Что такое утиль сбор на авто в казахстане
Утилизационный сбор: что это и как рассчитывается
Иллюстративное фото: freepik.com
Введение так называемого утилизационного сбора повлияло на стоимость авто. Журналисты Нурфин выяснили, на какие цели расходуются эти средства после оплаты владельцем машины.
С 2016 года в Казахстане действует так называемый утилизационный сбор.
Суть сбора заключается в том, что при импорте автомобиля в страну или его производстве необходимо оплатить определенную сумму.
При этом сделать это нужно до первичной регистрации авто.
Стоимость утилизационного сбора высчитывается в месячных расчетных показателях. Базовая ставка платежа составляет 50 МРП, что равно 138 900 тенге, как указывает сайт kolesa.kz.
Иллюстративное фото: freepik.com
Как рассчитывается стоимость сбора
Согласно сайту kolesa.kz, конечная сумма утилизационного сбора составляется из нескольких факторов:
Так, наименьшее значение коэффициента, равное трем, имеют электромобили. Утилизационный сбор на них составляет 416 700 тенге.
На легковую машину с рабочим объемом двигателя в пределах одного-двух литров сумма взноса составит уже 972 300 тенге (коэффициент – 7).
За машину объемом от двух до трех литров нужно внести сбор в размере 1 389 000 тенге. Для авто, имеющего объем свыше трех литров используется коэффициент 23, а сумма сбора составит уже 3 194 700 тенге.
Эти расходы в конечном итоге несет покупатель, поэтому растет и стоимость новых автомобилей.
Иллюстративное фото: freepik.com
На что расходуются утилизационные сборы
Процесс утилизации автомобиля имеет свои расходы. Так, согласно kolesa.kz, на организацию отгрузки вышедшей из эксплуатации машины тратится около 18 900 тенге.
На сами работы по утилизации при этом тратится 123 000 тенге. Также учитываются выплаты казахстанцам, сдавшим старый автомобиль на утилизацию – 150 000 тенге.
На скидочные сертификаты участникам утилизации выделяется примерно 315 000 – 750 000 тенге.
Иллюстративное фото: freepik.com
Однако сертификаты выдают только при приеме грузовых машин и автобусов. И их состояние должно быть в категории полной штатной комплектации.
Остальные средства от утилизационного сбора расходуются на различные проекты, создание инфраструктуры по переработке мусора, заправочных станций для электромобилей и так далее.
Также уплаченный утильсбор частично возвращается отечественным производителям. Эти средства идут на развитие собственного производства.
Всего за четыре года существования проекта было утилизировано около 142,8 тыс. машин.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Сколько платить за утильсбор на машину в Казахстане в 2022 году
Размер утильсбора привязан к минимальному расчетному показателю и меняется год от года. Как его рассчитать в 2022 году, читайте в справке Sputnik Казахстан
В Казахстане с 2016 года взимается обязательный утилизационный сбор за ввоз транспортного средства в страну. В зависимости от объема двигателя и типа автомобиля он составляет от 460 тысяч почти до 14 миллионов тенге.
Утильсбор на авто в Казахстане: кто должен платить
С 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.
Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.
Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.
Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.
Как рассчитать размер утильсбора на автомобиль
Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.
Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2022 году размер 1 МРП предположительно составит 3 063 тенге.
Таким образом, размер базовой ставки в 2022 году – 153 150 тенге.
Размер утильсбора для легковых автомобилей
Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 459 450 тенге.
Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:
Размер утильсбора для грузовиков
Рассчитывается исходя из полной массы:
Размер утильсбора для автобусов
Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:
Размер утильсбора для тракторов
Рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
Размер утильсбора для комбайнов
Утильсбор для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
Сколько платить за утильсбор в Казахстане в 2021 году
Размер утильсбора привязан к минимальному расчетному показателю и меняется год от года. Как рассчитать размер утильсбора в 2021 году, читайте в справке Sputnik Казахстан
В Казахстане с 2016 года взимается обязательный утилизационный сбор за ввоз транспортного средства в страну. В зависимости от объема двигателя и типа автомобиля он составляет от 440 тысяч до 13 миллионов тенге (примерно от 1 до 30,5 тысячи долларов).
Кому нужно платить утильсбор на авто
С 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.
Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.
Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.
Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.
Как рассчитать размер утильсбора на автомобиль
Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.
Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2021 году размер 1 МРП составляет 2 917 тенге.
Таким образом, размер базовой ставки в 2021 году – 145 850 тенге.
Размер утильсбора для легковых автомобилей
Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 437 550 тенге.
Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:
Размер утильсбора для грузовиков
Рассчитывается исходя из полной массы:
Размер утильсбора для автобусов
Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:
Размер утильсбора для тракторов
Рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
Размер утильсбора для комбайнов
Утильсбор для комбайнов зерноуборочных и кормоуборочных рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:
Утилизационный сбор на автомобили в Казахстане в 2020 году
Ежегодный рост МРП означает и увеличение суммы утилизационного сбора.
С января 2016 года локальных автопроизводителей, а также официальных импортёров и всех, кто желает привезти автомобиль в Казахстан, обязали платить утильсбор. Внести его нужно до первичной постановки техники на учёт.
Базовая ставка утильсбора исчисляется в МРП, а это значит, что величина в тенге непостоянна и будет меняться ежегодно. С 1 апреля 2020 года расчётный показатель вырос до 2 778 тенге.
Базовая ставка сбора равна 50 МРП. В 2020 году это 138 900 тенге. В зависимости от объёма двигателя применяется коэффициент: от трёх — для электромобилей и авто с двигателем до одного литра и до 23 — для машин с объёмом мотора более трёх литров.
К примеру, утильсбор при ввозе седана Toyota Camry агрегатом составит 1 389 000 тенге. А вот за Toyota Sienna с двигателем 3.5 литра заплатить придётся 3 194 700 тенге.
Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию в отношении автотранспортных средств в Казахстане
Виды и категории ТС | Базовая ставка утилизационного сбора | Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора в отношении ТС | Сумма утильсбора в 2020 году (тг) |
1. Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G: легковые автомобили | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 3 | 416 700 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 1 000 см³ | 50 МРП | 3 | 416 700 |
От 1 001 см³ до 2 000 см³ | 50 МРП | 7 | 972 300 |
От 2 001 см³ до 3 000 см³ | 50 МРП | 10 | 1 389 000 |
Свыше 3 001 см³ | 50 МРП | 23 | 3 194 700 |
2. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили | |||
Полной массой: | |||
До 2.5 тонны | 50 МРП | 7 | 972 300 |
От 2.5 тонны до 3.5 тонны | 50 МРП | 15 | 2 083 500 |
От 3.5 тонны до 5 тонн | 50 МРП | 15 | 2 083 500 |
От 5 тонн до 8 тонн | 50 МРП | 16 | 2 222 400 |
От 8 тонн до 12 тонн | 50 МРП | 19 | 2 639 100 |
От 12 тонн до 20 тонн | 50 МРП | 21 | 2 916 900 |
От 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей | 50 МРП | 41 | 5 694 900 |
Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн | 50 МРП | 11 | 1 527 900 |
3. Транспортные средства категории М2, M3 в том числе повышенной проходимости категории G: автобусы | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 8 | 1 111 200 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 2 500 см³ | 50 МРП | 8 | 1 111 200 |
От 2 500 см³ до 5 000 см³ | 50 МРП | 16 | 2 222 400 |
От 5 000 см³ до 10 000 см³ | 50 МРП | 21 | 2 916 900 |
Свыше 10 001 см³ | 50 МРП | 27 | 3 750 300 |
(Категория М1 — легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
категория М2 — микроавтобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
категория М3 — автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
категория N1 — грузовые, имеющие максимальную массу не более 3.5 т;
категория N2 — грузовые, имеющие максимальную массу свыше 3.5 т, но не более 12 т;
категория N3 — грузовые, имеющие максимальную массу более 12 т;
категория G — транспортные средства повышенной проходимости.)
Каким будет размер утильсбора на автомобили в Казахстане в 2022 году
С 1 января размер МРП увеличится с 2917 до 3063 тенге, а за ним вырастет и утилизационный платёж.
Новый размер МРП стал больше на 5 %, потянув за собой и привязанные к нему выплаты, в том числе утилизационный сбор при ввозе автомобиля.
Платить его обязаны казахстанские автопроизводители, официальные импортёры, а также все, кто желает привезти и зарегистрировать автомобиль в Казахстане вне зависимости из стран ЕАЭС или других государств. Уплачивается утильсбор разово до первичной постановки машины на учёт.
Для расчёта, сколько платить за утилизацию транспортного средства, используется базовая ставка сбора — 50 МРП (153 150 тенге в 2022 году), умноженная на коэффициент, который зависит от вида и категории автомобиля. Утильсбор за электромобили равен нулю.
Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию в отношении автотранспортных средств в Казахстане
Виды и категории ТС | Базовая ставка утилизационного сбора | Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора в отношении ТС | Сумма утильсбора в 2022 году (тг) |
1. Транспортные средства категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G: легковые автомобили | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 0 | 0 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 1 000 см³ | 50 МРП | 3 | 459 450 |
От 1 001 см³ до 2 000 см³ | 50 МРП | 7 | 1 072 050 |
От 2 001 см³ до 3 000 см³ | 50 МРП | 10 | 1 531 500 |
Свыше 3 001 см³ | 50 МРП | 23 | 3 522 450 |
2. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 0 | 0 |
Полной массой: | |||
До 2.5 тонны | 50 МРП | 7 | 1 072 050 |
От 2.5 тонны до 3.5 тонны | 50 МРП | 15 | 2 297 250 |
От 3.5 тонны до 5 тонн | 50 МРП | 15 | 2 297 250 |
От 5 тонн до 8 тонн | 50 МРП | 16 | 2 450 400 |
От 8 тонн до 12 тонн | 50 МРП | 19 | 2 909 850 |
От 12 тонн до 20 тонн | 50 МРП | 21 | 3 216 150 |
От 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей | 50 МРП | 41 | 6 279 150 |
Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн | 50 МРП | 11 | 1 684 650 |
3. Транспортные средства категории М2, M3 в том числе повышенной проходимости категории G: автобусы | |||
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 50 МРП | 0 | 0 |
С рабочим объёмом двигателя: | |||
До 2 500 см³ | 50 МРП | 8 | 1 225 200 |
От 2 500 см³ до 5 000 см³ | 50 МРП | 16 | 2 450 400 |
От 5 000 см³ до 10 000 см³ | 50 МРП | 21 | 3 216 150 |
Свыше 10 001 см³ | 50 МРП | 27 | 4 135 050 |
(Категория М1 — легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
категория М2 — микроавтобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
категория М3 — автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
категория N1 — грузовые, имеющие максимальную массу не более 3.5 т;
категория N2 — грузовые, имеющие максимальную массу свыше 3.5 т, но не более 12 т;
категория N3 — грузовые, имеющие максимальную массу более 12 т;
категория G — транспортные средства повышенной проходимости.)
Для примера: при ввозе седана Toyota Camry с агрегатом утильсбор составит 1 531 500 тенге. А вот за Toyota Camry с двигателем 3.5 литра заплатить придётся уже 3 522 450 тенге.