Что такое управленческое воздействие
Управленческое воздействие: понятие и методы
Сущность управленческого воздействия и его структура. Концептуальные подходы, раскрывающие особенности психологического воздействия. Основные характеристики методов воздействия на сознание людей: убеждения, внушения, принуждения, поощрения и наказания.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.09.2011 |
Размер файла | 17,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Управленческое воздействие: понятие и методы»
1. Понятие и структура управленческого воздействия
1.1 Сущность управленческого воздействия
1.2 Структура управленческого воздействия
2. Методы воздействия на личность
2.4 Поощрение и наказание
Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Успешное влияние на людей, побуждение их к определенным действиям невозможно без учета законов человеческого поведения. Учитывать законы поведения людей сложно, их действия проявляются неоднозначно, носят вероятностный характер. Искусство управления людьми и вся наука мотивации в том, чтобы правильно понимая ситуацию и особенности конкретных людей и не забывая о необходимости подчинения действию объективных законов поведения людей, выбирать именно такие методы воздействия и влияния на людей, которые попросту не могут не вызвать желаемой реакции, желаемой линии поведения, которая вела бы к достижению поставленных целей.
Предметом работы является сущность, структура и методы управленческого воздействия.
Цель работы: изучить управленческое воздействие, его понятие и методы.
Задачи контрольной работы:
1. Сформулировать понятие и структуру управленческого воздействия.
2. Проанализировать методы воздействия на личность.
Методологической основой работы являются труды Грачева Г.В., (в книге рассматривается социология и психология управленческого воздействия, методы воздействия на личность, манипуляция и манипулирование, а также социология и психология управленческого воздействия и его успех).
В данной работе использовались методы анализа и синтеза источников литературы, индукции и дедукции.
1. Изучение научной литературы по теме исследования.
2. Подбор материала.
3. Работа над содержанием.
Структура: работа состоит из введения, двух пунктов, шести подпунктов, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1.1 Сущность управленческого воздействия
Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться без нравственным, хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми доступными вам средствами.
Успешное выполнение управленческой деятельности требует навыков и умения строить взаимоотношения с людьми, быть способным убеждать и оказывать побуждающее воздействие и т.п. Общим для любых методов воздействия является необходимость тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющейся информации и другие важные и второстепенные факторы, могущие повлиять на планируемый контакт.
Воздействие предполагает наличие взаимного интереса друг к другу как основы взаимоотношений. Сложность проблемы психологического воздействия определяется наличием множества различных способов организации вербальной и эмоциональной информации, средств и условий жизнедеятельности в целях достижения реальных сдвигов в человеческом поведении.
Управленческое воздействие выступает частью, функциональной формой психологического воздействия. Особенностью этого вида воздействия является ограниченность сферы применения. Управленческое воздействие используется преимущественно в системе, где доминируют статусные роли (в первую очередь такие, как «руководитель», «подчиненный» и др.).
Управленческое воздействие должно рассматриваться как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями. Эти связи и отношения, как бы надстраиваясь друг над другом, влияют друг на друга и на эффективность управленческого воздействия. Выделяют по крайней мере два уровня: когнитивный и эмоциональный.
На когнитивном уровне партнеров управленческого воздействия связывает взаимное, хотя и с разными целями, познание. Эмоциональные отношения могут иметь как положительный, так и отрицательный знак, быть доброжелательными и недоброжелательными, но в обоих случаях они влияют на направленность и силу управленческого воздействия. По своему внутреннему существу управленческое воздействие представляет три взаимосвязанных между собой и последовательно переходящих друг в друга этапа. Операционный этап, заключающийся в воздействии руководителя на подчиненного; процессуальный этап, заключающийся в принятии или отвержении подчиненным оказываемого на него воздействия; результативный этап, представляющий ответные реакции подчиненного на воздействие руководителя.
1.2 Структура управленческого воздействия
Структура управленческого воздействия включает следующие компоненты:
— субъект (отдельные личности, группа лиц, различные организации, являющиеся ведущей подсистемой в какой-либо системе управления);
— объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность с целью качественного и полного решения задач организации);
— способы воздействия (традиционно выделяют четыре основных: внушение, заражение, подражание и убеждение).
Желая сохранить целостный и позитивный образ самого себя, человек стремится либо уменьшить диссонанс, либо воспрепятствовать его росту. Обычно это происходит тремя путями:
— меняется поведение индивида;
— изменяются его знания;
— он чрезвычайно осторожно относится к новой информации.
Психологическое воздействие должно включать две последовательные операции. Сначала надо за счет внешних воздействий (вербальных, невербальных и др.) вызвать когнитивный диссонанс, нарушение в целостном единстве элементов, составляющем привычный образ «Я» этого человека. Затем побудить, мотивировать восстановление его когнитивного баланса, душевного равновесия, но уже за счет изменения его прежних, привычных социальных установок и поведенческих моделей. Сокращение диссонанса является защитным поведением индивида. Он тем самым сохраняет целостный и позитивный образ самого себя.
Воздействие может вызываться не только внутренней системой самоконтроля, но и специфическим социальным окружением человека.
За последние 20—25 лет в мировой психологии сложилось два концептуальных подхода, раскрывающих особенности психологического воздействия. Первый подход ориентирован на использование окружающей человека социальной среды как субъекта воздействия. В рамках этого подхода необходимо указать на так называемую психологию среды или экологическую психологию.
Суть этого подхода в том, что определенные параметры окружающей человека социальной среды вызывают определенные модели поведения. Вот почему специфическое поведение, которое должно возникнуть, скорее можно предсказать или спровоцировать, исходя из организации специфической ситуации, чем на основе индивидуальных различий между людьми. Таким образом, «ведет себя» не столько сам индивид, сколько вся экологическая система (индивид и среда), которая может целенаправленно моделироваться во времени и пространстве в зависимости от целей, стоящих перед субъектом управленческого воздействия.
управленческий психологический воздействие
2. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ
Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.
Когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию.
Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия.
Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.
Убеждающее воздействие обычно включает:
— воздействие источника информации;
— воздействие содержания информации;
— воздействие ситуации информирования.
Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.
Воздействие содержания информации. Воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.
Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается.
Убеждение ни в коем случае не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способов убеждать людей.
Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:
1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.
3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации.
Основные характеристики внушения
Специалисты исходят из того, что внушению должны быть присущи следующие характеристики:
1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам и тем условиям, в которых они проводятся.
2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных военнослужащих, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.
4. Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков военнослужащих.
Внушение можно классифицировать по различным основаниям:
— по способу внушающего воздействия;
— по средствам воздействия;
— по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
— по длительности эффекта воздействия;
— по содержанию воздействия.
2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистантным.
3. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.
Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким. Спорным является вопрос о возможности признания психическим принуждением иных способов информационного воздействия на сознание, в частности, гипноза.
Непреодолимый характер принуждения означает, что воля лица была полностью подавлена, что лицо, причиняя общественно опасные последствия, не имело другого выбора, кроме как совершение общественно опасного деяния. В соответствии с принципом субъективного вменения такое причинение вреда должно быть признано невиновным, ответственность за него наступать не может.
Если возможность выбора непреступного варианта поведения у принуждаемого сохранялась, имеет место ситуация, схожая с крайней необходимостью: для предотвращения вреда своим охраняемым законом интересам принуждаемый причиняет вред интересам третьего лица. Вред, причинённый в таких ситуациях, оценивается как причинённый в состоянии крайней необходимости: то есть, для признания его причинения правомерным он должен быть меньше предотвращённого вреда и причинение вреда должно являться именно крайним выходом из сложившейся ситуации.
2.4 Поощрение и наказание
Поощрение следует применять при каждом проявлении трудовой активности работника с положительным результатом. Поощрение должно быть значимым, поднимать престиж добросовестного труда. Каждый работник должен четко представлять, что работать максимально хорошо очень выгодно, так как именно за это предоставляются все льготы и преимущества.
При применении поощрения необходимо использовать ритуал, обычаи, традиции. Традиции в известной степени воплощают общественное самоуправление, символизируют собой правила поведения в коллективе и демонстрируют способность к самоорганизации. Чем ближе момент получения поощрения, тем активнее человек работает.
Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности.
Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательно приемы психологического воздействия на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности.
Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Внушение представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
Успешное влияние на людей, побуждение их к определенным действиям невозможно без учета законов человеческого поведения. Учитывать законы поведения людей сложно, ибо их действия проявляются неоднозначно, носят вероятностный характер. Необходимо правильно понимать ситуацию и особенности конкретных людей и не забывать о необходимости подчинения действию объективных законов поведения людей, выбирать именно такие методы воздействия и влияния на людей, которые попросту не могут не вызвать желаемой реакции, желаемой линии поведения, которая вела бы к достижению поставленных целей.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Классические модели, используемые в теории управления. Социология и психология управленческого воздействия. Методы воздействия на личность. Манипуляция и манипулирование. Деловое общение. Социология и психология управленческого воздействия и его успех.
реферат [39,5 K], добавлен 23.01.2008
Субъект, объект, средства административного и социально-психологического воздействия. Использование подкрепления или наказания, механизмов научения. Требования руководителя к поведению подчиненного. Способы повышения эффективности убеждающего воздействия.
реферат [22,3 K], добавлен 11.10.2014
Структура социально-психологического климата коллектива: эмоциональный и предметный. Подходы к моральному стимулированию трудовой деятельности. Разделы и направления работ плана социального развития. Способы психологического воздействия на персонал.
презентация [1,6 M], добавлен 11.06.2014
реферат [24,9 K], добавлен 13.12.2011
Методы педагогического воздействия в работе менеджера. Особенности и правила метода убеждения, методы аргументации. Экспериментальное исследование метода убеждения. Специфика работы организации. Изучение стилей руководства. Практические рекомендации.
курсовая работа [63,2 K], добавлен 24.12.2008
Сходства и различие менеджера от предпринимателя. Различие между средой прямого воздействия и косвенного воздействия, линейных полномочий от аппаратных. Сущность и взаимосвязь функций управленческих решений. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
контрольная работа [26,7 K], добавлен 12.11.2010
Психологическое воздействие как объект научного исследования. Техники манипуляций и убеждений в управлении. Особенности сопротивления манипуляциям у студентов гуманитарной и технической специальностей. Зарубежный опыт использования методов управления.
курсовая работа [64,3 K], добавлен 29.03.2011
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ НА ЛЮДЕЙ
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДЧИНЕННЫХ
СУЩНОСТЬ И УРОВНИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ПОДЧИНЕННЫХ
Управленческое воздействие – форма психологического влияния. Оно применяется в системе руководитель-подчиненный.
Управленческое воздействие имеет два уровня: когнитивный и эмоциональный.
1. На когнитивном уровне происходит познание субъектов друг другом – менеджер должен выявить особенности личности работника (темперамент, тип личности и т. п.) и выбрать наиболее эффективный прием воздействия на человека.
2. На эмоциональном уровне люди стремятся почувствовать друг друга. Как правило, эмоциональный уровень бывает важнее когнитивного – если менеджер добьется положительного отношения, доверия со стороны подчиненного, тогда становится легче применять административные, дисциплинарные меры воздействия.
Существует несколько способов управленческого влияния на подчинённых.
Способы управленческого влияния можно поделить на две группы:
Ø эмоциональное влияние на подчинённых;
Ø рассудочное влияние на подчинённых.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ НА ЛЮДЕЙ
Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них «эталоном» для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.
В группу способов рассудочного управленческого влияния на подчинённых входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.
Как эффективно использовать способ управленческого влияние на подчинённых путем убеждения?
Ø Постарайтесь точно определить потребности слушателя и апеллируйте к этим потребностям.
Ø Начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю.
Ø Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности.
Ø Просите немного больше, чем Вам на самом деле нужно или хочется (для убедительности приходится иногда делать уступки, а если с самого начала Вы будете просить больше, Вы, по-видимому, получите именно столько, сколько Вам действительно нужно). Этот метод может сработать и против Вас, если Вы запросите слишком много.
Ø Говорите, сообразуясь с интересами слушателей, а не со своими собственными. Частое повторение слова «Вы» поможет слушателю понять, какое отношение к его или ее потребностям имеет то, что Вы, влияющий, хотите, чтобы он сделал.
Ø Если высказываете несколько точек зрения, постарайтесь изложить последние аргументы, ибо, услышанные последними, они имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию.
Убеждение, осуществляемое в словесной форме, опирается на рассуждения и логику, а воздействие на чувства и эмоции играет вспомогательную роль. Если внушение носит одностороннюю направленность, то при убеждении активны обе стороны. При этом ведущую роль играет убеждение.
Процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию, цель которой состоит в достижении единства мнений или компромисса. В процессе убеждения рекомендуется использовать такие «усиливающие» аргументы, как:
Ø аргумент к традиции;
Ø аргумент к большинству;
Ø аргумент к авторитетной личности;
Ø аргумент к личности того, кто убеждает;
Ø аргумент к мировому опыту;
Ø аргумент психологического феномена (чувство обиды, зависти, «я лучше всех» и т.п.).
Можно выделить некоторые основные характеристики, которые помогают усилить убеждающее влияние менеджера на работников:
— уверенность и прямой подход менеджера к проблеме;
— «эффект бескорыстия» (когда менеджер, отстаивая что-либо, приносит в жертву личные интересы);
— правильное использование стиля сообщения: как правило, образованная и заинтересованная аудитория более восприимчива к рациональным аргументам, менее образованная и равнодушная аудитория –к эмоциональным аргументам;
— «эффект хорошего настроения» – лучше передавать информацию, выбрав удобный момент, благоприятную атмосферу;
— образная подача информации;
— необходима стимуляция мышления подчиненных (риторические вопросы, ненапряженная поза менеджера, многократные повторения наиболее важных деталей, наличие коммуникативного помощника)
Каждому менеджеру необходимо знать, что, используя любые способы влияния на подчиненных, следует руководствоваться своего рода Кодексом делового поведения и нормами служебной этики (нормы и правила поведения, основывающиеся на общественном мнении и традициях). В любом случае влияние не должно вызывать у подчиненного чувства раздражения, ненависти, досады и стресса.
Кодекс делового поведения и нормы служебной этики могут предложить следующие приемы положительного влияния на подчиненных.
Концентрированное внимание на одном из подчиненных.
«Насилие» над собственным мнением можно рассматривать как кодекс делового поведения. Заставьте себя в подчиненном, которого Вы почему-то недолюбливаете или даже терпеть не можете, найти какие-то положительные качества. Постарайтесь убедить себя, что Вы до сих пор имели ошибочное мнение о нем, даже если для этого у Вас самые веские основания. Если Вы этого достигнете, у Вас будет взаимопонимание с этим человеком
Авансированная похвала (норма служебной этики). Дав подчиненному задание и не будучи уверенным в его выполнении, можно похвалить подчиненного, сказав, что никому другому Вы не можете поручить столь ответственное задание. Через некоторое время Вы убедитесь, что Ваша похвала авансом попала в цель: подчиненный будет старателен.
Воздействие и процесс управления
Управление производством представляет собой целенаправленный организационно-технический и социально-экономический процесс воздействия на коллективы. Следовательно, ВОЗДЕЙСТВИЕ является существенным и необходимым элементом процесса управления.
Воздействие в процессе управления – это различные формы влияния субъекта управления на управляемый объект с целью изменения способов его функционирования путём изменения состава или взаимодействия элементов управляемой системы.
Управление как целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства можно осуществить различными способами:
— воздействовать директивно с помощью приказов и распоряжений, предписывающих строго определённые изменения в системе, обязательные для исполнения;
— создать новую систему планирования, хозрасчётных отношений, стимулирования и других форм воздействия, которая как бы автоматически влияла на деятельность коллектива при изменяющихся внешних и внутренних обстоятельствах, способствуя поиску эффективного производства.
Воздействие отражает сущность процесса управления: процесс управления невозможен без воздействия.
Понятие «действие», «воздействие» и «взаимодействие».
При рассмотрении сущности воздействия необходимо различать три взаимосвязанных понятия, а именно: «действие», «воздействие» и «взаимодействие». Все эти понятия используются в процессе управления и различаются, несмотря на их общую характерную черту, заключающуюся в том, что все они представляютформу влияния одного элемента системы на другой. Представим различия и сущность этих трёх понятий в графической форме (рис. 8.6.1).
Действие | Воздействие | Взаимодействие |
Названные понятия тесно связаны с основными факторами производства:
— человеческим (отвечающим на вопрос «кто?»);
— вещественными (отвечающими на вопрос «что?»). Факторы производства рассматриваются как элементы социально-экономической системы (активные и пассивные).
Элементами системы, отвечающими на вопрос «кто?» или «что?», могут быть (рис. 8.6.2):
Действие – влияние активного элемента на пассивный (рабочий выполняет операцию).
Воздействие – влияние одного активного элемента на другой активный элемент (указание мастера рабочему выполнять конкретную работу).
Взаимодействие – согласованное воздействие двух или более активных элементов на пассивные или активные элементы (мастер доводит до рабочих участка утвержденные директором нормы труда на конкретные работы).
Названные понятия находятся в следующем соотношении (рис. 8.6.3):
Понимание различий в этих трех понятиях позволяет более правильно понять процесс управления, определить основные направления и типы воздействия.
Воздействие какформа влияния на производственную систему направлено на развитие двух противоречивых тенденций:
1) обеспечение устойчивости и постоянства системы;
2) обеспечение гибкости, динамичности, постоянного развития.
Различие в направленности воздействия ведёт к возникновению различных типов воздействия, одни из которых ориентированы на поддержание устойчивости, другие – на мобильность системы.
Основные направления и типы воздействия.
Различают следующие направления и типы воздействия:
Формирование целенаправленного воздействия на производственные коллективы и отдельных работников непосредственно связано с мотивацией, т.е. изучением факторов, определяющих поведение человека в коллективе в процессе производства. В системе факторов, определяющих поведение человека, важную роль играют его потребности и интересы. Осознанная потребность воплощается в цели, побуждает к её достижению, определяя поведение человека.
Типы воздействия классифицируются по тем классификационным характеристикам, которые лежат в основе направления воздействия.
1. Организационный тип воздействия. Этот тип воздействия направлен на организацию, т.е. формирование устойчивости, слаженности, соответствия элементов и их взаимодействия, установления путей, ведущих все элементы к единой цели. Всё это характеризует организационное направление воздействия.
Организационный тип воздействия позволяет использовать в процессе управления стремление человека к упорядоченной организационной деятельности, приводящей к определённой взаимосвязи основных элементов предприятия – средств труда, предметов труда и самих работников. Такой тип воздействия носитпрямой характер, так как он однозначно определяет будущее состояние системы, которое должно быть достигнуто. Организационное воздействие облекается в форму организационной и организационно-производственной структур и различных регламентирующих и нормирующих актов, определяющих состав и взаимодействие элементов системы производства.
2. Экономический тип воздействия. К этому направлению относится воздействие на материальные интересы, использование материальной мотивации. Последняя используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций за несоответствующее его качество и недостаточное количество. При этом используется как индивидуальная материальная заинтересованность, так и коллективная.
Экономическое направление воздействия имеет свои специфические особенности и отличается в первую очередь косвенным характером воздействия: оценка эффективности такого воздействия носит ориентировочный, вероятностный характер. Так называемый порог чувствительности, на который мы ориентируемся, например при установлении размера индивидуального материального вознаграждения, определить далеко не просто (порогом чувствительности считается минимальный размер материального вознаграждения, побуждающий к повышению трудовой активности).
Порог чувствительности даже у одного и того же лица существенно меняется под влиянием большого количества факторов (возможность более полного удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и рабочего времени, важность и характер решаемых задач и т.д.). Тем более трудно определить эффект воздействия на материальные интересы в более или менее крупном коллективе. Надо также иметь в иду, что необоснованное материальное вознаграждение приводит, как правило, к отрицательным конечным результатам и нередко исключает из арсенала воздействия весьма действенные стимулы повышения эффективности производства.
Экономический тип воздействия ориентирован на выявление, развитие и использование экономических рычагов для усиления активности системы, увеличения её мобильности и эффективности.
3. Социальный тип воздействия. Относится к косвенному воздействию на социальные интересы. Социальная мотивация предусматривает ориентировку на профессиональные, культурные, психологические, моральные, национальные, семейные и др. социальные интересы. Методы воздействия на социальные интересы включают как поощрение, так и различные формы санкций. Использование социальной мотивации отличается особой сложностью, вызванной многообразием социальных потребностей, существующих в коллективе.
Если при воздействии на экономические (материальные) интересы работников появляется возможность использовать единый для всех канал удовлетворения этих потребностей – деньги, то при воздействии на социальные интересы требуется удовлетворять их в разнообразных, конкретных и специфических формах. Это приводит к необходимости детального изучения возможных средств воздействия на указанные социальные мотивы и интересы.
Кроме названных типов воздействия, различают «горизонтальное» и «вертикальное» воздействие.
«Горизонтальный» тип воздействия проявляется в том, что один отдел управляющей системы воздействует на другой, расположенный на одном и том же уровне управления.
«Вертикальный» тип воздействия осуществляется по линиям линейной или функциональной подчинённости на разных уровнях управления.
Подведём итог по различию типов воздействия (рис. 8.6.4):
Источники воздействия в процессе управления. Определяя в общем виде источники воздействия в процессе управления, можно сказать, что основным источником воздействия на управляемую систему является управляющая система. Однако это определение хотя и является правильным, тем не менее не даёт чёткого представления о сложной системе воздействия в процессе управления.
Управляющая система должна постоянно изменять формы, методы, приёмы управления и в то же время быть устойчивой по отношению к осуществлению процесса управления. Эта система сама испытывает воздействие со стороны внешней среды, т.е. предприятий и организаций, взаимосвязанных с данным предприятием, и, наконец, со стороны управляемой системы. Управляющая система в свою очередь оказывает воздействие на управляемую систему путёмизменения состава элементов её подсистем или условий их функционирования.
Источником воздействия со стороны управляющей системы являются её отдельные звенья и ступени управления. На процесс управления большое влияние оказывают квалификация кадров, методы выполнения ими своих обязанностей. Источником является также отдельный человек и его деятельность в процессе управления.
Постоянные и периодические воздействия.
Управляющие воздействия в зависимости от продолжительности влияния на коллективы подразделяются на две группы:
Постоянные воздействия выступают как:
— действующие функции управления;
— положение о подразделении;
— должностная инструкция работника;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— режим работы предприятия;
— инструкция по технике безопасности;
— нормативно-правовые акты и др.
Постоянные воздействия используются продолжительное время до отмены их или замены на новые постоянные.
Периодические воздействия носят характер кратковременных актов.
К ним относятся:
— выдача задания подчинённым;
— установление стимулов к труду;
— доведение до исполнителей норм труда;
— издание приказов, распоряжений;
— делегирование полномочий подчинённым;
— передача информации о внутренней и внешней среде предприятия;
— постановка целей, задач перед исполнителями;
— совершенствование техники, технологии производства, условий труда и др.
Управляющие воздействия отражают специфику категории «управление» и занимают центральное место впроцессе управления. Поэтому осваивающим менеджмент и начинающим менеджерам надо твердо усвоить понятие управляющего воздействия и всесторонне изучить все его аспекты. Здесь важно также попытаться определить арсенал управляющих воздействий на работника, коллективы для линейных и функциональных руководителей по уровням управления, специалистов и технических исполнителей.