Что такое учение о предопределении

Предвидение и предопределение Божие

Предви́дение — 1) знание Богом от веч­но­сти дей­стви­тель­ного и услов­ного буду­щего; 2) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по дару про­зор­ли­во­сти; 3) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по вну­ше­нию падших духов; 4) веро­ят­ност­ное знание буду­щего, осно­ван­ное на инту­и­ции или жиз­нен­ном опыте.

Предопределе́ние — 1) Боже­ствен­ное реше­ние, под­ле­жа­щее непре­мен­ному испол­не­нию; 2) реше­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее обя­за­тель­ное испол­не­ние.

Сво­бо­ден ли чело­век в своих поступ­ках или всё уже пред­опре­де­лено Богом? В самом этом вопросе есть отте­нок лукав­ства: доста­точно согла­ситься с все­об­щим пред­опре­де­ле­нием и тогда отпа­дает необ­хо­ди­мость каких-либо чело­ве­че­ских усилий: зачем делать добро, зачем стре­миться к совер­шен­ству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы пре­красно осо­знаём, что в наших отно­ше­ниях с людьми мы вольны тво­рить добро и зло, любовь и нена­висть; также мы вольны жить с Богом, не заме­чать или отвер­гать Его.

Бог не обу­слов­лен про­стран­ством и вре­ме­нем, свой­ствен­ным сотво­рён­ному Им мате­ри­аль­ному миру. Бог из веч­но­сти видит наш мир как на ладони. Он видит как наше про­шлое, так и насто­я­щее и буду­щее “одно­вре­менно”. Бог видит и знает, но не нару­шает нашей сво­боды. Знать и пла­ни­ро­вать – суть вещи разные. Гос­подь знает все бес­ко­неч­ные вари­анты раз­ви­тия собы­тий, хотя чело­век при этом волен сво­бодно выбрать тот свой един­ствен­ный вари­ант пове­де­ния в этих собы­тиях, кото­рый ему ближе.

Бог при­сут­ствует и дей­ствует в духов­ном и мате­ри­аль­ном мирах. Он при­сут­ствует во всех собы­тиях, бла­го­слов­ляя или попус­кая их. Суще­ствует мно­же­ство фак­то­ров, при­чинно-след­ствен­ных связей, вли­я­ю­щих на наши поступки, их нелепо отри­цать, хри­сти­ан­ство отри­цает лишь их фаталь­ность. В мате­ри­аль­ном мире Богом уста­нов­лены жёст­кие физи­че­ские законы, но и это не отри­цает вли­я­ния Бога и на него (ника­кой метео­рит слу­чайно на Землю не упадёт).

Абсо­лютно сво­бо­ден только Бог, мы имеем опре­де­лён­ную сво­боду, наи­боль­шую в обла­сти нрав­ствен­ной ответ­ствен­но­сти и жизни духа (рели­ги­оз­ной жизни). Сво­бода – вели­чай­ший дар Божий, отсюда и колос­саль­ная ответ­ствен­ность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зави­село, то за что бы нас ждал Страш­ный Суд?

Таким обра­зом, неиз­беж­но­сти нет, чело­век дей­стви­тельно сво­бо­ден в опре­де­лён­ных пре­де­лах, и эти пре­делы очень широки – от бес­ко­нечно греш­ной жизни до бес­ко­нечно пра­вед­ной.

Мы можем обре­тать всё боль­шую сво­боду через при­част­ность к Богу, Его бла­го­дати, через обо­же­ние, соеди­не­ние с Богом.

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

Свя­щен­ное Писа­ние о пред­опре­де­ле­нии

Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил. ( Рим. 8:29-30 )

Бла­го­сло­вен Бог и Отец Гос­пода нашего Иисуса Христа, бла­го­сло­вив­ший нас во Христе всяким духов­ным бла­го­сло­ве­нием в небе­сах, так как Он избрал нас в Нем прежде созда­ния мира, чтобы мы были святы и непо­рочны пред Ним в любви, пред­опре­де­лив усы­но­вить нас Себе чрез Иисуса Христа, по бла­го­во­ле­нию воли Своей, в похвалу славы бла­го­дати Своей, кото­рою Он обла­го­дат­ство­вал нас в Воз­люб­лен­ном. ( Еф.1:3-6 )

В Нем мы и сде­ла­лись наслед­ни­ками, быв пред­на­зна­чены к тому по опре­де­ле­нию Совер­ша­ю­щего все по изво­ле­нию воли Своей, дабы послу­жить к похвале славы Его нам, кото­рые ранее упо­вали на Христа. ( Еф.1:11-12 )

свя­ти­тель Илия Миня­тий:
«Не Пред­ве­де­ние есть при­чина буду­щих собы­тий, а буду­щие собы­тия – при­чина Пред­ве­де­ния. Не из Пред­ве­де­ния выте­кает буду­щее, а из буду­щего – Пред­ве­де­ние; не Хри­стос – винов­ник пре­да­тель­ства Иуды, а пре­да­тель­ство – при­чина Гос­под­него Пред­ве­де­ния». Если ты будешь жить бого­угодно, – спа­сешься, а если раз­вра­щенно, – погиб­нешь. Бог пред­ви­дит и то, и другое. Но ни того, ни дру­гого не пред­ре­шает Божие Пред­ве­де­ние. Ты или спа­сешься, или погиб­нешь, одно из двух – несо­мненно, но не опре­де­лено напе­ред» (Про­по­веди, «Слово в неделю 1‑ю Вели­кого поста»).

про­фес­сор Осипов А.И.:
Нельзя сме­ши­вать пред­ви­де­ние с пред­опре­де­ле­нием. Роди­тели могут подчас пред­ви­деть, что будет с их ребен­ком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не пред­опре­де­ляют его пове­де­ние, только пред­ви­дят, т.е. пред­ви­де­ние – не пред­опре­де­ле­ние. В том и заклю­ча­ется каче­ство сво­боды, что чело­век постав­лен перед выбо­ром. И этот выбор, сам акт выбора, сама ори­ен­та­ция лич­но­сти уже опре­де­ляет его состо­я­ние.
Вы знаете, что есть грехи мыслью, грехи жела­нием. И чело­век, решив­шись на грех, уже омра­ча­ется. Когда гово­рят о сво­боде, надо понять, что сво­бода – это есть воз­мож­ность начать акт дей­ствия от самого себя. Есть фак­торы, при­чины, обсто­я­тель­ства, кото­рые влияют на меня, но я могу посту­пить и в ту, и в другую сто­рону. Сво­бода в том и заклю­ча­ется, что я могу начать ряд дей­ствий от самого себя. Могу само­опре­де­литься.
Боже­ствен­ное пред­ви­де­ние не есть пред­опре­де­ле­ние, т.е. не есть пося­га­тель­ство на мою сво­боду. Бог не может кос­нуться моей сво­боды. Не может! Иначе Он пере­стал бы быть Богом. Ибо чело­ве­че­ская сво­бода есть образ боже­ствен­ной сво­боды. Не слу­чайно чело­век име­ну­ется богом с малень­кой буквы, своего рода боже­ство, поскольку он бого­по­доб­ное суще­ство.
Поэтому Бог, даже пред­видя, совсем не пред­опре­де­ляет, а все дей­ствия Божии заклю­ча­ются в том, что Гос­подь вновь и вновь ставит чело­века в такие усло­вия, в кото­рых он с оче­вид­но­стью должен избрать, опре­де­лить себя – к добру он или ко злу. Так про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти в наших земных усло­виях.
Пришла мне в голову дурная мысль, я легко могу ее выбро­сить, а могу ей увлечься. Так, ну-ну, чело­век, по какому пути пой­дешь? Как важен само­кон­троль! Ибо здесь начи­на­ется ряд моих дей­ствий. Каждый само­сто­я­тельно опре­де­ляет себя: быть с Богом или вопреки Богу. В этом – весь чело­век.

Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние (113, 181):
Пред­ве­де­ние, Пред­опре­де­ле­ние и Про­мысл раз­ли­ча­ются в Боге по своим дей­ствиям. Про­мысл отно­сится к тво­ре­нию. Но пред­ве­де­ние и пред­опре­де­ле­ние были в Боге прежде бытия мира, хотя и раз­личны между собой. Пред­ве­де­ние есть одно веде­ние буду­щего, без опре­де­ле­ния его в част­но­сти, то есть оно не опре­де­ляет суще­ство­ва­ния той или другой вещи. А пред­опре­де­ле­ние есть опре­де­ле­ние част­ное, то есть оно и опре­де­ляет, что должно быть. Но опре­де­ляет только добро, а не зло, ибо если бы оно опре­де­ляло и зло, то это было бы про­тивно есте­ствен­ному свой­ству Божию – бла­го­сти.
Итак, спра­вед­ливо можно ска­зать, по нашему пред­став­ле­нию, что пред­ве­де­ние в Боге пред­ше­ствует, за ним сле­дует пред­опре­де­ле­ние, а после тво­ре­ния воз­ни­кает и Про­мысл о сотво­рен­ном. Этому учит апо­стол: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего… А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» ( Рим. 8:29-30 ). Впро­чем, эти слова должно отно­сить только к чело­веку, поскольку прочие тво­ре­ния (кроме Анге­лов, нахо­дя­щихся в твер­дом и неиз­мен­ном состо­я­нии) не под­ле­жат пред­опре­де­ле­нию, так как не имеют сво­боды, а потому в них не может быть ника­кого греха. И все, что они делают, делают по при­роде, и потому ни нака­зы­ва­ются, ни награж­да­ются.

пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский:
Бог Все­ве­ду­щий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и пред­опре­де­лил от века одних, про­во­дя­щих жизнь в пока­я­нии и сми­ре­нии, к славе, а других, лени­вых и нера­дя­щих о своем душев­ном спа­се­нии, к веч­ному муче­нию. Притом из исто­рии мы видим, что и самые суды Свои Гос­подь пере­ме­няет при пере­мене обсто­я­тельств. Напри­мер, Гос­подь опре­де­лил неко­гда истре­бить нине­ви­тян. Но когда нине­ви­тяне про­по­ве­дию Иони­ною пока­я­лись, Он отме­нил Свой суд несмотря на то, пророк Божий уже изрек нине­ви­тя­нам волю Божию: «еще три дня, и Нине­вия пре­вра­тится…».

Бихевиори́зм — подход к изу­че­нию живот­ного и чело­века, в соот­вет­ствии с кото­рым оно пол­но­стью опре­де­ля­ется внеш­ними фак­то­рами.

В совре­мен­ном бихе­ви­о­ризме сво­бода пред­стает неким оста­точным незна­нием или неве­жеством. Мы можем рассмот­реть весь мир с точки зрения при­чинно-след­ствен­ных рамок, как некий агре­гат, и по мере того как наши знания будут рас­ши­ряться, мы в конце кон­цов сможем устра­нить все про­белы, уста­но­вим един­ственно воз­мож­ное соеди­не­ние при­чины и след­ствия, и тогда наше поня­тие сво­боды станет излиш­ним, оста­точ­ное незна­ние будет устра­нено. До сих пор эта кон­цепция доста­точно активно от­стаивается, но понятно, что это неко­то­рая транс­цен­ден­таль­ная иллю­зия, кото­рая со вре­ме­нем должна исчез­нуть.

Одно­вре­менно и опыт веры зача­стую гласит, что сво­бода ока­зы­ва­ется функ­цией свое­об­раз­ного оста­точ­ного невеже­ства. Кто ты, если не узрел Бо­жественного Про­мысла? Если не понял, что для тебя есть один и только один путь? Если не увидел свет истины? Нет ника­кой сво­боды, есть только недо­ста­точ­ная работа твоей души. Будь эта работа достаточ­ной, не надо бы было ссылать­ся на сво­боду, и ты выбрал бы един­ственно пра­виль­ный путь к спа­се­нию.

Источник

Есть ли предназначенные к погибели?

Учение о предопределении в трудах святителя Феофана Затворника

Как понять слова апостола Павла: «Кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8: 30)? В чем заблуждались Кальвин, Лютер и даже блаженный Августин, говоря о предопределении к аду и раю? Об этом писал в своих трудах святитель Феофан Затворник.

Что такое учение о предопределении. 232839.p. Что такое учение о предопределении фото. Что такое учение о предопределении-232839.p. картинка Что такое учение о предопределении. картинка 232839.p. Предви́дение — 1) знание Богом от веч­но­сти дей­стви­тель­ного и услов­ного буду­щего; 2) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по дару про­зор­ли­во­сти; 3) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по вну­ше­нию падших духов; 4) веро­ят­ност­ное знание буду­щего, осно­ван­ное на инту­и­ции или жиз­нен­ном опыте.

Ибо кого Он предузнал,
тем и предопределил быть подобными
образу Сына Своего.

Благодать Бога и воля человека

Сегодня обращаются к Православию в том числе люди, которые ранее увлекались протестантским вероучением, при этом «для многих понятие “кальвинист” практически тождественно определению “человек, уделяющий огромное внимание доктрине предопределения”» [6] .

Преуспел в миру – спасешься?

Кальвин считал, что Бог «предписывает одним вечную жизнь, а другим – вечное проклятие»

В связи с этим необходимо затронуть некоторые положения учения блаженного Августина, на которого ссылается женевский реформатор и который, безусловно, оказал большое влияние на развитие богословской мысли на Западе.

Августин: человек не способен любить Бога

В изложении вероучения Иппонский епископ исходит из того, что человечество призвано восполнить отпавших от Бога ангелов (возможно, даже большим числом):

Августин считает, что свободная воля человека в деле спасения не играет существенной роли, и проецирует свой личный опыт на все человечество

Рассматривая апостольские слова о Боге, «Который хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2: 4), блаженный Августин отвергает буквальное их понимание, утверждая, что Бог хочет спасти лишь предопределенных, ибо если хотел бы спасти всех, тогда все и обретали бы спасение. Он пишет:

Бог не только желает нам спасения, но и спасает

Раскрывая православное вероучение, святитель Феофан особое внимание обращает на ту истину, что Бог не хочет падения и погибели кого бы то ни было и для отпавшего от истины человечества установил единый путь ко спасению в Господе Иисусе Христе, всем желая и подавая таким образом спасение.

«Бог не только хочет спастися всем, но и устроил дивный образ спасения, всем открытый и сильный спасти всякого»

Раскрывая суть православного учения, святитель Феофан поясняет, что, желая и подавая всем спасение, Бог оставляет каждому свободу добровольного избрания благой части, не действуя насильно против желания самого человека:

Согласно православной сотериологии, Бог спасает человека, но не без самого человека, ибо не нарушает волеизъявления людей. Однако, если бы в деле спасения все зависело единственно от Бога, – поясняет святитель Феофан, – тогда бы, безусловно, не было погибающих и все обретали спасение:

«Бог никого не неволит спастися, а предлагает на выбор и только того, кто изберет спасение, спасает. Если б не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными, ибо всем хощет спастися. Да тогда и совсем не было бы погибающих» [55] ; «Если бы все зависело от Бога, то в одно мгновение все стали бы святы. Одно мгновение Божие – и все бы изменились. Но таков уж закон, что человеку надо самому восхотеть и взыскать – и тогда благодать уж не бросит его, лишь бы только он пребыл верен ей» [56] .

Благовестие явлено всему миру, но не все люди следуют Божиему призванию, и даже последовавшие, то есть призванные, – замечает святитель Феофан, – не все хорошо пользуются свободой на «узком пути» ко спасению, не все сохраняют преданность, тогда как избранные до конца пребывают верными:

Не каждый, услышав благодатный призыв, вступает на путь спасения, и не каждый пришедший здесь в Церковь Божию достигает блаженной цели, но, согласно Слову Божию, лишь верный до смерти (Откр. 2: 10), почему при том, что Господь именуется Спасителем всех, ибо всех призывает ко спасению, обретают Царство лишь некоторые – избранничество это определяется не благодатью только, но и стремлением самого человека:

Безусловно, домостроительство нашего спасения есть великая тайна, но спасение это прямо связано с нашим желанием и решением, а не свершается машинально помимо воли людей:

«Что именно ожидается от нас. Ожидается, чтобы мы 1) сознали присутствие в себе дара благодати; 2) уразумели драгоценность ее для нас, столь великую, что она дороже жизни, так что без нее и жизнь не жизнь; 3) возжелали всем желанием усвоить себе сию благодать, а себя – ей или, что то же, проникнуться ею во всем своем естестве, просветиться и освятиться; 4) решились самым делом достигнуть сего и затем 5) привели сию решимость в исполнение, оставя все или отрешив сердце свое от всего и все его предав вседействию Божией благодати. Когда совершатся в нас сии пять актов, тогда полагается начало внутреннему перерождению нашему, после которого, если неослабно будем продолжать действовать в том же духе, внутреннее перерождение и озарение будут возрастать – быстро или медленно, судя по нашему труду, а главное – по самозабвению и самоотвержению» [63] .

Войти в число предопределенных

Что такое учение о предопределении. 232844.p. Что такое учение о предопределении фото. Что такое учение о предопределении-232844.p. картинка Что такое учение о предопределении. картинка 232844.p. Предви́дение — 1) знание Богом от веч­но­сти дей­стви­тель­ного и услов­ного буду­щего; 2) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по дару про­зор­ли­во­сти; 3) знание чело­ве­ком воз­мож­ного или дей­стви­тель­ного буду­щего по вну­ше­нию падших духов; 4) веро­ят­ност­ное знание буду­щего, осно­ван­ное на инту­и­ции или жиз­нен­ном опыте.

Этими двумя сходящимися воедино действиями – предведением и предопределением – исчерпывается предвечное предначертание Божие о спасаемых людях. Все сказанное выше относится к каждому. Спасение, согласно православному учению, – замечает святитель Феофан, – есть действие свободно-нравственное, хотя и возможное только с помощью благодати Божией. Всякий призван Богом, и каждому желающему возможно быть в числе предопределенных:

Таким образом, для возрождения человек сам должен неотступно устремляться к Источнику спасения, в случае же падения спешить подняться через покаяние, чтобы не лишиться своего призвания, ибо благодать не самодействующая сила, отчужденно принуждающая людей к добродетели.

Богатство не свидетельствует о предопределении ко спасению, как и скорби не указывают на обратное

Таково учение о предопределении Божием, глубокое знание которого в полном согласии с учением Православной Церкви показал в своих трудах святитель Феофан Затворник, ставшее камнем преткновения для сторонников ложного представления о предестинации как безусловной предустановленности в жизни каждого человека.

[1] Великий учитель Русской Церкви – так именуют святителя Феофана исследователи жизни и трудов Вышенского Затворника. См.: Корсунский И.Н. Преосвященный епископ Феофан (Говоров), бывший Владимирский и Суздальский. М., 1895. С. 200; Георгий (Тертышников), архимандрит. Жизнь для Бога и для людей (Жизнь святителя Феофана Затворника). Киев, 2002. С. 3.

[2] Дело «О возведении преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского, на степень доктора богословия». – Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 171. Ед. хр. 311. Л. 2.

[3] «Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству». – Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2005. С. 35.

[4] Илия Минятий, святитель. Проповеди. Издательство Сретенского монастыря, 2000. С. 10.

[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2. М., 1993. C. 85.

[6] Макграт Алистер. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994; McGrath Alister E. Reformation thought an introduction / Пер. В.В. Петлюченко. OCR Палек, 1998. С. 152.

[7] «“Я предопределен! Противиться предопределению, изменить или разрушить предопределение Божие не имею никакой возможности…” Провозглашается такое суждение неведением таинств христианства! Провозглашается оно лжеименными разумом и плотским мудрованием. Произносится в нем страшное, не понимаемое ими богохульство!» – Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2. C. 85–86.

[8] Ириней Лионский, священномученик. Против ересей. СПб., 2008. С. 321.

[9] Конь Р.М. Сектоведческая тематика в трудах святителя Феофана Затворника (Изучение противосектантских трудов святителя Феофана в академичной литературе) // Русская патрология: Материалы академической конференции. Сергиев Посад: Московская православная духовная академия, 2009. С. 308.

[10] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере / Пер. с франц. и англ., предисл. А.Д. Бакулова, Г.В. Вдовина. Т. 2. Кн. 3. М., 1998. С. 381.

[11] Несмотря на то, что «позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение, изложенное им в 1525 г., и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу (Макграт Алистер. Богословская мысль Реформации. С. 165», Лютер прямо учит об абсолютном предопределении («О рабстве воли»), отвечая на труд Эразма Роттердамского «Диатриба, или Рассуждения о свободе воли».

[12] Ульрих Цвингли вместе с Мартином Лютером и Жаном Кальвином считается третьим вождем, или отцом, Реформации (см.: Конь Р.М. Сектоведение. Сергиев Посад, 2006. С. 12). В вопросе о предопределении «мысль об абсолютном суверенитете Божием развита Цвингли в его доктрине Провидения и особенно в его проповеди “De providentia” (“О Провидении”)». – Макграт Алистер. Богословская мысль Реформации. С. 153.

[13] Васечко В.Н. Сравнительное богословие. М., 2000. С. 51.

[15] Предестинация (лат. praedestinatio, от prae – пред, прежде и destinare – определять, назначать) – предопределение.

[16] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. С. 409.

[19] Ни одна из ветвей современного кальвинизма официально не отвергла это учение. См.: Васечко В.Н. Сравнительное богословие. С. 50.

[20] Иларион (Алфеев), епископ. Православие. Т. I. Издательство Сретенского монастыря, 2008. С. 535.

[21] Буткевич Т., протоиерей. Зло, его сущность и происхождение: В 2 т. Т. 2. Киев, 2007. С. 49.

[22] Глубоковский Н.Н. Учение святого апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой // Христианское чтение. СПб., 1904. № 7. С. 30.

[23] Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1. Миросозерцание блаженного Августина. М., 1892. С. 162.

[24] Внутри кальвинистов вскоре произошло разделение на инфралапсариев и супралапсариев, первые из которых предполагали, что Бог решил избрание достойных лишь со времени предвиденного им грехопадения; супралапсарии же считали грехопадение заключенным в предрешении Божием. «Супралапсарии и инфралапсарии – два направления в кальвинизме, различавшиеся толкованием учения о предопределении. Согласно инфралапсариям, Бог принял решение спасти одну часть человечества без всякой заслуги со стороны этих людей и осудить другую без всякой вины только после падения Адама (infra lapsum). Супралапсарии же считали, что божественное решение об осуждении одних и спасении других существовало извечно, так что само падение Адама Бог предвидел (supra lapsum) и предопределил». – Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4-х т. Т. 1 / Ред. и сост., авт. вступит. статьи и примеч. В.В. Соколов; пер. Я.М. Боровского и др. М., 1982. С. 504.

[25] Митер Х. Генри, проф. Основные идеи кальвинизма. СПб.: Христианский мост; CRC World Literature Ministries, 1995. С. 258.

[26] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. С. 410.

[27] Филарет Черниговский, архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. В 3-х т. Т. 3. СПб., 1882. С. 34.

[28] Августин, блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. Минск, 1999. С. 825–826.

[29] Цит. по: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. Курс Лекций. Ч. 3. М., 1997. С. 198.

[30] Августин, блаженный. О предопределении святых Первая книга к Просперу и Иларию / Пер. И. Мамсурова. М. 2000. С. 19.

[32] Описание и глубокий анализ своей жизни и обращения блаж. Августин дает в первых девяти главах «Исповеди».

[33] «Августин проникнут убеждением, что с первых дней младенчества и до той минуты, когда благодать коснулась его, все его поступки были выражением его греховности… Так, вся прошедшая жизнь представляется Августину одним сплошным оскорблением Бога, временем мрака, греха, неведения и похоти, когда сами попытки противиться греху были тщетны и не приводили ни к чему, потому что, пробуя встать, он неизменно падал и опускался глубже в засасывающую тину порока». – Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 183–184.

[34] Сергий (Страгородский), архимандрит. Учение блаженного Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1887. № 2. Ч. 1. С. 447.

[35] «Но, несмотря на то, что природа человека искажена и испорчена, она не полностью повреждена. Бог, говорит блаж. Августин, не полностью изъял Свои милости, иначе мы просто перестали бы существовать». – Армстронг Артур Х. Истоки христианского богословия: Введение в античную философию. СПб., 2006. С. 236.

[36] Формирование учения о соотношении благодати и свободы вплоть до утверждения теории самовластного действия благодати происходит во взглядах блаж. Августина поэтапно. См.: Фокин А.Р. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении (по сочинениям 386–397 гг.) // Августин, блаженный. Трактаты о различных вопросах. М., 2005. С. 8–40.

[37] Августин, блаженный. Творения: В 4-х т. Т. 2: Теологические трактаты. СПб.; Киев, 2000. С. 58.

[38] Seraphim (Rose), hierom. The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church. Platina, CA: Saint Herman of Alaska Brotherhood, 1983. P. 18.

[39] Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1: Возникновение кафолической традиции. М., 2007. С. 284.

[40] Августин, блаженный. Творения: В 4-х т. Т. 2: Теологические трактаты. С. 61.

[41] Августин, блаженный. О Граде Божием: В 4-х т. Т. 3. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 58–59.

[42] Августин, блаженный. О предопределении святых. С. 19.

[43] Фокин А.Р. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и Божественной благодати в спасении. C. 18–19.

[44] Филарет Черниговский, архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 3. С. 33.

[45] Августин, блаженный. О предопределении святых. С. 19–20.

[46] Иларион (Троицкий), архиепископ. Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. С. 515.

[47] Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1998. С. 190–191.

[48] Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Пастырские послания. М., 1995. С. 242.

[49] Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915. С. 352.

[50] Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Пастырские послания. С. 347.

[55] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1999. С. 100.

[56] Цит. по: Георгий (Тертышников), архимандрит. Божественная благодать и свобода человека (По творениям святителя Феофана Затворника) // Богословские труды. М., 1996. № 32. С. 20.

[57] Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Римлянам. М., 1996. С. 535.

[59] Феофан Затворник, святитель. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1980. № 3. С. 67.

[60] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Цит. по: Хондзинский Павел, протоиерей. Учение святителя Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блаженного Августина // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 26.

[61] «Бог насильно не влечет нас, Он дал нам власть избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно. Душа, как царица над самой собою и свободная в своих действиях, не всегда покоряется Богу, а Он не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельною и святою. Ибо где нет произволения, там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы по своей воле она сделалась доброю». – Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на слова: «И видехом славу Его…» (Ин. 1: 14) // Христианское чтение. 1835. Ч. 2. С. 33.

[62] Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 2002. С. 52.

[63] Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. С. 125.

[64] Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. С. 149.

[65] Феофан, святитель. Письма о христианской жизни. М., 2007. С. 190–191.

[66] Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. СПб., 1907. С. 12.

[67] «Избегая всякой полемики с западными толкованиями отрицательного направления, святитель предлагает лишь полное вероучение и нравоучение в Послании апостола Павла. С положительной стороны изъясняет текст по разуму Святой Православной Церкви, обращает большое внимание на назидание читателей». – Крутиков И.А. Святитель Феофан, Затворник и подвижник Вышенской пустыни. М., 1905. С. 145.

[68] Преп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет: «Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели». – ТИПВ. 2. 30.

[69] Свт. Григорий Палама о предопределении Божием: «Предопределение и Божественное воление и предведение и сосуществуют извечно вместе с сущностью Бога, и являются безначальными и нетварными. Но ничто из этого не есть сущность Божия, как сказано выше. И все это настолько отстоит от того, чтобы быть ему сущностью Божией, что и великий Василий в “Антирритиках” предведение Божие о чем-либо называет не имеющим начала, но [имеющим] окончание, когда предузнанное достигнет [своего осуществления]». (Против Евномия, 4 // PG. 29. 680 B). – Григорий Палама, святитель. Трактаты (Патристика: тексты и исследования). Краснодар, 2007. С. 47.

[70] Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Римлянам. С. 531–532.

[74] Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. М., 1991. С. 184.

[76] В «Послании Восточных Патриархов о православной вере» от 1723 г. против ложного понимания предопределения говорится: «Веруем, что Всеблагой Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности, а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он не восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, “Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1 Тим. 2: 4), но поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то поэтому одних предопределил к славе, а других осудил… Но что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, это мы почитаем безумием и нечестием… Верить таким образом, учить и мыслить мы не дерзнем никогда… и тех, которые так говорят и думают, мы предаем вечной анафеме и признаем худшими всех неверных». – Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. С. 148–151.

[77] Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Римлянам. С. 526–527.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *