Что такое цифровое государство

«Цифровые государства»: как они развивались

В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

Теперь предлагаем перейти к важному периоду, когда возможность объединения разрозненных технологий на одной платформе встретилась с желанием сделать их массовыми.

Навстречу потребителю

В обзоре первых систем цифрового государства мы остановились на 1980-х годах и отметили, что в Штатах к тому времени сформировались тематические исследовательские группы и были внедрены несколько ИТ-решений. Например, подача налоговых деклараций через единый информационный портал.

В 90-х термин «цифровое государство» еще не существовал. Его предложили позже, но отдельные идеи уже были в ходу. В 1993 году президент США Билл Клинтон озаботился проблемой эффективности госаппарата и сформировал аналитическую группу. В том же году она представила доклад, в котором предлагались шаги по снижению уровня бюрократии и переориентации на нужды граждан.

В 1997 году вышел отчет «Модернизация госсистем на основе информационных технологий». В нем была сформирована основная идея ЦГ — министерства должны были начать использование ИТ для повышения эффективности взаимодействия граждан, бизнеса и государства. Особое внимание в отчете уделили синергии госуслуг и технологий. На основе этих наработок был сформирован «Меморандум о цифровом государстве». Он был адресован руководителям исполнительных органов и ведомств, которые позже подключились к работе.

В меморандуме был изложен ряд руководящих принципов концепции ЦГ. Один из основных принципов относился к работе с информацией и предписывал организовывать ее не по отдельным ведомствам, а по категориям услуг. Второй принцип — открытость и удобство взаимодействия граждан с государственными организациями и предоставление информации в понятном виде. Третий — безопасность и конфиденциальность такого взаимодействия.

В декабре 1999 года администрация Клинтона осуществила первые попытки внедрения систем цифрового государства в масштабе страны. К 2000 году уже 43% американцев были обеспечены доступом в интернет, так что ситуация располагала к реализации идеи общедоступного цифрового портала госуслуг. Он был запущен в 2000 году на домене FirstGov.gov, сейчас — переименован в USA.gov.

В 2001 году Джордж Буш сменил Билла Клинтона на посту президента США. Его президентская программа содержала развитие концепции ЦГ: «Расширенное цифровое государство» предусматривало необходимость совершенствования ИТ в госсекторе, упрощение бизнес-процессов и объединение информационных потоков различных правительственных министерств и ведомств.

Для достижения этих задач в 2002 году была учреждена специальная рабочая группа. Она выбрала 24 инициативы и подготовила экономическое обоснование для каждой из них, оценив потенциальные затраты, выгоды и риски. В их числе были такие сервисы, как E-Authentication (портал цифровых подписей); GovBenefits.gov (портал государственных льгот); Business Gateway (портал для бизнеса).

Центральным событием в процессе расширения систем ЦГ стало принятие «Закона о цифровом государстве» в 2002 году. Его положениями учреждался специальный отдел в Административно-бюджетном управлении и поощрялось использование ИТ в оказании госуслуг и межведомственных коммуникациях.

В 2003 году была опубликована обновленная стратегия цифрового государства. Она ставила интересы граждан в центр внимания — в документе встречались такие словосочетания, как например «доступ в три клика».

Другие значимые идеи касались межведомственной коммуникации, привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы для поддержки всех ИТ-инициатив. В течение года с публикации закона были запущены такие порталы, как volunteer.gov (для координации волонтерских групп) и regulations.gov (для публикации официальных документов госорганов).

Стратегия также коснулась рекомендаций по работе с информационной архитектурой правительственных предприятий (Federal Enterprise Architecture Framework). Первая версия лучших практик была запущена в 1999 году. В ее основе лежит Модель Закмана.

Основная задача — повысить эффективность работы министерств и ведомств. В стратегии цифрового государства 2003 года подчеркивалась роль этого свода лучших практик. Он стал одним из первых вариантов комплексного подхода по централизации и объединению информационных услуг.

Исследование 2004 года, проведенное Американской ассоциацией государственного управления и ООН, подтвердило, что все усилия правительства США не прошли зря — страна опередила остальные государства-члены ООН в развитии систем ЦГ.

Однако, в большинстве случаев гражданам все еще приходилось либо по телефону, либо лично обращаться за получением госуслуг. Проблема заключалась еще и в том, что электронные формы нужно было зачастую дополнять бумажными заявлениями с подписью, а в отдельных штатах просто не было доступа к каким-либо электронным госуслугам. Сложилась ситуация, когда имелась вся необходимая инфраструктура, законодательство и стратегия, но не было единого формата работы систем ЦГ. С этим властям предстояло разобраться в следующие годы.

Что такое цифровое государство. 3yy7bq mlbxaa3288 o7fvnujqu. Что такое цифровое государство фото. Что такое цифровое государство-3yy7bq mlbxaa3288 o7fvnujqu. картинка Что такое цифровое государство. картинка 3yy7bq mlbxaa3288 o7fvnujqu. В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.
/ Flickr / Tony / CC

Азиатское цифровое государство

Не только власти США были озабочены переходом на новый уровень управления государством и госуслугами. В лидерах наряду с западными странами с высоким уровнем проникновения интернета встречаются и азиатские государства.

Так, больших успехов на пути к построению цифрового государства достиг Сингапур. Уже в 80-х страна приступила к реализации национального плана по «компьютеризации». В его рамках был создан Национальный компьютерный совет (NCB). Одним из важных направлений его работы стала компьютеризация госуслуг. На первых этапах совет занимался автоматизацией рабочих функций и документооборота в правительственных учреждениях.

В 1989 году был запущен TradeNet — портал, который служил единой платформой для торговых и логистических операций. К 2000-му в стране сформировалась стратегия IT2000 Masterplan. Значительная ее часть посвящена консолидации ИТ-ресурсов вокруг решения задач граждан страны. В итоге был предложен «План действий по внедрению концепции ЦГ» на 2000-2003 годы. Его основный посыл — правительственные ведомства больше не должны быть изолированными друг от друга и предоставлять комплексные услуги.

Например, с 2003 года все жители Сингапура в возрасте от 15 лет могут подать заявку на получение SingPass — цифрового удостоверения личности для совершения операций с правительственным порталом онлайн-услуг.

Свои программы по созданию цифрового государства были и у Китая, и у Южной Кореи. Но мы остановимся на Японии, которая сегодня входит в число лидеров в сфере цифровизации госуслуг. В период с 1999 по 2005 года правительство Японии предложило несколько направлений развития ЦГ: Основные принципы общества, основанного на информации и коммуникациях; Закон, регулирующий эти принципы; программа e-Japan, объединяющая все меры по построению цифрового общества; и, наконец сама программа по построению ЦГ.

Уже в 1997 году в стране была запущена единая информационная платформа, которая объединила министерства и ведомства — WAN Kasumigaseki. Важным шагом для распространения концепции ЦГ стало принятие в 2000 году Хартии глобального информационного общества. Главная мысль заключалась в том, что всем людям должны быть доступны блага этого общества. Документ был предложен к подписанию членам Большой восьмерки. Россия стала одной из стран, подписавших Хартию.

Зарождение цифрового государства в России

Еще до подписания Хартии в России предпринимались попытки цифровизации государственного сектора, например, создание «Концепции государственной информационной политики». К 1998 году ее подготовил профильный комитет Государственной Думы. В концепции прослеживается аналогия с другими документами того времени, созданными в США. Интересы общества находились в приоритете, а ИТ служили инструментом для их обслуживания.

Идейным продолжением концепции стала федеральная программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». Она рассматривала как практические вопросы вроде формирования инфраструктуры, так и социально-экономические и нравственные аспекты работы с ИТ на государственном уровне, соблюдение культурно-исторических традиций, ценностей и идеалов. Документ так и не был утвержден. Таким образом, к подписанию Хартии глобального информационного общества Россия пришла без действующего плана или проекта цифрового государства. Тем не менее, как и другие члены Большой восьмерки, страна взяла на себя обязательство развивать ИТ-сектор на благо общества.

Конкретные меры были предприняты с запуском федеральной программы «Электронная Россия». Она была запущена в 2002 году, но ее реализация осложнялась тем, что только 19% правительственного персонала и 1% государственных чиновников имели доступ к Сети. Ситуация отражалось в индексах готовности к цифровому государству — в течение десяти лет России не удавалось продвинуться дальше 50-го места. В 2003 году в числе лидеров находились США, Чили, Австралия, Мексика и Великобритания. В 2005-м — США, Дания, Швеция, Великобритания, Южная Корея. Россия находилась между Уругваем и Республикой Беларусь.

Однако, уже в 2003 году в России начал реализовываться проект по широкомасштабному внедрению информационных технологий в федеральных ведомствах. По словам Леонида Реймана, занимавшего в тот момент должность министра информационных технологий и связи, около 80% ведомств и министерств перешли на электронный документооборот в начале 2000-х. Однако, подводя итог программы, министерство было вынуждено констатировать неутешительные результаты. «Электронная Россия» не достигла своих целей, но, как позже говорил Леонид Рейман, заложила важные основы для развития систем ЦГ в России.

О том, как продолжалось развитие ЦГ у нас и в других странах, расскажем в следующей части.

Источник

Электронное государство будущего

«I have a dream…»
Мартин Лютер Кинг

Что такое цифровое государство. 26c1df7ac3e518e44dd478a99985d4bd. Что такое цифровое государство фото. Что такое цифровое государство-26c1df7ac3e518e44dd478a99985d4bd. картинка Что такое цифровое государство. картинка 26c1df7ac3e518e44dd478a99985d4bd. В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

У меня есть мечта. Мечта об обществе всеобщего процветания, справедливости и равных возможностей, обществе заботы и всестороннего развития каждого человека. Обществе, где важен и нужен каждый, обществе любви и сотрудничества между людьми.

Реально ли построить такое общество на нашей планете, полной войн, страданий, нищеты, неравенства, эксплуатации человека человеком? На планете, где 8 богатейших людей богаче, чем 3,5 миллиарда бедных?

Может быть, вы посчитаете меня наивным идеалистом, но я уверен, что построить такое общество возможно и сегодня созрели для этого все необходимые условия.

Конечно же, при нынешней экономической системе и системе власти такое общество вряд ли удастся построить. Нам нужно начинать проектировать общество будущего с нуля. Нужно государство, созданное на совершенно других принципах.

Что потребуется для построения такого общества:

Эти требования диктуют нам совершенно иную организацию государства и общества, иную экономическую и политическую систему.

Чтобы добиться заявленных амбициозных целей, потребуется сквозная цифровизация всего общества. Нужно, чтобы управление всеми процессами в стране было изначально цифровым. Чтобы все информационные потоки создавались в цифровой форме. Бумажные документы не должны оцифровываться – они не должны создаваться вообще.

Нам нужна единая информационная среда, единая централизованная информационная система, выстроенная не хаотично, а по тщательно спроектированному плану. Глубоко продуманная, хорошо защищенная, знающая все о каждом, заботящаяся о каждом, думающая о каждом, помогающая каждому. Позволяющая спланировать, организовать все процессы в стране с максимальной эффективностью, помогающая удовлетворить потребности и раскрыть потенциал каждого.

Нам нужно, чтобы в центре государства находился не отдельный чиновник или государственный аппарат, а электронная система, которая будет воплощать в жизнь волю всего народа.

История

Попытки создания подобной информационной системы уже предпринимались. «Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации» (ОГАС) — проект системы автоматизированного управления экономикой СССР, основанной на принципах кибернетики, включающей в себя вычислительную сеть, связывающую центры сбора данных, расположенные во всех регионах страны.

Разрабатывалась в СССР еще с 1950-х годов под руководством А.И. Китова и в 1960-70-х годах под руководством академика Виктора Глушкова. «Технический проект системы ОГАС» появился в начале 1980-х, но так и не был утвержден руководством СССР. С 1990-х годов проект ОГАС потерял актуальность в связи с переходом страны от социалистических методов управления экономикой к рыночным.

Причины провала ОГАС в СССР

Предпосылки

В наши дни открываются новые возможности для реализации данного проекта. Уровень развития цифровых технологий и сетей связи намного опережает возможности, имевшиеся во времена СССР и делают реализацию проекта системы гораздо более дешевой, эффективной, а значит и более реалистичной. Вычислительные мощности современных суперкомпьютеров позволяют решать любые задачи учета, планирования производства и распределения товаров и услуг в реальном времени. Наличие персональных компьютеров и смартфонов почти в каждом доме позволяет привлечь к участию в работе системы каждого гражданина страны.

Создать сверхмощную централизованную государственную цифровую систему, которая заменит привычное нам государство и станет своеобразным «мозгом» для всей страны. Подключить к системе всех граждан, все предприятия и организации, все государственные органы. И перевести все коммуникации между ними в цифровую форму.

ОГАС 2.0

Подсистемы ОГАС 2.0

Организационно-техническая структура

Аппаратная архитектура

Программная архитектура

Сетевая архитектура

Архитектура безопасности

Веб-интерфейс

Резюме

Внедрение централизованной общегосударственной электронной системы позволит отказаться от хаотичных и жестоких механизмов саморегуляции капиталистической экономики – конкуренции, стремления к максимизации прибыли, экономического принуждения, эксплуатации человека человеком, и заменить их более эффективными и гуманными технологиями управления экономикой, основанными на точном математическом расчете и планировании. Это позволит реализовать более совершенное и справедливое политико-экономическое устройство общества.

Для внедрения системы потребуются серьезные преобразования всей экономической системы, всего общественно-политического устройства страны.

Система ОГАС 2.0, после ее полномасштабного внедрения, станет полноценной цифровой управляющей системой для всех сфер жизни государства и общества. Позволит реализовать подлинную власть народа, оптимизировать все процессы в стране, повысить эффективность производства, добиться по-настоящему справедливого распределения материальных благ, уменьшить издержки, сделать жизнь граждан страны более простой, удобной и легкой.

Другие результаты использования системы:

Общественная форма собственности на основные средства производства, планирование и полная цифровизация всего общества – вот те ключевые меры, которые вполне могут позволить создать действительно прочное и успешное общество мечты – общество всеобщего процветания, справедливости и равных возможностей для каждого.

Источник

«Система должна все сделать сама» Еще одна защита от коронавируса: как Россия движется к созданию цифрового государства

Десять лет назад Россия начала внедрять технологии в работу органов государственной власти. В 2009 году только один процент россиян был доволен качеством государственных услуг. Для остальных получение справок, оформление документов и субсидий было изматывающей процедурой, сопровождаемой стоянием в бесконечных очередях, тратой времени и нервов. На этом фоне запустился портал «Госуслуги», который должен был избавить россиян от бюрократии и волокиты. Прошло 10 лет — и Россия вошла в число мировых лидеров по предоставлению цифровых госуслуг. «Лента.ру» рассказывает, как Россия движется к идее цифрового государства, зачем госуслугам искусственный интеллект и как они помогают в борьбе с коронавирусом.

Бумажки — в топку

Россия занимает третье место по темпам роста использования госуслуг в онлайне — она опережает среднемировой уровень примерно втрое, говорят данные международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG). Россиянин в среднем использует девять услуг в электронной форме — это больше, чем, к примеру, в Нидерландах и Швеции.

Около половины россиян используют электронные услуги еженедельно. При этом 92 процента опрошенных BCG респондентов отмечают, что за последние два года качество онлайн-услуг заметно выросло.

На момент запуска в 2009 году сайт госуслуг предоставлял всего 310 опций, теперь на портале свыше 30 тысяч сервисов. Наибольшей популярностью пользуется запись на прием к врачу (более 62 миллионов заявок в 2019 году), получение информации о пенсионных накоплениях (25,3 миллиона), регистрация авто (9,6 миллиона), запись в детский сад (7,5 миллиона) и выдача водительских удостоверений (6,2 миллиона). Еще больший спрос на дистанционное оформление заграничных паспортов (5 миллионов запросов) и регистрацию по месту жительства (3 миллиона заявок).

Сейчас Россия входит в десятку стран по эффективности использования цифровых госуслуг, говорят данные BCG. За десять лет существования «Госуслуг» на портале зарегистрировались более 103 миллионов россиян. Граждане заполнили и подали 325 миллионов электронных заявлений — что интересно, более 50 процентов из них было отправлено в 2019-м (свыше 145 миллионов). Именно в этом году на сайте начали запускаться так называемые суперсервисы. Это отдельные разделы, каждый из которых ориентирован на решение проблем в конкретной жизненной ситуации. К примеру, сервис «Рождение ребенка» подробно описывает путь от беременности до записи ребенка в детский сад, объясняя, как это сделать быстрее, без проволочек. То же касается поступления в вуз, подачи заявлений в правоохранительные органы или обжалования штрафов онлайн.

Суперсервис «Пенсия онлайн» сможет автоматически рассчитывать размер будущей пенсии и подготовить необходимую документацию — пользователю даже не придется посещать отделение МФЦ лично. Всего к 2023-2024 годам Минкомсвязи планирует запустить 25 суперсервисов. Среди них, к примеру, есть специально рассчитанный на предпринимателей — «Мой бизнес». С его помощью можно пройти обучение на образовательных платформах, задать вопросы по ведению бизнеса специалистам онлайн, получить доступ к господдержке и подать необходимые документы без посещения ведомств и банков.

В ближайшем будущем пользоваться госсервисами станет проще: до конца 2020 года по поручению президента России сфера государственных услуг должна избавиться от лишней бюрократии. «Все это должно происходить без дополнительных заявлений, лишних бумажек, походов по инстанциям. До конца 2020 года предоставление всех ключевых государственных услуг надо перевести именно в такой продуктивный формат, когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически», — подчеркнул глава государства.

По плану национальной программы «Цифровая экономика» уже к 2024 году семь из 10 государственных услуг должны будут предоставляться исключительно в электронной форме. Это относится и к сервисам для физических лиц, и для бизнеса. При этом до 90 процентов документооборота между чиновниками тоже будет происходить по сети.

Управление миром на удаленке

В 2018 году Организация Объединенных Наций (ООН) провела масштабное исследование в сфере цифровизации госуслуг и составила рейтинг стран по уровню развития в этой области. Россия оказалась на 25-й строчке этого списка среди 193 стран.

Лидер рейтинга — Дания. Она одна из первых в мире ввела стратегию электронного правительства. С 2004 года страна активно инвестирует в цифровизацию государственных органов, а с недавнего времени власти предоставляют гражданам налоговый вычет на установку широкополосного доступа — до 1,6 тысячи евро на семью. Благодаря этому 95 процентов домохозяйств страны имеют доступ к сети, а взаимодействие бизнеса и населения с госструктурами практически полностью переведено в онлайн-формат: 98 процентов запросов поступает через интернет-сервисы. Для авторизации на разных сервисах используется один аккаунт, также предусмотрены безопасные цифровые подписи на мобильных телефонах.

В 2017 году свой рейтинг цифровизации составила и Еврокомиссия. По ее подсчетам, лидером по электронным госуслугам стала Эстония. Ее единая платформа E-estonia объединяет 52 тысячи предприятий, поэтому около 99 процентов государственных услуг страны доступны онлайн. На официальном сайте можно сделать практически все: исключение составляют заключение брака и покупка недвижимости.

С 2002 года эстонцы могут получить ID-карту, которая хранит всю информацию о владельце, включая его имя, пол, национальный идентификационный номер, криптографические ключи и сертификаты. Сегодня такая смарт-карта есть у большинства граждан страны. Ее владельцы могут подписывать электронные документы (цифровая подпись в Эстонии давно приравнена к подписи от руки), оплачивать проезд в транспорте, авторизовываться на государственном портале и некоторых других интернет-ресурсах. Кроме того, обладатель ID-карты имеет возможность участвовать в электронном голосовании на парламентских выборах — например, на выборах в 2015 году более 30 процентов избирателей голосовали в сети.

Из преимуществ эстонского электронного государства также можно отметить систему цифрового резидентства, запущенную в 2014 году. Благодаря ей иностранцы имеют возможность вести бизнес из другой страны. В 2018 году электронным резидентством уже пользовались более 27 тысяч людей из 143 государств.

Еще один лидер в сфере электронных услуг — Великобритания. Благодаря IT-реформе госсектора страна экономит несколько миллиардов долларов в год. В 2016 году ООН признала Соединенное Королевство лидером по предоставлению публичных онлайн-сервисов.

Британцы одними из первых в мире начали задумываться о необходимости перевести общение граждан с органами власти в онлайн — в 1998 году. Но на тот момент все ведомства размещали свои услуги на собственных сайтах, а таких было несколько тысяч — пользователям сложно было ориентироваться. Успех пришел с появлением госпортала Directgov, который объединил доступ к различным услугам государственного сектора в 2004 году. Спустя 8 лет его заменил более совершенный GOV.UK. На этом сайте сегодня можно оплачивать налоги и заполнять декларации, получать пособия по безработице, оформлять лицензии на вождение транспорта и многое другое.

Что такое цифровое государство. preview abb9e30d9e240fe31f4d4f86d0b6d93c. Что такое цифровое государство фото. Что такое цифровое государство-preview abb9e30d9e240fe31f4d4f86d0b6d93c. картинка Что такое цифровое государство. картинка preview abb9e30d9e240fe31f4d4f86d0b6d93c. В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

Фото: Cultura RF / Peter Muller / Diomedia

Только в 2015-2016 годах программа объединения государственных органов в единую систему цифровых услуг позволила сэкономить стране 4,3 миллиарда долларов. Из них 1,5 миллиарда удалось сохранить благодаря оптимизации управления госсобственностью, еще миллиард — из-за перевода многих функций чиновников в электронный формат. Действия чиновников стали прозрачными, из-за чего значительно снизился уровень коррупции, позволивший сэкономить более 800 миллионов долларов. Кроме того, в казне остались еще 400 миллионов, которые не потратили в том числе на голосование.

Великобритания не планирует останавливаться на достигнутом. В 2017 году власти страны анонсировали стратегию цифрового развития по семи направлениям, включая цифровое правительство. В планах королевства удержать лидерство в гособслуживании своих граждан в сети.

Если подытожить опыт всех лидирующих электронных правительств, можно выделить несколько общих черт. Во-первых, это взаимная интеграция госучреждений, позволяющая ведомствам быстро и эффективно обмениваться данными граждан. Во-вторых, у всех стран-лидеров нет проблем с доступом в интернет — подавляющее большинство этих государств имеют стабильное соединение с сетью.

Откуда дует ветер

Для России примером в области цифровизации государственных госсервисов был опыт Британии и Сингапура. Последний запустил национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота еще в 80-х годах прошлого века. Уже в 2003-м у Сингапура появилась система Singapore Personal Access (SingPass), которая предоставляет доступ практически ко всем возможным госуслугам — это более 200 сервисов от 60 министерств и госведомств. Ими пользуются более 3,3 миллиона человек — это почти половина жителей страны (по состоянию на 2019 год население Сингапура составляет 6,122 миллиона человек).

Город-государство также активно инвестирует в мобильное правительство, благодаря чему граждане могут использовать государственные сервисы со смартфона (система называется m-Government). Так как в стране проникновение мобильной связи составляет около 98 процентов, многие жители предпочитают получать услуги через телефон.

По словам президента АНО «Умные города» Артема Ермолаева, Россия ориентировалась на Лондон и Сингапур несколько лет. После этого страна пошла по собственному пути развития.

Эксперт уверен, что ни Великобритания, ни Сингапур на сегодняшний день не являются лидерами по цифровизации госуслуг. По его мнению, настоящий локомотив прогресса — это Китай.

«Китай не то чтобы дышит в спину, а он ведет себя, как подводная лодка. Китайцы не раскрывают свою информацию и публично ее не показывают, но в целом они весьма хорошо прогрессируют с точки зрения развития цифровых государственных услуг», — отметил Ермолаев. Там уже не первый год применяются большинство новейших технологий, включая искусственный интеллект, биометрическую идентификацию данных и BigData. Однако Китай слишком закрыт для заимствования технологий.

Умное будущее

Несмотря на то что Россия опережает множество стран по уровню развития цифровых госсервисов, ей есть куда расти. Одно из ближайших нововведений, которое планирует портал «Госуслуги», — биометрическая авторизация пользователей. Речь идет о сканировании отпечатков пальцев, голоса или лица. О такой возможности говорил президент «Ростелекома» Михаил Осеевский осенью 2019 года, ссылаясь на решение правительства. Подобную систему уже не первый год тестируют российские банки, включая «Сбербанк» и «Тинькофф» — в мобильное приложение обоих можно зайти, просто посмотрев в камеру или приложив палец к дактилоскопическому сканеру смартфона.

Что такое цифровое государство. preview da0ce9c571ed409733c9a3baefc71853. Что такое цифровое государство фото. Что такое цифровое государство-preview da0ce9c571ed409733c9a3baefc71853. картинка Что такое цифровое государство. картинка preview da0ce9c571ed409733c9a3baefc71853. В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

В настоящее же время жители России могут подтверждать свою личность на госпортале через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Чтобы войти в свой аккаунт, пользователю необходимо ввести почту, номер телефона или СНИЛС, а также пароль.

Ключевым трендом в развитии государственных сервисов должно стать внедрение искусственного интеллекта, считает Артем Ермолаев. Незадолго до пандемии коронавируса в Москве собирались запустить первые пилотные испытания искусственного интеллекта для госсервисов, но карантин спутал планы. Хотя идеи и проработки по данному вопросу велись с 2016 года.

«В столице готовились к тому, чтобы решения принимались автоматически, без человека. То есть вы заполняете форму, система сама сопоставляет определенные факторы и, не спрашивая чиновника, фактически делает ответ в онлайне. И Москва постепенно подходила к этому, готова была уже реализовать. Это давало бы совершенно качественно иной скачок, когда решение принимается действительно за секунды и без участия человека», — отметил директор АНО «Умные города».

В пример он приводит технологию цифрового зрения, которая может вывести оказание госуслуг на иной уровень. К примеру, пациент, записывающийся на прием к врачу, может загрузить в систему уже имеющиеся у него снимки или анализы. В свою очередь обученный интеллект вычислит, существуют ли основания для беспокойства, и в случае, если это так, направит пациента на дополнительные анализы и пошлет сигнал врачу. По словам Ермолаева, внедрение этой технологии изменит качество здравоохранения.

Что такое цифровое государство. preview ca3a361058b90a9b9fd9c64ede52dbc5. Что такое цифровое государство фото. Что такое цифровое государство-preview ca3a361058b90a9b9fd9c64ede52dbc5. картинка Что такое цифровое государство. картинка preview ca3a361058b90a9b9fd9c64ede52dbc5. В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

Фото: Евгений Леонов / ТАСС

Будущее не только за избавлением людей от лишней волокиты, но и за предсказанием потребности граждан, уверен он. Умные алгоритмы будут анализировать их предпочтения и предлагать подходящие услуги.

Не выходи из комнаты

Особое значение электронные госуслуги, которыми можно воспользоваться не выходя из дома, приобрели сейчас, во время борьбы с коронавирусной инфекцией, подчеркивает глава АНО «Умные города». Россияне избавлены от необходимости посещать госучреждения, не рискуя собственной безопасностью.

Вынужденная изоляция не влияет на взаимодействие с госорганами — граждане по-прежнему могут оплачивать услуги ЖКХ и автомобильные штрафы, вызывать на дом врача или просматривать предварительные результаты ЕГЭ. Кроме того, сайт позволяет удаленно оформить поддержку, которая выделяется гражданам, пострадавшим от мер по предотвращению распространения коронавируса.

В связи с распространением инфекции на портале «Госуслуг» открылась отдельная страница с подробной информацией о коронавирусе. Там можно подробно изучить все симптомы болезни, а также узнать способы защиты для себя и близких. На сайте также указан телефон горячей линии и актуальные оперативные данные по России.

Для удобства портал «Госуслуги» собирает всю последнюю информацию о коронавирусе и агрегирует ресурсы, которые могут пригодиться в связи с пандемией. Все услуги разделены на несколько категорий: здоровье, доставка, образование, развлечение, интернет-соединение и продуктивность. В списке есть как сервисы по подписке, так и полностью бесплатные — их можно отфильтровать в меню агрегатора. Сегодня на странице доступны более 225 предложений, и их список постоянно пополняется.

Что такое цифровое государство. preview 9e36b932a4b2596b310b835f0c079b8c. Что такое цифровое государство фото. Что такое цифровое государство-preview 9e36b932a4b2596b310b835f0c079b8c. картинка Что такое цифровое государство. картинка preview 9e36b932a4b2596b310b835f0c079b8c. В прошлой статье мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

Чтобы дотянуться до пользователей на карантине, госуслуги начали налаживать партнерство с социальными сетями. Так, в «Одноклассниках» появилось одноименное внутреннее приложение. Пока с его помощью юзеры могут оформить загранпаспорт и международное водительское удостоверение, зарегистрировать автомобиль и подать документы на материнский капитал. В будущем перечень доступных услуг обещают расширить.

Коронавирус продемонстрировал миру необходимость электронных услуг, которыми можно воспользоваться удаленно, заключает Ермолаев. «Будущее состоит в осознании того, что многими процессами можно управлять дистанционно и без потери качества. А это потребует от бизнеса пересмотра прежних моделей», — уверен он.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *