Что такое цифровой налог

Что такое цифровой налог и зачем о нём задумывается правительство РФ

Из-за торговли в интернете присутствует большое количество неучтенных доходов. На сегодняшний день в интернете можно купить всё для нормальной жизни. Именно по этой причине стоит разобраться, что такое цифровой налог и зачем о нём задумывается правительство РФ. Самыми большими неплательщиками являются Facebook и Google.

Что такое цифровой налог. cifrovoy nalog. Что такое цифровой налог фото. Что такое цифровой налог-cifrovoy nalog. картинка Что такое цифровой налог. картинка cifrovoy nalog. Из-за торговли в интернете присутствует большое количество неучтенных доходов. На сегодняшний день в интернете можно купить всё для нормальной жизни. Именно по этой причине стоит разобраться, что такое цифровой налог и зачем о нём задумывается правительство РФ. Самыми большими неплательщиками являются Facebook и Google.

Цифровая торговля

В большинстве случаев сеть является посредником между потребителем и продавцом. Отгружают и получают продукцию в материальном виде. Но не всем понятно, что такое цифровая торговля и как ввести на неё налог. При этом такая отрасль является не менее влиятельной. В реальном мире товар пощупать сложнее. Но как бы это странно ни звучало, именно тут присутствует большой финансовый поток. К такому товару относят:

Что такое цифровой налог. cifrovoy nalog. Что такое цифровой налог фото. Что такое цифровой налог-cifrovoy nalog. картинка Что такое цифровой налог. картинка cifrovoy nalog. Из-за торговли в интернете присутствует большое количество неучтенных доходов. На сегодняшний день в интернете можно купить всё для нормальной жизни. Именно по этой причине стоит разобраться, что такое цифровой налог и зачем о нём задумывается правительство РФ. Самыми большими неплательщиками являются Facebook и Google.

Организация экономического сотрудничества и развития в 2015 году предоставила план способов борьбы с выведением прибыли из-под налогообложения, известные как BEPS. В них имелись требования контролировать и предотвратить налоговые цифровые махинации. Авторы плана предложили собирать налог в пунктах отпуска товара.

Налог в Российской Федерации

В Российской Федерации собираются ввести дополнительную плату за пользование интернетом в размере 25 рублей в месяц. Правообладатели такого законопроекта комментируют его, как радикальный метод борьбы с пиратством.

Что такое цифровой налог. cifrovoy nalog. Что такое цифровой налог фото. Что такое цифровой налог-cifrovoy nalog. картинка Что такое цифровой налог. картинка cifrovoy nalog. Из-за торговли в интернете присутствует большое количество неучтенных доходов. На сегодняшний день в интернете можно купить всё для нормальной жизни. Именно по этой причине стоит разобраться, что такое цифровой налог и зачем о нём задумывается правительство РФ. Самыми большими неплательщиками являются Facebook и Google.

Каждый пользователь Рунета сможет скачивать за эту сумму любой контент, а также делиться им сколько пожелает.

Генеральный директор Союза правообладателей рассказал, что примерный годовой сбор со всех пользователь достигнет 860 миллионов долларов.

Разработчики этого законопроекта утверждают, что противоречий с ранее принятым законом против пиратского пользования нет. Если человек, который обладает правами на придуманное им произведение, желает самостоятельно им распоряжаться, то антипиратский закон его по-прежнему будет защищать.

Подобные объекты из свободного оборота в цифровой среде будут выведены. Пользователям интернета такие произведения станут доступными исключительно на условиях и по согласию разработчика.

Источник

Глава ФНС рассказал принцип работы глобального цифрового налога

Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2013 года обсуждают введение так называемого цифрового налога, который будут платить транснациональные корпорации, при этом он коснется не только цифровых компаний, рассказал глава Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров в интервью телеканалу «Россия 24».

«Речь идет о том, что с 2013 года, когда был объявлен так называемый план BEPS (план мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения), страны озаботились тем, что есть компании, и прежде всего их взор был обращен на компании цифровые, которые извлекали супердоходы с мирового присутствия, при этом там фактически не находясь, а просто предоставляя сервисы», — сказал Егоров.

«Эволюция представлений о компаниях привела к тому, что теперь это касается всех компаний, а не только цифровых, с оборотом более 20 миллиардов евро в год, за исключением компаний, которые добывают ресурсы, и компаний банковского сектора. Поэтому уже цифровым этот налог можно назвать только исторически», — добавил глава ФНС.

По его словам, главная задача этого налога — справедливое обложение корпораций, которые физически не присутствуют в странах, но оказывают там свои услуги или продают товары и получают прибыль. Предполагается, что налоговая база в этом случае будет определяться исходя из размеров рынка. «Нет ничего лучше и понятнее, чем налоговая база с рынка, то есть потребителей, которые там находятся», — пояснил Егоров.

Он добавил, что налогообложение планируется выстроить таким образом, чтобы глобальные корпорации могли оставить себе только 10% прибыли. «Все, что превышает прибыль больше, чем 10%, уходит, распределяется между странами присутствия», — сказал он.

Сейчас, по словам Егорова, страны «большой двадцатки» ищут справедливый способ распределения этих доходов, и Россия серьезно вовлечена в эту дискуссию. «Как только будет выработано, каким образом происходит это распределение между странами, тогда и заработают механизмы изъятия», — заключил он.

Об этом сообщил замминистра финансов Алексей Сазанов.

Источник

Аналитики оценили преимущества для России от налога на Google и Facebook

Что такое цифровой налог. 755840425515616. Что такое цифровой налог фото. Что такое цифровой налог-755840425515616. картинка Что такое цифровой налог. картинка 755840425515616. Из-за торговли в интернете присутствует большое количество неучтенных доходов. На сегодняшний день в интернете можно купить всё для нормальной жизни. Именно по этой причине стоит разобраться, что такое цифровой налог и зачем о нём задумывается правительство РФ. Самыми большими неплательщиками являются Facebook и Google.

Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), в руководство которого входит помощник президента России Максим Орешкин, проанализировали возможные сценарии реформирования налогообложения ИТ-гигантов в России и оценили преимущества и недостатки каждого из подходов. По их мнению, России следует перестраховаться на случай провала поисков единого для всех стран подхода к распределению налогов цифровых корпораций и внедрить собственный цифровой налог. В то же время односторонние меры могут спровоцировать ужесточение санкций США. Текст исследования есть у РБК.

Налоговое неравенство

Правила налогообложения не успевают за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИT-гиганты, зарабатывая на пользователях по всему миру, платят налог на прибыль только по месту регистрации штаб-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые доходы, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят больше налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, чем зарубежные.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2015 года пытается найти единый международный подход и решить проблему несправедливого распределения налогов ИТ-гигантов. Разработать механизм, который устроил бы все страны, пока не удалось.

Главная сложность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации приходится на ту или иную страну. Сколько прибыли генерируют пользователи в той или иной стране, знают только сами корпорации, но они не раскрывают детальную информацию, отмечали ранее опрошенные РБК эксперты. Поэтому сохраняется большая неопределенность, и, вероятно, единый механизм так и не будет разработан. «До готового результата еще далеко, и есть риск, что в целом консенсуса в ОЭСР не будет», — заявил на презентации доклада руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.

Ряд государств, включая Великобританию, Францию, Италию, не дожидаясь глобального консенсуса, в одностороннем порядке ввели собственные цифровые налоги.

В конце 2019 года ОЭСР опубликовала предложения по двум блокам Pillar 1 и Pillar 2, которые должны стать основой для достижения мирового консенсуса. Основные параметры единого механизма планируется подготовить к июлю 2020 года, а окончательное решение предполагается достичь к концу 2020 года.

Российский Минфин в поисках новых источников пополнения казны также начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки на международные ИТ-корпорации. Положение об этом появилось в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Однако конкретных законодательных инициатив пока нет.

«В целом мы полагаем, что сегодня было бы целесообразно приступить к подготовке и разработке цифрового налога, — говорит Айрапетян. — Нам надо подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и защитить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР не придет к единому механизму».

C 2017 года в России уже действует «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах.

Однако НДС с электронных услуг покрывает далеко не все digital-модели и не решает проблему несправедливого распределения прибыли. «Регистрация для уплаты НДС никак не меняет ситуацию по распределению прибыли. Достаточно открыть формальный офис, но по факту здесь нет никого», — утверждает Левон Айрапетян.

Под «налог на Google» не подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы, таргетированной на российских пользователей, и продажа данных россиян. «Они как раз могли бы стать объектом обложения цифровым налогом», — отмечает Айрапетян.

Упущенная выгода

Если ОЭСР так и не придет к единому решению, страны, которые уже разработали цифровой налог, окажутся в более выгодном положении, в то время как у стран, которые подобный налог не разрабатывали, уйдет время на подготовку законодательства, отмечается в докладе ЦСР. «Они могут начать взимать налог, который причитается нам», — предупредил Айрапетян.

Россия одновременно является рынком — потребителем цифровых услуг и поставщиком таких услуг, располагая конкурентоспособными на международном уровне ИТ-компаниями: «Яндекс», «ВКонтакте», Wildberries и др. Однако сейчас прямые конкуренты отечественных компаний находятся на российском рынке в более выгодных условиях, платя меньше налогов.

Дело в том, что в декабре 2019 года США, как основной поставщик электронных услуг, предложили сделать единый подход опциональным, и ОЭСР приняла идею к рассмотрению. Предложенный США режим safe harbor (правило безопасной гавани) оставляет за ИТ-гигантами право отказаться от разработанного ОЭСР решения. «В таком случае перед странами встанет вопрос, как быть с компаниями, которые откажутся от модели ОЭСР, — рассуждает Айрапетян. — Напрашивается только один вывод: взимать с них тот самый односторонний цифровой налог». Если при таком решении у России не будет готового механизма, придется с нуля разрабатывать цифровой налог, тогда как другие страны уже будут взимать платежи и получать дополнительные доходы, предупреждает ЦСР.

По предварительной оценке ОЭСР, дополнительные доходы от введения механизма в группе стран, в которую входит и Россия, составят в среднем около €390 млн в год. Односторонний цифровой налог принесет больше поступлений, отмечают в ЦСР, потому что по модели ОЭСР страны делятся друг с другом правом взимать налоги.

Разработка цифрового налога, по оценке экспертов, может занять около года.

При другом сценарии, если ОЭСР все же выработает единый подход, у России будет только одна проблема — как интегрировать в локальное законодательство механизм ОЭСР. Если консенсуса не будет, Россия просто сделает временный налог постоянным, резюмировали эксперты.

Какие страны ввели цифровой налог

Первой страной стала Франция, сделавшая это в 2019 году. Платежи по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом по всему миру от €750 млн, более €25 млн из которых принесли французские пользователи. Причем срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех до шести лет. Однако Франция приостановила взимание налога до конца 2020-го с условием, что, если до конца года ОЭСР не выработает единый механизм, взимание налога возобновится. В 2020 году Франция планирует собрать благодаря новому налогу свыше €450 млн.

Турция с 1 марта начала взимать цифровой налог по ставке 7,5%. Великобритания планирует начать взимать цифровой налог по ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает дополнительные доходы от £275 млн в 2021–2021 годах. Италия планирует ввести 3-процентный налог с января 2021 года и получать свыше €600 млн ежегодно. На случай, если ОЭСР не примет единый подход, свой механизм также разработала Испания.

Как правило, в этих странах налогом облагается прибыль компаний от трех основных видов услуг:

Венгрия взимала налоги с онлайн-рекламы на венгерском языке по прогрессивной ставке от 5,3 до 7,5% и 5% при вторичном налоговом обязательстве. Однако за 2018 год венгерский налоговый орган отчитался о низком уровне собираемости с зарубежных компаний и обнулил налог.

Минусы цифрового налога

Вместе с преимуществами введения цифрового налога эксперты ЦСР оценили возможные негативные последствия такой односторонней меры.

На налоги от одной и той же онлайн-сделки, например между пользователями во Франции и Италии, могут претендовать обе страны. Из всех стран, которые внедрили цифровой налог, лишь Великобритания предусмотрела меры для частичного устранения двойного налогообложения. В частности, компаниям разрешено вычитать расходы на уплату цифрового налога из базы по налогу на прибыль, а также относить 50% налогооблагаемых доходов на юрисдикцию, где действует аналогичный цифровой налог.

Резюмируя, эксперты ЦСР подчеркивают, что «у варианта с односторонним введением в России цифрового налога несколько более выгодная позиция». «Однако концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое решение должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики», — заключается в докладе.

Источник

Обложили со всех сторон. Что такое глобальный налог для корпораций

Глобальная эпидемия, глобальный кризис, а теперь еще и глобальный налог. Звучит устрашающе, но рядовым гражданам его бояться не стоит. Что это за нововведение и кого оно затронет, расскажем в статье.

Глобальный налог на прибыль корпораций – что это

В мировой налоговой системе грядут серьезные изменения. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 38 стран, планирует ввести глобальный налог для корпораций в размере 15% с прибыли. На сегодняшний день идею поддержали более 130 государств, в том числе и Россия.

Основная цель нововведения – положить конец гонке за минимальными налоговыми ставками. Многие транснациональные компании платят налоги не по месту получения прибыли, а по месту регистрации, выбирая страны с более щадящей системой налогообложения. Это приводит к явным перекосам в распределении налоговых поступлений.

Как было до сих пор

За введение единой системы налогообложения для корпораций ОЭСР борется с 2013 года. Главным «подстрекателем» является США. Из-за хитрых финансовых схем крупных IT-гигантов американская казна недополучает десятки миллиардов долларов в год. Речь идет о компаниях Apple, Google, Facebook, Amazon.

Согласно расследованию, проведенному американским сенатом, названные фирмы аккумулировали большую часть своей прибыли в Ирландии с помощью дочерних компаний. Налоговая ставка в этой стране одна из самых низких в Европе – 12,5%. Но даже она показалась бизнес-гигантам слишком высокой.

Apple еще в 2007 году договорилась с властями Ирландии выплачивать с прибыли всего 1,9%. Сделка была оформлена с помощью сложной схемы, для реализации которой были созданы дочерние фирмы в Ирландии и на Бермудских островах.

В применении похожих схем были замечены Google и Facebook. Так, например, в 2017 году Google заплатила всего 3,4 млн налога с многомиллиардной прибыли. Недовольны были как американские, так и европейские власти.

Также размытой и несправедливой является система распределения сборов между государствами. Сегодня крупные корпорации платят налоги по месту регистрации без учета фактического нахождения конечных потребителей товаров и услуг.

К примеру, доходы, которые получает компания Amazon от продажи товаров российским потребителям, облагаются налогом по месту нахождения представительства компании. Местная казна недополучает десятки тысяч долларов – и это только с одной компании.

Как будет с введением глобального цифрового налога

Введение налога поможет искоренить хитрые схемы в системе налогообложения. Его называют цифровым, так как он затронет в первую очередь IT-сферу. Однако сами авторы проекта никакого разграничения по отраслям не предполагают.

Основные изменения проработаны и изложены в рамках концепций Pillar 1 и Pillar 2.

Транснациональные корпорации должны будут платить налоговые сборы в тех странах, где они получают прибыль, даже если физически там не присутствуют. Нововведение коснется крупных бизнес-структур, чистая маржинальность которых составляет не менее 10%, а оборот – более 20 млрд евро в год. Исключения – компании, добывающие природные ресурсы и предоставляющие финансовые услуги.

Планируется введение минимальной налоговой ставки в размере 15% для компаний с выручкой более 750 млн евро. Фирма будет обязана уплатить ее, независимо от того, где она зарегистрирована и где получает доход.

К примеру, если у компании головной офис находится в США, а налогооблагаемая прибыль формируется в Ирландии (со ставкой ниже минимальной единой ставки), то США может взыскать недостающие проценты в свой бюджет. Данный шаг позволит устранить конкуренцию между странами за крупных налогоплательщиков путем установления низких ставок.

Как введение новой системы затронет Россию

Российские эксперты единогласно поддерживают внедрение концепции Pillar 1. Россия – крупный рынок для транснациональных корпораций. Выгоду от перераспределения налоговых сборов Минфин оценивает в десятки миллиардов рублей.

А вот с концепцией Pillar 2 не все так однозначно. В РФ ставка подоходного налога составляет 20% – это на 5% больше, чем планируемая глобальная ставка. Тем не менее, для отдельных отраслей действуют льготные условия налогообложения. В частности, для IT-сферы – 3%, а для сельхозпроизводителей – 0%.

Поэтому существует риск роста налоговой нагрузки для компаний из этих сфер. В рабочих группах ОЭСР Россия отстаивает внесение определенных изменений в концепцию Pillar 2, чтобы такого рода преференциальные налоговые режимы не попали под ее действие.

Совкомбанк осуществляет льготное кредитование бизнеса в соответствии с действующим законодательством РФ. Можно получить кредит по ставке от 1% годовых. Вы можете ознакомиться с программами и оставить заявку на сайте.

Плюсы и минусы глобального налога

Основным минусом нововведения можно назвать сложность его реализации. Пока непонятно, как будет работать единая налоговая система.

Формально подоходный налог должен быть уплачен в казну той страны, в которой получена прибыль. В случае с цифровыми продуктами однозначно определить это не всегда возможно.

Представим ситуацию. Алексей поехал на отдых в Арабские эмираты. В последний день отпуска он скачал платную игру в App Store, чтобы скоротать время в самолете. По прилету он продолжил играть в игру уже в России. В казну какой страны должен быть уплачен налоговый сбор? Пока вопрос открытый.

Есть еще несколько минусов.

Реакция руководства IT-гигантов оказалась весьма сдержанной. «Мы заинтересованы в том, чтобы новая налоговая реформа прошла успешно, хотя понимаем, что налоговое бремя повысится», — заявил вице-президент Facebook Ник Клегг. Не исключено, что корпорации придумают новые, более изощренные способы уклонения от налогов.

Согласятся ли страны, которые сегодня получают налоговые платежи со своих «богатых» резидентов, делиться прибылью? Практика покажет.

Есть вероятность, что государства, не желающие ратифицировать соглашение, будут продолжать взимать налоговые сборы по своей схеме. Тогда некоторым компаниям придется платить дважды.

В России, например, действует льготная налоговая ставка для IT-сектора и сельхозпроизводителей. Пока непонятно, позволят ли сохранить льготы, или условия будут едиными для всех.

Крупные компании наверняка попытаются переложить налоговое бремя на плечи потребителей. Хотя авторы проекта и обещают не допустить этого, на практике это вряд ли удастся.

Положительных моментов тоже немало:

Замминистра финансов РФ Алексей Сазанов сравнил введение глобального налога с полетом человека в космос. Подобных прецедентов история еще не видела. Если эксперимент окажется удачным, в будущем нас ждет расширение практики всемирного налогообложения.

Источник

Налоговая политика нуждается в оцифровке

Что такое цифровой налог. 755840425515616. Что такое цифровой налог фото. Что такое цифровой налог-755840425515616. картинка Что такое цифровой налог. картинка 755840425515616. Из-за торговли в интернете присутствует большое количество неучтенных доходов. На сегодняшний день в интернете можно купить всё для нормальной жизни. Именно по этой причине стоит разобраться, что такое цифровой налог и зачем о нём задумывается правительство РФ. Самыми большими неплательщиками являются Facebook и Google.

Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), в руководство которого входит помощник президента России Максим Орешкин, проанализировали возможные сценарии реформирования налогообложения ИТ-гигантов в России и оценили преимущества и недостатки каждого из подходов. По их мнению, России следует перестраховаться на случай провала поисков единого для всех стран подхода к распределению налогов цифровых корпораций и внедрить собственный цифровой налог. В то же время односторонние меры могут спровоцировать ужесточение санкций США. Текст исследования есть у РБК.

Налоговое неравенство

Правила налогообложения не успевают за развитием современных цифровых бизнес-моделей. Иностранные ИT-гиганты, зарабатывая на пользователях по всему миру, платят налог на прибыль только по месту регистрации штаб-квартиры. В результате страны не только теряют налоговые доходы, но и нарушаются принципы справедливой конкуренции — национальные цифровые компании платят больше налогов и, соответственно, работают в менее выгодных условиях, чем зарубежные.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 2015 года пытается найти единый международный подход и решить проблему несправедливого распределения налогов ИТ-гигантов. Разработать механизм, который устроил бы все страны, пока не удалось.

Главная сложность в том, как рассчитать, какая доля прибыли мультинациональной корпорации приходится на ту или иную страну. Сколько прибыли генерируют пользователи в той или иной стране, знают только сами корпорации, но они не раскрывают детальную информацию, отмечали ранее опрошенные РБК эксперты. Поэтому сохраняется большая неопределенность, и, вероятно, единый механизм так и не будет разработан. «До готового результата еще далеко, и есть риск, что в целом консенсуса в ОЭСР не будет», — заявил на презентации доклада руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.

Ряд государств, включая Великобританию, Францию, Италию, не дожидаясь глобального консенсуса, в одностороннем порядке ввели собственные цифровые налоги.

В конце 2019 года ОЭСР опубликовала предложения по двум блокам Pillar 1 и Pillar 2, которые должны стать основой для достижения мирового консенсуса. Основные параметры единого механизма планируется подготовить к июлю 2020 года, а окончательное решение предполагается достичь к концу 2020 года.

Российский Минфин в поисках новых источников пополнения казны также начал прорабатывать варианты ужесточения налоговой нагрузки на международные ИТ-корпорации. Положение об этом появилось в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Однако конкретных законодательных инициатив пока нет.

«В целом мы полагаем, что сегодня было бы целесообразно приступить к подготовке и разработке цифрового налога, — говорит Айрапетян. — Нам надо подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и защитить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР не придет к единому механизму».

C 2017 года в России уже действует «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России, и тысячи иностранных компаний встали на учет в российских налоговых органах.

Однако НДС с электронных услуг покрывает далеко не все digital-модели и не решает проблему несправедливого распределения прибыли. «Регистрация для уплаты НДС никак не меняет ситуацию по распределению прибыли. Достаточно открыть формальный офис, но по факту здесь нет никого», — утверждает Левон Айрапетян.

Под «налог на Google» не подпадают, например, доходы от онлайн-рекламы, таргетированной на российских пользователей, и продажа данных россиян. «Они как раз могли бы стать объектом обложения цифровым налогом», — отмечает Айрапетян.

Упущенная выгода

Если ОЭСР так и не придет к единому решению, страны, которые уже разработали цифровой налог, окажутся в более выгодном положении, в то время как у стран, которые подобный налог не разрабатывали, уйдет время на подготовку законодательства, отмечается в докладе ЦСР. «Они могут начать взимать налог, который причитается нам», — предупредил Айрапетян.

Россия одновременно является рынком — потребителем цифровых услуг и поставщиком таких услуг, располагая конкурентоспособными на международном уровне ИТ-компаниями: «Яндекс», «ВКонтакте», Wildberries и др. Однако сейчас прямые конкуренты отечественных компаний находятся на российском рынке в более выгодных условиях, платя меньше налогов.

Дело в том, что в декабре 2019 года США, как основной поставщик электронных услуг, предложили сделать единый подход опциональным, и ОЭСР приняла идею к рассмотрению. Предложенный США режим safe harbor (правило безопасной гавани) оставляет за ИТ-гигантами право отказаться от разработанного ОЭСР решения. «В таком случае перед странами встанет вопрос, как быть с компаниями, которые откажутся от модели ОЭСР, — рассуждает Айрапетян. — Напрашивается только один вывод: взимать с них тот самый односторонний цифровой налог». Если при таком решении у России не будет готового механизма, придется с нуля разрабатывать цифровой налог, тогда как другие страны уже будут взимать платежи и получать дополнительные доходы, предупреждает ЦСР.

По предварительной оценке ОЭСР, дополнительные доходы от введения механизма в группе стран, в которую входит и Россия, составят в среднем около €390 млн в год. Односторонний цифровой налог принесет больше поступлений, отмечают в ЦСР, потому что по модели ОЭСР страны делятся друг с другом правом взимать налоги.

Разработка цифрового налога, по оценке экспертов, может занять около года.

При другом сценарии, если ОЭСР все же выработает единый подход, у России будет только одна проблема — как интегрировать в локальное законодательство механизм ОЭСР. Если консенсуса не будет, Россия просто сделает временный налог постоянным, резюмировали эксперты.

Какие страны ввели цифровой налог

Первой страной стала Франция, сделавшая это в 2019 году. Платежи по ставке 3% платят цифровые компании с суммарным доходом по всему миру от €750 млн, более €25 млн из которых принесли французские пользователи. Причем срок исковой давности по цифровому налогу увеличен с трех до шести лет. Однако Франция приостановила взимание налога до конца 2020-го с условием, что, если до конца года ОЭСР не выработает единый механизм, взимание налога возобновится. В 2020 году Франция планирует собрать благодаря новому налогу свыше €450 млн.

Турция с 1 марта начала взимать цифровой налог по ставке 7,5%. Великобритания планирует начать взимать цифровой налог по ставке 2% с апреля 2020 года и оценивает дополнительные доходы от £275 млн в 2021–2021 годах. Италия планирует ввести 3-процентный налог с января 2021 года и получать свыше €600 млн ежегодно. На случай, если ОЭСР не примет единый подход, свой механизм также разработала Испания.

Как правило, в этих странах налогом облагается прибыль компаний от трех основных видов услуг:

Венгрия взимала налоги с онлайн-рекламы на венгерском языке по прогрессивной ставке от 5,3 до 7,5% и 5% при вторичном налоговом обязательстве. Однако за 2018 год венгерский налоговый орган отчитался о низком уровне собираемости с зарубежных компаний и обнулил налог.

Минусы цифрового налога

Вместе с преимуществами введения цифрового налога эксперты ЦСР оценили возможные негативные последствия такой односторонней меры.

На налоги от одной и той же онлайн-сделки, например между пользователями во Франции и Италии, могут претендовать обе страны. Из всех стран, которые внедрили цифровой налог, лишь Великобритания предусмотрела меры для частичного устранения двойного налогообложения. В частности, компаниям разрешено вычитать расходы на уплату цифрового налога из базы по налогу на прибыль, а также относить 50% налогооблагаемых доходов на юрисдикцию, где действует аналогичный цифровой налог.

Резюмируя, эксперты ЦСР подчеркивают, что «у варианта с односторонним введением в России цифрового налога несколько более выгодная позиция». «Однако концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое решение должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики», — заключается в докладе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *