Что такое урок обществознания
Типы и формы уроков обществознания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обществознание – это совокупность теоретических концепций различных научных дисциплин, совместное использование которых позволяет исследовать все стороны общественного развития.
Урок обществознания – это дисциплина, дающая учащимся представление об общественном устройстве и базовых понятиях ряда общественных наук: философии, социологии, политологии, экономики, права и т. д.
Особенности построения современного урока обществознания
Чтобы ознакомление с общественным устройством принесло положительные результаты требуется ответственно подойти к организации учебного занятия.
Модель урока обществознания должна основываться на следующих положениях:
Исходя из модели построения урока по обществознанию можно выделить основные стадии его прохождения:
Уроки обществознания на современном этапе общественного развития должны проходить в увлекательной для учащихся форме, вызывать их интерес к познанию и иметь актуальное содержание, отражающее текущие тенденции общественного развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Чтобы построить качественный и продуктивный урок по обществознанию предполагается применять современные образовательные технологии, информационные средства, применять разнообразные типы уроков и приемы индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой работы.
Перед построением урока, педагог прибегает к планированию и прогнозированию его прохождения. Планирование можно проводить посредством применения технологических карт.
На уроке целесообразно применять разнообразные организационные формы, создавать проблемные ситуации и учитывать взаимосвязь дисциплины с другими научными концепциями и направлениями.
Если в процессе познания учащимся давать большую самостоятельность в выражении своей точки зрения, взглядов на исследуемую тему, то продуктивность урока и вероятность достижения поставленных целей достигнет более высокого уровня.
Хорошо, если урок, а точнее информация, сообщаемая на нем, связывается с жизнью и личным опытом учащихся, отражает общественное развитие в данный временной момент и помогает обогатить социальный и культурный опыт учащихся.
Типы и виды уроков по обществознанию
Уроки по обществознанию различаются по типам и формам их организации, а также существует большое видовое разнообразие таких уроков.
Форма урока обществознания – это способ его организации, включающий построение системы взаимодействия между педагогом и учащимися, формирование пространства и условий прохождения урока.
Тип урока обществознания – это разновидность урока, определяемая его целевым назначением, предполагающим выполнения ряда действий педагогом и учащимися для достижения, поставленной цели.
Вид урока обществознания – это приемы и способы организации урока, помогающие достичь его целевого назначения.
Каждому типу урока может соответствовать несколько его видов и определенная форма организации.
Выделяют следующие типы уроков:
Все уроки по обществознанию, независимо от их типа и вида направлены на воспитание гражданских качеств личности. Они должны помочь учащимся осознать свое место в социуме, свою важность и значимость для него. Это помогает воспитать чувство долга и ответственности перед Родиной, выработать гражданскую позицию и мировоззрение, идеологию и ценностные ориентации своей жизнедеятельности.
Уроки по обществознанию помогают развитию творческого потенциала личности, ее самостоятельности, умения проявлять инициативу, реализовать себя и свои способности в дальнейшей общественной жизнедеятельности.
Что такое обществознание?
Содержание
Зачем нам нужно обществознание?
Первое, что поможет школьнику, — задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»
Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.
С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.
К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.
Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни. Такие школьники часто проходят наши онлайн курсы для детей.
Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.
Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?
В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» — определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.
Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.
Что такое обществознание?
Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это — человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество — это люди, которых объединяет существенный признак.
Если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра — мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.
Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет — это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.
Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки — взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности — общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой — образуется общество.
Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами — взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?
Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.
Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, — они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.
Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии — на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.
Если этих двух лесных массивов не будет — того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, — оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.
И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород — и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы
Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу — китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.
Резюмируем: общество — это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.
Конспект 1. «ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Конспект 1. «ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Обществознание – это наука, которая изучает общество в самых разных аспектах его существования. Обществознание представляет собой сложное образование, включающее целый ряд частных дисциплин – так называемых общественных наук.
Общественными науками называют такие дисциплины, как социология, социальная психология, политология, культурология, экономика и антропология. Все они изучают один и тот же объект – общество. Однако каждая из них рассматривает общество со своей, особой точки зрения.
Общество – очень сложное явление, которое подчиняется самым разным законам, основано на самых разных отношениях между частями. Естественно, трудно представить себе науку, которая могла бы охватить все эти стороны и создать целостную картину общества, включающую самые мелкие детали. Именно в силу того, что общество представляет собой очень сложно организованную систему, и возникло несколько наук, которые его изучают. В настоящее время накопилось столько научных знаний об обществе, что далеко не каждый человек смог бы усвоить их, даже если посвятил бы этому всю свою жизнь. Естественно, это приводит к развитию частных дисциплин, которые существуют относительно самостоятельно друг от друга.
Социология – это наука, изучающая общество как целостную систему, входящие в него элементы и процессы, которые протекают в обществе. Люди связаны между собой множеством отношений: они являются членами семей, рабочих коллективов, организаций, разного рода объединений и, наконец, общества в целом. Поведение людей, входящих в указанные общности, подчиняется определенным правилам. Люди нуждаются в них, поскольку без норм и правил жизнь превратилась бы в хаос и стала бы совершенно непредсказуемой. Социология как раз и изучает то, каким образом формируются и поддерживаются нормы и правила, которые не позволяют обществу «рассыпаться», сохраняют его как более или менее целостную систему, способную существовать во времени и воспроизводиться, то есть передавать нормы и правила последующим поколениям без особых изменений.
Политология – это наука о государстве, власти и властных отношениях. Властные отношения не исчерпывают всей сущности общества: общественные отношения гораздо сложнее, гораздо богаче и не всегда основаны на отношениях подчинения. Однако властные отношения являются стержнем государства. Да и негосударственные отношения в обществе также не являются свободными от власти. Хотя семья и не изучается политологией, она тоже пронизана властными отношениями, поскольку родители имеют право решать за детей и навязывать им свое мнение. Кроме того, именно в семье ребенок приобретает первые политические ценности, которые он может пронести через всю жизнь.
Предметы социологии и политологии отчасти совпадают, поскольку они изучают общество, хотя и с разных точек зрения. Однако различия между ними достаточно существенны. Социология в конечном счете изучает общество целиком. Политология изучает лишь его верхнюю часть, то есть тех людей, которые обладают реальной властью и влияют на политику, а также те институты, которые дают эту власть.
Культурология изучает совокупность ценностей, представлений, верований, общественных отношений и обычаев, которые традиционно называются культурой. Любой народ создает оригинальную культуру, отличающую его от других народов и придающую ему особую неповторимость. Благодаря культуре обеспечивается непрерывность существования народа. Ученые говорят, что культура в процессе общения между поколениями «транслируется в будущее». Это означает, что, передавая культурные ценности последующим поколениям, предыдущие поколения сохраняют культуру, дают ей возможность существовать и в будущем. Конечно, со временем культура изменяется, однако преемственность между разными поколениями все же существует.
Экономика – это наука, которая изучает особые отношения, связанные с производством и обменом товарами. Экономические отношения представляют собой особую сферу, которая подчиняется своим законам, хотя и находится в достаточно тесной связи с политикой, общественными отношениями и культурой. В основе экономических отношений лежит собственность, то есть право свободно, по собственному усмотрению распоряжаться благами, имеющими ценность если не для всех, то для подавляющего большинства людей.
Правоведение – фиксирует и разъясняет государственные нормы, вытекающие из Основного закона страны – Конституции и вырабатывает на этой основе правила общественного поведения граждан.
Этика – теория морали как основной из форм общественного сознания, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей. Мораль и нравственность играют большую роль в мотивации поведения человека, его представлениях о благородстве, честности, смелости.
Эстетика – учение о развитии искусства и художественного творчества людей, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и т.д.
Этнография – наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных отношениях народов.
Футурология – область научных знаний о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формировании нового мышления и отношений между народами.
Экология – отрасль науки, анализирующая отношение человечества и природы, влияние научно-технической революции на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.
Не следует думать, что общественные науки объединяются лишь механически, на основе внешнего сходства. Они тесно взаимодействуют между собой. Например, для объяснения экономических фактов нельзя обойтись лишь экономическими понятиями. Необходимо также учитывать и влияние государства и политики в целом на экономическую жизнь, поскольку политика тесно связана с экономикой. Власть обычно дает людям доступ к богатству, а благодаря богатству люди могут обрести власть. Еще один пример. В тоталитарном обществе невозможны экономические свободы, такие общества обычно сочетаются с жесткой плановой экономикой, исключающей любые рыночные отношения.
Кроме того, экономическое объяснение предполагает и обращение к категориям социологии. Различные социальные слои обладают разным материальным достатком. Это один из критериев, который лежит в основе стратификации общества, то есть выделения в нем слоев. С другой стороны, с материальным достатком тесно связана стратификация общества, то есть деление его на слои.
Экономика находится в тесной связи и с культурой. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, капиталистические отношения возникли в Европе и представляют собой собственно европейское явление. Нарождающиеся рыночные отношения стали причиной Реформации – отделения от католицизма протестантов. В свою очередь, изменение в сфере религии сыграли важную роль в становлении нового типа человека, а именно человека рыночного – готового много работать, накапливать богатство и через работу стремящегося к спасению своей души. Если бы не было Реформации, то не возник бы и капитализм, так как традиционное христианство всегда негативно относилось к накоплению «земного богатства» и отрицало ценность всего мирского.
К общественным наукам примыкают другие дисциплины, которые получили название гуманитарных : языкознание, искусствоведение, психология, философия, литературоведение, а также история. В то же время гуманитарные науки очень близки наукам общественным, так как основным объектом их интереса является человек. Представить человека без общества невозможно. Язык, несомненно, является общественным явлением, поскольку он служит основным средством общения для людей.
Философия является самой древней и фундаментальной наукой, устанавливающей наиболее общие закономерности развития природы и общества.
История – это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и классификации. История – это не только описание последовательности событий, но и реконструкция культуры, общественного строя, ценностей древних народов. И что, если не история, сохраняет целостность нации? Общий исторический опыт – это очень важное средство объединения людей. То же касается искусства: искусство – это общественное явление, так как оно отражает не только индивидуальность автора, но и то время, в которое он творил.
Установить четкую границу между общественными и гуманитарными науками сложно. Иногда утверждается, что основное различие между ними состоит в том, что общественные науки изучают прежде всего общество, тогда как главным объектом гуманитарных наук является человек; соответственно, человек для общественных наук, а общество – для гуманитарных наук оказываются как бы менее важными. Однако этот критерий не очень надежен. Дело в том, что человек не может быть рассмотрен в отрыве от общества. Примитивные общественные отношения есть и у животных, однако лишь человеческие отношения являются по-настоящему социальными.
Между учеными нет единства относительно того, какие дисциплины принадлежат к общественным, а какие – к гуманитарным наукам. А, следовательно, нельзя говорить и о том, что между этими науками есть четкая граница.
Общественные и гуманитарные науки противостоят естественным наукам, то есть той области знания, которая занята изучением природы. Между природой и человеком (в том числе и как общественным существом) есть очень значимые различия. Человек является самостоятельным субъектом, который имеет волю, сознание, способен наблюдать за собой, то есть является существом, способным планировать свою деятельность. Природа этих качеств лишена. В ней также действуют закономерности и определенные силы, однако природа не обладает сознанием. Человек, который, конечно же, является природным существом, тоже подчиняется определенным закономерностям.
В отличие от природы, человек может действовать вопреки жестким закономерностям. Так, например, любое существо должно стремиться к самосохранению. Это свойственно и для человека, но только человек способен жертвовать своими собственными интересами ради интересов других людей. Кроме того, человек способен создавать законы, которые существуют помимо природы. Это и писаные законы, то есть законодательство, и неписаные законы – социальные нормы и нормы морали.
Нередко высказывается мнение, что в настоящее время общественные науки (социология, политология, экономика) постепенно занимают лидирующее положение. В такой точке зрения есть много справедливого. Жизнь неуклонно усложняется, и то, что вчера было нельзя себе представить, стало реальностью. Уже не так сложно за несколько часов попасть на другой континент, в другое государство и в другую культуру; люди гораздо больше путешествуют, работают и отдыхают в других странах. Возникают транснациональные компании, которые объединяют множество предприятий по всему свету. Благодаря распространению идей демократии возрастает роль отдельного человека в жизни общества: в большинстве государств каждый взрослый гражданин является избирателем и может активно участвовать в политической жизни. Из-за активной миграции людей, из-за возрастания ценности гражданских и личных свобод люди становятся все более и более непохожими друг на друга, а это требует от нас терпимости по отношению к тем, кто живет иначе, чем мы. Все более и более ценным оказывается умение понимать другого человека, другую культуру, чужой образ жизни. С другой стороны, нужно четко знать свои права, чтобы никому не позволить ограничивать их. Естественно, все это означает, что любой человек в наше время должен обладать более широким видением мира, чем это было необходимо раньше. И социальные (общественные) науки могут с этой точки зрения сыграть важную роль. Они помогают нам научиться понимать то, с чем мы, возможно, не сталкивались на собственном опыте, но с чем вполне можем столкнуться.
1. Дайте определение обществознанию. Какие науки получили название «социальные» и почему?
2. Что изучают социология, политология, культурология и экономика?
Чем различаются и чем схожи объекты их исследования? Как эти науки связаны друг с другом?
3. Что изучают правоведение, этика, эстетика, этнография? Почему эти науки относятся к общественным?
4. Можно ли отнести к общественным наукам футурологию и экологию? Почему?
5. Что изучают философия и история? Чем гуманитарные науки отличаются от общественных? Можно ли провести между ними четкую границу?
6. Как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение?
Типы и формы уроков обществознания — Комбинированный урок обществознания
Урок — организационная единица коллективного обучения в процессе среднего образования, определенная по времени, месту, составу участников и относительно законченная по содержанию.
Уроки могут быть очень разными, но каждый урок частично реализует цели обучения (задачи урока), организует восприятие и усвоение учащимися фрагмента содержания образования. Остальная часть урока зависит от типологии урока.
Каковы основные преимущества и недостатки урока типа «классные уроки»?
Типы уроков различаются в зависимости от основной дидактической задачи, которая на них решается: вводный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления и применения знаний, урок обзора и обобщения, урок проверки результатов обучения. В качестве примера вводного урока можно рассмотреть первый урок обществознания в начальной школе, на котором учитель объясняет ученикам суть нового предмета, его значение, структуру, особенность, особенности организации учебной деятельности и т.д.
Урок изучения нового материала обычно проводится в начале изучения предмета или когда необходимо справиться с большим объемом сложного учебного материала, например, по теме «Экономика как наука и хозяйство» в начальной школе. Полезно посвятить целый урок применению и закреплению знаний, если этого требует форма урока, например, игра «Испытание».
Повторительно-обобщающие уроки проводятся в конце изучения разделов или целых курсов.
Они очень сложны, поскольку направлены не столько на повторение пройденного в том же порядке, сколько на обобщение и систематизацию, поднятие на более высокий уровень понимания. Эта цель должна быть отражена в самом названии урока, например, после изучения социальных вопросов в начальной школе, урок обзора и обобщения можно назвать «Мое место в обществе» или «Что такое успех и как его достичь».
Уроки с результатами обучения также относятся к завершению основной темы, а также к оценке студентов в конце четверти, триместра или семестра. В массовой практике большинство уроков относятся к так называемым традиционным урокам комбинированного типа, которые включают все эти задания в виде модулей (уровней). (Подробнее о них вы узнаете в следующем разделе.) Сегодня их широкое применение более актуально в начальной и основной школе, где необходимо чаще менять вид учебной деятельности.
Виды (формы) обучения различаются по особенностям их организации, по преобладающим методам и приемам преподавания. Основными типами занятий являются лекционные занятия, семинарские занятия, игровые занятия, семинарские занятия, занятия на конференциях, экскурсионные занятия, практические занятия, лабораторные занятия.
Урок определенного типа может иметь различные формы. Например, урок, охватывающий новый материал по обществознанию, может проходить в форме лекции, лабораторной работы или виртуальной экскурсии. В комбинированном уроке используется сочетание форм.
Ни одна форма не лучше и не хуже другой, но каждая форма лучше всего подходит для решения конкретных задач урока. Искусство учителя заключается именно в правильном выборе наиболее эффективной формы. Этот выбор определяется особенностью предмета, его местом в общей структуре содержания, задачами обучения, развития и воспитания, возможностями класса и учителя, материально-техническими возможностями и т.д. Не одна форма должна преобладать, а оптимальное сочетание обеих.
Комбинированный урок обществознания
Комбинированное обучение основано на психологически обоснованных этапах любого обучения — законах познавательной деятельности, шестиэтапном развитии познавательных способностей: Знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. В соответствии с ними выделяются учебные модули. Модуль — это логически завершенная единица учебного процесса, которая решает доминирующую педагогическую задачу.
Модули могут быть назначены по различным причинам. В настоящее время все более актуальным становится выделение модулей, связанных с поэтапным формированием определенных универсальных учебных действий. Однако основная классификация модулей основана именно на закономерностях процесса обучения в рамках одного урока. Существуют следующие основные составные части преподавания: организационная, мотивационная, изучение нового материала, закрепление и коррекция результатов обучения, анализ и оценка результатов обучения. Давайте рассмотрим каждый из них немного подробнее.
Мы используем термин «модуль» вместо термина «этап» урока, потому что модуль должен быть логически завершен, но не обязательно находится в рамках одного временного периода урока. Особенно это касается организационного модуля. Оно будет относиться к началу урока, которое связано с подготовкой к уроку; обсуждением плана урока; инструктажем по конкретным действиям на уроке: заданием домашнего задания. Организационный модуль в начале урока служит психологическим переходом от отдыха на перемене к учебной деятельности и настраивает учащихся на конструктивную работу.
Она включает в себя вход в класс, подготовку к уроку и приветствие. Возможно, перед тем как войти в класс, учитель должен дать ученикам некоторые инструкции — чтобы они не касались проводов, порядок рассадки в комнате и т.д. Они должны входить в класс по порядку: сначала девочки, затем мальчики. Если в классе есть ученики с ограниченными возможностями, следует придерживаться наиболее благоприятного с физической и психологической точки зрения порядка входа в класс.
На этом этапе можно привести в порядок элементы внешнего вида, убрать жевательную резинку, убрать игрушки и телефоны. Во время подготовки к уроку напомните учащимся, что должно быть у них на столах, чтобы они не отвлекались в середине урока. Возможно, вы не разрешаете пользоваться учебниками и тетрадями во время проверки домашнего задания, и им пока не нужно готовиться. Возможно, вам следовало принести что-то особенное для этого конкретного урока — рисунки, Конституцию, учебник географии и т.д. Поприветствовав друг друга, участники занимают свои места, и урок можно начинать. Модуль должен длиться 3-5 минут.
Модуль заканчивается организацией домашнего задания. Новое домашнее задание может быть дано после изучения темы в конце урока, но не должно даваться после звонка. Перемена — это время для отдыха, и так и должно быть. Домашнее задание должно быть аннотированным, четким и разнообразным. Не может быть присвоения «. Должно быть четко указано, что с ним нужно делать — читать, пересказывать, отвечать на вопросы, подбирать иллюстрации и т.д. Домашнее задание может быть индивидуальным, парным, групповым или общим; на следующий урок или на более длительный период; закрепляющим или опережающим. В любом случае, он должен состоять из трех компонентов: Инвариант, который обязателен для всех, Инвариант, из которого нужно что-то выбрать, и Вариант, для тех, кто хочет сделать что-то дополнительно. Для закрепления домашнего задания можно использовать функцию фото на мобильном телефоне, электронный дневник, а также сайт учителя. Важно контролировать запись домашнего задания в дневник или тетрадь.
Технология дебатов на уроках обществознания
В современном обществе дебаты происходят в парламентах, в предвыборных кампаниях политиков, на экранах телевизоров, в науке, в бизнесе, в университетах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. В самом широком смысле дебаты — это дискуссия, то есть обсуждение какого-либо вопроса, когда существуют различные точки зрения, взгляды на него. Такие дебаты обычно носят неформальный характер и проходят без правил.
В данном разделе мы рассматриваем формальные дебаты, то есть систему структурных дискуссий, основанных на заранее определенных высказываниях участников двух противоборствующих, соперничающих сторон. В настоящее время такие дебаты широко используются в университетах и школах Западной Европы, США, Японии и Юго-Восточной Азии. В Международной ассоциации парламентских дебатов состоят члены из более чем ста стран, а в Международной ассоциации школьных дебатов — из более чем сорока стран. В России в программе «Дебаты» принимают участие школьники из более чем 120 городов.
Формальная игра в дебаты приобрела много поклонников среди старшеклассников, учителей, студентов и специалистов, работающих с молодежью. Постепенно он прижился и стал популярным и полезным способом проведения свободного времени, доступным большинству молодых людей. Для многих людей во всем мире слово «дебаты» неразрывно связано с интересной и познавательной интеллектуальной игрой. Поэтому данная технология все чаще используется в различных областях современной образовательной деятельности. Его можно использовать как в классе, так и во внеклассной работе учителя обществознания.
Студенты могут самостоятельно искать материалы для дебатов, либо освоить раздаточные кейсы (очень обширные по объему). Если дебаты никогда не проводились в школе, участники должны получить подробный инструктаж или, что еще лучше, тренера. Сами дебаты можно провести в школе в качестве зрительского мероприятия для всех присутствующих и записать на видео. Судьями обычно являются приглашенные лица.
Дебаты расширяют круг познавательных интересов человека относительно себя, окружающего мира и роли человека в этом мире, а также способствуют развитию исследовательских навыков. «Дебаты» формируют в ученике личность, вовлеченную в жизнь своего государства, обеспокоенную его судьбой, осознающую его проблемы и стремящуюся своими действиями способствовать их решению. Молодые люди учатся быть лидерами и просто гибкими людьми, способными принимать мир во всем его многообразии.
Существуют различные форматы дебатов. В зависимости от того, какую цель преследует педагог (закрепление материала на уроке, использование технологии во внеклассной работе, или это игра чемпионата), выбирается необходимый формат технологии. Наиболее распространенными являются следующие.
Классические дебаты, или дебаты Карла Поппера, — это формат дебатов, в котором участвуют две команды из трех студентов, а остальные студенты являются либо пассивными слушателями, либо «оценщиками» или судьями. В общих чертах это выглядит следующим образом: Есть две команды — «Утверждение» и «Отрицание». Первый поддерживает заявленную тему, а второй опровергает ее. После каждого выступления, кроме двух последних (аналитических), спикерам задаются вопросы команды соперников (раунд перекрестных вопросов или перекрестной экспертизы). Перед каждым спикером ставятся конкретные задачи и роли команды. Чтобы понять, какую функцию выполняют динамики, необходимо ознакомиться с подробными правилами игры в формате Карла Поппера, которые можно найти в других источниках информации. Однако в такие дебаты трудно вовлечь каждого ученика, поэтому данный вид дебатов имеет довольно ограниченное применение в классе. Он гораздо лучше подходит для использования во внеклассных мероприятиях или чемпионатах.
Применение тренингов на уроке обществознания
Использование тренинга в школьном обучении имеет свои особенности, обусловленные многими ограничениями:
Существует множество других трудностей. Вот результаты опроса 48 учителей обществознания в Санкт-Петербурге об использовании тренингов в классе.
Технология обучения практически не используется учителями (она применяется очень редко и только в ElekƟonen с половиной класса).
Многие учителя даже не знают, что такое тренинг и чем он отличается от игры. И наоборот, имитационные игры также используются крайне редко. Большинство учителей называют следующие причины.
Тем не менее, все респонденты отметили важную роль игр и тренингов в достижении образовательных результатов в соответствии с новыми ФГОС и свою готовность использовать эти технологии.
Рассмотрим различные варианты основной части тренинга по обществознанию с учетом их различной тематики, типов и уровней обучения.
Тренинг «Выбираем выражения» можно проводить в начальной школе на уроках по теме «Общение». Студенты попадают в сложную коммуникативную ситуацию, когда им нужно сообщить кому-то очень неприятное сообщение или выразить свое недовольство его поведением. Каждый из учащихся (индивидуально, в парах или группах) придумывает свою версию ситуации и рассказывает ее. Затем проводится обсуждение результатов каждого варианта. Выбирается лучший вариант и формулируются правила выбора выражений в данной ситуации. Аналогичное задание дается участникам еще раз.
Тренинг «Главное запомнить» можно проводить в начальной школе по теме «Память». Несколько учеников (4-5) выходят из класса, а затем входят по одному. Сначала читается достаточно длинный текст (10-15 предложений) с информацией о том, что нужно делать (например, пройти медицинское обследование — где, когда, что нужно взять и т.д.).
Студент должен запомнить эту информацию и передать ее следующему пришедшему. Когда все учащиеся возвращаются в класс, им читается оригинальный текст. Класс обсуждает, какая информация была наиболее важной, что от нее осталось, можно ли ее использовать для выполнения того, о чем говорится в тексте, и какая информация была потеряна, где, как и почему. В результате формулируются правила, как следует запоминать такую информацию. Эксперимент повторяется с текстом аналогичной сложности с теми же или другими студентами.
Сущность и виды диалога на уроке обществознания
Основной формой обмена информацией сегодня по-прежнему является речь — устная и письменная. Основными формами языкового обмена информацией являются диалог и монолог. Они отличаются по своей структуре и содержанию. Здесь мы поговорим о диалоге, различные виды которого преобладают над монологом в современном преподавании. Диалог (от греческого SiaXoyoq — «разговор») — это общение двух или более людей, которое предполагает обмен репликами. Диалог, особенно в современном обществе, может быть устным или письменным.
Можно ли назвать диалогом любое общение между двумя или более людьми?
Существует множество видов диалога: Разговор, спор, дискуссия, диспут, дебаты, полемика. Давайте попробуем понять разницу между ними.
Разговор — это беседа, взаимный обмен идеями, информацией, эмоциями в вербальной форме. В педагогике беседа — это вопросно-ответный метод обучения, известный со времен Сократа. Беседа учителя с учащимися может носить репродуктивный характер, когда учащиеся воспроизводят уже имеющиеся знания, и эвристический, когда они осуществляют поисковую деятельность и учатся искать ответы на проблемные вопросы. Логика вопросов в таком разговоре воспроизводит логику решения проблемы. Например, на уроках обществознания в начальной школе разговор можно организовать по теме: «Как мы проводим свободное время?», а в полной средней школе — «Основные черты современной молодежи».
Если позиции участников существенно различаются, возникает спор — процедура, в которой один (одни) доказывает, что утверждение истинно, а другой (другие) доказывает, что оно ложно. В споре участники равны, их мнения расходятся, а сам предмет спора неоднозначен. В целях обучения спор специально организуется и проводится преподавателем по определенным правилам. В зависимости от цели спора существует несколько вариантов.
Дискуссия (от лат. discussio — «рассмотрение», «исследование») — это обмен мнениями по какому-либо вопросу с целью достижения консенсусного мнения по нему.
Мнение каждого участника — это лишь один из способов найти решение проблемы. Целью дискуссии является не победа одной из сторон, а взаимное достижение истины, достижение максимально возможной степени согласия между участниками. Тема дискуссии объявляется заранее. Участники готовятся к дискуссии, изучая основной и дополнительный материал и учась аргументировать свою позицию. Тогда обсуждение становится ценным и углубляет их понимание рассматриваемой проблемы. Например, на уроке обществознания в начальной школе можно обсудить вопрос «Как правильно проводить свободное время?».
В ходе обсуждения общей темы, после того как она была представлена с определенной позиции, участники могут высказать свои различные мнения. Этот процесс называется «дебаты». Во время дебатов можно задавать вопросы или вносить предложения. Дебаты в основном используются при обсуждении научных докладов, в суде, в парламенте. Все эти действия можно имитировать на уроках обществознания по соответствующим темам (наука, процессуальное право и принятие законов).
Диспут (от лат. disputare = «спорить», «дискутировать») — это специально организованное публичное обсуждение, выступление, демонстративное столкновение мнений по какому-либо актуальному вопросу. В споре стороны отстаивают разные мнения; они ищут и выявляют слабые стороны противоположной позиции. Цель спора — выиграть спор, отстаивая свою позицию. Например, на уроке обществознания в начальной школе спор может быть на тему «Должен ли досуг быть полезным?», а в старших классах — «Виртуальное пространство губит современную молодежь». Аргументы эмоционально заряжены и требуют сдержанности. Аргументы используются в любом споре. Полемика — это форма аргументации, основанная на непримиримости позиций и характеризующаяся конфликтами и враждебностью. Необходимо воздерживаться от подобной аргументации в классе.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института