Что такое урок рефлексии

Рефлексия как важнейший этап современного урока

Разделы: Математика

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед».

Евгений Доманский

Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни и к учёбе, в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то он активно ищет ответына вопросы, которые сам себе задаёт.

Поскольку основным видом математической деятельности школьников является решение задач, то именно задачный подход мы рассматриваем в качестве основного средства формирования соответствующей мотивации.

Преимущество данного метода перед традиционным заучиванием, состоит в том, что он развивает логическое мышление учащегося, побуждает его к активному поиску правильных решений, самостоятельного поиска новых знаний, способствует развитию волевой и мотивационной сфер учебной деятельности. Задачный подход существенно обогащает рефлексивный компонент математической деятельности: осознание учеником, собственной деятельности, критическая самооценка, укрепление уверенности в себе и в своих возможностях («я могу!»), формирование настойчивости в движении к поставленной цели, аккуратность и сосредоточенность.
Человек считается уникальным биологическим видом на планете, единственным, обладающим высоким типом мышления. Но насколько бы развитыми существами ни были люди, важно помнить, что мышление и поведение у нас подчиняется тем же общим правилам, что и у животных. Важным свойством, которым обладают все многоклеточные организмы, является наличие рефлексов. По определению – это некие стереотипные проявления, возникающие в виде реакции на внешнее воздействие и проходящие с участием нервной системы.
Условные рефлексы приобретаются с опытом в течение жизни. Они основаны на базе врожденных реакций, но носят индивидуальный характер. На возникновение выработанного рефлекса у конкретного человека решающее значение оказывают окружающие условия. В основе возникновения такого рефлекса лежит соотнесение биологических реакций организма с внешними раздражителями. Так, животное может ассоциировать принятие пищи с загорающимся светом, если подобная схема повторяется многократно. Впоследствии его реакция на загоревшуюся лампочку будет аналогична реакции, возникающей при виде еды. Рефлексия, созвучная со словом «рефлекс», на самом деле имеет с ним мало общего. Рефлексия – это скорее психологический термин. Происхождение слова связано с латинским языком, в переводе оно означает «обращение назад». По упрощенному определению современной психологии рефлексия – это самоанализ, вдумчивое переосмысление полученной информации и своего состояния.

Для того чтобы ученик мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».

Данный термин широко используется в педагогике, так как позволяет повысить эффективность обучения за счет лучшего усвоения знаний. Замечено, что информация гораздо глубже отпечатается в сознании ребенка, если дать ему время обдумать учебный материал, а не просто прочитать и принять к сведению. В настоящее время – это незаменимый психологический прием, применяемый вместе с подачей учебного материала.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей. На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Деятельность учащихся состоит в том, что они соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. В зависимости от целей она может проводиться на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

К примеру, эмоциональная рефлексия помогает создать нужное настроение у детей и настроить их на рабочую атмосферу. Поэтому проводить ее лучше перед самым началом учебного процесса. В качестве инструментов здесь используются карточки, музыка, картинки или видеоизображения – все то, что затрагивает сферу чувств. Кроме того, эмоциональная рефлексия – это один из лучших способов установить с классом эмоциональный контакт. Рефлексия в конце урока служит для закрепления полученного материала. Как правило, преподаватель предлагает детям проанализировать проведенное время, свою активность и пользу от знаний, после чего просит дать общую оценку подошедшему к концу занятию. Важно, чтобы дети в положительной форме обозначили ценные для них моменты: чему они научились, что их удивило или воодушевило, какое открытие стало самым интересным, что получилось сделать.

Классифицировать рефлексию можно:

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

По цели выделяются следующие классификации рефлексии:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».
Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Возможные приёмы и методы рефлексии:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

Рефлексия содержания учебного материала

Перечислять приёмы рефлексии можно бесконечно, но главное заключается в том что рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Систематическое использование рефлексии на занятиях учителем помогает контролировать класс так, что уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, а также систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Источник

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Что такое урок рефлексии. 64110047. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-64110047. картинка Что такое урок рефлексии. картинка 64110047. Разделы: Математика

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Что такое урок рефлексии. 21656849. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-21656849. картинка Что такое урок рефлексии. картинка 21656849. Разделы: Математика

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Что такое урок рефлексии. 56564554. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-56564554. картинка Что такое урок рефлексии. картинка 56564554. Разделы: Математика

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

Н — не абсолютное зло

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Что такое урок рефлексии. e cat1. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-e cat1. картинка Что такое урок рефлексии. картинка e cat1. Разделы: Математика

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Что такое урок рефлексии. e cat1. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-e cat1. картинка Что такое урок рефлексии. картинка e cat1. Разделы: Математика

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Урок рефлексии как способ закрепления знаний

Что такое урок рефлексии. d464ba55cdf8df694c6c2ec5d5537a9b. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-d464ba55cdf8df694c6c2ec5d5537a9b. картинка Что такое урок рефлексии. картинка d464ba55cdf8df694c6c2ec5d5537a9b. Разделы: Математика Надежда Шумик
Урок рефлексии как способ закрепления знаний

Обеспечение мотивации изучения иностранного языка на разных этапах, связь учебного материала с жизненными ситуациями, организация такой речевой практики, которая предполагает высокую активность, развитие творческой инициативы, некоторые пути повышения коммуникативной направленности – цели каждого учителя.

Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т. е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение,поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…

В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

В связи с этим не остаются без внимания технологии проведения урока:

— информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение);

— технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);

— технология, основанная на реализации проектной деятельности;

— технология, основанная на уровневой дифференциации обучения;

— технология деятельностного метода;

— игровые технологии и т. д.

Они рассматриваются учителем как развитие инициативы и самостоятельности школьников, а также усиление мотивации.

Урок рефлексии:

oДеятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

oСодержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т. д.

Урок рефлексии я предлагаю проводить на заключительном этапе работы над темой или на обобщающих уроках. Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к речевой деятельности. Примером фрагмента такого урока может быть деловая игра.Приблизительно я начинаю так: “Dear friends! Try to forget that we are at the lesson. We are going to have a friendly talk about. ’’ и предлагаю детям стать «редакторами» и «репортёрами» журнала или газеты. И в течение изучения темы ученики создают странички журнала. Учитель сам может вносить материал, либо попросить детей найти интересную информацию и предложить классу.

Примерные странички журнала по теме “Traveling”: Listen to the contents of our magazine! :

1. The Page of Kinds of Traveling.

Класс делится на группы.Учащимся могут быть предложены следующие задания:

а) каждой группе предлагается написать 2 или 3 предложения по теме или дополнить предложения; б) группа получает карточку с названием вида путешествия и рассказывает о его преимуществах, пользуясь данными опорами.

2. The Page of Great Travelers.

Учитель начинает: The people have always dreamt to learn about our planet. Brave sailors traveled to new lands by ships, on foot. It was very hard, difficult and dangerous. Because the ships were primitive, there were many wild animals. However, they discovered new lands, new islands and new continents. They gave names to them and made maps. They described the life of people, their traditions and nature. Now we know that our planet is round. The largest country is Russia, and the smallest is the Vatican. There are six continents. We have read about some travelers. Today we shall look through some information about other discoverers: Amerigo Vespuchi, Vasco da Gama, James Cook, Marko Polo.

На картинках дети находят нужную информацию.

Класс делится на 3 команды. Каждой группе даются карточки с краткой информацией. Ученики первой команды задают серию вопросов учащимся из второй команды. Третья команда, услышав ответы и вопросы, должна составить краткий рассказ. Затем команды меняются ролями.

3.The page of Columbus.

а) Now listen to the story about Columbus who discovered America.

Команды слушают текст о путешествии Колумба и подбирают картинки к фрагментам текста. Каждая команда получает по одному баллу за правильный ответ. Учитель отмечает самые интересные и удачные ответы;

б) Учащиеся делятся на группы. Учитель раздаёт текст, разрезанный по предложениям или по абзацам, таблички с именами персонажей. Нужно составить рассказ, проверить и проиграть по ролям.

Домашнее задание:найти информацию о великих русских путешественниках и ответить на вопросы: Which Russian explorers do you know? Which lands did they discover? Then choose one of the Russian famous explorers and tell the class about his achievements. Информацию дети могут представить в виде проектной работы, презентации или эссе.

I sailed with Columbus!

Columbus was born in Italy in about 1451. In 1492 he sailed from Spain to America on the Santa Maria. Diego was the ship’s boy. Here is his story:

I was eleven years old when I sailed with Columbus. He had three ships. I was on his ship, the Santa Maria. It was bigger than the Nina or the Pinta, but it was the slowest.

We worked hard and at night we were always tired. We slept in hammocks. We ate salt meat and biscuits. Sometimes we fished. We didn’t have a lot of water, so we were often thirsty.

It was a very long journey. On the thirty-fourth day we were very afraid and we wanted to go back to Spain, but Columbus said ‘No’.

On the thirty-sixth night I was with my friend Juan. There was a moon and a lot of stars. Suddenly, we saw land. We ran quickly and told Columbus.

The next day we landed on an island. There were a lot of Indians on it. They gave us water and fruit. Columbus gave them knives, beads

Домашнее задание:найти информацию о великих русских путешественниках и ответить на вопросы: Which Russian explorers do you know? Which lands did they discover? Then choose one of the Russian famous explorers and tell the class about his achievements. Информацию дети могут представить в виде проектной работы, презентации или эссе.

Что такое урок рефлексии. detsad 37253 1531801407. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-detsad 37253 1531801407. картинка Что такое урок рефлексии. картинка detsad 37253 1531801407. Разделы: МатематикаХудожественное творчество, как средство закрепления полученных ранее знаний об окружающем мире Все знают, что планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер. Это делает работу педагога.

Что такое урок рефлексии. detsad 1554966 1531061382. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-detsad 1554966 1531061382. картинка Что такое урок рефлексии. картинка detsad 1554966 1531061382. Разделы: МатематикаВидео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4 Лепка – «Улиточная семейка» 3+ На нашем уроке по лепки – «Улиточная семейка» Вы научитесь: 1. Рисовать по цветному фону. 2. Лепить объёмные.

Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии посредством закрепления знаний по лексической теме «Птицы» Тема: «Зимующих птицы». Цель: профилактика дисграфии через упражнения по актуализации и закреплению знаний по лексичекой теме «Птицы».

Конспект НОД «Дидактические игры как способ закрепления математических представлений» Сентябрь 2018г. Материалы и оборудование: магнитная доска, цифры, настольная игра, набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями (цветные.

Что такое урок рефлексии. detsad 133407 1545547689. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-detsad 133407 1545547689. картинка Что такое урок рефлексии. картинка detsad 133407 1545547689. Разделы: МатематикаЛепбук для закрепления знаний детей о здоровом образе жизни во второй младшей группе Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Воспитатели и родители группы смастерили лепбук для закрепления.

Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя Тренинг для педагогов «Развитие рефлексии у педагогов, как метод познания себя». Цель: развитие навыков рефлексии у педагогов. Задачи:.

Что такое урок рефлексии. detsad 1554966 1538564922. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-detsad 1554966 1538564922. картинка Что такое урок рефлексии. картинка detsad 1554966 1538564922. Разделы: МатематикаВидео-урок «Как нарисовать белочку. Поэтапный урок живописи» Живопись гуашевыми и акварельными красками С ветки на ветку могу я летать. Рыженький хвост никому не поймать. Некогда летом в лесу мне.

Что такое урок рефлексии. detsad 1554966 1535354491. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-detsad 1554966 1535354491. картинка Что такое урок рефлексии. картинка detsad 1554966 1535354491. Разделы: МатематикаВидео-урок «Как нарисовать Лес. Поэтапный урок живописи» Живопись акварельными красками «Пальто для леса» с детьми 5 «С любовью к нежной, беззащитной перед человеческой деятельностью природой.

Что такое урок рефлексии. detsad 1554966 1532408192. Что такое урок рефлексии фото. Что такое урок рефлексии-detsad 1554966 1532408192. картинка Что такое урок рефлексии. картинка detsad 1554966 1532408192. Разделы: МатематикаВидео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *