Что такое устав школы и для чего он нужен
Роль и значение Устава в системе образования.
План.
3. Процесс становления системы образования и отражение этих изменений в Уставах
3.3. Деятельность братских школ. Первые документы, регулирующие
3.6. Временная демократизация обучения. Первый демократичный Устав – Устав
4. Сравнительный анализ современных Уставов различных типов школ со ссылкой
Введение.
Система школьного образования в России долгое время была до крайности сложной и запутанной и по сей день обладает исключительно динамичной структурой, реформируемой наиболее часто.
Назвать примерную дату перехода от народного, почти фольклорного воспитания к образованию как систематизированному процессу, контролируемому государством помогает «Повесть временных лет», где впервые упоминается об «учении книжном», начавшемся в 988 году (Приложение 1).
Казалось бы, пёстрой вереницей промчались года с 988 до XXI века, оставив позади лишь шлейф из документов и произведений искусства, подтверждающих существование тех лет и некогда живших людей. Но и сейчас нам, читающим «Повесть временных лет», не составляет особого труда понять тех плачущих матерей. Пусть современные родители не до слёз вынашивают сомнения в сердце, прежде чем отдать своё чадо в ту или иную школу, гимназию или лицей, но всё же вынашивают.
Меня, как будущего преподавателя и как будущего родителя школьника, интересует становление системы образования как в целом, так и в частном отображении. Рассматривая формирование системы управления образованием и эволюцию образовательных учреждений в историческом аспекте как непрерывный процесс, я надеюсь уловить общие тенденции в современном развитии образования и спрогнозировать ближайшие возможные перемены в системе образования, подтвердить для себя их необходимость или никчёмность с тем, чтобы выявить различие между тем или иным учебным учреждением и воспользоваться полученными сведениями и выводами при устройстве на работу и определении своего ребёнка в общеобразовательное учреждение.
Свою работу я посвятила изучению школьного Устава потому, что, на мой взгляд, никакой другой документ так не отражает частных характеристик определённого учебного заведения и в то же время является продуктом государственного строя, регламентируемый государством и контролируемый им же.
Целью настоящей курсовой работы является анализ и сравнение Уставов таких организаций, как учреждений начального и среднего образования, иначе – школ, анализ зависимости Устава от времени.
В России всегда придавали Уставу важнейшее значение. Уставы, принятые в ходе истории российского образования, представляют сейчас интерес как документы, отражающие не только систему образования нашей страны в разное время, но и определяющие культуру, традиции, идеологию предшествующих поколений.
Устав школы – что это такое?
Определение Устава учебного учреждения.
Устав – это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. Устав зависит от типа организации и требования общества и руководящих структур.
По заведённому порядку учебные заведения составляют свои Уставы, упорядочивающие работу данных учреждений. « Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем».[1]
Роль и значение Устава в системе образования.
Основная роль Устава школы – это регламентирование воспитательно-образовательного процесса на частном уровне, в стенах одного учебного заведения. Только в советское время (1970 г.) был принят единый Устав, охватывающий весь пласт среднего школьного образования в целом.
Структура и содержание Устава школы подвластны принятым правительственным законам на федеральном уровне. Т.е. вне зависимости от индивидуальных особенностей отдельно взятой школы, её Устав не может противоречить обозначенным законом нормам.
Значение Устава для системы образования в целом заключается в предоставлении возможности вышестоящим (по отношению к определённой школе) органам управления образования – сначала на региональном, а затем и федеральном уровне – контролировать работу каждой школы. Чётко организованная, хорошо продуманная, правильно поставленная работа внутри школы предполагает стабильность системы образования в государстве.
Процесс становления системы образования и отражение этих изменений в Уставах школ разных периодов истории. (Зависимость устава школы от социального устройства общества. Отражаемые в уставах процессы роста многообразия типов школ).
Устав школы. Знакомимся с главным школьным документом
Доброго дня, дорогие родители! Сегодняшняя тема касается одного из самых, пожалуй, важных документов, регулирующих наши взаимоотношения с учебными заведениями. Говорить будем про устав школы. Тема эта назрела по причине вступивших с 01 января 2016 года изменений в закон «Об образовании».
На дворе 2017 год, и те школьные учреждения, которые ещё не начали жить по новому закону об образовании, должны поспешить исправить свои учредительные документы. Что новенького пришло вместе с правками в законодательную базу для учеников, что изменилось для учителей, да вообще, что это такое – устав — вот об этом мы и будем говорить.
Зачем школе устав?
Устав – это тот первичный документ, который «создаёт» организацию, то есть любое юридическое лицо. К юридическим лицам относится также школа, как образовательная организация, осуществляющая образовательный процесс. Таким образом, устав – это её основной документ, без которого она не существовала бы в принципе.
Так и на страницах школьного устава перечислены основные сведения, регулирующие вопросы обучающего процесса.
Что можно найти в уставе?
Всё, что должно быть написано внутри на страницах школьного документа, перечисляется статьёй 25-ой нового закона «Об образовании». Дополняется этот основополагающий перечень законодательством про некоммерческие организации, потому как все участники рынка в сфере образовательных услуг учреждаются в одной из некоммерческих форм.
Давайте по порядку о наиболее важных для нас, родителей, вопросах.
Наименование и тип
Начнём с того, что каждое учебное заведение должно иметь своё название.
По нему будут видны организационно-правовая форма и тип.
«Как зовут школу», станет понятно уже с титульного листа. Школа относится к типу образовательной организации, что учит по программам начального, основного, среднего общего образования.
То есть, по разъяснению Минобрнауки, это может быть либо общеобразовательная организация, либо общеобразовательное учреждение. Правильно переименоваться всем следовало до 01 января 2016 года.
Учредители
В зависимости от того, «кто стоит за спиной» учебных заведений, то есть, кто выступил создателем (учредителем), всех делят на государственные, муниципальные, частные. Иногда это можно понять сразу из названия, но включать в школьное название форму собственности по закону вовсе необязательно.
Именно учредители утверждают устав.
Так, государственные школы появляются по распоряжениям Правительства РФ либо региональных властей, муниципальные – по документам, подписанным от имени муниципального образования, частные – по решениям не принадлежащих к органам власти граждан и юридических лиц.
Виды программ образования
На страницах уставного документа вы можете вычитать, какое образование ребёнок получит при выходе из школьных дверей – начальное, общее основное либо среднее полное.
Может быть прописана возможность получения обучения по дополнительным программам.
Государство сегодня поддерживает эксперименты, даёт зелёный свет педагогическому творчеству. Потому не удивляйтесь, если вы вдруг обнаружите упоминание о какой-либо авторской программе школьного учительского коллектива. Все они обязательно проходят процедуру утверждения (тут никакой самостоятельности), часто выступая как специальные курсы по выбору учащихся.
Органы управления
Новый закон, подобно предыдущему, сохранил единоличное руководство школой. Он также предусмотрел создание коллегиальных органов. Для учителей и учеников это важно.
То есть, всей текущей школьной деятельностью руководит единоличный исполнительный орган (единоличный – значит, действует один). Он обычно по общепринятому правилу зовётся «директор».
Но для контроля за ним создаются советы — педагогический, попечительский, наблюдательный. Какие именно школьные коллегии управляют, как, на какой срок они избираются, что они решают, — всё это как раз должно быть прописано уставом.
Законодательство к органам управления школой относит также ученические и родительские советы. Они тоже регулируются статьёй об управлении, потому правила о том, как объединяются обучающиеся и родители, должны быть в уставе.
Что ещё
В дополнение ко всем, как и любая другая некоммерческая организация, каждая школа прописывает положения о целях и задачах её деятельности, о своём имуществе, закрепляет процедуру принятия локальных актов, в соответствии с которыми живёт в обычные будни.
Перечень этих вопросов не исчерпывающий. Всё, что желает прописать учредитель, что не противоречит действующему законодательству, может быть записано на страницах устава. Как написали, так будут жить.
Почему в уставе иногда чего-то нет?
Сегодня требования к школьному уставу по новому закону об образовании сокращены до минимума. Но это вовсе не значит, что ограничены права участников образовательного процесса. Почему не пишется в уставе сразу всё? Вовсе не для того, чтобы ввести в заблуждение родителей, что-то от нас скрыть.
Дело в том, что такие положения, что регулируют обычную школьную деятельность, часто меняются. Изменить их на уровне школьных советов, приняв новую редакцию внутренней инструкции, значительно проще, чем внести уставные изменения, для чего потребуется решение школьного учредителя.
Представьте себе, что многие уставы школ содержат информацию о конкретных датах начала-окончания учебных четвертей, о длительности каникул. А что, если вдруг придётся изменить этот документально утверждённый распорядок?
Придётся обращаться к учредителям, стучаться в двери административных кабинетов, вносить и регистрировать изменения в школьный документ, только потом «жить по-новому». Так никаких изменений не захочется!
Хоть закон не запрещает школе детально обрисовать в уставном документе весь образовательный процесс, учредители делать это не спешат, отдавая на откуп педагогическому коллективу и родительским советам. Это даёт возможность решать многие вопросы каждым учебным заведением при помощи локальных нормативных актов, а не переписывать «букву закона», создавая многостраничный толмут, который трудно и нудно читать.
Потому-то зачастую список про «можно и нельзя» для учеников нужно искать в принятых по школе правилах и инструкциях. Там уже более детально, подробно по каждой конкретной ситуации расписывается, за что отвечает и что вправе потребовать родитель, какие права и обязанности есть у педагогов.
Кто и как может ознакомиться с уставом?
Устав школы, хоть это её и основной правоустанавливающий документ, на основании которого она существует как таковая, — не предмет коммерческой тайны. По новому закону об образовании со школьным уставом могут знакомиться все заинтересованные лица, а создать условия для знакомства с ним – задача образовательной организации.
Кто может быть заинтересованным лицом? В первую очередь, это все работники школы, ведь школа – это их работодатель. С уставным документом чаще всего их знакомят под роспись при приёме на работу, когда они проходят первичный инструктаж.
Во вторую очередь, это обучающиеся с родителями. Закон не прописывает, каким образом школа должна обеспечить знакомство с уставом, предоставляя выбор для решения этого вопроса школьной администрации. Сегодня сложилась практика вывешивания устава и других локальных актов прямо на сайтах школ.
Это экономит время как администрации, так и родителей, и учеников. Не нужно ходить, просить, вычитывать на месте. Однако если вдруг сайта у школы нет либо учебное заведение не пожелало выставить свой учредительный документ на всеобщее обозрение, вы всегда можете обратиться к администрации и попросить его показать.
А вы уже знакомы с уставом своей школы или «пока не припёрло», предпочитаете не заморачиваться? А вдруг школьным уставом вам положены какие-то особенные привилегии, а вы об этом ещё не знаете?!
А знаете ли вы,что можно подписаться на новости блога «ШколаЛа» и всегда быть в курсе школьных событий? Не забудьте)
Устав школы для учеников на 2020 год
Что такое устав школы — это документ, содержащий правила, регулирующие жизнь образовательной организации. Его разрабатывают и утверждают в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
Что прописано в уставе
В соответствии со статьей 25 закона «Об образовании», в уставе любой школы должны содержаться обязательные пункты:
Кроме обязательных пунктов, администрация школы прописывает в документе права и обязанности:
Кто принимает устав школы
Документ принимают в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. Процедура принятия устава для бюджетных и казенных учреждения регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (ст. 14).
Принятие устава для автономных учреждений регулируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях» (ст. 11).
Устав разрабатывают администрация и работники образовательной организации на основании рекомендаций местных органов управления образованием. Порядок разработки устава и лиц, ответственных за его разработку, назначает администрация муниципального образования.
В законодательстве РФ и законе об образовании № 273-ФЗ закреплено, кто утверждает устав школы: устав утверждается учредителем. Данные об учредителе в обязательном порядке указывают в тексте устава.
Рекомендуемая структура устава
Рекомендуемая структура содержит пункты, обязательные в документе (требуемые законом), и те, которые помогают юридически грамотному функционированию школьной организации.
Рекомендованный общий школьный устав для всех школ с вариантами его оформления
УСТАВ ШКОЛЫ
(бюджетное общеобразовательное учреждение)
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель органа, осуществляющего функции
и полномочия учредителя
_____________(________________)
подпись (расшифровка подписи)
НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Глава 1. Общие положения
В разделе «Общие положения» указывают полную информацию о школе. Указывают:
Глава 2. Деятельность школы
В этом разделе документа подробно указывают:
Глава 3. Управление школой
В этом разделе указывают исполнительный орган образовательной организации и его компетенции. Прописывают все полномочия, которыми обладает руководство школы. Здесь же указывают органы коллективного управления школой, органы педсовета и его функции.
Глава 4. Права и обязанности учеников, работников школы, родителей учеников
Эту главу следует изучить и помнить ученикам школы и их родителям. Знание этого раздела устава помогает избежать многих недоразумений и споров. При поступлении в первый класс, при переводе ученика в другую школу администрация дает родителям ознакомиться с уставом под подпись. Где можно прочитать устав школы: в бумажном варианте при подписании договора с образовательным учреждением или в электронном виде на сайте школы.
4.1. Основными участниками образовательного процесса являются педагогический состав, обучающиеся и родители (законные представители). Все участники образовательного процесса должны быть в обязательном порядке ознакомлены с уставом школы.
4.2. Права учеников. Ученики школы имеют право на:
4.2.1. Осуществление всех вышеперечисленных прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод других лиц.
4.2.2. Нельзя принудительно привлекать обучающихся школы в общественные, общественно-политические, религиозные и другие организации, движения или партии. Не допускается участие обучающихся в принудительном порядке в агитационных компаниях, мероприятиях и политических акциях.
4.3. Обязанности учеников. Обучающиеся школы обязаны:
4.3.1. Обучающимся запрещается:
4.4. За неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных в пункте 4.3, а также за нарушение правил, предусмотренных пунктом 4.3.1, к учащимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:
4.5. Права родителей (законных представителей) обучающихся:
4.6. Обязанности родителей (законных представителей):
Другие права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся могут закрепляться в заключенном между ними и образовательной организацией договоре, который не может противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему уставу.
4.7. Права работников школы:
4.8. Педагогические работники школы имеют право:
4.9. Обязанности педагогических работников:
4.9.1. За нарушение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка, а также обязанностей, перечисленных в пункте 4.8, к педагогическим работникам применяются меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.
4.10. Служебное расследование нарушений педагогическим работником образовательной организации норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе в письменной форме.
Глава 5. Заключительные положения
В заключительных положения прописывают, как и в каком порядке вносят изменения в устав, куда переходит имущество, если школа ликвидируется.
Где можно найти устав школы
В пункте 3 статьи 25 закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления с ее уставом всех желающих: родителей, школьников, всех работников школы. С этой целью администрация школы выдает устав к ознакомлению родителям, когда они заключают договор на обучение в школе. Во все бланки договоров в 2020 году вносят пункты о том, что родители дают согласие на обработку данных и о том, что они ознакомились с уставом образовательной организации.
Варианты, где можно посмотреть устав школы:
Зачем знать устав школы ученикам и родителям
Знание устава школы — обязанность и право учеников и их родителей. Родители ставят подпись под фразой о том, что они ознакомлены с уставом. После этого любое его нарушение ведет к определенным последствиям. В законе об образовании прописано, что нельзя исключить из школы учеников младше 15 лет. Но после этого возраста его могут исключить из школы по приказу директора за регулярное нарушение устава.
В документе прописаны права и обязанности учеников, требования к образовательному процессу, к внешнему виду и поведению обучающихся в стенах школы. Не стоит подписывать бумагу формально. Подпись означает согласие с правилами школы и обязательство им следовать.
УСТАВ ШКОЛЫ
Смотреть что такое «УСТАВ ШКОЛЫ» в других словарях:
Устав школы — правовой документ, регламентирующий все основные стороны работы школы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. С. 78) … Педагогический терминологический словарь
Устав об управлении инородцев — (1822) законодательный акт Российской империи, наряду с «Уставом о сибирских киргизах» определивший систему управления неславянскими народами Сибири (инородцы). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции. Устав был сос … Википедия
Устав города Москвы — Устав субъекта РФ «Устав города Москвы» Принятие: 28 июня 1995 года Подписание: 28 июня 1995 года Вступление в силу: 1 августа 1995 года Первая публикация: 13 21 августа … Википедия
Устав (свод правил) — Устав, 1) свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения, например в СССР действуют Устав железных дорог СССР, У. средней… … Большая советская энциклопедия
Устав — I Устав 1) свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения, например в СССР действуют Устав железных дорог СССР, У.… … Большая советская энциклопедия
УСТАВ — – свод правил, определяющих состав, структуру и деятельность какого либо учреждения или организации (У. высшей школы, У. добровольного общества, У. рыболовного надзора, У. железных дорог и др.). Особое значение имеют У. в деятельности Вооружённых … Советский юридический словарь
УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — собрание правил, определяющих устройство и деятельность школы, колледжа, вуза и т.п. [24, c. 155] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
БРАТСКИЕ ШКОЛЫ — на Украине и в Белоруссии, появились во 2 й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных. Ранее на западнорус. землях существовали школы начального обучения дьяковские, с учителем псаломщиком, а также школы при храмах и мон рях, в к рых … Православная энциклопедия
Итальянский философский устав — Масонство … Википедия
Воскресные школы Вечерние школы Воскресные и вечерние курсы и классы — Общая черта, соединяющая все эти школы в одну группу, отличающая их от школ обыкновенных, будничных, ежедневных, состоит в том, что занятия в них происходят в свободное от обязательных работ время. По целям, которые преследуются В. школами, их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое устав школы и для чего он нужен
Комментарий к статье 25
Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.
Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).
Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:
— тип образовательной организации;
— учредитель или учредители образовательной организации;
— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:
— положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);
— положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);
— положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);
— положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);
— положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);
— положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);
— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.
Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.
Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.
СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.
С учетом выполнения НИУ «Высшей школой экономики» задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) был включен отдельный раздел V. «Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации».
СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.
СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» ).
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.
Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
Бурятия. 18.06.2005. N 107.
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:
— представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов» );
— администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений» ).
Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:
а) в пределах своей компетенции;
б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) в порядке, установленном ее уставом.
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.
Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).
Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.