Что такое условия освещения биология

Биология. 10 класс

§ 5. Свет в жизни организмов. Фотопериод и фотопериодизм

*Свет как абиотический фактор среды

Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.

При прохождении солнечной радиации через атмосферу около 19 % поглощается облаками и водяными парами, 34 % отражается обратно в космос, 47 % достигает земной поверхности, из них 24 % — прямая радиация и 23 % — отраженные лучи. Растения связывают в ходе фотосинтеза в среднем 1 % поступающей к ним солнечной энергии.

В солнечном спектре выделяют три основных компонента: ультрафиолетовые лучи, видимый свет, инфракрасные лучи. Их характеристика представлена в таблице.

Таблица. Состав солнечного света, достигающего поверхности Земли

Содержание в спектре, %

Ультрафиолетовые лучи действуют на организмы неоднозначно в зависимости от дозы. Избыточное облучение ультрафиолетом может причинять существенный вред здоровью. Все живое на Земле защищено от губительного влияния ультрафиолетовых лучей озоновым слоем земной атмосферы. Однако, несмотря на защитный озоновый слой, на долю ультрафиолетовых лучей приходится около 3 % солнечного света, достигающего поверхности Земли. Ультрафиолетовые лучи приводят к повреждению хромосом, могут вызывать рак кожи, преждевременное старение, стать причиной развития катаракты (помутнения хрусталика). Для людей со светлой кожей ультрафиолетовые лучи являются основным фактором, приводящим к меланоме — самой опасной форме рака кожи.

В то же время в небольших дозах ультрафиолетовые лучи стимулируют синтез пигмента кожи меланина и витамина D. Из курса биологии 9-го класса вы уже знаете, что витамин D оказывает влияние на обмен кальция и фосфора. Это в свою очередь влияет на рост и развитие скелета человека.

Велико значение витамина D для растущего потомства млекопитающих и птиц. Лисицы и барсуки, выводящие детенышей в норах, регулярно выносят их на солнце. «Солнечное купание» свойственно многим птицам. Стремятся погреться на солнышке после зимовки и домашние животные. Известно, что умеренное ультрафиолетовое облучение молодняка сельскохозяйственных животных положительно сказывается на их росте и развитии.

Видимый свет наиболее важен для существования жизни на Земле. Все разнообразие климатических условий и температуры верхних слоев морских и пресных вод определяется количеством поглощенной солнечной энергии. Различные участки спектра видимого света действуют на организмы по-разному. Красные лучи оказывают тепловое действие. Синие и фиолетовые лучи изменяют скорость и направление некоторых биохимических реакций. Особенно велико значение видимого света в жизни растений. Они поглощают его с помощью пигментов и используют в процессе фотосинтеза.

Растения способны изменять положение своих органов в пространстве под действием света, то есть проявлять фототропизм. Фототропизм (от греч. phōtós — свет) — ростовые движения органов растений под влиянием одностороннего освещения. Обычно у стеблей наблюдается положительный (по направлению к свету), а у корней — отрицательный (от света) фототропизмы. Положительный фототропизм можно наблюдать на посевах подсолнечника во время цветения. С восхода и до захода соцветия подсолнечника, как локаторы, поворачиваются вслед за солнцем.

Свет играет роль основного энергетического и сигнального фактора. Для подавляющего большинства организмов видимый свет является источником тепла. Дневным животным видимый свет позволяет ориентироваться в среде. Некоторые ночные виды (совы, филины) могут перемещаться даже при слабой освещенности.

Инфракрасные лучи являются источником тепловой энергии. На их долю приходится 45 % солнечного света, достигающего Земли. Некоторые наземные животные (ящерицы, змеи) используют инфракрасные лучи для повышения температуры тела.

Источник

Урок экологии 6 клас «Разнообразие условий освещения на Земле»

Тема урока: «Разнообразие условий освещения на Земле».

Цель: сформировать представление обучающихся о разнообразие условий освещения на Земле и приспособлениям растений к ним.

Охарактеризовать понятия прямого и рассеянного света.

Развивать познавательный интерес учащихся, путем проведения самостоятельных исследований.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Вид урока: изучение нового материала (поисково- исследовательская работа).

Методы и приемы: поисково-исследовательский, работа с картой, индивидуальный контроль знаний.

1.Организационный момент 2 минуты (концентрация внимания, готовность к уроку).

2. Изучение нового материала – 20 минут.

На экране проектируются изображение радуги (солнечный спектр).

Учитель: вспомните понятия: водяной пар, радуга, экватор, юг, север, полярный круг. Что эти понятия объединяет? Попробуйте сформулировать какова тема урока?( слайд №1).

Учитель: могут ли растения в процессе фотосинтеза использовать прямой и рассеянный свет? Почему? Как образуется солнечный спектр?

Солнечный спектр- совокупность цветных полос переходящих друг в друга.

На севере солнечный свет содержит больше сиих и фиолетовых лучей, а на юге, особенно близь экватора красных.

Учитель: какое значение имеют разные участки спектра солнечных лучей в жизни растений?

Вопрос: для какого процесса необходимы растениям красные, синие, фиолетовые лучи? Используйте текст стр. 13 учебника (фотосинтез).

Вопрос: каковы условия освещенности на севере? Их влияние многообразие образования в солнечном спектре синих и фиолетовых лучей? Используйте текст стр. 14 учебника (в тундре короткое лето, длинные полярные дни и очень короткие полярные ночи. В воздухе рассеяно много паров воды, а небо часто затянуто облаками. Значит, преобладает рассеянный свет.)

Вопрос: каковы условия освещенности на юге? Их влияние многообразие образования в солнечном спектре красных лучей?

Закрепление – 10-12 минут.

Контроль над результатами самостоятельной работы.

Выполнить проектное исследование.

Тема: солнечный свет оказывает влияние на растения.

Цель: выяснить, почему сорта винограда в умеренных широтах менее крупные и сладкие. Ответ обосновать.

1. Интернет – ресурс (справочные материалы)

Источник

Биология в лицее

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Абиотические факторы. Свет

Что такое условия освещения биология. 09 spektr. Что такое условия освещения биология фото. Что такое условия освещения биология-09 spektr. картинка Что такое условия освещения биология. картинка 09 spektr. Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.

Ультрафиолетовое излучение в больших дозах губительно для всего живого. Большая его часть задерживается озоновым слоем атмосферы. В небольших дозах эти лучи необходимы животным и человеку.

Опытным путём учёным удалось выяснить, что ультрафиолетовые лучи видят пчёлы, муравьи, ночные бабочки и другие насекомые.

Насекомые пользуются ультрафиолетовыми лучами для ориентации на местности. Пчела видит окружающий мир, окрашенный в четыре основных цвета: красно-жёлто-зелёный (как единый цвет), затем сине-зелёный, сине-фиолетовый и ультрафиолетовый. Красные, белые и жёлтые цветы отражают ультрафиолетовые лучи, поэтому пчела их видит.

Некоторые рыбы, рептилии и птицы чувствительны к ультрафиолету. В мире насекомых ультрафиолетовое зрение также является обычным явлением. Многие цветы, кажущиеся людям однородно окрашенными, для насекомых — пёстрые, так как разные части венчика по разному отражают или поглощают ультрафиолет. Для человеческого глаза самцы и самки бабочек-лимонниц одинаковы, в то время как бабочки видят, что у самца верхние крылья тёмные. Точно также скрыты многие рисунки птичьего оперения, различаемого самими птицами. Как показано специальными опытами, птицы используют эту способность при выборе брачного партнёра.

В небольших дозах УФ-излучение оказывает благотворное воздействие на организм человека. Под его воздействием образуются вещества, повышающие проницаемость кожных сосудов, увеличивается потребление кислорода, активизируется деятельность эндокринной системы.

Особенно значительна роль УФ-излучения в образовании витамина D, укрепляющего костно-мышечную систему и обладающего антирахитным действием.

Длительная недостаточность ультрафиолета может иметь неблагоприятные последствия для человеческого организма, называемые «световым голоданием»: при этом нарушается минеральный обмен, снижается иммунитет и т. п.

Длительное действие ультрафиолетового облучения на кожу приводит к ожогам и способствует развитию кожных заболеваний. Ультрафиолетовое излучение неощутимо для глаз человека, но при интенсивном облучении вызыва ет ожог сетчатки.

На долю видимого света приходится почти половина солнечного излучения, достигающего поверхности планеты.

Суточные ритмы — биологические ритмы с суточной периодичностью. Суточные ритмы характерны для большинства процессов в организме растений и животных.

Большинство животных благодаря зрению ориентируются в пространстве. Многие из них способны различать цвета. Среди животных различают виды с дневным, ночным, сумеречным и круглосуточно-активным образом жизни.

Цветовое зрение — способность глаза различать цвета, т. е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.

В той или иной степени оно присуще всем животным, активным в условиях хорошего освещения и, по-видимому, отсутствует только у строго ночных, пещерных или глубоководных животных.

Цветовое зрение очень важно в жизни животных и используется ими в разных формах поведения: при поиске пищи, брачного партнёра, при затаивании, для отметки территории, отпугивания хищника или особей своего вида.

Кроме ночных животных выделяют также группу сумеречных животных, наибольшая активность которых приходится на утренние и вечерние часы. Животные с сумеречной активностью: хомяки, шиншиллы, летяги, кенгуру и др.

Способность организмов ощущать время, наличие у них «биологических часов» — важное приспособление, обеспечивающее выживание особей.

Что такое условия освещения биология. 09 Fotoperiodizm. Что такое условия освещения биология фото. Что такое условия освещения биология-09 Fotoperiodizm. картинка Что такое условия освещения биология. картинка 09 Fotoperiodizm. Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.Фотопериодизм — реакция живых организмов на суточный ритм освещённости: продолжительность светового дня и соотношение между тёмным и светлым временем суток. Термин «фотопериодизм» предложили американские селекционеры У. Гарнер и Г. Аллард, которые открыли данную реакцию у растений в 1920 году. Фотопериодизм известен также у животных — насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Реакция на длину светового дня регулирует начало брачного периода, линьки, зимней спячки и т. д.

Тенелюбивые растения — это растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения. Они плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами.

Что такое условия освещения биология. 11 kopyten evropejskij. Что такое условия освещения биология фото. Что такое условия освещения биология-11 kopyten evropejskij. картинка Что такое условия освещения биология. картинка 11 kopyten evropejskij. Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.Листья тенелюбивых растений располагаются горизонтально. Нередко у них наблюдается хорошо выраженная листовая мозаика, т. е. листья располагаются в одной плоскости, перпендикулярно направлению солнечных лучей, что обеспечивает наименьшее затенение листьями друг друга.

Листья тенелюбивых растений тёмно-зелёные, более крупные и тонкие, чем у светолюбивых, кроме того, значительно меньше количество устьиц на единицу площади. Клетки содержат крупные хлоропласты, однако их число невелико.

В отличие от тенелюбивых, теневыносливые растения могут переносить большее или меньшее затенение, но хорошо растут и на свету. Они легче других растений перестраиваются под влиянием изменяющихся условий освещения. К этой группе можно отнести некоторые луговые растения, лесные травы и кустарники, растущие и в затенённых участках леса, и на лесных полянах, опушках, вырубках.

Что такое условия освещения биология. . Что такое условия освещения биология фото. Что такое условия освещения биология-. картинка Что такое условия освещения биология. картинка . Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.Светолюбивые растения, или гелиофиты, — растения открытых, хорошо освещаемых местообитаний.

Листья у светолюбивых растений обычно мелкие или с рассечённой листовой пластинкой, нередко с восковым налётом или густым опушением, предохраняющим листья от перегрева, с большим числом устьиц, с густой сетью жилок. У ряда растений листья повёрнуты ребром к полуденным лучам Солнца или могут менять положение своих частей в зависимости от высоты его стояния над Землёй.

Гелиофиты обладают высокой фотосинтетической способностью, однако чрезмерное освещение может подавлять процессы фотосинтеза.

К светолюбивым растениям относятся многие деревья ( акация, лиственница, берёза ), все водные растения, листья которых расположены над поверхностью воды ( лотос, кувшинка ), травянистые растения лугов и степей, эфемеры полупустынь и пустынь. Светолюбивые виды преобладают и среди сельскохозяйственных культур ( цитрусовые деревья, виноград, хлопчатник, кукуруза, пшеница и др.).

Что такое условия освещения биология. 11 krot. Что такое условия освещения биология фото. Что такое условия освещения биология-11 krot. картинка Что такое условия освещения биология. картинка 11 krot. Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.Организмы, приспособленные к жизни в полной темноте. Для животных солнечный свет не является таким необходимым фактором, как для зелёных растений, но тем не менее служит для ориентации в пространстве. Однако среди животных встречаются виды, обитающие в полной темноте.

К таким живым организмам можно отнести многих животных, ведущих подземный образ жизни или живущих на больших глубинах, куда не проникает солнечный свет.

Характерной особенностью животных, обитающих в темноте, является редукция глаз. При этом в ряде близких видов можно проследить постепенную редукцию глаз в зависимости от глубины обитания данного вида.

Некоторые водные животные, обитающие в подземных пещерах, заполняемых водой, также живут в условиях постоянной темноты, в связи с чем они либо совсем лишены органов зрения или же имеют глаза, покрытые снаружи кожей. При этом пещерные рыбы имеют хорошо развитые органы обоняния, вкуса и осязания.

Что такое условия освещения биология. 11 gremuchaja zmeja. Что такое условия освещения биология фото. Что такое условия освещения биология-11 gremuchaja zmeja. картинка Что такое условия освещения биология. картинка 11 gremuchaja zmeja. Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.Инфракрасные лучи являются источником тепловой энергии, глаз человека их не воспринимает.

Инфракрасное излучение составляет 45% от общего количества энергии Солнца, попадающей на Землю. Оно повышает температуру тканей растений и животных и хорошо поглощается объектами неживой природы. Так как любые нагретые объекты испускают длинноволновые тепловые лучи, то растения и животные воспринимают тепловую энергию не только от солнечных лучей, но также от окружающих их объектов — воды, почвы, скал.

Что такое условия освещения биология. 11 gremuchaja zmeja gr. Что такое условия освещения биология фото. Что такое условия освещения биология-11 gremuchaja zmeja gr. картинка Что такое условия освещения биология. картинка 11 gremuchaja zmeja gr. Одним из условий существования жизни на Земле является солнечный свет, поступающий из космического пространства.Некоторые животные способны улавливать длинные инфракрасные лучи, невидимые человеку. Такое инфракрасное зрение свойственно, в частности, гремучим змеям и другим родственным им ямкоголовым змеям.

Эти рептилии оказались способными обнаруживать на большом расстоянии едва уловимое тепло, испускаемое нагретыми предметами. Способность ямкоголовых змей чувствовать тепло настолько велика, что они могут на значительном расстоянии уловить тепло, излучаемое крысой. Датчики тепла находятся у змей в небольших ямках на морде, откуда и их название — ямкоголовые. В каждой небольшой, расположенной между глазами и ноздрями, направленной вперёд ямке имеется крошечное отверстие, на дне которого расположена мембрана, сходная строением с сетчаткой глаза, содержащая мельчайшие терморецепторы. Поскольку зоны чувствительности обеих ямок перекрываются, ямкоголовая змея может воспринимать тепло стереоскопически, что позволяет ей, улавливая инфракрасные волны, не только находить добычу, но и оценивать расстояние до неё.

Способность улавливать инфракрасное излучение даёт ямкоголовым змеям значительные возможности. Они могут охотиться ночью и преследовать основную свою добычу — грызунов в их подземных норах.

Источник

Урок биологии в 11-м классе по теме «Свет как абиотический фактор»

Разделы: Биология

Цель урока: выяснить роль света в жизни организмов

Техническое обеспечение: компьютерный класс, презентация

Ход урока

— Какое значение свет имеет в жизни растений?

Источником света для Земли является Солнце. Солнечное излучение служит основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. Растения используют энергию Солнца для синтеза органических веществ. Свет является источником тепла, от которого зависит активность жизни. Свет служит сигналом, определяющим активность процессов жизнедеятельности. Световые условия в природе имеют отчетливую суточную и сезонную периодичность, которая обусловлена вращением Земли.

— Почему в темноте растение вытягивается?

Растение всю свою энергию направляет на достижение одной цели: выйти из темной зоны. Если растению это не удается, оно погибает. Без света невозможен фотосинтез.

— Что представляет собой свет как физическое явление?

В спектре солнечного излучения выделяются три области, различные по биологическому действию: ультрафиолетовая, видимая и инфракрасная.

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны 0,290мкм губительны для всего живого. Это коротковолновое излучение задерживается озоновым слоем атмосферы. До земли доходит лишь небольшая часть более длинных ультрафиолетовых лучей. Большие дозы повреждают клетки.

Видимые лучи (0,400 – 0,750 мкм) – большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности, имеют особенно большое значение для организмов. Зеленые растения синтезируют органическое вещество и пищу для всех остальных организмов за счет энергии видимых лучей.

Инфракрасные лучи (более 0,750 мкм) – важный источник внутренней энергии. Ими особенно богат прямой солнечный свет.

— Какими свойствами обладает видимый свет?

Солнечный свет, попадая в земную атмосферу, начинает расщепляться, и по всему небу разливается синий и голубой свет. Это происходит потому, что верхние слои атмосферы содержит частицы газа и пыли той же величины, что и длина волны голубого света. В результате голубой свет отражается от них. Ближе к поверхности Земли атмосфера становится плотнее, и свет, проходя через нее, все больше рассеивается. При этом больше всего рассеиваются цвета с более короткими волнами, то есть опять же голубой, синий и фиолетовый. На закате или на рассвете солнечный свет вынужден преодолевать гораздо большую часть атмосферы прежде, чем достичь ваших глаз. К тому времени, как он попадает в нижние слои атмосферы, большинство составляющих его цветов уже рассеивается. Остаются только красный и оранжевый.

Какие процессы жизнедеятельности растений, связаны со светом? (фотосинтез, фотопериодизм, фотонастии, фототропизмы, транспирация)

Фотосинтез – синтез органических соединений из неорганических (вода, углекислый газ, минеральные вещества), идущий за счет энергии солнечного излучения.

Для фотосинтеза используется 1-5% падающего света. Пучок света улавливается фотосинтезирующим пигментом – хлорофиллом-а, находящимся на внутренних мембранах пластид. Свет необходим и для синтеза хлорофилла. Молекулы хлорофилла возбуждаются квантами синего и красного света. Активность фотосинтеза зависит от количества углекислого газа, освещенности. При очень большой интенсивности света иногда начинается обесцвечивание хлорофилла, и это замедляет фотосинтез, однако в природе растения, находящиеся в таких условиях, защищаются (толстая кутикула, опушенные листья). Растения отличаются между собой эффективностью поглощения углекислого газа из атмосферы. Растения, более эффективно использующие углекислоту и по этой причине дающие более высокие урожаи, называют “С4 – растения” (С3-растения менее эффективно используют углекислый газ). Оптимальной температурой для фотосинтеза у растений умеренного климата является +25? С. При температуре, превышающей + 35? С, происходит денатурация белков-ферментов и фотосинтез тормозится.

Лимитирующим фактором для фотосинтеза является недостаток воды. По этой причине в засушливые годы резко падает урожайность.

Рассмотрев график зависимости скорости фотосинтеза от длины волны, можно прийти к выводу, что для фотосинтеза используются синий и красный спектр видимого света.

Приспособление клеток растений против повышения освещенности. У высших растений хлоропласты имеют эллиптическую форму. В зависимости от освещенности листа хлоропласты меняют свое расположение, что защищает их от перегрева (выстраиваются вертикально друг под другом, уменьшая площадь соприкосновения со светом).

Настии – это ненаправленное движение части растения в ответ на внешний раздражитель. Направление перемещения определяется структурой соответствующего органа. Движение происходит в результате роста или же изменения тургора; при этом ничтожное смещение отдельных клеток обычно приводит к значительному движению органа благодаря специфическому положению этих клеток. “Сонные движения” (никтинастия) некоторых цветков и листьев, когда они раскрываются или закрываются в ответ на изменение освещенности (фотонастия) относятся к настическим потому, что внешние стимулы только запускают их, а направление зависит от внутренних факторов. Некоторые цветки (например, у крокуса или тюльпана) закрываются ночью потому, что лепестки снизу растут быстрее (гипонастия), а открываются в результате того, что начинает быстрее расти верхняя часть лепестков (эпинастия). У многих растений, особенно у бобовых (например, у клевера), в листьях и листочках имеются особые структуры, называемые листовыми подушечками. Листовая подушечка – это особое вздутие у основания черешка или листочка, в котором находятся крупные паренхимные клетки. Быстрое изменение тургорного давления в таких клетках приводит к тому, что листовая подушечка начинает работать как шарнир, с помощью которого и происходит движение.

Ростовая реакция, вызывающая изгибание или искривление части растения в сторону внешнего стимула, определяющего направление движения, или от него, называется тропизмом. Если движение направлено к стимулу, говорят о положительном тропизме; если в обратную сторону – об отрицательном. Ростовая реакция верхушек побегов по направлению к свету называется фототропизмом. Это обусловлено действием ауксина, вызывающего растяжение клеток теневой стороны верхушки побега, что приводит к искривлению побега. Обеднение ауксином освещенной стороны побега приводит здесь к торможению роста, а обогащение ауксином затененной стороны – к стимуляции роста. На фото изображен рост побега томата в зависимости от его расположения относительно источника света.

Гелиотропизм. Листья и цветки многих растений в течение суток могут поворачиваться, ориентируясь перпендикулярно или параллельно солнечным лучам. В отличие от фототропизма стебля движение листа гелиотропного растения не является результатом ассиметричного роста. В большинстве случаев в движении участвуют подушечки у основания листьев. Корзинка подсолнечника поворачивается вслед за солнцем для равномерного освещения.

Туристам полезно знать пижму обыкновенную. Ее листья всегда располагаются в меридиональной плоскости, т.е. с севера на юг.

Фотопериодизм – это биологическая реакция на изменения освещенности, происходящие в 24-часовом суточном цикле, т.е. реакция на продолжительность дня.

Заметна связь всех физиологических явлений у растений с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонных явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений является изменение продолжительности дня.

Все растения можно разделить на три основные группы: короткодневные, длиннодневные и нейтральные к длине дня. Короткодневные цветут ранней весной (например, крокус) или осенью (например, хризантемы или георгины) и нуждаются для этого в более короткой длине дня (8-12 ч), чем критическая для них. Это растения тропических широт или те, которые были завезены из тропических стран. Длиннодневные растения цветут главным образом летом (16-20 ч). Это растения умеренных и приполярных широт. Нейтральные к длине дня растения цветут вне зависимости от нее. Примерами могут служить огурец, подсолнечник, кукуруза, горох. Цветение длиннодневных растений стимулируется красным спектром света, но предотвращает цветение короткодневных растений.

Транспирация – испарение воды растением. В основном транспирация осуществляется через устьица.

У большинства видов устьица открываются на свету и закрываются в темноте. Такой режим работы устьиц связан с использованием углекислого газа в процессе фотосинтеза и транспирации. Однако свет оказывает и более прямое действие на устьица. Давно известно, что синий свет стимулирует открывание устьиц независимо от концентрации углекислого газа. Например, протопласты замыкающих клеток лука набухают в присутствии К+ при освещении синим светом. Пигмент, поглощающий (флавин) синий свет, стимулирует поглощение ионов калия замыкающими клетками.

Хотя устьица большинства растений открыты днем и закрыты ночью, это справедливо не для всех растений. Разнообразные суккуленты, в том числе и представители семейства толстянковых (например, очиток едкий), открывают устьица ночью, когда условия наименее благоприятны для транспирации.

— Все ли растения одинаково относятся к свету?

Светолюбивые растения (гелиофиты). К этому типу относятся растения открытых, постоянно и хорошо освещаемых местообитаний; в основном растения аридных областей. К светолюбивым растениям относятся травы эфемероидного типа (фото), успевающие пройти основные фазы развития в период до распускания листьев на деревьях и кустарниках. Все растения лугов и степей – гелиофиты.

Гелиофиты имеют листья обычно мелкие, побеги сильно ветвящиеся, нередко листья имеют восковой налет, в листьях в значительных количествах содержатся пигменты. Часто листья располагаются под углом (или ребром) к лучам солнца, некоторых растений листья обладают своеобразным движением в связи с защитой от чрезмерного освещения (суточный ритм движения).

Растения степей или других открытых мест часто имеют узкие листья с относительно малой листовой поверхностью. Они получают столько света, сколько могут использовать, но постоянно находятся под угрозой чрезмерной потери воды. Фотосинтезируют при достаточно сильном освещении. Осмотическое давление клеточного сока очень высокое.

В лесу гелиофиты – деревья верхнего яруса. Растения, произрастающие в тенистом лесу, где влажность обычно высока, щедро подставляют солнцу обширную листовую поверхность. Поскольку их основная проблема – получение достаточного количества света, а не недостаток воды.

Светолюбивые деревья, выросшие на открытом месте смолоду, никогда не бывают высокими. Крона таких деревьев очень широка и начинается почти от самой земли. Совершенно иначе выглядит, например, дуб, выросший в лесу. Он высокий, стройный, а его крона узкая, сжатая с боков и начинается на довольно большой высоте. Все это – следствие конкуренции за свет, которая имеет место между деревьями в лесу. Когда деревья стоят близко друг от друга, они сильно тянутся вверх.

Тенелюбивые растения (сциофиты). Самые темные леса – еловые. При остром дефиците света растения здесь не только нормально растут в глубокой тени, но даже цветут и плодоносят. Все эти растения хорошо переносят также сравнительную бедность почвы питательными веществами и ее повышенную кислотность. Тенелюбивые растения развиваются в условиях довольно слабого освещения. При ярком освещении, особенно в условиях конкуренции с другими видами, они жить не могут. К тенелюбивым растениям относятся виды, произрастающие в нижних ярусах фитоценозов. Особенно много тенелюбов в припочвенном слое темнохвойных и широколиственных лесов.

Листовые пластинки тенелюбивых растений обычно крупные, широкие, тонкие и мягкие. Окраска листьев более темная, чем у светолюбивых растений. Листья располагаются перпендикулярно к падающему свету, образуют листовую мозаику для полного улавливания света. Наибольшая интенсивность фотосинтеза – при умеренном освещении. Осмотическое давление клеточного сока сравнительно небольшое.

Практическая работа “Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений”

Цель работы: выяснить различия в анатомическом строении листьев светолюбивых и тенелюбивых растений.

Ход работы

Изучите схему микроскопического строения листа.

Сравните микроскопическое строение листьев светолюбивого растения (Береза повислая) и тенелюбивого растения (Крушина ломкая)

Сравните размеры клеток эпидермиса, расположение клеток палисадной ткани относительно друг друга, количество и размеры хлоропластов губчатой ткани.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *