Что такое церковный елей
Что такое елей и как его используют
Зачем в Церкви елей?
Зачем в Церкви используют фимиамы — ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей — не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви?
О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры — это елей. Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье.
Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном. Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью.
Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна.
Елей в Священном Писании
Елей — это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» ( Мк. 6:13 ).
На Востоке елеем «короновали» монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения.
Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей — один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.
Помазание елеем в Библии упоминается, как символ Божественной сущности Иисуса Христа. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», — говорится в Библии.
Раньше елеем встречали самых дорогих и долгожданных гостей.
Елей в Церкви
Из чего состоит елей?
Основу елея составляет оливковое масло и различные благовония. Хороший елей отличает несколько характеристик:
В Ветхом Завете состав елея был обозначен довольно четко:
В Библии дано строгое указание на состав елея.
Исход 30:22-25. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.
Считалось также, что елей способен изгонять злых духов.
Исход 30:31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас;
33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
Что значит слово елей. Елей: что это? Елей церковный
Что такое?
Елеем называют священное масло. Получают его очень непростым способом. Сначала нужно собрать миро, которое источают некоторые иконы и мощи святых. После этого его добавляют в растительное (оливковое) или вазелиновое масло. Кроме этого, в эти составы капают лампадное масло из негаснущих светильников, расположенных строго рядом с иконами. Получившеюся вязкую жидкость разливают в освященные сосуды и продают.
Чаще всего верующие используют елей для исцеления от разных недугов. Его можно использовать для лечения и детей, и взрослых. Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать, как правильно использовать елей.
Целебная сила елея — что такое?
Елеем может быть любое масло, которое было освящено. Теперь нужно узнать и о его свойствах. Во-первых, освященное масло улучшает физическое состояние, снимает болевой синдром, избавляет от головой боли. Во-вторых, он успокаивает. Эффект от применения такого масла наступает очень быстро и сохраняется на длительный промежуток времени.
Самыми сильными целебными свойствами обладает масло, полученное после проведения елеосвящения. Многие люди, страдающие от недугов, приходят в церковь в день проведения обряда, чтобы потом испробовать на себе его чудотворный эффект.
Елей, который был освящен у лампад в местах великой силы, также считается сильнодействующим. То же говорят и о священном масле, которые было привезено вместе с мощами православных святых и иконами.
Для избавления от головной боли нужно наносить на виски. При сильных аллергиях, экземах и кожных высыпаниях поврежденные участки кожи обрабатываются марлей или ватным тампоном, обмакнутым в священный состав. После этого тампон или марля обязательно сжигается! Выбрасывать их категорически запрещено.
Церковный елей подходит для лечения всех заболеваний. Он может исцелить даже от бесплодия. Для этого достаточно наносить его на низ живота.
Хранить елей дома нужно рядом с иконами. Важно помнить при пользовании елеем, что такое масло нельзя ставить в холодильник и рядом с сильными источниками тепла (печь, батарея, нагревательные приборы), но это действительно так. Это может негативно сказаться на его свойствах.
Как пользоваться освященным маслом?
Применять состав в лечебных целях прежде всего могут истинно верующие христиане. Так как исцеление приходит не только от самого елея, но и от веры и молитв. Люди, следующие по Божьему пути, быстрее всего ощутят на себе чудотворные свойства масла. Если болезнь сильная и долгое время не отпускает, важно посещать все причастия и исповеди, читать молитвы перед сном и с утра, а также изучать библию.
Наносить масло нужно на больной участок тела перед сном. Делать это нужно крестообразно, начиная от правой стороны к левой четко над местом, нуждающимся в исцелении. После нанесения нужно втирать масло до полного впитывания. Также наносить елей можно с помощью освященной церковной кисти или фитиля свечи, купленной в церкви.
Символизм елея
Отдельного рассмотрения заслуживает библейское понимание и четкий ответ на вопрос о том, это что такое. Елеем в Священном Писании называли оливкое масло. Он упоминается в книге 20 раз. В Ветхом Завете он использовался для помазания головы первосвященника и его потомков, окропления Скинии и для того, чтобы отметить святых и избранных.
В Новом Завете помазание елеем встречается лишь четыре раза. Причина всех этих процедур остается неясной, хотя и говорится о том, что священное масло наносили на голову в период благополучия, достатка, изобильного урожая, празднеств и торжеств. Человек с елеем на голове считался благословенным и успешным.
Также масло наносили для того, чтобы снискать радость, силу и защиту от Бога, его благословение и расположение. Такой елей нужно было обновлять каждый день через помазание.
Сам процесс помазания являлся актом передачи сверхъестественной силы и способностей определенному человеку.
Если говорить о том, важно ли использование елея современными верующими, то однозначного ответа нет. В Библии нет никаких четких указаний в отношении этого, хотя и запрета на данный обряд тоже нет.
В LXX греч. слово ἔλαιον используется для перевода евр. ( обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже — ( — свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6).
Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков — Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных — царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».
В Библии упоминается помазание Е. не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Напр., праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт 28. 18; 35. 14). Е. помазывались скиния, ее утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх 29. 36; 30. 26; 40. 9; Лев 8. 10).
В храмовом культе Е. приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями ( ), а также использовался в особых обрядах помазания (Исх 25. 6; 29. 2, 7, 21, 40; 30. 24 и след., 31; 31. 11; 35. 8, 14 и след., 28; 37. 29; 39. 38; Лев 2. 1-16; 5. 11; 6. 15, 21; 7. 10 и след.; 8. 2, 26; 9. 4; 14. 10-29; Числ 4. 9, 16; 5. 15; 6. 15; 7. 13-79; 8. 8; 11. 8; 15. 4-9; 28. 5-20; 29. 3-14; 35. 25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе Е. (напр., жертва за грех — Лев 5. 11; приношение в связи с ревностью мужа к жене — Числ 5. 15).
Начатки Е. отдавались священникам, в т. ч. в качестве десятины (Втор 18. 4; Числ 18. 12 и след.; 2 Пар 31. 5; Неем 10. 35-39; 13. 12), что служило выражением верности завету с Богом.
Образ Е. часто использовался ветхозаветными пророками (Иез 16. 9, 13, 18 след.; 23. 41; 27. 17; 32. 14; 45. 14, 24 и след.; 46. 5, 7, 11; 46. 14 и след.; Ис 41. 19; 61. 3; Иер 31. 12; 40. 10; 41. 8; Ос 2. 5, 8, 22; Иоиль 1. 10; 2. 19, 24; Мих 6. 7, 15; Агг 1. 11; 2. 12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно и собирание их плодов в традиц. культурах всегда сопровождалось радостью, в Свящ. Писании Е. символизировал Божие благословение (Пс 51. 10; 127. 3), прежде всего дарованное Израилю (Иер 11. 16; Иоиль 2. 19, 24; Ос 14. 6-7; Авв 3. 17). Обилие Е. было символом благополучия, богатства и процветания (Втор 32. 13; ср.: Иов 29. 6; во Втор 33. 24 пророчески говорится об Асире: «…окунет в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор 28. 40).
Значения слова елей. Что такое елей?
Еле́й (др.-греч. ἔλαιον — оливковое масло) — церковнославянское название оливкового, а позже и другого растительного масла в православном церковном обиходе. Елей (оливковое масло) применялся с древних времен для ухода за кожей.
ЕЛЕЙ [от греч. ἔλαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением.
Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление.
Православная энциклопедия «Азбука веры»
Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994
ЕЛЕЙ Старинное русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX в., объединяло два вида оливкового масла — высший сорт, называемый прованским, и низший сорт — «деревянное» масло.
Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства
Елей-Игай — река в России, протекает в Томской области. Устье реки находится в 957 км по правому берегу реки Васюган. Длина реки составляет 12 км. По данным государственного водного реестра России относится к Верхнеобскому бассейновому округу.
Маслина, масло, елей
Маслина, масло, елей I. М. — вечнозеленое дерево, широко распространенное в Палестине, а также его плод. М. культурная, именуемая оливой ((Olea europaea sativa) евр. зайит; греч. элайа)…
Библейская энциклопедия Брокгауза
ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ — в правосл. богослужении общее наименование различных видов помазания освященным елеем (см. статьи Елей, Елеосвящение, Крещение), в первую очередь помазания верных елеем на всенощном бдении.
ЕЛЕОПОМА́ЗАНИЕ — обряд, совершаемый в правосл. ц. на празничном всенощном бдении. Во время литии происходит благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (оливкового масла, употребляемого для горения в лампадах перед иконами).
Гуманитарный словарь. — 2002
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование; греч. τὸ εὐχέλαιον (ἅϒίον ἔλαιον), букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия…
Елеосвяще́ние (или собо́рование) — таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из семи таинств, служащее по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов.
Соборование (елеосвящение) Соборование, или Елеосвящение, – одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.
Употребление елея в церковном обиходе
В церковном обиходе елей освящается и употребляется для помазания верующих:
• при совершении елеосвящения (соборования);
• во время елеопомазания на всенощном бдении;
• при совершении Таинства Крещения.
Освящение
церковного елея
происходит двумя способами. Непосредственно: над маслом читается особая молитва. Также почитается святыней елей, горевший в лампаде перед чтимой святыней – иконой или мощами. Таким елеем помазывают больные места; им освящаются и вполне здоровые люди, чая получить Божественное благословение. Елей от святыни верующие приносят в свои дома и благоговейно хранят его близ икон.
Лампады, горящие в храмах и благочестивых домах, также заполняют маслом. В точном соответствии с церковной традицией это должен быть елей – то есть натуральное растительное масло, причем именно оливковое, т.к., к примеру, масло из семян подсолнуха не горит и им нельзя заправить светильник. На практике в лампады, как правило, заливают синтетические масла или их смесь с оливковым маслом, что не является грубым нарушением и стало привычным ввиду практичности: натуральный елей довольно сильно коптит, и чтобы использовать его в лампадах, надо приспособиться.
Значение слова елей
елей в словаре кроссвордиста
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. церк. лат. и немецк. оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
елея, мн. нет, м. (греч. elaion).
Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.).
перен. О чем-н. успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т. п. (поэт.). Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей. Пушкин.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, м. Оливковое масло, употр. в церковных обрядах. Помазание елеем.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Оливковое масло, используемое в церковном обиходе.
Низший сорт оливкового масла; деревянное масло.
перен. То, что успокаивает, исцеляет душевные боли.
перен. Преувеличенная любезность, приторная ласковость в речах, в обращении; слащавость.
Википедия
В словаре Даля
Отношение к святыням: как использовать елей освященный?
Посещая святые места, паломники приобретают елей, чтобы исцелиться от телесных недугов. По возвращении домой они стараются найти информацию о том, как использовать елей освященный. Но прежде чем разобраться в инструкции по применению, необходимо знать, что это такое и почему ему выделяется особое место в церковных традициях.
Что это такое?
«Елей» в переводе с греческого языка означает «оливковое масло». Растительное масло, применяемое позже, название не изменило. С древних времен масло являлось средством по уходу за кожей и добавкой к еде. Перемешивали с вином или ароматическими веществами. Сила, которая заложена в масле, до сих пор способна победить недуг и злое слово.
В Библии упомянутая масличная ветвь в клюве голубя указывала на согласие. Во время всемирного потопа птица мира оповестила об окончании дождя. В клюве была ветка. Это означало, что вода сошла с земли. Ной мог навсегда покинуть свой ковчег и посвятить свою жизнь служению Богу.
Оливковое масло – предмет роскоши и богатства. В Древней Греции на праздники плели венки из оливкового дерева. Позже елей символизировал жертвоприношение Богу. Размещая в лампадках и зажигая масло перед иконами, показывали преклонение и примирение. Сейчас самое распространенное применение масла – во время крещения, помазания, соборования и литии.
В православии оливковое масло, смешанное с виноградным вином и особыми ароматическими растениями, называется необычно – «Святое миро». Патриарх или предстоятель Поместной церкви готовит миро по старинному рецепту и затем освящает. Оно предназначено для торжественных случаев.
Когда применяется масло?
Рекомендации к применению
Освященный елей имеет невероятную силу. Но для больных, требующих особого подхода, подходит то масло, которое окроплено святой водой во время соборования и литии. Им не только мажут определенные места, но также добавляют в пищу. Молитва, елей плюс большая вера в исцеление совершают невероятные чудеса.
Елей, находящийся в лампадах, увеличивает свою силу, если он предварительно располагался перед мощами святого или перед чудотворной иконой. Незначительные крестообразные помазания больных мест, и вы можете заметить постепенное улучшение. Вместе с помазанием обязательно читается молитва.
Для обращений к Богу нет ограничений. В любое время, когда человек желает поговорить о наболевшем и попросить помощи, его мольба будет услышана, а помазание добавит силы для исцеления. Чем больнее мирянин, тем больше число помазаний. Масло должно впитаться в тело и принести успокоение.
Некоторые прихожане пропитывают елеем кусочек ткани или медицинскую вату. Прикладывая к больному месту священное масло, они впоследствии сжигают непригодную ткань, потому что в мусор ее выкидывать нельзя. Следя за такими правилами, вы показываете уважение к святым предметам.
Ограничения при пользовании маслом
Елей нельзя выливать или перемешивать. Приобретая его в церковных лавках, вы должны заранее предусмотреть место для хранения. Лучшее решение – рядом с иконой. Не стоит отправлять в холодильник. Масло относится к церковной символике. Свойства сохраняются при правильном хранении.
Когда масло принимается внутрь, проследите, чтобы прием был выполнен на голодный желудок. Затем читается молитва об исцелении, акафист великомученику Пантелеимону или акафист Пресвятой Богородице. Акафист читается 40 дней, елей употребляется такое же время.
Масло помогает крови очиститься от токсинов и вирусов. А дом оберегается ладаном. В период лечения каждые десять дней все комнаты обходятся с лампадкой. Аромат благовония уничтожает бактерии и витающий в воздухе негатив.
В домашних условиях легко готовится бальзам, исцеляющий от множества болезней. В эмалированную кастрюлю кладется 40 г пчелиного воска, заливается елеем (100 г) и в завершении добавляется 5 г сахара. Слабый огонь позволит компонентам постепенно раствориться и соединиться. Масса закипает, кастрюля снимается с огня. Живительный бальзам готов, но применяется он в холодном состоянии. Теперь вы знаете, как использовать елей освященный.
Что значит слово елей. Елей: что это? Елей церковный
Что такое?
Елеем называют священное масло. Получают его очень непростым способом. Сначала нужно собрать миро, которое источают некоторые иконы и мощи святых. После этого его добавляют в растительное (оливковое) или вазелиновое масло. Кроме этого, в эти составы капают лампадное масло из негаснущих светильников, расположенных строго рядом с иконами. Получившеюся вязкую жидкость разливают в освященные сосуды и продают.
Чаще всего верующие используют елей для исцеления от разных недугов. Его можно использовать для лечения и детей, и взрослых. Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать, как правильно использовать елей.
Целебная сила елея — что такое?
Елеем может быть любое масло, которое было освящено. Теперь нужно узнать и о его свойствах. Во-первых, освященное масло улучшает физическое состояние, снимает болевой синдром, избавляет от головой боли. Во-вторых, он успокаивает. Эффект от применения такого масла наступает очень быстро и сохраняется на длительный промежуток времени.
Самыми сильными целебными свойствами обладает масло, полученное после проведения елеосвящения. Многие люди, страдающие от недугов, приходят в церковь в день проведения обряда, чтобы потом испробовать на себе его чудотворный эффект.
Елей, который был освящен у лампад в местах великой силы, также считается сильнодействующим. То же говорят и о священном масле, которые было привезено вместе с мощами православных святых и иконами.
Для избавления от головной боли нужно наносить на виски. При сильных аллергиях, экземах и кожных высыпаниях поврежденные участки кожи обрабатываются марлей или ватным тампоном, обмакнутым в священный состав. После этого тампон или марля обязательно сжигается! Выбрасывать их категорически запрещено.
Церковный елей подходит для лечения всех заболеваний. Он может исцелить даже от бесплодия. Для этого достаточно наносить его на низ живота.
Хранить елей дома нужно рядом с иконами. Важно помнить при пользовании елеем, что такое масло нельзя ставить в холодильник и рядом с сильными источниками тепла (печь, батарея, нагревательные приборы), но это действительно так. Это может негативно сказаться на его свойствах.
Как приготовить это масло и как хранить его
Теперь рассмотрим, как готовится елей, что это за состав такой? Готовится оно очень строго. Главным тут является чистое оливковое масло, при необходимости добавляются благовонные компоненты. Затем священнослужитель читает особые молитвы в зависимости от того, для чего предназначен будет елей.
Также есть масла, которые были освящены на мощах, они могут обладать чудотворной силой. И очень полезны для тех, кто болен духовно или телесно.
Хранить такое масло нужно возле домашнего алтаря или там, где стоят иконы. Для него можно приобрести особую емкость, которая продается при храмах. Не рекомендуется держать его в холодильнике или в аптечке.
Как пользоваться освященным маслом?
Применять состав в лечебных целях прежде всего могут истинно верующие христиане. Так как исцеление приходит не только от самого елея, но и от веры и молитв. Люди, следующие по Божьему пути, быстрее всего ощутят на себе чудотворные свойства масла. Если болезнь сильная и долгое время не отпускает, важно посещать все причастия и исповеди, читать молитвы перед сном и с утра, а также изучать библию.
Наносить масло нужно на больной участок тела перед сном. Делать это нужно крестообразно, начиная от правой стороны к левой четко над местом, нуждающимся в исцелении. После нанесения нужно втирать масло до полного впитывания. Также наносить елей можно с помощью освященной церковной кисти или фитиля свечи, купленной в церкви.
Символизм елея
Отдельного рассмотрения заслуживает библейское понимание и четкий ответ на вопрос о том, это что такое. Елеем в Священном Писании называли оливкое масло. Он упоминается в книге 20 раз. В Ветхом Завете он использовался для помазания головы первосвященника и его потомков, окропления Скинии и для того, чтобы отметить святых и избранных.
В Новом Завете помазание елеем встречается лишь четыре раза. Причина всех этих процедур остается неясной, хотя и говорится о том, что священное масло наносили на голову в период благополучия, достатка, изобильного урожая, празднеств и торжеств. Человек с елеем на голове считался благословенным и успешным.
Также масло наносили для того, чтобы снискать радость, силу и защиту от Бога, его благословение и расположение. Такой елей нужно было обновлять каждый день через помазание.
Сам процесс помазания являлся актом передачи сверхъестественной силы и способностей определенному человеку.
Если говорить о том, важно ли использование елея современными верующими, то однозначного ответа нет. В Библии нет никаких четких указаний в отношении этого, хотя и запрета на данный обряд тоже нет.
Образ елея по важности и частоте упоминания занимает в Библии одно из ведущих мест. Давайте рассмотрим, как елей использовали в библейские времена.
РАДОСТЬ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ОСВЯЩЕНИЕ
Елей – это оливковое масло, которое получается путем отжима плодов масличного дерева. Нам всем знаком этот плод, сейчас его можно купить в любом магазине. В современных Палестине и Израиле (на их территории и происходит основное действие библейского повествования) маслина – самое распространенное плодовое дерево. А оливковое масло – один из важнейших продуктов питания как в древности, так и теперь.
Однако елей использовали не только для приготовления пищи, на основе его изготовлялись благовония и притирания. Самого дорогого и почетного гостя на Ближнем Востоке в древности чествовали тем, что на голову выливали елей. Кожа и волосы при этом становились блестящими, лоснящимися, что должно было символизировать материальный избыток и радость, от которых сияет лицо. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс. 133:1-3). Об Иисусе Христе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 45:6-7). Одним из признаков скорби, сильной печали или покаяния был у древних евреев отказ от использования елея.
Елеем также обрабатывали в древности раны, чтобы смягчить их и снять воспаление. Вспомните, что сделал добрый самарянин для человека, избитого разбойниками: он «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).
Елей также является образом исцеления. В Писании неоднократно описывается, как больных мазали елеем. В Новом Завете есть специальное установление об этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14-15). Следует четко осознавать, что сам по себе елей не обладает никакой исцеляющей силой. Важен не ритуал помазания больного, даже не столь важно, кто именно совершает помазание – пресвитер, пастор или епископ. Елей лишь символизирует исцеляющее действие Бога, которое происходит по вере человека.
Еще один образ елея – освящение. В ритуалах, касающихся скинии собрания, жертвенника и храма, освящение занимало одно из важнейших мест. Это была целая процедура, включающая в себя множество элементов, но завершалась она специальным помазанием елеем. «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его» (Лев. 8:10-12). Также и в установлении очищения от проказы помазание елеем заканчивало обряд, совершаемый священником.
ЦАРЬ, СВЯЩЕННИК И ПРОРОК
Первосвященника, как мы уже упоминали, помазывали елеем в знак того, что он освящался Богом, но еще это символизировало особые полномочия и положение перед Богом.
Царей также помазывали на царство елеем. Так было с Саулом, Давидом и Соломоном. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его» (1 Цар. 16:13). «И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!» (2 Цар. 1:39).
Илия помазал Елисея на пророческое служение. «Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы помажь в пророка вместо себя» (1 Цар 19:16).
Елей поэтому символизирует особые полномочия и статус священников, царей и пророков в Израиле.
ГЛАВНЫЙ ОБРАЗ ЕЛЕЯ
Все эти образы елея очень важны, но не они являются главными. Дух Святой — самое важное, что символизирует елей. Ведь именно перечисленные символы – исцеление, освящение, радость, избыток – относятся к действию, производимому Духом Святым. И елей напрямую в Библии связывается именно с пребыванием Духа Божьего на человеке. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13).
Дух Святой до пришествия Христа на эту землю действовал в мире иначе, чем теперь. Он нисходил только на священников, царей и пророков, производя особое действие, которое сопровождалось помазанием елеем, поэтому они назывались помазанниками.
Это были прообразы Иисуса Христа, Который соединил в Себе Первосвященника, Царя и Пророка. Само Его Имя – Христос – означает не что иное, как Помазанник. Так звучит в греческом написании древнееврейское слово «машиах» (от глагола машах – мазать маслом), что означает «помазанный». Христос, придя в синагогу, прочитал о Себе из книги Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19).
В Новом Завете после служения, крестной смерти и воскресения Христа действие Духа Святого вступило в новое качество, стало более мощным и всеобъемлющим. Теперь каждый, принявший Иисуса Христа в сердце как Спасителя, получает Духа Святого, Который пребывает с человеком постоянно, совершая в нем Свое действ ие. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян 2:17).
ПОМАЗАННИКИ НОВОГО ЗАВЕТА
Помазание (особое действие Духа Святого), пребывающее на всяком христианине, наставляет и учит его. «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27). Это не значит, что имеющему Святого Духа нет нужды слушать поучения наставников или не нужно учиться, здесь речь идет не об этом. Христос говорил о том, в чем будет наставлять людей Дух Святой: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7-14). Дух Святой безошибочно подскажет христианину, если в учение проникнет что-либо, принижающее славу Христа, обесценивающее Его жертву.
Теперь всякий верующий в Иисуса Христа имеет Духа Святого и, значит, имеет особые полномочия и способности, которые в Ветхом Завете были доступны только помазанникам: царям, священникам и пророкам, потому что все это производит тот же самый Дух Святой. Об этом прямо говорится в первом послании Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Помазание елеем означает постоянное пребывание Духа Святого в жизни верующего, его отождествление с Помазанником – Иисусом Христом. Но если в Ветхом Завете это действие производилось физически, то есть на голову особо избранного человека возливался елей, то теперь помазание следует воспринимать в духовном смысле, и оно пребывает на всяком верующем.
Итак, образ елея – это символ Духа Святого, Его радости, исцеляющей силы, утешения, назидания и освящения, которое Он дарует верующим. Христиане – новозаветные помазанники Божьи, на которых постоянно пребывает елей Духа Святого, «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Станислав БУЛАНОВ
Вы можете редакции, отправив письмо по адресу или или [email protected]
Значения слова елей. Что такое елей?
Еле́й (др.-греч. ἔλαιον — оливковое масло) — церковнославянское название оливкового, а позже и другого растительного масла в православном церковном обиходе. Елей (оливковое масло) применялся с древних времен для ухода за кожей.
ЕЛЕЙ [от греч. ἔλαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением.
Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление.
Православная энциклопедия «Азбука веры»
Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994
ЕЛЕЙ Старинное русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX в., объединяло два вида оливкового масла — высший сорт, называемый прованским, и низший сорт — «деревянное» масло.
Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства
Елей-Игай — река в России, протекает в Томской области. Устье реки находится в 957 км по правому берегу реки Васюган. Длина реки составляет 12 км. По данным государственного водного реестра России относится к Верхнеобскому бассейновому округу.
Маслина, масло, елей
Маслина, масло, елей I. М. — вечнозеленое дерево, широко распространенное в Палестине, а также его плод. М. культурная, именуемая оливой ((Olea europaea sativa) евр. зайит; греч. элайа)…
Библейская энциклопедия Брокгауза
ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ — в правосл. богослужении общее наименование различных видов помазания освященным елеем (см. статьи Елей, Елеосвящение, Крещение), в первую очередь помазания верных елеем на всенощном бдении.
ЕЛЕОПОМА́ЗАНИЕ — обряд, совершаемый в правосл. ц. на празничном всенощном бдении. Во время литии происходит благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (оливкового масла, употребляемого для горения в лампадах перед иконами).
Гуманитарный словарь. — 2002
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование; греч. τὸ εὐχέλαιον (ἅϒίον ἔλαιον), букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия…
Елеосвяще́ние (или собо́рование) — таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из семи таинств, служащее по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов.
Соборование (елеосвящение) Соборование, или Елеосвящение, – одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.
ЕЛЕЙ, МАСЛО (OIL)
О елее, или масле, в Библии упоминается около двухсот раз. Эти упоминания располагаются на двух полюсах ряда: одни относятся к употреблению масла в повседневной жизни, а другие – к его использованию в особых или даже священных случаях.
В библейские времена масло получали из разных источников – животных, растительных и минеральных. Во Втор. 32:13 и Иов. 29:6 есть поэтический образ елея, который источается из скалы как символ плодородия и процветания. В некоторых иудейских преданиях дерево жизни в Едеме считалось масличным деревом, символизирующим значение масла в повседневной жизни. Масло было одним из основных продуктов в обетованной земле (4Цар. 18:32; Иер. 40:10). Оно употреблялось для множества целей: как составная часть пищи (3Цар. 17:12), как косметическое средство (Еккл. 9:7–8), как горючее для светильников (Исх. 25:6), как лекарство (Ис. 1:6). Масло было также важным экспортным товаром (3Цар. 5:11). Кроме того, елей использовался в жертвоприношениях и при помазании для введения в должность.
Самым распространенным источником масла были маслины. Их сбивали с деревьев шестами (Ис. 17:6), а затем превращали в мягкую массу. Когда эту массу помещали в плетеные корзины, из них вытекало самое чистое масло самого высокого качества, называвшееся «выбитым елеем», о котором не раз упоминается в Библии (Исх. 27:20, 29:40; Лев. 24:2; Чис. 28:5; 3Цар. 5:11). После извлечения самого чистого масла более низкосортное масло получали выдавливанием и нагреванием массы.
Масло в повседневной жизни
. Наряду с другими продуктами, такими как зерно и вино, масло считалось выражением самой сути жизни, знаком благословления и милости Бога, которые можно было утратить в результате непослушания (Втор. 11:13–17). Оно употреблялось в пищу, а также при выпечке хлеба и жарке. Вкус манны напоминал лепешки с елеем (Чис. 11:8).
В некоторых случаях помазание елеем носило вполне обыденный характер. В климате, в котором сухость кожи вызывала проблемы, особенно для путников, помазание елеем освежало и восстанавливало силы (Пс. 22:5, где в буквальном смысле имеется в виду лечебное масло, которым смазывали пораненную овцу в загоне в конце дня). В других местах помазание елеем служит образом веселого и праздничного настроения (Пс. 103:15; Еккл. 9:8). Есть также намеки на помазание елеем как на честь, которую оказывают гостю (Лк. 7:46).
Масло широко употреблялось также как лечебная мазь. Пс. 22:5 показывает это в пасторальной обстановке с пастырем, умащивающим порезы или ушибы овцы. Масло ценилось и как целебное средство для людей. Масло смягчало раны, и в Иак. 5:14 оно связывается с Божьим активным вмешательством в ответ на молитвы людей.
Еще одним светским применением масла было его использование как горючего для светильников. Во времена Иисуса обычно пользовались небольшими ручными лампами. С учетом их малой вместимости важное значение имел запас горючего, и такая ситуация легла в основу одной из притчей Иисуса (Мф. 25:3–8).
Использование масла в особых случаях
. На другом конце спектра елей в Библии связывается с одним из самых торжественных и впечатляющих обрядов ветхозаветной религиозной и гражданской жизни. Елей использовался в ритуальном помазании для отделения пророка (Ис. 61:1), священника (Лев. 8:30) или царя (1Цар. 10:1). О елее помазания говорится как о «елее радости», учитывая праздничную атмосферу события.
Яркая тема помазания проходит через весь Ветхий Завет в виде упоминаний об обещанном избавителе, который дважды называется «Помазанником», или Мессией (Дан. 9:25–26). Помазание это метафорическое, его совершает Святой Дух (Пс. 2:2; Ис. 61:1). В Новом Завете символика помазания связывается с Иисусом, Мессией (Евр. 1:9), в том числе с помазанием Его ног Марией (Ин. 12), а также с помазанием Его тела (Ин. 19:39–40).
Другим примером значения елея служит ветхозаветное поклонение, в котором он приобретает сакральный смысл. Елей использовался во всесожжении и смешивался с различными пищевыми приношениями. Он занимал также видное место в обрядовом очищении. Ощущение привкуса елея вызывают у читателя около сотни упоминаний о нем в последних четырех книгах Пятикнижия.
Даже физические свойства елея помазания демонстрировали богатство этого образа. Прежде всего елей был ароматным. Основой различных душистых лосьонов служило оливковое масло, но в Исх. 30:22–33 при описании особого елея помазания из редких и дорогих благовоний говорится о тончайших примесях. Большинство из них привозили из таких далеких стран, как Индия. Ароматическими благовониями славились Персия, Индия и Аравия. Елей из смирны (Исх. 30:23) отличался особенно душистым запахом (Пс. 44:9; Притч. 7:17). Другими ингредиентами ароматного елея помазания были корица и бальзам.
. Такие особенности древней культуры и жизни, естественно, становились богатыми источниками символов. Обладание елеем было признаком процветания и изобилия, равно как и Божьего обеспечения (Иов. 29:6; Иоил. 2:24). Масличное дерево в Суд. 9:9 хвасталось, что его туком «чествуют богов и людей». Обольстительные слова врага сравниваются с мягкостью масла (Пс. 54:22). Завлекающие речи неразборчивой в половых связях жены мягче елея (Притч. 5:3).
Божье благоволение сравнивается с помазанием головы елеем (Пс. 22:5, 44:8, 91:11), и такое же сравнение используется при изображении единения паломников (Пс. 132:1–2). В Песни песней превозносится любовь женщины, наполненная благоуханием ее аромата, в котором выражается сама любовь (Песн. 4:10). Доброе имя лучше дорогой масти (Еккл. 7:1, здесь образ основывается на игре слов – «имя» [sem
См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, МАЗЬ, ПОМАЗАНИЕ, СВЕТИЛЬНИК.
ЕФЕСЯНАМ ПОСЛАНИЕ. См. ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ.
Значение слова елей
елей в словаре кроссвордиста
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. церк. лат. и немецк. оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
елея, мн. нет, м. (греч. elaion).
Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.).
перен. О чем-н. успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т. п. (поэт.). Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей. Пушкин.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-я, м. Оливковое масло, употр. в церковных обрядах. Помазание елеем.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Оливковое масло, используемое в церковном обиходе.
Низший сорт оливкового масла; деревянное масло.
перен. То, что успокаивает, исцеляет душевные боли.
перен. Преувеличенная любезность, приторная ласковость в речах, в обращении; слащавость.