Что такое цифровые сервисы
Что такое цифровые сервисы
1. Основные понятия
постепенно внедряемые (цифровое образование, цифровые платформы, маркетинговая интеграция, умные помощники (чат-боты), мобильные платежи);
прорывные (интернет вещей, искусственный интеллект, виртуальная реальность, беспроводная связь, дополненная реальность);
технологии ближайшего будущего (офисные роботы, квантовые вычисления, директивная аналитика, криптовалюта).
Цифровые технологии планируется использовать в Российской Федерации в следующих направлениях:
государственное регулирование (законодательное закрепление основных понятий и принципов регулирования цифровой экономики, обязанности основных участников экономической деятельности);
информационная инфраструктура (увеличение роста числа патентов на изобретения в сфере информационных технологий);
— доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, размещенных в федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей ведение реестра государственных услуг в электронной форме;
— предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
— учет обращений граждан, связанных с функционированием ЕПГУ, в том числе возможность для заявителей оставить отзыв о качестве предоставления государственной или муниципальной услуги в электронной форме;
Веб-сервисы в теории и на практике для начинающих
Что такое веб-сервисы?
Прежде всего, веб-сервисы (или веб-службы) — это технология. И как и любая другая технология, они имеют довольно четко очерченную среду применения.
Если посмотреть на веб-сервисы в разрезе стека сетевых протококолов, мы увидим, что это, в классическом случае, не что иное, как еще одна надстройка поверх протокола HTTP.
С другой стороны, если гипотетически разделить Интернет на несколько слоев, мы сможем выделить, как минимум, два концептуальных типа приложений — вычислительные узлы, которые реализуют нетривиальные функции и прикладные веб-ресурсы. При этом вторые, зачастую заинтересованы в услугах первых.
Но и сам Интернет — разнороден, т. е. различные приложения на различных узлах сети функционируют на разных аппаратно-программных платформах, и используют различные технологии и языки.
Чтобы связать все это и предоставить возможность одним приложениям обмениваться данными с другими, и были придуманы веб-сервисы.
По сути, веб-сервисы — это реализация абсолютно четких интерфейсов обмена данными между различными приложениями, которые написаны не только на разных языках, но и распределены на разных узлах сети.
Именно с появлением веб-сервисов развилась идея SOA — сервис-ориентированной архитектуры веб-приложений (Service Oriented Architecture).
Протоколы веб-сервисов
На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие протоколы реализации веб-сервисов:
На самом деле, SOAP произошел от XML-RPC и является следующей ступенью его развития. В то время как REST — это концепция, в основе которой лежит скорее архитектурный стиль, нежели новая технология, основанный на теории манипуляции объектами CRUD (Create Read Update Delete) в контексте концепций WWW.
Безусловно, существуют и иные протоколы, но, поскольку они не получили широкого распространения, мы остановимся в этом кратком обзоре на двух основных — SOAP и REST. XML-RPC ввиду того, что является несколько «устаревшим», мы рассматривать подробно не будем.
Нас в первую очередь интересуют вопросы создания новых веб-служб, а не реализация клиентов к существующим (как правило поставщики веб-сервисов поставляют пакеты с функциями API и документацией, посему вопрос построения клиентов к существующим веб-службам менее интересен с точки зрения автора).
SOAP против REST
Проблемы данного противостояния хорошо описаны в статье Леонида Черняка, найденой на портале www.citforum.ru.
По мнению же автора, кратко можно выделить следующее:
SOAP более применим в сложных архитектурах, где взаимодействие с объектами выходит за рамки теории CRUD, а вот в тех приложениях, которые не покидают рамки данной теории, вполне применимым может оказаться именно REST ввиду своей простоты и прозрачности. Действительно, если любым объектам вашего сервиса не нужны более сложные взаимоотношения, кроме: «Создать», «Прочитать», «Изменить», «Удалить» (как правило — в 99% случаев этого достаточно), возможно, именно REST станет правильным выбором. Кроме того, REST по сравнению с SOAP, может оказаться и более производительным, так как не требует затрат на разбор сложных XML команд на сервере (выполняются обычные HTTP запросы — PUT, GET, POST, DELETE). Хотя SOAP, в свою очередь, более надежен и безопасен.
В любом случае вам решать, что больше подойдет вашему приложению. Вполне вероятно, вы даже захотите реализовать оба протокола, чтобы оставить выбор за пользователями службы и — это ваше право.
Практическое применение веб-сервисов
Поскольку речь идет о практическом применении, нам нужно выбрать платформу для построения веб-службы и поставить задачу. Так как автору ближе всего PHP 5, мы и выберем его в качестве технологии для построения службы, а в качестве задачи примем следующие требования.
Допустим, нам необходимо создать службу, предоставляющую доступ к информации о курсах валют, которая собирается нашим приложением, и накапливается в базе данных. Далее посредством веб-сервиса, данная информация передается сторонним приложениям для отображения в удобном для них виде.
Как видим задача довольно проста и, с точки зрения самой службы, ограничивается лишь чтением информации, но в практических целях нам этого будет достаточно.
Этап первый — реализация приложения сбора информации о курсах валют.
Информацию о курсах валют мы будем собирать со страниц сайта НБУ (Национального Банка Украины) ежедневно и складывать в базу данных под управлением СУБД MySQL.
Создадим структуру данных.
Таблица валют (currency):
Таблица номиналов обмена (exchange):
Для работы с базой данных воспользуемся ORM слоем на базе пакета PHP Doctrine. Реализуем граббер:
класс Grubber (models/Grabber.php):
и сам граббер (grabber.php):
Теперь заставим наш граббер отрабатывать раз в сутки в 10:00 утра, путем добавления команды запуска граббера в таблицы cron:
Все — у нас есть достаточно полезный сервис.
Теперь реализуем веб-сервис, который позволит другим приложениям извлекать данные из нашей базы.
Реализация SOAP сервиса
Для реализации веб-сервиса на базе SOAP протокола, мы воспользуемся встроенным пакетом в PHP для работы с SOAP.
Поскольку наш веб-сервис будет публичным, хорошим вариантом будет создание WSDL файла, который описывает структуру нашего веб-сервиса.
WSDL (Web Service Definition Language) — представляет из себя XML файл определенного формата. Подробное описание синтаксиса можно найти здесь.
На практике будет удобно воспользоваться функцией автоматической генерации файла, которую предоставляет IDE Zend Studio for Eclipse. Данная функция позволяет генерировать WSDL файл из классов PHP. Поэтому, прежде всего, мы должны написать класс, реализующий функциональность нашего сервиса.
класс CurrencyExchange (models/CurrencyExchange.php):
Отметим, что для автоматической генерации WSDL, нам необходимо написать комментарии в стиле javadoc, потому что именно в них мы прописываем информацию о типах принимаемых аргументов и возвращаемых значений. Неплохо также описывать в нескольких словах работу методов — ведь WSDL послужит описанием API для сторонних разработчиков, которые будут использовать ваш веб-сервис.
Не пишите в докблоках param void или return void — для WSDL это не критично, но вот при реализации REST доступа к тому-же классу у вас возникнут проблемы.
Теперь в Zend Studio входим в меню File->Export. выбираем PHP->WSDL, добавляем наш класс, прописываем URI-адрес нашего сервиса и создаем WSDL-файл. Результат должен быть примерно таким: http://mikhailstadnik.com/ctws/currency.wsdl
Если вы будете добавлять новую функциональность в ваш веб-сервис, вам нужно будет пересоздавать WSDL-файл. Но здесь не так все гладко. Следует учитывать, что SOAP-клиент, который уже запрашивал ваш WSDL файл, кеширует его на своей стороне. Поэтому, если вы замените старое содержимое новым в WSDL файле, некторые клиенты его не прочтут. А значит, при добавлении новой функциональности, дописывайте версию в имя вашего файла. И не забудбте обеспечить обратную совместимость для старых клиентов, особенно если вы не являетесь их поставщиком.
С другой стороны, WSDL довольно жестко задает структуру веб-сервиса, а это значит, что, если существует необходимость ограничить функциональность клиента по сравнению с сервером, вы можете не включать определенные методы ваших классов в WSDL. Таким образом они не смогут быть вызваны, несмотря на то, что существуют.
Реализация же самого сервера не предстваляет теперь никакой сложности:
Вы можете попробовать веб-сервис в работе по адресу: http://mikhailstadnik.com/ctws/
Там же доступен тестовый клиент: http://mikhailstadnik.com/ctws/client.php
Код простейшего клиента может быть таким:
Реализация REST сервиса
REST — это не стандарт и не спецификация, а архитектурный стиль, выстроенный на существующих, хорошо известных и контролируемых консорциумом W3C стандартах, таких, как HTTP, URI (Uniform Resource Identifier), XML и RDF (Resource Description Format). В REST-сервисах акцент сделан на доступ к ресурсам, а не на исполнение удаленных сервисов; в этом их кардинальное отличие от SOAP-сервисов.
И все же удаленный вызов процедур применим и в REST. Он использует методы PUT, GET, POST, DELETE HTTP протокола для манипуляции объектами. Кардинальное отличие его от SOAP в том, что REST остается HTTP-запросом.
Поскольку в PHP пока еще нет реалзации REST, мы воспользуемся Zend Framwork, в который включена реализация как REST клиента, так и REST севера.
Воспользуемся уже готовым классом CurrencyExchange. Напишем сам сервер:
Как видите все очень сходно и просто.
Однако, следует оговорить, что наш REST-сервис менее защищен, чем SOAP-сервис, так как любой добавленый метод в класс CurrencyExchange при его вызове отработает (сам класс определяет сруктуру сервиса).
Проверим работу нашего сервиса. Для этого достаточно передать параметры вызова метода в сроке GET-запроса:
При желании или необходимости вы можете самомтоятельно задавать структуру ваших XML ответов для сервиса REST. В этом случае, также будет необходимо позаботиться и о создании определения типа вашего XML документа (DTD — Document Type Definition). Это будет минимальным описанием API вашего сервиса.
Простейший тестовый клиент к REST сервису может быть в нашем случае таким:
В принципе, Zend_Rest на сегодняшний день нельзя назвать наиболее точной реализацией принципов REST. Утрируя, можно говорить о том, что эта реализация свелась к удаленному вызову процедур (RPC), хотя философия REST гораздо шире.
Вы можете скачать пример в исходных кодах c PHP Doctrine и Zend Framework (4,42 Мб).
Заключение
Мы выполнили задачу минимум и показали, что такое веб-сервисы, для чего они нужны и как их реализовывать. Естественно, приведенный пример, возможно, несколько оторван от жизни, но он был выбран лишь в качестве инструмента для объяснения предмета и сущности веб-сервисов.
Кроме того мы увидели, что реализация веб-сервиса — задача довольно простая при использовании современного инструментария, который позволяет сконцентрироваться, в первую очередь, на разработке функциональности самого сервиса, не заботясь о низкоуровневой реализации протоколов.
Автор надеется, что данный материал будет действительно полезен тем, кто становится на тропу разработки веб-служб.
Россияне назвали самые востребованные цифровые сервисы
Наиболее востребованными цифровыми сервисами у жителей российских регионов оказались те, что связаны со сбором и утилизацией мусора, сервисы парковки, а также транспортные сервисы, включая навигацию, «умные» светофоры и камеры фиксации ПДД. Об этом говорится в результатах опроса, проведенного Дальневосточным фондом высоких технологий, который планируется представить на ВЭФе («Ведомости» ознакомились с результатом).
Опрос проводился среди 1042 совершеннолетних россиян с 23 по 30 августа. Исследование охватило 235 населенных пунктов в 67 регионах страны, Москва в их число не вошла. Для оценки респондентам было предложено 11 цифровых сервисов.
Несмотря на то что сервис управления отходами оказался самым востребованным, опрошенные респонденты посчитали его худшим по качеству. «Исследование показало, что в регионах существует устойчивый запрос на цифровые сервисы. С проникновением «цифры» в каждый аспект нашей жизни люди становятся более требовательными к уровню оказания госуслуг. В центре внимания те сервисы, которые влияют на качество и комфорт жизни, а именно – экологию, чистоту в городах и безопасность», — прокомментировал генеральный директор Дальневосточного фонда высоких технологий Руслан Саркисов.
Среди самых развитых цифровых сервисов респонденты назвали сервис электронных государственных услуг (39% опрошенных), «умное» городское освещение (20%), а также сервисы досуга и городское видеонаблюдение (по 14%).
Самыми непопулярными оказались цифровые сервисы развития туризма и в сфере образования (по 3% голосов). Городской Wi-Fi – примерно в середине рейтинга с долей голосов в 9,37%.
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Блокчейн, шеринг и платежи: в каких цифровых услугах лидирует Россия
Доступный, но не быстрый
Россия занимает девятую строчку в рейтинге доступности и качества интернета, подготовленном кредитным рейтинговым агентством НКР. По этим показателям страна уступает Исландии, но опережает Японию.
Пока скорость доступа к сети в нашей стране остается относительно невысокой. К примеру, мы серьезно отстаем от Норвегии, которая оказалась одним из лидеров рейтинга. Если сравнивать с ней, то мобильный интернет в России в четыре раза медленнее, фиксированный — вдвое.
Несмотря на невысокие скорости, Россия серьезно продвинулась в развитии онлайн-сервисов и услуг, требующих интернет-доступа. Сразу в нескольких сегментах она заметно опережает другие страны.
Электронная торговля
Быстрое развитие электронной торговли — один из тех факторов, которые обеспечили России высокие позиции в рейтинге НКР. Динамика отечественного e-commerce выделяется даже на фоне общемирового роста.
По данным Data Insight, в 2020 году интернет-торговля в России прибавила сразу 58%. Для сравнения: в Индии этот показатель составляет 29%, в Южной Корее — 19%, в Германии — 16%, в Канаде —12%. Общий рост глобального рынка в 2020 году оценивался в 16,5%. Аналитики из Data Insight прогнозируют, что как минимум до 2024 года РФ сохранит лидерство в списке стран с самой быстрорастущей цифровой торговлей.
Рост сегментов e-commerce в России по итогам 2020 года (в рублях):
Источник: Data Insight
Цифровое правительство
Оценивая страны при составлении рейтинга, эксперты из НКР учитывали в том числе уровень развития электронного правительства. Они уверены, что по доступности и популярности цифровых госуслуг можно судить и об общей доступности интернета.
В частности, агентство опиралось на показатель EGDI (E-Government Development Index — индекс развития электронного правительства), который публикует ООН. Он отражает уровень развития электронных услуг, человеческого капитала и телекоммуникационной инфраструктуры.
По индексу EGDI Россия занимает 36 место из 193. Она уступает таким странам как Люксембург, Израиль, Канада, Германия, Франция, Япония, Норвегия, США и Дания. Но при этом опережает Чехию, Бельгию, Саудовскую Аравию, Китай, Турцию и Монако.
Госуслуги в России в 2020 году
В правительстве подчеркивают, что настроены и дальше повышать доступность и скорость государственных цифровых сервисов. «У каждого руководителя цифровой трансформации сегодня задача не только как можно больше услуг переводить в «цифру», но и работать с точки зрения оперативности их выполнения. Электронные услуги — это прежде всего быстрота решения вопроса», — говорил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, к 2023 году в цифровой формат переведут еще 197 госуслуг.
Одним из ключевых элементов электронного государства выступает налоговая. В 2020-м цифровая платформа Федеральной налоговой службы (ФНС), построенная на блокчейне, использовалась для поддержки граждан и экономики в пандемию. Благодаря ей банки при выдаче льготных кредитов обходились без дополнительных подтверждающих документов и быстро получали данные о заемщике из госреестров, которые администрирует ФНС.
В 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3», которую здесь называют «одной из крупнейших баз данных в мире». Среди прочего АИС позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами. Сейчас ФНС разрабатывает концепцию АИС нового поколения.
Каршеринг
Первые каршеринги появились в России в 2012 году. Это произошло почти одновременно с запуском в стране сетей связи четвертого поколения, которые стали драйвером для развития мобильного интернета и многочисленных сервисов, работающих через приложения на смартфоне. В том числе — каршеринга.
К началу 2020 года Москва выбилась в мировые лидеры по количеству каршеринговых автомобилей. По данным агентства «Автостат», здесь их насчитывалось более 30 тыс. штук. Таким образом она обогнала Токио, который раньше считался главной каршеринговой столицей мира.
После этого московский парк продолжил расти и по итогам 2020-го достиг 44,4 тыс. автомобилей. Еще через пару лет он увеличится до 100 тыс. машин, прогнозирует «ВТБ Лизинг». Всего в мире в различных каршеринговых программах сегодня используются более 610 тыс. транспортных средств.
Рынок каршеринга в России по итогам 2020 года
Источники: Statista, данные компаний
Онлайн-банкинг
По итогам прошлого года Россия в очередной раз вошла в топ-10 стран по уровню развития цифрового банкинга. Исследование, подготовленное Deloitte, охватило 318 банков из 39 стран, в том числе 15 российских кредитных организаций.
Три банка из РФ попали в категорию «цифровых чемпионов». Сюда аналитики поместили лидеров в области цифровизации, способных предложить клиентам максимальный функционал онлайн. Среди конкурентных преимуществ банков-чемпионов Deloitte выделяет идентификацию клиентов по голосу и развитые экосистемы.
За счет цифровой трансформации российские банки оказались подготовлены к пандемии лучше зарубежных, отмечали в BCG. По словам управляющего директора и партнера BCG Сергея Ишкова, благодаря быстрой цифровизации удалось всего за несколько лет перевести большинство повседневных операций в дистанционный формат. Это стало одним из драйверов роста для всего банковского сектора.
Но банки не планируют останавливаться и готовы дальше совершенствовать цифровые услуги. По способности адаптировать новые идеи и методы работы Россия находится на 32 месте в мире из 141, говорилось в обзоре технологической трансформации банковского сектора от S&P.
Аналитики указывают, что ведущие кредитные организации РФ активно внедряют инновации. Например, чат-боты, которые позволяют снизить расходы на колл-центр, или искусственный интеллект, повышающий скорость обработки информации и качество анализа данных.
Электронные платежи
Ситуацию на российском рынке цифровых платежей эксперты называют «русским чудом». Впервые о нем заговорили в 2019 году, вспоминает управляющий директор и партнер Boston Consulting Group (BCG), глава экспертной практики Digital в России и СНГ Макс Хаузер.
По итогам 2010–2018 годов в РФ зафиксировали феноменальный 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций. Оно увеличилось с 5,8 до 172 в год на человека. «Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост», — отмечает Хаузер.
В 2020-м «русское чудо» продолжило развиваться. С конца 2019-го до середины прошлого года половина из тех российских потребителей, кто все еще пользовался наличными, перешли на безнал. В результате страна осталась лидером по динамике в восточноевропейском регионе.
По оценке Nilson Report, сегодня российские банки занимают почти 10% мирового рынка карточных платежей. В мировой топ-150 по числу обработанных безналичных операций входят семь банков из РФ.
Дистанционная ипотека
Одновременно с другими цифровыми услугами в России набирает обороты дистанционная выдача жилищных кредитов. Подобных сервисов практически нет в других странах, отмечают в НКР.
По информации Росреестра, в 2020 году доля ипотеки, зарегистрированной онлайн, выросла более чем в 1,5 раза и превысила 37%. Всего за прошлый год в России зарегистрировали около 2 млн прав на недвижимость, из них 747 тыс. — в электронном виде.
Кроме того, до конца 2021 года клиенты Сбербанка смогут приобрести ипотечное жилье на вторичном рынке в дистанционном формате на всей территории России. В марте кредитная организация уже протестировала эту услугу в Москве.
В цифровой ипотеке, как и в налоговой системе, тоже экспериментируют с блокчейном. Так, до октября 2022 года «Дом.РФ», Росреестр и ЦБ проведут тестирование обмена данными при оформлении онлайн-ипотеки на основе блокчейна. Участники эксперимента надеются, что эта технология сделает электронную ипотеку доступнее.