что такое связная монологическая речь
Монологическая речь: виды и особенности речи
Речь человека – это показатель его интеллектуального и культурного развития. Она не возникает сама по себе, а является составной частью общения с другими людьми. Для детей дошкольного возраста очень важно научиться содержательным и аргументированным высказываниям. Они должны связно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли. Такая форма речи называется монологической, которая является центральной в связной речи.
Умение связно, максимально точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние, в том числе, и на эстетическое развитие детей: при составлении рассказов, пересказах ребенок использует образные слова, выражения, которые он узнал из различных художественных произведений.
Если ребенок умеет рассказывать, то он становится более общительным, он преодолевает свою застенчивость, становясь более уверенным в себе. К тому же, правильное развитие монологической речи является очень важным для дальнейшего обучения в школе.
Особенности формирования монологической речи у дошкольников
Речь дошкольников часто бывает достаточно бедной и невыразительной, что вызвано недостаточным словарным запасом и плохо сформированным грамматическим строем речи. Именно это мешает развиваться умению ребенка вести монолог, т.е. формировать самостоятельное и четкое высказывание.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста не знают большого количества слов, что приводит к тому, что они не могут составить даже самый простой и короткий рассказ. Другая сложность в развитии монологической речи связана с необходимостью удерживать смысловую целостность информации. Если в ходе беседы ребенок может опираться на высказывания собеседника, что само собой направляет ход диалога, то при монологе нужно концентрироваться на своих же собственных высказываниях. Для детей это оказывается достаточно сложной задачей, поэтому их речь получается недостаточно логичной и обрывистой.
Для каждого возраста характерен свой уровень развития связной речи. Для детей 3-4 лет доступна простая форма диалогической речи, при этом они только начинают учиться связно излагать свои мысли. Дети допускают много ошибок при определении действия, качества предмета и построении предложений.
С младшего дошкольного возраста нужно особое внимание уделять навыкам разговорной речи. При этом к каждому высказыванию ребенка нужно относиться максимально бережно. Если он не знает значение слова, то нужно обязательно ему его объяснить. Сначала детей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку), затем отвечать на вопросы, слушать взрослого и повторять за ним. Все вопросы, которые вы задаете, должны быть понятны для ребенка.
В среднем дошкольном возрасте предпринимается ряд действий для развития связной речи. Большое внимание уделяется активизации словаря, объем которого должен составлять порядка 2500 слов. Ребенок в этом возрасте должен не только понимать, но и использовать в своей речи наречия и прилагательные. Детей постепенно подводят к самостоятельному составлению небольших по объему рассказов по игрушке, картинке.
У детей старшего дошкольного возраста развитие монологической речи находится на достаточно высоком уровне. В норме они уже должны освоить пересказ и рассказ – основные типы монологической речи.
Виды связной монологической речи
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Существует 3 типа связной речи: повествование, описание, рассуждение.
Повествование – это сообщение, рассказ об определенном событии в его последовательности.
В структуру текста-повествования входит:
а) начало действия (место, время);
б) его развитие (сообщение о действующем лице, особенности и порядок действий);
г) дальнейшее повествование;
в) конец развития события.
Описание – это изображение отдельных предметов, сравнительное изображение двух предметов (или одного предмета в разных условиях – в лесу летом и зимой, описание портрета, описание трудового процесса, игры и т. п.
а) часть, в которой передается общее впечатление от предмета, указывается его назначение, дается оценка;
б) часть, в которой раскрываются признаки предмета, дается его детальное описание.
Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста. В рассуждении дается объяснение какому-нибудь явлению, предмету, факту, событию и т. д.
В текстах типа рассуждения четко вычленяются три части.
а) тезис – часть, содержащая мысль, которая будет доказываться;
б) доказательная часть, содержащая аргументы;
Известно, что связная речь бывает диалогическая и монологическая. Сегодня мы будем говорить о монологической речи. Монологическая речь – это речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
Основными видами монологической речи являются пересказ и рассказ.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности,но существуют общая структура непосредственно образовательной деятельности по обучению пересказу:
— подготовка к восприятию текста;
— первичное чтение текста педагогом;
— беседа по вопросам (вопросы, начиная от репродуктивных и заканчивая поисковыми и проблемными);
— составление плана пересказа;
— повторное чтение текста педагогом;
Перед педагогом при обучении пересказу ставятся следующие задачи:
— формировать умение воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;
— формировать умение слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту;
— развивать умение воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;
— развивать умение передавать разговор действующих лиц, последовательно пересказывать текст;
— подводить к воспроизведению текста, но не воспроизводить его.
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.
Обучение рассказыванию включает:
— рассказы по картине и серии картин;
— рассказы из личного опыта.
Основная функция рассказа-описания – запечатлеть какой-то момент действительности.В дошкольном возрасте рассказы-описания подразделяются на: описательные по игрушке, по серии игрушек. В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию, в средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. В старшей и в подготовительной к школе группах дети учатся составлять рассказы-описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказа-описания:
4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.
6. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя.
7. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя.
8. Оценка детских рассказов воспитателем.
Обучение рассказу по картине и по серии картин. Обучение рассказу по картине становится возможным со среднего возраста, т. к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказу по картине:
1. Подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей и др.).
2. Рассматривание картины в целом.
3. Вопросы к картине воспитателя.
4. Образец рассказа по картине воспитателя.
В начале работы по данному направлению воспитатель помогает детям рассказывать по опорным вопросам, подсказывает слова, словосочетания.
Если дети научились рассказу по картине, по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Далее задачи усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.
Обучение по серии картин подразумевает, что ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказу по серии картин:
1. Рассматривание картин.
2. Уточнение основных моментов сюжета.
3. Вопросы воспитателя к каждой картине.
4. Обсуждение последовательности повествования.
Рассказы из личного опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. Рассказы из опыта рекомендуется начинать со старшего возраста, но обучение рассказыванию из личного опыта можно начинать с 4-5 лет.Рассказы из опыта можно разделить на два вида:
— рассказы, отражающие коллективный опыт (о событиях, в которых принимали участие все дети);
— рассказы, отражающие индивидуальный опыт («Расскажи, как ты провел выходной день».).
У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает. Помощь детям в рассказывании может заключаться в совместном обсуждении плана.
Дошкольники при обучении рассказыванию из личного опыта учатся:
— рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;
— правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;
— указывать место и время описываемых событий;
— пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
— четко, ясно излагать свои мысли.
Структура непосредственно образовательной деятельности по обучению рассказу из личного опыта:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога,соответствующий требованиям:
— тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
— четкость построения, отсутствие лишней детализации;
— динамичность действий, яркие описания;
— язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости).
3.Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.
Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры. Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта.
Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группах, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения,вида рассказа и включают:
1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам.
2. Придумывание детьми продолжение авторского текста.
3. Рассказывание по сюжету, предложенному педагогом.
4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Развитие связной монологической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать.
Роль мультимедийных презентаций в формировании связной речи у детей с ОВЗ. Совместный проект по формированию связной речи подготовил: Егорова Е. А. учитель – логопед МБУ детский сад № 196 «Маячок» г. о. Тольятти Реагируя на все изменения социальных условий и.
Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием различных.
Конспект занятия по развитию речи с использованием презентации в подготовительной группе «Зимние виды спорта» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимние виды спорта»; Задачи: Образовательные: • Совершенствовать грамматический строй.
Развитие монологической речи детей средней группы в повседневной жизни Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время.
Развитие монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством пересказа художественных произведений (отчет) Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и.
Развитие связной речи Развитие связной речи является одно из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа дошкольного образования.
Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для развития связной, диалогической и монологической речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В статье указано то, что какие возникают трудности.
Определение и характеристики
Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.
Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:
Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).
Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.
Основными характеристиками монолога являются:
Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.
Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.
Структурные компоненты и виды
Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.
В таблице видов монологов выделяют:
Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.
Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.
В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.
В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.
Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.
Функции и критерии оценивания
Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:
В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.
При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:
Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.
Связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Успешность обучения детей в дошкольной организации во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности. Она характеризуется развернутостью, произвольностью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью. Связность в монологической речи обеспечивается одним говорящим.
Связная монологическая речь у детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте развивается замедленными темпами. У них наблюдается искажение как внутреннего, смыслового, так и языкового уровней связной речи. Происходит непонимание речи, нарушение логической последовательности событий, неспособность устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, составлять законченное развернутое высказывание. От того, насколько будет сформирована связная монологическая речь у детей с нарушением интеллекта, зависит успешность усвоения учебного материала.
При использовании сказки с повторяющимися сюжетами для развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта можно использовать разнообразные приемы рассказывание сказки детям, повторное рассказывание текста с использованием художественных иллюстраций, пересказ или рассказ сказки детьми по вопросам педагога, пересказ или рассказ сказки детьми с опорой на иллюстрации, пересказ или рассказ сказки детьми без опоры на иллюстрацию.
Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.
Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.
Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.