Стрекоза и муравей») Морская вода и железнодорожные рельсы (Песня «Как провожают пароходы» на стихи К. Ваншенкина)
Качества одного и того же одушевлённого или неодушевлённого объекта.
Красивая внешность и эгоизм героя (О. Уайльд, «Мальчик-звезда») Онегин до дуэли и путешествия и после (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Свойства, качества двух объектов.
Живость Ольги и задумчивость Татьяны (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин») Официальность, отстранённость обращения на «вы» и дружеская сердечность обращения на «ты» (А. С. Пушкин, «Ты и вы»)
Отличия антитезы от похожих приемов
В русском языке применяются выразительные средства, сходные с антитезой в использовании контрастных понятий. Отличают их особенности построения.
Шумный, суматошный день завершился. Наступила тихая ночь.
Просто всю жизнь мечтал работать в праздники!
Определения доказывают, что смысловое противопоставление для остальных трёх конструкций нехарактерно, а речевые единицы, в пределах которых происходит их реализация, ограничиваются словом и словосочетанием.
Антитезы по составу делятся на простые и сложные. Последние включают не одну пару антонимов. Также к сложным относятся варианты, распространённые на объёмный фрагмент текста и комбинирующиеся с другими выразительными средствами. Например, название рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» представляет собой пример первой разновидности. Сам рассказ, основанный на сопоставлении вида и характеров двух людей и поведения одного из них до того момента, как он узнал чин собеседника, и после, иллюстрирует вторую.
Антитеза – сильный художественный приём, но возможности его раскрываются при корректном использовании в сочетании с богатым спектром остальных средств художественной выразительности.
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:
И мира нет — и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю; Мной не хотят владеть, а гнёт суров; Амур не губит и не рвёт оков; И жизни нет конца и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю; И жажду гибели — спасти молю; Себе постыл — и всех других люблю; Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.
Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.:
То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник…
Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:
Наша сила — правда, ваша — лаврьи звоны. Ваша — дым кадильный, наша — фабрик дым. Ваша мощь — червонец, наша — стяг червонный. Мы возьмём, займём и победим.
Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить:
Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
Кто был никем, тот станет всем!
Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.
В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни»:
У людей-то для щей — с солонинкою чан, А у нас-то во щах — таракан, таракан! У людей кумовья — ребятишек дарят, А у нас кумовья наш же хлеб приедят! У людей на уме — погутарить с кумой, А у нас на уме — не пойти бы с сумой?
В качестве примера использования антитезы в современной поэзии приведём восьмистишие Айдына Ханмагомедова:
Вновь пернатый вожак заскучает о лете и, скликая, поднимет подруг. Словно двух разобщённых родителей дети, то на север они, то на юг. Им, наверное, нравится жизнь кочевая, раз ни там не сидится, ни здесь. Словно есть на земле и чужбина родная, и чужбинная родина есть.
Константин Кинчев (Мы держим путь в сторону леса):
Твой символ — роза ветров, Мой — ржавый гвоздь. Но ради бога давай не выяснять, Кто из нас гость.
Антитеза — (греч. αντιθεσις противоположение) один из приемов стилистики (см. Фигуры), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: «Кто был ничем, тот станет всем» … Литературная энциклопедия
Антитеза — АНТИТЕЗА (греч. Αντιθεσις, противоположение) фигура (см.) состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или… … Словарь литературных терминов
АНТИТЕЗА — (греч. antithesis, от anti против, и thesis положение). 1) риторическая фигура, заключающаяся в помещении рядом двух противоположных, но связанных общей точкой зрения, мыслей для придания им большей силы и живости, напр., в мирное время сын… … Словарь иностранных слов русского языка
антитеза — противоположение, противоположность, противопоставление, контраст, сопоставление. Ant. теза Словарь русских синонимов. антитеза см. противоположность 2 Словарь синонимов русского языка. Практический спра … Словарь синонимов
АНТИТЕЗА — [тэ], антитезы, жен. (греч. antithesis) (книжн.). 1. Противоположение, противоположность. || Сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения (лит.). 2. То же, что антитезис (филос.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
АНТИТЕЗА — [тэ ], ы, жен. 1. Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий (спец.). Поэтическая а. «лёд и пламень» в «Евгении Онегине». 2. перен. Противопоставление, противоположность (книжн.). А.… … Толковый словарь Ожегова
АНТИТЕЗА — жен. или антитез муж., греч., ритор. противоположность, противоположение, напр.: был полковник стал покойник. Великий человек на малые дела. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Goldbusinessnet.com. Для того, чтобы в литературное произведение или ораторскую речь добавить горстку уникальности, выразительности и яркости, существует немало стилистических приемов, один из которых носит название антитеза, который применяется в том числе и в русском языке, причем, весьма эффективно.
Если говопить кратко, то этот художественный прием позволяет в явной форме противопоставить две противоположности. Немудрено, что подобная образная фигура часто использовалась ранее и применяется по сей день писателями и поэтами, то есть, людьми творческими.
Однако, благодаря способности антитезы мгновенно захватывать внимание окружающих, этот прием часто встречается в политике и рекламной деятельности. Обо всем об этом и поговорим, естественно, в совокупности с сочными и яркими примерами.
Что такое антитеза? Определение термина
Начнем, как всегда, с определения термина, который имеет древнегреческие корни, в латинском написании выглядит как «antithesis» и переводится на русский как «противопоставление». Таким образом, синонимом этого понятия можно вполне считать слово «противоположение».
Антитеза — это стилистический прием (или фигура), который основан на намеренном контрастном противопоставлении прямо противоположных понятий, связанных между собой общей темой либо наполненных общим внутренним содержанием.
В качестве составляющих антитезы в простых вариантах используются антонимы (слова одной и той же части речи, но с противоположным смыслом). При этом объектами могут быть абсолютно любые термины, отражающие свойства предметов, черты характера, внутреннее состояние и поведение людей, их мысли, явления природы, события и т.д. Несколько наглядных примеров:
Если такие несложные противопоставления применить в контексте какого-нибудь литературного произведения, конкретного текста либо речи, то они станут полноправными антитезами.
К слову, антитезу зачастую путают с другой стилистической фигурой под наименованием«оксюморон», которая также базируется на игре с противоположностями. Их принципиальное отличие состоит в том, что в первом случае происходит явное противостояние противоположных понятий, а во втором наличествует попытка их соединения для получения уникальной фразы. Нужны примеры? Пожалуйста: «огонь и вода» — это антитеза, а «огненная вода» — оксюморон.
Оба этих приема стилистики, как я уже отметил, полновесно работают лишь в том случае, если грамотно вкраплены в текст или речь, с которыми неразрывно связаны, иначе словосочетания будут выглядеть либо несуразностью, либо обычным, ни к чему не относящимся выражением.
Прежде чем перейти к следующему разделу повествования, приведу еще несколько примеров из недр народной мудрости, где антитеза определяет суть пословиц и поговорок на русском языке:
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Мягко стелет, да жестко спать. Умный научит, дурак наскучит. Ученье — свет, а неученье — тьма. Богатый в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Ну а теперь сделаем следующий шаг от простого к сложному и рассмотрим творения классической литературы, в которых антитеза играет чуть ли не определяющую роль.
Примеры антитезы из художественной литературы
Итак, как мы выяснили, наибольшее распространение рассматриваемый сегодня художественный прием получил в литературной среде. Его уже давно начали применять русские и зарубежные классики. Антитеза используется в названиях многих произведений.
Война и мир (Л.Н.Толстой) Преступление и наказание (Ф.М.Достоевский) Отцы и дети (И.С.Тургенев) Толстый и тонкий (А.П.Чехов) Волки и овцы (А.Н.Островский) Живые и мертвые (К.Симонов) Принц и нищий (М.Твен) Что такое хорошо и что такое плохо (В.Маяковский) День и ночь (Ф.И.Тютчев)
В этих творениях гениальных авторов полностью раскрыта тема соответственно их названию и в каждом случае антитеза красной нитью проходит через их содержание. То есть, такие заглавия этим произведениям даны отнюдь не просто для привлечения внимания читателей (впрочем, это и так понятно, потому данную ремарку считайте необязательным дополнением).
Необходимо иметь ввиду, что антитеза в художественной литературе может проявляться как в явной, так и в скрытой форме. Представленные выше заголовки произведений являются как раз примером явного противопоставления с помощью присутствующих там антонимов. А скрытое обычно выражено не одной фразой, а целыми текстовыми фрагментами, и в этом случае антитезу можно обнаружить, лишь окунувшись в содержание и проанализировав характеры персонажей, их поступки, описываемые события и т.п.
Кроме этого, явное противопоставление бывает простым (с применением пары слов-антонимов) и сложным (когда их присутствует сразу несколько):
В общем, различного рода разновидностей антитез в литературе встречается немало, однако, все они выполняют задачу наполнения романов, повестей, рассказов, стихов ярким содержимым.
Из прозы
Возьмем в качестве основных примеров два произведения из творчества величайшего русского классика Л.Н. Толстого: его эпический роман «Война и мир», а также рассказ «После бала», где использован прием антитезы, который во многом играет определяющую роль.
В романе «Война и мир» Толстой сумел раскрыть все разнообразие обоих присутствующих в антитезе понятий: непонимание, неприязнь, склоки между отдельными людьми и вражда между целыми государствами, с одной стороны; спокойствие в душе отдельного человека, семейное счастье, единение с природой, мир между всеми народами, с другой.
На основе противопоставления автор описывает черты характера отдельных героев (Элен, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова), их мироощущения и взгляды на жизнь, а также мирные сцены и военные баталии, в которых участвуют массы людей.
Рассказ «После бала» не имеет антитезы в заглавии, хотя его содержание также построено на принципе контрастности образов героев и происходящих событий.
Вот некоторые противопоставления, которые были использованы в рассказе «После бала»:
В «Преступлении и наказании» Достоевский также использует принцип антитезы, но здесь в названии произведения заложено противодействие двух диаметрально противоположных терминов не в узком юридическом, а в гораздо более широком смысле. То же самое касается и героев. До преступления тот же Раскольников вызывал скорее симпатию, тогда как после совершения злодеяния на него был наложен негативный образ убийцы.
Из поэзии
В поэзии стиль, в котором проявляется антитеза, несколько другой. Здесь противостояние чаще выражается не в заглавии, а в содержании, причем оно проявляется в более открытом виде. Ярким примером может служить отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где вот так выражено противостояние главного героя и Ленского:
Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
Теперь обратимся к творчеству М.Ю. Лермонтова, чье стихотворение «Ангел» можно считать примером использования скрытой антитезы в поэзии:
Здесь в эпицентре внимания песня ангела, в которой восхваляется все небесное в противовес земному. Последние строки едвусмысленно это подтверждают.
Вот еще несколько примеров применения антитезы в стихотворениях:
Примеры антитезы в политике, рекламе и СМИ
Благодаря тому, что явная антитеза резко бросается в глаза и способна сфокусировать на себе внимание окружающих, именно такой тип противопоставления нашел себе приверженцев в сфере политики, рекламной и маркетинговой деятельности, а также средствах массовой информации.
В политической среде главными средствами отражения приема антитезы являются лозунги и воззвания, самые известные из которых, наверное, относятся к революционным временам. Вот, например, популярный лозунг времен Великой Французской Революции 1789 года:
Или возьмем Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию 1917 года, когда подобных высказываний тоже было немало. Думаю, представители старшего поколения хорошо помнят известную цитату из «Интернационала»:
Кто был никем, тот станет всем!
Или же из Манифеста Коммунистической Партии:
Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
Совершенно очевидно, что противопоставления манят глаз, поэтому они достаточно эффективны при разработке рекламных объявлений и видеороликов. При каждом удобном случае в нашей жизни можно увидеть или услышать популярные слоганы:
Современная эпоха не оставляет человеку достаточно свободного времени. Поэтому современные люди при чтении новостей, неважно, какой носитель при этом используется (электронный или бумажный), вначале пробегают глазами заглавия в поисках интересной изюминки.
Естественно, средства массовой информации (СМИ) учитывают такую особенность читателей и используют разнообразные варианты уникальных привлекательных заголовков. Одним из самых эффективных способов сделать их таковыми как раз и является антитеза. Судите сами, насколько хорошо это работает по ниже следующим заголовкам статей популярных изданий:
На поляков не подействовал немецкий кнут и брюссельский пряник Свобода или неволя? Как нищий стал богатым Несчастливая история со счастливым концом Красавица и чудовище. История одной катастрофы
Ну и в завершение посмотрите обобщающее видео, в котором еще раз оцените силу антитезы как одного из самых эффективных средств для привлечения потенциальных читателей:
Антитеза — это сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.
Узнаем, что такое антитеза в литературе, какими способами она создается и для чего используется в произведениях художественной литературы.
В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза.
Греческое слово antithesis буквально значит «противопоставление». Антитеза рождается там, где сочетаются слова, образы, противоположные по смыслу.
Что такое антитеза
ОпределениеАнтитеза — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли.
Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Умный научит, дурак наскучит.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Тише едешь, дальше будешь.
Часто эта стилистическая фигура используется в названиях художественных произведений, например:
На использовании антитезы может строиться целое произведение. У поэта Николая Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором автор противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.
Скрежещут над парком трамваи, Скрипит под машинами мост, Истошно кричат попугаи, Поджав перламутровый хвост.
На антитезе построено стихотворение С. Есенина «Над окошком месяц, Под окошком ветер»:
Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий — И такой родимый, и такой далёкий.
Плачет и смеётся песня лиховая. Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу. Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Уже в первых строках стихотворения автор противопоставляет ветер и месяц. Звучащая песня смеётся и плачет. Автор вспоминает далекие дни, когда он был счастлив и с тальянкой выходил к милой. Противопоставляется прошлое и настоящее. А теперь он ничего не значит для милой. На тальянке играет другой молодой человек. У гармони голос одинокий и родной, и в то же время бесконечно далекий. Лирический герой смеется и плачет под чужую песню. И снова антитеза — противопоставление своего и чужого.
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар: