Что такое цэд таможня
Участники ВЭД выбирают таможенное оформление в Центрах электронного декларирования (ЦЭД)
Причины создания центров электронного декларирования (ЦЭД)
В условиях дальнейшего развития и применения инновационных технологий в сфере таможенного оформления особое внимание следует обратить на функционирование центров электронного декларирования и системы удаленного выпуска товаров, цели их создания, преимущества их использования и перспективы дальнейшего существования. В основе возникновения центров электронного декларирования лежит переход к системе электронного декларирования. До внедрения системы электронного декларирования, все документы необходимые для таможенного оформления ввезенного товара предоставлялись таможенным органам участниками внешнеэкономической деятельности в бумажном виде. Применение документооборота в бумажном виде и существовавший уровень технологий связи, возможности таможенного контроля создавали четкую территориальную привязку товара и декларанта к таможенному посту, рядом с которым он находился. Не мог таможенный пост, находящейся за сотни или тысячи километров от товара, выпустить его в свободное обращение. Распространение компьютеров, развитие интернета и информационных технологий позволило начать процесс по минимизации применения бумажного документооборота и снижению необходимости в непосредственных контактах декларантов с работниками таможенных органов. Постепенно это привело к созданию системы электронного декларирования, когда все необходимые документы предоставлялись таможенным органам в электронном виде посредством специальных программ через Интернет.
Первая электронная декларация, где была использованы технологии ЭД-1 (здесь напрямую подключались к таможенной программе по выделенному каналу связи) подали в 2002 году.
Через шесть лет, в 2008 году была подана электронная декларация с применением технологи ЭД-2 (формализованные документы были предоставлены через сеть Интернет). Это был колоссальный прорыв в области таможенного оформления. Развитие системы электронного декларирования позволило создавать специализированные таможенные посты, к функционалу которых относилось совершение таможенных операций по электронному декларированию товаров. Данные специализированные посты получили наименование Центров электронного декларирования (ЦЭД). Причем данные специализированные посты могли осуществлять таможенное оформление товаров, которые территориально находились в другом субъекте Российской Федерации и даже в другом федеральном округе (например, центр электронного декларирования мог быть Можайского таможенного поста, а декларант подавать электронную декларацию из г. Владивостока, Приморский край). Первые ЦЭД начали работать 12 января 2011 года. В настоящее время в системе таможенных органов РФ ЦЭД функционируют во всех федеральных округах Российской Федерации и в каждом региональном таможенном управлении. Некоторые ЦЭД могут осуществлять свою деятельность в конкретном федеральном округе, но в большинстве случаев регионом деятельности ЦЭД является вся Россия.
Для большинства центров электронного декларирования регионом деятельности является территория всей России. Некоторым центрам электронного декларирования разрешено осуществлять декларирование только в определенном федеральном округе.
Отличие центров электронного декларирования (ЦЭД) от остальных таможенных постов
Система взаимодействия центра электронного декларирования (ЦЭД) и внешнего таможенного органа
В приказе ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», прописана процедура взаимодействия центра электронного декларирования, и таможенного органа, которому подконтролен СВХ или зона таможенного контроля (ЗТК), где размещен товар.
1. Инспектор центра электронного декларирования при получении электронной таможенной декларации отправляет запрос во внешний таможенный орган действительно ли декларируемый товар размещен на СВХ или ЗТК.
2. Инспектор внешнего таможенного органа в течение 30 минут проверяет действительно ли декларируемый товар размещен на СВХ или ЗТК и в течение 10 минут информирует центр электронного декларирования о том, размещен ли данный товар или нет.
3. В случае отсутствия товаров на СВХ или в ЗТК инспектор центра электронного декларирования отказывает в регистрации электронной таможенной декларации.
4. Если факт наличия товаров на СВХ или в ЗТК подтвержден, то инспектор центра электронного декларирования присваивает регистрационный номер электронной таможенной декларации, сопоставляет сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, с информацией, прописанной в товаросопроводительных документах.
5. Если таможенная программа выявляет факт наличия рисков, по которым требуется проведение фактического контроля (МИДК, осмотра, досмотра), во внешний таможенный орган из центра электронного декларирования инспектором направляется поручение на МИДК, осмотр, досмотр. Например, если товар физически будет находиться на территории СВХ Магистраль-ДВ, г. Артем, а электронная декларация будет подана в центр электронного декларирования Можайского таможенного поста и будет поручение на досмотр, то фактические действия по проведению досмотра будет осуществлять инспектор таможенного поста Морской порт Владивосток (т/п МПВ). По окончании МИДК, осмотра, досмотра внешний таможенный орган информирует центр электронного декларирования о его результатах.
6. Проверка документов и сведений должна осуществляться центром электронного декларирования в четко определенные сроки:
— если декларация содержит от 1 до 10 товаров, то в течение не более 1 часа;
если декларация содержит от 11 до 50 товаров, то в течение не более 3 часа;
если декларация содержит от 51 до 100 товаров, то в течение не более 5 часа
если декларация содержит от 101 и более товаров, то в течение не более 12 часов
7. После завершения проверки электронной таможенной декларации инспектор центра электронного декларирования направляет декларанту сообщение «Выпуск разрешен» в электронном виде.
Товары не подлежащие электронному декларированию
С 1 января 2014 года, на основании предписаний Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 204, ч. 4 ст. 322) было введено обязательное электронное декларирование товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации.
Товары, к которым не относится подобное требование:
1) товары, которые декларируют определенные категории иностранных лиц;
2) товары, которые перемещают физические лица, либо направляют в адрес физических лиц;
3) товары, которые поместили под таможенные процедуры уничтожения, отказа в пользу государства, специальные таможенные процедуры.
4) товары, которые содержат государственную тайну;
5) товары, отправляемые с использованием почтовой связи.
Все эти категории товаров прописаны в Постановлении Правительства РФ от 13 декабря 2013 года N 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование может осуществляться в письменной форме» и обязаны декларироваться в письменной форме.
При желании декларант сам может выбрать письменную форму.
Преимущества работы с центрами электронного декларирования
1. Возможность размещения товаров на любом терминале СВХ не предъявляя его таможенному органу, осуществляющему декларирование товаров. Это позволяет сократить сроки и расходы для клиента.
2. Уменьшаются материальные и временные расходы на проведение таможенных операций, которые предшествуют выпуску товаров. Это ведет к уменьшению срока выпуска до 2 – 3 часов.
3. Бумажную копию можно получить в любом таможенном органе, где осуществлялась подача электронной таможенной декларации. Юридическая сила бумажной копии равнозначна электронному варианту.
4. Нет непосредственного контакта между декларантом и таможенным органом. Всё взаимодействие происходит в электронном виде с использованием сети Интернет.
5. Расстояние между декларантом и таможенным органом не имеет никакого значения. Не важно, что их могут отделять сотни или тысячи километров.
6. В таможенных органах оптимизируется штат должностных лиц, без снижения эффективности их работы.
Переход Нашей компании к таможенному оформлению через центры электронного декларирования привел к позитивным изменениям в сроках таможенного оформления – таможенное оформление у нас сейчас обычно занимает пару часов (ранее на таможенное оформление, как правило, уходило от нескольких дней до 7-10 дней), экономии на расходах в логистике (нет расходов по платному хранению), оптимизации рабочего времени сотрудников (избавлены от массы ненужной бумажной работы, нет необходимости в непосредственном контакте с инспектором).
В основном мы осуществляем таможенное оформление через центр электронного декларирования Можайского таможенного поста.
Высокий профессионализм, ответственный подход к своей работе, оперативность являются характерными чертами сотрудников центра электронного декларирования Можайского таможенного поста.
Функционирование единой cети электронных таможен и ЦЭД
Выступление на Международном таможенном форуме – 2021, 21.10.2021.
«Добрый день, уважаемые друзья, коллеги. С удачным началом нашего Форума. Несмотря на серьезнейшую ситуацию с ковидом прошу всех беречь себя, близких, всех, кто рядом с вами находится, максимально соблюдать все меры предосторожности, чтобы праздник наш не омрачить.
Действительно, создание единой сети электронных таможен и Центров электронного декларирования – краеугольный камень, фундамент нашей Комплексной программы развития 2018-2020 годов. Владимир Иванович Булавин эту программу утвердил на самом высоком уровне, и у Председателя Правительства, и Президентом она была поддержана, поэтому это для нас, я считаю, важнейшее достижение последних лет, которое определяет нашу работу на годы вперед.
Давайте начнем, коротко расскажем о том, что у нас есть. Как я уже сказал, у нас автоматизация шла по определенным этапам, по определенным достижениям. 2014 год – когда декларирование стало электронным, оно стало повсеместно внедряться. Потом мы пошли дальше, пошли по пути цифровизации процедур – авторегистрация, автовыпуск. И как я говорил, уже с приходом Владимира Ивановича Булавина к руководству Федеральной таможенной службы, мы создали Комплексную программу, когда в одном системном документе мы прописали как будет апробироваться система таможенных органов. Базой для системной реформы стало внедрение электронного декларирования, в первую очередь, это для импорта и экспорта. Сегодня это скорость совершения таможенных операций.
Посмотрим на этапы цифровизации таможенных органов:
Доля электронных деклараций в 2021 году составляет 99,9%. Среднее время выпуска товаров (для безрисковых товаров) по импорту – 63 минуты, по экспорту – 36 минут.
Поэтапный процесс создания ЦЭДов подразумевал целый комплекс мероприятий. До начала реформы у нас было порядка 650 мест таможенного оформления по стране, то есть постов, куда можно было подать таможенную декларацию. Естественно, с таким количеством, обилием сложно было обеспечить единство правоприменительной практики, сложно было контролировать всякие коррупционные проявления, уже не говоря про каналы связи – всякие технические, материально-технические обустройства. Я думаю, те, кто давно работает, сталкивался и помнят, что на одном посту богато сидят люди – мраморные стены, на другом посту – приходишь, а там ободранные табуретки, непонятная техника стоит, ободранные столы и вообще люди в каких-то жутких условиях трудятся. Нужно было решить, как я уже сказал, целый комплекс материально-технических, информационно-технических, энергетических проблем – подвести питание, энергетику, обеспечить резервирование каналов связи, создать людям нормальные условия. Это была одна из задач с тем, чтобы наши таможенные инспекторы, выпускающие инспекторы трудились, чтобы им было приятно приходить на работу, как всем нам. Мы все хотим приходить в чистое и красивое помещение, сидеть за удобными рабочими местами и сосредоточиться исключительно на своих профессиональных обязанностях.
Как я уже сказал мы двигались от малых объемов к крупным в течение трех лет, и в течение 2018, 2019, 2020 годов мы создали совершенно новую, с нуля практически, инфраструктуру, которая сегодня включает в себя 16 Центров электронного декларирования, сеть территориально распределенных ЦЭДов. Они специализированы по видам транспорта, это морские три ЦЭДа – Владивосток, Балтика (Северо-Запад) и Новороссийск, то есть покрываются соответствующие морские бассейны. Это Авиационный Центр, который обслуживает Московский авиационный узел, 86% всего нашего оборота авиационных грузов. Это специализированные потоварные ЦЭДы – энергетический и акцизный, ну и, соответственно, региональные ЦЭДы, в каждом федеральном округе есть свой Центр электронного декларирования. Плюс Калининград, который в силу своего местоположения требует особого внимания, ну и Московский областной Центр электронного декларирования, который обслуживает крупнейшие экономические центры страны.
Как выглядела единая сеть электронных таможен и ЦЭД с 2018 по 2020 года:
16 Центров электронного декларирования, 16 мест, которые, естественно, гораздо легче контролировать, естественно, гораздо эффективнее можно достигать единства правоприменительной практики, выросла производительность труда.
В свое время, еще когда в экспериментальных режимах работали, еще в 2014-2015 году, мы увидели, что концентрация декларирования в одном месте приводит к повышению производительности труда. То есть, у нас на 20-30% повысился выпуск на одного инспектора. Эта структурная реформа, административная, как я уже сказал, материально-техническая и информационно-технологическая, она привела к тому, что вот эти 16 точек.
Вторая сторона нашей реформы – это автоматизация. Я хотел бы обратить особое внимание на автоматизацию наших процедур. Мы в прошлом году проводили Коллегию, примерно год назад, в декабре прошлого года по автоматизации и посчитали, а что нам дает автоматизация с точки зрения производительности труда. Автоматизация – это, в первую очередь, высвобождение человека от рутинных и непроизводительных операций. Те декларации, которые не попали под риски, те декларации, которые поданы компаниями низкого уровня риска, выпускаются автоматически. Вот здесь цифры даны для всех компаний. Это для высокого, для низкого, для среднего уровня риска, для всех. То есть у нас уже больше 26% от всех деклараций выпускается полностью автоматически. Из них по импорту больше 20%, по экспорту порядка 40%. Это нам позволяет высвободить более 1000 единиц должностных лиц. То есть это, примерно, 1000 выпускающих инспекторов. Это вторая сторона медали нашей реформы, вторая сторона наших преобразований.
Я не хочу занимать много времени, мы можем еще много говорить, но мне хотелось бы сказать, что одновременно была проведена структурная реформа, и одновременно была проведена серьезная работа в области автоматизации.
В соответствии с таможенными процедурами экспорта, выпуска для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны зарегистрировано в автоматическом режиме – 82% деклараций на товары от общего количества оформленных деклараций.
В соответствии с таможенными процедурами экспорта, выпуска для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны выпущено в автоматическом режиме – 26% деклараций на товары от общего количества оформленных деклараций.
Дальше в этой структуре мы еще, надеюсь, поработаем определенное количество лет, сейчас главное добиться, чтобы она работала как часы, как хорошо отлаженный механизм взаимодействия с постами фактического контроля.
Следующее направление – это совершенствование фактического контроля и взаимодействия с Центрами электронного декларирования, ну и дальнейший рост автоматизации. Мы надеемся, что те компании, которые даже пока не попали в автоматизацию, но увидели, как другим стало хорошо от автоматизации, они будут туда стремиться, добиваться получения статуса компании низкого уровня риска и двигаться вперед».
Диспетчеризация таможенных деклараций: что важно знать
C 1 февраля ФТС России приступила к диспетчеризации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности. Участники ВЭД столкнулись с целым рядом проблем, связанных с автоматическим распределением деклараций по ЦЭДам.
Ранее в таможенных органах проводилось тестирование соответствующих алгоритмов автоматического распределения деклараций с применение технологии удаленного выпуска.
Под диспетчеризацией понимается автоматическое распределение деклараций на товары между таможенными органами в соответствии с установленными критериями.
Концепция диспетчеризации деклараций на товары была разработана в порядке исполнения положений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года.
В рамках реформирования таможенных органов было принято решение о создании 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), в которых был бы сконцентрирован весь массив таможенных деклараций. Эта работа началась еще в 2018 году.
Целью создания крупных ЦЭДов является возможность эффективного внедрения новых алгоритмов автоматического совершения таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов (автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска).
Одновременно с созданием ЦЭДов и электронных таможен были определены принципы диспетчеризации деклараций, то есть автоматического распределения деклараций на товары между ЦЭДами, а также внутри ЦЭДов между должностными лицами в зависимости от их загрузки и компетенции.
Автоматическое распределение таможенных деклараций с применением технологии удаленного выпуска товаров (через ЦЭД), осуществляется в соответствии со следующими критериями:
Такой подход, а также особенности распределения деклараций, поданных физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заложен в Проекте приказа Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций».
Компетенция таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров в настоящее время устанавливаются приказами Минфина РФ. Это прежде всего Приказы Минфина от 08.09.2020 N 185н и от 19.10.2020 N 238н.
Приказ Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» в настоящее время так и не вступил в силу.
Тем не менее с 1 февраля автоматическое распределение деклараций между ЦЭДами началось.
Итак, согласно установленным критериям, декларации автоматически направляются в соответствующие ЦЭДы следующим образом:
1) Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.
2) Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы.
Морской транспорт, через пункты пропуска, находящиеся в регионе деятельности:
Авиатранспорт московского авиаузла, товары, перемещаемые через воздушные пункты пропуска, находящиеся в регионе деятельности:
В зависимости от места налогового учета декларанта, при нахождении в:
Алгоритм диспетчеризации учитывает загруженность ЦЭДов и распределяет декларации на товары либо по виду транспорта и месту прибытия груза, либо по ИНН (КПП) декларанта.
При распределении деклараций учитывается также разница в часовых поясах в зависимости от местонахождения груза с учетом ИНН (КПП) декларанта.
Имеется также ряд исключений из диспетчеризации.
Декларации, не подпадающие под действие алгоритма автоматического распределения деклараций, диспетчеризируются по коду поста, указанному декларантом.
Право самостоятельного выбора ЦЭД предусмотрено при выборе отдельных таможенных процедур, может быть предоставлено участникам ВЭД низкого уровня риска и в других специальных случаях.
Итак, исключения из диспетчеризации допускаются в следующих случаях:
Отдельные таможенные процедуры:
Отдельные категории товаров:
Возможность полностью автоматического распределения деклараций в отношении комплектных объектов и лицензируемых товаров будет реализована только после доработки программных средств.
Таможенные посты, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, могут принимать декларации:
Проектом приказа Минфина РФ «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» ограничивается компетенция, а также устанавливаются дополнительные правомочия для некоторых таможенных постов в отношении некоторых специфичных видов товаров. В частности, товаров для проекта Сколково, проектов «Сахалин-1,2», МПО, для карнетов АТА, Абхазского и Юго-Осетинского таможенных постов и т.п.
По утверждению ФТС России диспетчеризация в настоящее время затрагивает порядка 5% всего декларационного массива, основную массу которого составляют товары, прибывающие авиационным и морским транспортом.
Ситуация активно обсуждается на форуме TKS.RU.
ФТС РФ анонсировала проведение вебинара по итогам первой недели работы по диспетчеризации деклараций на своей странице в Facebook. Вебинар пройдет 9 февраля 2021 г. для всех желающих без предварительной регистрации.
Северо-Западное таможенное управление
Диспетчеризация таможенных деклараций
В рамках реформирования таможенных органов было принято решение о создании 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), в которых был бы сконцентрирован весь массив таможенных деклараций.
Целью создания крупных ЦЭД является возможность эффективного внедрения новых алгоритмов автоматического совершения таможенных операций информационными системами без участия должностных лиц таможенных органов (автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска).
Одновременно с созданием ЦЭД и электронных таможен были определены принципы диспетчеризации деклараций, то есть автоматического распределения деклараций на товары между ЦЭД, а также внутри ЦЭД между должностными лицами в зависимости от их загрузки и компетенции.
C 1 февраля в таможенных органах был внедрен механизм диспетчеризации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности. Тестирование соответствующих алгоритмов автоматического распределения деклараций с применением технологии удаленного выпуска проводилось в таможенных органах ранее.
Под диспетчеризацией понимается автоматическое распределение деклараций на товары между таможенными органами в соответствии с установленными критериями.
Автоматическое распределение таможенных деклараций с применением технологии удаленного выпуска товаров (через ЦЭД), осуществляется в соответствии со следующими критериями:
— в зависимости от компетенции ЦЭД по совершению таможенных операций в отношении определенных категорий товаров (подакцизные товары, нефтепродукты), компетенция таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров в настоящее время устанавливаются приказами Минфина РФ (например: от 08.09.2020 № 185н и от 19.10.2020 № 238н.);
— по виду транспорта: товары, ввозимые морским транспортом, подлежат распределению в морской ЦЭД, товары, ввозимые авиационным транспортом – в авиационный ЦЭД, вне зависимости от помещения ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
— декларации в отношении остальных товаров, распределяются между ЦЭД в зависимости от места налогового учета декларанта или его обособленного подразделения (по КПП, ИНН декларанта).
В соответствии с установленными критериями, декларации автоматически направляются в соответствующие ЦЭД следующим образом:
1) Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.
2) Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от места их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭД.
Имеется ряд исключений, которые допускаются в следующих случаях:
— отдельные таможенные процедуры: таможенный транзит, свободный склад, специальная таможенная процедура;
— особенности декларирования: комплектные объекты, периодическое декларирование, завершение временного периодического декларирования;
— отдельные категории товаров, например: драгоценные металлы и валютные ценности, лицензируемые товары, и др.
Возможность полностью автоматического распределения деклараций в отношении комплектных объектов и лицензируемых товаров будет реализована только после доработки программных средств.
Таможенные посты, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, могут принимать декларации:
— на товары, перемещаемые физическими лицами;
— с использованием транспортных (перевозочных) документов (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ»);
— на товары, помещаемые под специальную таможенную процедуру или таможенный транзит;
— на товары, помещаемые под процедуру свободной таможенной зоны.