Что такое устойчивое развитие корпоративная и социальная ответственность
Экология и digital: что такое sustainability, и как стать корпоративно-социально ответственным бизнесом
Успех современного бизнеса – это больше, чем качественный продукт и хорошая команда. Сегодня одна из ключевых составляющих правильной и экологичной бизнес-деятельности – корпоративная социальная ответственность. Она предусматривает ответственное отношение к организации рабочего пространства и окружающей среде.
OMNIMIX digital agency и экологический проект «Собиратор» стали стратегическими партнерами в области развития и поддержания sustainability – способности окружающей среды выдерживать деятельность человека. Мы уверены, что «экологический след» крупных игроков рынка – это проблема, которая требует незамедлительного контроля и внедрения новых решений.
«Sustainability» (от англ. устойчивость) – это совершенно новая модель использования ресурсов и взаимодействия человека и природы. Главная цель – построение новой инновационной среды с обществом, которое заботится об окружающей среде. Устойчивое развитие (sustainable development), также гармоничное развитие, сбалансированное развитие в экологическом сегменте предполагают на практике решение широкого спектра задач.
В каждом сегменте sustainable development можно выделить отдельные цели. В экологическом сегменте:
Сегменту рационального распределения ресурсов характерно следующее:
Социальный и экономический сегмент предполагает такие направления, как:
Из перечисленных задач можно выстроить глобальную цель — сохранение пригодного для жилья мира, что также предполагает контроль над изменениями климата, сохранение биоразнообразия, здравоохранение, реализация экологического правосудия.
Главная «опора» принципа устойчивого развития – это внедрение инноваций и новшеств во все сферы жизнедеятельности. Задача инноваций в этой концепции – соблюдение равновесия между потребностями человека и расходованием ресурсов.
Сегодня концепцию продолжают активно внедрять и соблюдать крупных, средних и малых бизнесах на территории США и в ряде европейских стран. Поэтому можно утверждать, что будущее уже наступило, а переход к новым экореалиям становится неизбежным.
Соответствие современным нормам предполагает нацеленность бренда на два аспекта: первый – воздействие на окружающую среду; второй – влияние на общество. Проще говоря, если современная компания или бренд в целом не может взять ответственности за собственные действия, то и будущее компании становится непрогнозируемым.
OMNIMIX в сотрудничестве с Собиратором проанализировали статистику, чтобы определить два самых «больных» для экологии направления. Это FMCG-сектор и косметическая индустрия. Компании, работающие в этих сегментах, одними из первых должны внедрять трансформации и принципы устойчивого развития в собственную деятельность.
Чтобы оставаться «на плаву» в новых экореалиях, недостаточно следовать уже привычным принципам. Моменты, на которых следует акцентировать внимание: оптимизация производства, переработка использованного сырья, поддержка не только сотрудников, но и покупателей. Sustainability – это о мышлении. Сегодня компаниям, которые внедряют экологичный образ мышления, проще найти лояльную аудиторию за счет этичности собственной продукции. Какие трансформации мы рекомендуем внедрять уже сегодня:
Экоманифест – это не просто обещать. В этом процессе важен нестандартный и креативный подход. Переход на новую сознательность можно сделать громким, интересным. Это дополнительно поможет выстроить новую стратегию продвижения, укрепив собственную репутацию.
Экологизация сегодня – это конкурентное преимущество в бизнес-среде, особенно на международной арене.
Устойчивость бренда тяжело представить без внедрения корпоративной социальной ответственности. Наша команда при сотрудничестве с Собиратором постепенно переходит на новый уровень сознательности. Партнерство направлено на популяризацию концепции «НОЛЬ отходов» (ZERO WASTE) и её принципы осознанного потребления.
Корпоративная социальная ответственность в OMNIMIX сейчас трансформируется в режим осознанного потребления. Мы уже видим первые результаты после внедрения концепции ZERO WASTE и Sustainability. Что уже сделано:
1. Организовали РСО в офисе – установили контейнеры для раздельного сбора отходов. Дополнительно мы разработали интуитивно понятные инструкции, которые дополнили QR-кодами, по которым можно просмотреть обучающими видео. Помимо этого мы внедрили обучение сотрудников внутри компании, чтобы они могли принять новые реалии. Теперь, помимо стандартной адаптации, наши сотрудники проходят и адаптацию с точки зрения РСО.
2. Провели тимбилдинг в экоцентре Собиратора, чтобы на практике рассмотреть основные правила сортировки вторсырья. На экскурсии мы прониклись философией и научились различать типы пластика, бумаги и другого вторсырья чтобы сделать сортировку эффективнее.
3. Организовали экомероприятие в компании. Мы пригласили спикера из Собиратора, чтобы узнать больше о проблеме и в ходе лекции составили чек-листы для внедрения новых экопривычек на работе и дома.
4. Стали частью экомероприятия «ЭлектроВесна-2021». Организовали пункт приема старой техники для сотрудников и клиентов прямо в нашем офисе. Собрали около 20 кг старых девайсов, проводов и другой техники и отправили их в Собиратор, который далее передал предприятиям по переработке.
6. Оказываем информационную поддержку компаниям и брендам. С независимы экспертами в области рекламы и sustainability, а также представителями агентств, брендов и площадок, мы создали рабочую группу «Устойчивого развития окружающей среды». В рамках рабочей группы готовим полноценный документ, включающий ряд рекомендаций для рекламных площадок, владельцев рекламного инвентаря о том, как правильно и экономически безвредно для бизнеса поддерживать социальные инициативы и при этом не вступать в конфликт с бизнес-стратегиями.
7. Образовательная поддержка и «зеленый» свет молодым специалистам. Наши сотрудники являются преподавателями в онлайн-школе «Нетология» на курсе «Видеомаркетинг». Мы общаемся с HR отделом образовательной школы и приглашаем молодых специалистов на стажировку с дальнейшим трудоустройством в агентство.
Сегодня становится экологичным – это не мода, это необходимость. Статистика подтверждает, что задуматься об изменениях необходимо уже сейчас. Корпоративная социальная ответственность в нашей компании – это о новой философии. Мы хотим глобально менять мир к лучшему, поэтому уже начали с себя.
Мы в OMNIMIX заключили стратегическое партнерство с проектом «Собиратор» и переквалифицировались в эко-digital агентство. В рамках партнерства мы готовы оказать комплексный консалтинг по экологизации бредов и компаний, внедрению и поддержанию РСО и КСО, помощь в организации и поддержке мероприятий, направленных на поддержание экологии и экопросвещения, реализация комплексных маркетинговых стратегий в сфере устойчивого развития и экологии, PR-поддержку и другое.
Действия – первые проявления сознательности. За этот год мы решили поменять взгляды на отдельные вещи и процессы. Мы инвестируем и поддерживаем экологические проекты, чтобы сохранить и приумножить те ресурсы, которые у нас уже есть.
Совместная работа с проектом «Собиратор» направлена на достижение трех конкретных целей. Во-первых, реализация практических кейсов и опыта в области экологизации брендов и рекламодателей. Во-вторых, мы планируем экологизировать и положительно повлиять на 5 млн человек в России в 2021 году, которые пересмотрят экопривычки и станут осознанными в потреблении. В-третьих, в рамках просветительской деятельности, агентство OMNIMIX совместно с членами ассоциации IAB Russia и независимыми экспертами, готовят документ, который будет иметь прикладной характер и отвечать на главный вопрос: как бренду выстроить стратегию так, чтобы быть экологичным, но не вступать в конфликт с бизнес-стратегиями.
Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность
Ответ на трудности, возникающие в современном мире
Принцип устойчивого развития представляет собой комплексный подход к управлению организациями, ориентированный на создание и умножение долгосрочных экономических, социальных и экологических выгод. Это своего рода ответ на трудности, возникающие в современном мире, с которыми сталкиваются организации государственного и частного сектора.
Мы оказываем содействие компаниям государственного и частного сектора в процессе преобразования из экономически ориентированных организаций в организации, создающие свою ценность за счет активного управления экономическим, социальным и экологическим воздействием.
Ознакомиться с содержанием
Наиболее точное описывают принцип устойчивого развития четыре ключевых понятия:
Устойчивое развитие
Принцип устойчивого развития связан с ответственностью за то воздействие, которое организация оказывает на внешний мир с точки зрения бизнеса, охраны окружающей среды и социальной сферы. Сознательное управление таким воздействием позволяет снизить издержки, улучшить взаимоотношения с заинтересованными сторонами и повысить эффективность управления рисками.
Принцип устойчивого развития позволяет осуществлять эффективное позиционирование организации в условиях экономической реальности, учитывая возможные социально-экономические трудности, а также экологические возможности и риски. Осознание того, что организация функционирует в расширенных рамках, в условиях комплексного взаимодействия с группами заинтересованных сторон, позволяет ей подготовиться и эффективно использовать возможности, связанные с устойчивым развитием.
Принцип устойчивого развития обеспечивает осознание того, что вокруг каждой организации находятся заинтересованные стороны. Создание и поддержание хороших взаимоотношений с заинтересованными сторонами является важной составляющей устойчивого развития, поскольку позволяет не только наиболее эффективно управлять рисками, но и содействует развитию и повышению конкурентоспособности организации.
Принцип устойчивого развития связан с преобразованием и развитием организации, а также созданием долгосрочных преимуществ за счет использования инноваций, интеллектуального и реляционного капитала.
Преимущества для предприятий
Преобразование бизнеса и применение ответственного подхода к управлению способствует:
Принцип устойчивого развития является своего рода ответом на трудности, возникающие в современном мире, который позволяет преобразовывать потенциальные угрозы и риски в возможности для организаций частного и государственного сектора.
Услуги «Делойта» в сфере устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности
Наша команда состоит из высококвалифицированных специалистов, реализующих проекты в области трансформации организаций частного и государственного сектора с целью обеспечения устойчивого развития, включая проведение анализа, определение основных стратегических направлений и подготовку отчетности. Мы оказываем содействие в ряде специфических областей устойчивого развития: управление социально-экономическим воздействием, охрана окружающей среды, взаимодействие с обществом и заинтересованными сторонами.
Мы создаем свои решения с учетом специфических потребностей организации и ее масштаба, принимая во внимание риски и потребности, связанные с ее деятельностью, ожидания всех групп заинтересованных сторон, а также необходимость участия в активном диалоге.
Мы предоставляем следующие услуги:
Ключевые инициативы
Премия центральноевропейского подразделения «Делойта» в области отчетности по устойчивому развитию Green Frog Award является наградой за лучшую отчетность по устойчивому развитию. Этот конкурс направлен на выявление и награждение компании, составившей лучшую нефинансовую корпоративную отчетность в Центральной Европе.
«Делойт» опросил менеджеров в сфере корпоративной социальной ответственности из 10 стран Центральной и Восточной Европы. Опрос проводился совместно с исследованием, организованным Польским форумом ответственного бизнеса среди польских менеджеров в сфере корпоративной социальной ответственности в рамках празднования 15-ой годовщины партнерства КСО в Польше. Оба исследования, польское и центральноевропейское, освещают роль специалистов-практиков по КСО в вопросе популяризации социальной ответственности среди компаний, а также их представления относительно благоприятных результатов воздействия деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности на социально-экономическое развитие каждой из стран.
Ежегодный рейтинг 500 крупнейших компаний Центральной Европы за 2015 год, составляемый «Делойтом», содержит информацию о крупнейших компаниях из 18 стран Центральной Европы и Украины. Выпуск также включает мнения некоторых наиболее известных руководителей предприятий региона относительно вопросов устойчивого развития и роста (Материал доступен на английском языке).
Исследование «Индекс социального прогресса за 2015 год» объединяет 133 страны, охватывая свыше 94% мирового населения. В нем изучаются 52 ключевых социальных и экологических показателя, полученных в результате анализа 12 компонентов трех основных параметров социального прогресса, которые включают базовые человеческие потребности, основы благосостояния и возможности (Материал доступен на английском языке).
Основные публикации
(Материалы доступны на английском языке)
«Делойт» также принимает активное участие в публичных выступлениях на тему устойчивого развития в рамках совместной работы с ведущими мировыми организациями. Эти выступления направлены на поиск и продвижение решений, помогающих определить и устранить проблемы в сфере устойчивого развития. Мы сотрудничаем с организациями, где принимаются ключевые решения в области устойчивого развития:
Что такое устойчивое развитие корпоративная и социальная ответственность
Спойлер: ставьте на well-being! Результаты исследований показывают, что общий эффект корпоративной социальной ответственности позитивно влияет на привлекательность работодателя. Кроме того, отношения с сотрудниками и устойчивость продукта являются ведущими аспектами, влияющими на оценку соискателей.
В общем, ничего нового. Интуитивно понятно, что корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие позитивно влияют на привлекательность работодателя в глазах кандидатов, особенно молодёжи, для которых этичность и экологичность — значимые аспекты при выборе бренда (и HR-бренда тоже).
Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это способ, с помощью которого бизнес достигает коммерческого успеха, используя методы, которые уважают этические ценности и сохраняют природную среду. Можно сказать, что КСО — это социальные последствия успешности бизнеса.
Иногда КСО рассматривают как совокупность пяти аспектов:
Полученные результаты показывают, что чем больше компания уделяет внимания вопросам устойчивого развития и КСО, тем выше становится организационная привлекательность.
Когда организации начинают внедрять высокоэффективные HR-практики, направленные на повышение вовлеченности действующих сотрудников, это также положительно влияет на потенциальных сотрудников. Они оценивают организацию как значительно более привлекательную.
По мере того как компании реализуют программы разнообразия и инклюзивности, кандидаты чувствуют себя более привлекательными для таких организаций. Однако эти действия не оказывают существенного влияния на намерение соискателя трудоустраиваться. Другими словами, кандидаты сообщают о большей привлекательности компаний D&I, но резюме они туда не направят.
По мере улучшения общественных отношений организационная привлекательность значительно возрастает, и намерения по поиску работы также увеличиваются, хотя и незначительно.
По мере того как продукт или услуга, которые предоставляет организация, становятся более устойчивыми и организационная привлекательность и намерения по поиску работы возрастают значительно.
При этом экологическая деятельность фирм не оказывала существенного влияния на организационную привлекательность фирмы или намерения кандидатов в поисках работы.
Однако в качестве инструмента привлечения сотрудников некоторые аспекты КСО кажутся гораздо более эффективными, чем другие.
Ожидаемо, что отношения с сотрудниками и восприятие их как значимого стейкхолдера бизнеса — это аспект, который создает наибольший эффект. Поскольку компания уделяет больше внимания балансу между работой и личной жизнью и программам поддержки сотрудников, соискатели относятся к организации более позитивно и уже нажали кнопку «откликнуться на вакансию».
Для исследователей (а напомню, мы говорим о 2015 годе) несколько неожиданными стали результаты о сильном влиянии устойчивости продукта или услуги компании. Предполагалось, что этичность и экологичность бизнеса важнее для потребителей, но не так значимы для сотрудников. Но сейчас уже мало кого удивят соискатели, отказывающиеся от предложений о работе по этическим соображениям (например, когда такие предложения поступают от табачных или алкогольных компаний).
Ещё один неожиданный результат — низкая значимость экологической ответственности компании для её привлекательности. Возможно, из-за того, что респонденты вообще не озабочены этим вопросом, а может быть виной тому низкая осведомлённость о проблеме.
Что такое устойчивое развитие корпоративная и социальная ответственность
25 сентября 2015 года ООН определили 17 Целей устойчивого развития (ЦУР).
Однако статистика в России оценивает осведомлённость о ЦУР на уровне, не превышающем 30%.
Что это по сути значит?
Мы не раз рассказывали про систему стратегирования и целеполагания через OKR. Так вот ЦУР – это ни что иное, как OKR для всего мира.
Но, казалось бы, где ООН с их глобальными целями, и где – наши компании.
Дело в том, что бизнес – движущая сила экономики и общественного развития, а значит, от него зависит и экологическое и социальное благополучие.
Простой пример
Наверняка вы слышали о так называемой «мусорной реформе» и «мусорном кризисе», который последовал за провалом этой реформы. Ежегодно в России образуется 57 миллионов тонн твёрдых коммунальных отходов. Проще говоря, мусора из наших домов. Внушительное число. Настолько, что даже трудно представить. Есть за что воевать. Но это лишь 1% от общего количества отходов. Остальные 99% – промышленные.
Я сама дома разделяю отходы и сдаю их на переработку – это хороший тон современного человека. Но как эколог понимаю, что это просто капля в море.
То же и с целями устойчивого развития: да, государство несёт регулирующую функцию; да, неравнодушные люди в частном порядке поддерживают (и это тоже хороший тон); но очевидно, что драйвер изменений – это бизнес.
Первые строчки рейтинга по индексу устойчивого развития традиционно занимают скандинавские страны и Финляндия, мы же обычно где-то в середине между Тайландом и Арменией.
Для тех, кто подаёт нефинансовую отчётность, у меня хорошие новости: когда стать ответственным вынудят внешние условия, вы уже будете готовы. А для остальных новости тоже неплохие – если вы начнёте сейчас, то, возможно, успеете.
Корпоративная социальная ответственность —
это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на фирмы и прочие заинтересованные стороны общественной сферы.
Иными словами, компании принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, местного сообщества, общества в целом.
Когда мы говорим не о больших транснациональных корпорациях, а о компаниях поменьше, то часто экологические и социальные инициативы носят стихийный и точечный характер. Как и в случае с домашней сортировкой отходов, это лучше чем ничего.
Особенно, когда инициатива исходит снизу, и ваши сотрудники собирают макулатуру, помогают какому-нибудь благотворительному фонду, сажают деревья или организуют занятия йогой в офисе после работы. Наверняка, вы как HR сталкивались с такими вопросами. И это очень тонкий момент, связанный с брендом работодателя и ценностями компании. Как вы понимаете, «бунт» лучше возглавить и действовать проактивно.
Разумеется встаёт вопрос: а делать-то что?
К сожалению, методические руководства и кейсы отечественных компаний не содержат последовательного алгоритма, но представляют собой лишь набор рекомендаций и примеры отдельных инициатив или наоборот раскрывают общие принципы и похожи на лозунги «за всё хорошее и против всего плохого». То же и с выступлениями на конференциях. Там можно послушать, как много хорошего делается. И спикеры даже говорят про ценности и стратегию. Это верно: для создания по-настоящему устойчивого бизнеса необходимо, чтобы все сотрудники, а затем партнеры и клиенты разделяли устойчивые ценности.
Корпоративная социальная ответственность, которая не пронизывает ценности, стратегию и бизнес процессы компании – не имеет ни смысла, ни перспектив. Переход к устойчивому развитию требует системности и грамотного управления изменениями.
Давайте сегодня это обсудим. Мне хочется дать канву, которую вы сможете использовать, нанизывая на неё лучшие практики именно для вашего бизнеса.
КСО и устойчивое развитие бизнеса в России. Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность
КСО и устойчивое развитие бизнеса в России. Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность
Проблема социальной ответственности бизнеса, т.е. его ответственности перед народом или обществом в целом, в последние годы получила свое неоднозначное развитие в Российской Федерации. С одной стороны, фактически начиная с XIII съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, на котором президент РФ в 2003 году призвал российский бизнес стать «социально ответственным», начался достаточно явный процесс добровольной активности в этой области со стороны наиболее сознательной и стратегически мыслящей части российского бизнеса. В основном это крупный частный бизнес. Он начал активный диалог с заинтересованными общественными группами, стал внедрять современные международные стандарты социально ориентированного и экологического менеджмента, опубликовал свои первые социальные отчеты, иногда в форме отчетов устойчивого развития, считающиеся наиболее прогрессивными в среде лидеров мирового бизнеса. Среди них в основном крупнейшие российские компании и несколько банков, такие как ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», ОАО «Татнефть», корпорация «Илим Палп», ООО «НОВОГОР-Прикамье», ООО «ЕвразХолдинг», группа СУАЛ, ОАО «Магнитогорский МК», АКБ «РОСБАНК» и Тольяттинский «ФИА-БАНК», и другие. Но пока что это только небольшая группа компаний-энтузиастов, понимающих стратегическую значимость этой работы для устойчивости своего бизнеса. Деятельность компаний в этой области направлена также на выстраивание понятных, регулярных и эффективных взаимоотношений с региональной и местной властью, а также гражданским обществом.
Развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) в России идет в соответствии с мировыми тенденциями, но пока что медленно и фактически не охватывает малый и средний бизнес. Дело в том, что под социальной ответственностью, представляемой обществу в открытой форме в ее наиболее развитом варианте, понимается деятельность компаний по трем «корзинам» ответственности: экономической (качество, безопасность продукции и услуг, а также их физическая и ценовая доступность), экологической (снижение вредных выбросов и других нагрузок на окружающую среду) и социальной (развитие собственного коллектива и внешние социальные проекты, включая благотворительность). Российский малый и средний бизнес ограничивается, как правило, лишь благотворительностью местного масштаба, предъявляя ее как основную форму своей социальной ответственности.
КСО является составной частью корпоративного управления, а не просто функцией связей с общественностью (ПР-ом). Эта деятельность, отражающаяся в системе экономических, экологических и социальных показателей устойчивого развития, осуществляется через регулярный диалог с обществом, являясь частью стратегического планирования и управления компаниями. Поэтому решения в области КСО принимаются всеми взаимосвязанными уровнями корпоративного управления: собственниками компаний, советами директоров и менеджментом. Суть этой работы заключается в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компаний и для общества.
При таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний. Фактически КСО – это политика и реализация стратегии устойчивого развития компании. КСО и устойчивое развитие – это «две стороны одной медали». Влияние КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: любой портфельный инвестор, принимая серьезное решение по покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков. Компания может быть привлекательна с точки зрения своей текущей прибыльности, но крайне неустойчива с точки зрения экологической и социальной.
В России, помимо крайне слабой вовлеченности малого и среднего бизнеса в этот процесс, отсутствует также и поступательное развитие в этой области в среде крупных и средних государственных компаний (а также компаний с преимущественно государственным контролем). Это связано во многом с проблемой непрозрачности российского бизнеса. Ведь открытая публикация социальных, экологических отчетов или отчетов по устойчивому развитию по международным стандартам предполагает добровольное дополнительное раскрытие очень важной информации во всех областях деятельности компаний.
Как показали результаты исследования Standard & Poor’s 2005 года, уровень прозрачности российского государственного бизнеса значительно ниже частного, что, конечно, нельзя считать нормальным. По идее, все должно быть ровно наоборот: ведь эти компании – государственные, в конечном счете, народные, и поэтому должны быть по определению более открытыми для общества и более социально ответственными.
Что такое социально ответственная компания?
Перед тем, как остановиться на основных формах нефинансовой отчетности, а также отчетности в области устойчивого развития, необходимо определиться с самим понятием «социальной ответственности российской компании», которое в настоящее время не имеет однозначной трактовки в Российской Федерации. Связано это в первую очередь с тем, что в условиях отсутствия координации этой деятельности в обществе в целом, и в первую очередь на федеральном государственном уровне, все его заинтересованные стороны (бизнес, власть и НКО) трактуют это понятие в собственных интересах, пытаясь закамуфлировать или даже в открытую занизить или завысить свою долю социальной ответственности.
Ниже предлагается системное определение социальной ответственности бизнеса, которая распадается на предусмотренную законодательно и добровольную, разработанное российскими профильными НКО при координации НП «КСО – Русский Центр» в результате серии последовательных экспертных семинаров в 2004 году.
Социальная ответственность российской компании (или корпоративная социальная ответственность, КСО) – это ее вклад в экономическую, экологическую и социальную деятельность, обеспечивающий и поддерживающий устойчивое развитие, как самой компании, так и региона (ов) ее присутствия и общества в целом.
Социальная ответственность российской компании определяется в соответствии с законодательно предусмотренными и добровольными действиями, находящимися в постоянном процессе совершенствования в результате регулярных диалогов компании с заинтересованными сторонами внутри самой компании и за ее пределами. Социально ответственной является такая компания, которая соблюдает все законодательно предусмотренные правила и обязательства, входящие в минимальный набор признаков корпоративной социальной ответственности, что включает:
– производство качественных и безопасных для использования товаров и услуг;
– полную уплату всех видов налогов;
– выплату регулярной заработной платы своим работникам и внесение своего вклада в их социальное обеспечение;
– соблюдение требований антимонопольного законодательства;
– соблюдение законодательных норм в области охраны окружающей среды и требований государства к экологически чистому производству;
– обеспечение безопасности, здоровья и охраны труда своих работников, соблюдение норм трудового права;
– соблюдение прав человека, предоставляемых Конституцией РФ.
Отвечая общественным запросам, социально ответственная российская компания может принимать на себя дополнительные обязательства, входящие в добровольный набор признаков социальной ответственности, что отвечает интересам самой компании и общества в целом, а именно:
Экономика и корпоративное управление
– соблюдать принципы социальной ответственности, заложенные в Кодексе корпоративного поведения и Социальной хартии российского бизнеса;
– разрабатывать и последовательно соблюдать внутрикорпоративные кодексы или иные документы собственной деловой этики;
– постоянно развивать качество, потребительские свойства и социальную значимость своей продукции и услуг;
– поддерживать добросовестную деловую практику, устанавливая надежные отношения со своими поставщиками, дистрибьюторами и клиентами, отдавая предпочтение компаниям, отвечающим требованиям социальной ответственности;
– поддерживать развитие малого и среднего бизнеса, включая собственные технологические цепочки, а также участвуя в соответствующих отраслевых и межотраслевых программах и фондах;
Экология
– предпринимать меры технологического характера, направленные на экономию потребления энергии, водных и прочих ресурсов;
– организовывать переработку отходов производства и очистку сточных вод, постепенно внедряя безотходные технологии производства;
– ограничивать выбросы веществ, разрушающих озоновый слой, парниковых газов, химических веществ и других вредных выбросов в атмосферу;
– организовывать рациональное землепользование и поддерживать биоразнообразие и естественную среду обитания, в том числе рекреативные зоны и заповедники;
Социальная политика
– участвовать в социальных инвестициях через свои внутренние и внешние социальные программы;
– развивать свой персонал через систему профессиональной подготовки кадров;
– осуществлять социальные проекты спонсорского и благотворительного характера на территориях своего присутствия, поддерживая их социальное благополучие, безопасность и устойчивость;
– участвовать в спонсорских и благотворительных программах регионального и федерального значения, направленных на решение острых общенациональных проблем;
– поддерживать социальные проекты в областях культуры, спорта и образования;
– участвовать в проектах частно- государственных партнерств, направленных на решение социальных и экологических проблем общества;
– принимать участие в международных благотворительных и социальных проектах;
– поддерживать общественные и некоммерческие организации гражданского общества;
– регулярно проводить диалоги и общественные слушания с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами): акционерами и инвесторами, сотрудниками и профсоюзами, поставщиками и потребителями, представителями местных, региональных и федеральных государственных органов власти, СМИ, профессиональными объединениями, общественными и некоммерческими организациями и другими, и на этой основе вносить необходимые изменения в свою деятельность;
– повышать открытость и прозрачность своего бизнеса через системы регулярной социальной отчетности и международной отчетности по устойчивому развитию, позволяющими улучшать качество управления производством, социальным развитием и нефинансовыми рисками.
Дополнительные признаки или мероприятия в области социальной ответственности бизнеса не имеют никаких пределов, составляя предмет добровольной гражданской инициативы во взаимодействии с заинтересованными сторонами самой компании и обществом в целом. Способствуя эффективному управлению нефинансовыми рисками, дополнительные мероприятия являются мощным средством демонстрации бизнесом своей моральной ответственности за состояние и развитие общества. КСО является средством постоянного и последовательного повышения конкурентоспособности российского бизнеса, стимулируя его технологическую и социальную инновационность.
КСО как базовая идеология корпоративного управления
Во всем мире, и здесь Россия не исключение, проблемы нефинансовых рисков для компаний играют все возрастающую роль. Для инвесторов они становятся все более значимы, наряду с коммерческими и экономическими. Отчеты по КСО, начиная примерно с середины 90-х годов прошлого века, как раз закрывают эту «информационную брешь» для инвестора, показывая и доказывая ему, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, снижая тем самым риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций.
КСО постепенно станет базовой идеологией корпоративного управления и менеджмента, как это уже произошло в большинстве развитых стран мира. Сейчас в России существует целая палитра составляющих корпоративной социальной ответственности, и каждая компания дает свое определение этому понятию через призму своих стратегических задач и приоритетов, своей корпоративной культуры и степени той ответственности и обязательств, которые она готова на себя принимать. Ведущие социально ответственные российские компании выделяют несколько взаимосвязанных характеристик своей концепции в этой области:
КСО – стратегический бизнес-подход к управлению социальной, экологической и экономической ответственностью компании, который позволяет выявить и сформулировать круг своих обязательств и направлений ответственности и реализовывать их по принципу постоянного улучшения в рамках общей стратегии бизнеса;
КСО – совокупность принципов поведения и управления, принимаемых компанией добровольно и оказывающих значимое влияние на процесс принятия решений любого уровня, основанный на ответственном отношении и учете пожеланий стратегически важных для устойчивого развития бизнеса сторон;
КСО – система менеджмента, представляющая собой набор механизмов и инструментария, позволяющих управлять скоординировано и сбалансировано нефинансовыми аспектами деятельности компании.
Такой подход будет способствовать тому, что в социально ответственных компаниях эта деятельность будет последовательно осуществляться через регулярный диалог с обществом и применяться при стратегическом планировании и управлении компанией, а также отражаться в результирующей системе экономических, экологических и социальных показателей. Суть этой работы заключается в том, что любые производственные и экономические решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компании и для общества. Только при таком построении КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности компании.
Социально-экологическая отчетность и отчетность в области устойчивого развития
Являясь добровольной деятельностью компании, социально-экологическая отчетность и отчетность в области устойчивого развития представляют собой технологию и инструмент корпоративного управления, позволяющие систематизировать деятельность компании в нефинансовой сфере (социальные, экологические и иные программы и инициативы) и улучшить качество стратегического и оперативного управления, что ведет к повышению устойчивости и управляемости организации в целом. Такая добровольная открытая отчетность позволяет компании продемонстрировать свою приверженность принципам концепции КСО и устойчивого развития, стать прозрачной для общества и предоставить значимую для нее информацию в рамках корпоративной экологической, социальной и этической результативности.
Международное признание такой практики информирования явилось результатом высокой эффективности данного элемента управления для организаций любых типов и размеров, — коммерческих и некоммерческих, государственных и частных, производственных и работающих в сфере услуг. Среди основных выгод отчетности по КСО и устойчивому развитию для организации можно отметить, что она:
позволяет выявлять мнения и ожидания заинтересованных сторон относительно деятельности организации и разъяснять свою стратегию в области КСО;
демонстрирует, что мнения заинтересованных сторон были услышаны и учтены, и формирует долгосрочное доверие и сотрудничество;
служит эффективным инструментом выявления, предупреждения и снижения нефинансовых рисков и формирования устойчивой репутации (как ответственного работодателя, партнера, гражданина и т.п.);
позволяет представить достигнутые показатели эффективности в области КСО и устойчивого развития, оценить их и учесть при принятии решений всех уровней тем самым, повышая их качество;
помогает отслеживать соответствие организации принципу постоянного совершенствования и стимулирует последующие улучшения внутренних процессов в организации;
повышает конкурентоспособность и т.п.
В настоящее время в мире существует около 30 международных стандартов в области КСО. Они предназначены для проведения оценки и управления мероприятиями КСО, а также представления отчетности в этой области на корпоративном уровне. Для более адекватного восприятия и для внедрения на корпоративном уровне эти стандарты целесообразно сгруппировать, например, по четырем основным группам в зависимости от сферы и целей их использования:
– Руководящие принципы и кодексы поведения (Руководящие принципы Amnesty International по соблюдению прав человека для компаний и ОЭСР для многонациональных корпораций, Глобальный договор ООН и другие);
– Системы управления и схемы сертификации (Схема экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001, стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000 и другие);
– Рейтинговые индексы (Индекс Доу Джонса по устойчивому развитию DJSI, \”этические\” индексы FTSE4Good и т.д.)
– Системы подготовки отчетности (Глобальная инициатива по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА1000S)
В России на протяжении последних 10 лет компании-лидеры наиболее активно внедряют схему экологического менеджмента и аудита EMAS, эко-стандарты ИСО 9000 и 14001 и стандарт для оценки социальных аспектов систем управления SA 8000. В области отчетности по КСО в последние 2-3 года используются стандарт Глобальной инициативы по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI и процессный стандарт разработки отчетов АА1000S.
Руководство глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития (Guidelines of Global Reporting Initiative,GRI) – один из наиболее признанных и используемых в настоящее время международных стандартов – структурирован по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. Этот рекомендательный стандарт в соответствии с Руководством 2006 года – G3 включает 46 основных и 33 вспомогательных показателей результативности компаний по четырем направлениям, абсолютное большинство из которых количественные. Стандарт Глобальной инициативы по представлению отчетности в области устойчивого развития GRI – это стандарт, ориентированный на результат, который определяется по показателям экономической, производственной, экологической и социальной результативности:
экономика – 8 основных и 1 дополнительный показатель результативности
продукция – 3 основных и 6 дополнительных показателей результативности
экология – 16 основных и 14 дополнительных показателей результативности
социальная политика (труд, права человека, общество) – 19 основных и 12 дополнительных показателей результативности
На сегодняшний день эта форма наибольшей степени раскрытия информации в области социально-экологической ответственности компаний. Этот стандарт предусматривает возможность поэтапного использования показателей результативности по мере развития нефинансовой отчетности компаний, приступающих к этой сложной и кропотливой работе.
Серия стандартов AccountAbility 1000 (АА1000S) служит форматом поддержки GRI и других международных стандартов, определяет процедуры взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), разработки социального отчета (отчета по устойчивому развитию) и устанавливает принципы их верификации и оценки. Ключевым в этой серии является стандарт АА1000SES – взаимодействия со стейкхолдерами компаний. Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) – это физические и юридические лица или группы лиц, которые влияют на компанию/организацию и ее деятельность и/или испытывают на себе влияние со стороны организации: акционеры, клиенты, потребители товаров и услуг организации, представители бизнеса, гражданского общества, государственной власти и профсоюзов.
Виды нефинансовой отчетности
В зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности может осуществляться в пяти основных видах:
– специальный раздел в годовом отчете;
– социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов КСО;
– экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на ОС, показатели и затраты на экополитику;
– отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;
– отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.
Ниже приводим типовые структуры четырех видов отчетности компаний (помимо специального раздела в годовом отчете) в области своей социальной и экологической ответственности.
Социальный отчет – это простой перечень и описание всех социальных, экологических, спонсорских и благотворительных проектов компании в формате, удобном для ПР-кампаний.
Экологический отчет:
• Приоритеты компании в области рационального природопользования
• Официальные документы, постановления государственных органов и концепции экологической политики
• Система экологического менеджмента
• Экологический мониторинг и производственный экологический контроль
• Воздействия компании на окружающую среду и экологические показатели
• Затраты, эффективность и экономические аспекты экологической политики
Отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности:
• Корпоративные принципы, ценности и культура
• Миссия и стратегические цели компании
• Социальная политика по развитию коллектива
• Социальные, экологические и общественные проекты компании на местном, региональном и федеральном уровнях
• Экономические, экологические и социальные показатели
• Спонсорство и благотворительность
• Будущие вызовы и задачи компании
Отчет по устойчивому развитию:
• Корпоративные принципы, ценности и культура
• Миссия и стратегические цели компании
• Экономическая результативность и развитие
• Экологическая устойчивость производства
• Социальная политика компании
• Будущие вызовы и задачи компании
Принципиальна полная открытость всех видов данной отчетности для широкой общественности. СМИ – один из стейкхолдеров, но с особой ролью – освещение лучших практик (опыта) в этой области для их мультипликации деловым и гражданским сообществами. В России небольшая часть крупного бизнеса активно развивает формы ежегодной отчетности с использованием базовых принципов, элементов и показателей результативности международных стандартов.
Если сейчас ведущие компании и корпорации мира отчитываются о своей социальной и экологической ответственности по GRI, то это значит, что этот стандарт эффективен и общепризнан. К тому же, новый рейтинговый и инвестиционный индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию рассчитывается именно на основе показателей, сходных с GRI. А это уже вопрос и эффективности данной работы по управлению КСО и ее прямой связи с ростом капитализации российских компаний на ведущих фондовых площадках мира.
На наш взгляд, если ведущие специалисты мира уже сделали эту работу (имеется в виду Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития и процессный стандарт разработки социальных отчетов АА1000S), то не стоит изобретать очередной «российский велосипед» в этой области. Следует просто осваивать и внедрять эти «мягкие» стандарты – ведь они унифицированы и понятны всему развитому миру, а также всем лидерам третьего мира, активно участвующим в этом процессе, таким как Бразилия, Аргентина, Чили, Южная Корея, ЮАР и т.д. К тому же, на уровне отдельных показателей результативности (экономических, экологических и социальных) что-то добавлять, безусловно, можно с учетом российской специфики – в форме так называемых национальных (страновых) Приложений GRI.
Проблемы внедрения
Для того, чтобы российским компаниям приблизиться к мировому уровню социальной и экологической ответственности предстоит сделать очень многое. Но начинать надо с внедрения концепции устойчивого развития и социально-экологической ответственности в разных формах, наиболее удобных для компаний, в том числе и простейших –специального раздела годовых отчетов, а также социальных и экологических отчетов. При этом принципиально важно выстроить постоянный формализованный диалог с властью всех уровней и гражданским обществом о социальной ответственности своего бизнеса, но не популистский, а очень конкретный, когда в результате представители власти и гражданского общества сами, в свою очередь, формулируют и предъявляют свою собственную долю социальной ответственности. Это такое постоянное трехстороннее движение, полезное и эффективное для всех. Начальные шаги компании могут делать и самостоятельно, на уровне «инвентаризации» своей социальной ответственности.
Следует отметить, что на местном и региональном уровнях (но не во всех регионах) такое взаимное движение уже происходит, и сотрудничество часто осуществляется в довольно эффективных формах межсекторного социального партнерства, и поддержка социальной ответственности бизнеса приобретает более скоординированный характер.
И здесь у государственных органов региональной и муниципальной власти уже апробирован целый набор эффективных средств и методов:
– проведение социальных форумов регионов, на которых формулируются социальные и экологические приоритеты развития, с приглашением бизнеса к участию в важнейших мероприятиях власти;
– разработка и реализация специальных целевых программ и социальных инвестиций в социальной, экологической, культурной и спортивной областях с прямым долевым участием компаний в их финансировании;
– участие представителей региональных и муниципальных органов в мероприятиях бизнеса, в том числе в так называемых диалогах по его социальной и экологической ответственности с целью выработки конкретных рекомендаций для бизнеса в развитии своих общественных программ;
– проведение семинаров и специальных мероприятий для развития межсекторного социального партнерства с участием всех его сторон: власти, бизнеса и гражданского общества;
– переход на подключение НКО (например, фондов местных сообществ) к реализации совместных социальных и экологических программ власти и бизнеса для повышения их эффективности и гарантированной прозрачности расходования объединенных средств.
В российских регионах и на муниципальном уровне постепенно приходит понимание необходимости выстраивания отношений с бизнесом на постоянной и понятной основе. Если раньше региональная и местная власть обращались к бизнесу в основном для того, чтобы срочно латать «дыры» в социальной, экологической сфере или в инфраструктуре, то теперь большая часть губернаторов, региональных законодательных собраний, мэров городов предпочитают планировать совместные среднесрочные проекты и программы в различных областях. Это выгодно и власти, и бизнесу. Постепенно выстраиваются стабильные партнерские отношения. Но до разработки планов «устойчивого развития» регионов еще очень далеко. Из известных попыток можно отметить лишь долгосрочные программы развития Томской области и города Новосибирск.
Однако на федеральном уровне – в Правительстве РФ, пока что нет ни уполномоченного органа или структурного подразделения, ни тем более сформулированной государственной политики по социальной ответственности бизнеса. Да и в области устойчивого развития страны в целом налицо ничем необъяснимая недооценка ее значимости – с декабря 1997 года Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации, одобренная тогда Правительством, ни разу с тех пор не обсуждалась на предмет ее реализации и корректировки. При этом в соответствии с Планом осуществления Йоханнесбургской Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 года, все страны-участницы должны были «срочно предпринять шаги для достижения прогресса в разработке национальных стратегий устойчивого развития и начать их осуществление к 2005 году». Складывается впечатление, что государственная бюрократия в ее современном виде, увлеченная противоречивой административной реформой и решением текущих социальных проблем, не заинтересована и не мотивирована анализировать и формулировать стратегические задачи в этой области. И это очень серьезная проблема, т.к. в ежегодных посланиях президента РФ формулируются лишь текущие и среднесрочные приоритеты страны. Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, разрабатываемые Министерством экономического развития и торговли, лишь уточняют и детализируют эти приоритеты и описывают различные сценарии развития экономики страны.
Опыт социально-экологической отчетности в Российской Федерации
Российские компании, используя мировой опыт и начиная реализацию серьезных проектов в области КСО и устойчивого развития по показателям экономической, экологической и социальной результативности, решают сразу две задачи – получение мощного ПР внутри страны и «подтягивание» своих компаний к уровню ведущих зарубежных компаний. А системой КСО по международным стандартам и отчетностью по устойчивому развитию GRI на начало августа 2006 года уже было охвачено 876 корпораций и компаний – мировых лидеров. Многие из них поддержали Глобальный договор о корпоративной деятельности ООН (UN Global Compact), включающий 10 принципов корпоративной социальной ответственности, последний из которых – борьба против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Всего, по состоянию на октябрь 2006 года, 43 компании Российской Федерации выпустила нефинансовые отчеты. 14 из них представлены в форме главы в годовых отчетах компаний, 18 – в форме социальных отчетов, 7 – как отчеты по устойчивому развитию и 4 в форме экологических отчетов. При этом, 12 из всех этих отчетов разработаны с использованием методологии и показателей международных стандартов GRI и АА1000S: ГМК «Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», ОАО «Татнефть», ОАО ЮКОС, корпорация «Илим Палп», Северо-западная лесопромышленная компания, ООО «НОВОГОР-Прикамье», ООО «ЕвразХолдинг», МХК «ЕвроХим», «Shell», «BP». Компания РУСАЛ опубликовала свой нефинансовый отчет в соответствии со своей практикой соблюдения 10 принципов Глобального договора ООН.
На текущий момент только четыре российские компании представляют свою экологическую политику в форме отдельных экологических отчетов: ОАО «Газпром», ОАО «Рязанская ГРЭС», ОАО «Архангельский ЦБК» и ОАО «Северо-западная лесопромышленная компания». Безусловно, это крайне мало для Российской Федерации, но представляемые отчеты имеют высокий уровень транспарентности по большинству направлений экологической ответственности и по используемым экологическим показателям, что имеет показательное значение для возможных российских компаний-последователей. Тем более, что среди этих компаний ОАО «Газпром» – крупнейшая корпорация Российской Федерации.
Показатели экологической отчетности этих открытых экологических отчетов совместимы и в основном соответствуют международному стандарту по отчетности в области устойчивого развития GRI по основным направлениям:
• Выбросы в атмосферу;
• Водные ресурсы;
• Отходы;
• Отработанные и рекультивируемые земли;
• Ресурсо- и энергосбережение,
• Затраты на охрану окружающей среды и экологические платежи;
• Переподготовка персонала.
Системы управления в области экологии в этих ведущих компаниях России соответствуют требованиям ИСО 14001. При этом в ОАО «Газпром» внедрена система экологического менеджмента, предусматривающая и экологический мониторинг, и производственный экологический контроль (в том числе административные проверки соблюдения экологического законодательства).
Корпоративная социальная ответственность и социально-экологическая отчетность в коммунально-инфраструктурном секторе РФ
Особо выделяется по своей значимости среди отчетов, разработанных с использованием методологии и показателей международных стандартов GRI и АА1000S, отчет РАО «ЕЭС России» о социальной ответственности и корпоративной устойчивости ( http://www.rao-ees.ru/ru/info/about/resp/mail.cgi?content.htm ), выпущенный и представленный на общественное обсуждение в середине текущего года. Имея уже определенный опыт открытой экологической отчетности, наиболее известный из практики Рязанской ГРЭС, РАО «ЕЭС России» сделал крайне важный шаг для всего концерна, органично интегрировав экологическую составляющую в общую концепцию и в отчет по устойчивому развитию (с использованием нового, третьего поколения стандарта GRI- G3).
С учетом роли РАО «ЕЭС России» в производстве электро- (70%) и теплоэнергии (32%) в РФ, масштабы экологического воздействия этой корпорации имеют одно из определяющих значений в стране:
• Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ составляют 14% от общероссийского объема;
• Выбросы парниковых газов, в частности СО2, соответствуют 30% всех выбросов России;
• Забор природных вод – 36% общего использования водных ресурсов страны;
• Сброс загрязненных сточных вод – 3% от общероссийского объема;
• Отходы – около 1% общероссийского объема и т.д.
Таким образом, сделан принципиальный шаг крупнейшей электроэнергетической корпорации России в сторону внедрения современной добровольной отчетности в области устойчивого развития, в которой экологическая составляющая занимает равноправное и существенное место. Тем не менее, нельзя и переоценивать эту работу РАО. Первый нефинансовый отчет для любой компании всегда является глубокой «инвентаризацией» состояния ее социально-экологической ответственности, открытости клиентам и всем заинтересованным сторонам, а также объективной оценкой уровня и состояния ее продукции и услуг в ходе открытых диалогов с общественностью в соответствии со стандартом АА1000. Реальное продвижение по пути повышения социально-экологической ответственности и устойчивого развития начинается у компаний в ходе разработки дальнейших отчетов, когда компании в ходе открытых диалогов через год-два фактически отчитываются перед стейкхолдерами по своим принятым ранее обязательствам. И этот процесс зачастую носит очень критический и острый характер, нацеливая и заставляя компанию адекватно отвечать на критику и повышенный требования клиентов и других стейкхолдеров.
Среди инфраструктурных и коммунальных компаний РФ внедрением передовых принципов КСО и устойчивого развития, помимо РАО «ЕЭС России», на данный момент занимаются лишь еще две компании: ОАО «Российские коммунальные системы» и ООО «НОВОГОР-Прикамье» (дочерняя компания ИК «Интеррос»). ОАО «РКС» использовало в своей нефинансовой отчетности международный стандарт АА1000, а Пермский водоканал – оба ведущих мировых стандарта (АА1000 и GRI – см. http://novogor.perm.ru/ ). Нефинансовая отчетность, как уже отмечалось, по определению является публичной и открытой деятельностью. Соответственно и отчетность в этой области должна быть общедоступной, и в первую очередь на корпоративном сайте. ОАО «РКС» такую возможность своим заинтересованным сторонам (стейкхолдерам) и клиентам пока не представляет.
Рейтинги социально-экологической ответственности
Важную роль для активизации и общественного мониторинга экологической и социальной ответственности российских компаний играют общероссийские рейтинги в этой области. Наиболее известными среди них являются рейтинг \”Экологическая ответственность крупнейших промышленных предприятий России\”, разрабатываемый
Межрегиональной общественной организацией Независимая социальная природоохранная инициатива (МОО \”НЕСПИ\”) и рейтинги прозрачности экологической отчетности и социально-экологической эффективности Международного социально-экологического союза (МСоЭС) и Независимого экологического рейтингового агентства (НЭРА).
Цели и методологии этих рейтингов существенно отличаются друг от друга.
Объектом ранжирования МОО \”НЕСПИ\” является «экологическая активность»: природоохранная деятельность предприятий, ее законность, полнота и активность, вне зависимости от объема собственно выбросов и загрязнения, индивидуальных для разных отраслей промышленности. В рамках рейтинга оцениваются и 20 крупнейших российских холдингов. При этом оценка в отношении холдингов учитывает двойной критерий – экологическую ответственность предприятий холдинга и информационную открытость в плане экологически значимой информации.
Рейтинг же НЭРА нацелен как раз на оценку экологического воздействия 110 компаний и входящих в них 700 предприятий по шести основным показателям, наиболее распространенным в российской практике мониторинга: использование воды из природных источников, сброс сточных вод, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, образование отходов, нарушение земель и выбросы от автотранспорта предприятий. Ранжирование компаний проведено по трем интегрированным индикаторам: уровню экологических воздействий, производимых одним работником; краткосрочным изменениям экологической эффективности (2003–2004 гг.) и долгосрочным изменениям экологической эффективности (2000–2004 гг.). В ходе составления своего рейтинга НЭРА также оценивает экологическую прозрачность компаний.
Интересно отметить, насколько отличаются результаты рейтингов этих двух организаций и насколько своеобразно они отражают уровень «экологической активности» российских компаний, с одной стороны, и уровень их воздействия на окружающую среду, с другой стороны. Так, например, первая пятерка рейтинга 20 крупнейших российских компаний-холдингов, рассчитанная по методологии МОО \”НЕСПИ\” выглядит следующим образом:
1. ОАО «Газпром»
2. ОАО ГМК «Норильский никель»
3. Северсталь-Групп Холдинг
4. ООО ЕвразХолдинг
5. ЗАО «Илим Плп Энтерпрайз»
В то же время, в соответствии с рейтингами НЭРА по уровню интегральных экологических издержек (воздействий) на среду с расчетом на одного работника, эти корпорации занимают соответственно 73-е, 105-ое, 79-е, 84-е и 100-е места, по краткосрочным изменениям экологической эффективности соответственно 64-е, 96-е, 63-е, 45-е и 62-е места, а по долгосрочным изменениям экологической эффективности соответственно 74-ое, 72-ое, 52-е, 31-ое и 66-ое места.
Данные этих рейтингов, возможно и, скорее всего, не противоречат друг другу, т.к. оценивают абсолютно разные области экологической ответственности компаний. Но они очень хорошо иллюстрируют, насколько неочевидна связь между «экологической активностью» российских компаний и их реальными уровнями нанесения ущерба окружающей среде. В то же время, следует, безусловно, учитывать и отраслевую принадлежность этих компаний. Очевидно, что экологическое воздействие предприятий пищевой промышленности «по определению» ниже нефтегазовой, химической, металлургической или лесопромышленной. Однако, среди лидеров рейтинга МОО \”НЕСПИ\” как раз представители «самых грязных» отраслей, что говорит только о их высокой активности в области природоохранных инициатив, внедрения систем экологического менеджмента, их юридической и, что очевидно, активной информационной и ПР поддержки. Одновременно, показательно, что рейтинги прозрачности экологической отчетности крупнейших компаний России МОО \”НЕСПИ\” и НЭРА во многом совпадают, а количество компаний, раскрывающих свою экологическую информацию, каждый год увеличивается. Это свидетельствует о росте сознательности и уровня социальной и экологической ответственности российских компаний, с одной стороны, а также о чрезвычайно важной роли некоммерческого сектора РФ в этой области, в том числе и рейтингующих НКО.
* Управление природоохранной деятельностью в странах ВЕКЦА. ОЭСР. 2005, с.99.
Безусловно, корпоративная отчетность в области устойчивого развития и экологической ответственности в Российской Федерации находится на стадии становления. Однако участие в этом процессе крупнейших государственных и частных корпораций, а также постепенный рост количества выпускаемых добровольных отчетов за последние три года, позволяют сделать вывод о том, что в РФ отчетность в области устойчивого развития и социально-экологической ответственности имеет хороший темп, качество, ориентированное на международные стандарты, а также неплохие перспективы. Активизация международного сотрудничества со странами Европейского союза и СНГ в этой области могло бы существенно и положительно повлиять на общее состояние государственной экологической политики в Российской Федерации, которая в настоящее время организационно раздроблена и далека от уровня ведущих развитых государств
В заключение, приводим наши предложения в целях активизации продвижения и дальнейшего упорядочения КСО и нефинансовой отчетности в Российской Федерации на основе внедрения новых организационных и экономические методов и рычагов:
Федеральный уровень:
выделение функции формулирования национальных приоритетов и регулирования КСО и нефинансовой отчетности на уровне федерального министра (без использования каких-либо новых административных форм);
проведение ежегодных форумов по социальной и экологической ответственности бизнеса и формам его взаимодействия с государством;
разработка и распространение регулярных правительственных публичных коммуникаций (заявлений) по развитию системы социально-экологической ответственности бизнеса;
разработка ведущими ассоциациями бизнеса (РСПП, Деловая Россия и ОПОРА), а также отраслевыми ассоциациями производителей рекомендаций по внедрению на добровольной основе международных стандартов управления и отчетности в области устойчивого развития и экологии;
бюджетное финансирование и тендерное распределение проектов в области КСО, устойчивого развития и экоотчетности среди профильных НКО;
долевое участие бизнеса в приоритетных национальных проектах на федеральном уровне.
Региональный уровень:
проведение специальных форумов по устойчивому развитию регионов, на которых формулируются социальные и экологические приоритеты региональной власти с приглашением бизнеса к участию в важнейших мероприятиях региональных администраций;
разработка и реализация специальных целевых программ и социальных инвестиций в социальной, экологической и культурной областях с прямым долевым участием региональных администраций и компаний в их финансировании;
участие представителей региональных и муниципальных органов в мероприятиях бизнеса, в том числе в так называемых диалогах по его социальной ответственности с целью выработки конкретных рекомендаций для бизнеса в развитии своих общественных программ;
проведение семинаров и специальных мероприятий для развития межсекторного социального партнерства с участием всех его сторон: власти, бизнеса и гражданского общества;
переход на подключение НКО к реализации совместных социальных программ власти и бизнеса для повышения их эффективности и гарантированной прозрачности расходования объединенных средств;
долевое участие бизнеса в приоритетных национальных проектах на региональном уровне.