Что такое учебная деятельность в психологии
Учебная деятельность
Полезное
Смотреть что такое «Учебная деятельность» в других словарях:
Учебная деятельность — – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.… … Википедия
учебная деятельность — Категория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия
Учебная Деятельность — ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий … Психологический словарь
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Деятельность, осуществляемая в процессе передачи или получения знаний и формирования речевых навыков и умений. В старшем школьном возрасте У. д. становится ведущей, но в ней намечается профессиональный уклон, позволяющий… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Учебная деятельность — целенаправленный процесс освоения обучающимся новых знаний и умений, развития его творческих способностей. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ … Официальная терминология
Учебная деятельность — вид деятельности, заключающийся в усвоении определенного круга знаний, приобретением умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности, а также в приобретении навыков получения знаний и работы с ними, т.е. навыков самостоятельной работы. Как … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретич. знаний в процессе решения уч. задач. Систе матич. осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретич. сознания и мышления, осн.… … Российская педагогическая энциклопедия
Учебная деятельность — один из осн. видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление У.д. способствует интенсивному развитию у её субъектов… … Педагогический терминологический словарь
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач. Последовательность осуществления У. д.: анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых… … Педагогический словарь
Учебная деятельность — один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач … Словарь-справочник по педагогической психологии
Что такое «Учебная деятельность»
Анна Спирканова
Что такое «Учебная деятельность»
Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило,к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.
В представленном исследовании за основу принимается концепция Л. А. Венгера, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, но также учитывается и положения А. П. Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, что в развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения. В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т. е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями.
1. Понятие, структура, характеристика структурных компонентов учебной деятельности
Учебная деятельность – один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими, посредством диалогов (полилогов) и дискуссий, теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, мораль, религия. (направление Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова).
В классической советской психологии и педагогике учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и познавательных действий.
В некоторых других источниках учебная деятельность понимается как синоним научения, учения, обучения.
Выделяются следующие уровни обучающегося: пассивного восприятия и освоения подаваемой информации; активного самостоятельного поиска и преобразования информации; поиска, использования ее организуемых извне.
Структура учебной деятельности. Выделяют следующие элементы учебной деятельности: познавательная потребность, учебная задача, учебные мотивы, учебные действия, операции.
Субъективная сторона учебной деятельности характеризуется и определяется доминирующим мотивом этой деятельности. Этим мотивом может быть подготовка себя к будущей взрослой жизни, самоутверждение в референтной для учащегося группе, получение высокой оценки, сохранение своего благополучия в условиях давления со стороны родителей, учителей, ученического коллектива.
Мотив деятельности субъективно может осознаваться смутно или вовсе не осознаваться, но то, что субъект хочет достичь в результате этой деятельности, субъект, как правило, осознает.
В зависимости от реальной ситуации выделяют внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. Поощрение, требование, соревнование, угроза, влияние группы, ожидание благ – это внешние побудители, они толкают к цели извне, зачастую это вызывает безразличие, конфликты, напряжение, срыв в учебе.
Внутренняя мотивация притягивает к цели, она связана с интересом к знаниям, любознательностью, стремлением овладеть опытом, самоутвердиться. Эта мотивация является оптимальной, направлена на преодоление препятствий, трудностей в учебе, создает условия для воспитания личностных свойств.
Если к вопросу о структуре учебной деятельности подойти с позиции ее организации,то можно предложить следующую структуру:
А) Вводно-мотивационный этап, при котором школьники должны осознать, уяснить для чего. Почему им надо изучить данную тему, каково ее значение в науке, какова история ее возникновения и развития тех понятий и теорий, которые им придется изучать. У учащихся вызываются познавательные и учебные мотивы и интересы к предстоящей учебной деятельности.
Б) Операционально-познавательный этап, где учащиеся изучают и осваивают содержание учебной темы, овладевают знаниями, умениями, навыками. Основная учебная задача при этом расчленяется на последовательные частные учебные задачи и их целостное решение.
2. Методы и приемы повышения познавательной активности детей дошкольного возраста
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Покажем на конкретных примерах наиболее эффективные методы данной группы.
Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.
Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на которой изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.
Так, продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем нужно строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т. д. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картине, учатся делать самостоятельные выводы.
В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки, проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений, более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира.
При использовании этого важного методического приема педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию.Ребенок быстро находит ответ на вопросы: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, — все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы — в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую — врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4—5 лет.
Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например,дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши.Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику — летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе.
Следует обратить внимание на то, что прием классификации в большей мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью,а подчинен какой-то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т. д.
Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «СОСТАВИМ МАРШРУТ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЭКСКУРСИИ». В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители.
Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира. Повышению познавательной активности способствует сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Например, в начале учебногогода дети вместе с воспитателем заняты устройством группы: нужно определить место для игрового уголка, для книг, для растений и животных.
Педагог предлагает ребятам прежде сделать из мелкого строителя модель размещения объектов и обосновать свои предложения.
В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы разработаны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка. Может возникнуть мысль, что малышей не нужно специально учить задавать вопросы, они и без того любознательны. Однако, к сожалению, на самих занятиях или по поводу их содержания дети вопросов воспитателю, как правило, не задают.
Почему же? Дело, очевидно, в сложившихся стереотипах — на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них.
В этом случае педагог работает без обратной связи, он не погружает своих воспитанников в ситуацию активной мыслительной деятельности, свободные высказывания детей расцениваются как дисциплинарные нарушения, и, естественно, у них вскоре пропадет интерес к занятиям. Установка на «регламентированную активность» сковывает мысль ребят, ставит их в позицию исполнителей, а не активных участников обсуждаемых на занятиях вопросов. Такая недооценка мыслительных возможностей дошкольников, боязнь нарушения дисциплины отрицательно сказывается на развитии их интересов и любознательности.
Умение задавать вопросы необходимо и детям, и самому воспитателю. Прежде всего следует продумать, как и какие вопросы он ставит перед ребятами в беседах с ними по поводу прочитанного, просмотренного, наблюдаемого. Нетрудно заметить, что в беседах преобладают вопросы репродуктивного, а не проблемного характера. От ребенка воспитатель требует повторения только что услышанного, а не раздумий, рассуждений.
Зачастую такие вопросы просто не имеют смысла, так как ответ на них слишком прост для занимающихся.
Например, детям старшей группы показывают картину с изображенными на ней домашними животными. В данном случае — кошки с котятами. Традиционный вопрос «Кто изображен на картине?» уместен для детей младшего возраста, но совершенно бесполезен для старших, которым интересны проблемные, причинные вопросы. Имеются в виду такие вопросы,как: «Почему котята резвятся, а взрослая кошка — нет?» или «Как можно одним словом назвать эту картину?»
Если воспитатель научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивайте, а я постараюсь вам ответить».
Нелишне положительно оценить сам факт постановки вопроса или его удачную формулировку.
В конце занятия можно специально оставить две-три минуты, чтобы дети могли задавать свои вопросы. Если воспитатель это делает систематически, ребята привыкают к такой форме работы и готовы спрашивать и спрашивать. Задача педагога —быстро и разумно реагировать на вопросы: на одни отвечать сразу (тем более, если они касаются сегодняшнего занятия, по поводу других — сказать, что это тема следующего занятия и ответ дети получат позже, на третьи — предложить ответить кому-то из ребят или поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом вместе рассказать о том, что узнал сам.
Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от воспитателя требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослым.
Важнейшим дидактическим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств, является повторение. На конкретном занятии оно может служить ведущим методом или методическим приемом. Формы организации повторения различны. Прямое повторение — от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Оно идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала. Примером могут служить повторное рассматривание той же картины, заучивание наизусть стихотворения, повторное прочтение художественного произведения, репродуктивные вопросы в беседе. Такое повторение возможно и полезно в конце занятий, когда нужно закрепить полученные только что знания. Элемент прямого повторения может стать и опорной, отправной точкой при переходе к новым знаниям. Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу.
Другое дело — применение знаний в сходной ситуации. Эта форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. «На что похож этот предмет?», «Какую русскую сказку напоминает вам украинская сказка «Рукавичка»?»Или: «На прошлом занятии мы говорили о музыкальных инструментах, на которых играют люди разных стран. Какому народу принадлежит этот музыкальный инструмент?» Подобные вопросы заставляют детей вспомнить уже известное и соотнести эти знания с новыми.
Бывает, что к уже усвоенным знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сформированные ранее обобщения.
Например, на предыдущем занятии дети узнали, что зрение у человека и у разных животных имеет свои особенности. Теперь воспитатель предлагает решить логическую задачу,опираясь на имеющиеся знания: «Кто лучше всех сможет увидеть в темноте; разглядеть что-то с очень большой высоты; прочесть в книге интересный рассказ?» Это так называемое повторение на опосредованном уровне.
Как показали исследования, хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами.
Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
3. Условия формирования элементов учебной деятельности у детей дошкольного возраста
Для формирования предпосылок учебной деятельностиу дошкольников необходимо:
создание наиболее благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности,адаптации к обучению в начальной школе:
— личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
— развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;
— сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;
— обеспечение развивающего характера предметно — развивающей среды группы;
— ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирование самооценки ребенка;
— повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
Наличие специально разработанной модели, которая должна включать систему дидактических игр и игровых упражнений познавательного содержания, построенную с учётом педагогических условий:
— обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;
— обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;
— использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений (в самостоятельной деятельности и на занятиях);
— создание условий для взаимодействия детей.
В «Программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования» у А. Г. Асмолова выделено четыре компонента универсальных учебных действий: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Исследования учёных помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
— умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
— самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;
— умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности
— умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
1. Абдуллина Л. Э. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в детском саду. Практическое пособие.
2. Л. Г. Петерсон / Под ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой — М. : Цветной мир, 2012.
3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий» / Трифонова Е. В., Некрасова А. А. и др. — М. : Цветной мир, 2012.
4. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Интегрированное планирование образовательной работы с детьми. Пособия для всех возрастных групп
5. Касаткина Е. И, Иваненко С., Киселева Н. Ю. и др. Игры-экспериментирования с водой и песком. —Вологда: Издательский центр ВИР0, 2010.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. —Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2010.
7. Савенков А. И. Развитие творческого мышления (рабочие тетради). —Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
8. Савенков А. И. Маленький исследователь. —Самара: Издательский дом «Федоров», 2010.
9. Дошкольная педагогика. — Январь. 2010. – С. 7 – 12.
10. Справочник педагога — психолога Стр. 40 – 53 №1, 2015
11. Основы проектной деятельности педагога-психолога стр. 12 — 17 №11, 2014
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект интегрированного занятия по развитию речи + ОЗОМ +математика во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» по стихам.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.
Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.
Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.
Конспект тематического дня «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: — развить коммуникативные навыки детей, научить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг’ к другу, называя ласковым.
Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.
Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.
Особенности психологии учебной деятельности
Значение учебной деятельности в качестве особого направления деятельности, которое направлено на изучение человеком социального опыта, все время растет. В современном мире учебная деятельность имеет свойства непрерывной высокой востребованности. По мнению Д. Б. Эльконина, учебная деятельность является второй профессией любого человека, и от того, насколько человек склонен к ее осуществлению зависит его продвижение в выбранном деле. Поэтому учебная деятельность должна выстраиваться таким образом, чтобы в ее процессе учащиеся могли научиться не только уже имеющемуся социальному опыту, но непосредственно и самой деятельности.
Учебная деятельность и схожие виды деятельности
До того как дать психолого-педагогическое определение учебной деятельности, важно определить ее отличия от таких понятий, как «научение», «учение», «обучение», «игровая деятельность» и «трудовая деятельность».
Под научением понимается устойчивые, целесообразные изменения в поведении, способах действий, усвоениях новых знаний при помощи подражаний, экспериментирования и тренировок.
Обучение – целенаправленная деятельность и форма организации процесса передачи знаний; социальная система, направленная на передачу опыта, имеющего общественно-исторический и социокультурный характер, новым поколениям.
Обучение является процессом активного взаимодействия между обучающим и обучающимся.
Учение же является активностью, деятельностью субъекта, ориентированное на получение знаний, навыков и умений.
Учение состоит из двух процессов:
Важно отметить, что понятие «учебная деятельность» гораздо шире понятия «учение». Различие игровой деятельности и учебной деятельности заключается в том, что игровая деятельность является свободной и творческой, а учение происходит, основываясь на программе. Учебная же деятельность может быть либо ведущей, либо главной во время всего образовательного процесса или в ходе профессионального становления.
Игровая деятельность может иметь главную роль исключительно в раннем и предшкольном детстве.
Результат трудовой деятельности мы видим в духовном или физическом преобразовании действительности. А результаты учебной деятельности заключаются в знаниях, учениях, навыках. Иными словами, в психических новообразованиях. Из этого можно сделать вывод, что учебная деятельность планирует подготовку к дальнейшему труду. Она направлена на того, кто учится, как на своего собственного субъекта в целях совершенствования, развития, построения его личности при помощи осознанного, целенаправленного присвоения ему общественного опыта. Трудовая же деятельность направлена на создание определенных продуктов, которые общественно значимы для общества.
Определение понятия «учебная деятельность»
Исходя из вышесказанного, можно определить весьма неоднозначную трактовку понятия «учебная деятельность». Периодически ее воспринимают в качестве синонима «научения», «учения», а иногда даже и «обучения». Д. Б. Эльконин считал, что трудовая деятельность – это ключевой вид деятельности во время младшего школьного возраста. Но учебная деятельность, которая имеет деятельностное содержание, смысл и ответственное отношение субъекта к предмету обучения во все время обучения, может быть шире и применима для всего возрастного диапазона студенчества. Так, по мнению, И. А. Зимней учебная деятельность представляет деятельность субъекта, при помощи которой он овладевает обобщенными методами учебных действий и саморазвитием во время решения учебных задач, которые поставлены преподавателем, основываясь на внешнем контроле и оценке, которые переходят в самооценку и самоконтроль. Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность – это вид деятельности, содержание которой состоит в овладении обобщенными методами действий в области научных понятий, которая побуждается мотивами личного роста и совершенствования.
Из этого можно сделать вывод, что учебную деятельность можно определить как особый тип деятельности, которая направлена на структурированное развитие учащихся людей, которые нацелены на то, чтобы получить обширные знания и их творческое использование в практике.
Особенности учебной деятельности
Основная особенность психологии учебной деятельности заключается в том, что осуществление учебной деятельности является возможным только на том этапе развития психики человека, когда он может контролировать свои действия при помощи сознательной цели, актуализировать ряд познавательных процессов (память, мышление и восприятие), применять некоторые волевые свойства. Перечисленные свойства являются психологической основой, которая говорит о готовности к школьному обучению.
Потребностно-мотивационная сторона является начальной ступенью в учебной деятельности. Познавательную деятельность, с одной стороны, можно рассмотреть как предпосылку деятельности учения, а с другой стороны, как ее результат, сформированный мотив. В данной ситуации учебная деятельность является рычагом формирования познавательной мотивации. Процесс учения, если его верно организовать, может являться одним из условий преобразования структуры мотивационно-потребностной сферы человека.
По мнению В. В. Давыдова, во время освоения учебной деятельности человек может воспроизводить не только умения и знания, но и непосредственно способность учиться, которая возникла на конкретном этапе развития общества. Учение можно рассматривать как деятельность, исключительно в тех случаях, когда оно может удовлетворить познавательную потребность.
Поэтому многие отечественные авторы выделяют ряд ключевых характеристик учебной деятельности: