Фирма Ingersoll, когда-то бывшая известнейшей американской маркой, но в последние годы принадлежащая владельцам из Гонконга, выпустила тут очередные модельки с открытым балансом (у них их много)
В Ingersoll ставят, преимущественно, механику Sea Gull, и что то я не припомню ранее у них таких своеобразных механизмов.
Объясните мне, человеку, не очень сведущему в часовых механизмах, назначение двойного баланса (ну кроме эстетического, конечно)
Этот пользователь сказал Спасибо! Neurohirurg за это сообщение:
Спасибо. А много у других производителей моделей с двойным балансом? Кто еще выпускает подобные модели?
Я просто рассуждаю, что если у такого, скажем так, весьма средненького производителя, как Ingersoll, есть пара таких моделек, то уж у более именитых производителей, в частности, у швейцарских, таких часов должно быть немало.
коммерция и развод наивного клиента.
при втором балансе точность ухудшается, вне зависимости от уровня исполнения.
Эти 2 пользователей сказали Спасибо! магурo за это сообщение:
Эти 2 пользователей сказали Спасибо! AMG за это сообщение:
Этот пользователь сказал Спасибо! iHuman за это сообщение:
коммерция и развод наивного клиента.
при втором балансе точность ухудшается, вне зависимости от уровня исполнения.
Может быть вы и правы.
А может быть, у вас просто предвзятое отношение к марке Ingersoll.
Впрочем, не стоит забывать про цену рабочей силы в Китае, а также про то, что Sea Gull, механизмы которого стоят в Ingersoll, существует 60 лет и делает, вообще то, весьма неплохие механизмы.
Один баланс хорошо, а два — лучше. Так решили некоторые производители и попытались извлечь из этого максимальную пользу.
Появление второго регулятора в механизме может в теории принести ряд преимуществ, но для этого необходимо правильно организовать их взаимодействие и энергетическую коммуникацию. Основное преимущество заключается в возможности нивелировать «недостатки» одного баланса за счет «преимуществ» другого, и наоборот. Кроме того, второй баланс позволяет привнести в часы столь успокаивающую визуальную симметрию, то есть это просто красиво.
Часы Audemars Piguet Double Balance Wheel Openworked с калибром 3132 со сдвоенным балансом
Существует два основных способа организации сожительства двух балансов в механизме. Один из них, платонический, это использование волшебных свойств резонанса. Второй, более приземленный и расчетливый — связь балансов через дифференциал, по завету Льва Толстого о том, что «сопрягать надо».
Часовой механизм для MB&F Legacy Machine №2 разработал Жан-Франсуа Можон
Первые «толстовские» наручные часы Duality создал в 1994 году великий Филипп Дюфур. Они имели прародителя в виде карманных часов с двумя балансами и дифференциалом из школы Ле-Сентье 1930-х годов. А дальше уже Dulaity натолкнули Макса Бюссера на идею обнажить весь колебательный процесс и устроить шоу двух балансов под куполом MB&F Legacy Machine 2. Greubel Forsey Double Balancier 35° и Roger Dubuis Excalibur Aventador проделывают аналогичную работу, усредняя значение двух энергетических потоков с балансов, но при этом их балансы еще и наклонены по отношению к платине.
Часы Roger Dubuis Excalibur Aventador S с двумя балансами, расположенными под углом 90о
Платонический метод более экзотичен. Его суть заключается в том, чтобы синхронизировать работу двух балансов, используя эффект резонанса, то есть повлиять одной колебательной системой на частоту работу другой, и наоборот.
Часы Rudis Sylva RS 16 Harmonious Oscillator с двумя резонансными балансами в спуске
Эксперименты с резонансом и двумя балансами проводили еще Бреге и Жанвье, а ныне часовые мастера продолжают их изыскания. Один из главных последователей Авраама-Луи Франсуа-Поль Журн еще в 2000 году удивил весь мир механизмом Chronometre a Resonance, в котором две абсолютно независимые колесные системы с двумя независимыми пружинами питали энергией два баланса, которые располагались практически впритык. Вибрации, создаваемые балансами, по платине механизма и через воздух передавались друг другу, и в течение нескольких минут регуляторы синхронизировали частоту колебаний. Другой способ связи балансов для достижения резонанса использует компания Armin Strom. Концы спиралей закреплены на сложной длинной пружине в форме двойной буквы S, и их совместное дыхание способно синхронизировать колебания балансов. Еще более радикальный способ связи использовала Rudys Sylva в Harmonious Oscillator — колеса балансов имеют зубья, которыми они друг с другом непосредственно взаимодействуют во время колебаний.
Часы F.P.Journe Chronometre a Resonance с двумя независимыми балансами, резонирующими вибрацией
К слову, нашумевшая новинка 2016 года Audemars Piguet Double Balance не требует дифференциала и не способна воспользоваться резонансом, так как два ее баланса закреплены на одной оси вращения. По сути в этих часах не два баланса, а один с двумя связками колесо-спираль по обе стороны от платины. Этот двойной баланс с двумя оппозитными спиралями формирует как бы колебательную колонну, которая, по словам часовщиков AP, гораздо более устойчива к внешним воздействиям.
Часы Greubel Forsey Double Balancier с двойным наклонным балансом является 6-м изобретением бренда
Часы с двумя и более балансовыми узлами делают ради красоты и выкачки денег из клиентов
Многие уверены, что часы с несколькими узлами “баланс — спираль” производители делают только ради красоты, ну и, конечно же, для того, чтобы содрать побольше денег (учитывая, что стоят такие модели, как правило, от 50 тысяч франков и выше). Это не так, утверждает Тимур Бараев
Использование двух и более колебательных систем позволяет повысить точность хода. На тот факт, что колебание баланса вызывает паразитные возмущения, обратил внимание великий британский мастер Джон Харрисон (1693–1766). Как-то он повесил привязанные к веревке карманные часы на стену и вскоре обнаружил, что они начали качаться, как маятник.
Долгие размышления по этому поводу привели его к гениальной идее: оснастить часы двумя балансами, совершающими противофазные колебания. Так ему удалось создать первый морской хронометр Н-1 “Кузнечик”. Противофазные колебания двух балансов компенсировали не только влияние морской качки, но и кинетические реакции механизма: паразитные моменты нивелировались, так как на оси балансов оказывалось разнонаправленное воздействие.
Однако это лишь первое преимущество многобалансовых часов. Все мы помним по урокам физики ужасную историю о том, как рота солдат, шагающих в ногу по мосту, разрушила его. Так нам описывали эффект резонанса. То есть если расположить рядом две колебательные системы, то вскоре они начнут работать в унисон: возникнет так называемый эффект затягивания частоты, и оба баланса начнут колебаться с абсолютно одинаковой частотой и амплитудой.
Причем склонная к сбоям система будет брать пример с более мощной, эталонной. И повлиять на слаженную синхронную работу такого дуэта куда сложнее, чем сбить с верного хода один баланс. Создателям таких часов остается только грамотно рассчитать явление резонанса.
Третье достоинство многобалансовых механизмов открыл еще один британский мастер Томас Мьюдж (1715–1794). Он первым создал часы хоть и с одним балансом, но с двумя спиралями — чтобы стабилизировать величины импульсов привода при изменениях момента пружинного двигателя часов.
В общем, как видите, использование нескольких балансов или балансовых спиралей значительно повышает точность часов. И это прекрасно знали мастера еще в XVIII веке. Поэтому, когда современные пиарщики преподносят в пресс-релизах многобалансовые часы как революционные и уникальные, они лукавят.
Корректнее говорить о возрождении этого класса часов. Дело в том, что современные технологии и материалы позволяют легко воспроизводить механизмы, которые давались мастерам XVII–XVIII веков с огромным трудом, а некоторые великолепные идеи прошлого только сейчас и стало возможно реализовать.
Среди современных многобалансовых часов выделяются модели Greubel Forsey GF4 Double Balancier 35°.
В качестве базового Стивен Форси и Робер Гребель взяли собственный механизм двойного турбийона GF4, с которого модули турбийонов были демонтированы. Зато два баланса, расположенные под углом 35 градусов и работающие в унисон, обеспечивают очень точный ход.
За свои замечательные часы Chronomètre à Résonance Франсуа-Поль Журн (F.P. Journe) получил немало премий, в том числе и Женевский Гран-при. В них установлены, по сути, два механизма с общим узлом ручного завода и упругой связкой балансов, обеспечивающей их колебания в резонансе в пределах полосы затягивания.
Самые пафосные и сложные часы с двумя балансами имеет компания Blancpain. В модели Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel она впервые объединила в одном механизме два самых известных антигравитационных модуля: турбийон и карусель с персональными узлами “баланс — спираль”. Связаны узлы между собой дифференциалом, который вычисляет среднюю арифметическую точность и передает показания стрелкам.
Ну а самые удивительные многобалансовые часы выпускает дом Roger Dubuis. У механизма RD 101 модели Roger Dubuis Excalibur Quatuor Silicon аж четыре узла “баланс — спираль”, каждый из которых работает с частотой 28 800 пк/ч!
Они соединены между собой и колесной передачей пятью дифференциалами, которые в итоге заставляют стрелки двигаться со средней арифметической точностью.
Часы с одним балансом, но двумя балансовыми спиралями делают Audemars Piguet, Laurent Ferrier, Rudis Sylva и швейцарские потомки основателя одного из первых российских часовых ателье H. Moser.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двойная победа Omega: немного о новостях парусного спорта
На прошлой неделе в бухте Вайтемата новозеландского Окленда в 36-й раз был разыгран самый престижный яхтенный приз мира – Кубок Америки. Марка Omega победила “всухую”: она была не только официальным хронометристом 36-го Кубка Америки, но и партнёром победителя – команды Team New Zealand
Итоги 2020 года для марок: минус на минус, или Winners Take It All
Минус 21% в денежном и минус 33% в натуральном выражении – таковы итоги коронавирусного 2020 года для швейцарской часовой индустрии. Но если среднерыночные результаты стали известны ещё в январе, то теперь у нас появилась бесценная возможность посмотреть, как пережили сложнейший период отдельные марки
Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов
Часовые циферблаты: чёрный с белым не берите
Циферблат часто называют лицом часов: его вклад в создание первого впечатления очень велик. Располагая внушительным арсеналом техник отделки циферблатов, часовщики до сих пор редко используют такой мощный выразительный приём как цвет. “Часовой Алфавит” выбрал новинки 2020 года, порывающие с традицией осторожного отношения к цветам
GPHG-2020: наша ставка сыграла
12 ноября в Женеве, в “Театре Леман” в Fairmont Grand Hotel состоялось традиционное вручение статуэток Гран-при часового искусства 2020 года. Также по традиции — уже 3-летней — “Часовой Алфавит” провел трансляцию церемонии с русскоязычными комментариями. На этот раз ее могли смотреть и зрители сайтов kommersant.ru и forbes.ru
Omega оригинально отметила собственные и широко известные заслуги в освоении космоса. Вслед за моделями, посвященными высадке человека на Луну и драматическим происшествиям с астронавтами, в честь получения престижной космической награды она выпустила хронограф Speedmaster с анимированными элементами
Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться
Что такое автоподзавод?
Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.
Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.
Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.
Как работает автоподзавод в механических часах
Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.
Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.
За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.
Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.
Точность хода
Иногда возникает вопрос: какие из механических часов ходят точнее, с автоподзаводом или без. Ну, в общем-то, разница очень невелика. Но все-таки при некоторых условиях она есть. Дело в том, что при совсем малом натяжении заводной пружины часы начинают отставать. Это и понятно: ведь в предельном случае, когда пружина ослабла до нуля, часы останавливаются совсем. То есть отстают на 24 часа за сутки… Правда, изобретены так называемые устройства постоянной силы, которые обеспечивают равномерный ход часов вплоть до полной остановки, но они применяются лишь в некоторых элитных и, соответственно, дорогих моделях.
Именно по причине замедления хода при существенном ослаблении пружины и рекомендуется заводить часы на половине заявленного запаса хода. Если измерить погрешность хода часов равного класса с ручным заводом и с автоподзаводом при диапазоне запаса хода от полного до половинного, то разницу обнаружить не удастся. А вот при остатке меньше половины она станет проявляться, и чем дальше, тем больше. И здесь у автоматических часов есть преимущество: они, при регулярном пребывании на запястье, гораздо реже теряют более половины запаса хода, ибо подзаводятся практически постоянно.
Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом
Во-первых, можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную? Ответ: конечно, можно! Представьте себе: вы неделю-другую подержали свои автоматические часы на тумбочке. Естественно, они остановились. Ой, как долго придется вам трясти часы в надежде завести их ротором… Да и вряд ли вообще удастся сделать это эффективно. Поэтому крутить заводную головку часов с автоподзаводом, если они стоят, можно и нужно.
Вопрос – как это делать? Ответ: ровно так же, как вы заводили бы часы без автоподзавода. Вращайте заводную головку «от себя», т.е. по часовой стрелке (если смотреть на головку со стороны ее торца). Внимательно слушайте: если уловите приглушенные щелчки – хватит, пружина заведена полностью. Как правило, для этого достаточно 15–20 оборотов.
Как пользоваться с часами с автоподзаводом
Да точно так же, как часами без автоподзавода! Главное – бережно. И полезно не забывать о ТО – техническом обслуживании. Все механические часы – сложная и нежная конструкция, периодически нуждающаяся в таких действиях, как чистка, регулировка, замена смазки. Про часы с автоподзаводом можно сказать, что они, при прочих равных, требуют подобного ухода даже в большей мере, чем часы с ручным заводом, ибо модели-автоматы сложнее – ровно на ту самую систему автоподзавода.
Спешат или отстают: что делать?
Велико искушение отрегулировать часы самостоятельно. Но категорический совет: несите в ремонт! В мастерских работают специалисты, располагающие знаниями, опытом и необходимыми инструментами, которых у вас, скорее всего, нет. О наиболее вероятной причине снижения точности хода мы уже сказали: пора на ТО! В механизме много трущихся деталей, соответственно они нуждаются в смазке. Масло со временем загустевает, да и попадание пыли, грязи не исключено. Все это приводит к притормаживанию баланса, а в сильно запущенных случаях – к полной остановке или поломке. Если у вас есть автомобиль, вы же периодически приезжаете на сервис? Вот и с часами так же. Независимо от того, попроще они или посложнее, с ручным заводом или с автоподзаводом.
Запас хода в часах: как правильно заводить и сохранить точность
Значение запаса хода для часов
Работу часов обеспечивает сжатая пружина, постепенно раскручиваясь под контролем баланса. Колебательные движения, возникающие в результате этого, заставляют стрелки двигаться и отмерять тем самым время. Чтобы завести часы (то есть, закрутить пружину), вращают заводную головку, именуемую иначе ремонтуаром.
Конструкция часового механизма, параметры пружины и внешние факторы влияют на запас хода часов. Большая часть представленных на рынке моделей могут работать примерно 50 часов на одном заводе. Некоторые хронометры имеют запас хода, превышающий 72 часа. Но даже двое суток непрерывной работы являются нормой, учитывая, что владельцы механики являются людьми пунктуальными, привыкшими заводить свои приборы каждый день в одно и то же время. В случае необходимости оставления часов без завода на пару дней стандартные аксессуары с 50-часовым запасом хода будут вполне приемлемым вариантом.
Электронные и кварцевые хронометры, питающиеся от батарейки, заводить не нужно. Не смотря на это, и среди данных моделей существуют часы с указателем запаса хода, поскольку элемент питания имеет ограниченный ресурс. Рано или поздно батарейку нужно будет поменять. Запас хода в данном случае измеряется уже не в часах, а в днях или даже неделях. Индикатор оповещает владельца аксессуара, на сколько еще хватит заряда батареи.
Сегодня выпускаются хронометры со специфическими функциями, предназначенные для использования в различных условиях. Поэтому и часы с индикатором запаса хода могут также различаться от одной модели к другой. В частности, существуют эксклюзивные варианты с увеличенным ресурсом, о которых пойдет речь далее.
Часы с индикацией запаса хода должны информировать их обладателя как об использованном резерве, так и об оставшемся вплоть до полной остановки часов. Функция индикатора (power reserve) реализована очень просто. Механизм снабжен дополнительной стрелкой, непосредственно взаимодействующей с зубчатым колесом заводного барабана, которое начинает свое вращение после полного завода часов. Вместе с шестерней вращается и стрелка индикатора, устремляясь к нулевой отметке. Обладая таким хронометром, вы всегда будете знать, когда наступит время заводить часы.
Запас хода в часах с автоматическим заводом и автоподзаводом
Большая часть современных механических хронометров оснащена системой автоматического завода. Логично предположить, что энергии заведенных часов должно хватить как минимум на одну ночь и последующее утро. Обычно так и происходит — запас хода «механики» составляет 40-50 часов. Для работы автоматических хронометров этого диапазона хватит с лихвой.
Сегодня все чаще выпускаются часы с большим запасом хода (до 3 суток), обладающие очевидным удобством. Например, можно завести их перед выходными и оставить без завода до понедельника.
Не менее удобно пользоваться механическими часами с автоподзаводом. Эти модели можно вообще не заводить вручную — запас хода продлевается автоматически.
Данный вариант, однако, предполагает активное ношение аксессуара, поскольку принцип действия механизма автоподзавода основан на движениях рук и работе встроенного ротора со смещенным к его краю центром тяжести.
Энергия от движения запястья передается сначала на данный ротор и затем через шестерни на пружину, сохраняя ее в закрученном состоянии. Это позволяет увеличить запас хода фактически до бесконечности, но при условии, что владелец будет носить часы хотя бы по 8 часов в день и при этом активно двигаться. Эксплуатация хронометра при малой подвижности рук приведет к тому, что механизм автоподзавода перестанет своевременно срабатывать, и заводную головку придется периодически подкручивать.
Кроме того, в процессе ношения данных часов следует учитывать их характерные особенности.
Механизм чувствителен к резким ударам и может выйти из строя, например, при падении часов.
Модели с автоподзаводом содержат элементы из вольфрама и золота, чем обусловлена более высокая цена по сравнению с обычными механическими хронометрами.
У данных часов имеется такое важное достоинство, как пониженный износ деталей. Механизм автоподзавода позволяет гораздо реже закручивать пружину вручную, что увеличивает ее ресурс. Это же влияет и на точность хода часов. Однажды взведенная пружина, регулируемая в дальнейшем лишь автоподзаводом, обеспечит максимально точную работу хронометра на протяжении долгого времени.
Правильный выбор механических часов с индикатором запаса хода
Выбирая наиболее подходящую модель, учитывайте среди прочего характеристики механизма, поскольку от этого зависит как точность часов, так и особенности их эксплуатации. Данный критерий влияет даже на частоту обращения в сервисный центр. При выборе часов вам, скорее всего, попадались на глаза такие характеристики, как калибр и количество камней.
Итак, мы выяснили, что источником энергии в механических часах является сжатая пружина, закрепленная в заводном барабане. Постепенно раскручиваясь, она заставляет вращаться барабан, который в свою очередь приводит в движение весь часовой механизм. То, каким образом заводится пружина, определяет тип завода либо подзавода часов.
Если хронометр снабжен ручным подзаводом, закручивать заводную пружину нужно, вращая специально предназначенную для этого головку. При завинчивании этой детали происходит накопление энергии с некоторым запасом хода в часах. Что это значит на практике? Фактически тем самым обеспечивается автономность работы часов некоторый промежуток времени. Этот диапазон в современных механических моделях обычно составляет 24-72 часа. Столь небольшой временной промежуток обязывает владельцев время от времени выполнять подзавод часов при соблюдении некоторых нехитрых правил.
Перед началом процедуры крайне желательно снять хронометр с запястья. Так вы избавите заводную головку от избыточного давления. Это значит, что в часах с запасом хода вращать головку нужно плавно, без резких движений, небольшими порциями. Не торопитесь завести часы сразу одним движением — так вы рискуете повредить механизм. Если вы заметили, что головка вытягивается с трудом, не прилагайте лишних усилий во избежание поломки детали. Выполняйте данное действие одновременно с плавным вращением.
В процессе завода допускается вращать головку как строго по ходу стрелок, так и в обоих направлениях. Первый способ считается предпочтительным. И все же с целью равномерного распределения смазки внутри механизма важно время от времени прокручивать головку назад.
Рекомендуется заводить часы в одно и то же время, чтобы погрешность хода была минимальной. Тут важно вспомнить об основном недостатке «механики». Дело в том, что пружина в механических часах раскручивается неравномерно, а это негативно влияет на точность хода часов. В моделях с ручным подзаводом за сутки может накапливаться погрешность в 5-30 секунд, если своевременно не предпринимать меры.