Что такое учебная ситуация на уроке русского языка и литературы по фгос
«Введение ФГОС на уроках русского языка: проблемы и перспективы»
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знанивая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Я бы хотела вас познакомить с основными этапами, требованиями, критериями, показателями современного урока русского языка в условиях введения ФГОС.
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
(американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм).
Шесть основных этапов современного урока русского языка в условиях введения ФГОС
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
Василий Александрович Сухомлинский
(Выдающийся советский педагог, директор Павлышской сельской средней школы.).
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером.
Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
Показатели эффективности урока:
Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
Учитель, проектируя занятие, составляет Технологическую Карту.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
Пример Технологической карты урока русского языка в 6 классе.
Учитель, начинающий реализовывать ФГОС в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, работающего по ФГОС, то можно увидеть ряд отличий:
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
Этапы урока открытия новых знаний
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».
Галина Анатольевна Цукерман
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Хочу, могу, надо
Что значит уметь учиться?
Ориентация на методическое правило:
«Ни одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»
Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах.
На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».
Кластер
Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке.
В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Правила составления:
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн на тему Спасибо
Требования к учителю
Проблемы по внедрению ФГОС
В части материально-технического обеспечения:
В части информационно-методического обеспечения:
В части оценочной деятельности и диагностики:
Таким образом,
Учитель, его отношение к УП (учебный план), его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!
Презентация «Учебные ситуации на уроках русского языка и литературы»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мастер-класс Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы «Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» (В.А. Сухомлинский)
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: • возраста ребенка; • специфики учебного предмета; • меры сформированности УУД учащихся.
Сколько учебных ситуаций может быть на уроке? Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке Каждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихся Для каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние(знания, умения и навыки учащихся); внешние(учебники, приборы,…)
Правила создания проблемных ситуаций Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, подлежащие усвоению. Проблемное задание предшествует учебному материалу, подлежащему усвоению. Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация. Возникает потребность в изучении нового способа.
Приёмы создания проблемных ситуаций Прием создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы 1.Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько мнений? Какова будет задача урока? 3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Что вы предполагали сначала? Что получилось? Сформулируйте проблему. 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? 6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? Какова будет тема урока?
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) фактами Одновременно предъявить противоречивые факты, теории Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейским представлением учеников и научным фактом Обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой» Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание, не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим Доказать, что задание учениками не выполнено
Тема: Как раскрывается тема добра в рассказе «Теплый хлеб»? (литература, 6 класс) Цель УС: Научить составлять различные по стилю и цели монологические высказывания на основе заданной УС, используя ранее полученные теоретические знания, материал учебника и текста рассказа, других источников информации. Опираясь на базовые знания, уметь применять их в практической деятельности. Планируемые результаты учебных достижений: учащиеся должны сформулировать высказывание в письменной форме. При выполнении задания они могут прибегать к помощи учителя, самого текста произведения, другим источникам информации. Содержание УС: Класс делится на пять групп. Каждая группа получает своё задание. Группа 1. Расскажите всю историю от имени мельника Панкрата. Группа 2. Расскажите, как вспоминает эту историю повзрослевший Филька. Группа 3. Представьте и опишите, как жила эта деревня в годы войны. (Тип текста – повествование). Группа 4. Главный герой после того, как он помирился с конем и накормил его теплым хлебом, вернулся домой. Напишите о том, что он думал и какие чувства переживал в форме сочинения. Группа 5. Придумайте и опишите любое событие, которого нет в рассказе.
Ситуация – неожиданность Вызывает удивление необычностью Сидят на ветке воробьи, Болтают про дела свои, Вспорхнули с ветки воробьи! Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Сформулируйте вопросы для учащихся. Задача урока? Тема урока?
Ситуация – затруднение. В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать На уроке русского языка в 5 классе предлагается просклонять существительное море. Дети легко справляются с заданием. Следующее задание – просклонять существительное шоссе. Учащиеся испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация, требующая решения. Какие вопросы зададите учащимся? Задача урока? Тема урока?
Мастер-класс «Способы создания учебных ситуаций на уроках русского языка и литературы»
-Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться, я учитель русского языка и литературы Муслюмовского лицея Фазилова Светлана Викторовна. Я очень рада всех вас видеть и каждому желаю хорошего настроения, с хорошим настроением все дела становятся по плечу и они обязательно буду успешными. Я бы хотела начать мастер-класс словами великого русского педагога Сухомлинского « Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха ».
Давайте и мы постараемся сегодня обязательно достичь успеха, а значит, приобрести новые, полезные для нас знания и действия.
ФГОС вводит новое понятие — учебная ситуация. Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Задача учащихся в рамках УС:
выявить проблемы (затруднения)
выбрать решение проблемы
Уметь работать с информацией
Слушать и понимать других людей
уметь работать в группе
Для создания благоприятной атмосферы на уроке, нужно убедить учащихся, что учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Слайд 3. Что значит создавать учебные ситуации?
Определиться с педагогической задачей;
отобрать учебный материал;
определить способ организации учебной ситуации (что делать каждому участнику процесса);
Спрогнозировать возможные действия детей.
Что значит переводить учебные задачи в учебные ситуации?
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Сколько учебных ситуаций может быть на уроке?
Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой в определенном порядке
Каждая учебная ситуация ориентирована на конкретных учащихся
Для каждой учебной ситуации имеются средства работы: внутренние(знания, умения и навыки учащихся); внешние (учебники, приборы,…)
Требования к учебным ситуациям
Все проблемы построения учебных ситуаций решаются на основе всестороннего анализа современных требований обучения в школе:
Способность работать самостоятельно;
Ценность ожидаемых результатов обучения;
Способность менять конструкции мышления
Виды учебных ситуаций
Источник знаний – учитель (он говорит, показывает, демонстрирует,…)
Контроль за объемом, темпом, выбором форм подачи – за учителем
Формы –лекция, рассказ, объяснение, демонстрация
Учащиеся- сами контролируют содержание уч. материала, темп, объем;
Формы –самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, лаб. и практические занятия.
Источник-учитель и другие источники;
Учащиеся- взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией;
Контроль-учитель и учащиеся;
Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается и сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.
8-й слайд. Типология УС.
В стандартах второго поколения основной школы представлена следующая типология учебных ситуаций: (перечисляется по слайду 8). Рассмотрим каждый тип отдельно.
9-й слайд. Ситуация-проблема. Строится путём постановки проблемных вопросов и вопросов, наводящих учащихся к определению темы и задачи урока.
10-й слайд. Ситуация-иллюстрация. Объяснение учителя плюс наглядность (видеофрагмент, картина, рисунок, схема и т.д.) Также используется для создания проблемной ситуации, например, когда сравниваются 2 портрета писателя при изучении его творчества, либо сравниваются картины художника и выявляются схожие мотивы и различия.
11-й слайд. Ситуация-оценка. Учащиеся обсуждают и оценивают работы одноклассников, придерживаясь следующих правил:
• Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы.
• Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы.
• В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить выполненную работу, подходит ли эта тема для совместной работы.
Образец правильного ответа: высказывание представляет собой связный текст, содержащий следующие элементы:
а) дан один положительный комментарий и приведена аргументация, например: « Работа Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему: мы действительно делаем много ошибок на безударные гласные или Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки возникшей у него идеи ;
б) задан один вопрос, например, на уточнение понимания:
12-й слайд. Ситуация-тренинг. Представляет собой ситуацию с игровыми элементами или распределением ролей между учащимися. Например,
Берем интервью у героя…
Пишем письмо герою…
Опишите так, чтобы читатели (слушатели) «увидели»… (цветущее дерево, закат и т.д.)
Представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.
13-й слайд. Правила создания проблемных ситуаций
Должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия, которые ему нужно усвоить.
Проблемное задание предшествует учебному материалу, необходимому для изучения.
Через практическое задание, которое не может выполнить ученик, возникает проблемная ситуация и потребность в изучении нового способа.
Слайд 14-15. Как же создавать ситуации, побуждающие к действию, а не вынуждающие? Познакомимся подробнее с приёмами создания проблемной ситуации, так как при планировании урока, соответствующего ФГОС и составлении технологической карты самым трудным моментом является создание проблемной ситуации, подводящей учащихся к задаче урока.(комментарий к таблице)
Приёмы создания проблемной ситуации
Между двумя (или более) фактами
противоречивые факты, теории
Столкнуть разные мнения учеников
вопросом или практическим действием
Между житейским представлением учеников и научным фактом
Обнажить житейское представление
учеников вопросом или практическим
заданием с «ловушкой»
Предъявить научный факт сообщением,
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Дать практическое задание, не выполнимое
Дать практическое задание, не сходное
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
Доказать, что задание учениками не выполнено
А в этой таблице вы видите, какими вопросами можно подводить учащихся к формулированию ими учебной задачи и темы урока. (слайд 15)
– Как разработать учебную ситуацию? Что при этом обязательно иметь в виду? При разработке учебной ситуации необходимо обязательно точно сформулировать цель проведения УС, спрогнозировать результаты учебных достижений, то есть к какому результату должны придти ученики в ходе проведения УС, подробно расписать содержание и методику проведения УС, дополнительно разработать критерии оценивания работ, выполненных учащимися. (Далее следуют примеры разработки УС). –Здесь примеры по темам……
Предлагаю вам рассмотреть в группах некоторые приёмы создания проблемных ситуаций. Используя ситуации, поставьте учебную задачу.
1. Ситуация выбора. (слайд 11)
(про)читал (про) город
— Скажите, на какие две группы можно разделить слова?
1) слова из словарика и не из него.
2) слова с приставками и предлогами.
3) глаголы и прилагательные
Учитель. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.
Дети. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Ситуация неопределенности. ( слайд 12)
Ситуация несоответствия. (слайд 13)
Ребята предлагают проверить так: Петя – хвост, Ира – хвастун, Даша – хвастаться.
Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Пети не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции.
Ситуация неожиданности. (слайд 14)
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Ситуация- Ситуация – затруднение.
В основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать.
Какие вопросы зададите учащимся? Задача урока? Тема урока?
Предлагаю вам выполнить кластер по теме «Учебная ситуация» После выполнения:
— А сейчас встаньте и просмотрите кластеры других групп и выясните, что вы ещё не добавили в свои кластеры.
Вы сегодня были …(самой активной)…
Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное. Желаю вам успешных учебных ситуаций!
Основные требования к урокам русского языка и литературы в условиях введения ФГОС
Основные требования к урокам русского языка и литературы
в условиях введения ФГОС
Иралина Лилия Ниязовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Джалильская гимназия»
Сармановского района РТ
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Традиционная деятельность учителя
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке
Успеть выполнить все, что запланировано
Организовать деятельность детей:
по поиску и обработке информации;
обобщению способов действия;
постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося
Основная оценка – оценка учителя
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).