Что такое утопический социализм
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Полезное
Смотреть что такое «УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ» в других словарях:
Утопический социализм — (от греч. U не, нет и topos место, букв. место, которого нет) представления об обществе, основанном на социальном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возможность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии… … Политология. Словарь.
утопический социализм — [см. утопия] – домарксовские социалистические учения (впервые возникшие в 16 – 17 вв. – Томас Мор, Кампанелла), строившие несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах, исходя не из классовой борьбы и законов развития… … Словарь иностранных слов русского языка
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие Утопический социализм восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер,… … Большой Энциклопедический словарь
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие утопического социализма восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер … Современная энциклопедия
Утопический социализм — УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие “утопического социализма” восходит к сочинению Т. Мора “Утопия” (1516). Крупнейшие представители: Т.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Утопический социализм — Коммунизм … Википедия
Утопический социализм — мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия»… … Большая советская энциклопедия
утопический социализм — утвердившееся в литературе общее обозначение разнородных представлений об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия»… … Энциклопедический словарь
Утопический социализм — (греч. u нет, topos место, т. е. место, которого нет) совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы… … Научный коммунизм: Словарь
Утопический социализм
(греч. u — нет, topos — место, т. е. место, которого нет) — совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы социального неравенства. У. с. возник как отражение противоречий капитализма. «Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество, — сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнета и протест против него» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 46). Будучи первой формой отрицания капиталистических порядков во имя высшего общественного строя. строя социального равенства, У. с. (и в этом его существенное отличие от научного коммунизма) так и не смог теоретически, экономически обосновать закономерность движения человечества к этому новому обществу, не видел в активном политическом революционном движении рабочего класса той силы, для которой уничтожение капиталистических порядков составляет прямую жизненную необходимость и вместе с тем великую всемирно-историческую миссию. У. с. «не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т, 23, с. 46).
Предыстория У. с. уходит в далекое прошлое. Тяга к имущественному равенству и социальной справедливости, мечтания об обществе без подневольного труда и нищеты отличают идеологию многих народных движений в докапиталистических формациях. Элементы подобных утопических мечтаний наличествуют, например, в раннем христианстве, в народных социально-религиозных учениях, ересях, в произведениях устного народного творчества. Своей вершины в феодальной Западной Европе эта народно-утопическая антиэксплуататорская идеология достигает в учении вождя Крестьянской войны в Германии XVI в. Мюнцера, мечтавшего об установлении «царства божьего на земле», под которым понималось общество без классовых различий, частной собственности, без чуждой, обособленной государственной власти. Пафос такой идеологии — в революционном отрицании существующего; положительные же требования ее носили обыкновенно чрезвычайно смутный, примитивный характер, были в значительной степени обращены назад, к строю патриархального равенства.
Осуждение строя, основанного на частной собственности, проповедь социального равенства находят свое отражение и в гуманистической просветительской литературе XVI—XVIII вв. Создателем первой литературной утопии, т. е. сказания о никогда и нигде не существовавшем, но желанном обществе, был Мор. Видя основную причину социальной несправедливости в частной собственности, он нарисовал подробную картину коммунистического социального строя, основанного на коллективной собственности на средства производства. Подобные утопии создают и другие мыслители и писатели той эпохи (Кампанелла, Морелли и др.).
Однако эти утопии еще не являются собственно социалистическими учениями (хотя их, так же как и народные мечтания о равенстве в духе уравнительного коммунизма, зачастую относят к социализму в широком смысле слова). Резко, критически относясь к строю частной собственности, авторы утопий, как правило, лишь наивно противопоставляли эксплуататорским порядкам фантастические, созданные воображением картины нового общества. Утопии во многом обращены назад: они либо воспевают «золотой век», якобы имевший место в прошлом, либо идеализируют патриархальные отношения первобытного типа (группы самодовлеющих крестьянских общин Мелье). Эти утопии обычно отличаются крайним примитивизмом и духом уравнительности. Создатели их, как правило, сами не уверены в осуществлении своих предначертаний.
У. с. как теоретическое учение родился в эпоху буржуазных революций, когда народными массами было выдвинуто требование перехода от политического, гражданского равенства к равенству социальному, прежде всего равенству в отношении к собственности. У. с. выступил как логическое развитие и критическое преодоление буржуазно-демократической революционности; он признавал не только положительные результаты буржуазных революций, но и их ограниченность. Впервые в истории мировой мысли о социализме как о практически возможном результате преобразования существующего общества заговорили в эпоху английской революции XVII в. Уинстэнли и в эпоху Великой французской революции XVIII в. Бабеф. Идеальное общество Уинстэнли — это не представляющаяся несбыточной даже самому его творцу красивая мечта, а строй, который может быть осуществлен реально, здесь, на этой грешной земле. Уинстэнли — реформатор, предлагающий конституцию «общества равных», поскольку происшедшая революция к нему не привела. Он стремится представить его как естественное следствие существующих экономических, социальных и политических процессов, как конечную цель этой революции, ее возможный результат. Бабеф еще ярче выразил требования плебейских масс, участвовавших в революционном процессе, но не удовлетворенных его результатами. Бабувизм — это не столько апология насилия, сколько стремление «углубить» революцию, превратить ее в «счастье для всех». Именно в этом «углублении революции», конкретизирующемся в системе предлагаемых практических мер, Бабеф и видел путь к новому, подлинно справедливому обществу. Разумеется, у основоположников У. с. были свои слабые стороны. Так, у Уинстэнли основой производства является земледелие, производство и потребление носят семейный характер. Черты уравнительности, строгой регламентации, утилитарного отношения к искусству отличают бабувизм. Но это не отменяет главного: создание нового общества мыслится на основе существующего, с использованием достижений предшествующего исторического процесса.
Конструктивная критика капитализма и буржуазной революции, т. е. позитивная антибуржуазность, — эта черта объединяет всех представителей У. с. независимо от того, к какой школе или направлению они принадлежат. В этом отношении великие социалисты начала XIX в. Сен-Симон, Фурье, Оуэн, резко отличающиеся от Бабефа в трактовке путей к социализму, выступают как его прямые наследники и продолжатели. Патриархами социализма Сен-Симона и Фурье делает именно признание ограниченного, но естественного характера совершившейся буржуазной революции — этого, по словам Сен-Симона, «ужасного, но благотворного по своим результатам кризиса» — и резкая, но конструктивная критика капитализма с точки зрения идеала такого общества, где не будет разделения на трудящихся и эксплуататоров, с точки зрения ассоциации, где всех будет объединять общий интерес. Хотя три великих социалиста начала XIX в. предлагают меры по предотвращению политических революций и преобразованию общества бескровным образом, ненасильственными средствами, в целом они выступают за «социальную революцию», т. е. за коренное преобразование социально-экономического строя, и выдвигают ряд важнейших идей, послуживших исходным материалом для научного коммунизма Маркса и Энгельса. Это положения о закономерности и противоречивости общественного процесса, историческом прогрессе, труде как первой потребности человека, трудовом воспитании, коллективности и плановости хозяйства, машинной промышленности как основе технического базиса нового строя, преодолении противоположности между работниками умственного и физического труда, между городом и деревней и др.
У социалистов-утопистов последующих поколений обнаруживается стремление не только убедить правящие классы в необходимости социальных реформ, но и примером собственной деятельности указать путь к новому обществу («Икария» Кабе и др.) либо найти непосредственное основание будущего строя в самой действительности. Это приводит как к разным видам социального реформизма (прудонизм, луиблановщина и т. д.), так и к абсолютизации отдельных форм революционного движения (бланкизм, бакунизм). Поскольку У. с. возникает как последовательное развитие и критическое преодоление буржуазно-демократической мысли, постольку в ходе и после каждой буржуазной революции его идеи дают обычно новую вспышку.
В вопросе о формах установления нового общества, в оценке революционного насилия и т. п. утопические социалисты делятся на сторонников мирного и сторонников насильственного пути. Отношение к различным формам управления, государства подразделяет социалистов-утопистов на сторонников строгой централизации, государственности, с одной стороны, и федералистов, даже анархистов — с другой. В философии утопические социалисты принадлежали к самым различным школам (материалистов и атеистов, идеалистов и сторонников религии). При этом для ранних форм У. с. характерно в общем стремление использовать религию, последующие же поколения социалистов опираются на рациональное знание — философию (философский социализм), экономические учения (Оуэн, Сисмонди, прудонизм, в России — особенно Чернышевский).
В зависимости от социально-экономических условий У. с. в той или иной стране имел свои особенности. В сравнительно слаборазвитых странах Восточной Европы и Азии, а в XX в. также Латинской Америки и Африки утопически-социалистические учения сливаются с мелкобуржуазной, главным образом крестьянской, революционностью. Так, в России XIX в. У. с. развивался преимущественно в форме крестьянского, народнического социализма (Герцен, Лавров), хотя одновременно имела место и тенденция к У. с. ненароднического характера (Писарев).
В современных условиях У. с. как форма революционного демократизма составляет отличительную черту идеологии многих антиимпериалистических движений.
Утопический социализм
Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму, учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.
Содержание
Утопический социализм в древности
Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора, так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.
В Древних Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в идущем ещё от Гесиода мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Тема достижения справедливого политического устройства была одной из наиболее обсуждаемых греческими философами, искавшими решение проблемы имущественного неравенства и «естественного состояния» общества, в котором оно пребывало в доклассовые времена. Нужно также отметить и роль уравнительных реформ в Спарте, а также платоновскую модель рабовладельческого «коммунизма», осуждавшую частную собственность («Государство»).
Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сохранило свою силу вплоть до ХIX века, когда легло в основу теории христианского социализма.
Предсоциализм в средневековье
Утопический социализм в Новое время
Одними из первых социалистов-утопистов нового времени были англичане Дж. Уинстэнли и Джон Беллерс. Во Франции социальные утопии XVII—XVIII веков выливались как правило в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу (Г. де Фуаньи, д´Алле, Гедевиль и другие). В XVIII веке с проповедью революционного ниспроведения гнёта и эксплуатации выступал Ж. Мелье, стоявший на позициях общинного патриархального коммунизма. Для многих коммунистических сочинений того же столетия основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества и вытекающего из этого положения «равенства прав» всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права.
Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. В годы Великой французской революции происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники эгалитарных (уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества («Бешеные»). С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции — до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель). Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.
Утопический социализм в ХIX веке
В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.
В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.
В это время в среде последователей социализма возникают движения — сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и другие), фурьеризм (В. Консидеран), оуэнизм. Предпринятые в 20 — 40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом. Та же судьба постигла и «икарийские» колонии Э. Кабе. Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная — Брукфарм, близ Бостона, просуществовала с 1841 по 1846 год.
В 1830 — 40-х года в среде социалистов выкристаллизовывается несколько течений. Одно разрабатывало проекты производительных ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, П. Леру и другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов. Другое течение, английских социалистов-рикардианцев (У.Томпсон, Д. Ф. Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули экономически необоснованную теорию получения рабочими «полного продукта их труда». Тем не менее в Англии это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения.
В среде тайных революционных обществ Европы 30 −40-х годов XIX века создавались учения необабувистского коммунизма, с его требованием немедленного коммунистического переустройства путём революционного переворота и введения революционной диктатуры, вводящей общность имущества. Во Франции эти воззрения разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и другие. Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило им сделать важный шаг от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности». В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины.
Близкую форму к утопическому социализму представляли взгляды китайского революционного демократа Сун Ят-сена. Таким образом, можно констатировать, что учение утопического социализма было не региональным, чисто европейским явлением — его идеи, соединяясь с идеологией национально-освободительных движений, выдвигались также в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
Утопический социализм в России
Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.
В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма (В. С. Печерин и др.). Такой «религиозный» социализм продолжал существовать и позже- среди некоторых петрашевцев и народников, а также членов Кирилло-Мефодиевского общества.
В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.
В 60 — 70-е годы XIX века в России, в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма — «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Впрочем, иногда рассматривались и иные возможности строительства социалистического общества — например, через создание крупной промышленности (Д. И. Писарев и др.).
Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским, которого В. И. Ленин считал «величайшим представителем утопического социализма в России». В 70 — 80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи (П. Л. Лавров и др.).
Европейский утопический социализм
Евгений Финешин. 2013 г.
Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенно значительного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке», которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были бы представлены всем. Хотя идеи великих социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее, они были порождены условиями материальной жизни общества и отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что и на сегодняшний день сохраняется актуальность продолжения изучения теорий утопического социализма. Цель данной работы заключается в том, чтобы проследить развитие и особенности идей утопического социализма в Европе на различных исторических этапах.
Политико-правовые идеи европейского утопического социализма XVI—XVII вв.
Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. «У утопийцев законоведом является всякий. Ведь. у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование». Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания. Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в «рабство». Основная мысль Мора сводится к тому, что принудительные работы — более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь.
Т. Кампанелла «Город Солнца».
Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII вв.)
Теории утопического социализма в Англии XVII в.
Теории утопического социализма во Франции XVII-XVIII вв.
Политические и правовые учения утопического социализма в Европе в XIX в.
- в какой части ип мана был брюс ли
- Как танцуют женщины на кавказе