Что такое утреня славословие

Славословие

Славосло́вие (греч. Доксоло́гия; от δόξα — «слава» и λόγος — «слово»)– высшая форма молитвы и соот­вет­ству­ю­щие ей молит­во­сло­вия.

Входит в состав бого­слу­же­ния утрени и пове­че­рия. В празд­нич­ные и вос­крес­ные дни вели­кое сла­во­сло­вие на утрене поется, в будние – чита­ется.

В бого­слу­жеб­ной прак­тике уко­ре­нился обычай на Вели­ком сла­во­сло­вии откры­вать Цар­ские врата, а свя­щен­нику обла­чаться в фелонь.

2. Высшая форма молитвы, когда чело­век всем серд­цем и умом погру­жен в любовь к Богу.

пре­по­доб­ный Паисий Свя­то­го­рец:
Пусть «слава Тебе, Боже» нико­гда не сходит у вас с уст. Для меня, когда что-то болит, лекар­ством служит «слава Тебе, Боже»; ничто другое не помо­гает. «Слава Тебе, Боже» даже выше, чем «Гос­поди Иисусе Христе, поми­луй мя». Старец Тихон гово­рил: «“Гос­поди Иисусе Христе” стоит сто драхм, а “слава Тебе, Боже” стоит тысячу драхм, то есть гораздо больше». Этим он хотел ска­зать, что чело­век испра­ши­вает милость Божию по необ­хо­ди­мо­сти, а сла­во­сло­вит Бога по любо­че­стию, и это имеет боль­шую цен­ность. Он сове­то­вал гово­рить «слава Тебе, Боже» не только, когда у нас всё хорошо, но и когда терпим невзгоды, потому что и испы­та­ния попус­кает Бог для пользы души.

Текст вели­кого сла­во­сло­вия

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя вели­кия ради славы Твоея.
Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй* грех мира, поми­луй нас.
Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века. Спо­доби, Гос­поди, в день сей без греха сохра­ни­тися нам!
Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди Боже отец наших, и хвально и про­слав­лено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя.
Бла­го­сло­вен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим (трижды).
Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе.
Гос­поди, к Тебе при­бе­гох: научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави* милость Твою веду­щим Тя!
Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас. Святый Боже, Святый Креп­кий, Святый Без­смерт­ный, поми­луй нас!

Взем­ляй — подъ­ем­лю­щий.
Про­бави — про­стри.

Вели­кое сла­во­сло­вие

про­то­и­е­рей Димит­рий Кувыр­та­лов

«Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» – этим воз­гла­сом в конце все­нощ­ного бдения древ­няя Цер­ковь при­вет­ство­вала начало нового дня. Вели­кое сла­во­сло­вие – одно из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви – про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца. В этом воз­вы­шен­ном и тор­же­ствен­ном пес­но­пе­нии мы хвалим, бла­го­сло­вим, покла­ня­емся, сла­во­сло­вим и бла­го­да­рим Бога. Здесь мы испо­ве­дуем Боже­ствен­ные Имена, через кото­рые, как через сол­неч­ные лучи, нас каса­ется Боже­ствен­ная теп­лота, радость и сила.

Цен­траль­ная часть Сла­во­сло­вия – это исто­рия нашего спа­се­ния, совер­шен­ного Иису­сом Хри­стом не за наши заслуги, а по неиз­ре­чен­ной и непо­сти­жи­мой мило­сти Божией к нам.

«Во свете Твоем узрим свет». Закан­чи­ва­ется Сла­во­сло­вие вели­ким лико­ва­нием. Чело­век, испол­нен­ный гре­хов­ного мрака, про­све­ща­ется чув­ством Боже­ствен­ного при­сут­ствия. Ста­но­вясь светом, он видит себя рядом с Богом непро­све­щен­ным мраком; оси­ян­ный бла­го­да­тью Божией, ста­но­вится спо­соб­ным лице­зреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Гос­поди, милость Твою зна­ю­щим Тебя».

Цер­ковь знает три вида моле­ния – про­ше­ние, бла­го­да­ре­ние и сла­во­сло­вие. Когда душа испол­нена мило­стей Божиих, когда она бла­го­да­рит Бога за все, нис­по­сы­ла­е­мое ей, тогда она в бла­го­го­вей­ном вос­торге сла­во­сло­вит, поет и пре­воз­но­сит Живо­на­чаль­ную Троицу. Поэтому Вели­кое Сла­во­сло­вие закан­чи­ва­ется пением Три­свя­того.

Чело­век не может жить без Бога, чело­век сроден Богу. Бог соде­лал нас Собой… Чело­век сла­во­сло­вит Бога, навы­кая рай­скому состо­я­нию души.

Содер­жа­ние вели­кого сла­во­сло­вия

Самое сла­во­сло­вие начи­на­ется ангель­скою песнью при рож­де­нии Спа­си­теля, – чем утреня, уже бли­зя­ща­яся к концу, воз­вра­ща­ется к своему началу (люби­мый прием в цер­ков­ных песнях). Такая высо­кая, небес­ная песнь освя­щает наши уста (как и пред утре­ней) для нашей соб­ствен­ной песни, кото­рая и начи­на­ется со слов: «хвалим (соб­ственно: «поем») Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся» (ср. с заклю­че­нием к недав­ней 8‑й песни канона), напо­ми­на­ю­щих своею крат­ко­стью и общ­но­стью вели­чай­шую песнь литур­гии («Тебе поем»): как там не ука­зы­ва­ется, за что поем, бла­го­сло­вим и бла­го­да­рим Гос­пода и о чем молимся Ему, потому что бла­го­да­рим тогда за все и молимся о всем и пере­чень вышел бы бес­ко­неч­ным, так не ука­зы­ва­ется это и здесь, а ука­зы­ва­ется вер­хов­ная при­чина нашей хвалы, покло­не­ния и бла­го­да­ре­ния – вели­кая слава Божия.

За этим про­слав­ле­нием Бога в песни сле­дует молитва к Нему, пере­хо­дом к кото­рой служит молит­вен­ное обра­ще­ние ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св. Троицы молитва направ­ля­ется глав­ным обра­зом к Хода­таю нашему на небе, Агнцу Божию (люби­мое назва­ние Спа­си­теля у древ­них хри­стиан), у Кото­рого мы просим поми­ло­ва­ния (основ­ное про­ше­ние всех молитв бдения – екте­ний), обу­слов­ли­ва­е­мого между прочим при­ня­тием насто­я­щих наших (долгих и уже бли­зя­щихся к концу) молитв.

Для уве­рен­но­сти в успехе этого про­ше­ния оно заклю­ча­ется тем тор­же­ствен­ным испо­ве­да­нием Христа, какое воз­гла­ша­ется на литур­гии пред самым при­об­ще­нием Св. Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца» (неиз­ме­ри­мую славу Божию налич­ность такого Сына еще уве­ли­чи­вает, хотя уве­ли­чить ее как бы некуда). Этим закан­чи­ва­ется первая часть вели­кого сла­во­сло­вия, заклю­ча­ю­ща­яся первым «аминь» в нем.

Третья часть уже исклю­чи­тельно молит­вен­ная. Пока­ян­ная скорбь здесь уже настолько уси­ли­ва­ется, что радост­ное про­слав­ле­ние Бога, кото­рым нача­лось вели­кое сла­во­сло­вие и кото­рое должно быть глав­ным пред­ме­том его, едва про­ры­ва­ется кое-где в отдель­ных выра­же­ниях («Бла­го­сло­вен еси Гос­поди» – Пс.118:12 ). Эта часть и начи­на­ется молит­вою, а не хвалою, в про­ти­во­по­лож­ность первым двум, молит­вою общего харак­тера о мило­сти Божией, однако рас­тво­ря­е­мою надеж­дою на Бога («Буди, Гос­поди, милость Твоя на нас, якоже упо­ва­хом на Тя» – Пс.32:22 ).

Эта общая молитва при­ни­мает затем более опре­де­лен­ный харак­тер и сво­дится к просьбе у Бога – научить нас Его оправ­да­ниям, просьбе, выра­жен­ной сло­вами 118 пс: «Бла­гословен еси, Гос­поди, научи мя оправ­да­нием Твоим» и повто­ря­е­мой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повто­ре­ние это дела­ется не с изме­не­нием в тексте, как на вечерне в «Спо­доби Гос­поди», а с бук­валь­ною точ­но­стью, чем эффект уси­ли­ва­ется).

Далее эта еще довольно общая просьба раз­ви­ва­ется и разъ­яс­ня­ется: для осу­ществ­ле­ния в жизни оправ­да­ний Божиих нужно очи­ще­ние от грехов и умение тво­рить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Кото­рому и нужно при­бег­нуть за помо­щью, как при­бе­гали к Нему всегда и все («Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род» – Пс.89:1 ); у Него и испра­ши­ва­ется сна­чала очи­ще­ние от грехов (сло­вами Пс.40:5: «Аз рех» – уси­лен­ная просьба: «Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе»); а затем еще уси­лен­нее («Гос­поди, к Тебе при­бе­гох…») – науче­ние воле Его ( Пс.142:9 ).

Молитва заклю­ча­ется твер­дою уве­рен­но­стью в испол­не­нии ее, обос­но­вы­ва­е­мой (как в воз­гла­сах после екте­нии: «Яко Ты еси») на осо­бен­ной бли­зо­сти к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10 ), источ­ника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утрен­ний – воз­вра­ще­ние к начально­му воз­гласу вели­кого сла­во­сло­вия при конце его). Послед­ними сло­вами своими: «про­бави (продли) милость Твою веду­щим Тя», вместе с преды­ду­щими: «яко у Тебе…» ( Пс.35:10,11 ) третья часть вели­кого сла­во­сло­вия воз­вра­ща­ется к своему началу, причем началь­ное ее про­ше­ние о мило­сти Божией к нам («буди») здесь уси­ли­ва­ется («про­бави»).

Нельзя не заме­тить, что ука­зан­ная связь между отдель­ными пред­ло­же­ни­ями насто­я­щей длин­ной песни не очень тесная; пере­ходы в ней от одной мысли к другой довольно неожи­данны. Песнь состоит, соб­ственно, из отры­воч­ных молит­вен­ных и хва­леб­ных вос­кли­ца­ний, из кото­рых каждое слиш­ком полно, закон­ченно само в себе, чтобы еще нужно было про­дол­же­ние или вос­пол­не­ние его. Все выра­же­ния взяты из Св. Писа­ния, и оттуда выбраны самые силь­ные.

На буд­нич­ных (несла­во­слов­ных) и вели­ко­пост­ных празд­нич­ных утре­нях, а также на пове­че­риях Вели­кое сла­во­сло­вие заме­ня­ется чте­нием все­днев­ного сла­во­сло­вия.

Текст все­днев­ного сла­во­сло­вия:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние. Хвалим Тя, бла­го­сло­вим Тя, кла­няем Ти ся, сла­во­сло­вим Тя, бла­го­да­рим Тя, вели­кия ради славы Твоея. Гос­поди, Царю Небес­ный, Боже, Отче Все­дер­жи­телю, Гос­поди Сыне Еди­но­род­ный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Гос­поди Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, взем­ляй грех мира, поми­луй нас. Взем­ляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одес­ную Отца, поми­луй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Гос­подь, Иисус Хри­стос, в славу Бога Отца, аминь.

На всяку нощь бла­го­словлю Тя и вос­хвалю имя Твое во веки, и в век века.

Гос­поди, при­бе­жище был еси нам в род и род. Аз рех: Гос­поди, поми­луй мя, исцели душу мою, яко согре­ших Тебе. Гос­поди, к Тебе при­бе­гох, научи мя тво­рити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источ­ник живота, во свете Твоем узрим свет. Про­бави милость Твою веду­щим Тя.

Источник

Утреня

У́треня (заут­реня) (греч. ὄρθρος (орт­хрос) (от гла­гола ὀρθρίζω — рано при­хо­дить)) – одно из бого­слу­же­ний суточ­ного круга – цер­ков­ное обще­ствен­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое, согласно Уставу, утром.

Время совер­ше­ния и место Утрени в суточ­ном круге бого­слу­же­ний

Суточ­ный круг, согласно сло­жив­шейся тра­ди­ции, зафик­си­ро­ван­ной в Типи­коне (книге, изла­га­ю­щей бого­слу­жеб­ный устав), при­вя­зан не к аст­ро­но­ми­че­скому, но к так назы­ва­е­мому бого­слу­жеб­ному вре­мени. Так, первое бого­слу­же­ние суточ­ного круга – Полу­ноч­ница (слав. Полу­нощ­ница) – должна начи­наться по про­ше­ствии поло­вины ночи. Сле­ду­ю­щая служба – Утреня. Согласно Типи­кону, ее окон­ча­ние сов­па­дает с рас­све­том («Слава Тебе, Гос­поди, пока­зав­шему нам свет!» — харак­тер­ное начало вос­пе­ва­е­мого или чита­е­мого в конце утрени т. н. вели­кого сла­во­сло­вия). Далее – Первый час, совер­ша­е­мый как пра­вило сразу после утрени, в первом часу начи­на­ю­ще­гося с вос­хо­дом солнца дня. Сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния суточ­ного круга – Третий час, Шестой час, Изоб­ра­зи­тельны (по сути, древ­нее молит­вен­ное пра­вило ко Свя­тому При­ча­ще­нию: у мона­хов в то время, когда скла­ды­вался устав, была рас­про­стра­нена прак­тика еже­днев­ного келей­ного при­ча­ще­ния запас­ными дарами, освя­щен­ными за вос­крес­ной или празд­нич­ной Литур­гией; после при­ча­ще­ния пола­га­лась тра­пеза), Девя­тый час, Вечерня, Пове­че­рие (по-вече­рие, то есть служба после “вечери” – ужина).

Литур­ги­че­ская тема Утрени

Каждое бого­слу­же­ние под­ра­зу­ме­вает выра­же­ние неко­то­рой основ­ной идеи; в част­но­сти, утреня, завер­ша­ю­ща­яся на вос­ходе солнца, носит мес­си­ан­ский харак­тер, вос­пе­вая восход Солнца Правды – первое при­ше­ствие в мир обе­то­ван­ного Спа­си­теля, Гос­пода Иисуса Христа. Уже в самом начале утрени, перед шесто­псал­мием, начи­нает рас­кры­ваться эта тема: «Слава в вышних Богу…» – песнь Анге­лов на Рож­де­ство Хри­стово.

Про­ис­хож­де­ние Утрени

Утреня в целом состав­лена из двух частей раз­лич­ного про­ис­хож­де­ния, обо­зна­ча­е­мых обычно как кафед­раль­ная (город­ская) и мона­ше­ская. Первая из них, при­зна­ва­е­мая наи­бо­лее древ­ней, совер­ша­лась на рас­свете в Иеру­са­лиме в храме Вос­кре­се­ния Хри­стова начи­ная с IV в. и окан­чи­ва­лась выше­упо­мя­ну­тым вели­ким сла­во­сло­вием. Вторая, назы­ва­е­мая тогда «канон», – пред­ше­ство­вала первой, совер­ша­лась в конце ночи, еще до рас­света, и сло­жи­лась в мона­ше­ской прак­тике. Счи­та­ется, что в V в. в мона­сты­рях эти службы совер­ша­лись уже соеди­нен­ными друг с другом.

Виды Утрени

Утреня бывает все­днев­ная (буд­нич­ная) и празд­нич­ная (вари­анты – вос­крес­ная, поли­е­лей­ная, сла­во­слов­ная). Рядом осо­бен­но­стей обла­дают вели­ко­пост­ная и заупо­кой­ная Утреня.

Чин все­днев­ной утрени вклю­чает в себя бла­го­сло­ве­ние, начало обыч­ное, псалмы 19 и 20, тро­пари, каж­де­ние храма, екте­нию, шесто­псал­мие, вели­кую екте­нию, тро­пари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, сти­хиры на хва­ли­тех, вели­кое сла­во­сло­вие, екте­нию, сти­хиры на сти­ховны, молитву «Отче наш», тро­парь, отпуст.

Празд­нич­ная утреня допол­ня­ется пением поли­е­лея (после кафизм и седаль­нов), а в вос­кре­се­ния также пением бла­го­сло­вен­ных, ипа­коев и анти­фо­нов, про­ким­нов и чте­нием Еван­ге­лия, после кото­рого поется вос­крес­ная песнь «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше».

Празд­нич­ная утреня, соеди­ня­е­мая с Вели­кой вечер­ней и первым часом, состав­ляет Все­нощ­ное бдение.

Пас­халь­ная утреня начи­нает слу­житься после крест­ного хода в при­творе бла­го­сло­ве­нием и пением пас­халь­ного тро­паря и состоит из пас­халь­ных тро­па­рей, канона, све­тильна, стихир, чтения пас­халь­ного слова Иоанна Зла­то­уста, екте­ний и отпу­ста.

Основ­ные тексты Утрени

Среди тек­стов, чита­е­мых и вос­пе­ва­е­мых во время утрени (как и любой другой службы), обычно выде­ляют неиз­ме­ня­е­мые (сотав­ля­ю­щие своего рода каркас службы) и изме­ня­е­мые, кото­рые под­би­ра­ются согласно уставу в зави­си­мо­сти от: а) дня сед­мицы (из Окто­иха – книги, вклю­ча­ю­щей тексты бого­слу­же­ний сед­мич­ного круга), б) дня года (из Миней – книг, содер­жа­щих тексты бого­слу­же­ний годо­вого круга), в) дней Вели­кого поста или Пасхи (из Триоди Пост­ной и Триоди цвет­ной соот­вет­ственно). Таким обра­зом, в утреню как службу суточ­ного круга, сохра­ня­ю­щую четко опре­де­лен­ную струк­туру (неиз­ме­ня­е­мые части), вклю­ча­ются тексты сед­мич­ного и годо­вого бого­слу­жеб­ных кругов, а также вели­ко­пост­ного и пас­халь­ного цикла. Неиз­ме­ня­е­мые части утрени поме­щены в Часо­слове и Слу­жеб­нике.

Важ­ней­шим и в то же время наи­бо­лее древним неиз­ме­ня­е­мым тек­стом утрени явля­ется псалом 50, в кото­ром по-осо­бому звучит тема жертвы: «Жертва Богу – дух сокру­шен». Вечер­ние и утрен­ние бого­слу­же­ния, во вре­мена Вет­хого Завета свя­зан­ные с жерт­во­при­но­ше­ни­ями, в хри­сти­ан­ское время вклю­чили такие тексты, где пред­ла­га­ется новое пони­ма­ние слу­же­ния Богу, когда на смену жерт­вам при­хо­дит молитва и сокру­ше­ние сер­деч­ное. Также клю­че­выми неиз­ме­ня­е­мыми тек­стами явля­ются хва­лит­ные псалмы 148–150 и вели­кое сла­во­сло­вие – ран­не­хри­сти­ан­ский гимн, состав­лен­ный из стихов Св. Писа­ния.

К выше­ука­зан­ным древ­ней­шим неиз­ме­ня­е­мым тек­стам утрени в мона­ше­ской прак­тике были при­со­еди­нены шесто­псал­мие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142) и канон, состо­яв­ший изна­чально из 10 биб­лей­ских песней. При­бли­зи­тельно в ХII в. к самому началу утрени была при­со­еди­нена допол­ни­тель­ная служба для особой молитвы за царя – дву­псал­мие, цен­тром кото­рой явля­ются два “цар­ских” псалма, 19‑й и 20‑й, где царь и пророк Давид про­об­ра­зует веч­ного Царя – Гос­пода Иисуса Христа. Так мес­си­ан­ская тема утрени стала про­яв­ляться с самого ее начала.

Устав буд­нич­ной Утрени изло­жен в 9 главе Типи­кона, празд­нич­ной – в главах 2, 3, 4 и 5.

Основ­ные отли­чия совре­мен­ной цер­ков­ной прак­тики совер­ше­ния утрени от пред­пи­са­ний Типи­кона

Время совер­ше­ния

В наши дни в горо­дах утреня нередко совер­ша­ется вече­ром, в соеди­не­нии с вечер­ней, причем как в случае вос­крес­ной или празд­нич­ной утрени в составе Все­нощ­ного бдения, так и в случае буд­нич­ных служб.
Неустав­ная прак­тика слу­же­ния Утрени вече­ром впер­вые появи­лась в нашей Церкви в XIX в. Ещё в XVIII в. службы совер­ша­лись обычно трижды в день: в 3–5 утра — Утреня, в 8–10 — Часы и Литур­гия, в 15–16 — Вечерня. Такой рас­по­ря­док был как в мона­сты­рях, так и на при­хо­дах. Однако в XIX в. ритм жизни в сто­ли­цах стал пре­пят­ство­вать ста­рому бого­слу­жеб­ному гра­фику. Как след­ствие, в Санкт-Петер­бурге и в Москве воз­никла прак­тика слу­жить Утреню вече­ром, чтобы соби­раться на службы 2 раза в сутки, а не 3. Это ново­вве­де­ние при­жи­лось не сразу. Многие цер­ков­ные авто­ри­теты были его про­тив­ни­ками. В част­но­сти, митр. Мос­ков­ский Фила­рет запре­щал в своей Мос­ков­ской епар­хии слу­жить подоб­ным обра­зом, упре­кая свя­щен­но­слу­жи­те­лей в лено­сти. Но несмотря на сопро­тив­ле­ние, к началу XX в. в России Утреня совер­ша­лась утром почти только в одних мона­сты­рях. Св. Иоанн Крон­штадт­ский был один из немно­гих, кто в конце XIX — начале ΧΧ вв. ещё служил Утреню утром. В его время это уже была ред­кость.

Коли­че­ство тек­стов

Сокра­ще­ние устав­ного коли­че­ства бого­слу­жеб­ных тек­стов встре­ча­ется очень часто, причем сокра­ще­нию или отмене под­вер­га­ются не только про­дол­жи­тель­ные свя­то­оте­че­ские чтения и рядо­вые кафизмы, но и тро­пари канона (рас­про­стра­не­ныы вари­анты чтения «на 6» и «на 4»), сти­хиры и прочие изме­ня­е­мые части.

Изме­не­ние набора исполь­зу­е­мых тек­стов

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии про­изо­шла, в част­но­сти, прак­ти­че­ски полная замена «Непо­роч­ных» (17‑й кафизмы, пс. 118) на поли­е­лей. Непо­рочны по логике Типи­кона – вос­крес­ный текст. Согласно Типи­кону, поли­е­лей совер­ша­ется только от отда­ния Кре­сто­воз­дви­же­ния до пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова и от отда­ния Бого­яв­ле­ния до недели Сыро­пуст­ной. В осталь­ное время на его месте в службе преду­смот­рены Непо­рочны.

Дони­ко­нов­ский Типи­кон (Око Цер­ков­ное) пред­пи­сы­вал пение Непо­роч­ных в про­дол­же­ние всего года, даже тогда, когда поется поли­е­лей. В послед­нем случае пола­га­лось петь Непо­рочны, затем тро­пари по непо­роч­ных и поли­е­лей.

Кроме того, тро­пари каждой песни канона пред­ва­ря­лись и пере­ме­жа­лись сти­хами соот­вет­ству­ю­щих биб­лей­ских песней, что сохра­ни­лось до насто­я­щего вре­мени на буд­нич­ной вели­ко­пост­ной утрене.

Схема Утрени на все­нощ­ном бдении

Еван­гель­ские чтения на вос­крес­ной Утрене

Общее число эпи­зо­дов Еван­ге­лия, чита­е­мых на вос­крес­ной все­нощ­ной, — один­на­дцать. Это чтение может быть заме­нено лишь в случае сов­па­де­ния вос­крес­ного дня с дву­на­де­ся­тым празд­ни­ком.

Вос­крес­ные еван­ге­лия на утрене ока­зы­вают вли­я­ние на состав экса­по­сти­ла­рия, его бого­ро­дична и еван­гель­ской сти­хиры, кото­рые зави­сят от еван­гель­ского чтения (а не от гласа) и нахо­дятся в при­ло­же­нии Окто­иха.

Источник

О Всенощном бдении. Часть 6. О Великом славословии

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова).

Что такое утреня славословие. tumanov. Что такое утреня славословие фото. Что такое утреня славословие-tumanov. картинка Что такое утреня славословие. картинка tumanov. Славосло́вие (греч. Доксоло́гия; от δόξα — «слава» и λόγος — «слово»)– высшая форма молитвы и соот­вет­ству­ю­щие ей молит­во­сло­вия.

Сегодня многие воспринимают Церковь как нечто положительное, но уже сказавшее свое последнее слово в истории.

«Да, помним, в свое время способствовала формированию русской культуры, письменности и становлению государственности. Да, дала России ряд известных исторических деятелей. Да, было много и других заслуг. Но сегодня-то что может Церковь сказать россиянам XXI века? Зачем так часто посещать храм? Что такого важного происходит в храме, чтобы отрывать самые сладкие часы сна и отдыха от своих выходных после тяжелой рабочей недели и посвящать их храму?»

Распространенная сегодня «религиозность» вполне позволяет обывателю совмещать несовместимое: «Бог в душе, а тело в магазине или перед телевизором».

К тому же не секрет, что жизнь Церкви непонятна редко посещающим её людям. И не только из-за непростого языка богослужения и разнообразной символики. У Церкви и секулярного общества разный взгляд на многие фундаментальные вопросы жизни – брак, семью, верность, нравственность, целомудрие, преемственность традиций и пр.

Но что такое Церковь? Это не какие-то бородатые старцы за высокими стенами с позолоченными крестами и куполами. Церковь – это все мы, носящие имя Христово. И от того, что в наших головах, чем вдохновлены наши поступки и какие они, наши поступки, зависит нечто большее, чем наш моральный облик.

Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум.

Стихиры на хвалитех

После канона на утрене читают короткий текст, вкратце говорящий о духовной сути праздника и носящий особое название «светилен», что приблизительно переводится как «возвещающий приближение света». В воскресном каноне это песнопение называется греческим словом «экзапостиларий» – от глагола «высылаю», потому что в древности для пения этого песнопения певец посылался с клироса на середину храма.

В дни крупных праздников этот светилен может быть спет хором.

Содержание «стихир на хвалитех», как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память празднуемого святого.

Великое славословие

Заканчиваются стихиры величественным пением одного из древнейших христианских гимнов — Великого славословия (IV век). Великое, потому что довольно большое по тексту. Основанное на ангельской песне «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», пропетой при Рождении Иисуса Христа (Лук. 2:14) и отрывках из псалмов, славословие сложно по содержанию. Оно прославляет Бога и содержит просьбы о спасении от греха, исцелении души, познании воли Божией. Текст древний, поэтому в нем практически нет прошений о наших земных нуждах – исцелении от болезней, например, и помощи в повседневных делах.

Так Церковь постоянно напоминает нам о том, что главное, а что второстепенное в нашей жизни.

В древности был обычай распределять песнопения и чтения ночной службы так, чтобы пение светильна и славословия, символизирующих свет, пришедший в мир через рождение Христа, приходилось на появление первых лучей восходящего солнца.

Этот обычай сохранился до наших дней на Афоне и в некоторых других монастырях. Поэтому после пения стихир на хвалитех вновь сияют паникадила, и в открытых Царских вратах виден священник, прославляющий Христа: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

Славословие обычно поется на красивые мотивы. Некоторые настолько красивы, что слов за ними не разобрать. А жаль – текст важный для христианина.

Заканчивается пение славословия трисвятым «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас!» и тропарем дня – кратким песнопением, раскрывающим смысл праздника.

После сдержанного и возвышенного текста Великого славословия мы уже подробнее молимся о наших основных, повседневных нуждах. Диакон на амвоне читает «сугубую» и «просительную» ектению, как на вечерне.

В конце второй ектении священник поворачивается лицом к нам и благословляет со словами «Мир всем!», а потом мысленно читает молитву. В древности она читалась вслух:

«Господи Святой, на высотах живущий и дольнее (находящееся внизу, на земле) озирающий, и всевидящим оком Твоим взирающий на всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом и молимся Тебе, Святой Святых: простри невидимую руку Твою от святого жилища Твоего и благослови всех нас, и, если в чем согрешили мы, вольно или невольно, Ты нас, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам необходимые для жизни в миру и для духовной жизни блага Твои».

Окончание Всенощной

Вслед за последним благословением священника хор поёт многолетие Патриарху, правящему епископу, настоятелю и прихожанам, закрываются царские врата, выключаются паникадила и… расходимся? Нет, еще не всё. Читается «Первый час» – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения.

Часы́ (греч. ὧραι) — христианские общественные молитвословия, освящающие определённое время суток.

Как и остальные «часы», Первый час состоит из трех псалмов и разных молитв. В современной практике все это читается. Народ, утомленный длинным богослужением, уже особо не прислушивается к чтецу, собирается домой. Но если вслушаться, а еще и посмотреть перевод текста, то можно получить духовную пользу. Ведь Первый час – это не просто чтение «чего-то» ради соблюдения древних установлений, а осмысленное воспоминание событий Священной истории и молитвы, освящающие утро.

В трех псалмах – 5, 89 и 100, которые читаются на Первом часе, а также и в других молитвах этого часа вспоминается об изгнании из рая Адама и Евы, о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд Каиафы.

В молитвах часа мы просим Бога, чтобы Он «рано утром услышал голос наш» и помог в делах в продолжении дня.

Вслед за молитвой «Иже на всякое время…» священник смиренно выходит из алтаря в епитрахили, без блестящих риз. В полумраке он заканчивает Первый час молитвой Христу, в которой Он прославляется как «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир».

«Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да увидим в Нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь».

В конце молитвы священник преклоняется перед иконой Божией Матери в иконостасе, а хор поёт победную песнь в Её честь «Взбранной Воеводе победительная». В переводе она звучит так:

«Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед мы, рабы Твои, Богородица, совершаем благодарственные торжества! Но Ты, как имеющая власть непобедимую, от всяческих опасностей нас избави, да взываем Тебе: Радуйся (приветствуем Тебя), Невеста, брака не познавшая!»

После чего священник снова произносит «отпуст», на этот раз краткий. Хор поёт трижды «Господи, помилуй», в некоторых храмах добавят еще немного общенародных песнопений в честь Богородицы и святых. И вот теперь всё.

Мы выходим из храма в мир.

Как родившиеся заново, вновь принявшие благодать православной веры.

Как при пении экзапостилария певца посылали с клироса в центр храма, как апостолы выходили из Иерусалима в разные концы Вселенной, так и мы посылаемся в мир, чтобы вновь вернуться в храм после проповеди.

Да, проповеди. Потому что после того, как мы приняли на себя имя Христово, наши поступки и слова – проповедь.

Эта проповедь доверена всем нам – православных христианам, посещающим общие храмовые богослужения, в том числе и Всенощное бдение. Мы, независимо от степени духовного роста, едиными устами славословим Бога и свидетельствуем перед всем миром о преображающем действии Православия, не прекращающемся действии Бога в этом мире.

Поэтому парадоксальным образом мы – неразумные – призваны в Церковь, чтобы вернуть разум в тот безумный мир, который нас окружает. Вернуть через преображение своей жизни.

Храм – это не только место, куда можно прибежать, когда плохо. Храм – это посольство нашей небесной Родины. И от нас, помолившихся на Всенощной, зависит, насколько в нашей стране будут не только вспоминать о славных православных страницах своего прошлого, но и будут жить богоугодно, по-настоящему православно.

Хорошо бы полюбить Всенощное бдение настолько, чтобы всякий субботний и предпраздничный вечер был без него пустым, чтобы душа звала в храм.

А Господь не оставит нас и посетит любовью наше истрепавшееся в житейских бурях сердце.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *